ции рынка труда. Создание таких условий осуществляется через включение обучающегося в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
В целом понятие самозанятости выпускников формируется на том, что это индивидуальная производственная деятельность, согласованная с предпринимательской, охватывающая все основные сферы социальной среды на личность художника. По этой причине самозанятость не может не влиять на процесс социализации личности. Положительная результативность социализации молодого специалиста зависит от реализации как минимум двух условий. Первое связано с включением выпускников высшей школы в реальные социальные отношения. Второе определяется самореализацией начинающего специалиста-художника в процессе социального взаимодействия с конкурентной средой. Именно последнее позволяет наиболее полно раскрыть креативные и предпринимательские возможности.
Целевые установки процесса самозанятости в области ДПИ и НП можно условно разграничить на идеальные, в рамках которых складывается образ или идеал гармонично развитой творческой личности мастера-художника; реальные, испытывающие влияние среды и условий, в которых складывается процесс творчества.
Учитывая данные обстоятельства, можно определить основные задачи процесса самозанятости. Первая связана с решением проблем социального развития художника, создающего уникальные произведения в регионах бытования народных промыслов. Данный процесс должен внести изменения в творческие планы мастера, его взгляды, художественные мотивы и реальные трудовые действия, связанные с гуманистическим мировоззрением, потребностью нравственного поведения. Самозанятость специалистов в области ДПИ и НП не может развиваться без учета гуманистической ориентации высокохудожественного труда, социальной востребованности и адекватности современному представлению о произведении искусства, индивидуальности представленного произведения и его ценности.
Исходя из особенностей процесса самозанятости в области ДПИ и НП, можно констатировать факт социального развития специалиста, изменений в творческой деятельности. Наибольшей результативности от процесса самозаня-
Библиографический список
тости можно ожидать при условии интеграции социальных условий и условий индивидуального творческого развития личности. При такой форме интеграции можно достичь развития творческой личности молодого специалиста в интеллектуальной, мотивационной, профессиональной сферах. Важно, чтобы процесс самозанятости не уничтожил стремление художника продолжать процесс познания современного общества в плане индивидуальной способности жить и сознательно определять художественные и нравственные ценности, так как он связан с культурным наследием народа.
Самозанятость в области ДПИ и НП необходимо рассматривать в контексте концепции воспитания личности будущего художника как человека культуры [4], представленного в качестве культурно-воспитательного представителя общества XXI в. Социокультурная среда этого общества является открытой, правовой, с развитым общественным самоуправлением, представленного образованными, воспитанными, культурными потребителями народных произведений искусства. В условиях действия указанной концепции процесс самозанятости в области ДПИ и НП обеспечит развитие, сохранение и продвижение высокохудожественных произведений народа.
Самозанятость как процесс, связанный с индивидуальном опытом личности мастера-художника, должна развивать определенный канон в его практической деятельности: аксиологическая или ценностно-смысловая, состоящая из универсальных общечеловеческих ценностей; культурологическая, связанная с культурной средой; историческая событийная как технология жизни и преобразования жизненной среды; морально-этическая в плане накопления опыта проживания ситуаций социального поведения; гражданская через участие в общественно полезных делах; личностная в свободном выборе и принятии решений, рефлексии своих поступков; индивидуально-творческая, обеспечивающая креативность.
Таким образом, обозначенные подходы к организации самозанятости выпускников высшей школы в области ДПИ и НП в силу объективных обстоятельств пока не могут проанализировать реально существующую практику в данном направлении. Процесс самозанятости находится в стадии нормативно-правового и организационного становления. Но данная практика должна стать объектом не только изучения, но и обучения в высшем образовании.
1. Бейлина Е.С. Сущность понятия социальная компетентность. Вестник Череповецкого государственного университета. 2011; № 3: 19 - 21.
2. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства. Научный диалог. 2016; № 12: 387 - 400.
3. Жеребин В.М. Самозанятость населения: различные подходы к определению и оценке. Вопросы статистики. 2002; № 9: 16 - 32.
4. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. 1997; № 4: 11 - 17.
References
1. Bejlina E.S. Suschnost' ponyatiya social'naya kompetentnost'. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; № 3: 19 - 21.
2. Maksimovich V.F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki specialistov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Nauchnyjdialog. 2016; № 12: 387 - 400.
3. Zherebin V.M. Samozanyatost' naseleniya: razlichnye podhody k opredeleniyu i ocenke. Voprosy statistiki. 2002; № 9: 16 - 32.
4. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Pedagogika. 1997; № 4: 11 - 17.
Статья поступила в редакцию 02.06.20
УДК 37
Zaitseva E.Yu, MA student, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: ekaterina.rizen@yandex.ru
Ivanova O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: ivanova_msc@mail.ru
FORMATION OF TECHNOLOGICAL LITERACY IN STUDENTS BY MEANS OF 3D MODELING. The article presents the problem of technological literacy formation among students of younger adolescents in modern education. There is justified an interest of society in a technologically competent specialist whose skills correspond to the skills of the future. The theoretical aspects of technological literacy in the context of technological competence and technological culture are considered. There are disclosed features of technological literacy formation among students of younger adolescents in the context of modern education. The relationship of technological literacy with IT-competency is reflected. The work presents possibilities of using 3D-modeling technology to formulate such components of technological literacy in younger adolescents: applying knowledge in various subject areas; the study of various technologies of virtual modeling; the formation of knowledge, skills in various fields of professional activity (architecture, construction, medicine, engineering and technical direction). Verification of the provisions presented in the work is planned in the framework of approbation of the authors' programs: study of Technology subject and additional general development for thematic sections.
Key words: 3D-modeling, technological literacy, technological culture, technological environment, IT-competence.
Е.Ю. Зайцева, магистрант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: ekaterina.rizen@yandex.ru
О.А. Иванова, д-р пед. наук, проф., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail:ivanova_msc@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ З^МОДЕЛИРОВАНИЯ
В статье поднимается проблема формирования технологической грамотности у обучающихся младшего подросткового возраста в условиях современного образования. Обоснована заинтересованность общества в технологически грамотном специалисте, навыки которого соответствуют навыкам будущего. Рассмотрены теоретические аспекты технологической грамотности в контексте технологической компетентности и технологической культуры. Раскрыты особенности формирования технологической грамотности у обучающихся младшего подросткового возраста в условиях современного образования. От-
ражена взаимосвязь технологической грамотности с ИКТ-компетентностыо. Представлены возможности использования технологии 3D-моделирования для формирования таких составляющих технологической грамотности у младших подростков, как применение знаний в различных предметных областях; изучение различных технологий виртуального моделирования; формирование знаний, умений, навыков в различных сферах профессиональной деятельности (архитектура, приборостроение, медицина, инженерное и техническое направление). Проверка представленных в работе положений планируется в рамках апробации авторских программ: образовательной - по предмету «Технология» и дополнительной общеразвивающей - для объединений по интересам.
Ключевые слова: ЭЭ-моделирование, технологическая грамотность, технологическая культура, технологическая среда, ИКТ-компетентность.
В XXI веке профессии будущего и основные тренды, определяющие образ рабочего места, непосредственно связаны с технологизацией всех сфер жизни человека (автоматизацией, цифровизацией, роботизацией и т.д.) и созданием новых продуктов [1]. Ядром технологических трендов является овладение человеком различной техникой и технологиями, способность грамотного их применения в профессиональной деятельности. Общество нуждается в специалисте, который на практике сможет овладеть современными технологиями для создания новых объектов [2]. Современные дети без труда пользуются техническими средствами различного уровня сложности. Однако зачастую они не представляют, как это можно применить в рамках современных востребованных профессий, какие технологии можно компьютеризировать и в каких сферах, каким образом можно связать технологии с техникой, как определить свою жизнь в этом направлении. Подготовка учащихся к грамотному использованию технологических знаний в жизнедеятельности является актуальным и своевременным запросом общества [3; 4]. Анализ понятия, сущности, содержания технологической грамотности в условиях современного образования показывает, что с ростом внедрения новых технологий происходит постепенная перестройка как общего образования, так и дополнительного. Однако следует отметить тот факт, что даже в передовых отечественных педагогических практиках [5; 6; 7] не наблюдается систематической работы по формированию у обучающихся технологической грамотности как в общем, так и в дополнительном образовании. Существуют лишь «фрагменты» ее развития, отсутствует межпредметная и метапредметная взаимосвязь, необходимая для формирования технологической грамотности во всех областях человеческой деятельности.
3D-моделирование является технологией, которая напрямую связана с созданием новых объектов, ее возможности довольно обширны, а высокий уровень развития ИКТ-компетентности современных учащихся позволяет без труда использовать ее как в общем, так и в дополнительном образовании. Именно поэтому особенно актуально исследовать вопрос формирования технологической грамотности средствами 3D-моделирования у обучающихся младшего подросткового возраста.
Понятие, сущность и взаимосвязь технологической грамотности, технологической компетентности, технологической культуры раскрыты в научных работах, касающихся проблемы технологического образования [8]. Под технологической культурой следует понимать преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека. Несмотря на универсальность данного определения, технологическая культура является уникальной в каждую эпоху развития общества. Она формируется под влиянием технологического прогресса, внедрения новых технологий и возникающих в связи с этим проблем. Уникальность технологической культуры образует технологическую среду, актуальную в данную эпоху. Именно технологическая среда является стимулом творческой деятельности человека к преобразованию окружающего мира. Технологическая грамотность и технологическая компетенция (компетентность) являются современной интерпретацией результатов образования.
Таблица 1
Содержание технологической грамотности по предметным областям
Предметная область Предметные результаты изучения Содержание технологической грамотности, освоение перечисленных технологий
Искусство (дизайн, архитектура, черчение и т.п.) Читать графические изображения: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема и выполнять разметку с опорой на них. Выполнять технологические операции: разметка деталей, выделение деталей. Использовать различные техники создания изделия. Изготавливать плоскостные и объемные изделия, модели, макеты. Выполнять технологические операции с текстильными материалами: разметка деталей; раскрой деталей; сборка изделия (сшивание); отделка изделия (аппликация, вышивка). Изготавливать изделия из текстильных материалов (по образцу, простейшим чертежам, эскизам в соответствии с собственным замыслом). Выполнять преобразование изделия, модели - технология проектирования зданий, сооружений и конструкций; - технология создания работы в рамках определенного стиля; - технология расчета прочности конструкции; - технология оформления технической документации; - технология работы с материалами и инструментами; - технология методов создания рисунка как вида графики; - технология дизайна: интерьера, одежды, ландшафта, украшений и т.п.; - технология обработки материалов
Естественные науки (физика, химия, биология и т.п.) Осуществлять полный технологический цикл получения наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона. Использовать способы переработки и хранения растениеводческой продукции. Использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование. Выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования Изготавливать изделие из конструкционных или поделочных материалов. Готовить кулинарные блюда в технологической последовательности - технология развития физических процессов на основе моделирования; - технология проведения физического эксперимента; - технология прогнозирования результатов химических реакций и открытия новых свойств веществ; - технология проведения биологического эксперимента; - технология прогнозирования развития биологических процессов; - технология приготовления готовых блюд
Технические науки (информатика, материаловедение, конструирование и приборостроение и т.п.) Различать и применять простые механизмы при сборке модели. Собирать плоскостную и объемную модель (по чертежу, образцу, инструкции, схеме, в соответствии с собственным замыслом). Выполнять преобразование модели. Разрабатывать графическую документацию. Конструировать и программировать движущиеся модели. Выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертежных инструментов и приспособлений и (или) в системе автоматизированного проектирования (САПР). Оформлять конструкторскую документацию, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР) - технология проектирования механизмов; - технология изготовления составных частей; - технология сборки; - технология проведения испытаний; - технология эксплуатации; - технология программирования; - технология управления в автоматизированных системах; - технология владения компьютером; - технология владения специализированным программным обеспечением (ComputerAidedDesign/ ComputerAidedEngineering/ComputerAidedManufacturing-системы (CAD/CAM/CAE-системы))
Технологическая грамотность рассматривается как уровень овладения личностью технологической культурой в процессе получения общего образования, она выражается в совокупности общекультурных и профессиональных компетенций и определяет подготовку человека к получению разных видов (направлений) профессионального образования [8].
Таким образом, технологическая грамотность связана, прежде всего, с обладанием знаниями, пониманием и умениями, необходимыми для успешной деятельности в технологической профессиональной сфере, то есть деятельности, связанной с использованием инструментов, приемов, методов, практическим применением знаний [9, 10].
Как было отмечено ранее, технологическая грамотность является современным показателем образования, в частности, по предметной области «Технология». Фактически требования к ней не менялись уже несколько десятилетий, являются морально устаревшими и не соответствуют текущим запросам общества [11]. В настоящее время определены новые требования к предмету «Технология» для начального и основного общего образования и виды деятельности на каждой ступени обучения [12, 13, 14]. На начальной ступени деятельность в основном связана с искусством и техническим творчеством, дизайном, изучением основ технических наук. На основной ступени образования предполагается междисциплинарность, интеграция с предметами естественнонаучного и инженерно-технического профиля, архитектурного искусства и живописи, конструктор-ско-дизайнерской сферы деятельности.
При изучении различных предметных областей (искусство, естественнонаучная, техническая и др.) происходит формирование технологической грамотности обучающихся [15]. Рассматривая знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, как неотъемлемые компоненты технологической грамотности, имеет смысл раскрыть содержание технологической грамотности в различных сферах профессиональной деятельности человека (табл. 1).
Таким образом, технологическая грамотность содержится в том или ином виде в любой профессиональной сфере человеческой деятельности и является ее неотъемлемым компонентом.
3D-моделирование является современной технологией создания новых объектов. Эта технология на сегодняшний день получила довольно широкий спектр применения за счет постоянно расширяющихся инструментов и более практичного функционального подхода [16]. Возможности ее довольно обширны, поскольку захватывают множество родственных ему средств и техник, таких как 3D-сканирование, 3D-лепка, 3D-печать, 3D-анимация, прототипирование и конструирование, которые могут быть применимы в разных сферах деятельности.
3D-моделирование обеспечивает возможность наглядного представления абсолютно обо всех объектах: и реальных, и вымышленных. После их обработки с помощью этой технологии можно легко и детально рассматривать их под любым ракурсом, с любых точек, а при желании на него можно будет посмотреть изнутри. С его помощью сегодня появилась возможность исторической реконструкции памятников и любых зданий архитектуры, утраченных со временем по разным причинам, воссоздания событий, происходивших в прошлом, а также моделирование процессов научного характера, незаметных для человеческого глаза. Кроме того, все эти возможности очень активно применяются в процессе создания презентаций научных и деловых работ посредством заставок и эффектной анимации.
3D-моделирование - это еще и маркетинговое решение. Подобный подход к продажам можно осуществлять, когда нет возможности наглядно продемонстрировать продукцию, либо когда она еще на этапе разработки. К примеру, подобная технология может быть применена в ходе разработки каталога строительных материалов или предметов мебели.
Данная технология способна справиться с визуализацией передвижений людей и других объектов. Ее активно используют для показа логотипов, а также в работе сайтов. Эта методика становится все популярнее при оформлении музеев, разных фестивалей и всевозможных мероприятий.
Исследуя вопрос формирования технологической грамотности средствами 3D-моделирования, необходимо отметить их связь с ИКТ-компетентностью обучающихся.
ИКТ-компетентность определяет эффективное применение базовых ИКТ-навыков в профессиональной проектной деятельности и исследовательской. Существует три уровня освоения ИКТ-компетентности: базовый, технологический практический [17]. Базовый уровень связан с знакомством учащихся с программными средствами, технологический - с применением знаний в смежных предметных областях, а практический - с предложением создания собственных инструментов для осуществления учащимися информационной деятельности.
3D-моделирование предполагает проектную деятельность учащихся. Именно поэтому важно рассматривать трехуровневую структуру освоения ИКТ-компе-тентности в рамках данного предмета.
На базовом уровне немаловажным фактором успешного формирования профессиональных компетенций учащихся при использовании элементов технологии 3D-моделирования является выбор программных средств. Для создания компьютерной графики используют множество различных приложений. Например, программы для цифрового скульптинга, игровые движки, универсальные 3D-редакторы, программы для 3D-печати и т.д. Разумеется, что для полноценного формирования навыков 3D-моделирования учащимся необходимы все вышеперечисленные программы, поскольку они способствуют развитию творческого и пространственного мышления, математической логики.
Развитие ИКТ-компетентности на данном этапе направлено на:
• знакомство с принципами работы различных средств ИКТ;
• формирование базовых представлений о том, как средства ИКТ используются для извлечения (воспроизведения) информации;
• освоение практических навыков работы;
• приобретение технических навыков по подключению устройств, и переносу файлов;
• приобретение навыка работы с инструментами, позволяющими создавать и редактировать визуальную информацию.
На технологическом уровне рассматриваются смежные с 3D-моделирова-нием дисциплины. Применение 3D-моделирования в урочной и во внеурочной деятельности способствует заинтересованности обучающихся в изучении многих областей знаний, а также в сферах деятельности, например, дизайнерское искусство, архитектура, проектирование, геоинформационные системы, дистанционное зондирование Земли [18], 3D-прототипирование, 3D-печать, компьютерная графика, мультипликация и др.
Следует отметить, что технологический уровень является ключевым в развитии ИКТ-компетентности. На данном этапе имеет смысл работать с технологической грамотностью учащихся, поскольку именно она способствует успешности усвоения данных дисциплин и предметных областей.
На практическом уровне предполагается, что учащийся сможет создавать уникальные продукты, предлагать специфические алгоритмы работы и расчета в инженерной деятельности, проектировать индивидуальные технологические решения.
Таким образом, результаты работы учащихся над первыми проектами позволяют определить базовый уровень развития первичных навыков 3D-модели-рования и их использование в смежных дисциплинах на технологическом уровне. Самостоятельная деятельность учащихся при выполнении проектной или исследовательской работы рассматривается как вид учебного труда, позволяющего целенаправленно формировать и развивать его самостоятельность в процессе решения практико-ориентированных задач на практическом уровне ИКТ-компе-тентности.
3D-моделирование в рамках современного образования может сориентировать в изучении следующих областей знаний: математика, физика, химия, история, биология, информатика, черчение, география, ОБЖ, технология. 3D-мо-делирование профессионально применяется в следующих сферах деятельности: мультипликация, архитектура, дизайн интерьера, декоративно-прикладное искусство, ландшафтный дизайн, конструирование и моделирование швейных изделий, приборостроение, конструирование, медицина, программирование и 1Т, инженерное и техническое направление профессиональной деятельности, дополненная реальность и геймификация.
В процессе применения 3D-моделирования в разных предметных областях у обучающихся формируются знания, умения и навыки (табл. 2).
Таблица 2
Знания, умения и навыки, формируемые при использовании 3Р-моделирования
Область знаний Примеры предметов моделирования Знания, умения, навыки
Математика Объекты в разных масштабах. Тела, обладающие симметрией. Поверхности. Плоскости - знание основных понятий: масштаб, симметрия, плоскость, поверхность; - умение «мыслить» в пространстве; - умение проецировать объекты на плоскость в 3D-программах и в реальности; - умение различать понятия плоскости и пространства; - навыки работы с движением объекта в пространстве в 3D-программах; - навыки работы с масштабированием объектов в 3D-программах и в реальности
Физика Реальные конструкции сооружений или учебные экспериментальные установки - знание понятий: свойства материалов, прочность, плотность, масса и объем; - умение различать прочность и плотность применяемых материалов; - умение рассчитывать и прогнозировать нагрузку на инженерные конструкции в 3D-программах; - умение анимировать физические эксперименты, в том числе и на молекулярном уровне, в 3D-программах; - навык проведения физического эксперимента в 3D-программах и в реальности
Химия Объекты химических реакций - знание характеристик различных типов химических реакций, их свойств; - умение различать свойства веществ; - умение моделировать и прогнозировать исход химической реакции в 3D-программах и в реальности; - умение анимировать химические реакции, в том числе и на молекулярном уровне, в 3D-программах; - навык проведения химического эксперимента в 3D-программах и в реальности
История Объекты исторического наследия. Ретроспективная реконструкция - знание моделируемых исторических ситуаций эпох: фактов, особенностей культуры, быта и т.д.; - знание особенностей архитектуры объектов исторического наследия; - знание геральдики и символики; - умение точно воспроизводить то или иное историческое событие посредством 3D-анимации; - умение моделировать современные объекты исторического наследия, а также предметы одежды, декора быта и т.д. в определенную историческую эпоху в 3D-программах; - умение дифференцировать объекты исторического наследия по временам их сооружения; - владение навыками исторического анализа; - владение навыками макетирования в 3D-программах и в реальности
Биология Тела животных, внутренних органов. Микроорганизмы, растения, грибы и т.д. - знание особенностей строения всех живых организмов, а также их внутренних органов; - умение моделировать взаимосвязи между органами, правильно соотносить их местонахождение в 3D-программах и в реальности; - умение моделировать тела живых организмов, в том числе, и в разрезе, и на молекулярном уровне в 3D-программах; - навык подготовки модели к 3D-печати и последующей ее обработки; - владение навыками макетирования в 3D-программах и в реальности
1 Е со 5 6 $ X Информационные процессы. Микросхемы. Объекты компьютерной техники - знание строения вычислительных машин и микросхем; - знание принципов числового программного управления (ЧПУ) и программирования; - знание основ робототехники; - знание различных программ 3D-моделирования; - умение работать с 3D-программами; - умение укомплектовывать платы с помощью 3D-программ; - умение программировать смоделированные устройства и роботы; - владение навыками 3D-сборки; - владение навыками подготовки модели к 3D-печати и последующей ее обработки; - владение навыками макетирования в 3D-программах и в реальности
Черчение Чертежи деталей. Твердотельное проектирование - знания основных рамок, шрифтов, проекций, типов линий; - умение составлять чертежи деталей с помощью 3D-моделирования; - умение «мыслить» в пространстве; - умение проецировать объекты на плоскость в 3D-программах и в реальности; - умение различать понятия плоскости и пространства в 3D-программах и в реальности; - владение навыками работы с движением объекта в пространстве в 3D-программах и в реальности; - владение навыками работы с масштабированием объектов в 3D-программах и в реальности; - владение навыками работы с чертежами деталей в 3D-программах и в реальности; - владение навыками макетирования в 3D-программах и в реальности
§ ■fr со СХ 8 £ Объекты ландшафта местности, как природной, так и антропогенной - знание картографической информации; - знание особенностей рельефа местности; - умение моделировать объекты ландшафта в 3D-программах и в реальности; - умение собирать сведения о географических объектах и структурировать их в БД; - умение разрабатывать геоинформационные системы (ГИС) в 3D-программах; - умение моделировать географические процессы в 3D-программах и в реальности; - умение пользоваться компасом в 3D-программах и в реальности; - владение навыками работы с ГИС; - владение навыками макетирования в 3D-программах и в реальности
о Процессы безопасности жизнедеятельности. Объекты техногенного характера. Объекты военного дела: оружие, в том числе и анимация процесса его работы, погоны и т.п. - знание инструкций по безопасности жизнедеятельности; - знание правил оказания медицинской помощи; - знание особенностей оружия; - умение прогнозировать возможные последствия катастроф техногенного характера с помощью 3D-программ; - умение моделировать процессы безопасности жизнедеятельности в 3D-программах и в реальности; - умение моделировать процессы работы оружия в 3D-программах; - ввладение навыками макетирования в 3D-программах и в реальности
Технология Процессы технологической обработки объектов. Инструменты и техника. Объекты для печати, резки и т.д. - знание современных технологий на производстве, в быту, медицине и т.д.; - знание различных программ 3D-моделирования для разных технологических целей; - знание процесса 3D-моделирования и 3D-печати, последующей обработки изделий; - умение работать с 3D-программами; - умение моделировать технологический процесс; - умение моделировать предметы быта: одежду, элементы декора и т.п. в 3D-программах и в реальности; - владение навыками обработки моделей; - владение навыками работы с инструментами в 3D-программах и в реальности
Перечисленные знания, умения и навыки станут основой для формирования технологической грамотности обучающихся в таких профессиях будущего, как дизайнер виртуальной реальности, инженер по разработке устройств постоянного питания, боди-дизайнер, проектировщик 3D-печати, разработчик домашних роботов и других [1].
Таким образом, развитие технологической грамотности средствами 3D-мо-делирования является эффективным по многим факторам:
1. 3D-моделирование напрямую связано с созданием новых объектов и является доступной технологией для современных учащихся из-за высокого уровня развития ИКТ-компетентности в рамках современной технологической культуры;
2. 3D-моделирование обладает широкими возможностями и связано с рядом других востребованных современных технологий, что позволяет ему системно формировать знания, умения и навыки практически из всех сфер профессиональной деятельности;
Библиографический список
3. Сформированная технологическая грамотность содержит знания, умения и навыки, которые отвечают требованиям профессий и навыков будущего.
В соответствии с документами [19; 20] в ближайшее пятилетие начнется активная модернизация преподавания предметной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях и организациях дополнительного образования. Это позволит перейти от теоретического рассмотрения проблемы формирования технологической грамотности к более конкретному, основанному на реальном опыте процессу.
Проверка представленных в работе положений планируется в рамках апробации авторских программ: образовательной - по предмету «Технология» и дополнительной общеразвивающей - для объединений по интересам в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 4» города Химки Московской области.
1. Фролова М. Профессии будущего: ТОП-20 новых и перспективных. Info-profi.net.: образовательный проект. Available at: https://info-profi.net/professii-budushhego/#2
2. Чистякова С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки. Школьные технологии. 2002; № 1: 101 - 123.
3. Махотин Д.А., Кальней В.А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 4 (53): 65 - 68.
4. Лукша П. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. Futuref.org.: экосистема проектов. Available at: https://futuref.org/futureskills_ru
5. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Воробьевы горы». Available at: https://vg.mskobr.ru/add_edu/
6. Каникулярная программа «Школа науки и творчества», 26 - 31 марта 2019 г. Availableat: https://parksirius.ru/event/69
7. Московский городской проект «Школа Новых Технологий». Available at: http://snt.mos.ru/konkurs/bum-junior.html
8. Кальней В.А., Махотин Д.А. Технологическое образование в постиндустриальном обществе. Вестник Российской международной академии туризма. 2015; № 3: 69 - 75.
9. Махотин Д.А. Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников. Казанский педагогический журнал. 2016; Т. 2, № 2 (117): 301 -3 05.
10. Хотунцев Ю.Л. Проблемы формирования технологической культуры учащихся. Педагогика. 2006; № 4: 10 - 15.
11. Орешкина А.К., Махотин Д.А., Логвинова О.Н. Модернизация предметной области «Технология»: итоги экспертного обсуждения. Школа и производство. 2016; № 8: 3 - 5.
12. Концепция преподавания учебного предмета «Технология» от 30.12.2018. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)» (извлечение из проекта документа). Проект Приказа Минпросвещения России от 01.04.2019. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57358.html
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)» (извлечение из проекта документа). Проект Приказа Минпросвещения России от 01.04.2019. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html
15. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. Москва: Академия, 1999.
16. Петров Е.Г. Использование технологии 3D моделирования в обучении. Scienceforum.ru.: IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум». Available at: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037072
17. Онищенко Е.Ю. 3D-моделирование как средство развития ИКТ-компетентности у обучающихся старшего школьного возраста. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: РГПУ имени А.И. Герцена, 2019: 516 - 518.
18. Онищенко Е.Ю. Использование геоинформационной системы «GoogleEarthPro» в реализации предметов математики и информатики в общеобразовательной школе. Вестник Амурского государственного университета. 2018; № 80: 100 - 103.
19. Национальный проект «Образование». Available at: https://edu.gov.ru/national-project
20. Региональный проект развития дополнительного образования «Наука в Подмосковье». Available at: https://mosoblcenter.edumsko.ru/activity/project
References
1. Frolova M. Professii buduschego: T0P-20 novyh i perspektivnyh. Info-profi.net.: obrazovatel'nyjproekt. Available at: https://info-profi.net/professii-budushhego/#2
2. Chistyakova S.N. Profil'noe obuchenie i novye usloviya podgotovki. Shkol'nye tehnologii. 2002; № 1: 101 - 123.
3. Mahotin D.A., Kal'nej V.A. Sovremennye podhody k razvitiyu tehnologicheskogo obrazovaniya v obscheobrazovatel'noj organizacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 4 (53): 65 - 68.
4. Luksha P. Navyki buduschego. Chto nuzhno znat' i umet' v novom slozhnom mire. Futuref.org.: 'ekosistema proektov. Available at: https://futuref.org/futureskills_ru
5. Gosudarstvennoe byudzhetnoeprofessional'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie goroda Moskvy «Vorob'evy gory». Available at: https://vg.mskobr.ru/add_edu/
6. Kanikulyarnaya programma «Shkola nauki i tvorchestva», 26 - 31 marta 2019 g. Availableat: https://parksirius.ru/event/69
7. Moskovskijgorodskojproekt «Shkola Novyh Tehnologij». Available at: http://snt.mos.ru/konkurs/bum-junior.html
8. Kal'nej V.A., Mahotin D.A. Tehnologicheskoe obrazovanie v postindustrial'nom obschestve. VestnikRossijskojmezhdunarodnojakademiiturizma. 2015; № 3: 69 - 75.
9. Mahotin D.A. Inzhenernaya podgotovka v tehnologicheskom obrazovanii shkol'nikov. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2016; T. 2, № 2 (117): 301 -3 05.
10. Hotuncev Yu.L. Problemy formirovaniya tehnologicheskoj kul'tury uchaschihsya. Pedagogika. 2006; № 4: 10 - 15.
11. Oreshkina A.K., Mahotin D.A., Logvinova O.N. Modernizaciya predmetnoj oblasti «Tehnologiya»: itogi 'ekspertnogo obsuzhdeniya. Shkola iproizvodstvo. 2016; № 8: 3 - 5.
12. Koncepciya prepodavaniya uchebnogopredmeta «Tehnologiya» ot30.12.2018. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya (FGOS NOO)» (izvlechenie iz proekta dokumenta). Proekt Prikaza Minprosvescheniya Rossii ot 01.04.2019. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57358.html
14. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya (FGOS OOO)» (izvlechenie iz proekta dokumenta). Proekt Prikaza Minprosvescheniya Rossii ot 01.04.2019. Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/57359.html
15. Vul'fson S.I. Urokiprofessional'nogo tvorchestva. Moskva: Akademiya, 1999.
16. Petrov E.G. Ispol'zovanie tehnologii 3D modelirovaniya v obuchenii. Scienceforum.ru.: IX Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchnaya konferenciya «Studencheskij nauchnyj forum». Available at: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037072
17. Onischenko E.Yu. 3D-modelirovanie kak sredstvo razvitiya IKT-kompetentnosti u obuchayuschihsya starshego shkol'nogo vozrasta. Problemy pedagogicheskoj innovatiki v professional'nomobrazovanii: materialy XX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: RGPU imeni A.I. Gercena, 2019: 516 - 518.
18. Onischenko E.Yu. Ispol'zovanie geoinformacionnoj sistemy «GoogleEarthPro» v realizacii predmetov matematiki i informatiki v obscheobrazovatel'noj shkole. Vestnik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018; № 80: 100 - 103.
19. Nacional'nyjproekt «Obrazovanie». Available at: https://edu.gov.ru/national-project
20. Regional'nyj proekt razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya «Nauka v Podmoskov'e». Available at: https://mosoblcenter.edumsko.ru/activity/project
Статья поступила в редакцию 05.04.20
УДК 37
Ivanova O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: ivanova_msc@mail.ru Shalashova M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: marinashalashova@yandex.ru
NEW MODELS FOR DESIGNING CHEMISTRY LESSONS USING INTERNET RESOURCES. The article deals with topical issues related to the organization of training using distance learning technologies, Internet resources, and shows the possibility of including online education in the main educational programs of general education. The article also presents a list of web resources, the most common in a professional environment and students of different age groups. The research