Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связная речь / общее недоразвитие речи / старшие дошкольники / ТРИЗ-технология / дети с ограниченными возможностями здоровья / речевые нарушения / логопедическая работа / coherent speech / general underdevelopment of speech / older preschoolers / TRIZ technology / children with disabilities / speech disorders / speech therapy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кропачева Марина Николаевна

Актуальность данной проблемы обусловлена увеличением количества детей с речевыми нарушениями. Одной из распространенных проблем, встречающихся у детей среди нарушений речевого развития является общее недоразвитие речи (далее ОНР). Дети данной категории сталкиваются с множеством различных трудностей в обучении. В частности, при составлении рассказа, так как имеют крайне бедный словарный запас, несформированность грамматического и фонетического строя речи, недостаточную сформированность высших психических функций, выраженные нарушения эмоционально-волевого поведения. Следовательно, важной задачей является реализация оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих оказанию всесторонней поддержки детей данной категории. Необходимо развивать и совершенствовать их личностные особенности, способности, а также создавать необходимые возможности для успешной адаптации и самореализации в будущей жизни. Именно поэтому важно своевременно найти наиболее эффективные способы оказания необходимой помощи ребенку, имеющему отклонения в своем развитии. В статье рассматривается проблема значимости формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня посредством элементов ТРИЗ-технологии. С этой целью нами было организовано экспериментальное исследование по изучению связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. Также нами описаны полученные результаты после реализации логопедический программы с применением элементов ТРИЗ-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кропачева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of this problem is due to the increase in the number of children with speech disorders. One of the common problems encountered in children among speech development disorders is general underdevelopment of speech (hereinafter referred to as ONR). Children in this category face many different learning difficulties. In particular, when compiling a story, since they have an extremely poor vocabulary, lack of formation of the grammatical and phonetic structure of speech, insufficient formation of higher mental functions, pronounced violations of emotional and volitional behavior. Therefore, an important task is the implementation of optimal organizational and pedagogical conditions that contribute to the provision of comprehensive support for children in this category. It is necessary to develop and improve their personal characteristics, abilities, as well as create the necessary opportunities for successful adaptation and self-realization in the future life. That is why it is important to find in a timely manner the most effective ways to provide the necessary assistance to a child with developmental disabilities. The article deals with the problem of the significance of the formation of coherent speech in older preschoolers with general speech underdevelopment ONR of level III through the elements of TRIZ technology. To this end, we organized an experimental study to study coherent monologue speech in older preschoolers with ONR III level. We also described the results obtained after the implementation of a speech therapy program using elements of TRIZ technology.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ»

2018 году. Более 2 тысячи волонтеров из Университета «Синергия» приняли участие в организации ЧМ-2018 на стадионе «Лужники» и других объектах турнира.

Вклад Университета «Синергия» в развитие волонтерской деятельности в спорте очень важен. Университет активно поддерживает своих студентов, предоставляя им возможность участвовать в организации крупнейших спортивных мероприятий, тем самым помогая им приобрести ценный опыт работы в организационной сфере. Волонтерская деятельность в спорте помогает развивать спортивную индустрию и улучшать качество проведения спортивных мероприятий.

Для дальнейшей работы и развития волонтерской деятельности в спортивном менеджменте необходимо уделять большее внимание подготовке волонтеров. Важно обучать волонтеров навыкам организации спортивных мероприятий и улучшению качества проведения матчей. Следует обеспечивать более широкий доступ к информации о волонтерской деятельности в спорте и ее возможностях. Это может быть достигнуто через создание специальных программ и курсов, обучающих студентов и других желающих участвовать в волонтерской деятельности в спорте.

Также важно привлекать волонтеров с различными специализациями, такими как медицинская помощь, техническая поддержка и многие другие, чтобы они могли оказывать ценную помощь в разных областях спортивного менеджмента. Волонтеры могут стать эффективными связующими звеньями между организаторами турниров и зрителями, помогая в создании комфортной атмосферы и улучшении общего впечатления от события.

Выводы. В целом, волонтерская деятельность является важным компонентом организации спортивных мероприятий и вклад Университета «Синергия» в ее развитие заслуживает высокой оценки. Продолжение работы в этом направлении и развитие волонтерской деятельности в спортивном менеджменте могут существенно улучшить качество проведения спортивных мероприятий и создать новые возможности для молодых людей, желающих получить ценный опыт работы в организационной сфере.

Литература:

1. Волонтеры университета «Синергия» прощаются с чемпионатом мира по футболу FIFA 2018 в России [Электронный ресурс] // Спортивный центр университета «Синергия». - 2018. - URL: https://sport-centre.synergy.ru/o-nas/news/2018/07/19/volonteryi-universiteta-%C2%ABsinergiya%C2%BB-proshhayutsya-s-chempionatom-mira-po-futbolu-fifa-2018-v-rossii%E2%84%A2/ (дата обращения: 27.04.2023)

2. Впечатления волонтера университета «синергия» после церемонии закрытия олимпийских игр в Сочи! [Электронный ресурс] // Спортивный центр университета «Синергия». - 2014. - URL: https://sport-centre.synergy.ru/o-nas/news/2014/02/25/vpechatleniya-volontera-universiteta-%C2%ABsinergiya%C2%BB-posle-czeremonii-zakryitiya-olimpijskix-igr-v-sochi!/ (дата обращения: 27.04.2023)

3. Менеджмент в индустрии спорта [Электронный ресурс] // Спортивный центр университета «Синергия». - URL: https://sport-centre.synergy.ru/fakultetyi/menedzhment-v-industrii-sporta (дата обращения: 27.04.2023)

4. Первые новости от волонтеров университета «синергия» из столицы олимпийских игр [Электронный ресурс] // Спортивный центр университета «Синергия». - 2014. - URL: https://sport-centre.synergy.ru/o-nas/news/2014/01/29/pervyie-novosti-ot-volonterov-universiteta-%C2%ABsinergiya%C2%BB-iz-stoliczyi-olimpijskix-igr/ (дата обращения: 27.04.2023)

5. Положение о волонтерском центре университета «Синергия». Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово-промышленный университет Синергия» (Университет «Синергия»), - 2020. - URL: https://storage.yandexcloud.net/dobro-static/prod/docs/d49f913e-970d-de84-950e-el8fc50883d5/polozh_volonter.pdf (дата обращения: 27.04.2023)

6. Россия - ведущий игрок на международной арене спортивных событий [Электронный ресурс] // Спортивный центр университета «Синергия». - 2013. - URL: https://sport-centre.synergy.ru/blogi/sportivnij-management/2013/10/28/rossiya-zametnyij-igrok-na-mezhdunarodnoj-arene-sportivnyix-sobyitij/ (дата обращения: 27.04.2023)

7. Факультет спортивного менеджмента. ВОЛОНТЕРСКИЙ ЦЕНТР [Электронный ресурс] // Спортивный центр университета «Синергия». - URL: https://sport-centre.synergy.ru/slushatelyam/volonterskij-czentr/ (дата обращения: 27.04.2023)

Педагогика

УДК 376

кандидат психологических наук, доцент Кропачева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический универсистет» (г. Шадринск)

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. Актуальность данной проблемы обусловлена увеличением количества детей с речевыми нарушениями. Одной из распространенных проблем, встречающихся у детей среди нарушений речевого развития является общее недоразвитие речи (далее - ОНР). Дети данной категории сталкиваются с множеством различных трудностей в обучении. В частности, при составлении рассказа, так как имеют крайне бедный словарный запас, несформированность грамматического и фонетического строя речи, недостаточную сформированность высших психических функций, выраженные нарушения эмоционально-волевого поведения. Следовательно, важной задачей является реализация оптимальных организационно-педагогических условий, способствующих оказанию всесторонней поддержки детей данной категории. Необходимо развивать и совершенствовать их личностные особенности, способности, а также создавать необходимые возможности для успешной адаптации и самореализации в будущей жизни. Именно поэтому важно своевременно найти наиболее эффективные способы оказания необходимой помощи ребенку, имеющему отклонения в своем развитии. В статье рассматривается проблема значимости формирования связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня посредством элементов ТРИЗ-технологии. С этой целью нами было организовано экспериментальное исследование по изучению связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. Также нами описаны полученные результаты после реализации логопедическлй программы с применением элементов ТРИЗ-технологии.

Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, старшие дошкольники, ТРИЗ-технология, дети с ограниченными возможностями здоровья, речевые нарушения, логопедическая работа.

Annotation. The relevance of this problem is due to the increase in the number of children with speech disorders. One of the common problems encountered in children among speech development disorders is general underdevelopment of speech (hereinafter referred to as ONR). Children in this category face many different learning difficulties. In particular, when compiling a story, since they have an extremely poor vocabulary, lack of formation of the grammatical and phonetic structure of speech, insufficient

formation of higher mental functions, pronounced violations of emotional and volitional behavior. Therefore, an important task is the implementation of optimal organizational and pedagogical conditions that contribute to the provision of comprehensive support for children in this category. It is necessary to develop and improve their personal characteristics, abilities, as well as create the necessary opportunities for successful adaptation and self-realization in the future life. That is why it is important to find in a timely manner the most effective ways to provide the necessary assistance to a child with developmental disabilities. The article deals with the problem of the significance of the formation of coherent speech in older preschoolers with general speech underdevelopment ONR of level III through the elements of TRIZ technology. To this end, we organized an experimental study to study coherent monologue speech in older preschoolers with ONR III level. We also described the results obtained after the implementation of a speech therapy program using elements of TRIZ technology.

Key words: coherent speech, general underdevelopment of speech, older preschoolers, TRIZ technology, children with disabilities, speech disorders, speech therapy.

Введение. Современная система образования Российской Федерации должна реализовывать оптимальные организационно-педагогические условия, способствующие оказанию всесторонней поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), развитию и совершенствованию их личностных особенностей, несомненно созданию необходимых возможностей в целях успешной адаптации в будущем. А для этого необходимо своевременно найти наиболее эффективные способы оказания необходимой помощи таким детям.

Одной из самых многочисленных групп детей с ОВЗ являются дети с проблемами речевого развития, в частности, дети с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). Практически все авторы в своих исследованиях описывают несформированность грамматической и фонетической сторон речи, недостаточное развитие когнитивных функций, выраженные нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы и поведения. Следовательно, необходимо отметить огромную ответственность специалистов в работе над связной речью с детьми дошкольного возраста в рамках логопедической коррекции.

К концу дошкольного детства у воспитанников необходимо сформировать умения ясно выражать свои мысли, выстраивать монолог, вести диалог, а также составлять небольшой рассказ на любую заданную тему. Однако, для этого, также, следует работать и над другими сторонами речи: как можно больше расширять активный словарный запас, воспитывать у ребенка звуковую культуру речи, формировать грамматическую сторону речи. В связи с этим, современные условия обучения требуют поиска новых, необходимых инновационных форм логопедической работы для её успешного развития.

Изложение основного материала статьи. Обзор специальных исследований позволяет выделить специфические особенности в организации связного высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР. Многими исследователями этой области речи были описаны определенные трудности (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Р.И. Лалаева и другие). Практически все авторы отмечают необходимость использования специальных приемов для речевого воспитания дошкольников с проблемами речевого развития [1;4].

Из всевозможных методов решения проблемы наиболее эффективнее тот, в котором актуализирован собственный потенциал развития ребенка, а также, если будет обеспечена поддержка его значимого окружения. Одним из таких приемов работы, на наш взгляд, является технология-ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Данный вопрос достаточно практично обсуждался в исследованиях И.Н. Крохиной, С.И. Гина, А.Ф. Корзуна, Н.Н. Хоменко, С.В. Лелюха и пр. Однако, в педагогической литературе, на сегодняшний день, недостаточно исследований, посвященных внедрению этого метода в логопедическую практику. Можно отметить лишь некоторые работы, например, А.Э. Самойловой, Т.А. Сидорчук [9].

Педагогам-новаторам, на сегодняшний день, удалось адаптировать описываемую технологию в практику работы с детьми с нарушениями речи. Это, во-первых, позволило значительно расширить возможности работы логопеда, во-вторых, способствовало развитию как монологической, так и диалогической речи.

Методы ТРИЗ, как выяснилось, помогут расширить активный словарь ребенка, увеличить его познавательную активность. В результате дошкольники становятся более активными участниками коррекционного образовательного процесса, они легче усваивают обобщенные алгоритмы работы [8; 10; 14]. Отсюда и возникает потребность в необходимости дальнейшего изучения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и возможностью применения элементов ТРИЗ-технологии в логопедической работе.

В основу нашей работы мы включили следующие адаптированные методы работы:

- составление загадок и метафор, сравнений;

- составление рифмованных текстов;

- составление рассказа по картинкам;

- составление сюжетных рассказов по картине;

- сочинение текстов сказочного содержания.

Мы организовали и провели экспериментальное исследование с целью изучения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которое было организовано на базе МБОУ «Детский сад «Солнышко» посёлка Свободный Свердловской области. В нём приняли участие 12 испытуемых старшего дошкольного возраста с диагнозом - ОНР III уровня.

Комплексное изучение речи включало следующие методики:

1) Методика обследования связной речи В.П. Глухова.

2) Методика обследования связной речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

3) Пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок Р.И. Лалаевой [1; 4; 12].

1. Анализ выполненных детьми заданий по методике В.П. Глухова позволил нам заключить, что:

- детям не удалось достичь высокого уровня связной монологической речи;

- 15% дошкольников продемонстрировали средний уровень. Детям требовалась помощь экспериментатора, однако, они смогли полностью передать правильное содержание текста;

- 66% воспитанников имеют низкий уровень. В перессказе была нарушена связность текста, детям требовалась направляющая помощь экспериментатора;

- 19% - вообще не справились с заданием.

В процессе проведения методики нами были выявлены следующие специфические особенности связной речи детей, проявляющиеся в нарушении фразовой речи, несформированности умения пересказа текста, а также в неумении составить рассказ основанного на личном опыте.

2. Следующей была проведена методика О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, включающая в себя три последовательных задания. Результаты методики позволили нам констатировать, что:

- наибольшее количество детей имеют низкий уровень развития связной речи (80%); дети не имеют представления о структурных частях текста, не смогли правильно обозначить тему текста, придумать ему название. При пересказе допускают ошибки, наблюдаются повторы фрагментов, а также пропуски важных моментов в тексте;

- 20% испытуемых продемонстрировали средний уровень развития связной речи. Они допускали меньше ошибок при пересказе текста, также они больше склонны к правильному обозначению тематики.

3. Методика Р.И. Лалаевой, позволила нам выявить способность ребенка пересказывать короткий текст с опорой на серию сюжетных картинок. Каждому испытуемому была дана подробная инструкция, позволяющая правильно выполнить задание. После прочтения части рассказа мы предоставляли ребенку возможность рассмотреть картинку, соответствующую данной части. После его прочтения картинки нами не убирались, они использовались для составления пересказа. Мы выявили следующее:

- у наибольшего количества испытуемых - низкий уровень сформированности способности пересказа текста с помощью сюжетных картинок, что составило - 75%. Дети зачастую демонстрировали отказ от выполнения задания, либо не справлялись с ним;

- на втором месте находятся дети со средним уровнем, которые составили 25%. У детей наблюдалось нарушение последовательности сюжета, искажение смысловых звеньев;

- воспитанников с высоким уровнем в обследуемой группе нами не было выявлено.

На основании проведенного эксперимента мы констатировали, что у наших испытуемых имеют место трудности в развитии связной монологической речи. Это выражается в том, что:

- воспитанники демонстрировали неумение составить рассказ-описание, а также рассказ, основанный на своем личном жизненном опыте;

- имеются трудности пересказа текста с помощью сюжетных картинок;

- имеют место сложности при выделении темы текста, его структурных частей.

Все полученные нами результаты обусловили необходимость разработки и внедрения необходимой коррекционной работы, способствующей правильному формированию связной монологической речи у нашей экспериментальной группы с возможностью применения элементов ТРИЗ-технологии. Это даст возможность сформировать у испытуемых сопосбность рассуждать, мыслить вслух, обобщать, сравнивать, обогащать активный словарь, самостоятельно формулировать выводы.

Нами было разработано содержание коррекционнй работы у обследуемых детей с применением элементов технологии-ТРИЗ.

Задачами логопедической работы являются:

1. развитие умений пересказывать знакомый текст;

2. развитие навыка составления рассказа-описания;

3. развитие умения составлять рассказ основанный на личном жизненном опыте;

4. развитие способности пересказа текста с применением сюжетных картинок;

5. формирование умения выделять структурные части текста, формулировать тему и главную мысль.

Разработанная программа 22 занятия, два из них отводится на первичную и повторную диагностику воспитанников,

позволяющую определить состояние речи до и после коррекционного воздействия. 20 занятий непосредственно включают разработанные нами упражнения.

Мы применяли следующие методы работы:

1. Игры. Например, при проведении игры «А что было бы, если...» дошкольники формулировали собственные связные высказывания. Продолжая фразу «А что было бы, если к нам не пришла осень?», при анализе ответов детей, мы наблюдали за полнотой их высказываний, соответствие составленного предложения его вопросу.

2. Составление описательных рассказов по картинкам. Также большое внимание в работе с детьми по развитию связной речи мы уделяли работе по составлению описательных рассказов по картинкам. Прежде чем ребята составляли рассказ, осуществлялось совместное рассматривание картинки, дети выделяли признаки изображенных предметов, а только потом они пытались самостоятельно составить связный рассказ, используя языковые средства. Таким образом были составлены рассказы на тему «Осень», «Кормушка» и др.

3. Составление загадок с помощью опорных картинок и подбором предметов. Еще одним важным приёмом, используемым нами, было составление детьми загадок с помощью опорных картинок и подбором предметов, схожим с тем, о чем идет речь в загадке. На первых занятиях дошкольникам было сложно справиться с заданием, но к концу реализации нашей работы они составляли загадки, отражая ключевые признаки загадываемого предмета.

4. Составление сказки на новый лад. Смысл данного приёма состоял в том, что детям зачитывалась сказка, а после ее прослушивания нужно было составить новое окончание сказки, отличающееся от оригинала. Данная работа способствовала тому, что дошкольники старались выстроить рассказ так, чтобы каждое предложение было связано с предыдущим и отражало единую тему сказки. Большое внимание обращалось на то, чтобы дети составляли фразы правильно, без ошибок, чтобы прослеживалась логика событий.

После реализации формирующего эксперимента нами было проведено сравнительное исследование для определения эффективности проведенной работы.

Результаты сравнительного этапа испытуемых по методике В.П. Глухова показали, что увеличилось их количество с высоким уровнем на 20%. Также повысилось количество детей со средним уровнем на 45%, а число детей с низким уровнем уменьшилось на 46%. Детей, не справившихся с заданием на этапе повторного этапа, не выявлено.

Анализ сравнительный данных по методике О.С. Ушаковой показывает, что количество детей с высоким уровнем после реализации формирующего эксперимента повысилось на 29%, количество детей со средним уровнем повысилось на 38%, а количество детей с низким уровнем снизилось на 67%.

Сравнив результаты до и после коррекционного воздействия по методике Р.И. Лалаевой, мы пришли к выводу, что количество детей с высоким уровнем повысилось на 17%, с уровнем выше среднего повысилось на 17%, количество детей, находящихся на среднем уровне, увеличилось на 33%, а детей с низким уровнем мы не обнаружили.

Выводы. Таким образом, проведенное нами теоретико-прикладное исследование связной монологической речи у старших дошкольников с ОНР III уровня позволяет заключить:

- у всех обследуемых детей нами выявлена несформированность связной монологической речи, заключающаяся: в нарушении фразовой речи, несформированности умения пересказа, составления рассказа-описания с помощью личного опыта;

- испытуемые в большинстве не имеют представления о структурных частях текста, не могут правильно обозначить тему текста, придумать ему название. Наблюдаются повторы фрагментов, при пересказе допускают ошибки, а также пропуски важных моментов. Можно сказать, что имеет место низкий уровень связной монологической речи у большинства воспитанников;

- на основе вышеизложенного, нами разработан формирующий эксперимент, предполагающий работу по коррекции связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с применением элементов ТРИЗ;

- полученные результаты повторного эксперимента полностью подтверждают выдвинутую нами гипотезу о успешном развитии связной монологической речи у детей описываемой нами нозологической группы.

Литература:

1. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухова. - Москва: Владос, 2012. - 262 с.

2. Горохова, С.Н. Использование элементов методики обучения составления детьми творческих рассказов (ТРИЗ) в работе логопеда / С.Н. Горохова // Наука и образование: Новое время. - № 6,- 2016. - С. 519-522

3. Елкина, Н.В. Элементы ТРИЗ в обучении творческому рассказыванию детей дошкольного возраста / Н.В. Елкина, В.А. Лазарева// Дошкольное и начальное образование: Вариативность подходов. -2016. - С. 385-390

4. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)/Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.-СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

5. Минакова, О.В. Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР / О.В. Минакова // Вопросы педагогики. - 2020. - № 2. - С. 145-152

6. Муминова, М.Г. Особенности сформированности навыка связной речи у детей с ОНР / М.Г. Муминова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63. - С. 186-189

7. Насибуллина, А.Г. Использование ТРИЗ-технологии в процессе развития навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А.Г. Насибуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 4. - С. 213-217

8. Половодова, Л. С. Педагогические возможности ТРИЗ-технологии в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста / Л.С. Половодова, Г.И. Мальцева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 10 (27). -С. 21-23

9. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников / Т.А. Сидорчук, H.H. Хоменко. - М.: Литера, 2008-59 с.

10. Татаринцева, Е.А. Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников / Е.А. Татаринцева, В.Д. Власенко // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (295). - С. 333-335

11. Толкачева, Т.В. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.В. Толкачева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 274-278. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6780/ (дата обращения: 18.02.2023)

12. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - Москва: «Владос»,2004. -288 с.

13. Филичева, Т.Е. Особенности речевого развития дошкольников / Т.Е. Филичева // Дети с проблемами в развитии. -2004. -№ 1.-С. 4-8

14. Хабарова, О.Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) / О.Г. Хабарова // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015. - С. 151-160

15. Якушева, В.В. Особенности связных речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи / В.В. Якушева, Е.В. Раненкова // Современное образование. - 2021. - № 1. - С. 37-39

Педагогика

УДК 378.14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ СКВОЗНЫХ

ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровой трансформации, к применению сквозных цифровых технологий. Рассмотрены возможности дисциплин «Современные информационные технологии» и «Технологии цифрового образования». Данные дисциплины ведутся для всех будущих бакалавров направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Студенты знакомятся со сферами применения сквозных цифровых технологий. Особое внимание уделяется использованию в образовании технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. Изучение дисциплин осуществляется по модели «перевернутого обучения» с использованием открытых online курсов. В статье приведены примеры таких курсов для дисциплин «Современные информационные технологии» и «Технологии цифрового образования». Лабораторные работы проходят в аудитории с участием преподавателя-тьютора. Также рассмотрены возможности учебной технологической практики для освоения сквозных цифровых технологий. Дальнейшее освоение сквозных цифровых технологий будущими учителями должно осуществляться в рамках предметно-методических модулей.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, сквозные цифровые технологии, искусственный интеллект, виртуальная реальность, дополненная реальность.

Annotation. The article discusses the features of preparing future teachers for work in the conditions of digital transformation, for the use of end-to-end digital technologies. The possibilities of disciplines "Modern information technologies" and "Technologies of digital education" are considered. These disciplines are conducted for all future bachelors of the direction of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Students get acquainted with the areas of application of end-to-end digital technologies. Particular attention is paid to the use of artificial intelligence technology, virtual and augmented reality in education. The study of disciplines is carried out according to the model of "flipped learning" using open online courses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.