Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблема воспитания человека / субъектно-нравственная позиция / субъект нравственного развития / воспитание / концепция «формирования образа жизни / достойной Человека» / воспитательная программа «Растить человека» / социально-значимый проект / философские занятия / этические занятия / личностное развитие младших школьников / the problem of human upbringing / the subject-moral position / the subject of moral development / education / the concept of “forming a lifestyle worthy of a Person” / the educational program “To raise a Person” / a socially significant project / philosophical classes / ethical classes / personal development of younger schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается субъектно-нравственная позиция школьников как социально-педагогическая проблема. В качестве концепции, на которой базируется содержание воспитательной работы, реализующей модель формирования субъектно-нравственной позиции младших школьников, определена концепция Н.Е. Щурковой – концепция «формирования образа жизни, достойной Человека». В общих чертах представлено содержание программы «Растить Человека», направленной на формирование субъектно-нравственной позиции младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SUBJECTIVE AND MORAL POSITION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL WORK

The article considers the subjective and moral position of schoolchildren as a socio-pedagogical problem. The concept of N.E. Shchurkova – the concept of “forming a lifestyle worthy of a Person” – is defined as the concept on which the content of educational work is based, which implements the model of the formation of the subjective and moral position of younger schoolchildren. In general terms, the content of the program “Raising a Person” is presented, aimed at forming the subjective and moral position of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ»

8. Энциклопедия глубинной психологии. В 3-х т. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества / Ред. и пер. А.М. Боковиков. - М.: «Когито-Центр», МГМ, 2001. -Т. 2. - 752 с.

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ковалева Татьяна Алексеевна (Рославль, Россия), учитель начальных классов, МБОУ «Средняя школа №№ 9». E-mail: tatiana.covaleva2016@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается субъектно-нравственная позиция школьников как социально-педагогическая проблема. В качестве концепции, на которой базируется содержание воспитательной работы, реализующей модель формирования субъектно-нравственной позиции младших школьников, определена концепция Н.Е. Щурковой - концепция «формирования образа жизни, достойной Человека». В общих чертах представлено содержание программы «Растить Человека», направленной на формирование субъектно-нравственной позиции младших школьников.

Ключевые слова: проблема воспитания человека, субъектно-нравственная позиция, субъект нравственного развития, воспитание, концепция «формирования образа жизни, достойной Человека», воспитательная программа «Растить человека», социально-значимый проект, философские занятия, этические занятия, личностное развитие младших школьников.

FORMATION OF THE SUBJECTIVE AND MORAL POSITION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF EXTRACURRICULAR EDUCATIONALWORK

Kovaleva Tatiana Alekseevna (Roslavl, Russia), primary school teacher, MBOU "Secondary school No. 9". E-mail: tatiana.covaleva2016@yandex.ru

Abstract. The article considers the subjective and moral position of schoolchildren as a socio-pedagogical problem. The concept of N.E. Shchurkova - the concept of "forming a lifestyle worthy of a Person" - is defined as the concept on which the content of educational work is based, which implements the model of the formation of the subjective and moral position of younger schoolchildren. In general terms, the content of the program "Raising a Person" is presented, aimed at forming the subjective and moral position of younger schoolchildren.

Keywords: the problem of human upbringing, the subject-moral position, the subject of moral development, education, the concept of "forming a lifestyle worthy of a Person", the educational program "To raise a Person", a socially significant project, philosophical classes, ethical classes, personal development of younger schoolchildren.

Среди многих проблем, стоящих перед современным образованием, важное место занимает проблема воспитания человека, обладающего определенной жизненной позицией. Жизненная позиция, проявляемая в поступках, совершенствуемая в процессе обновления ценностей, обретения человеком опыта, определяет сущность нравственной жизни, потенциал нравственного развития.

«Формирование субъектно-нравственной позиции учащихся представляет собой важную социально-педагогическую проблему, решение которой связано с воспитанием школьника как субъекта нравственного развития, способного к нравственной рефлексии, к оцениванию взаимодействия с окружающими людьми с точки зрения отношений, образующих содержание присущей ему позиции» [2].

Выделение данной проблемы как ведущей базируется на положениях Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [1].

Развитие личности ребенка представляет собой формирование личностных качеств, свойств человека, его ценностей, убеждений, мировоззрения, отношений с внутренним и внешним миром.

Становление ребенка автором своей жизни, обладающим возможностями для руководства ею и своим положением в ней, призван обеспечить принцип субъектности воспитания, который

выдвигает Н.Е. Щуркова [5]. Этот принцип она связывает с развитием инициативы ребенка, стимулированием в нем способности быть субъектом собственной жизни.

Целью современного воспитания, по убеждению ученого, является личность, способная строить жизнь, достойную Человека [6]. Базируясь на позиции гуманистического воспитания, Н.Е. Щуркова утверждает, что такая система воспитания «наполняется ценностными отношениями к миру, в центре которых располагается человек как наивысшая ценность». При этом Н.Е. Щуркова подчеркивает, что «человек принимается в качестве наивысшей ценности, тем самым абсолютно все, что составляет окружающую реальность, вочеловечивается» [7].

Под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности. Это отношение к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе.

Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека.

«Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношение к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям», писал В.А. Сухомлинский, раскрывая ценностный смысл нравственного воспитания [3]

В качестве концепции, определяющей содержание внеклассной воспитательной работы с классом, в процессе которой будет формироваться субъектно-нравственная позиция младших школьников, была взята гуманистическая этико-педагогическая концепция формирования образа жизни, достойной Человека Н.Е. Щурковой.

Содержательное поле воспитания в концепции формирования образа жизни, достойной Человека, свертывается до пяти ценностных блоков: «1. Человек как наивысшая ценность и уважение другого человека как утруждение себя для Другого. 2. Жизнь как всеобщая ценность и благоговение перед жизнью во всех ее проявлениях. 3. Природа как дом для всех живых существ и любовь к природе как восторг, забота и ответственность. 4. Общество как социальное условие развития всех потенциальных возможностей человека и признание безусловного исполнения норм социального взаимодействия. 5. "Я" как индивидуальность, обладающая достоинствами человека, живущего среди других людей и потому признающего их достоинства» [8].

Концепция формирования образа жизни, достойной Человека, воплощается Н.Е. Щурковой в программе воспитания.

Ключевое содержание программы составляют наивысшие ценности: ценность человека, ценность природы, ценность общества, ценность жизни [7], каждая из которых раскрывается в ценностях добра, истины, красоты, счастья, свободы, совести и т. д.

На основе концепции Н.Е Щурковой автором разработана воспитательная программа работы с классом «Растить Человека»

При разработке программы учитывалось мнение Щурковой Н.Е., согласно которому иллюстрация человека - субъекта, представляет опыт жизни, увлекает, пленяет, служит опорой для выбора поведения, желание подражать [5].

В центре воспитательной работы по программе «Растить человека» стоит ребенок, индивидуальность - Я - маленький человек, отсюда название программы «Растить человека». Программа предназначена для воспитательной работы в 1-4 классах.

Цель программы: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного человека, способного к сотрудничеству, умеющего работать и общаться в коллективе, любящего свою Родину.

Программа имеет пять направлений: «Человек - часть природы», «Человек и его труд», «Человек и его качества», «Человек и его жизнь», «Я - человек»

Особая роль в программе отведена конкретным делам учащихся, социально-значимым проектам. Готовя коллективно-творческие дела, работая над проектами, дети учатся простому человеческому общению, уважению к старшим, сохранению исторической преемственности поколений, ответственности, самостоятельности и т.п.

Участвуя в социально-значимых проектах, младший школьник понимает, какой деятельностью он занимается и зачем он это делает, что в результате его работы приобретут окружающие (по окончанию каждого проекта проводится рефлексия - что удалось, что не удалось, получили ли удовлетворение от проекта и т.п.) Участие способствует личностному росту ребенка, формированию гражданских, общечеловеческих ценностей, получению бесценного жизненного опыта.

Для проведения классных часов автор использует формы групповой деятельности, не требующие особой подготовки, но способствующие лучшему узнаванию своих одноклассников и для сплочения коллектива, представленные в книге Н.Е. Щурковой «Собрание пестрых дел», изданной в 1994 году (например, «День добрых сюрпризов», «Лукошко», «Магазин одной покупки», «Три желания» и др.). Все предложенные формы групповой работы связаны с игрой, а дети младшего школьного возраста очень любят играть.

В рамках программы по определенному алгоритму, предложенному Н.Е. Щурковой, проводятся с детьми философические занятия (классные часы). Н.Е. Щуркова подчеркивает, что в процессе философических занятий необходимо ставить и осмысливать, а значит и решать сейчас, в данный период жизни, вечные проблемы жизни, которые детям предстоит решать в будущем.

На этических занятиях осуществляется формирование этической ориентации школьников, составляющей, с точки зрения Н.Е. Щурковой, корень нравственности. Нравственность человека выражается в нравственных отношениях, то есть в любви, уважении к другому человеку, в милосердии к нему, во внимании и заботе. Мотивами таких отношений являются нравственные ценности, содержательно наполняющие субъектно-нравственную позицию учащегося. Рассматривается не весь мир во всей своей широте, а этические аспекты жизни человека.

В.А. Сухомлинский считал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам» [4].

Воспитывая учащегося как субъекта нравственного развития, мы формируем у него субъектно-нравственную позицию.

Реализация данной программы в воспитательной работе с классом позволила сформировать у младших школьников опыт отношений, мотивируемых общечеловеческими, нравственными, терминальными ценностями, образующими содержание субъектно-нравственной позиции школьника, опыт работы с данными ценностями.

Мониторинг личностного развития младших школьников доказывает положительные личностные изменения. Учащиеся умеют давать оценку своим действиям; ориентируются в человеческих качествах, осознают значимость таких нравственных категорий, как добро, красота, истина; умеют действовать в группе, умеют выражать собственное мнение.

Таким образом, можно сделать вывод, что внеклассная воспитательная работа, базирующаяся на концепции Н.Е. Щурковой, оказывает положительное влияние на динамику развития субъектно-нравственной позиции младших школьников.

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.

2. Картамышева Л.В. Модель формирования субъектно-нравственной позиции школьников // Поволжский педагогический вестник. 2016. №№ 1 (10). С. 46-52.

3. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы / Избр. пед. соч. В 3т. - М.,

1981.

4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989. - 288 с.

5. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб, 2005. - 366 с.

6. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по воспитательной работе). - М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1998. - 78 с.

7. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. - М.: АРКТИ, 2007. - 152 с.

8. Щуркова Н.Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 4. С. 139-147.

АС. МАКАРЕНКО КАК СУБЪЕКТ СОЗДАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ РАЗВИТИЯ Коцина Михаил Николаевич (Рязань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. E-mail: kocina m.n@mail.ru

Аннотация. В статье поднимается актуальная на сегодняшний день тема - гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи. Автором проведен теоретический анализ наследия А.С. Макаренко и его роль в формировании гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, на формы которого можно опереться в образовании современной молодежи.

Ключевые слова: А.С. Макаренко, образовательное учреждение, гражданско-патриотическое воспитание, коллектив учащихся, траектория развития.

A.S. MAKARENKO AS SUBJECT OF CREATING CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION FOR STUDENTS WITH SPECIAL DEVELOPMENT TRAJECTORIES ^tsina Mikhail Nikolayevich (Ryazan, Russia), the Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Ryazan guards higher airborne command school named after army General V.F. Margelov. Email: kocina_m.n@mail.ru

Abstract. The article raises topic that is relevant today - civil and patriotic education of students. The author has carried out theoretical analysis of the legacy of A.S. Makarenko and his role in the formation of civil and patriotic education of the younger generation, the forms of which can be relied on in the education of modern youth.

Keywords: A.S. Makarenko, educational institution, civil and patriotic education, student collective, development trajectory.

Антон Семенович Макаренко, известный отечественный педагог и писатель, в своих научных трудах всегда показывал нам, что траектория индивидуального развития личности подростка должна обязательно проходить через сформированный гражданско-патриотическим воспитанием коллектив. С этой целью, великий ученый гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи связывал исключительно с коллективной ответственностью как преподавателей Детской трудовой колонии имени М. Горького и Харьковской коммуны имени Ф.Э. Дзержинского, так и самих воспитанников. Даже принимая во внимание все особенности траектории развития подростков (криминальное прошлое, отсутствие родных и близких, бродяжничество, ограниченные возможности здоровья, алкогольная зависимость и т.д.), А.С. Макаренко все равно был убежден, что воспитательный потенциал слаженного коллектива учащихся, с его устремлением к саморазвитию и ответственностью за будущее образовательного учреждения и родного многонационального Отечества, будет всегда выше возможностей одного преподавателя. Реализацией этой идеи явилась концепция гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения через деятельность коллектива воспитанников и коллектива воспитателей-единомышленников учителя А.С. Макаренко. Исходя из этого, педагог-новатор подчеркивал, что воспитательное воздействие на формирование личности, в том числе с особенностями траектории развития, всегда будет основываться на личном примере преподавателя, деятельность которого предопределяет ценностные установки подростка в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.