Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИЯ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миназова Венера Магомедовна, Магомедова Зухра Залимхановна, Магомедова Папанеш Курбановна

В статье рассмотрен процесс формирования субъективных отношений студентов к профессии педагога как предмет психолого-педагогических исследований. Для изучения механизмов формирования субъективного отношения личности, автором определено значение понятия «субъективное отношение» и особенности его применения в психологии и педагогике. Существующие работы по исследованию особенностей формирования субъективных отношений позволили автору выделить компоненты отношения: ценностное и ценностно-смысловое, мотивационно-ценностное, эмоционально- ценностное, эмоциональное и теоретическое. закладывается психологический механизм влияния на субъективное отношение в рамках эмоционального компонента Рассмотрены особенности формирования и развития субъективных отношений в юношеском возрасте. Вышеизложенные положения позволили автору выделить общие для юношеского возраста психологические особенности и состояния: адаптация к взрослой жизни; зависимость от гаджетов; повышенная интеллектуальная активность; «клиповое» сознание; зависимость от гаджетов; развитие нравственных и этических чувств; стабилизация характера; овладение социальными ролями; личные переживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миназова Венера Магомедовна, Магомедова Зухра Залимхановна, Магомедова Папанеш Курбановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS' SUBJECTIVE ATTITUDES TO THE TEACHING PROFESSION AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

The article considers the process of formation of students' subjective attitudes to the teaching profession as a subject of psychological and pedagogical research. To study the mechanisms of formation of the subjective attitude of the individual, the author defines the meaning of the concept of "subjective attitude" and the features of its application in psychology and pedagogy. Existing works on the study of the peculiarities of the formation of subjective relationships allowed the author to identify the components of the relationship: value and value-semantic, motivational-value, emotional-value, emotional and theoretical. the psychological mechanism of influence on the subjective attitude is laid within the framework of the emotional component, the features of the formation and development of subjective relationships in adolescence are considered. The above provisions allowed the author to identify psychological features and conditions common to adolescence: adaptation to adulthood; dependence on gadgets; increased intellectual activity; "clip" consciousness; dependence on gadgets; development of moral and ethical feelings; character stabilization; mastery of social roles; personal experiences.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

программный продукт или автоматизированную систему государственного масштаба. Такие системы не могут существовать вне правового поля, они всегда учитывают законодательство в области информационно-правовых и иных отношений.

Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 (ред. от 03.2020 № 45-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - 2 марта, № 9, ст. 1137.

2. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования https://fgosvo.ru/docs/index/2

3. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования https://fgosvo.rU/fgosvo/index/4

4. Коханец, Л.А. Практическая направленность обучения в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования // Мир науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 2.

5. Мелоян, В.Г., Лазовская С.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке специалистов для цифровой экономики // «Глобальный научный потенциал». - № 7(124). - 2021. - С. 111-115.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Миназова Венера Магомедовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии Магомедова Зухра Залимхановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры профессионально-педагогического образования Магомедова Папанеш Курбановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования субъективных отношений студентов к профессии педагога как предмет психолого-педагогических исследований. Для изучения механизмов формирования субъективного отношения личности, автором определено значение понятия «субъективное отношение» и особенности его применения в психологии и педагогике. Существующие работы по исследованию особенностей формирования субъективных отношений позволили автору выделить компоненты отношения: ценностное и ценностно-смысловое, мотивационно-ценностное, эмоционально-ценностное, эмоциональное и теоретическое. закладывается психологический механизм влияния на субъективное отношение в рамках эмоционального компонента Рассмотрены особенности формирования и развития субъективных отношений в юношеском возрасте. Вышеизложенные положения позволили автору выделить общие для юношеского возраста психологические особенности и состояния: адаптация к взрослой жизни; зависимость от гаджетов; повышенная интеллектуальная активность; «клиповое» сознание; зависимость от гаджетов; развитие нравственных и этических чувств; стабилизация характера; овладение социальными ролями; личные переживания.

Ключевые слова: формирование, субъективные отношения, студенты, профессия, педагог, психолого-педагогические исследования.

Annotation. The article considers the process of formation of students' subjective attitudes to the teaching profession as a subject of psychological and pedagogical research. To study the mechanisms of formation of the subjective attitude of the individual, the author defines the meaning of the concept of "subjective attitude" and the features of its application in psychology and pedagogy. Existing works on the study of the peculiarities of the formation of subjective relationships allowed the author to identify the components of the relationship: value and value-semantic, motivational-value, emotional-value, emotional and theoretical. the psychological mechanism of influence on the subjective attitude is laid within the framework of the emotional component, the features of the formation and development of subjective relationships in adolescence are considered. The above provisions allowed the author to identify psychological features and conditions common to adolescence: adaptation to adulthood; dependence on gadgets; increased intellectual activity; "clip" consciousness; dependence on gadgets; development of moral and ethical feelings; character stabilization; mastery of social roles; personal experiences.

Key words: formation, subjective relations, students, profession, teacher, psychological and pedagogical research.

Введение. Особенности формирования субъективного отношения в настоящее время являются не до конца изученной проблематикой, в частности специфика формирования положительного отношения к профессии педагога у студентов не до конца раскрыта в современных психологических и педагогических исследованиях. Важную роль в раскрытии данной проблематики играют исследования механизмов формирования субъективных отношений в онтогенезе. Данной проблемой занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев.

Особое внимание следует обратить на исследования А.М. Акбаевой и А. Батыралиева, которые проводили исследования по сходной проблематике. Актуальность исследования данной проблематики обусловлена целесообразностью привлечения в педагогическую профессию студентов педагогических Вузов, как подготовленных специалистов для каждого направления и студентов непедагогических специальностей для подготовки кадров для наукоемкого сектора экономики, управленческих кадров и др.. Помимо общественно-значимых благ, таких как заработная плата, ведущее значение придается именно отношению студента к будущей профессии - у него должно быть (сформироваться) устойчивое желание работать педагогом.

Для привлечения кадров в педагогическую профессию в Вузе нужно использовать определенные стратегии в обучении будущих педагогов, главными элементами которой являются создание определенных педагогических условий, связанных с вовлечением в наиболее интересные аспекты педагогической профессиональной деятельности и повышенное внимание формированию положительного отношения к профессии.

Изложение основного материала статьи. Для изучения механизмов формирования субъективного отношения личности, определим значение понятия «субъективное отношение» и особенности его применения в психологии и педагогике. В общих чертах, субъективные отношения определяются как отношения личности к тем или иным событиям (профессиям, дисциплинам, мнениям и др.). По психологическому словарю под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова субъективные отношения являются результатом отражения и субъективной репрезентации отношений [5, С. 57]. Здесь особо важную роль играет понятие «отношение», которое отражает способ бытия и познания как «основная логико-философская категория» [4, С. 27] и типы отношений. Так, выделяются объект- объектные, субъект - объектные (отношения как практическая деятельность), субъект-субъектные (отношения двух субъектов или то, как субъект соотносится сам с собой) отношения [4, С. 28]. Субъективные отношения изначально относятся к психологическим наукам, в тоже время как другие дисциплины оперируют понятием «отношение», при этом, в психологии, отношения подразделяют как раз на объективные и субъективные. Однако в центре рассматриваемого понятия заложен смысл отношения как системообразующего элемента личности. Подобным образом отношение определил Мясищев В.Н. и также установил, что уместно говорить именно о системе отношений как о связи личности с различными сторонами действительности. При этом, такая связь обладает следующими характеристиками (признаками) - сознательная, интегральная, активная, избирательная и основанная на опыте [7, С. 84].

Так, в психологических теориях личности выделяют также понятие «психическое отношение» и определяют его как форму связи индивида с окружающей средой. Такая форма связи может проявляться в виде соотношения, взаимообмена индивида с окружающим миром и отдельных элементов и подсистем психики - в данном случае говорят об объективном отношении. Следствием такого взаимообмена является репрезентация объективных отношений, которая и является субъективным отношением личности. Так, В.А. Ясвин основой субъективных отношений называет «запечатленность в объектах или явлениях мира потребностей личности» [15, С. 76] и связывает данное явление с понятиями «объективное пространство» и «субъективное пространство» личности, с их не совпадением.

Механизмы формирования субъективных отношений четко прослеживаются в истории становления данного понятия, психологии отношений, педагогической психологии. Впервые, в отечественной психологии проблема субъективных отношений была поставлена А.Ф Лазурским, созданная им концепция личности делала акцент на отношениях личности, которые составляли основополагающие её компоненты. Также, на начальном этапе развития исследования отношений человека к различным сторонам действительности занимался В.М. Бехтеров, создавший учение «о соотносительной деятельности». Значимым для дальнейшего развития данного направления стало положение А.Ф. Лазурского о возможности изменения и развития отношений, то есть они динамичны.

Позднее М.Я. Басовым была создана концепция личности, в которой было заложено развитие современной психологии отношений. В тоже время, в зарубежной психологии появляется понятие «аттитюд» (У. Томас, Ф. Знанецкий), по смыслу близкое к понятию «субъективное отношение», оно определяется как социальная установка личности на восприятие объекта. Также, следует обратить внимание на теорию установки Д.Н. Узнаде, где приводится понятие «установка», которое и раскрывается как центральная модификация личности. При этом, по мнению Б.Ф Ломова существующие понятия «аттитюд», «установка», «личностный смысл» не просто близки по смыслу к понятию «субъективное отношение», а раскрывают содержание и вышеупомянутые характеристики данного понятия, являющегося более широким по отношению к ним. Так «установка» указывает на интегральный характер субъективных отношений, «аттитюд», как социальная установка, относящаяся к восприятию личности какого-либо объекта, предполагает субъективность, а «личностный смысл» связывает общественно - выработанные значения с субъективными отношениями. Тем не менее, существует расхождения во взглядах ученых о соотношении данных понятий, но в данной работе мы рассматриваем механизмы формирования субъективных отношений и для дальнейшего анализа проблемы согласимся с В.М. Ломовым. Поскольку в зарубежной литературе большее внимание уделено исследованию аттитюда и в независимости от того, является ли аттитюд аналогичным понятием субъективным отношениям или более узким, механизмы воздействия на данное явление необходимы для исследования при анализе проблематики работы.

В психологических и педагогических исследованиях отечественных авторов, на сегодняшний день, существует много работ: отношение к миру исследуется в работах А.Н. Леонтьева и В.Н. Мясищева. Кроме того, В.Н. Мясищев достаточно детально разработал категорию «отношение», так отношения - это «избирательная связь», «потенциал психической реакции», «целостная система связей». Важным моментом концепции В.Н. Мясищева является утверждение о зависимости характера отношений личности от жизненного опыта индивида и влияния общественно-исторического опыта. Таким образом, В.Н. Мясищев подчеркивает, что изменение отношений сопряжено с воздействием объективных изменений в жизни. Работы В.М. Мясищева включают в данную категорию понятия «мотивы», «потребности», «интересы», «эмоция», «любовь» и «оценки». Так, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Ильина наряду с А.Н. Леонтьевым и В.Н. Мясищевым в своих работах основой отношения называют как раз потребность и, утверждают, что когда потребность удовлетворяется, она становится отношением.

Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре исследовали А.В. Ахаев, Е.В. Ерохова, В.В. Пятков. А.В. Ахаев выделяет уровень знаний, двигательную активность, развитие физических качеств, сформированные двигательные умения и навыки как факторы, влияющие на формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре. Так, например, учащийся, обладающий низким уровнем теоретических знаний о физической культуре, не сможет выполнить ряд упражнений, требующих такие знания и, как следствие, будет относиться к данному упражнению негативно. Безусловно, в данном случае, играют роль психологические особенности.

В.В. Пятков определяет психолого-педагогический механизм воспитания мотивационно-ценностного отношения студентов педагогического высшего учебного заведения к физической культуре. Это «процесс трансформации общественно значимых ценностей в личностно значимые», которые выступают как мотиваторы поведения. [10, С. 65].

Работы А.Г. Пашкова, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна посвящены формированию отношения к труду. Куракина А.О. анализирует механизмы формирования положительной эмоциональной оценки учащихся изучаемого предмета и выявляет педагогические условия, которые для этого необходимы. Как известно, эмоциональная оценка - это одна из сторон субъективного отношения и её формирование происходит на основе личностно ориентированного подхода.

А. Батыралиев исследовал процесс формирования положительного отношения к профессии педагога. Инструментом формирования в его работе выступает литература и искусство. При этом, работа основывается на высокой зависимости отношения от мотива и мотивации. Исследования А.М. Акбаевой схожа по проблематике, однако в ней речь идет о позитивном отношении и механизмах формирования такого отношения. По результатам её работы значимым фактором успешности профессионализации является позитивное отношение к профессии, которое необходимо развивать, посредством помощи в «формировании профессиональных планов, осмыслении факторов личной значимости компонентов педагогической деятельности, расширение представлений о личностно-профессиональном развитии педагога» [1, С. 4].

Существующие работы по исследованию особенностей формирования субъективных отношений позволяют выделить компоненты отношения: ценностное и ценностно-смысловое, мотивационно-ценностное, эмоционально- ценностное, эмоциональное и теоретическое. Работы С.В. Пазухиной посвящены ценностному и ценностно-смысловому компоненту отношений. В одной из работ [8, С. 23] ценностное отношение определено как личностно- смысловое образование, которое представляет из себя единство мотивационно- смыслового, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. При этом, работа делает акцент на антропологическом подходе, предполагающим антропологическое обоснование образования с целью формирования ценностного отношения будущих педагогов.

На работах Б.И. Додонова, А.Н. Леонтьева и В.Н. Мясищева основаны исследования эмоционально-ценностного компонента. Так, анализ путей формирования ценностных отношений в разных видах деятельности проведен в исследованиях Н.Д. Никандрова, Т.В. Равкина, Г.П. Савкина, А.Д. Солдатенкова. В современных условиях развития психологической и педагогической науки формирование отношения связывают с педагогическими условиями.

Т.В. Юсупхаджиева выделяет социокультурную среду, личностно- ориентированный подход, эмоциональную окрашенность образовательного процесса и определяет эмоционально-ценностное отношение как «субъективную устойчивую связь личности с освоением окружающей среды, самовыражение, самореализация», осознание субъектом социальной и личностной значимости [13, С. 74].

М.Г. Яновская рассматривает эмоционально - ценностный компонент как составляющую эмоционально-ценностного подхода в образовании, направленного на саморазвитие и развитие обучающихся. При этом, акцент делается на эмоциональный фактор - эмоции, оказывающие мотивирующее влияние [14, С. 117], то есть формирующие субъективное отношение.

Е.А. Зинченко и П.М. Якобсон разработали категорию эмоциональный компонент отношений. В работах данных авторов определено понятие «эмоциональная сфера», воздействие на которую лежит в основе формирования субъективного отношения личности. То сеть это совокупность различных эмоциональных состояний, являющаяся областью психической жизни человека [5, С. 63].

В.Л. Зинченко выделяет компоненты эмоций и относит к ним эмоционально-оценочный компонент, экспрессивный компонент, когнитивный, физиологический, поведенческий компонент. Также следует обратить внимание, что эмоции могут облегчать или усложнять конструктивное поведение личности, что позволяет говорить о позитивных или негативных эмоциях в зависимости от воздействия на внутриличностные и межличностные процессы [5, С. 64].

Таким образом, закладывается психологический механизм влияния на субъективное отношение в рамках эмоционального компонента.

Среди психологических и педагогических исследований важную роль играет анализ теоретического компонента отношений. Е.В. Посохина определяет теоретический компонент как «сбой сложное, динамическое личностное образование, специфическими особенностями которого выступают: абстрактно-обобщенное отражение окружающей действительности, избирательность реакции субъекта на воздействие окружающей действительности, взаимосвязь когнитивного, операционального, смыслообразующего и оценочного компонентов» [9, С. 36]. Формирование теоретического отношения также сопряжено с определенными педагогическими условиями. Акцент делается на концептуальный уровень содержания материала, наличие способности к систематизации учащихся и др.

Е.Л. Башманова обобщила результаты исследований отечественных авторов, касающиеся механизмов формирования субъективного отношения при разработке модели отношения к учению [2]. Так, «в процессе развития отношения реализуются следующие этапы: осознание значимости объекта (объектов); переживание значимости в форме различных эмоционально чувственных реакций; мотивированная деятельность» [2].

Анализ современных педагогических и психологических исследования позволяет выделить три канала формирования субъективного отношения - перцептивный, когнитивный, практический. Формирование субъективного отношения по перцептивному каналу происходит в процессе построения перцептивного образа. Когнитивный канал основан на переработке информации, практический на процессе практического взаимодействия [11, С. 360]. Как известно, перцептивный образ создается в процессе восприятия. Так, на формирование отношения оказывает влияние сам процесс перцепции, как чувственное познание и связанные с ним психологические особенности личности.

Более прост для понимания когнитивный канал формирования субъективного отношения, его механизм основан на получении и анализе информации об объекте. Так, здесь важны два основных момента - это состав информации и её подача. Воздействовать на состав информации для формирования отношений не возможно, однако мы можем повлиять на восприятие информации.

Практическое взаимодействие основано на изменении поведения личности вследствие обратной связи, которая может скорректировать отношение к какой-либо деятельности или личности посредствам изменения представлений, установок, оценок и других компонентов субъективного отношения.

Рассмотрим особенности формирования и развития субъективных отношений в юношеском возрасте. Анализ категории «субъективное отношение» позволяет утверждать, что отношения могут рассматриваться в качестве культурных предпосылок жизненного пространства личности. При этом, человек сам формирует между отдельными индивидуумами отношения, а после от старается наделить это самое отношение определенным содержанием и смыслом. При рассмотрении отношений под этим углом человек имеет возможность постоянно переосмысливать окружающий его мир, людей и себя самого.

Рассмотрим основные характерные черты юности (ранней взрослости) с точки зрения представителей различных психологических направлений.

По мнению З. Фрейда, юность - это период эмоциональных всплесков «тревожности, а иногда и личностных отклонений». В тоже время происходит кульминация серии изменений, цель которых заложить основу отношений индивида с противоположным полом в процессе выбора объекта любви.

Вышеизложенные положения позволяют выделить общие для юношеского возраста психологические особенности и состояния: адаптация к взрослой жизни; зависимость от гаджетов; повышенная интеллектуальная активность; «клиповое» сознание; зависимость от гаджетов; развитие нравственных и этических чувств; стабилизация характера; овладение социальными ролями; личные переживания.

Выводы. Таким образом, особую роль в развитии данного понятия играют исследования отечественных авторов субъективных отношений в онтогенезе. Механизмы формирования субъективных отношений связаны с составляющими данного понятия. Исследователи данной проблематики указывают на цель, мотив, потребность, любовь, эмоции, ценности как на составляющие отношения. Так, воздействия на составляющие отношения могут способствовать формированию позитивного или негативного отношения. При этом, необходимо учитывать психологические особенности целевого сегмента воздействия.

Литература:

1. Акбаева, А.М. Развитие позитивного отношения к профессии у студентов педагогического вуза: диссертация... канд. психолог. наук: 19.00.07 / Акбаева Асият .Магометаминовна. - Ставрополь, 2004. - 194 с.

2. Башманова, Е.Л. Разработка модели отношения школьников к учению и школе: типология, структура, динамика // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета [режим доступа: https://cyberienmka.m/artide/n/razrabotka-modeli-otaosheniya- shkolnikov-k-ucheniyu-i-shkole-tipologiya-struktura-dinamika, дата обращения 06.03.2020].

3. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова АСТ. - Москва, 2008. - 632 с.

4. Гудкова, Е.В. Обзор представлений об отношениях в современных психологических теориях личности / Е.В. Гудкова // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». 2012. - № 6. - С. 27-30.

5. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. - Москва, 2002. - 431 с.

6. Левченко, Е.В. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная / Е.В. Левченко,

A.Ф. Лазурский. - СПб., 2016. - 159 с.

7. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Воронеж: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Изд-во НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

8. Пазухина, С.В. Ценностное отношение будущего педагога к личности учащегося: антропологический подход: диссертация.....д-ра психолог. наук: 19.00.07 / Пазухина Светлана Вячеславовна. - М, 2012. - 423 с.

9. Посохина, Е.В. Педагогические условия формирования у школьников теоретического отношения к окружающей действительности: диссертация.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Посохина Елена Владимировна. - Белгород, 2000. - 281 с.

10. Пятков, В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре (На материале педвузов): диссертация.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Пятков Владимир Викторович . - Сургут, 1999. - 165 с.

11. Усков, В.В. Психологическое и педагогическое взаимодействие в процессе экологического образования /

B.М. Усков, М.В. Усков, В.В. Усков, С.С. Бондарев [и др.] // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - Воронеж, 2011. - № 1(2). - С. 81-83.

12. Черкалина, Е.В. Субъективное отношение: понятие, сущность, структура. Электронный ресурс: Режим доступа -https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2383

13. Юсупхаджиева, Т.В. Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности: диссертация.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Юсупхаджиева Татьяна Васильевна. - Махачкала. - 2011. - 168 с.

14. Яновская, М.Г. Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе / М.Г. Яновская // Вестник Вятского государственного университета, 2009. - №4-1. - С. 117-126.

15. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат медицинских наук, доцент Моисеева Ирина Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России (г. Санкт-Петербург); студент 6 курса Гандаров Рашид Муратович

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России (г. Санкт-Петербург)

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ В РОССИИ

Аннотация. Рассматривая волонтерское движение студентовмедиков в России, автор исследовал его становление и развитие, изучилправовые акты, регламентирующие добровольческую (волонтерскую) деятельность. Обозначив приоритетные направления работы в медицинских организациях,автор отметил, чтосегодня волонтерство не только формирует у студентов-медиков гражданскую позицию, влияет на профессиональное становление, но и обеспечивает им «вход на рынок труда».

Ключевые слова: волонтерство (добровольчество), волонтерское движение, студенты-медики.

Annotation. Considering the volunteer movement of medical students in Russia, the author studied its formation and development, studied the legal acts regulating volunteer (volunteer) activities. Outlining the priority areas of work in medical organizations, the author noted that today volunteering not only forms a civil position among medical students, affects professional development, but also provides them with "entry into the labor market".

Key words: volunteering (volunteering), volunteer movement, medical students.

Введение. Термин «волонтерство» является синонимом термина «добровольчество», он получил в России широкое распространение в середине 90-х гг. ХХ века, когда российские граждане обратили пристальное «внимание на необходимость активной деятельности не только в политике, но и в других сферах человеческой жизнедеятельности (например, в культуре, образовании, религии, защите прав человека, экологии и пр.)» [6].

Вследствие этого был принят Федеральный закон от 11.08.1995 №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [1], из которого следует, что волонтерство ориентировано на поддержку социальных, культурных, экологических, благотворительных и духовных интересов общества.

Рассмотреть динамику развития добровольчества с 2016 по 2020 года можно на примере сведений, представленных в Таблице 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.