Литература:
1. Акбаева, А.М. Развитие позитивного отношения к профессии у студентов педагогического вуза: диссертация... канд. психолог. наук: 19.00.07 / Акбаева Асият .Магометаминовна. - Ставрополь, 2004. - 194 с.
2. Башманова, Е.Л. Разработка модели отношения школьников к учению и школе: типология, структура, динамика // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета [режим доступа: https://cyberienmka.m/artide/n/razrabotka-modeli-otaosheniya- shkolnikov-k-ucheniyu-i-shkole-tipologiya-struktura-dinamika, дата обращения 06.03.2020].
3. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова АСТ. - Москва, 2008. - 632 с.
4. Гудкова, Е.В. Обзор представлений об отношениях в современных психологических теориях личности / Е.В. Гудкова // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». 2012. - № 6. - С. 27-30.
5. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. - Москва, 2002. - 431 с.
6. Левченко, Е.В. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная / Е.В. Левченко,
A.Ф. Лазурский. - СПб., 2016. - 159 с.
7. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Воронеж: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Изд-во НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
8. Пазухина, С.В. Ценностное отношение будущего педагога к личности учащегося: антропологический подход: диссертация.....д-ра психолог. наук: 19.00.07 / Пазухина Светлана Вячеславовна. - М, 2012. - 423 с.
9. Посохина, Е.В. Педагогические условия формирования у школьников теоретического отношения к окружающей действительности: диссертация.. канд. пед. наук: 13.00.01/ Посохина Елена Владимировна. - Белгород, 2000. - 281 с.
10. Пятков, В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре (На материале педвузов): диссертация.. канд. пед. наук: 13.00.04 / Пятков Владимир Викторович . - Сургут, 1999. - 165 с.
11. Усков, В.В. Психологическое и педагогическое взаимодействие в процессе экологического образования /
B.М. Усков, М.В. Усков, В.В. Усков, С.С. Бондарев [и др.] // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - Воронеж, 2011. - № 1(2). - С. 81-83.
12. Черкалина, Е.В. Субъективное отношение: понятие, сущность, структура. Электронный ресурс: Режим доступа -https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2383
13. Юсупхаджиева, Т.В. Педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к изобразительной деятельности: диссертация.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Юсупхаджиева Татьяна Васильевна. - Махачкала. - 2011. - 168 с.
14. Яновская, М.Г. Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе / М.Г. Яновская // Вестник Вятского государственного университета, 2009. - №4-1. - С. 117-126.
15. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат медицинских наук, доцент Моисеева Ирина Евгеньевна
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России (г. Санкт-Петербург); студент 6 курса Гандаров Рашид Муратович
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России (г. Санкт-Петербург)
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ В РОССИИ
Аннотация. Рассматривая волонтерское движение студентовмедиков в России, автор исследовал его становление и развитие, изучилправовые акты, регламентирующие добровольческую (волонтерскую) деятельность. Обозначив приоритетные направления работы в медицинских организациях,автор отметил, чтосегодня волонтерство не только формирует у студентов-медиков гражданскую позицию, влияет на профессиональное становление, но и обеспечивает им «вход на рынок труда».
Ключевые слова: волонтерство (добровольчество), волонтерское движение, студенты-медики.
Annotation. Considering the volunteer movement of medical students in Russia, the author studied its formation and development, studied the legal acts regulating volunteer (volunteer) activities. Outlining the priority areas of work in medical organizations, the author noted that today volunteering not only forms a civil position among medical students, affects professional development, but also provides them with "entry into the labor market".
Key words: volunteering (volunteering), volunteer movement, medical students.
Введение. Термин «волонтерство» является синонимом термина «добровольчество», он получил в России широкое распространение в середине 90-х гг. ХХ века, когда российские граждане обратили пристальное «внимание на необходимость активной деятельности не только в политике, но и в других сферах человеческой жизнедеятельности (например, в культуре, образовании, религии, защите прав человека, экологии и пр.)» [6].
Вследствие этого был принят Федеральный закон от 11.08.1995 №135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [1], из которого следует, что волонтерство ориентировано на поддержку социальных, культурных, экологических, благотворительных и духовных интересов общества.
Рассмотреть динамику развития добровольчества с 2016 по 2020 года можно на примере сведений, представленных в Таблице 1.
Таблица 1
Численность участников добровольчества в РФ в 2016-2020 гг. [11]
№ Дата Количество волонтеров
1 2016 год 1 440 000 человек
2 2017 год 1 470 000 человек
3 2018 год 1 530 000 человек
4 2019 год 1 790 000 человек
5 2020 год 2 030 000 человек
Итого 8 260 000 человек
Анализируя статистические сведения, представленные в Росстате и других ведомствах, осуществляющих аналитические исследования, стоит отметить, что подчас они могут отличаться, так как в основе исследования может лежать различная методология.
Так по итогам выборочного обследования рабочей силы Росстата в 2016-2020 годах наблюдается устойчивая динамика роста волонтеров: в 2016 году - 17,4 %; в 2017 году - 17,8%; в 2018 году - 18,5%, в 2019 году - 21,7%; в 2020 году - 24, 6%.
Положительная динамика роста волонтеров отмечена и в 2021 году. По данным Экспертного института социальных исследований в декабре 2021 г. официально зарегистрированными числится 3 000 000 человек [12].
По результатам опросов, представленных на сайте Министерства экономического развития РФ, в стране ежегодно возрастает число людей, считающих себя волонтерами. Так, в 2013 году эту деятельность осуществляло лишь 3%населения, а в 2020 году - 16%. Характеризуя волонтерскую деятельность, следует отметить, что поддержка чаще оказывается в индивидуальном порядке (52%), чем коллективно (21%); доля участия молодежи (23%) значительно выше, чем у старшего поколения (6%); женщин волонтёров больше в 2 раза, чем мужчин.
Точную численность добровольцев выявить сложно, так как многие занимаются волонтерством неофициально. Из широкого перечня указанных направлений деятельности, наиболее приоритетными являются социальное и экологическое. Самым распространенным видом волонтерства сегодня является сбор денег нуждающимся в помощи с использованием информационных ресурсов (через телевидение, интернет-ресурсы, СМИ), а также сбор пожертвований для лиц, ставших жертвами землетрясений, наводнений, оползней, пожаров или военных конфликтов.
Координируя работу волонтерства на уровне субъектов РФ, федеральный центр 01.12.2016 года разработал Стандарт поддержки добровольчества в субъектах РФ. По информации за 2020 год 75 регионов внедрили Стандарт полностью, а 10 регионов находятся еще на отдельных этапах его внедрения.
К ним можно отнести:
- Республику Дагестан,
- Республику Ингушетию,
- Еврейскую автономную область,
- Брянскую область,
- Забайкальский край,
- Приморский край,
- Пермский край,
- Магаданскую область,
- Чукотский автономный округ.
Чуть меньших успехов в этом направлении отмечено в Республике Тыва [11].
Цель исследования: исследовать становление волонтерского движения студентов-медиков, изучив правовые акты, определяющие правовое поле волонтерства.
Результаты: В условиях пандемии массовый характер приобрело волонтерство, направленное на оказание медицинской помощи. Такую деятельность могут выполнять:
- лица без медицинского образования, поддерживающие пациентов и их родственников;
- лица с полным, а такжес неполным медицинским образованием, оказывающие квалифицированную помощь.
Характеризуя вторую категорию, следует отметить, что в России волонтерство медицинских работников возникло в
2012 году в НИИ скорой помощи им. С.В. Склифосовского в рамках проекта «Волонтеры Склифа».
В 2013 году в Послании Президента Федеральному Собранию РФ прозвучало предложение «организовать в России широкое движение добровольцев, готовых работать в системе здравоохранения, оказывать посильную помощь»[9], в результате чего «Волонтеры Склифа» получили статус общественного объединения «Волонтеры-медики», а в 2016 году создано Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики».
В рамках работы Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» в 2021 году составлены Методические рекомендации по федеральному направлению «Волонтерская помощь в медицинских организациях» [5], правовую основу которых составили:
- закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [1];
- подзаконные акты Правительства РФ [3] и Министерства здравоохранения РФ [4];
- методические рекомендации и стратегия поддержки добровольческой деятельности в сфере охраны здоровья в субъектах РФ.
Из правовых актов, регулирующих названную выше деятельность, нормативный характер присущ лишь подзаконному акту, изданному в форме Приказа Министерства здравоохранения РФ. Так как любой подзаконный акт носит вспомогательный характер, призван детализировать положение закона, представляется целесообразным, закрепить правовые нормы о волонтерстве медиков в Федеральном законе от 21.11.2011 ФЗ-№ 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2].
По данным Минздрава Российской Федерации, к концу 2018 года в здравоохранении было представлено более 20 тыс. волонтеров, тогда как к концу 2020 года в связи с распространением коронавирусной инфекции количество волонтеров увеличилось до 50 тысяч.
Главными направлениями волонтерства медиков стали:
- помощь пациентам (их родственникам), нуждающимся в профессиональном уходе;
- содействие медицинскому персоналу, работающему в медицинских организациях;
- подготовка квалифицированных медицинских кадров, за счет приобретения волонтерамипрактических навыков работы;
- санитарно-профилактическая помощь населению;
- повышение доверия у населения к медицинским учреждениям и здравоохранению в целом.
Значительный вклад в развитие волонтерства в современной России вносят студенты-медики. В университетах организовываются волонтерские движения, создаются центры.
Так, ещё в 2014 году в Северо-Западном государственном медицинском университете им. И.И. Мечниковасоздано волонтерское движение «Ориентир», а в 2018 году - Волонтерский центр университета, координирующий медицинское, медико-социальное, патриотическое, событийное, экологическое, культурное, спортивное волонтерство, а также донорство [10].
Деятельность добровольцев направлена на помощь как пациентам, так и медицинскому персоналу.
Несомненно, «добровольчество» воспринимается студенчеством как наиболее доступная форма его социальной активности и как перспективная форма роста каждого студента» [8].
Для исполнения обязанностей (например, раздача таблетированных препаратов, участие в перевязках и т.д.) волонтеры должны предоставить СНИЛС, копию диплома о медицинском образовании или выписку из протокола сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской (фармацевтической) деятельности, а для студентов-медиков - справку о прохождении обучения в медицинском образовательном учреждении.
С марта 2020 года в 85 регионах студенты средних и высших медицинских образовательных учреждений трудятся в «красных зонах» и «зеленых зонах»: больницах, поликлиниках, на станциях скорой медицинской помощи. Несмотря на то, что в последнее время наблюдается спад заболеваемости коронавирусной инфекции в обществе сохраняется потребность в помощи добровольцев-медиков. Вирусные инфекционные заболевания, длительное время будут держать общество в состоянии мобилизации.
Для становления и развития волонтерского движения в России, предусмотрена мотивация, в рамках которой предоставлена возможность:
- самореализации путем выбора специализации в медицинских учреждениях с перспективой дальнейшего трудоустройства;
- получения зачета по производственной практике (при согласовании с учебным планом для студентов 1-2 курсов) и дополнительные баллы для поступления в ординатуру;
- получения профессиональных навыков и др.
Представляется целесообразнымдля всех медицинских учреждений разработать единую систему дополнительных баллов для поступления в ординатуру, а также включение практики в стаж профессиональной деятельности.
Стоит согласиться с тем, что «развитие волонтерской деятельности во многом зависит от складывающегося отношения к нему со стороны общества, формирующихся установок на гражданское участие и общественную активность» [7, С. 60].
Без сомнения, «в рамках добровольческих практик приобретаются навыки врачебной деятельности, развиваются такие деловые и личностные качества, как ответственность, креативность, милосердие, эмпатия, отзывчивость, толерантность» [8].
Выводы. Подводя итог, следует отметить, что в так называемый «век прагматизма» современное общество находит все новые инструменты для консолидации, используя механизмы добровольческой волонтерской деятельности для решения насущных проблем, стоящих перед ним.
В силу того, что волонтерство не только формирует у студентов-медиков, гражданскую позицию, влияет на профессиональное становление, но и обеспечивает им «вход на рынок труда», целесообразно закрепить положение о волонтерстве студентов-медиков в Федеральном законе от 21.1.2011 ФЗ-№323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», разработать единую систему дополнительных баллов для поступления в ординатуру и включить период волонтерства в стаж профессиональной деятельности.
Литература:
1. Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/ (дата обращения: 01.05.2022).
2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01. 2022). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131762 (дата обращения: 01.05.2022).
3. Постановление Правительства РФ Постановления Правительства Российской Федерации № 1425 от 28 ноября 2018 года «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями». -Режим доступа: https://base.garant.ru/72116618/. (дата обращения: 01.05.2022).
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №96н от 26 февраля 2019 года «Об утверждении порядка взаимодействия федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями при содействии в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь». - Режим доступа:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201907150022
5. Методические рекомендации по федеральному направлению «Волонтерская помощь в медицинских организациях». - Режим доступа: Metodicheskie-rekomendatsii-po-volonterskoi-pomoshhi-v-meditsinskih-organizatsiyah-2021.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
6. Организация волонтерской (добровольческой) деятельности в некоммерческой организации / Авт. сост. А.В. Ковтун, А.А. Соколов, А.П. Метелев / Под ред. Т.Н. Арсеньевой. - М., 2017.
7. Овсий, В.В. Перспективные направления развития молодежного волонтерства в современной России / В.В. Овсий // Гуманитарий юга России. - 2019. - Т.8 (37). - №3. - С. 52-62.
8. Семенова, О.А. Особенности волонтерской деятельности в медицинском университете / О.А. Семенова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - №9 (87). Ч. 2. - С. 24-27.
9. Послание Президента Федеральному Собранию. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 01.05.2022).
10. Волонтерский центр университета. - Режим доступа: https://szgmu.ru/rus/s/530/ (дата обращения: 01.05.2022).
11. Доклад о развитии добровольчества в Российской Федерации в 2020 году. - Режим доступа: https://msr.mosreg.ru/download/document/8555159
12. Эксперт: число волонтеров в России увеличилось в восемь раз с 2013 года. - Режим доступа:https://tass.ru/obschestvo/13090817?utm_source=click.mail.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=click.mail.ru&utm_ referrer=click.mail.ru (дата обращения: 01.05.2022).
Педагогика
УДК 376. 37
кандидат педагогических наук, доцент Насибуллина Анися Дамировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО- ПЕРЦЕПТИВНОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты исследования специфики развития социально-перцептивного компонента коммуникативной компетентности у младших школьников с ЗПР. Данный компонент коммуникативной компетентности включает умения, отражающие характер взаимовосприятия участников коммуникации, понимание эмоционального состояния партнера по общению и его настроения по вербальному и невербальному поведению. В содержание компонента были включены показатели, позволяющие выявить владение школьниками рядом представлений о межличностном общении, изучить степень значимости общения и умения детей определять личностные качества своих партнеров по общению (друзей). Исследование было осуществлено на базе муниципального образовательного автономного учреждения «СОШ № 49» города Орска Оренбургской области. Для эмпирического исследования был подобран комплекс диагностических заданий с учетом эмпирически замеряемых показателей («Отражение чувств», «Зеркало настроений» О.В. Дыбиной, «Рассказ о друге» О.С. Степиной). Используемые диагностические задания соответствовали возрасту и психофизиологическим возможностям испытуемых. Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что социально-перцептивный компонент коммуникативной компетентности у младших школьников с ЗПР имеет ряд специфических характеристик, детерминированных действием аномального фактора. В ходе исследования выделены следующие особенности развития социально-перцептивного компонента коммуникативной компетентности у данного контингента школьников: неумение определять и передавать эмоциональные состояния и настроения партнеров по общению, понимать значимость общения, ценность личностных качеств близкого друга. Представления о межличностном общении и отношениях не развиты.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, социально-перцептивный компонент, межличностное общение, младшие школьники, задержка психического развития.
Annotation. The article presents the results of a study of the specifics of the development of the socio-perceptual component of communicative competence in younger schoolchildren with ZPR. This component of communicative competence includes skills that reflect the nature of the mutual perception of communication participants, understanding the emotional state of the communication partner and his mood for verbal and nonverbal behavior. The content of the component included indicators that allow students to identify the possession of a number of ideas about interpersonal communication, to study the degree of importance of communication and the ability of children to determine the personal qualities of their communication partners (friends). The study was carried out on the basis of the municipal educational autonomous institution "Secondary school No. 49" of the city of Orsk, Orenburg region. For empirical research, a set of diagnostic tasks was selected taking into account empirically measured indicators ("Reflection of feelings", "Mirror of moods" by O.V. Dybina, "A Story about a friend" by O.S. Stepina). The diagnostic tasks used corresponded to the age and psychophysiological capabilities of the subjects. The obtained results allowed us to conclude that the socio-perceptual component of communicative competence in younger schoolchildren with ASD has a number of specific characteristics determined by the action of an abnormal factor. In the course of the study, the following features of the development of the socio-perceptual component of communicative competence in this contingent of schoolchildren were identified: the inability to determine and transmit the emotional states and moods of communication partners, to understand the significance of communication, the value of personal qualities of a close friend. Ideas about interpersonal communication and relationships are not developed.
Key words: communicative competence, socio-perceptual component, interpersonal communication, primary school students, mental retardation.
Введение. Одной из основных задач современного образования является развитие у подрастающего поколения коммуникативной компетентности, владение которой позволит обучающимся реализовывать все необходимые функции общения. Это обусловлено тем, что способности к активному установлению контактов, взаимодействию с другими людьми и их адекватному восприятию не являются природными.
Коммуникативная компетентность является необходимым условием успешности учебной деятельности, вектором социального и личностного развития обучающихся (Л.Я. Лозован, А.В. Мудрик, Л.Р. Мунирова и др.) [3; 6; 7]).
Теоретический анализ исследований (В.А. Болотов, В.А. Мартынова, О.С. Степина и др.) позволяет выделить основные компоненты в структуре коммуникативной компетентности: личностный (подразумевает наличие способностей к коммуникации), поведенческий (содержит мотивационный аспект, готовность к общению и адекватные реакции в ситуациях общения) и социально-перцептивный (представлен коммуникативными свойствами личности, ее умениями, связанными с адекватным восприятием, пониманием и оцениванием партнеров по общению) [1; 5; 9].
Общение является основным фактором развития младших школьников в онтогенезе и дизонтогенезе. Наличие задержки психического развития создает почву для возникновения сложностей общения и коммуникации, являясь фактором затрудняющим социальную адаптацию и социализацию.
В современных условиях для данной категории школьников большое значение имеет такое их взаимодействие с окружающими людьми, в ходе которого обеспечивалось бы установление позитивных межличностных отношений, продуктивного общения и коммуникации [8].
Между тем исследования отечественных ученых (Е.Е. Дмитриева, И.И. Мамайчук, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер и др. [ 2; 4; 10]) позволяют констатировать, что у обучающихся с ЗПР процесс коммуникации имеет неустойчивый характер и детерминирован незрелостью мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер.
Изложение основного материала статьи. На базе муниципального образовательного автономного учреждения «СОШ № 49» города Орска Оренбургской области было проведено исследование, цель которого заключалась в изучении