Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
492
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СТРЕСС / ДИСТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СИМПТОМЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭНДОРФИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Брыкина Валентина Анатольевна, Переузник Анатолий Захарович

В статье раскрывается понятие стресса, рассматриваются его симптомы, виды и причины возникновения у студентов. Представлены результаты анкетирования студентов 2 курса ВГСПУ на выявление отношения к стрессу, предложены основные средства физической культуры, повышающие уровень стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STRESS-TOLERANCE IN STUDENTS MEANS OF PHYSICAL CULTURE

The article reveals the concept of stress, considers its symptoms, types and causes of occurrence in students. The results of the questionnaire of students of the 2nd year of the HCSU to identify the attitude to stress are presented, the main means of physical culture, which increase the level of stress resistance, are offered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 796

ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

THE FORMATION OF STRESS-TOLERANCE IN STUDENTS MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Брыкина Валентина Анатольевна

ассистент кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Bryklina Valentina Anatolyevna

assistant

department of physical culture Volgograd State Socio-Pedogogical Univesity

Volgograd, Russia

Переузник Анатолий Захарович

старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Peruznik Anatoly Sakharovic senior lecturer department of physical culture Volgograd State Socio-Pedogogical Univesity

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье раскрывается понятие стресса, рассматриваются его симптомы, виды и причины возникновения у студентов. Представлены результаты анкетирования студентов 2 курса ВГСПУ на выявление отношения к стрессу, предло-жены основные средства физической культуры, повышающие уровень стрессоустой-чивости.

Abstract. The article reveals the concept of stress, considers its symptoms, types and causes of occurrence in students. The results of the questionnaire of students of the 2nd year of the HCSU to identify the attitude to stress are presented, the main means of physical culture, which increase the level of stress resistance, are offered.

Ключевые слова: стресс, дистресс, стрессоустойчивость, симптомы, физическая культура, физические упражнения, эндорфины.

Keywords: stress, distress, stress resistance, symptoms, physical culture, exercise, endorphins.

Охрана и безопасность собственного психического здоровья - это непосредственная обязанность каждого молодого человека в наше время. Психическое здоровье является сложным образованием, имеет уровневое строение и требует своего дальнейшего сохранения и совершенствования. Учебная деятельность современных студентов связана с непрерывно растущим потоком информации, высокой

интенсивностью процесса обучения, что приводит к возникновению стрессовых ситуаций и гипокинезии. Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение и поддержание высокой работоспособности - одна из важнейших задач нашего общества. Среди многих факторов, определяющих решение этой задачи, важное место занимает физическая культура. Она влияет на многие стороны жизнедеятельности человека, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья. Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, избавляют от напряжения, сжигают избыток стрессовых гормонов. Любой человек может работать гораздо лучше, если будет регулярно заниматься физической культурой и спортом. Это придает ему уверенность в себе, помогает преодолеть трудности, воспитывает силу воли, решительность и упорство.

Стрессы присутствуют в жизни каждого современного человека, и их сложно избежать. По утверждению ученых, здоровые люди легче переносят стрессовые ситуации. Многие студенты испытывают стресс во время обучения в вузе, особенно во время сессии, однако лишь немногие могут с ним справиться [1]. Само понятие «стресс» появилось в 1936 году. Ученый, лауреат Нобелевской премии Ганс Селье взял технический термин «стресс», означающий «напряжение», «нажим», «давление», из науки о сопротивлении материалов и употребил его по отношению к человеку.

Под стрессом понимают состояние сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Незначительные стрессы неизбежны и практически безвредны, а вот сильный стресс отрицательно влияет на продуктивность внимания, нарушает нормальную работу органов и систем. При стрессе в организме вырабатывается гормон адреналин, основная функция которого заставить организм выживать. Стресс становится вредным, когда он слишком сильный или долго длится. Среди негативных последствий стресса можно выделить ухудшение выполнения поставленных задач, нарушение функций мышления, истощение организма, психические расстройства. При стрессе сильно страдает интеллектуальная деятельность, которая так важна студентам в период обучения. Нарушаются характеристики внимания: концентрация, объем, переключение, устойчивость, распределение. В наименьшей степени страдает функция памяти [2]. При постоянной загруженности сознания учебным материалом снижается емкость оперативной памяти, нарушается процесс воспроизведения необходимой информации. При сильном эмоциональном стрессе нарушается нормальное взаимодействие полушарий мозга в сторону доминирования правого «эмоционального» полушария и уменьшение влияния левой «логической» половины коры больших полушарий на сознание человека, что препятствует своевременному разрешению различных стрессовых ситуаций.

Причины и виды стресса у студентов:

- недостаток сна;

- недостаточно полные знания по какому-либо учебному предмету;

- не сданные вовремя лабораторные, курсовые, контрольные работы;

- большая загруженность домашними заданиями;

- напряженные взаимоотношения в учебной группе и с преподавателями;

- экзаменационная сессия;

- личные причины: взаимоотношения в семье, состояние здоровья, финансовое положение, дорога в институт, проблемы на работе и т.д.

Причинами возникновения стресса могут быть и другие личные факторы.

Симптомы стресса

Когнитивные симптомы стресса: проблемы с запоминанием информации, забывчивость, неорганизованность, проблемы с концентрацией внимания, пессимизм, тревога, бессонница.

Эмоциональные симптомы: капризность, раздражительность, гнев, депрессия, плаксивость, мысли о самоубийстве.

Физические симптомы: скрипение зубами, диарея или запор, тошнота и головокружение, быстрое сердцебиение, заикание, слабость.

Поведенческие симптомы: излишки в еде или недоедание, слишком долгий или короткий сон, самоизоляция от других людей, употребление алкоголя, сигарет или наркотиков, азартные игры или импульсивные покупки, нервные привычки, снижение производительности труда, ложь или оправдания, быстрая или бормочущая речь, чрезмерная защита или подозрительность, проблемы с общением.

Понятие стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость - это умение противостоять жизненным трудностям, проблемам, неприятным ситуациям. Это качество личности позволяет переносить эмоциональные нагрузки без ущерба своего здоровья. Различают три уровня стрес-

W WWW 1—1 /■"■

соустойчивости: высокий, средний, низкий. При высоком уровне человек при любых обстоятельствах сохраняет спокойствие, быстро ориентируется и принимает решения в сложной ситуации, контролирует эмоции, абстрагируется от лишних внешних факторов, адекватно воспринимает критику окружающих. При среднем уровне человек противостоит неприятностям, но переживает за потерю работы или отношений. Низкая степень стрессоустойчивости свойственна тревожным личностям с повышенной эмоциональностью. Они воспринимают стресс как угрозу, проявляют сильное беспокойство, плаксивость даже по незначительному поводу. При этом уровне возникают различные психосоматические заболевания.

На уровень стрессоустойчивости влияют следующие факторы:

- тип высшей нервной деятельности человека (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик), генетические особенности, особенности развития раннего детства;

- уровень самооценки личности (высокий, средний, низкий);

- ближайшее окружение (наличие поддержки и понимания от других людей);

- социальные факторы (недостаток отдыха и сна, плохие трудовые условия);

- особенности личности (склонность к гневу, раздражительности, тревожности).

Уровень стрессоустойчивости в процессе жизненного опыта и работы над собой

должен изменяться в сторону минимизации, что будет способствовать адекватному реагированию на критические ситуации.

В связи с тем, что молодежь периодически сталкивается со стрессом, возникает необходимость изучения этого негативного явления и его влияния на учебную

деятельность и здоровье студентов. Нами было проведено небольшое исследование по этой проблеме.

Цель исследования: определить отношение к стрессу студентов педагогического вуза.

Метод исследования: анкетирование.

В анкетировании принимали участие 56 студентов 2 курса Института Художественного Образования ВГСПУ (девушки и юноши). Студентам предлагалось ответить на ряд вопросов и выбрать подходящий ответ из предложенных вариантов. Затем полученные результаты были проанализированы. В результате исследования было выявлено, что 58,5% студентов сталкиваются со стрессом во время сессии, 27,4% испытывают это чувство часто, 14,1% - крайне редко. Из числа опрошенных 65,8% применяют различные методики для устранения последствий стресса на состояние здоровья и лишь 34,2% в качестве борьбы со стрессом применяют спорт и физическую культуру. Применяют медикаментозные средства - 15,3% респондентов; используют общение в социальных сетях, компьютерные игры - 23, 6 %; алкоголь, сигареты - 12,6%; 14,3% - студентов слушают музыку, занимаются творчеством, применяют ванны, массаж. Из числа опрошенных студентов 90,7 % считают, что стресс оказывает значительное влияние на их здоровье. Во время стресса 75,8% испытывают сильное физическое недомогание, ухудшение памяти, снижение концентрации внимания, а так же нарушение сна и аппетита. Высокую заболеваемость во время стрессовых ситуаций отметили 69,2% юношей и девушек, 86,5% считают, что ведение здорового образа жизни помогает быстро восстановиться после стресса. По результатам опроса 76,8% студентов чувствует себя лучше в эмоциональном и психологическом плане после занятий физической культурой и спортом.

Таким образом, полученные данные исследований свидетельствуют о том, что чуть больше половины опрошенных студентов ВГСПУ испытывают стресс во время сессии и многие из них отмечают ухудшение самочувствия и здоровья. Занятия физической культурой и спортом на большинство студентов оказывают положительное влияние, снижают симптомы стресса, улучшают настроение.

Снижение стресса средствами физической культуры

При любой физической нагрузке в организме вырабатываются эндорфины, «гормоны счастья». Выработка этих гармонов положительно влияет на эмоциональный фон, помогает избавиться от подавленного настроения. Во время физической активности снимается депрессивное состояние. Наиболее полезны физические упражнения, выполняемые на свежем воздухе: на улице, в парке, в лесу и т. д. Когда человек находится на солнце, то в его организме вырабатывается серотонин, который также повышает эмоциональный фон [3].

Как основные направления рассматриваются немедикаментозные методы лечения - физические тренировки, отказ от курения, специальная диета, психотерапия, и другие. Быстрый лечебный эффект они не дадут, но при длительном применении способны замедлить развитие заболевания. Многие молодые люди считают курение и алкоголь одними из "быстрых мер" уменьшения стресса, забывая о вреде, наносимом этими вредными привычками.

Мощным антистрессовым средством являются регулярные физические упраж-

нения. Ходьба (25-30 километров в неделю) может уменьшить риск последствий стресса почти на 40%. Медитация, аэробика, упражнения на растягивание, массаж, плавание, бег - все это оказывает благоприятное влияние на профилактику стрессовых расстройств. Для лиц, испытывающих стресс и стрессонеустойчивых, важным аспектом в профилактике и лечении является выполнение ежедневной зарядки. Для этого подойдут любые общеукрепляющие упражнения. В качестве водных процедур можно использовать горячие или теплые ванны, душ утром и вечером. Можно применять закаливающую процедуру - контрастный душ; 1 минута - теплая вода, 15 секунд - холодная и так от 5 до 10 повторов.

На первом месте в устранении стресса стоит дыхательная гимнастика: необходимо сосчитать до 10, затем медленно вдохнуть носом, задержать дыхание, выдохнуть воздух через нос и потянуться всем телом. Сделать 5 свободных вдохов и расслабить мышцы живота. Затем глубокий вдох и такой же выдох. Следует заметить, что занятия гимнастикой и плаванием, активный образ жизни, использование разнообразных упражнений способствуют улучшению физиологических адаптационных возможностей организма к воздействиям внешней и внутренней среды, помогая адекватно реагировать на стрессовые факторы. Занятия гимнастикой оказывают общеукрепляющее действие, способствуют морально-психологическому совершенствованию и реабилитации: развивают активность, настойчивость, целеустремленность, координацию, выносливость, укрепляют волю [4].

Влияние физических упражнений и на психологическое состояние студентов:

- повышают уровень самооценки за счет улучшения ощущения своего тела;

- способствуют более доброжелательному отношению со стороны сверстников, приятная внешность говорит об уравновешенности, доброте, общительности, успешности в учебной деятельности;

- повышают жизненный тонус молодого организма;

- повышают работоспособность, так как здоровые студенты реже болеют, менее подвержены несчастным случаям, хорошо мотивированны на учебу;

- снимают депрессивные состояния и уменьшают тревожность;

- совершенствуют способность самостоятельно управлять своей жизнью, что предотвращает стрессовое поведение;

- усиленный синтез организмом эндорфинов в процессе занятий улучшает настроение, снимает стресс, способствует формированию стрессоустойчивости.

Стресс — это находящаяся в нас кинетическая энергия, которую можно преобразовать в продуктивную движущую силу, направленную на улучшение нашей жизни. Он является естественным компонентом здоровой жизни, но если он выходит из-под контроля, то становится дистрессом и приводит, к саморазрушению организма. Занятие спортом тоже является стрессом для организма, который с успехом вытесняет стресс психологический. Энергия активности направляется на совершенствование своего тела и сопровождается положительными эмоциями. У студентов вырабатываются такие качества, как выносливость, решительность, упорство, доброжелательность, эмоциональная устойчивость, открытость. Именно эти свойства личности необходимы для повышения стрессоустойчивости в целях продуктивной

учебной деятельности.

Таким образом, повышение стрессоустойчивости - это регулярная и сложная работа над своей личностью, телом и эмоциями. Преподавателям важно создавать необходимые условия для оптимальной работы центральной нервной системы молодежи на занятиях по физической культуре и спорту. Если невозможно полностью избавить студента от психоэмоционального напряжения, то необходимо увеличить устойчивость адаптационных механизмов организма, занимающихся к эмоциональным стрессам. Так же важно вовремя обнаружить отклонения и недостатки этих механизмов, чтобы их устранить средствами профилактики.

Литература

1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов. Москва : ПЕР СЭ, 2001. 511 с.

2. Квасова А. В. Влияние занятий физической культурой и спортом на психическое здоровье студенческой молодежи ВГСПУ // Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования : материалы XIV-й всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, ФГБОУ ВО «Волгоградский государ -ственный социально-педагогический университет», Волгоград, 01-30 апреля 2020, Москва : Планета, 2020. С. 383-386.

3. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г., Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. Москва : Медицина, 1988. 256 с.

4. Паськова К. О. Физическая культура и спорт как способы борьбы со стрессом / К. О. Паськова, И. Ф. Нагайцева // Тезисы докладов XLV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа, Краснодар, 01-31 февраля 2018 г. Краснодар : Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2018. 320 с.

References

1. Bodrov V. A. Psikhologiya professional'noy prigodnosti [Psychology of professional suitability]. Moscow, PER SE Publ., 2001, 511 p.

2. Kvasova A. V. [Influence of physical culture and sports on the mental health of student youth of the VGSPU]. Aktual'nye voprosy teorii i praktiki biologicheskogo i khimicheskogo obrazovaniya. Materialy XlV-y vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of theory and practice of biological and chemical education. Materials of the XlV-th all-Russian scientific conference with international participation. Committee for Education, Science and Youth Policy of the Volgograd Region, Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, April 01-30, 2020]. Moscow, Planet Publ., 2020, pp. 383-386. (In Russia).

3. Meerson F. Z., Pshennikova M. G. Adaptatsiya k stressornym situatsiyam i fizicheskim nagruzkam [Adaptation to stressful situations and physical activity]. Moscow, Medicine Publ., 1988, 256 p.

4. Pas'kova K. O., Nagaytseva I. F. [Physical culture and sport as ways of dealing with stress]. Abstracts of the XLV scientific conference of students and young scientists of universities of the Southern Federal District, Krasnodar, February 01-31 2018]. Krasnodar, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism Publ., 2018, 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.