Научная статья на тему 'Влияние физической активности на стрессоустойчивость студентов'

Влияние физической активности на стрессоустойчивость студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2138
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРА / СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТ / PHYSICAL ACTIVITY / SPORT / PHYSICAL EDUCATION / STRESS / STRESS RESISTANCE / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Балькова Дарья Витальевна, Савельева Ольга Викторовна

В рамках данной статьи было проведено исследование зависимости стрессоустойчивости от физической активности студентов в возрасте от 18 до 24 лет высших учебных заведений г. Самара, Самарской области, с целью доказать корреляционную связь между двумя факторами и подчеркнуть актуальность проблемы академического стресса у студентов ВУЗов и колледжей в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PHYSICAL ACTIVITY ON STRESS RESISTANCE OF STUDENTS

This article identifies that a study was conducted of the dependence of stress resistance on the physical activity of students aged 18 to 24 years of higher education in Samara, the Samara region, in order to prove the correlation between the two factors and to emphasize the relevance of the problem of academic stress in universities and colleges in our days.

Текст научной работы на тему «Влияние физической активности на стрессоустойчивость студентов»

Влияние физической активности на стрессоустойчивость студентов Influence of physical activity on stress resistance of students

Балькова Дарья Витальевна,

Студентка 2 курса Ф-т мировой экономики ФГБОУ Самарский государственный экономический университет

РФ, г. Самара Е-mail: balkova. darya 121 @yandex. ru

Balkova Darya Vitalievna,

2rd year student faculty of world economy FSBEI Samara State University of Economy Russian Federation, Samara Е-mail: balkova. darya 121 @yandex. ru

Савельева Ольга Викторовна

Старший преподаватель ФГБОУ Самарский государственный экономический университет

РФ, г. Самара Е-mail: Sаvelevаlelyа@mаil.ru

Savelyeva Olga Viktorovna

Senior Lecturer, FSBEI Samara State University of Economy Russian Federation, Samara Е-mail: Sаvelevа lelyа@mаil.ru

Аннотация.

В рамках данной статьи было проведено исследование зависимости стрессоустойчивости от физической активности студентов в возрасте от 18 до 24 лет высших учебных заведений г. Самара, Самарской области, с целью доказать корреляционную связь между двумя факторами и подчеркнуть актуальность проблемы академического стресса у студентов ВУЗов и колледжей в наши дни.

Annotation.

This article identifies that a study was conducted of the dependence of stress resistance on the physical activity of students aged 18 to 24 years of higher education in Samara, the Samara region, in order to prove the correlation between the two factors and to emphasize the relevance of the problem of academic stress in universities and colleges in our days.

Ключевые слова: физическая активность, спорт, физкультура, стресс, стрессоустойчивость, студент.

Key words: physical activity, sport, physical education, stress, stress resistance, student.

Польза от физических упражнений - улучшение физического состояния и иммунитет перед болезнями -уже давно обнаружены, а врачи всегда рекомендуют оставаться физически активными. Упражнения также считаются жизненно важными для поддержания психического состояния, что может уменьшить стресс. Исследования показывают, что спорт очень эффективен для уменьшения усталости, повышения бдительности и концентрации внимания, а также для улучшения общей когнитивной функции. Это может быть особенно полезно, когда стресс истощает энергию или способность концентрироваться.

Ученые обнаружили, что регулярное занятия физическими упражнениями снижают общий уровень напряжения, поднимают настроение, улучшают сон и повышают самооценку. Даже пять минут аэробных упражнений могут стимулировать выработку эндорфинов. Регулярные занятия физической культурой обладают уникальной способностью взбодрить и расслабиться, противостоять депрессии и снять стресс. Данная взаимосвязь была подтверждена клиническими испытаниями, в которых врачи успешно использовали

упражнения для лечения тревожных расстройств и клинической депрессии.

Преимущества физических упражнений имеют нейрохимическую основу. Физические упражнения снижают уровень гормонов стресса в организме, таких как адреналин и кортизол. Физическая культура также стимулирует выработку эндорфинов, химических веществ в мозге, которые являются естественными болеутоляющими и повышает настроение организма. Эндорфины несут ответственность за чувство расслабления и оптимизма, которые появляются во время тяжелых тренировок. Когда стресс воздействует на мозг, остальная часть тела человека также чувствует воздействие. Спорт и другие виды физической активности производят эндорфины - химические вещества в мозге, которые действуют как естественные болеутоляющие средства, - а также улучшают сон, что, в свою очередь, снижает стресс.

Практически любой вид упражнений помогает бороться со стрессом. Ходьба и бег являются яркими примерами. Даже простая 20-минутная прогулка может очистить ум и уменьшить стресс. Но некоторые люди предпочитают энергичные тренировки, которые сжигают стресс вместе с калориями. Это одна из причин того, почему эллиптические приборы так популярны. Даже упражнения на растяжку, которые помогают расслабить мышцы после тяжелой тренировки, помогут расслабить и мозг. Медитация, иглоукалывание, массаж, даже глубокое дыхание могут привести к выработке эндорфинов в организме. Общепринятая точка зрения гласит, что тренировки от низкой до умеренной интенсивности заставляют человека чувствовать себя заряженным и здоровым.

Исследовательский холдинг Ромир в ходе опроса населения задал респондентам ряд вопросов на тему стресса в современном мире. Итак, в рамках опроса выяснилось, что абсолютное большинство россиян (95%) испытывает стресс, а чуть более трети опрошенных (34%) испытывают его постоянно. Для большинства респондентов проявлением стресса являются тревожность и беспокойство (48%), усталость (47%) и нарушения сна (41%). Женщины в борьбе со стрессом наиболее часто делятся переживаниями с близкими (54%), принимают успокоительные препараты (40%) и занимаются спортом или хобби (38%). Мужчины, в свою очередь, также разговаривают с близкими (44%) и занимаются спортом (27%), но еще и употребляют алкоголь (25%) для снятия стресса. Угроза собственному здоровью (79%) и здоровью близких (70%), а также семейные проблемы (73%) являются самыми распространенными причинами стресса, по мнению россиян. Интересно отметить, что основной группой, испытывающей постоянный стресс, являются россияне в возрасте 18-26 лет (40%). Респонденты пенсионного возраста куда меньше оказались подвержены стрессу - лишь 18% пенсионеров заявили об испытываемом стрессе.

В рамках опроса россиян также спросили, какими способами они предпочитают бороться со стрессовым состоянием. Ответы на этот вопрос были разделены по тендерному признаку. Так, более половины женщин (54%) заявили, что в первую очередь стараются делиться переживаниями со своими близкими и друзьями. Четыре женщины из десяти (40%) во время стресса принимают успокоительные препараты, большинство из которых (69%) растительного происхождения, например валерьянка или травяной чай. И, наконец, более трети опрошенных женщин (38%) занимаются спортом или хобби, чтобы побороть стресс.

Способы борьбы со стрессовым состоянием среди мужчин немного отличаются от таковых среди женщин. Так, среди мужчин также наиболее популярно (44%) делиться мыслями и переживаниями с друзьями, и родственниками с целью поиска выхода из стрессового состояния. 27% мужчин с этой же целью стараются заниматься спортом или любимым хобби. Кроме того, четверть опрошенных мужчин (25%) заявили, что во время стресса прибегают к алкогольным напиткам. Среди женщин, к примеру, лишь 9% выбрали алкоголь как средство, которое они используют для снятия стресса.

По данным исследований ВЦИОМ, доля россиян, постоянно испытывающих стресс, в 2019 году

составляет 8,3% (для сравнения - показатель 2010 года - 3,1%). Чаще других со стрессами сталкиваются женщины или молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Мужчины, наоборот, заявляют, что испытывают стресс редко или почти никогда. При этом за помощью к друзьям или близким в поисках выхода из стресса обращаются 58% опрошенных, сами ищут выход из создавшегося положения - 42%. И лишь 12%, в том числе из тех, кто ищет терапии у друзей и близких, обращаются за помощью к психологу или психиатру. Еще 9% занимаются самоуспокоением, а 7% респондентов используют успокоительные фармакологические средства, занимаются спортом - 6%, меняют обстановку - 6%.

В рамках данного исследования необходимо подчеркнуть, что 6% респондентов, опрошенных ВЦИОМ, предпочитают занимать себя физическими нагрузками с целью повышения стрессоустойчивости. Учитывая тот факт, что более всего подвергнуты стрессу молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, допустима гипотеза взаимосвязи стрессоустойчивости студентов с повышением физической активности.

Стресс может напрямую влиять на здоровье человека. Стресс возникает, когда люди рассматривают ситуацию или проблему как превышающие их имеющиеся ресурсы для преодоления трудностей [1, С.55]. Студенты университетов и колледжей в РФ подвержены нескольким стрессовым факторам, в том числе академическому и социальному давлению, а также проблемам социализации в новой среде.

Для данного исследования был проведен опрос, в котором оценили 110 студентов трех разных университетов города Самары, Самарской области - Самарский государственный экономический университет, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва, Самарский государственный технический университет. Необходимо упомянуть ограничение, связанное с исследованием. Выборка в этом исследовании состояла из студентов трех университетов, которые могут не соответствовать типичной численности студентов университетов в остальных субъектах РФ.

В данном опросе принимало участие 68 женщин и 42 мужчины. Исследование показало, что у людей с высоким уровнем стресса (46% опрошенных) плохие привычки питания (79% из опрошенных, подвергнутых стрессу) и пониженная физическая активность (85%). Это исследование также показало, что учащиеся-спортсмены - это чаще женщины, чем мужчины. Однако те студенты, которые не являются спортсменами, придерживаются здорового поведения, такого как регулярные ежедневные упражнения (15% из всего числа опрошенных). Объясним, что гендерные различия и стресс были документированы анкетированием.

Учащиеся с более высоким уровнем стресса считают себя менее здоровыми и имеют более низкую самооценку. Все это способствует ухудшению здоровья. Разнообразная выборка из такого большого числа студентов, показала, что у мужчин и женщин, которые занимались регулярной физической активностью, были более низкие уровни стресса во всех возрастах (с 18 до 24 лет). Физически активные люди менее подвержены стрессу, а также имеют лучшие навыки решения проблем и преодоления трудностей. Стоит отметить, что высокий уровень стресса в университетах также связан с депрессией, тревогой и неудовлетворенностью жизнью. 54% опрошенных студентов бакалавриата утверждало, что у тех, кто часто занимался физическими упражнениями, реже бывают депрессии, а также они имеют повышенную самооценку.

Хорошее построение межличностных отношений также связывается в данном исследовании с более здоровым образом жизни. В частности, риск многих хронических заболеваний намного ниже у людей, которые умеют выстраивать хорошие межличностные коммуникации. Социальная среда и способность поддерживать общение с другими людьми часто коррелируют со здоровым образом жизни.

Одним из наиболее выдающихся факторов стресса в жизни студентов является академический стресс. Студенты сообщают о том, что каждый семестр испытывают стресс в предсказуемое время, причем высшая степень наступает в конце семестра в результате сдачи экзаменов, проведения соревнований и большое

количество времени уделяется учебе [2, С.155].

Эффективность академического стресса как психосоциального стрессора хорошо известна в отношении последствий для физиологического и психологического здоровья [1, С.56]. Было доказано, что академический стресс оказывает негативное влияние на физиологические переменные здоровья, такие как иммунные функции и нейроэндокринные функции. Кроме того, в периоды академического стресса могут быть обнаружены различные эффекты на психику, такие как повышенная тревожность, плохое качество сна, отрицательное влияние на здоровье. На основании этих результатов можно предположить, что периоды академического стресса (т. е. периоды обследования) оказывают негативное влияние на здоровье.

Рисунок 1. Итоги опроса студентов в возрасте от 18 до 24 лет на вопрос стрессоустойчивости, чел.

Данные свидетельствуют о том, что взаимосвязь между стрессом и качеством сна является двунаправленной:

1) Частый стресс оказывает негативное влияние на качество сна;

2) Плохое качество сна влияет на снижение стрессоустойчивости.

Исследование показало, что учащиеся с более высоким уровнем стресса также сообщают о худшем качестве сна, плохом настроении и/или заболевании.

Благополучие обычно определяют, как оптимальное функционирование, позволяющее человеку вести эффективную жизнь и достигать удовлетворения в жизни и подлинного счастья. Было установлено, что оно обратно связано с ощущаемым стрессом у студентов, что означает, что у учащихся наблюдается снижение чувства благополучия в периоды сильного стресса, при котором плохое самочувствие также оказывает

негативное влияние на здоровье. Чтобы избежать каких-либо жалоб на здоровье, вызванных стрессом в периоды обучения в университетах и колледжах, благополучие можно рассматривать как ресурс психического здоровья, который следует получать даже в периоды сильного стресса.

В совокупности хорошо известно, что стресс и ухудшение качества сна негативно влияют на общее состояние здоровья. Однако необходимо понять, как здоровые студенты в периоды академического стресса могут противодействовать этим негативным последствиям стресса [3, С. 224]. Хотя имеются доказательства того, что физическая активность и физические упражнения могут облегчить симптомы депрессии, симптоматики биполярного спектра или расстройств настроения в клинических выборках студентов, меньше известно об их влиянии на непосредственно здоровые студенческие группы.

Наша гипотеза постулирует, что физическая активность (которая в дальнейшем используется как основа жизнедеятельности, включая все физические упражнения и действия с физическими упражнениями, такими как езда на велосипеде, спортивная ходьба и т.д.) может выступать в качестве модератора отношений стресс-здоровье, уменьшая пагубные последствия стресса на физическое и психическое здоровье, и, следовательно, может нейтрализовать негативные последствия стресса для здоровья.

Основываясь на этих результатах, настоящее исследование было проведено, чтобы пролить свет на актуальную в наши дни проблему отсутствия стрессоустойчивости у студентов. Итогом выступает вывод о том, что те студенты, которые регулярно физически активны, имеют хороший сон, крепкое здоровье и отсутствие вредных привычек в еде гораздо чаще, чем студенты, не занимающиеся физической культурой. Таким образом, повышение уровня физической активности и снижение подверженности стрессу со стороны студентов университетов будут в центре внимания в будущем. Учитывая тот факт, что уровни физической активности в целом рассматриваются как факторы, снижающие уровень стресса, необходимо определить и реализовать больше стратегий, способствующих агитации студентов на занятия физической активности.

Таким образом, результаты настоящего исследования показывают, что физическая активность обратно пропорциональна испытываемому стрессу и депрессии, а здоровье человека непосредственно связано с физической активностью. Результаты также показывают, что низкий уровень физической активности и высокий уровень стресса являются постоянной проблемой среди студентов университетов. Учитывая существенные доказательства того, что физическая активность может облегчить стресс, предлагается повысить уровень физической активности студентов университета в качестве средства снижения уровня стресса.

Список используемой литературы:

1. Киреева З.А. Исследование взаимосвязи стрессоустойчивости личности и уровня физической активности // Вестник Курганского государственного университета. - 2015. - №2 (36). - С. 55-57.

2. Корягина И.А., Королёв Г.В. Изучение источников стресса среди студентов высших учебных заведений // Гуманитарные науки. - №3 (47). - 2019. - С. 155-158.

3. Марчук С. А. Влияние экзаменационного стресса на психофизическое состояние студентов // Ученые записки университета Лесгафта. - №10 (176). - 2019. - С. 222-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.