Для полноты понимания проблемы хотелось бы, в дополнение к вышепоименованным, обозначить круг социального образовательного партнёрства из числа субъектов системы образования Сингапура. К ним относятся: учреждения среднего образования (государственные и платные независимые учебные заведения); спецшколы под руководством Министерства образования предназначены для детей с ограниченными возможностями (интеллектуальные, физические, сенсорные и т.д.) и сопровождающие социальные службы; предуниверситетское образование (18 младших колледжей, доступных лишь выпускникам среднеобразовательных учреждений); высшее образование представлено государственными и частными университетами; сингапурские Национальные университеты (реализуют основные профессиональные и последипломные образовательные программы, образуя мощный научно-исследовательский сектор); Международные бизнес - школы и бизнес - курсы (предлагают высококачественное образование в сфере бизнеса); множество языковых центров с высококачественной языковой подготовкой.
Выводы. Таким образом, посредством социального партнёрства обучающегося, профессионального, заинтересованного гражданского сообществ, учреждений и структур образовательного сектора и заинтересованных сопричастных организаций, базирующегося на глубоко осмысленной национальной воспитательно - обучающей идеологии, основанной на развитии глобального мировоззрения, национальных ценностях, формировании социально-эмоциональных компетенций обучающихся, обеспечивается международных успех Сингапура в достижении высших уровней качества общего образования.
Литература:
1. https://fr.slideshare.net/OPENCU/ss-5677095
2. https://studme.org/46771/pedagogika/pedagogicheskiy_kontrol_otsenka_kachestva_obrazovaniya
3. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: социокультурный контекст. В книге: Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. Орехово-Зуево, 2015.
4. Скударёва Г.Н. Современные представления об общественном участии в российском образовании. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т.22. №4. С. 9-14.
5. https://tass.ru/obschestvo/4914575
6. http://anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm
7. https://www.kritika24.ru/page.php?id=58301
8. Адамский А.И. Что такое качество образования? [Текст]: под редакцией А.И. Адамского. - М.: Эврика, 2009. - 272 с.
9.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2524c96d4d095febe100517e0800ee7f66b8b347/
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/ content/reforma/index5.html
11. Сластёнин В.А. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика: учебник для вузов - Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика: учебник для вузов / В.А. Сластенин [и др.]; под общей редакцией В.А. Сластенина, В.П. Каширина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 374 с.
12. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. Орехово-Зуево, 2015.
13. https://tass.ru/obschestvo/5182103
14.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7
Педагогика
УДК 378
аспирант Тарасенко Елизавета Игоревна
Гжельский государственный университет (п. Электроизолятор)
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК
Аннотация. В статье говорится о влиянии физической активности на здоровье студенток. Рассмотрена проблема психического здоровья подростков. Говорится о важности сохранения социального, душевного и психологического благополучия студенческой молодежи. Сделан акцент на положительное влияние физической активности на психоэмоциональное состояние спортсменок. Описан педагогический эксперимент по выявлению влияния занятий аэробикой студенток на уровень самооценки. Представлены результаты работы по формированию навыков у студенток в области преодоления стресса посредством дыхательной гимнастики по системе А.Н. Стрельниковой на фоне физических упражнений.
Ключевые слова: психическое здоровье, здоровье, спорт, физическая активность, аэробика, подростки, студентки, самооценка, стресс.
Annotation. The article talks about the impact of physical activity on the health of female students. The problem of adolescent mental health is considered. It is said about the importance of preserving the social, mental and psychological well-being of students. Emphasis is placed on the positive impact of physical activity on the psychoemotional state of athletes. A pedagogical experiment is described to identify the influence of students ' aerobics classes on the level of self-esteem. The paper presents the results of work on the formation of skills in the field of overcoming stress through respiratory gymnastics according to the A. N. system. Strelnikova on the background of physical exercises.
Keywords: mental health, health, sport, physical activity, aerobics, teenagers, students, self-esteem, stress.
Введение. Говоря о влиянии физической активности на организм занимающегося, мы чаще слышим о повышении иммунитета, показателей физических качеств, снижении заболеваемости. О воздействии спорта на психическое состояние человека говорят реже, хотя регулярная физическая активность оказывает позитивное действие на психическое здоровье. Проведенное нами исследование продемонстрировало связь между физической активностью и улучшением психического состояния человека.
Изложение основного материала статьи. Студенческий возраст является сенситивным периодом для формирования важных социогенных потенций и тенденций личности: способности, жизнеспособность, работоспособность, направленность личности, ценностные ориентации, убеждения. Получение образования
оказывает большое влияние на психику человека, становление личности. За этот период у студентов происходит развитие всех уровней психики. Эксперты Всемирной Организации здравоохранения определяют психическое здоровье как состояние благополучия человека, в котором он реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.
Сайт ВОЗ осветил данные, в которых говорится, что от 10 до 20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения. Причиной может быть незнание или непонимание специфики психического здоровья подростка окружающими его людьми или нежелание подростка обращения за помощью. Одновременно этот возрастной период является важнейшим для развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, что особенно важно для психического благополучия. К таким относятся правильная организация времени, регулярная физическая активность, развитие навыков в области преодоления стресса и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю.
О позитивном влиянии спорта на здоровье человека сказано не мало. Так, аэробика в виду выраженного воздействия на организм занимающегося, своей доступности, разнообразии элементов является одним из эффективных методов формирования здорового образа жизни. Данный вид спорта динамично меняет структуру, обновляет арсенал используемых средств, поэтому способен удовлетворить запросы всех возрастных групп и слоев населения [1].
Исследования Т.Е. Сиверкиной, И.А. Кабановой, Т.А. Ведищевой показали выраженное улучшение функциональных показателей организма занимающихся аэробикой, способствуя большему приросту силовых способностей [9].
По мнению Ефимовой-Комаровой Л.Б., Головановой Г.Ю., занятия аэробикой не только повышают физические способности, но и приводят к перестройке различных функций организма, воздействуют на умственную деятельность, усиливают концентрацию внимания, увеличивают объем переработанной и усвоенной информации [4].
Исследование Авдеевой М.С., Беличевой Т.В так же показали положительную динамику показателей уровня физической работоспособности, скоростно-силовых качеств, состояния сердечно-сосудистой системы занимающихся степ-аэробикой [2].
Нами было проведено исследование по выявлению влияния занятий аэробикой на психическое здоровье девушек. Физические нагрузки, благодаря повышению общего уровня физической подготовленности, общему оздоровлению, получению социального опыта, достижению поставленных целей и др. помогают лучше себя оценивать. Выявление правильной самооценки - довольно сложный процесс, требующий определённых знаний. Выработка чувства собственной значимости, повышение уверенности в себе, и раскрытие способностей является важным условием успеха во время тренировочной деятельности и залогом достижения высоких результатов. Система представлений человека о себе или «Я - концепция» формируется на основе суммарного представления о своём теле, образах в разных ситуациях, на основе мнения о тебе разных людей, а также соотнесения себя с другими. Занятия спортом оказывают влияние на становление личности и формирование адекватной «Я - концепции» [10].
Педагогический эксперимент по выявлению влияния занятий аэробикой на уровень самооценки у студенток Гжельского государственного университета проводился с сентября по декабрь 2018 года. Среди 35 спортсменок, 15 являлись первокурсницами (первая группа), остальные - студентки со 2 по 4 курсы обучения (вторая группа). Занятия проводились 2 раза в неделю по полтора часа. Каждая тренировка включала степ -аэробику или кик - аэробику (70%), силовой тренинг (30%).
С целью определения уровня самооценки мы использовали тест - опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева. Как мы и предполагали, начальные результаты показали, что девушки второй группы обладали адекватной (18) или завышенной (2) самооценкой. Они набрали от 54 до 60 баллов опросника. Первокурсницы же на начало эксперимента набрали от 42 до 59 баллов. Пять девушек оказались с заниженным уровнем самооценки, семь с адекватным и три с завышенным уровнем.
Спустя 3 месяца занятий спортсменки секции снова заполнили опросник самоотношения. Первокурсницы набрали от 47 до 57 баллов. Это значит, 14 человек адекватно себя воспринимает и правильно оценивает свое поведение, 1 обладает завышенным уровнем самооценки. Все 20 спортсменок второй группы имели адекватную самооценку, их результат находился в диапазоне от 51 до 55 баллов.
Все респондентки отметили положительное влияние занятий на их психическое и физическое состояние. Благодаря тренировкам девушкам удалось обрести друзей, стало легче справляться с тревожностью, скорректировать фигуру, повысить иммунитет организма. Так же спортсменки отменили мощный эмоциональный подъем после занятий, который приносит радость, чувство удовлетворенности и огромную веру в себя.
С целью подготовки студентов к трудным волнительным ситуациям и формирования навыков их преодоления с девушками секции аэробики Гжельского государственного университета регулярно проводилась дыхательная гимнастика по системе А.Н. Стрельниковой. Отличительной особенностью данной методики является сжатие грудной клетки на вдохе за счет физических упражнений. По мнению доктора М.Н. Щетинина, упражнения урежают дыхание, при этом легочная вентиляция возрастает в 5-6 раз, но синхронная с вдохами интенсивная физическая нагрузка на многие мышцы удерживает углекислоту в организме на постоянном уровне, близком к физиологической норме. Энергетический выход такого частого дыхания на фоне физической нагрузки высок. При коротком и шумном вдохе носом кора головного мозга активно насыщается кислородом, при этом ликвидируются спазмы сосудов, исчезают хронические головные боли, а память улучшается. Дыхание проводится на фоне движения. При этом, на фоне нагрузки развивается и мускулатура, восстанавливается энергетический баланс организма [4].
Установлено, что неуверенность в себе - это результат сбоя гормональной системы, обеспечивающей организм эндорфинами. При выполнении физических нагрузок вырабатываются гормоны - нейромедиаторы. [3] Это дофамин, эндорфины, адреналин и окситоцин. Биологически активное вещество дофамин вырабатывается в мозгу синапсами нейронов и служит для передачи нервных импульсов. Выполняя функцию нейромедиатора, он оказывает формирование мотивации, приносит чувство удовольствия, ощущение награды и желания, обеспечивает эмоциональные реакции, сопровождающие двигательную активность. Именно этот гормон мотивирует человека на положительный результат от тренировки: похудение, ступень
пьедестала почёта, рост спортивных результатов. Дофамин - не только приносит радость, но и помогает организму адаптироваться к стрессовым ситуациям, выделяется при травмах и болевом синдроме [5]. Занятия спортом, любая активность, обычная пробежка способствуют выделению дофамина. Эндорфины - группа химических соединений, которые естественным путем вырабатываются в нейронах головного мозга. В организме они выполняют роль обезболивающего эффекта, повышают стрессоустойчивость. Так же отвечают за функцию поощрения - приносят чувство эйфории в виде стимуляции центров удовольствия. Окситоцин вырабатывается в гипоталамусе, отделе центральной нервной системы. Активное вещество поступает из клеток гипоталамуса в гипофиз, где хранится и выделяется под воздействием внешних стимулов. При выработке окситоцина в организме формируется эмоциональная привязанность, повышается стрессоустойчивость. Адреналин известен и под названием эпинефрин и является молекулой, которую наш организм высвобождает в ситуациях тревоги или напряжения. Выброс данного гормона в кровообращение мгновенно даёт ощущение эйфории, максимальную энергию, способность к действию, а после этого приятное расслабление [5]. Во время физкультурных занятий организм сталкивается с повышенными физическими нагрузками и переходит в режим интенсивного функционирования. Данная перестройка начинается с усиления секреции адреналина, а тот в свою очередь запускает физиологические процессы, которые позволяют организму справиться с возросшими требованиями. Адреналин переключает организм в режим повышенной работоспособности, активизирует, тренирует адаптационные механизмы, активизирует синтез эндорфинов и дофамина [4]. Итак, гормоны - нейромедиаторы имеют свои особенности и свои конкретные функции. Но они поднимают настроение, улучшают самочувствие, приносят радость и удовлетворение.
Выводы. В заключение вышесказанного следует подчеркнуть важность более подробного изучения проблемы психического здоровья и возможности его коррекции средствами физической культуры.
Особенно эта проблема актуальная для подрастающего поколения - учащихся, студентов.
Физическая культура является мощным стимулом воспитания студенческой молодёжи. С целью вовлечения студентов к занятиям спортом и физической культурой в вуза, в том числе в Гжельском государственном университете, активно функционируют Студенческие спортивные клубы, которые вносят свой вклад в процесс воспитания студенческой молодёжи, коррекции их психического состояния [8].
Однако, очень важно, что бы преподаватели физической культуры могли эффективно организовывать данную работу и сами обладали культурой здоровья [6; 7].
Конечно, физическая активность не является панацеей. Но все же регулярные занятия способны укрепить и физическое и психическое здоровье. При выполнении физических нагрузок вырабатываются гормоны - нейромедиаторы. Это дофамин, эндорфины, адреналин и окситоцин. Каждый имеет свои особенности и свои конкретные функции: поднимают настроение, улучшают самочувствие, приносят радость и удовлетворение. За счет этого у человека мышление работает лучше, так же он стает более трудоспособным и уравновешенным. Благодаря тренировкам появляется внутренняя уверенность в собственной эффективности в сложных ситуациях. Человек обладающий такой уверенностью не боится сложностей, отстаивать своё мнение, не побоится сказать «нет». Такой человек умеет повести за собой.
Литература:
1. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова Р.Х., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхрыстюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р., Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р., Карабулатова И.С. и др. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ: коллективная монография / Москва, 2020
2. Авдеева М.С., Беличева Т.В. Сравнение влияния атлетической гимнастики и степ-аэробики на физическую работоспособность девушек-первокурсниц неспортивных специальностей // Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19. № 3. С. 66-73.
3. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 3.
4. Ефимова-Комарова Л.Б., Голованова Г.Ю. Повышение работоспособности и развитие двигательных качеств студентов на занятиях прикладной физической культурой средствами фитнеса // Научная сессия ГУАП Сборник докладов научной сессии, посвященной Всемирному дню авиации и космонавтики. В 3-х частях. Под общей редакцией Ю.А. Антохиной. М, 2019. С. 185-188.
5. Либерман Д. Дофамин: самый нужный гормон. Как молекула управляет человеком - М.: Издательство АСТ, 2019
6. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога // Теория и практика физической культуры. 2005. Т. 191. С. 191.
7. Магин В.А. Применение современных подходов к формированию культуры здоровья педагога // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 227-229.
8. Магин В.А. Теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 235-237.
9. Сиверкина Т.Е., Кабанова И.А., Ведищева Т.А., Качалова Т.А Изменения силовых показателей у студенток 18-19 лет, занимающихся в основном отделении со спортивной направленностью (аэробика) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 407-410.
10. Тарасенко Е.И., Медведкова Н.И. Профилактика стресса студенток с использованием дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой // В сборнике: Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. / Под общей редакцией Г.Н. Голубевой. - М., 2018. С. 243-245.