УДК 658.114:622.276 DOI 10.12737/2820
Получено 19.11.2013 Одобрено 25.11.2013 Опубликовано 17.03.2014
Вотинов А.В.
канд. техн. наук, доцент Государственного университета управления, г. Москва
e-mail: dac@mail.ru
Афанасьев В.Я.
д-р экон. наук, проф., и.о. проректора Государственного университета управления, г. Москва
e-mail: v_afanasiev_guu@mail.ru
Формирование стратегий российских вертикально интегрированных нефтяных компаний в Черноморско-Средиземноморском регионе
Аннотация
Статья посвящена анализу основных проблем интеграции российских нефтяных компаний в современную международную транспортную инфраструктуру внешней торговли углеводородами. Оценена эффективность стратегий диверсификации экспорта и модернизации экспортных мощностей на примере компании «Роснефть».
Ключевые слова:
мировой рынок нефти, вертикально-интегрированные компании, экспорт энергоносителей.
Votinov A.V.
Candidate of Sciences (Engineering), Associate Professor, State University of Management, Moscow
e-mail: dac@mail.ru
Afanasiev V.Ya.
Doctor of Sciences (Econ.), Professor, Acting Principal, State University of Management, Moscow
e-mail: v_afanasiev_guu@mail.ru
Working Out Strategies for the Russian Vertically Integrated Oil Companies in the Black Sea and Mediterranean Region
Abstract
The paper considers the major problems of integrating the RF oil companies in modern international transport infrastructure of foreign oil and gas trade. Efficiency of diversification of export strategy and of modernizing export capacities strategy are assessed as exemplified by the Rosneft company.
Keywords:
world oil market, vertically integrated companies, export of energy products.
Исторически черноморско-средиземноморское направление развития внешнеэкономических связей страны является одним из ключевых, во многом определяя стратегию развития экономического сотрудничества нашей страны как со странами этого региона, так и с лидерами мирового экономического развития . Кроме этого, для отечественной экономики в настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема оптимизации экспорта энергоносителей на основе упорядочения его товарной структуры, а также диверсификации географических направлений экспорта [1].
Вместе с тем уровень развития транспортной инфраструктуры экспорта энергоносителей в Российской Федерации пока не соответствует международным стандартам в этой области, в связи с этим актуализируется задача модернизации транспортной инфраструктуры с позиций решения таких задач, как расширение внешнеэкономических связей страны, повышение мобильности экспортных грузопо-
токов, снижение рисков российских экспортеров энергоносителей . Поэтому вопросы модификации транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности играют все большую роль в стратегиях вертикально интегрированных нефтяных компаний Российской Федерации
В условиях интеграции отечественной экономики в мировую одним из наиболее значимых факторов усиления позиций России на черноморско-средиземноморском направлении во внешнеэкономической деятельности является реализация комплекса крупномасштабных транспортно-логистических проектов как ключевого элемента активизации на рынках углеводородного сырья и нефтепродуктов Современный мировой рынок энергоносителей, в частности нефти, претерпевает качественную трансформацию [2], которая связана как с нестабильностью развития мировой экономики в целом, так и с рядом факторов, к ключевым из которых мы относим: постоянную волатильность мировых цен на
нефть и невозможность их прогнозирования даже на малый срок; изменение геополитического климата в ряде стран — экспортеров энергетических ресурсов; ужесточение конкурентной борьбы за обладание ресурсами нефти, связанное с экономическим ростом в развивающихся странах, а также с истощением запасов этого сырья; воздействие научно-технического прогресса, выражающееся в развитии низкоуглеродной и альтернативной энергетики в развитых странах, в появлении новых технологий извлечения углеводородов
Трансформация мировой экономики и мировой энергетики в период финансово-экономического кризиса, а также в послекризисные годы обусловила следующие риски развития мировой нефтедобычи: внешняя политика США в отношении стран — экспортеров нефти и в связи с этим повышение напряженности геополитического пространства; неопределенность в отношении прогнозов послекризисно-го восстановления ряда развитых стран — ведущих импортеров нефти; цикличность и продолжающаяся рецессия в мировой экономике; постоянная во-латильность курсов ведущих резервных валют (в первую очередь евро и доллара); рост государственного долгового бремени некоторых развитых стран; усиление государственного вмешательства в деятельность нефтедобывающих компаний, в частности, за счет применения инструментов налогово-бюджетной политики; конъюнктурные изменения собственно мирового рынка нефти . Динамика мировой нефтедобычи в последние годы находится на стабильном уровне . В этих условиях мы связываем необходимость поиска и формирования новых конкурентных стратегий вертикально-интегрированных нефтяных компаний-экспортеров с ростом мирового спроса на энергоносители (как нефть, так и нефтепродукты) в мировой экономике в целом, государственным регулированием отрасли, связанным с ужесточением режима налогообложения ВИНК, стремлением стран-импортеров диверсифицировать географические направления поставок и снизить долю нефти в энергетическом балансе за счет других энергоносителей
Доля российского нефтяного комплекса в ВВП составляет 17,5%, в экспорте — 46,5%, в формировании доходной части бюджета — 35% [3]. Тем не менее российский нефтяной комплекс на современном этапе продолжает развиваться под влиянием ряда негативных факторов В частности, отмечается снижение текущих разведанных запасов и низкие темпы их воспроизводства; продолжает ухудшаться структура разведанных запасов нефти; происходит
опережающая разработка наиболее рентабельных частей месторождений и залежей; около 80% разведанных запасов расположены в удаленных и северных районах России, что значительно удорожает их добычу и транспортировку На фоне мирового нефтяного комплекса повышение конкурентоспособности российской нефтяной отрасли связано с необходимостью расширения внешнеэкономических связей страны . Хотя это частично реализуется в энергетической стратегии Российской Федерации, проведенный анализ показал, что для оптимального развития внешнеэкономической деятельности российских ВИНК необходимо решение таких вопросов, как улучшение качества продукции (нефтепродуктов), оптимизация организационной структуры ВИНК, корректировка и диверсификация экспортной нефтепроводной системы с учетом изменяющихся параметров спроса и предложения в мире, а также ряда других проблем
Считаем, что для решения указанных проблем на современном этапе необходимо выполнение стратегических установок:
• разработка и реализация отечественными ВИНК стратегий, направленных на поиск новых рынков и закрепление на них, в том числе и в области транспортной инфраструктуры, экспорта энергоносителей;
• закрепление российских ВИНК в высокотехнологичных отраслях мирового топливно-энергетического комплекса; получение российскими ВИНК дополнительных выгод от участия в международном разделении труда за счет формирования собственных или интеграции в международные производственно-сбытовые цепочки, в которые вовлечены также малые и средние предприятия на основе стратегии аутсорсинга;
• дальнейшая диверсификация по товарному и географическому признаку, в частности, переход от реализации углеводородного сырья к продаже продуктов с высокой степенью промышленной обработки;
• налаживание систем сбыта нефтепродуктов, выпускаемых российскими ВИНК на своих перерабатывающих мощностях за рубежом;
• усовершенствование законодательной базы недропользования и дальнейшее ее приведение в соответствие международным правовым стандартам и требованиям нефтяного бизнеса;
• дальнейшее развитие национальной энергетической дипломатии;
• продолжение работы по разработке и запуску принципиально новых маршрутов транспорти-
ровки углеводородов, существенно снижающих риски для российских экспортеров;
• активное участие российских ВИНК в развитии крупных узловых точек международной транспортной инфраструктуры экспорта углеводородов за счет привлечения новых технологий;
• развитие транспортных систем и транспортной инфраструктуры в новых регионах нефтедобычи;
• улучшение инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата в российском нефтегазовом комплексе для крупнейших нефтегазовых корпораций мира;
• обновление ресурсной базы нефтедобычи за счет развития и формирования новых центров на Дальнем Востоке Российской Федерации и в Арктике;
• дальнейшее применение стратегии ресурсосбережения с учетом международных стандартов экологической безопасности Полноценное вовлечение страны в процесс региональной экономической интеграции и приграничного экономического сотрудничества зависит от стратегических решений крупнейших компаний — участников внешнеэкономических связей . Объективные потребности наращивания регионального экономического сотрудничества России в Черно-морско-Средиземноморском регионе связаны прежде всего с развитием таких отраслей, как транспорт и связь, экология, энергетика, а также с повышением открытости экономик стран Черноморского региона . Эффективность стратегий ВИНК-экспортеров (к которым относится «Роснефть») связана в первую очередь с оптимальным развитием транспортной инфраструктуры экспорта [4]. В настоящее время эффективность работы морских портов Черномор-ско-Средиземноморского региона подтверждается как объемами перевалки развивающихся потоков грузов, так и серьезным ростом мощностей; реконструкцией старых и строительством новых терминалов; совершенствованием технологий транспортировки [6]. Ресурсная база компании «Роснефть» динамично возрастает Вместе с тем нами были выделены основные нерешенные проблемы транспортной инфраструктуры региона: необходимость увеличения пропускной способности терминалов; создание новых терминалов, обеспечивающих защиту окружающей среды; необходимость преодоления дефицита капиталовложений в развитие инфраструктуры; низкий технический уровень; необходимость выстраивания системы отношений с экспортерами на основе выбора наиболее динамично развивающихся потоков грузов; внедрение, раз-
витие и совершенствование практики частно-государственного партнерства в морских портах Помимо этого, для дальнейшей корректировки стратегии компании в области экспорта углеводородов необходимо учитывать комплекс макроэкономических рисков
В современных условиях, несмотря на ряд географических преимуществ, по экспорту транспортных услуг Россия существенно отстает от развитых стран Необходимо учитывать при этом, что объемы взаимной торговли между Европой и Азией продолжают нарастать Поэтому морские порты Российской Федерации на Арктическом, Балтийском, Дальневосточном, Каспийском и Черноморско-Азовском направлениям должны стать опорными пунктами как участия России в международных транспортных коридорах, так и ключевыми субъектами обеспечения экспорта углеводородного сырья морским путем
Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (66% в структуре всего экспорта нефти) . Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры экспорта нефти и нефтепродуктов Российской Федерации обусловлено такими основными предпосылками, как необходимость иметь собственные нефтеналивные терминалы для морских поставок нефти на экспорт; целесообразность формирования новых экспортных маршрутов российской нефти и нефтепродуктов; появление новых центров добычи нефти на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин); снижение добычи нефти в европейской части страны, в первую очередь в Волго-Уральском и Северо-Кавказском регионах; появление крупных центров добычи нефти в Каспийском регионе с последующей транспортировкой нефти по российской системе магистральных трубопроводов; необходимость иметь резерв нефтетран-спортных мощностей для обеспечения транзита нефти по российской системе трубопроводов; необходимость расширения наиболее эффективного нефтепродук-топроводного транспорта
Стратегические планы ОАО «НК «Роснефть» отражают общие тенденции развития энергетической отрасли России, учитывают как глобальные риски, так и специфику отечественного ТЭК В то же время экспортные поставки компании растут быстрее, чем внутренние Одним из существенных факторов, побуждающих Компанию к модернизации мощностей, является очевидное несоответствие существующих элементов производственной и сбытовой структуры поставленным «Роснефтью» целям Обес-
печению конкурентного преимущества НК «Роснефть» на российском рынке энергоносителей и обстоятельством, способствующим реализации перспективных планов компании по превращению в одного из ключевых игроков мирового рынка, является наличие собственных перевалочных мощностей на ключевых экспортных направлениях . Однако, как показал авторский анализ естественных условий и технологических характеристик существующих перевалочных мощностей, на которых производится отгрузка экспортных грузов Компании, ни по одному из параметров они не дают возможности повысить перегрузочные мощности без значительных капитальных вложений на строительство новых причалов и изменения рельефа береговой линии и акватории портов Необходимость наращивания мощностей и технического перевооружения существующих определена и такими обстоятельствами, как активная деятельность компании по наращиванию объемов добычи нефти и производства нефтепродуктов, а также возрастающим дефицитом нефтепродуктов в основных странах-импортерах
Развитие морских терминалов, особенно с учетом последних решений по модернизации существующих, строительству новых производственных мощностей компании «Роснефть» и увеличению экспорта нефтепродуктов с одновременным уменьшением экспорта нефти, сможет привести к повышению конкурентоспособности транспортной логистики компании и повышению эффективности ее деятельности . Растущие потребности российских грузовладельцев в морских перевозках экспортно-импортных наливных грузов, реализация нефтепродуктов с качеством, не соответствующим европейским стандартам, увеличение предложений ряда иностранных грузовладельцев транзитных перевозок нефти казахских и туркменских месторождений — предопределили необходимость перспективного развития Туапсин-ского транспортного узла со строительством комплекса глубоководного причала 1А для нефтепродуктов в порту г Туапсе
Туапсинский порт является вторым по значимости на Черном море, с грузооборотом свыше 20 млн т в год, из которых И приходится на нефтепродукты [5]. Основным оператором по перевалке нефтепродуктов в порту г. Туапсе является ООО «РН-Туап-сенефтепродукт» — дочернее предприятие компании «Роснефть» Ввиду значимости для России вопроса развития морских перегрузочных терминалов на Черноморском побережье вопрос развития порта г. Туапсе включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» (подпро-
грамма «Морской транспорт») . В частности, в указанную программу включено строительство глубоководного причала 1А для перевалки нефтепродуктов В связи с этим проект строительства глубоководного причала 1А для перевалки нефтепродуктов в порту г Туапсе приобретает особый статус, так как морской терминал ООО «РН-Туапсенефтепродукт» является доминирующим портом по экспорту нефтепродуктов в Черноморском бассейне на территории Российской Федерации, что позволяет сделать вывод о повышении эффективности российского экспорта, так как речь идет о реализации продуктов с высокой добавленной стоимостью .
В результате оценки эффективности строительства нового причального комплекса в г Туапсе для перевалки светлых и темных нефтепродуктов с дальнейшей поэтапной реконструкцией существующих причалов было установлено, что ввод в эксплуатацию нового причального комплекса позволит увеличить пропускную способность по перевалке нефтепродуктов через порт г Туапсе до 17 млн т в год Выход на запланированные объемы (по Туапсинскому НПЗ увеличение объемов до 12 млн т в год, глубины переработки — до 98% и перевалки ООО «РН-Туап-сенефтепродукт» — до 17 млн т в год) позволит обеспечить достижение стратегических целей компании «Роснефть» в Черноморско-Средиземноморском регионе Модернизация Туапсинского НПЗ обеспечит реализацию таких аспектов социально-экономического развития региона Краснодарского края, как: строительство нового завода будет способствовать процессу обновления и воспроизводства основных производственных фондов, что в настоящее время рассматривается в качестве приоритетного направления экономического развития нашей страны; в результате реализации проекта бюджет Российской Федерации на разных его уровнях сможет ежегодно получать в виде различных налогов и сборов свыше 10 млрд руб , что будет положительно воздействовать на социально-экономическую обстановку как в Краснодарском крае, так и в целом по стране; развитие мощностей завода приведет к созданию более 700 новых рабочих мест; строительство трубопровода природного газа позволит газифицировать г Туапсе и Туапсинский район; улучшение экологической обстановки в городе и районе за счет перевода автомобилей на экологически чистое топливо по стандартам Евро 4 и 5 и использования природного газа как топлива для завода, городских котельных, домов
Дальнейшее устойчивое развитие компании «Роснефть» в части, касающейся экспортной дея-
тельности, требует комплексного исследования транспортно-логистических проблем, экспортных маршрутов, прогнозных положений, особенно на
черноморско-средиземноморском направлении, непосредственно затрагивающих интересы и планы туапсинского комплекса.
Литература
1. Алексеева Е.А. Интеграционные экономические процессы стран черноморского региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011.
2. Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира. М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2006. 640 с.
3. Бушуев В.В. Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России: материалы заседания в ТПП РФ 15 июня 2010 г.
4. Быстрова А.К. Проблемы транспортной инфраструктуры и экологии в Каспийском регионе (добыча и экспортные перевозки углеводородов). М.: ИМЭМО РАН, 2009. 96 с.
5. Вотинов А.В. Развитие причального комплекса в порту Туапсе: современные инженерно-экономические подходы. М.: Макс-пресс, 2011.
6. Проблема черноморского вектора // Транснефть. 2013. № 5.
References
1. Alekseeva E.A. Integratsionnye ekonomicheskie protsessy stran chernomorskogo regiona. Cand. Diss. [Integration and economic processes of the Black Sea region. Cand. Diss.]. Krasnodar, Kuban State University, 2011.
2. Braginskiy O.B. Neftegazovyy kompleks mira [Oil and gas complex in the world]. Moscow, «Neft' i gaz» Publ. of the Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkina, 2006. 640 p.
3. Bushuev V.V. The concept of long-term development of the Russian oil industry. Materialy zasedaniya v TPP RF15 iyunya 2010g. [Proceedings of the meeting in the Russian Chamber of Commerce June 15, 2010]. (in Russian)
4. Bystrova A.K. Problemy transportnoy infrastruktury i ekolo-gii v Kaspiyskom regione (dobycha i eksportnye perevozki uglevodorodov) [Problems of transport infrastructure and the environment in the Caspian region (mining and export transportation of hydrocarbons)]. Moscow, IMEMO RAN Publ., 2009. 96 p.
5. Votinov A.V. Razvitie prichal'nogo kompleksa v portu Tuapse: sovremennye inzhenerno-ekonomicheskie podkhody [Development of port complex in the port of Tuapse modern engineering and economic approaches]. Moscow, Maks-press Publ., 2011.
6. Problema chernomorskogo vektora [Black Sea vector problem]. Transneft'. 2013, no. 5.