Научная статья на тему 'Программа развития портов юга России'

Программа развития портов юга России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
224
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа развития портов юга России»

Программа развития портов

Юга России

Е.Г. ТРУНИН, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта

Важнейшим свидетельством интенсивного и поступательного развития мощностей российских портов на Черном, Азовском и Каспийском морях является, прежде всего, неуклонный рост ежегодных объемов перерабатываемых ими грузов.

В 2006 году суммарные объемы перевалки грузов портов Южного бассейна составили 159,4 млн. тонн, из них сухих грузов — 47,4 млн. тонн, наливных — 112,0 млн. тонн. При этом перевалка сухих грузов увеличилась, прежде всего, за счет экспорта черных металлов (Новороссийский транспортный узел — более чем на 13%, порт Махачкала — более чем на 20%, порт Туапсе — на 18%), экспорта угля — более чем на 6% (Туапсе и Махачкала), экспорта цветных металлов — на 36% (Новороссийский лесной порт).

Перевалка наливных грузов увеличилась за счет роста экспортных объемов нефтепродуктов более чем на 12%, что было обеспечено Новороссийским и Махачкалинским портами.

Всего же за 2001-2006 годы объемы перевалки грузов в портах Южного бассейна увеличились в 1,4 раза.

Что касается состояния и перспектив технического развития российских южных портов, то они таковы.

Порт Новороссийск

В 2005 году завершена реконструкция пристани № 5 длиной 420 погонных метров (причалы №№ 26 и 27) для перевалки дизтоплива и карба-мидно-аммиачной смеси (КАС), которая позволила значительно увеличить объемы перевалки этих грузов. Реконструкция причала № 26 позволила увеличить максимальный дедвейт обрабатываемых на причале судов с 16 до 40 тыс. тонн. Заказчиками проекта являются ОАО «Новороссийский морской торговый порт» и ОАО «Импорт-пищепром».

В 2007 году будет введена в эксплуатацию пристань № 3, где планируется построить береговую часть зернового терминала мощностью 3,6 млн. тонн, из которых 2,9 млн. тонн будет доставляться по железной дороге, 0,6 млн. тонн — автотранспортом.

ОАО «Новороссийский морской торговый порт» предполагает реализовать

проект «Строительство глубоководного причала № 1А на нефтерайоне Шесха-рис с целью обеспечения надежности отгрузки сырой нефти без увеличения грузооборота».

Также запланированы:

• строительство второй очереди специализированного перегрузочного комплекса для минеральных удобрений (крытого склада площадью 17 тыс. кв. метров и емкостью 100 тыс. тонн) на причале № 5 Восточного пирса;

• строительство причалов №№ 16А, 17А и 18А (720 погонных метров) для создания контейнерного терминала;

• реконструкция пристани № 4 (508 погонных метров).

Компания ОАО «Новорослесэкс-порт» запланировала модернизацию портового хозяйства, удлинение причалов №№ 28 и 29, а также дноуглубительные работы. В результате, ежегодный грузооборот ОАО «Новорослесэ-кспорт» должен возрасти до 4 млн. тонн, в том числе по лесоматериалам — до 3 млн. тонн, по контейнерам — до 100 тыс. единиц в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ).

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 05.11.2003 № ВР-160-р утверждена Генеральная схема развития Юго-Восточного грузового района (Ю-ВГР).

В Ю-ВГР порта Новороссийск уже идет строительство контейнерного терминала. Заказчиком является ОАО «НУ-ТЭП». Сегодня мощность терминала доведена до 90 тыс. единиц ДФЭ в год. В перспективе, при условии строительства новых причалов и усилении железнодорожных подходов, пропускная способность комплекса может достичь 350 тыс. единиц ДФЭ в год.

При реализации упомянутых проектов основной проблемой наращивания грузооборота Новороссийского порта станет ограничение пропускной способности железной дороги. В среднесрочной перспективе эту задачу решает строительство дополнительной станции отправления и усиление желез-

нодорожных подъездных путей, что увеличит пропускную способность железной дороги с 24 до 40 млн. тонн в год.

Порт Сочи

Завершается разработка обоснования инвестиций в развитие морского торгового порта Сочи, предусматривающая ликвидацию грузового района, создание защищенной акватории для приема кру-изных лайнеров длиной до 300 м, а также яхтенного комплекса с объектами инфраструктуры с целью превращения порта в международный центр пассажирских и круизных перевозок.

В последние годы количество отдыхающих и туристов в регионе неуклонно растет. По данным администрации Краснодарского края, в 2003 году регион посетили 5,9 млн. человек, в 2004 году — 7,1 млн. человек, а в 2005 году — около 10 млн. человек. Уже сейчас достаточно остро стоит проблема восстановления и развития скоростных морских пассажирских перевозок вдоль Черноморского побережья Кавказа.

В настоящее время появилась возможность сделать первый шаг для восстановления ранее существовавших линий: уже в 2007 году поставить на линию Сочи — Анапа — Сочи (с заходами в Туапсе, Геленджик и Новороссийск) два судна на подводных крыльях типа «Колхида» («Катран» пассажировместимостью 140 человек).

ОАО «Сочинский морской торговый порт» располагает необходимой материально-технической базой для эксплуатации и технического обслуживания судов данного типа, а реконструированный в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» (подпрограмма «Морской транспорт») и введенный в эксплуатацию морской вокзал обеспечил бы качественное обслуживание пассажиров.

Само по себе возобновление движения судов по названным маршрутам сделает более привлекательным отдых и туризм в этом регионе и приведет к увеличению транспортной доступности населения и притоку отдыхающих, что особенно важно в связи с избранием города Сочи столицей Олимпийских игр 2014 года.

Порт Туапсе

Главным недостатком ОАО «Туапси-нский морской торговый порт» является отсутствие в течение ряда лет наращивания перегрузочных мощностей.

В настоящее время ОАО «АК «Роснефть» производит корректировку проекта строительства причала № 1А.

Завершена разработка проектов ОАО «ТМТП» (зерновой терминал мощностью 2 млн. тонн в год) и ЗАО «Минерально-химическая компания «Евро-Хим» (балкерный терминал для перевалки 3 млн. тонн минеральных удобрений в год на территории Туапсинского судо-механического завода).

В настоящее время проекты проходят экспертизу и согласование.

Порт Темрюк

Производственные мощности порта составляют 1,7 млн. тонн в год.

В порту реализуется ряд инвестиционных проектов, что позволит довести производственные мощности до 4,5 млн. тонн, а именно:

• в начале подходного канала ООО «Кубанское речное пароходство» планирует строительство на намывной территории причала для перевалки химических грузов. Подготовлено ТЭО проекта, он включен в Генеральную схему развития порта Темрюк;

• ООО «Мактрен-нафта» заканчивает строительство комплекса для перевалки 300 тыс. тонн попутного нефтяного газа (LPG) в год;

• компания «Росхимтрейд» осуществляет строительство комплекса для перевалки химических грузов мощностью 300 тыс. тонн в год;

• компания «Росмортранс» разрабатывает проект строительства комплекса для перевалки 300 тыс. тонн дизтоплива в год;

• на причалах №№ 10, 11 ООО «Зерновой терминал «Порт Темрюк» осуществляет реализацию проекта строительства зернового терминала;

• ООО «Темрюкмортранс» перевело причал № 22 из специализации «служебный» в «грузовой», пристроил к нему пирс длиной 90 метров и предполагает использовать вновь образованные мощности для перевалки грузов на суда типа Ро-Ро и для химических наливных грузов.

Порт Кавказ

В порту Кавказ продолжается реконструкция паромного комплекса, завершается строительство причалов №№ 1 и 2 ОАО «Лада-Геленджик-Транс», осуществляется строительство комплекса перевалки химических грузов.

В настоящее время длина причального фронта составляет 912 погонных метров.

Инфраструктура нефтебазы состоит из емкостей, предназначенных для единовременного хранения 100 тысяч куб. метров наливных грузов. Обустроены две двухсторонние эстакады для слива по 24 и 46 железнодорожных цистерн за 3 часа.

Для перевалки нефтепродуктов обустроен причал № 8. Проведена реконструкция причала № 9 для расширения возможности работ по номенклатуре (нефть, мазут и пр.).

В порту закончено строительство причальной стенки причала № 24 длиной 150 метров для генеральных грузов. Продолжается строительство аналогичного причала № 23.

ОАО «Анроскрым» проделана значительная работа по реконструкции I очереди железнодорожной паромной переправы. Сегодня решается вопрос восстановления II очереди, ведутся работы по проектированию объекта в целом и согласованию его с государственными органами с учетом результата проведенного моделирования и возможности принимать суда длиной до 150 метров и осадкой 4,5 метра.

В рамках распоряжения правительства № 1977-Р от 19.12.1994 «Об установлении пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в порту Кавказ» выполнен основной объем обустройства пункта пропуска по временной схеме.

Проводится последовательная работа по переключению российского грузопотока с портов сопредельных государств по варианту перегрузки «борт-борт» на рейде порта Кавказ.

Порт Тамань

Строительство нового порта на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог обозначено Концепцией развития портов Краснодарского края и федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)». Специализация порта — наливные грузы: нефтепродукты, аммиак, сжиженные газы и минеральные удобрения.

В порту Тамань осуществляется строительство нефтеналивных терминалов, комплексов для перевалки сжиженных углеводородных газов (СУГ) и комплекса для перевалки аммиака.

Строительные работы в порту ведут две компании — ОАО «Тольяттиазот» и ЗАО «Таманьнефтегаз». В настоящее время компаниями построены эстакады,

строятся причальные сооружения и объекты портовой инфраструктуры.

ЗАО «Таманьнефтегаз» продолжает строительство Таманской базы СУГ. Кроме того, ЗАО «Таманьнефтегаз» предполагает в 4-м квартале 2008 года ввести в эксплуатацию I очередь комплекса по перевалке СУГ мощностью 1,5 млн. тонн в год.

Порт Таганрог

В результате модернизации и реконструкции ряда причалов ожидается ежегодный прирост грузооборота по перевалке зерна до 600 тыс. тонн, навалочных грузов до 360 тыс. тонн, а также генеральных грузов и контейнеров в объеме до 1,5 млн. тонн.

Другие порты Черноморско-Азовского бассейна

Планами развития порта Ейск предусмотрено строительство 4 новых причалов по перевалке зерна до 1 млн. тонн в год, генеральных грузов и контейнеров в объеме более 1 млн. тонн в год.

На 2008 год предусмотрена разработка обоснования инвестиций в строительство нового глубоководного порта в Черноморско-Азовском бассейне.

В связи со значительным ростом грузопотоков через порты Черного моря, увеличивающимися потребностями грузовладельцев по транспортировке грузов в средиземноморские и другие страны назрела острая необходимость создания на Черном море нового глубоководного морского порта для перевалки сухогрузов: угля, контейнеров, грузов Ро-Ро, минеральных удобрений, генгрузов, а также организации паромного сообщения с портами Турции и других причерноморских государств. Резервы пропускной способности двух основных портов на Черном море — Новороссийск и Туапсе — практически исчерпаны.

Для создания нового глубоководного порта наиболее подходящим местом является акватория озера Соленое, расположенного к востоку от мыса Железный Рог в 4 км от строящегося наливного порта Тамань.

Выбор озера Соленого для размещения сухогрузного района нового порта обусловлен следующими факторами:

• возможностью развития сухопутных, прежде всего железнодорожных, подходов;

• возможностью создания защищенной от волнения акватории, не требующей значительных затрат на строительство оградительных сооружений;

• отсутствием промышленной и жилой застройки;

• возможностью строительства территории и причальных сооружений без берегоукрепительных работ;

• минимально возможным отрицательным воздействием на окружающую среду.

Порт Махачкала

Для реконструкции и развития порта Махачкала, начатой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 1999 года № 1017-р, были привлечены значительные средства. Начиная с 2000 года — 1 млрд. 938,7 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета — 1 млрд. 265,3 млн. рублей.

Инвестирование позволило ввести в эксплуатацию:

• два нефтепирса суммарной перегрузочной мощностью 7,0 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год,

• первую очередь железнодорожной паромной переправы,

• автомобильную паромную переправу, зерновой комплекс,

• систему управления движением судов.

К настоящему времени закончены капиталоемкие работы по реконструкции и удлинению волнолома нефтегавани порта, заканчивается строительство причалов для генеральных грузов в сухогрузной гавани и второй очереди железнодорожной паромной переправы с образованием территории для организации выставочного парка вагонов, которые требуют привлечения значительных капитальных вложений.

19 мая 2007 года в Махачкале состоялась деловая встреча представителей Махачкалинского морского торгового порта и Министерства дорог и транспорта Ирана, в ходе которой было заявлено о повышенном интересе иранского частного бизнеса к порту Махачкала в связи с интенсивным строительством собственного танкерного флота, развитием соответствующих мощностей в портах Ирана на Каспии. В частности, иранцы заинтересованы в создании совместной компании по транспортировке нефти из России в Иран крупнотоннажным флотом, установке оборудования и прокладке трубы по дну моря для перекачки нефти на большегрузные танкеры, а также по реконструкции терминалов для хранения нефти. По информации иранской стороны, в Иране уже строится завод по переработке российской нефти.

Кроме того, иранская делегация высказала пожелание развивать контейнер-

ные перевозки и перевозки автомобилей из Ирана в Россию через порт Махачкала.

При этом российская сторона проинформировала иранских коллег, что к 2010 году перегрузочные комплексы порта Махачкала смогут обеспечить переработку по сухогрузной гавани 5 млн. тонн грузов в год и по нефтеналивной гавани — 10 млн. тонн грузов в год.

Порт Оля

В настоящее время порт Оля располагает производственными мощностями (причалы №№ 1, 2, 3) для перевалки 850 тыс. тонн грузов в год. В соответствии с подпрограммой «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» в порту Оля в 2003 году введен в эксплуатацию пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации по постоянной схеме и причал № 3 для перевалки контейнеров мощностью 400 тыс. тонн грузов в год.

Разработан рабочий проект комплекса для перегрузки контейнеров на причалах №№ 8 и 9.

В соответствии с компоновочными решениями Генеральной схемы развития Первого грузового района порта Оля на причалах №№ 4, 5 в 2007 году начато строительство автопаромного комплекса. Комплекс предназначен для обработки грузов, прибывающих на автомобилях, генеральных грузов открытого и крытого хранения, а также приема судов типа Ро-Ро и сухогрузов. В 2006 году совместно с инвестором был разработан проект комплекса. Капитальные вложения составляют 609 млн. рублей. Окончание строительства — 2008 год.

Также в соответствии с Генеральной схемой развития Первого грузового

района морского торгового порта Оля в 2009 году планируется начало строительства комплекса универсальных грузов на причалах №№ 6, 6а и 7 (универсальный). Комплекс предназначен для выполнения операций по переработке генеральных и пакетированных грузов с универсальной технологией погрузоч-но-разгрузочных работ. Проектирование будет осуществляться в 2008 году. Капитальные вложения составляют 252 млн. рублей. Срок окончания строительства — 2010 год.

Для строительства объектов федеральной собственности в порту Оля на 2007-2009 годы предусмотрено выделение бюджетных средств в объеме более 1 млрд. рублей.

Основными проблемами развития порта Оля являются отсутствие налаженных грузопотоков через порт Оля, отсутствие специализированных судов-контейнеровозов на Каспии, неурегулированность тарифной политики при доставке грузов по железной дороге до порта Оля.

Вследствие этих и ряда других проблем грузооборот порта Оля и сегодня очень низок. В 2006 году он составил 316,8 тыс. тонн.

15-20 мая с.г. в Москве, Астрахани и Махачкале состоялось заседание российско-иранской рабочей группы по транспорту, на котором иранская сторона подтвердила, что представители частного бизнеса Ирана готовы осуществлять инвестиции в развитие контейнерного терминала в порту Оля.

Выполнение поставленных вышеупомянутых задач позволит значительно повысить конкурентоспособность порта Оля и, как следствие, увеличить объемы грузопереработки в порту, а также объемы перевозимых грузов по МТК «Север — Юг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.