Научная статья на тему 'Исследование перспектив развития черноморского направления экспорта углеводородов'

Исследование перспектив развития черноморского направления экспорта углеводородов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH / РЕАЛЬНАЯ / ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / REAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев Валентин Яковлевич, Вотинов А.В.

Возрастание роли конструктивного совершенствования транспортных коммуникаций в развитии реальной экономики Черноморского региона неразрывно связано с необходимостью ее обеспечения инфраструктурой экспорта углеводородов в условиях ограничения международной кооперации и дифференциации предоставляемых услуг. В статье обозначены группы проблем, характеризующие факторы формирования спроса на энергетические ресурсы в современной мировой экономике, выявлена роль черноморского экономического сотрудничества в развитии инфраструктуры экспорта нефти и нефтепродуктов, оценено влияние энергетической политики на позиции Российской Федерации на мировом рынке энергоносителей. Описана стратегия развития вертикально-интегральной нефтяной компании «Роснефть» на национальном и зарубежном рынках, рассмотрены конкурентные преимущества и слабости российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Prospects Related to Development of Hydrocarbons Exports in Black Sea Direction

The increasing role of transport communications’ constructive improvement in the Black Sea region’s real economy development is inextricably linked with the need to ensure it by hydrocarbon exports’ infrastructure under the conditions of limited international cooperation and differentiation of services provided. In this paper have been marked groups of problems characterizing factors of demand creation for energy resources in modern world economy, has been revealed the Black Sea economic cooperation role in development of oil and petroleum products’ export infrastructure, has been assessed the energy policy influence on the Russian Federation´s position at the global energy market. A development strategy of vertically integrated oil company "Rosneft" at the national and international markets has been described, Russian vertically integrated oil companies’ competitive advantages and weaknesses have been considered.

Текст научной работы на тему «Исследование перспектив развития черноморского направления экспорта углеводородов»

УДК 339.9 DOI 10.12737/5634

Получено 25.07.2014 Одобрено 29.07.2014 Опубликовано 17.09.2014

Вотинов А.В.

д-р экон. наук, вице-президент ОАО «НК «Роснефть», г. Москва

e-mail: dac@mail.ru

Афанасьев В.Я.

д-р экон. наук, проф., и.о. проректора ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», г. Москва

e-mail: v_afanasiev_guu@mail.ru

Votinov A.V.

Doctor of Economics, Vice-President of JSC "NK Rosneft", Moscow

e-mail: dac@mail.ru

Afanasiev V.Ya.

Doctor of Economics, Professor, Acting Pro-Rector of FSBEI HPE State University of Management, Moscow

e-mail: v_afanasiev_guu@mail.ru

исследование перспектив развития Черноморского направления экспорта углеводородов

Аннотация

Возрастание роли конструктивного совершенствования транспортных коммуникаций в развитии реальной экономики Черноморского региона неразрывно связано с необходимостью ее обеспечения инфраструктурой экспорта углеводородов в условиях ограничения международной кооперации и дифференциации предоставляемых услуг. В статье обозначены группы проблем, характеризующие факторы формирования спроса на энергетические ресурсы в современной мировой экономике, выявлена роль черноморского экономического сотрудничества в развитии инфраструктуры экспорта нефти и нефтепродуктов, оценено влияние энергетической политики на позиции Российской Федерации на мировом рынке энергоносителей. Описана стратегия развития вертикально-интегральной нефтяной компании «Роснефть» на национальном и зарубежном рынках, рассмотрены конкурентные преимущества и слабости российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

Ключевые слова:

инфраструктура, исследования, реальная, транспорт, управление, экономика.

Study of Prospects Related to Development of Hydrocarbons Exports in Black Sea Direction

Abstract

The increasing role of transport communications' constructive improvement in the Black Sea region's real economy development is inextricably linked with the need to ensure it by hydrocarbon exports' infrastructure under the conditions of limited international cooperation and differentiation of services provided. In this paper have been marked groups of problems characterizing factors of demand creation for energy resources in modern world economy, has been revealed the Black Sea economic cooperation role in development of oil and petroleum products' export infrastructure, has been assessed the energy policy influence on the Russian Federation's position at the global energy market. A development strategy of vertically integrated oil company "Rosneft" at the national and international markets has been described, Russian vertically integrated oil companies' competitive advantages and weaknesses have been considered.

Keywords:

infrastructure, research, real economy, transport, management, economics.

Исследования проблем управления реальной экономикой и, прежде всего, бюджетообразующих отраслей, в современных условиях не только не теряют своей актуальности, напротив, становятся все более жизненно необходимыми для социально-экономического развития нашего государства. В начале 90-х гг. прошлого столетия Россия утратила ряд своих конкурентных преимуществ, позволявших не только позиционировать себя как ведущую мировую державу, но и в этом качестве выстраивать и проводить соответствующую внешнеэкономическую политику Речь идет в том числе об утрате Россией значительной части объектов транспортной инфраструктуры, которые складывались еще в дооктябрьский период отечественной истории В связи с этим следует учитывать, что транспорт играет интегрирующую роль в социально-экономическом развитии любого государства, представляя собой весьма спе-

цифичный сегмент реальной экономики, в рамках которого экономические факторы тесно увязаны с внутри- и внешнеполитическими

Особое значение приобретает постановка и решение данных задач в Черноморском экономическом регионе России, существенно изменившем свою конфигурацию в связи с известными событиями Возрастание роли конструктивного совершенствования транспортных коммуникаций в развитии реальной экономики этого региона неразрывно связано с необходимостью ее обеспечения эффективной инфраструктурой в условиях ограничения международной кооперации и дифференциации предоставляемых услуг. Последнее предполагает, например, конструктивное обеспечение мобильности таможенной очистки экспортно-импортных операций, новых методов организации международного транспортно-логистического бизнеса в этом регионе

Мировой опыт убедительно свидетельствует, что ослаблением позиций страны на международных рынках, конкретно в части ввода-вывода грузопотоков, моментально стремятся воспользоваться конкуренты . Начиная с 1990-х гг. Россия вновь столкнулась с необходимостью выстраивать свою политику с учетом все более нарастающих требований со стороны стран — транзитеров отечественных грузов . Возникшие на постсоветском пространстве молодые суверенные государства — Украина, Латвия, Эстония и другие — стали предъявлять к России серьезные требования в части тарифной политики, причем характер ценовых предложений был заведомо неприемлем для российских хозяйствующих субъектов . При этом важно учитывать тот факт, что доля России на рынке транзитных грузоперевозок в настоящее время не превышает 5%. При этом транспортная инфраструктура, по некоторым оценкам, располагает необходимым потенциалом для обслуживания от 35 до 50% рынка транзитных грузовых перевозок на направлении Азия—Европа .

В течение первого десятилетия XXI в . Россия, несмотря на трудности, сопровождавшие экономическое развитие, смогла переломить негативные тенденции развития, сформировавшиеся в предыдущие десятилетия В сложных условиях Россия предпринимала определенные шаги по укреплению своих геостратегических позиций путем усиления выходов к морям, снижения роли транзитных стран в осуществлении своих планов по дальнейшей интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, по выходу на новые рубежи в международном разделении труда В связи с этим следует отметить последовательную политику на Балтике, в результате которой ввод в эксплуатацию новых морских портов, расширение существующих мощностей позволили переломить сложившуюся ситуацию и в части транзита природного газа, и в части использования прибалтийских перегрузочных комплексов В числе важных шагов, предпринятых в сфере диверсификации направлений транспортировки углеводородного сырья, можно назвать запуск таких проектов, как трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий Океан» ВСЮ, развитие порта Ва-нино, завершение строительства автомагистрали, связывающей Европейскую часть страны с Дальним Востоком

Наряду с успехами, достигнутыми нашим государством в деле развития транспортно-логистичес-кой инфраструктуры в азиатской части страны, следует признать, что на протяжении всей отечественной истории именно Черноморско-Средизем-

номорское направление внешнеэкономических связей России являлось одним из ключевых, во многом определяющим характер и структуру экономического сотрудничества в целом, прямо влияющим на выстраивание внешней торговли и инвестиционного взаимодействия как с причерноморскими государствами (Турцией, Румынией и др . ), так и с мировыми лидерами — США, Великобританией . В XX в . период доминирования страны в этом регионе, достигнутый благодаря успехам советской дипломатии, в 1990-е гг. сменился временем ослабления политического влияния, утратой (в силу процесса суверенизации причерноморских республик СССР) элементов транспортной инфраструктуры и, как следствие, снижением объемов российского грузопотока на черноморско-средиземноморском направлении

Этими обстоятельствами и определяется актуальность исследований, наращиваемых научной школой «Управления реальной экономикой» Государственного университета управления, где в последние годы актуализировалось направление оптимизации рынка энергоресурсов, в частности его углеводородной составляющей Они обеспечивают разработки принципиально новых стратегий и подходов, в том числе и в целях диверсификации направлений поставок российской нефти с учетом как интересов российских компаний-экспортеров, так и принимая во внимание решение насущных социальных и экологических задач Все это свидетельствует о необходимости и актуальности расширения научных исследований и практического обоснования стратегии развития внешне-экономических связей российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) в Черноморско-Сре-диземноморском регионе Это позволит обосновать приоритеты усиления транспортно-логистической составляющей присутствия российских ВИНК на рынках углеводородного сырья в Черноморско-Средиземноморском регионе, что в современных условиях становится особенно актуальным

Анализ, проведенный исходя из основных положений Энергетической стратегии России на период до 2030 г. , показывает необходимость учета текущих ситуационных изменений в евроазиатском сегменте мирового хозяйства, стратегические планы развития внешнеэкономических связей крупной ВИНК На этой базе впервые разработаны концептуальные основы усиления позиций российских ВИНК в Черноморско-Средиземноморском регионе в современных условиях глобализации мировой экономики и дальнейшей либерализации внешне-

экономических связей нашей страны В спектр основных направлений этих исследований входят: оценка динамики мирового спроса на углеводородное сырье, в результате чего были выявлены серьезные количественные и качественные изменения в обеспеченности мировой нефтяной отрасли сырьем, заключающиеся: в замедлении темпов прироста восполнения ресурсной базы углеводородного сырья; приросте мировой ресурсной базы в течение исследуемого периода преимущественно за счет переоценки запасов, а также доразведки нефтегазоносных полей и вовлечения в разработку трудноизвле-каемых запасов и неконвенциональной нефти; снижении среди них размеров вновь открываемых месторождений; уменьшении темпов роста добычи в большей части развивающихся стран .

Проведенными исследованиями установлено, что основной долгосрочный вектор развития глобальной энергетики будет связан с нарастающим дефицитом нефти на мировом рынке, который будет компенсироваться путем дополнительного ввода в эксплуатацию новых месторождений, а также детализации имеющихся месторождений; изменится региональная структура нефтедобычи в пользу стран Ближнего Востока и Африки; основными производителями нетрадиционных источников энергии станут Венесуэла, Канада, Китай и США; современные геополитические и экономические проблемы развития Черноморско-Средиземноморского региона имеют существенные особенности; роль данного региона в трансконтинентальных грузоперевозках нефти будет возрастать, что связано, во-первых, с общим возрастанием взаимной торговли между странами; во-вторых, с повышением эффективности функционирования транспортной инфраструктуры экспорта углеводородов региона; в-третьих, с активизацией российский экспортеров на данном экспортном направлении Вместе с тем основными нерешенными проблемами развития транспортной инфраструктуры региона остаются: низкая пропускная способность терминалов; экологические аспекты развития транспортировки грузов; дефицит капиталовложений в развитие инфраструктуры; неразвитость такой перспективной формы привлечения зарубежных инвесторов в регион как формирование и внедрение практики государственно-частного партнерства в морских портах

Проведенные исследования подтвердили перспективность и необходимость наращивания экономического присутствия России на Черноморско-Средиземноморском направлении на рынке углеводородного сырья и нефтепродуктов в результате

выявления высокого ресурсного потенциала Юга России, например, в силу того, что экспорт нефти через Черноморские проливы является более экономически привлекательным по сравнению с другими направлениями транспортировки Были определены современные особенности развития транс-портно-логистической системы России в сегменте морских нефтяных терминалов, впервые в экономической науке дана оценка их эффективности в контексте обеспечения экспортных потребностей России Особый интерес вызывают исследования природы рисков, сопровождающих процессы транспортировки углеводородного сырья и нефтепродуктов на региональные рынки

Исследования показали, что естественные условия и технологические характеристики существующих перевалочных мощностей, на которых производится отгрузка экспортных грузов компании «Роснефть», ни по одному из параметров не дают возможности увеличить перегрузочные мощности без значительных капитальных вложений на строительство новых причалов, изменения рельефа береговой линии и акватории портов Необходимость наращивания мощностей и технического перевооружения существующих транспортных систем определена и такими обстоятельствами, как активная деятельность компании по наращиванию объемов добычи нефти и производства нефтепродуктов . В связи с этим особое значение приобретает оценка рисков развития и функционирования транспортной инфраструктуры Черноморско-Средиземноморского региона

Решение этих задач основывается на общих методологических принципах, определяющих действие механизма интеграции современных хозяйственных образований (в частности, ВИНК), призванного обеспечить концентрацию капитала, производства, управления и маркетинга для создания крупных сетевых структур Доказано, что результатом интеграции все чаще становятся не столько концентрация материального имущества в крупных корпорациях, сколько развитие сетей создания стоимости

Материалы и результаты проводимых научной школой исследований могут быть использованы при разработке концепций, генеральных схем развития транспортного комплекса Северо-Кавказского региона в целом и Краснодарского края в частности Опыт региона может быть распространен и на другие регионы страны . Материалы исследования могут быть использованы в рамках таких учебных дисциплин, курсов, как «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Ре-

гиональная экономика», «Управление транспортным комплексом», «Международные транспортные операции», «Логистика» и др . , а также в научно-исследовательской работе . Эти подходы могут быть использованы для разработки программ учебных дисциплин третьего поколения в рамках основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по учебным дисциплинам «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Международные экономические отношения», «Мировые товарные рынки», «Управление внешнеэкономической деятельностью», реализуемых Государственным университетом управления

Одним из перспективных направлений стала проблематика развития внешнеэкономических связей в Черноморско-Средиземноморском регионе, международного сотрудничества в области транспорта, транспортной инфраструктуры, организации транспортировки сырьевых ресурсов на международные рынки Она разрабатывается на материалах и с участием ученых и практиков таких предприятий реальной экономики, как ООО «РН-Туапсинский НПЗ» или ООО «РН-Туапсенефтепродукт», являющихся дочерними обществами ОАО «НК Роснефть» . Первые результаты таких исследований уже используются в разработке планов развития Туапсинского нефтекомплекса и их практическом внедрении в контексте повышения эффективности внешнеэкономических связей на Черноморско-Средиземно-морском направлении, включая технико-логистические аспекты

Особый интерес исследователей вызывают проблемы изучения факторов формирования спроса на энергетические ресурсы в современной мировой экономике, в частности, современные тенденции формирования спроса на энергоносители в мире, роль черноморского экономического сотрудничества в развитии инфраструктуры экспорта нефти и нефтепродуктов, влияние энергетической политики на позиции Российской Федерации на мировом рынке энергоносителей Современный мировой рынок энергоносителей, в частности нефти, претерпевает качественную трансформацию, которая связана как с нестабильностью развития мировой экономики в целом, так и с рядом факторов, к ключевым из которых мы относим: постоянную волатильность мировых цен на нефть и невозможность их прогнозирования даже в краткосрочной перспективе; изменение геополитического климата в ряде стран-экспортеров энергетических ресурсов; ужесточение конкурентной борьбы за обладание ресурсами нефти, связанное с экономическим ростом в развивающихся

странах, а также с истощением запасов этого сырья; воздействие научно-технического прогресса, выражающееся в развитии низкоуглеродной и альтернативной энергетики, в появлении новых технологий извлечения углеводородов . Эта тенденция сохранится и в среднесрочной перспективе, хотя в долгосрочном плане возможно изменение структуры мирового энергетического баланса за счет того, что трансформация мировой экономики и мировой энергетики в период финансово-экономического кризиса, а также в послекризисные годы обусловила такие риски развития мировой нефтедобычи, как: внешняя политика США в отношении стран — экспортеров нефти и в связи с этим повышение напряженности геополитического пространства; неопределенность в отношении прогнозов послек-ризисного восстановления ряда развитых стран — ведущих импортеров нефти; цикличность и продолжающаяся рецессия в мировой экономике; рост государственного долгового бремени некоторых развитых стран; усиление государственного вмешательства в деятельность нефтедобывающих компаний, в частности, за счет применения инструментов налогово-бюджетной политики; конъюнктурные изменения собственно мирового рынка нефти

В этих условиях мы связываем необходимость поиска и формирования новых конкурентных стратегий ВИНК с: ростом мирового спроса на энергоносители (как нефть, так и нефтепродукты) в мировой экономике в целом; государственным регулированием отрасли, связанным с ужесточением режима налогообложения ВИНК; стремлением стран-импортеров диверсифицировать географические направления поставок и снизить долю нефти в энергетическом балансе за счет других энергоносителей В условиях необходимости повышения конкурентоспособности российских ВИНК на мировом рынке актуализируется задача активизации регионального экономического сотрудничества Развитие процессов регионального экономического сотрудничества в мировом хозяйстве не является новым и представляет собой начальную стадию интеграционного процесса между экономиками государств по географическому признаку В современном мире насчитывается большое количество региональных интеграционных объединений, эффективность и необходимость большинства из которых является спорной с позиций экономической науки и практики социально-экономического развития Вместе с тем, как показывает зарубежный опыт, в некоторых регионах мировой экономики региональное экономическое сотрудничество может

осуществляться для достижения конкретных целей отраслевого или территориального развития, задач повышения инвестиционного потенциала, развития межгосударственной транспортной инфраструктуры и т д

В рассматриваемом в настоящей статье примере речь идет о решении проблемы повышения эффективности функционирования транспортной инфраструктуры экспорта нефти и нефтепродуктов в Чер-номорско-Средиземноморском регионе . Наиболее показательным образцом в данном контексте является транспортная инфраструктура импорта углеводородов Европейского Союза, признанная сложившейся, эффективно функционирующей и получающей дальнейшее свое развитие в русле реализуемых в ЕС двух направлений экономической политики — транспортной и энергетической

Особое значение в проводимых исследованиях приобретает решение научной проблемы активизации международного экономического сотрудничества в Черноморском регионе на основе региональной инициативы «Черноморское экономическое сотрудничество» (ЧЭС), которое включает Азербайджан, Албанию, Армению, Болгарию, Грецию, Грузию, Молдову, Россию, Турцию и Украину. Участие России в ЧЭС способствует усилению экономического влияния нашей страны в регионе Принципиальным отличием ЧЭС от других интеграционных объединений мировой экономики является моза-ичность его архитектуры: его членами являются страны с разными социально-экономическими системами, традициями, культурой Современные геополитические проблемы региона, связанные, например, с украинским кризисом, изменением политической карты мира, дальнейшим расширением НАТО на Восток, негативно отражаются на возможностях институционализации и активного развития процесса международного экономического сотрудничества в регионе Последнее налагает определенные ограничения на стратегии ВИНК в сфере экспорта углеводородов в данном регионе

С целью преодоления этих проблем целесообразно использовать новые возможности дальнейшей активизации российских ВИНК, в том числе в указанном регионе, которые связаны с: географической близостью территорий и удобным приморским экономико-географическим положением; фактически одинаковой геополитической стратегией развития стран ЧЭС, которая нацелена на развитие региональной экономической интеграции; существенным потенциалом экономического роста и развития; высокой степенью открытости региона для между-

народного экономического сотрудничества; достаточно развитым энергетическим комплексом региона; обладанием разнообразными природными ресурсами, которые формируют из региона центр международной конкуренции; развитой системой транспортировки энергетических ресурсов и емким рынком их потребления, который ведет к включению региона в глобальную систему международной торговли; амбициями отдельных стран получения дополнительных выгод от участия в международном разделении труда за счет ЧЭС и реализации максимально возможного числа двусторонних соглашений в различных отраслях экономики

Анализ современного состояния топливно-энергетического комплекса России показывает, что дальнейшее его развитие связано с активизацией внешнеэкономических связей российских компаний Очевидно, что необходимо избавляться от перекосов в структуре экспорта за счет повышения в нем доли продукции с более высокой степенью промышленной переработки Тезис о том, что экономика России до сих пор находится на «нефтяной игле», считаем непродуктивным, поскольку в последнее десятилетие российскими нефтяными компаниями был предпринят ряд мер, свидетельствующих о диверсификации их внешнеэкономических связей В частности, речь идет о масштабных инвестиционных проектах, реализуемых в зарубежных странах с участием российских ВИНК «Лукойл» и «Роснефть» Кроме этого, необходимо учитывать, что экспорт нефти является одним из важнейших факторов экономического роста и развития внешнеэкономических связей нашей страны, он способствует укреплению позиций Российской Федерации на мировых рынках Помимо прочего, экспорт нефти создает условия и предпосылки для перехода от сырьевой модели развития к технологической Наконец, энергетический вектор развития внешнеэкономических связей не противоречит возможностям развития внешнеэкономической деятельности по другим высокотехнологичным направлениям (при условии грамотного перераспределения средств, полученных от экспорта углеводородного сырья на развитие обрабатывающих производств)

Вместе с тем императивы повышения конкурентоспособности российской экономики требуют концептуально-методического дополнения стратегии развития внешнеэкономических связей российских ВИНК . Частично это реализуется в рамках энергетической политики Российской Федерации на основе ее Энергетической стратегии Последняя была утверждена в 2009 г на период до 2030 г и

задала целевые ориентиры долгосрочного развития нефтяной промышленности При их достижении важно понимать, что Российский нефтяной комплекс на современном этапе продолжает развиваться под влиянием ряда негативных факторов В частности, отмечаются снижение текущих разведанных запасов и низкие темпы их воспроизводства; продолжает ухудшаться структура разведанных запасов нефти; происходит опережающая разработка наиболее рентабельных частей месторождений и залежей; около 80% разведанных запасов расположены в удаленных и северных районах России, что значительно удорожает их добычу и транспортировку

В условиях мировой нефтяной конъюнктуры повышение конкурентоспособности российской нефтяной отрасли связано с необходимостью расширения внешнеэкономических связей страны . Эти задачи ставятся и частично реализуются в энергетической стратегии Российской Федерации, но проведенный анализ показал, что для оптимального развития внешнеэкономической деятельности российских ВИНК необходимо, прежде всего, конструктивное решение таких вопросов, как улучшение качества продукции (нефтепродуктов), оптимизация организационной структуры ВИНК; корректировка и диверсификация экспортной нефтепроводной системы с учетом изменяющихся параметров спроса и предложения в мире, а также ряда других проблем Проведенные исследования показали, что для решения указанных проблем необходима реализация таких стратегических приоритетов, как:

• целенаправленное развитие национальной энергетической дипломатии, улучшение инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата в российском нефтегазовом комплексе для крупнейших нефтегазовых корпораций мира;

• усовершенствование законодательной базы недропользования и дальнейшее ее приведение в соответствие с международными правовыми стандартами и требованиями нефтяного бизнеса;

• диверсификация отечественного рынка по товарному и географическому признаку, в частности, переход от реализации углеводородного сырья к продаже продуктов с высокой степенью промышленной обработки;

• налаживание систем сбыта нефтепродуктов, выпускаемых российскими ВИНК на своих перерабатывающих мощностях за рубежом, развитие транспортных систем и транспортной инфраструктуры в новых регионах нефтедобычи;

• разработка и запуск принципиально новых маршрутов транспортировки углеводородов, сущест-

венно снижающих риски для российских экспортеров;

• активизация участия российских ВИНК в развитии крупных узловых точек международной транспортной инфраструктуры экспорта углеводородов за счет привлечения новых технологий;

• обновление ресурсной базы нефтедобычи за счет развития и формирования новых центров на Дальнем Востоке Российской Федерации и в Арктике;

• реализация стратегии ресурсосбережения с учетом международных стандартов экологической безопасности структуры в новых регионах нефтедобычи

Особый интерес вызывает исследование стратегий развития ВИНК «Роснефть» на национальном и зарубежном рынках с учетом конкурентных преимуществ и слабости российских ВИНК-экспорте-ров, факторов повышения их конкурентоспособности на мировом рынке При этом важным аспектом исследования становится анализ стратегии развития внешнеэкономических связей в Черно-морско-Средиземноморском регионе . Эффективная работа основных субъектов ТЭК — ВИНК — имеет огромное значение для государственного бюджета Российские ВИНК в последние годы наладили вполне эффективную систему внешнеэкономических связей с зарубежными контрагентами Тем не менее их деятельность связана в основном с экспортом сырья и нефтепродуктов и импорта соответствующих технологий Энергетическая стратегия Российской Федерации, разработанная также и с целью совершенствования структуры внешнеэкономической деятельности, требует применения новых решений в сфере корпоративного управления ВИНК.

Расширение участия отрасли в процессах региональной экономической интеграции и приграничного экономического сотрудничества зависит от стратегических решений крупнейших компаний — участников внешнеэкономических связей Объективные потребности наращивания регионального экономического сотрудничества России в Черно-морско-Средиземноморском регионе связаны, прежде всего, с развитием таких отраслей, как транспорт и связь, экология, энергетика Эффективность стратегий ВИНК-экспортеров связана в первую очередь с оптимальным развитием транспортной инфраструктуры экспорта В настоящее время эффективность работы морских портов Черноморско-Сре-диземноморского региона подтверждается как объемами перевалки развивающихся потоков грузов, так и серьезным ростом мощностей; реконструк-

цией старых и строительством новых терминалов; совершенствованием технологий транспортировки Важно помнить, что сегодня остаются нерешенными проблемы стратегического развития транспортной инфраструктуры региона: необходимость увеличения пропускной способности терминалов; создание новых терминалов, обеспечивающих защиту окружающей среды; необходимость преодоления дефицита капиталовложений в развитие инфраструктуры; низкий технический уровень; необходимость выстраивания системы отношений с экспортерами за счет выбора наиболее динамично развивающихся направлений транспортировки; внедрение и совершенствование практики государственного-частного партнерства в портах . Для их решения важно помнить, что в крупной ВИНК разработка стратегии внешнеэкономической деятельности является одним из источников ее конкурентоспособности в современной глобальной энергетике При ее разработке необходимо учитывать как факторы внутреннего рынка, влияющие на деятельность компании, так и комплекс внешнеэкономических факторов и рисков, обусловливающих дальнейшее повышение уровня транснационализации ВИНК Несомненно, что на современном этапе «Роснефть» является лидером российской нефтедобывающей промышленности, а также входит в число крупнейших нефтегазовых компаний мира Основными видами деятельности компании являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции Очевидно, что основным конкурентным преимуществом компании на современном этапе остается масштаб и качество ее ресурсной базы . Компания располагает 3,1 млрд т нефтяного эквивалента доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира Для обеспечения устойчивого роста добычи в долгосрочной перспективе «Роснефть» активно расширяет свою ресурсную базу за счет геологоразведочных работ и новых приобретений Коэффициент восполнения доказанных запасов углеводородов за последние годы в среднем составил около 150% без учета приобретений, что является одним из самых высоких показателей в отрасли В краткосрочной и среднесрочной перспективе рост добычи будет обеспечен за счет месторождений Восточной Сибири, нефтегазоносных шельфов Черного моря и Арктики Модернизация нефтеперерабатывающих мощностей «Роснефти» осуществляется на основе программы модернизации имеющихся НПЗ, нацеленной на

увеличение глубины переработки и повышение качества выпускаемой продукции Результатами модернизации станут наиболее полное и эффективное использование углеводородного сырья, рост добавленной стоимости производимых нефтепродуктов, соответствие продукции современным экологическим нормам (Евро-4 и Евро-5), а также расширение ее ассортимента Одним из существенных факторов, побуждающих компанию к модернизации мощностей, является очевидное несоответствие существующих элементов производственной и сбытовой структуры поставленным «Роснефтью» целям

По экспорту транспортных услуг сегодня Россия существенно отстает от развитых стран, несмотря на ряд геоэкономических преимуществ Для решения этой задачи необходимо учитывать, что объемы взаимной торговли между Европой и Азией продолжают нарастать Поэтому морские порты Российской Федерации на Арктическом, Балтийском, Дальневосточном, Каспийском и Черноморско-Азовском направлениях должны стать как опорными пунктами участия России в международных транспортных коридорах, так и ключевыми субъектами обеспечения экспорта углеводородного сырья морским путем Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (66% в структуре всего экспорта нефти)

Стратегические планы ОАО «НК «Роснефть» отражают общие тенденции развития энергетической отрасли России, учитывают как глобальные риски, так и специфику отечественного ТЭК Стратегия компании предусматривает увеличение капитализации с 76 млрд долл . по состоянию на конец 2011 г. до 200 млрд долл в 2030 г НК «Роснефть» планирует установить стратегическое сотрудничество с самыми серьезными нефтегазовыми компаниями мира Это по силам, поскольку имеются объективные условия, в первую очередь наличие крупных нефтяных и газовых месторождений и запасов

Одним из ключевых аспектов формирования экспортной стратегии компании «Роснефть» является оценка пропускных способностей Черноморских проливов, а также рисков, возникающих при доставке нефти и нефтепродуктов морским путем Стратегическая роль проливов Босфор и Дарданеллы, принадлежащих Турции, неоспорима для развития международной торговли в регионе В современных условиях в связи с определенным увеличением перевозок нефти через проливы, что объективно создает угрозу окружающей среде, рассмат-

риваются возможности постепенного введения более строгих мер: квотирование прохождения танкеров через проливы; расширение системы и увеличение размеров штрафов; обязательное использование турецких лоцманов для проводки танкеров; повышение требований к конструкции и навигационному оснащению судов .

Указанные меры способны серьезно корректировать стратегию компании «Роснефть» в части, касающейся себестоимости экспортируемых грузов . Кроме того, к числу рисков мы относим высокую загруженность пролива Босфор на современном этапе . Наконец, среди нерешенных проблем активизации пропускной способности пролива Босфор следует назвать проблему демереджа из-за простоя танкеров в проливах . Такой простой может быть связан не только с количеством судов, но и с аварийными ситуациями или изменением климата Поэтому при возникновении пробок он существенно увеличивается, маршрут становится менее привлекательным в экономическом плане . Следует особо отметить, что проблема простоев в проливах и разработки альтернативных маршрутов не является новой и находится в поле зрения ученых и практиков в последние два десятилетия . В частности, было обсуждено до восьми различных вариантов возможных обходных путей Так, американской компанией Chevron была установлена новейшая навигационная система, обеспечивающая безопасное и быстрое прохождение проливов Кроме этого, на международном уровне был создан правовой режим, позволяющий транспортировать нефть через проливы без всяких транзитных затрат

Оценивая перспективы увеличения загруженности проливов, необходимо иметь в виду реализуемый в настоящее время проект расширения трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума В лучшем случае, по оценкам экспертов, к концу 2015 г. можно ожидать рост пропускной способности нефтепровода Тенгиз — Новороссийск до 67 млн т в год . С учетом использования антифрикционных присадок система КТК будет способна прокачать порядка 76 млн т нефти Нагрузка на проливы возрастет еще больше В результате имеющиеся международные наработки с участием «Транснефти» в части прокладки альтернативных маршрутов доставки углеводородов из бассейна Черного моря могут снова стать актуальными для большего числа заинтересованных сторон В связи с этим ОАО «АК «Транснефть» продолжает рассматривать нефтепровод Бургас — Александру-полис как вариант, наиболее экономически эффек-

тивный и приемлемый для нефтяников . Проектная мощность нефтепровода должна была составить около 35 млн т нефти в год с возможностью расширения до 50 млн т.

Транспортировка нефти через черноморские порты обладает очевидной экономической привлекательностью . Нефтяники, доставив нефть до порта, могут реализовать ее на условиях РОВ трейдерам, которые впоследствии имеют возможность выбирать направления поставок самостоятельно Основными направлениями транспортировки через Черное море являются европейские порты Августа, Триест, из которых российская нефть, смешиваясь с нефтью из Северной Африки, поставляется на европейские заводы . Европейские партнеры рассматривают такие нефтетранспортные маршруты, как TAL (Transalpine Pipeline — Трансальпийский нефтепровод) в качестве альтернативных традиционным российским, забывая, что по ним поставляется значительное количество российской нефти Несомненно, что ввод в строй новых крупных мощностей на Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе объективно выдвигает на первый план и такие задачи, как оценка спроса на экспортируемую продукцию и эффективный мониторинг развития нефтепереработки в двух крупнейших регионах — потребителях и производителях автомобильного бензина и дизельного топлива — в Европе и Северной Америке . Если говорить о самих ВИНК, в настоящее время они действуют более вариативно Так, некоторые заводы, сосредоточенные в приморских районах и имеющие выход на экспортные направления, наращивают объем переработки и капиталовложения со специализацией на дизельном топливе соответствующих ев-ростандартов (гидрокрекинг и гидроочистка) . Это представляется логичным, поскольку бензиновый завод для экспорта строить весьма дорого В связи с этим модернизация российских НПЗ под бензиновые нужды будет осуществляться только в глубинных районах страны, с опорой на спрос внутреннего рынка

При разработке стратегий развития крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний необходимо учитывать, что транспортная инфраструктура экспорта углеводородного сырья в целом сложилась, а строительство новых трубопроводов, перевалочных пунктов и т. п . является капиталоемким процессом Поэтому автор считает, что в первую очередь необходимо исходить из модернизации имеющихся объектов транспортной инфраструктуры экспорта нефти Растущие потребности российских грузовладельцев в морских перевозках экспортно-

импортных наливных грузов, реализация нефтепродуктов с качеством, не соответствующим европейским стандартам, а также увеличение предложения рядом иностранных грузовладельцев транзитных перевозок нефти Казахских и Туркменских месторождений предопределили необходимость перспективного развития Туапсинского транспортного узла со строительством комплекса глубоководного причала 1А для нефтепродуктов в порту г Туапсе

В начале 90-х гг. прошлого столетия в связи с процессами либерализации внешнеэкономической деятельности Российской Федерации значение морских портов возросло многократно, поскольку они в ряде случаев становились исключительным видом доставки экспортных грузов, а, учитывая большие «плечи» транспортировки товаров, производимых в нашей стране, т е географический отрыв районов производства от районов потребления, проблема развития морских портов как участников внешнеэкономической деятельности сегодня еще более актуализируется Основными задачами развития портов в Российской Федерации является увеличение их пропускной способности и, соответственно, коммерческой привлекательности для грузовладельцев, что явилось ключевым стимулом для существенного увеличения инвестиций в реконструкцию и строительство портового хозяйства, терминалов по перевалке нефтепродуктов и прочих объектов транспортной инфраструктуры

Важнейшим вопросом современного развития действующих портов Российской Федерации является также рост эффективной деятельности всей прибрежно-портовой инфраструктуры, улучшение их коммерческой привлекательности для судоходных компаний и грузовладельцев Туапсинский порт

является вторым по значимости на Черном море, с грузооборотом свыше 20 млн т в год, из которых ЛА приходится на нефтепродукты . Основным оператором по перевалке нефтепродуктов в порту Туапсе является ООО «РН-Туапсенефтепродукт» — дочернее предприятие компании «Роснефть» Ввиду значимости для России вопроса развития морских перегрузочных терминалов на Черноморском побережье вопрос развития порта Туапсе включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» (подпрограмма «Морской транспорт») В частности, в указанную программу включено строительство глубоководного причала 1А для перевалки нефтепродуктов . В связи с этим проект строительства глубоководного причала 1А для перевалки нефтепродуктов в порту Туапсе приобретает особый статус, так как морской терминал ООО «РН — Туапсе-нефтепродукт» является доминирующим портом по экспорту нефтепродуктов в Черноморском бассейне на территории Российской Федерации, что позволяет сделать вывод о повышении эффективности российского экспорта, так как речь идет о реализации продуктов с высокой добавленной стоимостью

Дальнейшее устойчивое развитие компании «Роснефть», ее экспортной деятельности требует комплексного исследования транспортно-логисти-ческих проблем, экспортных маршрутов, прогнозных положений, особенно на Черноморско-Средизем-номорском направлении, непосредственно затрагивающих интересы и планы туапсинского комплекса Представленные в настоящей публикации материалы могут стать конструктивной основой для дальнейшего более глубокого исследования ученых и практиков, работающих над этими проблемами

Литература

1. Вотинов А.В. Стратегии российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний в черноморско-средиземноморском регионе. М.: Отделение международных экон. и полит. исследований Института экономики РАН, 2009.

2. Вотинов А.В. Развитие причального комплекса в порту Туапсе: современные инженерно-экономические подходы. М.: Макс-пресс, 2011.

3. Вотинов А.В. Внешнеэкономические связи российских ВИНК в черноморско-средиземноморском регионе. Новочеркасск: ЛИК, 2012.

4. Вотинов А.В. Вертикально интегрированные нефтяные компании России в системе международного экономического сотрудничества в черноморско-сре-диземноморском регионе (транспортные аспекты).

References

1. Votinov A.V. Strategiirossiyskikh vertikal'no-integrirovannykh neftyanykh kompaniy v chernomorsko-sredizemnomorskom regione [Strategy Russian vertically integrated oil companies in the Black Sea and the Mediterranean region]. Moscow, Department of International ehkon. and watered. Research Institute of Economics Publ., 2009.

2. Votinov A.V. Razvitie prichal'nogo kompleksa v portu Tuapse: so-vremennye inzhenerno-ekonomicheskie podkhody [Development of port complex in the port of Tuapse modern engineering and economic approaches]. Moscow, Maks-press Publ., 2011.

3. Votinov A.V. Vneshneekonomicheskie svyazi rossiyskikh VINK v chernomorsko-sredizemnomorskom regione [Foreign economic relations Russian vertically integrated oil companies in the Black Sea and the Mediterranean region]. Novocherkassk, LIK Publ., 2012.

М.: Отделение международных экон. и полит. исследований Института экономики РАН, 2013.

5. Вотинов А.В. Пути повышения надежности компенсационных систем технологических трубопроводов // Нефтегазовое дело. 2005. № 1. http://www.оgbus.ru

6. Вотинов А.В. Новые нефтеперерабатывающие мощности на Черном море: Туапсинский НПЗ // Нефть, газ и бизнес. 2011. № 11.

7. Вотинов А.В. Развитие российской системы морских нефтяных терминалов на черном море: Туапсинский глубоководный // Нефть, газ и бизнес. 2011. № 12.

8. Вотинов А.В. К вопросу о перспективах спроса и предложения на светлые нефтепродукты в Европе и США // Экспозиция Нефть Газ. 2012. № 1.

9. Вотинов А.В. К вопросу о модернизации Российских НПЗ и внутреннем рынке моторных топлив: взгляд из Туапсе // Экспозиция Нефть Газ. 2012. № 2.

4. Votinov A.V. Vertikal'no-integrirovannye neftyanye kompanii Rossii v sisteme mezhdunarodnogo ekonomicheskogo sotrudnichestva v chernomorsko-sredizemnomorskom regione (transportnye aspekty) [Vertically integrated Russian oil companies in the system of international economic cooperation in the Black Sea and the Mediterranean region (transport aspects)]. Moscow, Department of International economical and political Research of Russian academy of Sciences Publ., 2013.

5. Votinov A.V. Puti povysheniya nadezhnosti kompensatsionnykh sistem tekhnologicheskikh truboprovodov [Ways to improve the reliability of the compensation systems of technological pipelines]. Neftegazovoe delo [Oil and Gas Business]. 2005, I. 1. Available at: http://www.ogbus.ru (in Russian)

6. Votinov A.V. Novye neftepererabatyvayushchie moshchnosti na Chernom more: Tuapsinskiy NPZ [New refining capacity in the Black Sea: Tuapse]. Neft', gaz i biznes [Oil and Gas business]. 2011, I. 11. (in Russian)

7. Votinov A.V. Razvitie rossiyskoy sistemy morskikh neftyanykh ter-minalov na chernom more: Tuapsinskiy glubokovodnyy [Development of the Russian system of marine oil terminals on the Black Sea: Tuapse deep]. Neft', gaz i biznes [Oil and Gas business]. 2011, I. 12. (in Russian)

8. Votinov A.V. K voprosu o perspektivakh sprosa i predlozheniya na svetlye nefteprodukty v Evrope i SShA [On the prospects for supply and demand for light oil products in Europe and the United States]. Ekspozitsiya Neft' Gaz [Exposure Oil Gas]. 2012, I. 1. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Votinov A.V. K voprosu o modernizatsii Rossiyskikh NPZ i vnut-rennem rynke motornykh topliv: vzglyad iz Tuapse [On the modernization of Russian refineries and domestic motor fuels: a view from Tuapse]. Ekspozitsiya Neft'Gaz [Exposure Oil Gas]. 2012, I. 2. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.