Научная статья на тему 'Особенности экспортных поставок российской нефти'

Особенности экспортных поставок российской нефти Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1737
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ / ТРАНЗИТ / УСЛОВИЯ ПОСТАВОК / ДАЛЬНЕЕ И БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ / НЕФТЕПРОВОДЫ / МОРСКИЕ ТЕРМИНАЛЫ / EXPORT OF OIL AND OIL PRODUCTS / TRANSIT / CONDITIONS OF DELIVERIES / DISTANT AND THE NEAR ABROAD / OIL PIPELINES / SEA TERMINALS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Эдер Леонтий Викторович, Ожерельева Ирина Викторовна

В статье рассмотрена современная структура экспорта нефти из России по способам, направлениям и маршрутам поставок, включая транзит. Представлены организационные и технологические условия поставок в дальнее и ближнее зарубежье через морские порты, систему АК «Транснефть», по железной дороге. Приведены показатели объемов экспорта с детализацией по компаниям. В специальных разделах рассмотрены конкретные транспортные системы: нефтепровод «Дружба», нефтепровод КТК, нефтепровод ВСТО и др. Обоснованы направления диверсификации экспортных поставок нефти и нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Эдер Леонтий Викторович, Ожерельева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RUSSIAN PETROLEUM EXPORT

In article the modern structure of export of oil from Russia in the ways, directions and routes of deliveries, including transit is considered. Organizational and technological conditions of deliveries in distant and the near abroad through seaports, system AK "Transneft", by rail are presented. Indicators of volumes of export with detailed elaboration on the companies are resulted. In special sections concrete transport systems are considered: oil pipeline "Friendship", oil pipeline KTK, oil pipeline VSTO, etc. Are proved directions of a diversification of export deliveries of oil and oil products.

Текст научной работы на тему «Особенности экспортных поставок российской нефти»

УДК 553.98.048

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК РОССИЙСКОЙ НЕФТИ

Эдер Леонтий Викторович,

кандидат экономических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН;

академик Европейской академии естественных наук; заведующий сектором Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН; руководитель специализации на кафедре политэкономии экономического факультета Новосибирского государственного университета Ожерельева Ирина Викторовна, аспирант Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук EderL V@yandex. ru

В статье рассмотрена современная структура экспорта нефти из России по способам, направлениям и маршрутам поставок, включая транзит. Представлены организационные и технологические условия поставок в дальнее и ближнее зарубежье через морские порты, систему АК «Транснефть», по железной дороге. Приведены показатели объемов экспорта с детализацией по компаниям. В специальных разделах рассмотрены конкретные транспортные системы: нефтепровод «Дружба», нефтепровод КТК, нефтепровод ВСТО и др. Обоснованы направления диверсификации экспортных поставок нефти и нефтепродуктов.

Ключевые слова: экспорт нефти и нефтепродуктов, транзит, условия поставок, дальнее и ближнее зарубежье, нефтепроводы, морские терминалы.

FEATURES OF RUSSIAN PETROLEUM EXPORT

Eder Leontiy,

PhD of economic sciences, docent, associate professor, Corresponding Member of Academy of Natural Sciences, Head of Department, Institute of Petroleum Geology and Geophysics of SB RAS, Head of Specialization of the department of political economy, Novosibirsk State University Ozhereleva Irina,

post-graduate of Institute of Economics and Industrial Engineering of SB RAS EderL V@yandex. ru

In article the modern structure of export of oil from Russia in the ways, directions and routes of deliveries, including transit is considered. Organizational and technological conditions of deliveries in distant and the near abroad through seaports, system AK "Transneft", by rail are presented. Indicators of volumes of export with detailed elaboration on the companies are resulted. In special sections concrete transport systems are considered: oil pipeline "Friendship", oil pipeline KTK, oil pipeline VSTO, etc. Are proved directions of a diversification of export deliveries of oil and oil products.

Keywords: export of oil and oil products, transit, conditions of deliveries, distant and the near abroad, oil pipelines, sea terminals.

Современные тенденции

Россия - крупнейший (наряду с Саудовской Аравией) в мире производитель и экспортер нефти. В структуре отраслей нефтяная промышленность в наибольшей степени интегрирована в мировую экономику, при этом ее роль в бюджетной системе страны является определяющей. Около 75 % продукции нефтяной промышленности поставляется на экспорт, при этом доходы от экспорта углеводородов составляют 60-65 % всех доходов от экспорта товаров из России. В последние годы добыча нефти и конденсата в РФ составляет 488 - 494 млн т; экспорт нефти и нефтепродуктов - 350-360 млн т. Структура нефтяного экспорта по способам, направлениям и маршрутам поставок определяет экономические и геополитические приоритеты развития.

Экспорт нефти из России в 2009 году составил около 246 млн т, что выше показателя предыдущего года на 3,4 %, однако более чем на 8 млн т меньше, чем в 2007 г. (табл. 1, 2). Увеличение экспорта нефти связано с ростом добычи при снижении внутреннего потребления. Кроме сырой нефти в значительных количествах экспортировались нефтепродукты - свыше 120 млн т; учитывая особенности налогообложения в России и спроса на международных рынках, структура экспорта на сегменте нефтепродуктов не изменилась - главным образом мазут и дизельное топливо, выступающие в качестве сырья для дальнейшей переработки в странах-реципиентах [1].

Основная часть экспорта нефти из России - 211,9 млн т или более 86 % в структуре совокупного экспорта была поставлена в дальнее зарубежье, главным образом в Нидерланды, Польшу, Германию, Финляндию, Францию, Италию, Китай. За последний год этот показатель вырос на 4,3 %. В то же время продолжают сокращаться поставки в ближнее зарубежье, в 2009 году экспорт в этом направлении снизился на 1,8 % до 34,1 млн т.

Поставки российского сырья в Казахстан сократились на 11,4 % и составили 6,3 млн т. При этом экспорт нефти в Белоруссию в 2009 году вырос по сравнению с аналогичным показателем 2008 года на 0,7 % и достиг 21,4 млн тонн. Объем поставок на Украину увеличился на 5,2 % - до 6,3 млн т (табл. 3).

Таблица 1

Структура экспорт нефти из России в 2009 году_

Направление, способ млн т %

Дальнее зарубежье 211,9 86,1

Морские поставки 140,0 56,9

По системе АК «Транснефть» 116,9 47,5

Приморск (Ленинградская обл.) 70,2 28,5

Новороссийск 33,0 13,4

Южный (Украина) 9,5 3,8

Туапсе 4,2 1,7

Козьмино (Приморский край) 0,1 -

Минуя систему АК «Транснефть» 23,1 9,4

Де-Кастри 7,4 3,0

Корсаков 5,4 2,2

Архангельск (Белокаменка) 3,5 1,4

Прочие 6,8 2,8

Нефтепровод "Дружба" 53,2 21,6

Германия 19,1 7,8

Словакия 2,6 1,0

Чехия 4,9 2,0

Венгрия 6,4 2,6

Польша 20,3 8,2

в том числе в порт Гданьск 4,6 1,8

Нефтепровод ВСТО (комбинированные постав-

ки, включая период эксплуатации в реверсном режиме) 1,5 0,6

По железной дороге 9,7 3,9

КТК 4,0 1,6

Прочие 3,2 1,3

Ближнее зарубежье 34,1 13,9

По системе АК «Транснефть» 116,9 47,5

Белоруссия 21,4 8,7

Казахстан 6,3 2,6

Украина 6,3 2,6

ИТОГО 246,0 100,0

Таблица 2

Экспорт нефти из России в дальнее и ближнее зарубежье_

Направления поставок 2007 2008 2009 2009/2008, %

млн т % млн т % млн т %

Дальнее зарубежье 216,6 85,1 203,1 85,4 211,9 86,1 4,3

Ближнее зарубежье 37,9 14,9 34,7 14,6 34,1 13,9 -1,8

Всего 254,5 100, 0 237,8 100, 0 246 100, 0 3,4

Таблица 3

Структура экспорта нефти из России в страны ближнего зарубежья

Страна 2008 2009 2009/2008, %

млн т % млн т %

Белоруссия 21,3 61,8 21,4 62,9 0,7

Казахстан 7,1 20,5 6,3 18,6 -11,4

Украина 6,0 17,4 6,3 18,5 5,2

Всего 34,4 100,0 34,1 100,0 -1,0

Организационная и технологическая структура экспорта

Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Компания осуществляет транспорт более 93% добываемой в России нефти. Общий грузооборот - более 1091,4 млрд т-км. Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями, в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума - КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy) либо по железной дороге [2].

АК «Транснефть» является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефте-прома СССР. Учредитель - Правительство Российской Федерации. АК «Транснефть» является естественной монополией в области транспортировки нефти в РФ по трубопроводам. В настоящее время АК «Транснефть» эксплуатирует около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 400 нефтеперекачивающих станций, 1066 резервуаров емкостью около 16 млн куб. м [3].

В 2007-2008 году при снижении абсолютных показателей экспорта с 216 до 203 млн т, организационная структура экспорта практически не поменялась и оставляла соотношение 91:9 - поставки нефти через систему АК «Транснефть» и минуя эту систему. Однако в 2009 году при увеличении объема экспорта из России в дальнее зарубежье до 211 млн т дополнительный прирост экспорта осуществлялся, минуя систему АК «Транснефть», в то время как поставки нефти АК «Транснефть» остались на уровне 2008 года (табл. 4). В структуре экспорта в дальнее зарубежье российской нефти доля поставок через систему АК «Транснефть» составила около 87,6 % (185,6 млн т). Дополнительные объемы нефти, минуя систему АК «Транснефть» экспортировались преимущественно через морские терминалы [4].

Таблица 4

Экспорт нефти в дальнее зарубежье с дифференциацией _по организационной структуре_

Способ поставки 2007 2008 2009 2009/ 2008, %

млн т % млн т % млн т %

АК «Транснефть» 197,4 91,1 185,5 91,3 185,6 87,6 0,1

Минуя АК «Транснефть» 19,3 8,9 17,6 8,7 26,3 12,4 49,5

Всего 216,6 100,0 203,1 100,0 211,9 100,0 4,3

В 2009 году через систему АК «Транснефть» на экспорт в дальнее зарубежье было поставлено около 206,9 млн т нефти, в том числе российской - 185,6 млн т, транзит составил около 23,7 млн т (табл. 5). Транзитные операции совершаются из Казахстана и Азербайджана. Поставки нефти из Казахстана через систему АК «Транснефть» осуществляются по направлениям Атырау-Самара в объеме 17,5 млн т, а также по маршруту Актау-Баку-Новороссийск, Актау - Махачкала и др. Нефть из Азербайджана в Россию в 2009 году поставлялась по маршруту Баку-Новороссийск в объеме 2,5 млн т.

Поставки нефти в ближнее зарубежье - Белоруссию, Украину, Казахстан -в полном объеме осуществляются по магистральным нефтепроводам «Транснефти».

Таблица 5

Экспорт нефти из РФ и транзит в дальнее зарубежье _по системе АК "Транснефть" в 2009 году_

млн т %

Всего 206,9 100,0

Российская нефть 185,6 89,7

Транзит 23,7 11,5

Казахстан 21,3 10,3

Азербайджан 2,5 1,2

В организационной структуре экспорта нефти через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объеме экспорта нефти составила в 2009 году около 27,9 % (48,4 млн т), «ТНК-ВР» - 19,5 % (33,8 млн т), «Сургутнефтегаз» - 15,6 % (27,1 млн т), «ЛУКОЙЛ» - 14,3 % (24,9 млн т), (табл. 6). На эти 4 компаний приходится более 77 % суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10 % (14-15 млн т). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2009 г. в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» около 12 млн т нефти.

Минуя магистральные нефтепроводы «Транснефти», экспортируется около 26,3 млн т нефти (12,4 % от суммарных поставок). Поставки в основном осуществляют компании, добывающие нефть в рамках отдельных экспортных проектов, как правило, непосредственно вблизи побережья, имеющие трудности с организа-

цией поставок нефти в магистральную трубопроводную систему, либо желающие сохранить качество нефти и не смешивать его экспортным сортом Urals. К портам нефть доставляют по специализированным нефтепроводам, по железной дороге, речным и автомобильным транспортом [5].

Таблица 6

Экспорт нефти российских ВИНК в дальнее зарубежье (по системе АК «Транснефть», включая железнодорожные поставки)

Компании 2007 2008 2009 2009 /2008, %

млн т % млн т % млн т %

Роснефть 46,5 25,0 45,8 26,2 48,4 27,9 105,7

ТНК-ВР 34,6 18,6 31,3 17,9 33,8 19,5 108,0

Сургутнефтегаз 32,6 17,5 32,1 18,4 27,1 15,6 84,6

ЛУКОЙЛ 36,2 19,4 28,1 16,1 24,9 14,3 88,5

Татнефть 11,7 6,3 14,8 8,5 15,9 9,2 107,5

Газпром нефть 15,1 8,1 14,3 8,2 14,7 8,5 103,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РуссНефть 5,0 2,7 4,9 2,8 4,9 2,8 100,6

Башнефть 4,4 2,4 3,4 1,9 3,8 2,2 112,4

Всего 186,1 100,0 174,6 100,0 173,6 100,0 93,8

Морские поставки через систему АК «Транснефть

Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2009 г. - 140 млн т или 66 % в структуре экспорта), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2009 г. поставлено 127 млн т) (табл. 7). В 2009 году в структуре поставок нефти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4 % относительно 2008 года. Одновременно поставки по железной дороге, главным образом в Китай, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО существенно сократились (на 11,8 %).

Таблица 7

Экспорт нефти в дальнее зарубежье по способам поставок_

Способ поставки 2007 2008 2009 2009/ 2008, %

млн т % млн т % млн т %

Морские поставки 139,6 64,4 131,6 64,8 140,0 66,1 6,4

Нефтепровод «Дружба» 58,2 26,9 53,7 26,4 53,5 25,2 -0,4

Нефтепровод КТК 4,2 1,9 4,0 2,0 4,0 1,9 0,0

Нефтепровод ВСТО 0,0 0,0 0,0 0,0 1,5 0,7 -

По железной дороге 11,5 5,3 11,0 5,4 9,7 4,6 -11,8

Прочие (Омск-Атасу-Алашанькоу и др.) 3,2 1,5 2,8 1,4 3,2 1,5 14,3

Всего 216,61 100,0 203,1 100,0 211,9 100,0 4,3

Около 50% всех морских поставок нефти из России осуществляется через порт Приморск. В 2009 году через Приморский торговый порт было экспортировано свыше 70 млн т российской нефти (табл. 8); общий объем перевалки сырой нефти - 74,9 млн т (рост на 1,2% относительно 2008 года). Порт является конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС) и магистрального неф-тепродуктопровода «Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск». Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в прошлом году: 61,7% экспортировано в Нидерланды, 15,1% - в Финляндию, 5,2% - в Швецию, 3,8% - в Испанию, по 2,4% - во Францию и Данию, 2,3% - в Литву, 2,1% - в США, 1,6% - в Тринидад и Тобаго. В 2009 году Приморский торговый порт обслужил 748 танкеров [6].

Таблица 8

Структура морских поставок в дальнее зарубежье в 2009 году_

Направление поставок млн т %

Всего 140,0 100,0

По системе АК «Транснефть» 116,9 83,5

Приморск (Ленинградская обл.) 70,2 50,2

Новороссийск 33,0 23,6

Южный (Украина) 9,5 6,8

Туапсе 4,2 3,0

Козьмино (Приморский край) 0,1 0,1

Минуя систему АК «Транснефть» 23,1 16,5

Де-Кастри 7,4 5,3

Корсаков 5,4 3,9

Архангельск (Белокаменка) 3,5 2,5

Прочие 6,7 4,8

Новороссийский морской торговый порт (НМТП) - крупнейший российский порт в Черноморском бассейне. Объем перевалки российской нефти в 2009 году составил около 33 млн т, общим объем экспорта, включая транзит, по итогам года увеличился на 4,5% до 44,5 млн т с 42,6 млн т. Нефть экспортируется на рынок южной Европы, прежде всего, в Италию (порт Генуя) и Францию (порт Марсель). «НМТП» использует 2,2 км береговой линии для обработки наливных грузов, включая нефть и нефтепродукты, которые переваливаются на нефтебазе Шесхарис. На территории перевалочной нефтебазы Шесхарис НМТП арендует причал протяженностью 2,2 км и владеет 2,2 км нефтепровода, доставляющего нефть в терминал из нефтебазы «Транснефти»[7].

Кроме Новороссийского торгового порта из бассейна Черного моря российская нефть экспортируется через терминал в Туапсе (4,2 млн т) и транзитом через Украину поставляется в терминал Южный (9,5 млн т.).

В конце 2009 года начал эксплуатацию крупнейший российский нефтеэкс-портный терминал на Востоке России - Козьмино (Приморский край). Спецмор-нефтепорт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы Восточ-

ная Сибирь - Тихий океан. Ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта в бухте Козьмино (побережье Японского моря) дает возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО согласно ТЭО проекта составляет 15 млн. т нефти в год. Из Сковородино нефть доставляется железнодорожным транспортом. Каждый состав вмещает от 4,5 до 4,8 тысячи тонн нефти. В сутки в порту сливается нефть шести-семи железнодорожных составов. В мае АК «Транснефть» рассчитывает принимать в Козьмино восемь поездов с нефтью в сутки, а летом выйти по графику на девять поездов. В целом эстакада рассчитана на десять составов (в каждом 72 вагона). Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн[8].

В декабре 2009 г. из Козьмино был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. т финским трейдером IPP Oy. В январе партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе - марте 2010 г. объем перевалки нефти в порту составил около 3 млн т. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi - Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.

Морские поставки, минуя систему АК «Транснефть»

Часть нефти экспортируется из России через терминалы, не входящие в систему АК «Транснефть» - Де-Кастри (Хабаровский край), Карсаков (о.Сахалин), Санкт-Петербурский торговый порт, Архангельск и Белокаменка, Калининградский торговый порт и др. Прирост экспорта нефти в 2009 году осуществлялся, прежде всего, за счет дополнительного увеличения загрузки морских терминалов, не входящих в систему «Транснефти».

Де-Кастри - один из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспечивающий экспортные поставки нефти на рынок стран АТР. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта «Сахалин-1» (оператор - ExxonMobil), в котором российской компании «Роснефть» принадлежит 20%. Мощность терминала составляет около 12 млн т в год. Объем перевалки нефти через порт Де-Кастри в 2009 году составил 7,4 млн т. Поставки осуществляли танкеры-стотысячники, 77 раз заходившие в Де-Кастри [9].

Морской нефтеэкспортный терминал Корсаков поставляет нефть и сжиженный природный газ в рамках проекта «Сахалин-2». Компания Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») в 2009 году экспортировала около 5,4 млн т нефти, что на 4 млн т больше чем в 2008 году. Было отгружено около 59 партий нефти и 81 партия сжиженного природного газа (СПГ).

Архангельский нефтеналивной терминал и стационарное плавучее нефтехранилище Белокаменка на Северо-Западе России входят в структуру НК «Роснефть» и используются для экспорта части нефти, добываемой компанией в Тима-но-Печоре («Северная нефть»). Нефть поставляется по трубопроводам до железнодорожного нефтеналивного комплекса Приводино, где она перегружается в железнодорожные цистерны и транспортируется до Архангельского нефтеналивного терминала, откуда на танкерах-челноках перевозится до плавучего нефтеналивного хранилища-танкера Белокаменка, расположенного в одной из бухт незамерзающего Кольского залива. Из резервуаров нефтехранилища нефть поставляется на экспорт в страны Европы и США. Перевалочная мощность Белокаменки

составляет 12 млн т нефти в год. Последние годы экспорт нефти через систему Архангельск - Белокаменка составляет около 3,5 млн т.

Каспийский трубопроводный консорциум

В 2009 году КТК со своего морского терминала в Южной Озерейке под Новороссийском отгрузил на экспорт 34,6 млн т нефти, что на 9,9 % выше показателя предыдущего года, в том числе российской нефти - 4 млн т. На выносных причальных устройствах консорциума было загружено 319 танкеров. Всего с начала эксплуатации КТК (октябрь 2001 года) отгружено свыше 209 миллионов тонн (более 1,6 миллиарда баррелей) нефти.

В декабре 2009 года акционеры КТК утвердили план реализации проекта расширения, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 миллионов тонн нефти в год, что может быть полностью завершено в 2014 году.

Трубопроводные поставки

Экспортные трубопроводные поставки через систему АК «Транснефть» осуществляются по нефтепроводу «Дружба» в Европейском направлении и по системе ВСТО в Китай и к морскому экспортному терминалу Козьмино на Дальнем Востоке России (табл.9).

Нефтепровод ВСТО

В декабре 2009 года была пущена в эксплуатацию трубопроводная система ВСТО. Основная цель строительства ВСТО - транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами "Транснефти", что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Таблица 9

Структура трубопроводных поставок в дальнее зарубежье в 2009 году

Направление поставок млн т %

Всего 54,7 100,7

Нефтепровод ВСТО 1,5 0,7

Нефтепровод «Дружба» 53,2 100,0

Германия 19,1 7,8

Словакия 2,6 1,0

Чехия 4,9 2,0

Венгрия 6,4 2,6

Польша 20,3 8,2

в том числе в порт Гданьск 4,6 1,8

Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время ведется строительство нефтепровода «Пур-Пе - Самотлор», пла-

нируется сооружение нефтепровода «Заполярное - Пур-Пе», что позволит подключить к системе месторождения ЯНАО[10].

В декабре 2009 г. введен в эксплуатацию участок «Тайшет-Сковородино» протяженностью 2,7 тыс. км и мощностью 30 миллионов тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 миллионов тонн нефти в год. Начато строительство второй очереди ВСТО «Сковородино - Козьмино» и нефтепровода-отвода на Китай «Сковородино - Дацин».

В 2009 году нефтепроводные поставки по системе ВСТО, в первую очередь, в период эксплуатации в реверсном режиме (Талаканское, Верхнечонское -Тайшет - Ангарск) составили около 1,5 млн т. В перспективе планируется доведение мощности ВСТО до 80 млн т в год.

Нефтепровод «Дружба». Одним из направлений обеспечения энергетической безопасности России в части экспортных операций с углеводородами является снижение поставок через транзитные территории, прежде всего, по трубопроводам. За последние четыре года в период 2006-2009 годов экспорт нефти по нефтепроводу «Дружба» сократился с 73 до 53,2 млн т, прежде всего, объемы поставок в страны, реэкспортирующие российскую нефть. Наряду с российской нефтью по системе «Дружба» прокачивается сырье из стран Каспия.

Нефть по нефтепроводу «Дружба» поставляется в нескольких направлениях.

Южная ветка обеспечивает поставки нефти от Белоруссии (Мозырь) на Украину и далее в Венгрию (пункт сдачи Фенешлитке) и через нефтепровод «Ад-рия» в Словению (пункт сдачи Будковице) и далее в Чехию.

По северной ветке осуществляются поставки нефти в Польшу (пункт сдачи Адамова Застава), оттуда в польский порт Гданьск и в Восточную Германию (на НПЗ в Шведте и Лейне).

В 2009 году экспорт российской нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба» составил около 19,1 млн т. Немецкое направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Шведте, Лейне и транзитные поставки через порт Росток.

Поставки нефти из России в Польшу составляют около 20,3 млн т, в том числе в порт Гданьск - 4,6 млн т. Польское направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Плоцк и Гданьск.

В 2009 г. в Чехию из России было прокачено около 4,9 млн т нефти. Чешское направление предполагает поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литвинове, Кралупе и Пардубице. Ранее Чехия полностью зависела от поставок российской нефти, но в конце 1996 г. было завешено строительство нефтепровода, соединяющего Ингольштадт (Германия) и Кралупский НПЗ.

Экспорт нефти в Словакию в 2009 г. составил около 2,6 млн т. Словацкое направление предполагает прямые поставки нефти на крупнейший в Словакии нефтехимический комплекс компании Slovnaft в Братиславе [11].

В 2009 году экспорт нефти из России в Венгрию составил 6,4 млн т. Венгерское направление предполагает поставки на три нефтеперерабатывающих завода компании MOL (Дунайский НПЗ в Сазхаламбатте, Тиссайский НПЗ в Тиссай-вароше, Залайский НПЗ в Залаэгерсеге) и транзитные поставки в Словению, Сер-

бию и Швейцарию. Транзит составляет около 4,5 % от общего объема поставок на этом направлении.

Экспорт нефтепродуктов из России в 2009 году

Экспорт нефтепродуктов из России в 2009 году составил 120,6 млн т (табл. 10). С 2005 года наблюдается постепенное снижение темпов роста экспорта нефтепродуктов. Если в 2005 году экспорт нефтепродуктов вырос более чем на 17%, то в 2007-м - на 8,6%, а в 2009-м - на 5,2 %.

Таблица 10

Экспорт нефтепродуктов из России в 2000-2009 гг., млн т

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

62,6 63,3 75,5 77,7 82,4 96,5 102,3 110,9 115,4 120,6

Свыше 95% экспорта российских нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. За 2009 год объем экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье вырос на 7%, экспорт в страны СНГ сократился на 38,4 % (с 7,79 до 5,18 млн тонн).

На мазут приходится около 53 % (63,85 млн т) в общей структуре экспорта нефтепродуктов из России, дизельное топливо - 31,1 % (37,5 млн т), бензин -3,7 % (4,5 млн т) (табл. 11).

Таблица 11

Структура экспорта нефтепродуктов из России в 2009 году_

млн тонн %

Бензин 4,5 3,7%

Дизтопливо 37,46 31,1%

Мазут 63,85 53,0%

Другие нефтепродукты 14,77 12,2%

Всего 120,58 100%

Выводы

В структуре экспорта нефти и нефтепродуктов из России доминируют поставки сырой нефти, а в структуре экспорта нефтепродуктов - поставки мазута и дизельного топлива, предназначенных для дальнейшей переработки в странах реципиентах. В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы.

Для повышения эффективности внешнеэкономических операций в нефтяной промышленности целесообразна диверсификация экспорта нефти по способам, направлениям и маршрутам поставок - расширение мощности на балтийском направлении (Приморск - БТС; Усть-Луга - БТС-2), увеличение транзита на черноморском направлении (КТК-2), развитие тихоокеанского направления (ВСТО-2 - «Сковородино-Козьмино»; отвод на Китай «Сковородино-Дацин»; «Северный Сахалин - Комсомольск-на-Амуре»; «Северный Сахалин - Де Кастри» - «Саха-лин-1»; «Северный Сахалин - Корсаков» - «Сахалин-2».

Экспорт высококачественных нефтепродуктов конечного назначения (не для переработки) может быть организован в результате модернизации и строи-

тельства НПЗ, связанных с системой нефтепроводов АК «Транснефть», вблизи государственной границы и портов (Туапсе, Кириши, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Козьмино).

Литература

1. Коржубаев А.Г., Соколова И.А., Эдер Л.В. Нефтегазовый комплекс России: перспективы сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом. - Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН, 2009. - 116 с.

2. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. О концепции развития нефтегазового комплекса востока России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2010. -№ 1. С. 17-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Нефтяная промышленность России: итоги 2009 г. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2010. -№ 3. С. 17-23.

4. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Экспорт нефти из России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2010. -№ 4. С. 55-60.

5. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В., Соколова И.А Стратегические ориентиры развития нефтяной и газовой промышленности Сибири и возможности экспорта углеводородов из России на Тихоокеанский рынок // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2009. №4. С. 23-31.

6. Коржубаев А.Г. Газовый комплекс России: перспективы развития, возможности международной кооперации, или Необходимо ли создание газовой ОПЕК? // Бурение и нефть. - 2010. - № 9. С. 6-10

7. Коржубаев А.Г. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности Сибири и Дальнего Востока и прогноз экспорта нефти и газа из России на Тихоокеанский рынок // International magazine OILMARKET С. 50-58

8. Коржубаев А.Г., Соколова И.А. Эдер Л.В. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности Сибири и Дальнего Востока и прогноз экспорта нефти и газа из России на Тихоокеанский рынок // Бурение и нефть. - 2009. -№ 12. С3-8.

9. Коржубаев А.Г., Соколова И.А., Эдер Л.В. Нефтегазовый комплекс России: перспективы сотрудничества с АТР // Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. -2009. 122 с.

10. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Газовый рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегия России в вопросе поставок // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом - 2008. - № 1. - С. 38-50.

11. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Современное состояние и прогноз развития нефтяного рынка Азиатско-Тихоокеанского региона // Минеральные ресурсы. -2004. - № 1. - C. 82-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.