А.Г. Коржубаев, И.В. Филимонова, Л.В. Эдер
Евросоюз и Китай в глобальной борьбе за энергетические ресурсы
Аннотация. Анализ динамики владения и распределения энергетических ресурсов в треугольнике «Европа - Россия - Китай» проводится в условиях стагнации потребления энергии в Европе и его бурного роста в Китае. Исследуется стратегия Китая применительно к закупкам энергетических активов по всему миру на фоне стремления Европы ограничиться стратегией диверсификации географии энергетических источников. Обсуждается также требование к симметрии стратегии в допуске азиатских компаний к российским месторождениям нефти и газа и российских компаний к зарубежным месторождениям как один из инструментов усиления политической и социальной стабильности на российском Дальнем Востоке.
Abstract. Dynamics of possession and distribution of energy resources in the triangle «Europe - Russia - China» are analysed in the situation of nergy consumption stagnation in Europe and fast growth in China. Strategy of China is studied in the field of purchasing energy assets all over the world against background of aspiration of Europe to limit its strategy with geographic diversification of energy sources. The demand for symmetric strategy in the access of Asiatic companies to Russian territorial oil and gas deposits and at the same time of Russian companies to foreign deposits is also discussed as one of strengthening political and social stability in Russian Far East.
Ключевые слова: энергопотребление, инновации в экономике, стагнация энергопотребления, развитие нефтегазовой инфраструк-
туры Европы и Восточной Азии, диверсификация экспортной стратегии России.
Keywords: energy consumption, economics of innovations, stagnation of energy consumption, development of oil and gas infrastructure in Europe and East Asia, diversification of Russian energy export strategy.
Геополитическая ситуация. В условиях замедления развития экономики и стагнации энергетического спроса в Европейском союзе происходит постепенная переориентация части экспортных поставок российских энергоносителей с атлантического на тихоокеанское, прежде всего китайское, направление. Российская и китайская экономики - структурно взаимодополняемы, а огромные сырьевые ресурсы России территориально приближены к китайской границе. В последние годы именно на Китай были частично переключены потоки нефти с европейского рынка, поступающие из Западной Сибири, и направлена основная часть энергоносителей, экспортируемых из новых центров нефтегазового комплекса в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
Китай, обладая значительными инвестиционными ресурсами, скупает сырьевые активы по всему миру, где есть организационные возможности таких сделок. Цели такой политики: получение доступа к реальным активам, которые будут дорожать по сравнению с финансовыми активами, обеспечение сырьевой и энергетической безопасности собственной экономики, а также возможность создания плацдарма в стране пребывания для изучения политической обстановки и экономической конъюнктуры.
Долгосрочные интересы Российской Федерации, состоящие в создании экономики инновационного типа, интегрированной в мировое технологическое и экономическое пространство, определяют особую роль для будущего страны регионов Сибири, Дальнего Востока и прилегающих районов Арктики в силу их географического положения, наличия значительного природно-ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала.
В условиях возрастания геополитической и экономической роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мире России необходимо наращивать свое присутствие, экономический и политический вес
в этой части Евразийского континента. Здесь пересекаются интересы крупнейших мировых держав, и Россия не может далее терять население и экономический потенциал на Востоке, упуская возможности участия в дальнейшем переделе мировых рынков [Субботин. Гриницы.., 2008; Коржубаев, Филимонова, Эдер, 2009].
Глобальные тенденции. К настоящему времени доля Европы в численности населения мира сократилась до 9%, а в энергопотреблении - до 16%, продолжает сокращаться роль региона в глобальном ВВП, промышленном производстве, экспорте. Роль АТР в мире, напротив, продолжает возрастать. В регионе сконцентрирована значительная часть населения (57%) планеты и промышленного производства (40%), на регион приходится свыше трети (39%) мирового спроса на энергию и энергоносители (рис. 1).
Северная
Америка; Южная 449 млн чел.; Америка; 7% 436 млн чел.;
6%
Европа; 632 млн чел.; 9%
СНГ; 279 млн чел.
4%
Ближний Восток; 207 Африка; 972 млн чел.; 3% млн чел.; 14%
АТР; 3773 млн чел.; 57%
АТР; 4333 млн т н.э.; 39%
Африка; 3' млн т н.э.; Ближни 3% Восток; 707 млн т н.э.;
-6%
Северная Америка; 2620 млн т н.э.; 23%
Южная Америка; 576 млн т н.э.; 5%
СНГ; 963 млн т н.э.%
Европа; 1804' млн т н.э.
16%
Рис. 1.
Численность населения и потребление энергетических ресурсов в мире в 2010 г. по регионам
Источники: International Energy Annual 2011 // Energy Information Administration. Office of Energy Markets and End Use. - Wash., 2011; World Energy Outlook 2011 // International Energy Agency. - 2011; Statistical Review of World Energy // BP. -2011.
Наиболее населенные страны мира с высоким экономическим потенциалом - Китай, Индия, Индонезия и др., определяющие глобальную динамику энергопотребления, - находятся в АТР. При этом 34% глобального спроса на энергию и энергоносители приходится на восемь экономически наиболее развитых стран региона, а в десяти крупнейших по численности населения странах 188
АТР проживает 52% населения Земли (рис. 2, 3). В 2009 г. Китай (включая Гонконг и Макао) вышел на первое место в мире по потреблению энергетических ресурсов, обогнав США, а в 2010 г. уже только в континентальной части КНР (Zhongguo Dalu) объем энергопотребления превысил американский.
Потребление энергетических ресурсов в мире и в АТР в 2010 г. по странам-крупнейшим потребителям
Источники: International Energy Annual 2011 // Energy Information Administration. Office of Energy Markets and End Use. - Wash., 2011; World Energy Outlook 2011 // International Energy Agency. - 2011; Statistical Review of World Energy // BP. -2011.
В конце ХХ - начале XXI в. рост глобального спроса на энергетические ресурсы происходил именно за счет стран АТР (рис. 4, 5), где потребление нефти, угля, газа, электроэнергии происходило под воздействием экономических, демографических и технологических факторов [Коржубаев, 2010].
Рис. 3.
Численность населения в мире и в АТР в 2010 г. по крупнейшим странам
Источники: International Energy Annual 2011 // Energy Information Administration. Office of Energy Markets and End Use. - Wash., 2011; World Energy Outlook 2011 // International Energy Agency. - 2011; Statistical Review of World Energy // BP. -2011.
Экономика большинства стран региона развивается по индустриальной модели США и Европы, в том числе за счет перевода и создания новых производственных мощностей в промышленности и на транспорте, развития строительных технологий, модернизации сферы услуг. При этом уровень душевого энергопотребления в большинстве стран АТР (за исключением Японии, Кореи, Австралии и Новой Зеландии), несмотря на высокий удельный вес материального производства в структуре ВВП, пока в 5-10 раз ниже показателя развитых стран.
12000
ATP
10000
m ■ Африка
т
I
с; 8000
Ь Ближний
Восток
О.
6000 СНГ
I о О) s
о - ю о о. — о CZ 4000 ■ Европа
2000 ■ Южная Америка ■ Северная
0 Америка
1970 1974 1978 1982 1986 1990 1994 1998 2002 2006 2010
Рис. 4.
Потребление энергетических ресурсов в мире в 1970-2010 гг. по регионам
Источники: International Energy Annual 2011 // Energy Information Administration. Office of Energy Markets and End Use. - Wash., 2011; World Energy Outlook 2011 // International Energy Agency. - 2011; Statistical Review of World Energy // BP. -2011.
Для дальнейшего развития странам АТР требуются дополнительные сырьевые и энергетические, в первую очередь нефтегазовые, ресурсы, что обусловлено изменением технологической структуры экономики и энергообеспечения, ростом моторизации, усилением экологической нагрузки и повышением требования безопасности к энергетическим системам. Обострение борьбы за энергоносители - одна из важных реалий современного глобализирующегося мира [Субботин, 1980]. В этих условиях усиление роли России в качестве мирового энергетического лидера будет происходить именно за счет укрепления позиций на энергетических рынках АТР, прежде всего Китая, участия в развитии и эксплуатации объектов энергетической инфраструктуры в странах региона.
Рис. 5.
Потребление энергетических ресурсов в 1970-2010 гг. в регионах мира
Источники: International Energy Annual 2011 // Energy Information Administration. Office of Energy Markets and End Use. - Wash., 2011; World Energy Outlook 2011 // International Energy Agency. - 2011; Statistical Review of World Energy // BP. -2011.
Региональная структура экспорта нефти из России. Позиции Европы и Китая. В настоящее время на атлантический рынок, прежде всего в Европу, поставляется свыше 80% сырой нефти, экспортируемой из России (2010 г. - 83%, или 183 млн. т). На тихоокеанский рынок, в первую очередь на Китай, пока приходится менее 20% поставок (2010 г. - 17%, или 38 млн. т) (табл. 1).
Атлантический рынок нефти. Атлантический рынок нефти включает Европу, Восточное побережье Северной Америки, Ближний Восток и Африку (табл. 2). Более 93% всех поставок нефти в западном направлении приходятся на европейские страны (170,4 млн. т), в первую очередь в Нидерланды, Германию, Италию и Польшу. Относительно небольшие объемы поставляются в США 192
и Канаду - 6,2% (11,3 млн. т), а также на Ближний Восток, прежде всего в Израиль, и в Африку - 0,5% (1 млн. т).
Таблица 1
Поставки нефти из России на основные мировые рынки
в 2010 г.
Направление поставок Млн. т %
Атлантический рынок
Европа 170,4 77,2
Северная Америка, Атлантическое побережье 11,3 5,1
Ближний Восток и Африка 1,0 0,5
Всего 182,7 82,8
Тихоокеанский рынок
АТР 35,7 16,2
Северная Америка, Тихоокеанское побережье 2,3 1,0
Всего 38,0 17,2
ИТОГО 220,7 100,0
Источники: Таможенная статистика внешней торговли / / Федеральная таможенная служба России. - 2000-2011; International Energy Statistics // Energy Information Administration. Office of Energy Markets and End Use. - Wash., 2011; Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации // Инфо ТЭК. - № 1. - 2000-2011.
Европа - крупнейший традиционный рынок сбыта российской нефти. По способам и направлениям поставок европейский рынок можно разделить: на Северную, Южную и Восточную Европу [Эдер, 2007].
В настоящее время нефть из России на рынок Северо-Западной Европы поступает в объеме 93 млн. т. Экспорт осуществлялся через терминалы в Приморске, Варандее, Архангельске (Белокаменка). Крупнейшие нетто-импортеры этого региона - страны Западной Европы (Нидерланды, Германия, Франция, Бельгия), а также Скандинавские страны. Основная часть импорта в Западную Европу осуществляется через нефтяной терминал в Роттердаме (Нидерланды) - 55 млн. т, откуда нефть по системе нефтепроводов поступает в другие страны этого региона. Кроме того, около 20 млн. т (2010 г. - 18 млн. т) российской нефти в Восточную Германию по-
ступает транзитом через Белоруссию и Польшу по нефтепроводу «Дружба». Немецкое направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Шведте, Лейне и транзитные поставки через порт Росток.
Таблица 2
Поставки нефти из России на атлантический рынок в 2010 г., млн. т
Основной способ поставки Страна Млн. т %
Европа 170,4 93,3
Морские терминалы: Приморск, Варандей, Архангельск. Нефтепровод «Дружба» - поставки в Германию Северная Европа 93,0 50,9
Нидерланды 54,8 30,0
Германия 20,0 10,9
Прочие 18,2 9,9
Морские терминалы: порт Новороссийск, Туапсе, Южный Южная Европа 41,1 22,5
Италия 26,0 14,2
Прочие 15,1 8,3
Нефтепровод «Дружба» Восточная Европа 36,3 19,9
Польша 20,0 10,9
Прочие 16,3 8,9
Морские терминалы: Приморск, Варандей, Архангельск, Новороссийск Северная Америка 11,3 6,2
США 10,1 5,5
Канада 1,2 0,7
Морские терминалы: порт Новороссийск, Туапсе, Южный Ближний Восток и Африка 1,0 0,5
Израиль 0,7 0,4
Прочие 0,3 0,2
Всего 182,7 100,0
Источники: Таможенная статистика внешней торговли / / Федеральная таможенная служба России. - 2000-2011; Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации // Инфо ТЭК. - № 1. -2000-2011; Итоги производственной деятельности отраслей ТЭК России // ТЭК России. - № 1. - 2000-2011.
Экспорт нефти из России на рынок Южной Европы (Италия, Франция, Греция, Турция, Испания, Португалия, Сербия, Хорватия) составил в 2010 г. 41 млн. т. Крупнейшие нефтяные терминалы по импорту нефти на юге Европы - Генуя и Триест (Италии), а также - Марсель (Франция). По системе европейских нефтепрово-194
дов сырье поставляется также в Германию, Швейцарию, Австрию. В Хорватию и Сербию поставки ведутся по нефтепроводам «Дружба» и «Адрия».
К нефтяному рынку Восточной Европы относятся Словакия, Чехия, Венгрия, Польша, Болгария, Румыния. Поставки нефти осуществляются главным образом по нефтепроводу «Дружба», а в Румынию и Болгарию через черноморские порты Констанца и Бургас. Южная ветка обеспечивает поставки нефти от Белоруссии (Мозырь) на Украину и далее в Венгрию (пункт сдачи - Фенешлит-ке) и через нефтепровод «Адрия» в Словению (пункт сдачи - Буд-ковице) и далее в Чехию. По северной ветке осуществляются поставки нефти в Польшу (пункт сдачи Адамова Застава), оттуда в польский порт Гданьск и в Восточную Германию (на НПЗ в Шведте и Лейне).
Поставки нефти из России в Польшу составляют около 21 млн. т, в том числе в порт Гданьск - 6 млн. т. Польское направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Полоцк и Гданьск. В 2010 г. в Чехию из России было прокачано около 4,7 млн. т нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литвинове, Кралупе и Пардубице. Ранее Чехия полностью зависела от поставок российской нефти, но в конце 1996 г. было завершено строительство нефтепровода, соединяющего Ин-гольштадт (Германия) и Кралупский НПЗ. Экспорт нефти в Словакию на нефтехимический комплекс компании «Slovnaft» в Братиславе составляет около 2,5 млн. т. В 2010 г. экспорт нефти из России в Венгрию составил 6,4 млн. т. Венгерское направление предполагает поставки на три нефтеперерабатывающих завода компании MOL (в Сазхаламбатте, Тиссайвароше, Залаэгерсеге) и транзитные поставки в Словению, Сербию и Швейцарию.
Атлантическое побережье Северной Америки. Поставки нефти из России на Атлантическое побережье США в 2010 г. составили около 10 млн. т, главным образом в район Юго-Восточного побережья (порты Мексиканского залива). В юго-восточных штатах, прежде всего Техасе, расположен крупнейший транзитный узел для приема и распределения сырой нефти, здесь же сконцентрировано большое количество нефтеперерабатывающих заводов, а также хранилища стратегических резервов нефти. Небольшое количество нефти также экспортируется в Канаду (1,2 млн. т).
Таблица 3
Экспорт нефти из России на тихоокеанский рынок в 2010 г., млн. т
Способ поставки Страна Млн. т %
Ж/д. транспорт Всего 9,5 100
Китай 9,5 100
Всего 13,1 100
Де-Кастри (проект «Саха-лин-1»), Корсаков (проект «Сахалин-2») Южная Корея 5,5 42
Япония 5,2 40
Китай 2,0 16
Таиланд 0,3 2
Новая Зеландия 0,1 1
Всего 15,3 100
Южная Корея 4,3 28
Япония 4,6 30
Китай 1,2 8
США 2,3 15
Козьмино Таиланд 1,8 12
Филиппины 0,5 3
Сингапур 0,2 1
Индия 0,2 2
Тайвань 0,1 1
Гонконг 0,1 1
Всего 38,0 100
Южная Корея 9,8 26
Япония 9,8 26
Китай 12,8 34
США 2,3 6
Всего Таиланд 2,1 5
Филиппины 0,5 1
Сингапур 0,2 1
Индия 0,2 1
Тайвань 0,1 0
Гонконг 0,1 0
Новая Зеландия 0,1 0
Страны АТР 35,7 94
В т.ч. Тихоокеанское побережье США 2,3 6
Источники: Таможенная статистика внешней торговли / / Федеральная таможенная служба России. - 2000-2011; Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации // Инфо ТЭК. - № 1. -2000-2011; Итоги производственной деятельности отраслей ТЭК России // ТЭК России. - № 1. - 2000-2011.
Тихоокеанский рынок нефти. На тихоокеанском направлении поставки нефти из России ведутся в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на Тихоокеанское побережье США (табл. 3). В 2010 г. поставки нефти из России в страны АТР составили около 35,7 млн. т, на западное побережье США - 2,3 млн. т. Крупнейшие импортеры нефти из России на тихоокеанском рынке -Китай (12,8 млн. т), Южная Корея и Япония по 9,8 млн. т, США (2,3 млн. т), Таиланд (2,1 млн. т). Кроме того, относительно небольшие объемы нефти (до 500 тыс. т) экспортируются на Филиппины, в Сингапур, Индию, Тайвань (кит.), Гонконг (кит.), Новую Зеландию [Коржубаев, Филимонова, Эдер, 2010].
В настоящее время основные маршруты поставок нефти на тихоокеанский рынок предполагают комбинированные способы с поставкой по нефтепроводам, железной дороге, перевалкой в морских портах Дальнего Востока:
- транспортировка комбинированным способом по нефтепроводу ВСТО до Сковородино и далее по железной дороге до терминала Козьмино - 15,3 млн. т;
- поставки по нефтепроводам до портов Де-Кастри (проект «Сахалин-1») и Корсаков (проект «Сахалин-2») - 13,1 млн. т;
- поставки по железной дороге в Китай - 9,5 млн. т;
- прокачка нефти по нефтепроводам ВСТО (до Сковородино) и «Россия - Китай» (Сковородино - Дацин) - 0,5 млн. т (в 2010 г. -технологическая нефть), 15 млн. т в год начиная с 2011 г.
Козьмино. В 2010 г. экспорт нефти через спецморнефтепорт Козьмино составил 15,3 млн. т. С декабря 2009 г. (начало поставок) они выросли с 0,1 млн. т в месяц до 1,2-1,5 млн. т, что соответствует предельной пропускной способности порта. Учитывая рост добычи нефти в Восточной Сибири, а также выгодные тарифы на транспортировку, установленные «Транснефтью», ожидается рост популярности этого направления, что потребует расширения порта.
Рост спроса на нефть сорта ВСТО (ESPO), превосходящую по качеству основные марки ближневосточных нефтей, доминирующих на тихоокеанском рынке, вызывает увеличение ее стоимости. Так, если первая партия ESPO (в декабре 2009 г.) была продана с дисконтом 0,5 долл. за баррель к сорту Dubai (эталонный), то летом цены на российский сорт сравнялись с эталонными, а один из по-
следних контрактов (на январь 2011 г.) был заключен уже с премией 2,18 долл. к сорту Dubai.
Около трети всех объемов нефти с Козьмино было экспортировано в Японию, в Республику Корея - 28%, в США - 15, Таиланд -12, Китай - 8, объем поставок в прочие страны не превышает 3%. Китай, на долю которого в 2011 г. будет приходиться свыше половины всех поставок нефти из России на тихоокеанский рынок (в связи с вводом ответвления от ВСТО мощностью 15 млн. т), в этом году намеренно не стал участвовать в значительных покупках в Козьмино, чтобы не разогревать спрос и цены [Коржубаев, Филимонова, Эдер, 2009].
Нефтепровод «Россия-Китай». Строительство нефтепровода «Россия - Китай» по маршруту Сковородино - Дацин мощностью 15 млн. т в год было закончено в сентябре 2010 г., технологическое заполнение трубопровода нефтью началось 1 ноября. В ноябре по нефтепроводу на КНР было прокачано 200 тыс. т, в декабре -300 тыс. т. С 2011 г. ведутся коммерческие поставки. Согласно двустороннему соглашению, российская сторона будет поставлять в Китай по 15 млн. т нефти в год в течение 20 лет, с 2011 по 2030 г. [Коржубаев, 2008].
Поставки в Китай по железной дороге. В 2010 г. в Китай по железной дороге было поставлено около 9,5 млн. т нефти. Однако в 2011 г. после ввода в эксплуатацию китайского участка нефтепровода ВСТО поставки по железной дороге были значительно сокращены.
Сахалинские проекты. В рамках проектов «Сахалин-1» и «Са-халин-2» в 2010 г. на тихоокеанский рынок было экспортировано 13,1 млн. т. Нефть поставлялась преимущественно в Южную Корею (42%) и Японию (40), а также в Китай (16%). В существенно меньшем объеме экспорт осуществлялся в Таиланд и Новую Зеландию.
Интересы России на международных энергетических рынках. Исходя из устойчивых геополитических и экономических интересов страны, региональных процессов в мировой экономике, тенденций в международной системе энергообеспечения, Российское государство и нефтегазовые компании заинтересованы в:
- диверсификации экспортных поставок за счет переориентации части потоков нефти с «перегретого» в основном стагни-
рующего европейского рынка на динамичные емкие азиатско-тихоокеанские рынки (прежде всего Китай, Корею, Японию, Индию);
- обеспечении прямого (минуя транзитные страны) выхода на традиционные и новые рынки сбыта нефти, нефтепродуктов и газа;
- получении долгосрочных гарантий по закупкам нефти, нефтепродуктов и газа по обоснованно высоким ценам;
- участии в управлении (совместной эксплуатации) транзитной, транспортной и распределительной инфраструктурой нефти, нефтепродуктов и газа на территории стран-импортеров;
- участии в прибылях от реализации нефти, нефтепродуктов и газа на территории стран-импортеров;
- привлечении инвестиций и технологий в проведение геологоразведочных работ и добычу УВ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, прежде всего шельфе морей Тихого и Северного Ледовитого океанов;
- привлечении инвестиций и технологий в создание производств по глубокой переработке УВ и нефтегазохимии.
Долгосрочные приоритеты экспортной политики в нефтяной сфере. В настоящее время атлантический рынок - основное направление экспорта нефти и нефтепродуктов из России, поставки на котором достигли уровня технологического насыщения и в последние годы не увеличиваются. Спрос на нефть в Европе, на которую приходится около 80% экспорта российской нефти, продолжает стагнировать, а в ряде стран - Германия, Великобритания, Италия, Франция, Нидерланды, Бельгия и др. - снижается. На рынке Южной Европы наиболее высока конкуренция со стороны поставщиков из Ближнего Востока и Северной Африки, а на Атлантическом побережье США - со стороны Канады, Западной Африки и Южной Америки. Перспективы России на атлантическом рынке будут в основном связаны с дальнейшим снижением добычи в Северном море, что позволит увеличить поставки в Северную и Западную Европу, прежде всего через Роттердам. Кроме того, необходимо поддержание прямых нефтепроводных поставок на НПЗ Польши, Германии, Белоруссии, Чехии, Словакии, Венгрии, а также комбинированных поставок на заводы, контролируемые российскими компаниями, на Украине, в Румынии, Болгарии, Сербии.
В условиях диверсификации экспортных маршрутов и формирования новых центров НГК в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в последние годы происходит увеличение поставок нефти и нефтепродуктов на тихоокеанский рынок - крупнейший и самый динамично развивающийся рынок энергоносителей в мире, включая страны АТР и Тихоокеанское побережье Американского континента. Добыча нефти в регионе имеет тенденцию к сокращению, а потребление и импорт из других регионов быстро возрастает. Основные конкуренты России на Тихоокеанском рынке -страны Ближнего Востока, расстояния поставок из которых в среднем в 2-5 раз превышают протяженность маршрутов из Западной и Восточной Сибири и связаны с дополнительными транспортными рисками (включая прохождение через Аденский и Оманский заливы, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и Малаккский проливы). Основные покупатели российской нефти и нефтепродуктов на тихоокеанском направлении - Китай, Корея, Япония, США, Таиланд, Сингапур. В ближайшие десятилетия самым перспективным рынком будет оставаться Китай, одновременно может быть значительно расширен экспорт в Корею и США, а также на Филиппины, Таиланд и Вьетнам, организованы поставки в Индонезию [Добре-цов, 2007; Коржубаев, Соколова, Эдер, 2009].
Для повышения эффективности внешнеэкономических операций в нефтяной промышленности целесообразна дальнейшая диверсификация экспорта нефти по способам, направлениям и маршрутам поставок. Необходимо повышение гибкости атлантического направления экспорта, что предполагает расширение пропускной способности транспортных систем на Балтике (БТС-2) и увеличение транзита через российские порты на Черном море (КТК-2). Приоритетом должно стать развитие тихоокеанского направления, в первую очередь завершение строительства второй очереди ВСТО и расширение пропускной способности системы; увеличение мощности нефтепровода «Россия-Китай». В дальнейшем по мере освоения ресурсного потенциала шельфа Охотского моря и Западно-Камчатского шельфа Тихого океана потребуется расширение транспортных систем «Северный Сахалин - Комсомольск-на-Амуре»; «Северный Сахалин - Де-Кастри»; «Северный Сахалин - Корсаков», строительство нефтеналивного терминала на Камчатке. Экспорт высококачественных нефтепродуктов конечно-200
го назначения может быть организован в результате модернизации и строительства НПЗ, связанных с системой нефтепроводов АК «Транснефть», вблизи государственной границы и портов (Туапсе, Кириши, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, бухта Елизарова).
Основные принципы сотрудничества с АТР. Россия и страны АТР, прежде всего Китай, имеют значительные перспективы сотрудничества в энергетической, главным образом в нефтегазовой, сфере. Важно, чтобы при развитии энергетической кооперации были обеспечены условия социально-экономического развития российских ресурсных и транзитных территорий, реализованы экономические и геополитические интересы России [Субботин, Динамика.., 2008].
При расширении сотрудничества с партнерами в АТР следует учитывать особенности азиатского менталитета. Любая односторонняя уступка в Азии рассматривается не как решение проблемы, а как проявление слабости, за которым последует требование новой уступки.
В Китае, Японии, Корее и вообще в Азии в переговорном процессе особое внимание уделяется симметричности позиций, поэтому в случае принятия новых решений о допуске азиатских партнеров к активам по добыче и транспортировке углеводородов на территории России необходимо предусмотреть участие российских компаний в проектах разведки, добычи, транспорта, подземного хранения, переработки и сбыта конечным потребителям на территории стран АТР.
С учетом масштабов экономики, численности населения и близости территории главным партнером в энергетической кооперации России с АТР будет Китай, в этих условиях, развивая сотрудничество на китайском направлении, для исключения возможности формирования ситуации монопсонии следует максимально диверсифицировать инфраструктуру энергетических потоков и структуру привлечения инвестиций и технологий. Это предполагает расширение деловых связей как с Китаем, так и с другими странами АТР, в первую очередь с Японией, Северной и Южной Кореей, Индией, Вьетнамом, Индонезией, Малайзией, Таиландом, Сингапуром, крупнейшими странами Северной Америки - США и Канадой, и, несомненно, поддержание и укрепле-
ние сотрудничества со странами Европы, где экономические позиции России пока остаются наиболее надежными [Коржубаев, Соколова, Эдер, 2009].
Литература
Добрецов Н.Л., Конторович А.Л., Молодин В.И., Борисенко А.С., Коржубаев А.Г. Восточные приоритеты газовой стратегии России // Проблемы Дальнего Востока. - 2007. - № 2. - С. 44-53.
Коржубаев А.Г., Соколова Л.В., Эдер Л.В. Нефтегазовый комплекс России: Перспективы сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом. -Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН, 2009. - 116 с.
Коржубаев А.Г. О стратегии взаимодействия России со странами АТР в нефтегазовой сфере // Проблемы Дальнего Востока. - 2010. - № 2. -С. 64-78.
Коржубаев А.Г. Россия-Китай: Переговорная позиция // Нефтегазовая вертикаль. - 2008. - № 1. - С. 55-61.
Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. Стратегия комплексного освоения ресурсов и запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2009. - № 1. -С. 18-29.
Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. Движение на Восток продолжается // Нефть России. - 2010. - № 2. - С. 21-30.
Субботин А.К. Границы рынка глобальных компаний. - М.: УРСС, 2008. - 328 с.
Субботин А.К. Динамика структуры энергетической безопасности и механизм ее обеспечения в отношениях Европейского союза и России // Актуальные проблемы Европы / РАН. ИНИОН. - 2008. - № 2. - С. 30-53.
Субботин А.К. Мировые экономические проблемы: Перспективы решения. - М.: Международные отношения, 1980. - 240 с.
Эдер Л.В. Европейский рынок нефти. Стратегии России / Институт нефтегазовой геологии и геофизики. - Новосибирск : ГЕО, 2007. - 126 с.