Научная статья на тему 'Особенности региональной структуры экспорта нефти и нефтепродуктов из России: Тихоокеанское направление'

Особенности региональной структуры экспорта нефти и нефтепродуктов из России: Тихоокеанское направление Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
826
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ НЕФТИ / ЭКСПОРТ НЕФТЕПРОДУКТОВ / РЫНОК ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА / OIL EXPORTS / EXPORTS OF PETROLEUM PRODUCTS / THE MARKET FOR THE PACIFIC REGION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эдер Леонтий Викторович

Рассмотрена роль тихоокеанского направления экспорта российской нефти и нефтепродуктов, обозначены основные способы транспортировки, а также главные страны и компании-импортеры российской нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Эдер Леонтий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE REGIONAL STRUCTURE OF EXPORTS OF OIL AND PETROLEUM PRODUCTS FROM RUSSIA: PACIFIC AREA

The role of Pacific destinations of exports of Russian oil and petroleum products, identified the major modes of transportation and the major countries and companies-importers of Russian oil.

Текст научной работы на тему «Особенности региональной структуры экспорта нефти и нефтепродуктов из России: Тихоокеанское направление»

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭКСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ РОССИИ: ТИХООКЕАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Леонтий Викторович Эдер

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, г. Новосибирск, проспект Академика Лаврентьева 17, кандидат экономических наук, доцент, тел. (383)333-28-14, e-mail: EderLV@yandex.ru

Рассмотрена роль тихоокеанского направления экспорта российской нефти и нефтепродуктов, обозначены основные способы транспортировки, а также главные страны и компании-импортеры российской нефти.

Ключевые слова: экспорт нефти, экспорт нефтепродуктов, рынок Тихоокеанского региона.

FEATURES OF THE REGIONAL STRUCTURE OF EXPORTS OF OIL AND PETROLEUM PRODUCTS FROM RUSSIA: PACIFIC AREA

Leonti V Eder

Institute of Economics and Industrial Engineering of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science (SB RAS), 17, Ac. Lavrentieva ave., Novosibirsk, 630090, Ph.D. in Economics, professor, tel. (383)333-28-14, e-mail: EderLV@yandex.ru

The role of Pacific destinations of exports of Russian oil and petroleum products, identified the major modes of transportation and the major countries and companies-importers of Russian oil.

Key words: Oil exports, exports of petroleum products, the market for the Pacific region.

Нефть. На тихоокеанском направлении поставки нефти из России ведутся в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на Тихоокеанское побережье США (табл. 1). В 2010 г. поставки нефти из России в страны АТР составили около 35,7 млн т, на Западное побережье США - 2,3 млн т. Крупнейшие импортеры нефти из России на Тихоокеанском рынке - Китай (12,8 млн т), Южная Корея и Япония (по 9,8 млн т), США (2,3 млн т), Таиланд (2,1 млн т). Кроме того, относительно небольшие объемы нефти (до 500 тыс. т) экспортируются на Филиппины, в Сингапур, Индию, Тайвань, Гонконг, Новую Зеландию.

В настоящее время основные способы поставок нефти на Тихоокеанский рынок - комбинированные с транспортировкой по нефтепроводам, железной дороге, морем с перевалкой в морских портах Дальнего Востока:

- Транспортировка комбинированным способом по нефтепроводу ВСТО до Сковородино и далее по железной дороге до терминала Козьмино - 15,3 млн т;

- Поставки по нефтепроводам до портов Де-Кастри (проект «Сахалин-1» и Корсаков (проект «Сахалин-2») - 13,1 млн т;

- Поставки по железной дороге в Китай - 9,5 млн т;

- Прокачка нефти по нефтепроводам ВСТО (до Сковородино) и «Россия-Китай» (Сковородино-Дацин) - 0,5 млн т в 2010 г. (технологическая нефть), 15 млн т в год, начиная с 2011 г.

Таблица 1. Экспорт нефти из России на Тихоокеанский рынок в 2010 г.

Способ поставки Страна Млн т %

Железнодорожный транспорт Всего 9,5 100

Китай 9,5 100

Морской транспорт через порты Де-Кастри (проект «Сахалин-1»), Корсаков (проект «Сахалин-2») Всего 13,1 100

Южная Корея 5,5 42

Япония 5,2 40

Китай 2,0 16

Таиланд 0,3 2

Новая Зеландия 0,1 1

Морской транспорт через порт Козьмино Всего 15,3 100

Южная Корея 4,3 28

Япония 4,6 30

Китай 1,2 8

США 2,3 15

Таиланд 1,8 12

Филиппины 0,5 3

Сингапур 0,2 1

Индия 0,2 1

Тайвань 0,1 1

Гонконг 0,1 1

Всего Всего 38,0 100

Южная Корея 9,8 26

Япония 9,8 26

Китай 12,8 34

США 2,3 6

Таиланд 2,1 5

Филиппины 0,5 1

Сингапур 0,2 1

Индия 0,2 1

Тайвань 0,1 0

Гонконг 0,1 0

Новая Зеландия 0,1 0

В том числе Страны АТР 35,7 94

Тихоокеанское побережье США 2,3 6

Источники: Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба России. - 2000-2011 гг.; Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации // Инфо ТЭК. - № 1. - 2000-2011 гг.; Итоги производственной деятельности отраслей ТЭК России // ТЭК России. - № 1. - 2000-2011 гг.

Козьмино. В 2010 г. экспорт нефти через спецморнефтепорт Козьмино составил 15,3 млн т. С декабря 2009 г. (начало поставок) они выросли с 0,1 млн т в месяц до 1,2-1,5 млн т, что соответствует предельной пропускной способности

порта. Учитывая рост добычи нефти в Восточной Сибири, а также выгодные тарифы на транспортировку, установленные «Транснефтью», ожидается рост популярности этого направления, что потребует расширения порта.

Рост спроса на нефть сорта ВСТО (ESPO), превосходящую по качеству основные марки ближневосточных нефтей, доминирующих на тихоокеанском рынке, вызывает увеличение ее стоимости. Так, если первая партия ESPO (в декабре 2009 г.) была продана с дисконтом 0,5 долл. за баррель к сорту Dubai (эталонный), то летом цены на российский сорт сравнялись с эталонными, а один из последних контрактов (на январь 2011 г.) был заключен уже с премией 2,18 долл. к сорту Dubai.

Около трети всех объемов нефти из Козьмино было экспортировано в Японию и Республику Корею - 28%, в США - 15%, Таиланд - 12%, Китай -8%, объем поставок в прочие страны не превышает 3%. Китай, на долю которого в 2011 г. будет приходиться свыше половины всех поставок нефти из России на тихоокеанский рынок (в связи с вводом ответвления от ВСТО мощностью 15 млн т), в 2010 г. намеренно не стал участвовать в значительных покупках в Козьмино, чтобы не разогревать спрос и цены.

В течение года постоянно расширялся список покупателей-нефтетрейдеров сорта ESPO, крупнейшим из которых выступает зарегистрированная в Нидерландах компания Gunvor (табл. 2).

Таблица 2. Трейдеры, выкупившие нефть в порту Козьмино

Трейдеры Млн т %

Gunvor, WarlyInternational, IPP 5,2 34

Mitsubishi 2,1 14

Crudex 2,1 14

Vitol 1,5 10

Mitsui 1,1 7

Glencore 1,1 7

Прочие (Trafigura, Itochu, Talmay, Sempra, Unipec, SK Energy, GS Caltex) 2,1 14

Всего 15,3 100

Источник: Информационный бюллетень агентства Platts. - 2011 г.

Конечные потребители нефти в АТР - компании, располагающие нефтеперерабатывающими мощностями в странах региона, - Nippon, SK Energy, Sinopec, CNPC, BP, Shell, Shevron, Total, Petronas, Petro-Vietnam. Закупки нефти для поставок в США в порту Козьмино, а также на Сахалине осуществляли TesoroCorp., а также ExxonMobil, имеющие НПЗ на Западном побережье США. Поставки нефти осуществлялись в штаты Вашингтон и Калифорния, которые обеспечиваются кроме собственной добычи, поставками нефти с Аляски.

Нефтепровод «Россия-Китай». Строительство нефтепровода «Россия-Китай» по маршруту Сковородино-Дацин мощностью 15 млн т в год было закончено в сентябре 2010 г., технологическое заполнение трубопровода нефтью началось 1 ноября. В ноябре по нефтепроводу на КНР было прокачано 200 тыс. т, в декабре - 300 тыс. т. С 2011 г. ведутся коммерческие поставки. Согласно двустороннему соглашению российская сторона будет поставлять в Китай по 15 млн т нефти в год в течение 20 лет, с 2011 по 2030 год.

Поставки в Китай по железной дороге. В 2010 г. в Китай по железной дороге было поставлено около 9,5 млн т нефти. Однако в 2011 г., после ввода в эксплуатацию китайского участка нефтепровода ВСТО, поставки по железной дороге были значительно сокращены.

Сахалинские проекты. В рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в 2010 г. на тихоокеанский рынок было экспортировано 13,1 млн т нефти. Нефть поставлялась преимущественно в Южную Корею (42%) и Японию (40%), а также в Китай (16%). В существенно меньшем объеме экспорт осуществлялся в Таиланд и Новую Зеландию.

Нефтепродукты. На Тихоокеанском направлении поставки нефтепродуктов ведутся в основном в страны АТР (10,8 млн т) и в небольших объемах - на Западное побережье США (1 млн т). Основная часть поставок ведется морским транспортом (10,8 млн т) с сибирских (Омского, Ачинского и Ангарского) и дальневосточных НПЗ (Комсомольского и Хабаровского) (табл. 3).

Более половины всех продуктов переработки нефти на Тихоокеанский рынок экспортируется через порт Находка (5,7 млн т) с терминала, принадлежащего компании «Роснефть», которая контролирует три из пяти НПЗ на востоке страны (табл. 4). Значительные объемы экспортируются через порты Ванино - 2,3 млн т («Трансбункер») и Владивостокский нефтеналивной терминал (около 1 млн т), принадлежащий компании «Альянс», контролирующей Хабаровский НПЗ. Кроме того, во Владивостоке функционирует нефтепродуктовый терминал «Владпортбункер». Небольшие терминалы по экспорту нефтепродуктов расположены также в Славянке (нефтеналивной терминал «Востокбункер») и в Советской Гавани.

Способ и структура поставок Тыс. т %

Морской транспорт 10793 91,3

Бензин 1958 16,6

Дизельное топливо 3337 28,2

Мазут 5498 46,5

Железная дорога 1023 8,7

Бензин 271 2,3

Дизельное топливо 558 4,7

Мазут 7 0,1

Прочие (масла, смазки, авиакеросин и др.) 187 1,6

Всего 11816 100,0

Бензин 2229 18,9

Дизельное топливо 3895 33,0

Мазут 5505 46,6

Прочие (масла, смазки, авиакеросин и др.) 187 1,6

Источники: Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба России - 2000-2011 гг.; Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации // Инфо ТЭК. - № 1. - 2000-2011 гг.; Итоги производственной деятельности отраслей ТЭК России // ТЭК России. - № 1. - 2000-2011 гг.

По железной дороге нефтепродукты в относительно незначительном количестве поставляются из России в Монголию и Китай (около 1 млн т) через пограничные переходы на железнодорожных станциях Наушки и Забайкальск.

В структуре экспорта нефтепродуктов на тихоокеанский рынок, как и на атлантическом направлении, доминируют мазут и дизельное топливо, вместе с тем здесь относительно высока доля автомобильного и прямогонного бензинов (18%).

рынок

Название порта Станция Терминал Регион Собственник Проду кт Тыс. т %

Находкинский нефтеналивной морской торговый порт Крабовая Находка Приморс кий край «Роснефть» Бензин 976 9

ДТ 2204 20

Мазут 2507 23

Всего 5687 53

Порт Ванино Ванино Транс- бункер Хабаровс кий край «Трансбункер» Бензин 633 6

Мазут 1727 16

Всего 2360 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Владивостокск ий нефтеналивной терминал Владивосто к Альянс Приморс кий край ГК «Альянс» Бензин 349 3

ДТ 30 0

Мазут 708 7

Всего 1087 10

Нефтеналивной терминал «Востокбункер » Блюхер Восток- бункер Славянка, Приморс кий край «Восток-бункер» ДТ 790 7

Мазут 162 2

Всего 952 9

ШШ «Влад-портбункер» Владивосто к Порт- нефтесер вис Приморс кий край НИИ «Владпортбункер» ДТ 204 2

Мазут 302 3

Всего 506 5

Порт Советская Гавань Советская Гавань Гавань бункер Хабаровс кий край «Совгавань-порт» ДТ 109 1

Мазут 92 1

Всего 201 2

Итого Бензин 1958 18

ДТ 3337 31

Мазут 5498 51

Всего 10793 100

Источники: Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба России. - 2000-2011 гг.; Сводные показатели производства энергоресурсов в Российской Федерации // Инфо ТЭК. - № 1. - 2000-2011 гг.; Итоги производственной деятельности отраслей ТЭК России // ТЭК России. - № 1. - 2000-2011 гг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Современное состояние и прогноз развития нефтяного рынка Азиатско-Тихоокеанского региона // Минеральные ресурсы. - 2004. - № 1. - С. 82-99.

2. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. О реальных перспективах комплексного освоения ресурсов нефти и газа Востока России // Нефтегазовая вертикаль. -2010. - № 20. - С. 31-37.

3. Коржубаев А.Г. Прогноз развития нефтяной и газовой промышленности России и перспективы формирования новых направлений экспорта энергоносителей // Проблемы Дальнего Востока. - 2006. - № 5. - С. 49-58.

4. Коржубаев А.Г. Методика прогноза энергопотребления на основе ковариационного анализа // Анализ и прогнозирование экономических процессов / под ред. В.Н. Павлова, Л.К. Казанцевой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. С. 105-144.

5. Гафаров Н.А., Калитюк С.А., Глаголев А.И., Моисеев А.В. Глобальный газовый бизнес в XXI веке: новые тенденции, сценарии, технологии. М.: «Газпром экспо», 2011. -318 с.

© Л.В. Эдер, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.