Научная статья на тему 'Формирование стратегии устойчивого социально-экономического развития региона'

Формирование стратегии устойчивого социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии устойчивого социально-экономического развития региона»

АДИГЮЗЕЛОВА Н.Ю.

Формирование стратегии устойчивого социально-экономического развития региона

Современная экономическая ситуация, сложившаяся в России, требует разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития. Ни одна территория не может успешно развиваться только за счёт социально-экономической стратегии, осуществляемой в общегосударственном масштабе. Поскольку Дагестан является неотъемлемой частью Российской Федерации, то вопросы рыночных преобразований должны решаться в рамках общероссийской экономической политики. Социальноэкономические преобразования в республике должны базироваться на общероссийских подходах, но в то же время учитывать свою специфику развития, социальные и национальные приоритеты Дагестана. Все это определяет необходимость наряду с федеральной программой выработать свою специфическую программу социально-экономического развития региона. Это позволит в полной мере реализовать ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед населением соответствующих регионов; учитывать на местах особенности социально-экономического развития, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе; скоординировать усилия государственных органов и чётко распределить их функции. Программа социальноэкономического развития Дагестана должна быть направлена на устранение в республике диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных отраслей и территорий региона, ориентирована на повышение уровня и качества жизни населения, снижение бедности.

Сегодня Дагестан как республика с длительной социальной депрессией не может за счет собственных средств преодолеть сложившееся отставание. Необходим поиск выхода из сложной ситуации, так как длительное пребывание в таком состоянии может еще в большей степени усилить социальную напряженность и вызвать социальные конфликты и еще более осложнить обстановку в этом регионе, имеющем исключительное значение для национальной безопасности России.

В самом общем виде стратегия устойчивого регионального развития заключается в максимальном использовании благоприятного воздействия территориальных факторов регионов (социально-экономических, природно-ресурсных, экологических, природно-географических) на социальноэкономическое развитие России. Стратегию устойчивого социальноэкономического развития можно представить как комплекс решений, планов, мероприятий и действий, способствующих формированию наиболее благоприятных социально-экономических, политических, организацион-

но-правовых условий для повышения её эффективности, отвечающих требованиям роста экономики и структурной перестройки [1].

Разработка и реализация стратегии в зависимости от глубины исследования проблем устойчивого развития могут осуществляться на следующих уровнях:

- общероссийском - предусматриваются обеспечение оптимальной специализации регионов в интересах национальной экономики, сохранение экономической целостности страны, сглаживание противоречий между Центром и регионами и между группами регионов;

- межрегиональном - выделяются приоритетные проблемы территориального развития и определяются возможные последствия для различных групп субъектов Федерации при выбранных вариантах решения межрегиональных проблем, а также наиболее целесообразные коллективные действия, направленные либо на снижение потерь в результате воздействия процессов природного характера (например, подъема уровня Каспийского моря), либо на получение дополнительного эффекта;

- региональном - разрабатываются меры по стабилизации социальноэкономического положения и усилению комплексного развития хозяйства регионов на базе рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов и предпосылок, создания полюсов роста и формирования собственной дееспособной экономической базы;

- внутрирегиональном - важнейшим направлением является обеспечение финансово-экономической базы городов и муниципальных образований, достаточной для поддержания и развития социальной инфраструктуры и бюджетного финансирования сферы обслуживания и неработающего населения [2].

Основной целью разработки стратегии устойчивого развития региона является формирование научно обоснованной политики повышения уровня жизни населения, достижение республикой такого экономического режима, который позволил бы адекватно использовать её внутренний потенциал для преодоления отставания в развитии, создании современных производств, а также создания в республике самообеспечивающей экономической системы, которая смогла бы успешно функционировать в едином экономическом пространстве.

Работу по формированию стратегии устойчивого развития региона, на наш взгляд, необходимо провести в пять этапов:

- на первом этапе предполагается осуществить стратегический анализ исходного состояния региона. Необходимо выявить проблемы, конкурентные преимущества Республики Дагестан. С этой целью необходимо проанализировать комплексные индикаторы, характеризующие уровень жизни населения республики, оценку накопленного потенциала на терри-

тории региона (человеческого, промышленного, инновационного, финансового) и т. п.;

- на втором этапе необходимо сформировать и обосновать стратегические сценарии развития Республики Дагестан с учётом макроэкономических прогнозов, возможностей формирования инновационной экономики, тенденций развития отраслевых рынков и т.д.;

- на третьем этапе необходимо осуществить выбор базового сценария развития. Результатом данного этапа должно стать формирование проекта базового сценария развития, основанного на сравнительном анализе альтернативных сценариев с применением экономикоматематического инструментария. Предполагается использование различных моделей, позволяющих рассчитывать наборы важнейших индикаторов развития Республики Дагестан. Будут получены оценки приоритетности развития отдельных секторов экономики, социальной сферы с учётом возможных ресурсов, структурных изменений в экономике республики;

- на четвёртом этапе будут сформулированы общие представления о будущем развитии республики в контексте стратегических направлений социально-экономического развития России и Южного федерального округа, предложены основные направления повышения уровня жизни населения региона;

- на пятом этапе необходимо подготовить предложения по реализации стратегии устойчивого развития региона и мониторингу её результатов.

Реализация стратегии осуществляется через экономическую политику, предусматривающую систему мероприятий, осуществляемых региональными структурами в интересах достижения выбранных стратегических направлений экономического и социального развития. При разработке стратегии необходимо прежде всего определить наиболее вероятные пути развития, отвечающие региональным интересам и возможностям. Так, для разработки современной стратегии следует сначала определить пути выхода из кризисного состояния и укрепления регулирующих основ рыночной экономики с тем, чтобы приостановить спад производства, инвестиционной деятельности, обнищание населения и т.д. В частности, необходимо предусмотреть:

- систему мероприятий, противодействующих тенденции спада производства, стимулирующую концентрацию финансовых, инвестиционных и интеллектуальных ресурсов региона на тех участках производства материальных благ и услуг, которые в наибольшей степени пострадали от спада;

- недопущение бюджетного дефицита региона при условии действующих субсидий и дотаций для осуществления экономических и социальных программ федерального и межрегионального значения, а также

для осуществления внутрирегиональных программ по ликвидации резких диспропорций и созданию недостающих звеньев для комплексного развития региональной экономики;

- сдерживание роста безработицы, смягчение ее последствий и создание системы переквалификации кадров и их трудоустройства;

- преодоление тенденций затухания инвестиционной деятельности и рост масштабов капиталовложений на модернизацию производственного аппарата, а также на решение жилищной и других социальных проблем.

В создании предпосылок, обеспечивающих решение проблем депрессивных регионов, ведущая роль отводится государству. Выражением государственного регулирования территориального развития должна стать совокупность специальных действий политического, правового, экономического, социального, организационного характера. Их реализация предполагает в первую очередь создание законодательной и нормативнометодической базы, определяющей направления движения к устойчивому развитию.

Государственное регулирование экономики региона представляет собой воздействие государственных органов на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма развития региональной экономики [3]. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки социально-экономической политики, выбора средств и методов её проведения. Содержание государственного регулирования определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении социально-экономической политики. В условиях необходимости обеспечения устойчивого развития оно включает в себя:

- обоснование важнейших пунктов социально-экономической политики, которую должны проводить государственные органы власти на данном этапе развития экономики;

- мероприятия по развитию государственного сектора экономики -одного из важнейших инструментов воздействия государства на социально-экономические процессы в регионе.

Ключевая функция государства как субъекта социальноэкономической политики состоит в формировании социальноэкономической среды, благоприятствующей активной самореализации каждого члена общества в собственно экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможность развития. В социально ориентированном хозяйстве все элементы экономической политики работают на решение этой задачи.

Именно государство, на наш взгляд, является наиболее стабильным центром управления, посредством которого будет происходить переход региона к устойчивому развитию. Это связано с тем, что у государства находятся главные рычаги управления, которые необходимы для перехода на траекторию устойчивого развития. В связи с этим можно констатировать, что роль государства и государственного регулирования в условиях перехода к устойчивому развитию будет возрастать в ходе реализации новой цивилизованной модели. Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. Государство должно стать стабильным инструментом управления, с помощью которого будет осуществляться движение республики к устойчивому развитию.

На наш взгляд, система государственного регулирования развития депрессивных регионов должна служить основой региональной политики. Необходимо разработать федеральную программу поддержки депрессивных районов. Субъекты Российской Федерации должны принять в этом процессе активное участие, разрабатывая соответствующие программы социально-экономического развития. Основными формами поддержки депрессивных регионов должна стать концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами рычагов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и т.д. в подобных регионах. Государственная поддержка территорий может осуществляться в форме:

- трансфертов, направленных в бюджеты субъектов Российской Федерации из бюджетного федерального фонда финансовой поддержки регионов с целью выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов федерации;

- дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов;

- федеральных целевых программ решения региональных проблем (достижение ускоренного роста приоритетных отраслей, рост экспортного потенциала региона и т. д.);

- конкретных инвестиционных проектов;

- содействие социальной сфере региона и пр.

Таким образом, формирование стратегии социально-экономического развития и использование механизма государственного регулирования территориального развития является одним из путей преодоления депрес-сивности региона и последующего его движения к устойчивому развитию. Региональная политика - основа программы социально-экономического развития. Взаимосвязь федерального центра и регионов является основой

сильного, экономически развитого государства. Целью государственной политики в области территориального развития должно стать построение России как государства взаимодействующих регионов, образующих единство страны.

Литература

1. Овчарова Л.В. Социальная политика государства как фактор обеспечения устойчивого экономического развития: Дис. канд. эк. наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - С.98;

2. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. Гранберга А.Г., Данилова-Данильяна В.И., Циканова М.М., Шопхоева Е.С.

- М.: ЗАО «Издательство «Экономика».2002. - С.287-288;

3. Шахпазова Р. Д. Государственное регулирование устойчивого развития экономики региона: Дис. канд. эк. наук. - Махачкала, 2002. - С.35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.