Научная статья на тему 'Сценарный подход к оценке перспектив развития Республики Дагестан'

Сценарный подход к оценке перспектив развития Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
104
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / СЦЕНАРИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ / АПК / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / MODELING OF SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES / SCENARIOS / BUSINESS / INDUSTRY / STRUCTURAL SHIFTS / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / INVESTMENT APPEAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дохолян Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются различные сценарии моделирования перспектив социально-экономического развития Республики Дагестан. Обосновывается преимущество сценария устойчивого развития Республики Дагестан, обеспечивающего рациональное и комплексное использование ресурсного, трудового и интеллектуального потенциала региона, межрегионального и общероссийского территориального разделения и кооперации труда, возможностей международного экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCENARIO APPROACH TO THE ASSESSMENT OF PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

In article are considered various the scenario modeling of prospects of social and economic development of the Republic of Dagestan. Advantage of the scenario of a sustainable development of the Republic of Dagestan providing rational and complex use of resource, labor and intellectual potential of the region, interregional and all-Russian territorial division and labor co-operation, opportunities of the international economic cooperation locates.

Текст научной работы на тему «Сценарный подход к оценке перспектив развития Республики Дагестан»

повышение социально-экономической привлекательности также и в Республике Мордовия. В трех регионах ПФО рейтинг социально-экономической привлекательности снизится: в Оренбургской области, Ульяновской области и Удмуртской Республике. И это несмотря на то, что абсолютные значения индекса СЭП в рассматриваемых регионах повысятся. Однако динамика такого роста будет демонстрировать более низкие темпы, чем в целом по другим регионам Приволжского федерального округа.

Литература_

1. Сафиуллин, М. Р., Елъшин, Л. А., Шакирова, А. И. Оценка экологического благополучия территорий как инструмент моделирования размещения производительных сил в регионе (на примере Республики Татарстан) // Экономический вестник Республики Татарстан. 2012. № 4. С. 111.

2. Сафиуллин, М. Р., Елъшин, Л. А., Шакирова, А. И. Оценка деловой и экономической активности как инструмент краткосрочного прогнозирования // Вестник Российской академии наук. 2012. № 7. С. 623.

3. Шакирова, А. И. Прогнозирование динамики деловой активности и определение перспектив социально-экономического развития региона : (На примере Республики Татарстан) //Проблемы прогнозирования. 2012. № 6 (135). С. 87—97.

4. Сафиуллин, Л. Н., Сафиуллин, А. Р., Хазиахметов, Б. 3. Структурные исследования конкурентоспособности Республики Татарстан. — Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2011.

5. Анкудшов, А. Б., Лебедев, О. В. Анализ социальных последствий замедления экономического развития страны вследствие действия макроэкономических факторов : (по отраслям экономики) // Экономический вестник Республики Татарстан. 2012. № 4. С. 111.

ДОХОЛЯН А.С.

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье рассматриваютсяразличныесценария моделировании перспектив социально-экономического развития Республики Дагестан. Обосновывается преимуществосценария устойчивого развития Республики Дагестан, обеспечивающего рациональное и комплексное использование ресурсного, трудового и интеллектуального потенциала региона, межрегионального и общероссийского территориального разделения и кооперации труда, возможностей международного экономического сотрудничества.

DOKHOLYAN A.S.

SCENARIO APPROACH TO THE ASSESSMENT OF PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

In article are considered various the scenario modeling of prospects of social and economic development of the Republic of Dagestan. Advantage of the scenario of a sustainable development of the Republic of Dagestan providing rational and complex use of resource, labor and intellectual potential of the region, interregional and all-

Russian territorial division and labor co-operation, opportunities of the international economic cooperation locates.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, моделирование социально-экономических процессов, сценарии, предпринимательство, промышленность, структурные сдвиги, АПК, инвестиционная привлекательность.

Keywords: social and economic development of the region, modeling of social and economic processes, scenarios, business, industry, structural shifts, agrarian and industrial complex, investment appeal.

Разработка перспектив социально-экономического развития региона должна проводиться с учетом всех факторов его существования и моделирования сценариев развития. Моделирование социально-экономических процессов в регионе сталкивается в первую очередь с проблемами получения объективных оценок для укрупненных блоков показателей социально-экономического, промышленно-технологического, эколого-географического и медико-биологического состояния региона. Поэтому изучение разнообразных показателей и факторов требует междисциплинарного подхода, причем необходимо учитывать, что позитивные показатели одного блока могут действовать как негативные для другого. Для получения целостной картины объективного состояния региона необходимо рассматривать ситуацию в указанных блоках совместно в текущий или планируемый момент времени. Это требование системного подхода — требование взаимосвязи блоков и привязки оценки состояния к единому периоду времени — при огромном количестве переменных и взаимосвязей между ними трудно осуществить в полном объеме без применения современных информационных технологий и построения информационных систем поддержки управленческих решений.

Дальнейшее социально-экономическое развитие Республики Дагестан может проходить по трем базовым сценариям:

❖ инерционному, с сохранением таких отрицательных тенденций, как сокращение объемов производства в отдельных отраслях экономики с переходом в фазу стагнирующей стабилизации, опережающий рост промежуточного продукта перед конечным, углубление социального расслоения идр.;

❖ свободного предпринимательства, который ориентирован на получение максимальной прибыли и производство наиболее конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынке; в наибольшей мере он отражает интересы предпринимателей-инвесторов, но в той или иной степени соответствует и интересам прочих субъектов;

❖ устойчивого развития, под которым понимается развитие, отвечающее современным потребностям, без ущерба возможностей будущих поколений для достижения собственных целей.

Сценарий инерционного развитияРесиубяики Дагестан. Характерным для этого сценария является сохранение негативных тенденций непоследовательного реформирования: отсутствие действенной государственной программы и политики развития экономики, отсутствие условий для привлечения инвестиций (как внутренних, так и внешних) в реальный сектор экономики и других предпосылок, необходимых для экономического роста (перечисленных в разделе), слабость государственной власти и дальнейшая криминализация экономики.

134

Как результат — ухудшение структуры региональной экономики, дальнейшее, хотя и более медленное, сокращение объемов производства с переходом его в фазу стагнирующей стабилизации. Колебания темпов промышленного производства можно прогнозировать в пределах ±5% в год, недостаточных для расширенного воспроизводства. Минимальная величина промышленного производства будет определяться объемами заказов оборонно-промышленного комплекса для предприятий машиностроения, а также возможностью переработки местного сырья для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. В зависимости от конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков возможен спад производства на одних предприятиях и рост его на других.

Ввод новых мощностей за счет строительства предприятий будет невелик, низкими будут и темпы технического перевооружения действующего производства. Но это все же обеспечит небольшой прирост объемов промышленной продукции в Республике Дагестан.

Прогнозируя инерционные тенденции, можно ожидать и более высокого роста промышленного производства. Однако какого качества?

Развитие получит производство продуктов питания за счет технического перевооружения действующих предприятий и строительства мини-заводов и цехов в сельской местности. В небольших масштабах будет выпускаться продукция конечного потребления (при машиностроительных и химических предприятиях).

В целом усилится монопродуктовая направленность экономики региона за счет сохранения и некоторого развития машиностроительных производств. Она будет характеризоваться низкой эффективностью использования природно-ресурсного потенциала и деградацией окружающей среды, неэквивалентностью обмена на мировых рынках, утратой перспектив развития. Усилится социальная напряженность, возрастут безработица, «расслоение» населения по доходам.

Развитие по рассматриваемому сценарию противоречит интересам большей части населения региона, предпринимателей. Этот сценарий обеспечивает лишь возможность выживания для большинства населения без особых перспектив улучшения его положения и не ведет к положительным сдвигам в техническом уровне производства и его структуре. Интересы предпринимателей ущемляются государственной кредитно-финансовой и налоговой политикой, не создающей условий для производственной деятельности, а вместе с этим роста прибыли и накоплений для развития производства.

В таком развитии заинтересованы только определенные слои общества, составляющие незначительное меньшинство и имеющие возможность получения высоких доходов в существующих условиях.

В целом, этот сценарий не содержит предпосылок для устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан и не отвечает закономерностям прогрессивного технико-экономического развития.

Сценарий свободного предпринимателъствавРеспубяике Дагестан. Условия этого сценария диаметрально противоположны условиям предыдущего и предполагают осуществление государственной политики развития экономики, предусматривающей приоритетные направления и механизмы роста экономики, прежде всего налоговую и кредитную политику, стимулирующую производство, внутренние и внешние инвестиции и другие условия, необходимые для роста экономики, что позволяет его рассматривать в качестве этапа выхода на траекторию устойчивого развития.

Сценарий ориентирован на получение максимальной прибыли и производство наиболее конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции. В наибольшей мере он отражает интересы предпринимателей-инвесторов, но в той или иной степени соответствует и интересам прочих субъектов. Расширение свободного предпринимательства позволяет создавать рабочие места, выпускать конкурентоспособную продукцию, осуществлять налоговые платежи в бюджеты всех уровней. Высокий уровень интенсивности труда и покупательной способности населения, необходимые для роста платежеспособного спроса, как одного из условий развития, потребуют реального повышения заработной платы. Сценарий предполагает в связи с целевой установкой максимизацию доли доходов на развитие производства и минимизацию — на социальные нужды (помимо зарплаты), на охрану природной среды, что противоречит интересам регионального сообщества людей.

Структурные сдвиги в промышленности будут связаны с развитием в регионе производств наиболее конкурентоспособной и прибыльной продукции, а также максимальной, с позиции предпринимательских интересов, глубиной переработки сырья. Наиболее заинтересованный в таком развитии субъект — предприниматель, инвестирующий эффективные проекты.

Особенно следует подчеркнуть значимость малого предпринимательства. В процессе структурных изменений оно позволяет:

❖ снизить быстро растущую безработицу путем создания новых рабочих мест;

❖ диверсифицировать и демонополизировать крупные производства;

❖ повысить степень переработки природных и вторичных ресурсов;

❖ улучшить насыщение рынка продовольствием, другими товарами народного потребления, услугами;

❖ увеличить слой собственников.

В целом малые фирмы, будучи более гибкими по сравнению с большими, играют роль «смазочного материала» в экономике, стабилизируют функционирование менее маневренных крупных фирм, что особенно важно для экономики рассматриваемого региона.

Недостатками малого предпринимательства как продолжением его преимуществ являются:

❖ трудности с накоплением капитала и получением кредита;

❖ более низкий потенциал фактора организации производства (владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с менеджером-профессионалом);

❖ невыгодное положение в конкурентной борьбе из-за небольшого объема производства, высокий уровень риска.

Поэтому малый бизнес больше нуждается в государственной поддержке, нежели крупный. Во многих странах эта поддержка осуществляется через программы по долгосрочному кредитованию, налоговые льготы, страхование займов (государство создает институт гарантии кредита для малого бизнеса), финансирование приобретения оборудования (через лизинговые компании, специальные финансовые фонды). Большое развитие получило создание инновационных центров и фирм — «инкубаторов бизнеса».

В этих условиях ключевой задачей региональной экономической политики должна стать разработка системы государственных приоритетов —наиболее эффективных направлений социально-экономического развития с позиции стратегических интересов населения региона.

К приоритетным следует отнести такие сферы, без развития которых общество будет деградировать, — образование, наука, культура и здравоохранение. В настоящее время — это наименее оплачиваемые сферы деятельности как в стране, так и в Республики Дагестан.

К приоритетным направлениям относятся те, которые позволяют реализовать эффект внутри- и межотраслевого взаимодействия. В этой связи приоритетным является взаимодействие взаимодополняющих производств ТЭК и машиностроение; АПК и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. К таким комплексным межотраслевым направлениям относится и жилищное строительство, полный социально-экономический эффект которого весьма значителен, хотя и не поддается полной количественной оценке. Формой организации межотраслевого взаимодействия могут стать вертикально-интегрированные структуры корпоративного типа, диверсифицированные финансово-промышленные группы, холдинги, образующие среднее звено управления и позволяющие повысить управляемость экономики, стимулировать инвестиционную активность и создание новых рабочих мест, ускорить конверсию предприятий ВПК, увеличить экспортный потенциал за счет продукции более глубокой переработки и т. д.

Реализация каждого приоритетного направления должна осуществляться в форме федеральной либо региональной программы.

Для выхода из сложного состояния экономики и ее последующего развития важным является определение источника финансовых ресурсов.

Первыми шагами по развитию производства будет решение его наиболее острых проблем. Это техническое перевооружение предприятий, что позволит наиболее эффективно вкладывать инвестиции, используя имеющийся производственный, инфраструктурный и кадровый потенциал. На новое прогрессивное оборудование, а в ряде случаев и на новые технологии должно перейти большинство предприятий практически всех отраслей. Но, в первую очередь, наиболее инвестиционно привлекательными являются предприятия машиностроения и предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности — ведущих отраслей экономики региона.

Другой важной проблемой является гипертрофированная ориентация промышленности региона на производство полупродуктов, вывозимых для переработки в продукцию конечного потребления в другие районы страны и на экспорт. Имеющиеся предложения по производству продукции конечного потребления, большинство которых некапиталоемко, могут быть быстро реализованы и, соответственно, быстро окупятся. Отсутствуют пока только условия для их реализации. С созданием таких условий эти предложения начнут воплощаться в жизнь. Целесообразна разработка специальной программы по завершению производственных циклов в отраслях специализации промышленности региона.

Реализация рассматриваемого сценария возможна только в условиях общего подъема промышленного производства в стране. Он, в свою очередь, должен стимулировать дальнейшее вовлечение в хозяйственный оборот эффективных ресурсов региона.

Главным направлением развития машиностроения представляется реконструкция и переспециализация действующих предприятий, что значительно дешевле, чем строительство новых. Этот путь наиболее реален при восстановлении производственного потенциала и развитии отрасли. Новые производства могут возникнуть на базе уникальных научно-технических

разработок, интеграции гражданских и оборонных предприятий, научных и опытно-конструкторских баз.

Условия для расширения предприятий легкой промышленности в Республики Дагестан также менее благоприятны по сравнению с другими районами страны. Развитие предприятий пищевой промышленности и строительных материалов можно ожидать в пределах удовлетворения части региональных потребностей.

В целом развитие предпринимательства при создании ему необходимых условий, прежде всего проведения стимулирующей реальное развитие кредитно-финансовой и налоговой политики, должно стать действенной силой оживления экономики и ее последующего выхода на траекторию устойчивого развития.

Сценарий устойчивого развитияРеспубяшж Дагестан. Общие подходы к формированию конкретных механизмов устойчивого развития предполагают осуществление ряда мероприятий:

1. Учет природоохранных аспектов в процессе разработки и принятия экономических решений, повышение действенности природоохранной политики, введение жестких санкций за загрязнение окружающей среды.

2. Расширение базы экономического роста путем стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства. Участие значительной части населения в предпринимательской деятельности — один из главных факторов устойчивости в экономическом развитии территории.

3. Максимальная передача властных полномочий федерального правительства региональным органам государственной власти и местного самоуправления как важнейший инструмент решения всех задач, связанных с развитием территории. Регионы должны иметь право самостоятельно определять цели своего социально-экономического развития и самостоятельно управлять им. Это право должно быть подкреплено адекватными финансовыми возможностями.

Как уже отмечалось, особую актуальность имеет ориентация стратегического развития Республики Дагестан на принципах устойчивого развития. Можно отметить первые шаги на региональном уровне в направлении формирования элементов механизма перехода к устойчивому развитию.

Так, происходит расширение экономической самостоятельности региона, закрепление за ним основных источников финансовых ресурсов, сокращение финансовых функций центра. Рост финансовых ресурсов, используемых регионом, свидетельствует о повышении ее экономической самостоятельности и ответственности за социальное развитие.

Формируется региональная нормативно-правовая база. Принятые законы открывают новые возможности для развития регионального законодательства. Принятые законодательные акты регулируют финансово-бюджетные отношения, а также отношения в области природопользования. Вместе с тем законы, имеющие ключевое значение для экономики региона, регулирующие структурную политику, еще ждут своего часа.

Отсюда важнейшей задачей региональной экономической политики является восстановление процесса производительного накопления на уровне, достаточном для того, чтобы блокировать деградацию производительных сил и создать условия для их ускоренной реконструкции. Решение такой задачи невозможно без сокращения непроизводительного потребления, стабилизации необходимого потребления и увеличения за счет этого потребления производительного. Таким образом, для всех предприятий, независимо от их

формы собственности, следует создать условия, заинтересовывающие их не только в максимизации прибыли, но и в приоритетном ее использовании на нужды расширенного воспроизводства.

В этой связи представляется необходимым кардинальное изменение действующей налоговой системы в направлении нормализации формирования доходов предприятий, предполагающее:

❖ отказ от искусственного многократного занижения стоимости основных производственных фондов и, соответственно, сокращения отчислений на восстановление их износа (иначе предприятия не смогут осуществить не только расширенное, но и простое воспроизводство, форсируя «проедание» наличных средств производства);

❖ налоговое стимулирование производительного использования прибыли путем сокращения налогообложения прибыли, инвестируемой в производство, с тем чтобы предприятиям было крайне невыгодно необоснованное распределение добавленной стоимости между прибылью и заработной платой в пользу последней. Наиболее льготный режим налогообложения прибыли и кредитной политики должен быть установлен в отношении производства средств производства, в особенности для отраслей промышленности, определяющих развитие всей экономики.

Необходима также строго избирательная политика в сфере внешнеэкономической деятельности. В области импорта должна действовать система таможенных пошлин, стимулирующих ввоз средств производства, а не предметов потребления, с учетом того, производится соответствующее оборудование в стране или нет. Самый льготный режим должен быть установлен в отношении продукции высоких технологий, не выпускаемой в стране. Дифференцированный подход необходим и к экспорту: режим наибольшего благоприятствования следует установить для экспорта продукции обрабатывающей промышленности, прежде всего тех товаров, которые обладают конкурентными преимуществами. Приоритетность в обеспечении сырьем должна быть у отечественных потребителей.

Для устойчивого развития региона необходим определенный «запас» адаптивных возможностей его экономики, обеспечивающий ее положительную реакцию на быстро меняющиеся условия, что особенно характерно для переходной экономики.

Возможности повышения адаптивной способности, гибкости производственной структуры экономики региона возникают за счет развития наиболее мобильных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и машиностроительных производств, обладающих гибкими технологиями и относительно широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Таким образом, экономика региона функционирует в значительной степени в условиях риска, что усиливает важность повышения ее структурной гибкости для обеспечения устойчивого развития. Поэтому в рассматриваемом сценарии должны быть созданы наиболее благоприятные условия для повышения гибкости производственной и институциональной структуры региональной экономики.

В этом же направлении действует использование разнообразных организационных структур управления регионом взамен распространенных у нас долгое время лишь линейно организованных структур. Речь идет о территориальной и межотраслевой организации производства, создании финансовых и страховых компаний, холдингов и вертикально-

интегрированных компаний. В данном сценарии наибольшее распространение должны получить различные финансовые фонды общерегионального назначения, не имеющие отношения к бюджетным средствам, например, специальный финансовый фонд развития региона, а также развитие предпринимательства и местного самоуправления.

Развитие промышленности по этому сценарию отличается от предпринимательского сценария в первую очередь более низкими темпами роста производства, поскольку сопряжено с большим выделением средств на социальные и природоохранные цели. Однако в более отдаленной перспективе отмеченное соотношение темпов роста изменится, поскольку ухудшение состояния социальной сферы и обострившиеся экологические проблемы явятся «тормозом» экономического развития и в лучшем случае потребуют привлечения гораздо больших ресурсов, в худшем — вызовут необратимые процессы в этих и других сферах.

Исходя из целевой ориентации и более жестких экологических ограничений в данном сценарии, в отличие от предыдущих сценариев не произойдет «тиражирования» существующей структуры хозяйства. Наибольшее развитие должны получить приоритетные направления структурной политики — модернизация ведущих производств и повышение глубины переработки природных ресурсов, развитие сферы услуг и жилищное строительство.

В структурном отношении сценарий устойчивого развития отличается от предпринимательского более высокой долей продукции конечного потребления в общем объеме промышленного производства. Это обусловлено меньшими масштабами развития производств энергоемких полупродуктов и, вероятно, большими масштабами развития легкой и пищевой промышленности, машиностроения, промышленности строительных материалов.

Не трудно видеть — условия этого сценария в значительной мере соответствуют условиям предыдущего, скорректированным в силу необходимости социальной ориентации экономики и решения экологических проблем.

Выход на траекторию устойчивого развития требует гораздо более активного государственного регулирования социально-экономических процессов, чем в предыдущих сценариях. Такое развитие, в конечном счете, отражает интересы всех субъектов региона.

Таким образом, рассмотренные сценарии показывают возможные направления и некоторые механизмы выхода экономики Республики Дагестан из состояния кризиса на траекторию устойчивого социально-экономического развития.

Временные рамки сценариев невозможно определить заранее, можно лишь связать их с условиями, необходимыми для каждого из них. Поскольку «выход» на траекторию устойчивого развития ожидается довольно продолжительным, а само это развитие возможно только при достижении весьма многочисленных условий, любой сценарий между инерционным и устойчивым развитием будет являться не альтернативным по отношению к устойчивому, а скорее, одним из этапов на пути к нему.

Таким образом, переход к устойчивому развитию экономики Республики Дагестан должен обеспечить в перспективе сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. Он будет осуществляться в соответствии со следующими принципами:

❖ в центре внимания должен находиться человек с его многообразными и многоплановыми потребностями;

❖ устойчивое развитие предполагает триединое решение экологических, социальных и экономических проблем;

❖ устойчивое развитие имеет своей стратегической целью создание достойных условий жизни не только ныне живущим, но и будущим поколениям.

Модель устойчивого социально-экономического развития призвана обеспечить экономическую безопасность Республики Дагестан, создать условия ее саморазвития, обеспечить максимально полное использование потенциала Республики Дагестан в интересах региона и федерации в целом (гармонизация). Bee основу заложены следующие целевые установки:

❖ повышение уровня и качества жизни всех категорий населения;

❖ увеличение численности населения региона, повышение уровня его здоровья, снижение смертности;

❖ рост профессионального и общеобразовательного уровня развития населения региона, сохранение и наращивание его культурного и духовного потенциалов;

❖ стабилизация экологической ситуации, экологизация экономической деятельности, переход к политике энерго- и ресурсосбережения;

❖ сохранение, приумножение и более эффективное использование производственного, экономического, технического и научно-образовательного потенциала региона, развитие сферы услуг;

❖ расширение участия населения в процедурах принятия решений по местным вопросам, развитие систем местного самоуправления на территории региона.

Основой такого социально-экономического развития региона является рациональное и комплексное использование ресурсного, трудового и интеллектуального потенциала региона, межрегионального и общероссийского территориального разделения и кооперации труда, возможностей международного экономического сотрудничества.

Литература

1. Дохолян, С. В., Петросянц, В. 3. Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона // Региональная экономика : теория и практика. 2010. № 10 (145). С. 12-21.

2. Кузнецова, О. В. Экономическое развитие регионов : теоретические и практические аспекты государственного регулирования. — М. : Издательство ЛКИ,

2007.

3. Петросянц, В. 3., Дохолян, С. В. Формы и методы реализации инвестиционных процессов в депрессивном регионе // Региональная экономика: теория и практика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008. № 26 (83). С. 36-43.

4. Петросянц, В. 3., Дохолян, С. В., Каллаева, А. С. Эконометрическая модель прогнозирования и сценарные варианты модернизации региональной экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 1. С. 2—15.

5. Петросянц, В. 3., Дохолян, С. В., Петросянц, Д. В., Баширова, А. А. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики. — М. : Экономика, 2011.

6. Современные инструменты инвестиционного развития регионов ; под ред. канд. экон. наукА.П. Сысоева. — М. : Статут, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.