Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VUCA-МИР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / СЛОЖНОСТЬ / VUCA-WORLD / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / DECISION MAKING / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY MANAGEMENT / UNCERTAINTY / COMPLEXITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Анна Федоровна, Хлабыстина Ольга Федоровна

В статье рассматриваются вопросы формирования стратегии развития Мурманского Арктического Государственного Университета в период процессов трансформации системы высшего образования и профессиональной среды. Одной из важных сегодняшних задач современного университета является его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Для выживания и адаптации в существующей ситуации высшие учебные заведения должны постоянно отслеживать тренды в сфере образовательных услуг.They are considered shaping the Murmansk Arctic State University strategy in the period of transformation of the higher education system and professional environment. Today one of the important tasks for modern university is its competitiveness in the educational services market. In order to survive and adapt in the current situation, higher education institutions must constantly monitor trends in the field of educational services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов контрольной группы - 3 «б» и экспериментальной группы - 3 «в», показал, что вовлечение детей в рамках проекта «Музыка для всех» в музыкальную и творческую деятельность повышает уровень универсальных учебных действий.

С учетом проделанной работы, мы пришли к выводу, что внедрение проекта «Музыка для всех» в общеобразовательные учреждения можно использовать как один из образовательных технологий по формированию УУД у учащихся.

Литература:

1. Бунеев, Е.В. Развитие общеучебных умений - путь к функционально грамотной личности / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. 200б. - № 6.

2. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики/ под ред.: Алексеевой Л.Н., Устиловской А.А. -М.: МИОО, 2007 - 288 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

4. Копылова, А.В. Технология урока искусства. Книга первая / А.В. Копылова - М.: ТачМаркетинг, 2004. - 279 с.

5. Методология педагогики музыкального образования / Абдуллин Э.Б. // Изд. 3-е, испр. и доп. - М., 2010.

6. Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11.

Педагогика

УДК 378.4

доцент Попова Анна Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «^урман^ий арктический государственный университет» (г. Mурманск); кандидат педагогических наук, доцент Хлабыстина Ольга Федоровна Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования ^урман^ий арктический государственный университет" в г. Aпатиты (г. Aпатиты)

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования стратегии развития Mурманского Aрктического Государственного Университета в период процессов трансформации системы высшего образования и профессиональной среды. Одной из важных сегодняшних задач современного университета является его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Для выживания и адаптации в существующей ситуации высшие учебные заведения должны постоянно отслеживать тренды в сфере образовательных услуг.

Ключевые слова: VUCA-мир, предпринимательский университет, принятие решений, высшее образование, университетское управление, университетский менеджмент, неопределенность, сложность.

Anrntation. They are considered shaping the Murmansk Arctic State University strategy in the period of transformation of the higher education system and professional environment. Today one of the important tasks for modern university is its competitiveness in the educational services market. In order to survive and adapt in the current situation, higher education institutions must constantly monitor trends in the field of educational services.

Keywords: VUCA-world, entrepreneurial university, decision making, higher education, university management, university management, uncertainty, complexity.

Введение. На сегодняшний день социально-экономическая и организационная действительность функционирования организаций и предприятий в любой сфере деятельности определяется понятием VUCA-мир [1]. Им приходится действовать в системе нестабильности, сложности, неоднозначности и неопределенности одновременно. И если негосударственные организации и частные предприятия, не имеющие финансовой государственной поддержки, уже давно работают в данной парадигме, то для многих образовательных учреждений, являющихся бюджетными, принятие этой действительности и трансформация под нее своих базовых процессов представляется порой очень стрессовым процессом.

Существование университетов в этих реалиях заставляет создавать и реализовывать новые модели деятельности для выживания и адаптации к новым условиям. По сути, кризис возник из-за противоречий между тремя основными функциями университета: дорогостоящими научными исследованиями, необходимостью массового образования людей и поиском решения региональных проблем. В то же время нужно признать, что на глобальном рынке высшего образования в последние годы обострилась конкуренция, причем не только за кадры и ресурсы, но и за студентов.

Одним из успешных вариантов реагирования на меняющуюся конъюнктуру рынка образовательных услуг и запросы основных стейкхолдеров, высокую конкуренцию на рынке образовательных услуг стоит признать модель «предпринимательского» университета.

Изложение основного материала статьи. Концепция предпринимательского университета («entrepreneurship university») получила свое развитие в работах американского ученого Б. Кларка в 90-е годы прошлого столетия. Проанализировав деятельность европейских университетов, Кларк сделал вывод, что наиболее успешные ВУЗы ориентируются на формирование предпринимательской культуры в студенческой и преподавательской среде, что позволяет университету внедрять инновации в своей деятельности, но в то же время приходится принимать на себя риски при освоении новых практик.

При этом нужно отметить, что получение прибыли университетом приветствуется, но не является самоцелью. Университет в современности должен совмещать функцию преподавания, исследования и предпринимательства. В итоге автор приходит к выводу, что университет может реализовывать

предпринимательскую функцию без вреда другим базовым процессам университета: образовательной и научной деятельности [2].

Кларком были сформулированы основные принципы трансформации в предпринимательский университет: усиление управленческого ядра университета, расширение связей с группами и организациями за пределами вуза, диверсификация источников финансирования, стимулирование предпринимательской активности подразделений вуза, развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры.

Стратегическими задачами предпринимательского университета являются создание объектов инновационной инфраструктуры, расширение источников финансирования, зависимость оплаты труда преподавателей к результатам их деятельности, выполнение научно-исследовательских проектов, с высокой вероятностью их внедрения.

С точки зрения Б. Кларка, модель предпринимательского университета подчеркивает важность трех элементов, которых не было в модели исследовательского университета:

«Риск» — принятие новых практик (участие в трансфере технологий, диверсификация финансовой базы, изменение структуры, стимулирование научной деятельности и т.д.) может быть сопряжено с существенными рисками и весьма неопределенными последствиями;

«Предпринимательская деятельность» — инновации являются предварительным условием предпринимательской деятельности, но не наоборот, оценка эффективности предпринимательской деятельности и сама деятельность — это разные вещи;

«Предпринимательская культура» — переход к новому типу университета невозможно начать «сверху», реальная трансформация требует времени и произойдет, только если будут созданы соответствующие условия, изменены организационная структура, модель менеджмента и т.д. [3].

ВУЗы, выполняющие только задачу по подготовке кадров и проводящие научные исследования, уже не могут оставаться передовыми вузами страны. Целью является повышение конкуренции образовательных организаций, подтверждение высокого статуса российского образования и формирования полюсов роста, которые окажут синергетический эффект на всю систему образования.

На данном этапе в российскую систему высшего образования внедряются принципы «предпринимательского университета». Эти действия позволят подтвердить высокий статус и уровень российского образования, а также создать полюса роста, которые окажут синергетический эффект на российское образование в целом и обеспечат повышение конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве.

Реагируя на эти изменения Мурманский Арктический Государственный Университет ведет активную работу по актуализации своей целевой модели, включающую переосмысление и трансформацию образовательной и научной деятельности, модернизацию материально-технической базы и управления университетом.

В 2017 году в рамках программы развития МАГУ до 2021 года была сформулирована целевая модель университета, в соответствии с которой вуз должен стать драйвером социально-экономического развития региона и АЗРФ в целом. Разработка Программы позволила по результатам конкурса Министерства высшего образования и науки РФ получить статус опорного университета, единственного находящимся в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ).

Миссия МАГУ заключается в обеспечении социально-экономического развития Арктических и субарктических территорий за счет подготовки востребованных квалифицированных кадров и создания условий для развития талантов, интеллектуальных и творческих способностей молодежи.

В соответствии с миссией на данном этапе развития Университет ставит перед собой следующую стратегическую цель:

Преобразовать МАГУ в передовой интернациональный арктический Университет (Университет 4.0.), который, опираясь на лучшие зарубежные и российские практики, обеспечивает все условия для реализации образовательного, научно-исследовательского, инновационного, предпринимательского и творческого потенциала своих сотрудников и студентов для развития и продвижения Арктических и субарктических территорий.

Формулирование целевой модели в 2017 году позволило МАГУ провести серьезную работу по реструктуризации основных базовых процессов в университете: образовательной деятельности и научно-исследовательской деятельности.

Сегодня МАГУ - это классический университет, имеющий распределенный кампус в 3 городах: в Мурманске, Апатитах и Кировске. Филиалы Апатитов и Кировска являются площадкой для подготовки по инженерным и техническим специальностям, востребованным предприятиями горнодобывающей и горно-перерабатывающей сферы и энергетики.

В настоящее время в вузе осуществляется подготовка студентов более чем по 20 укрупнённым группам специальностей высшего и среднего профессионального образования, реализуется более 140 рыночно ориентированных образовательных программ. МАГУ является университетом, осуществляющим обучение практически по всему спектру специальностей и направлений подготовки, необходимых в регионе.

Запуск подготовки по новым специальностям реализуется в тесном контакте с региональным правительством. Так реагируя на ситуацию с дефицитом медицинских кадров в регионе, (на май 2019 года по информации губернатора укомплектованность больниц врачами составляла всего 58%) в 2019 г. МАГУ начало подготовку студентов по специальности «Лечебное дело».

По Программе в предыдущие годы была создана научно-исследовательская (4 лаборатории) и инновационная инфраструктура. В 2020 году планируется создание еще одной научно-исследовательской лаборатории «Машинное обучение, искусственный интеллект и информационные технологии». Лаборатория будет располагаться в головной организации МАГУ. Цель создания - развитие технологий работы с большими данными (Big Data), интеллектуального анализа данных, в том числе, текстовых (Data Mining, Text Mining), с искусственным интеллектом. В настоящий момент осуществлены закупки по наполнению новым оборудованием данной лаборатории.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что МАГУ - университет, активно трансформирующийся в современный классический университет:

обеспечивает 47,27% общего объема подготовки кадров с высшим образованием и 2,54 % - со средним профессиональным образованием в Мурманской области;

является единственным поставщиком специалистов с высшим образованием для системы образования, гуманитарной сферы, искусства и культуры региона;

около 18% выпускников МАГУ и филиалов разных уровней профессионального образования обеспечивают отрасли инженерного дела, технологий и технических наук.

Но преобразование в университет нового типа еще не завершено. В рамках формируемой новой программы и стратегии развития прорабатываются новые позиции по трансформации вуза в предпринимательский университет. Отрабатываются процессы развития предпринимательских компетенций, создания предпринимательской среды, внедрения инновационных методов обучения с использованием современных образовательных технологий.

Кроме того, для повышения конкурентоспособности определяются шаги взаимодействия с бизнесом для усиления практико-ориентированности обучения, намечены магистральные направления, по которым возможно использовать потенциал компаний: создание базовых кафедр совместно с заинтересованными представителями бизнеса, органов исполнительной власти, государственных структур, развитие системы дуального обучения, привлечение представителей бизнеса к формированию тематик выпускных работ, проведение защит работ с участием работодателей, использование имеющегося у крупных и бизнес-компаний опыта, знаний и умений при подготовке специалистов.

На общий результат повышения конкурентных преимуществ работает и проект «Креативный город». Его основная идея заключается в активизации креативных индустрий, и проект объединил на своих площадках более 400 участников, которые совместно с профессиональным сообществом занимаются разработкой и реализацией региональных творческих проектов, решением задач в области изучения, поддержки и развития креативных индустрий в регионе. Последний из них сделал МАГУ площадкой притяжения и реализации талантов креативной молодежи и лидером по продвижению тем арктического дизайна и туризма. Это стало возможным благодаря проводимому количеству ежегодных, ставших знаковыми мероприятиями, такими как молодежный региональный проекты в сфере моды «История о северной идентичности 2», фестиваль городской среды «МЦЯМА]ЯИСГИКА», форум креативных индустрий.

Основные задачи развития МАГУ и реализации Программы в 2020 году связаны с планами Минобрнауки по запуску нового конкурса по отбору университетов, которые будут готовить кадры для базовых отраслей экономики в регионах («опорные» вузы). Планируется, что этот статус будет присвоен 80 вузам страны. При этом на первом этапе к конкурсу опорных вузов допустят порядка 160 вузов, исключая вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

Для того чтобы подготовиться к данному конкурсу были проведены 2 стратегические сессии по определению новой целевой модели МАГУ и перспективных научных направлений. Сессия проводилась с привлечением модераторов московской школы «Сколково» и компании ООО «Тривиум».

15 января 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обратился с посланием к Федеральному собранию. Отдельно в его выступлении были затронуты вопросы доступности высшего образования, увеличение количества мест для подготовки педагогов и врачей в региональных вузах и укрепление их материально-технической базы при участии государства и бизнеса.

Безусловно, сегодня данные заявления являются своевременными и жизненно необходимыми для таких университетов, как Мурманский Арктический Государственный Университет (МАГУ). Это позволит переформатировать ситуацию, в которой Мурманская область, как и многие другие северные регионы, оказалась в эпицентре процессов оттока населения. Только за период с 2012 по 2019 год численность населения сократилась более чем на 5%. Увеличение количества бюджетных мест позволит нивелировать негативное воздействие, которое оказал и процесс ежегодного снижения контрольных цифр приема, что даст шанс тем выпускникам, которые возможно сомневались - уехать или остаться. При этом нужно понимать, что на основании исследования Росстата 2017 года, вероятность возвращения уехавшей на учебу в другие города молодежи составляет менее 50%. Все это свидетельствует о том, что увеличение мест в региональных вузах могло бы сохранить будущих выпускников в регионе и снизить влияние описанных выше негативных тенденций.

Выводы. Для сохранения лидирующих позиций в регионе в условиях неопределенности и нестабильности Университет должен формировать стратегию развития с учетом новых требований профессиональной среды:

для сохранения, а в идеале для увеличения доли общего объема подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием в Мурманской области МАГУ запускает процессы развития предпринимательских компетенций, создает условия для реализации креативной предпринимательской активности студентов и преподавателей, внедряет инновационные методы обучения, отвечающие современным требованиям;

для усиления позиций единственного поставщика специалистов для системы образования, гуманитарной сферы, искусства и культуры региона ведется работа по созданию базовых кафедр совместно с заинтересованными представителями органов исполнительной власти и государственных структур с целью актуализации профессиональных компетенций и повышения престижа этих профессий;

для максимально качественного обеспечения отраслей инженерного дела университет идет по пути развития системы дуального обучения, привлекая представителей бизнеса к формированию тематик выпускных работ, используя имеющийся у крупных бизнес-компаний опыт, знания и умения при подготовке специалистов.

Литература:

1. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. - 2004. - № 4. - С. 113-121.

2. Другова Е.А., Калачикова О.Н. Специфика принятия управленческих решений в университетах в условиях УиСА-мира. Университетское управление: практика и анализ. 2019; 23(1-2): 81-92. DOI: 10.15826/итра.2019.01-2.006

3. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационное направление трансформации. / Пер. с англ. под науч. ред. Д.А. Александрова, Гос. ун-т-Высшая школа экономики - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011, С. 19-25

4. Кобзева Л.В. Предпринимательский университет: как университету встроиться в экономику в новом десятилетии // Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития» - М.: ИНИОН РАН, 2011. Доступно

на URL: http://innclub.info/wp-content/ uploads/2011/05/Ko63eBa_56_o6p_00_HTP.doc (Дата обращения: 10.03.2020).

5. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Вопросы образования. - 2007. - № 1. - С. 49-62.

6. Мокроносов А.Г., Долженкова Е.В., Маврина И.Н. Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза // Образование и наука. - 2011. - № 10(89). - С. 28-40.

7. Нидергаус Е.О. Предпринимательский университет как ожидаемый результат трансформации академической среды / Е.О. Нидергаус // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 21-22 апреля 2017 г.: в 2-х т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — Т. 1. — С. 18-21.

8. Овсянникова Г.Л. Экономический механизм формирования регионального предпринимательского университета: Дисс. канд. экон. Наук / Хабаровская государственная академия экономики и права. -Хабаровск. - 2005 г. - 218 с.

9. Сидорова А.А., Румянцев Н.А. Предпринимательские университеты: сущность и тенденции развития [Электронный ресурс]. Доступно на URL: https://docplayer.ru/64269595-Sidorova-a-a-rumyancev-n-a-predprinimatelskie-universitety-sushchnost-i-tendencii-razvitiya.html (Дата обращения: 15.03.2020).

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент Седых Иван Вячеславович Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Седых Анастасия Юрьевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОПЫТ ВЗАИМНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Метод взаимного оценивания является в настоящее время перспективным способом оценивания результатов обучения в условиях дистанционного обучения. Целью статьи является описание опыта взаимного оценивания при изучении дисциплины Управление проектами. Задачи работы - раскрыть содержание и особенности метода взаимного оценивания, описать про-веденную экспериментальную работу по апробации этого метода и сформулировать выводы относительно перспектив данного метода. Гипотеза исследования - взаимное оценивание имеет большое дидактический потенциал, связанный с развитием критического мышления и самостоятельности обучающихся. Исследование проведено социологическими методами. Результатами работы выступает описание методики реализации взаимного оценивания в образовательном процессе.

Ключевые слова: взаимное оценивание, студент, проектная деятельность, критерии.

Annotation. The mutual assessment method is currently a promising way to evaluate learning outcomes in the context of distance learning. The purpose of the article is to describe the experience of mutual assessment in the study of the discipline Project Management. The objectives of the work are to disclose the content and features of the mutual assessment method, describe the experimental work carried out to test this method and formulate conclusions regarding the prospects of this method. The research hypothesis - mutual assessment has great didactic potential associated with the development of critical thinking and students' independence. The study was conducted by sociological methods. The results of the work are the description of the methodology for the implementation of mutual assessment in the educational process.

Keywords: peer review, student, project activities, criteria.

Введение. Интенсивное развитие дистанционного образования и массовых открытых курсов привели к возрастанию интереса к такому способу оценивания как взаимное оценивание результатов обучения (Peer Assessment). Такой метод оценивания дополняет автоматизированную проверку результатов обучения студентов (в форме тестов) и позволяет привлечь самих обучающихся к данному процессу, разгружая преподавателя. При этом дополнительными преимуществами взаимного оценивания становится возможность сформировать и развить у обучающихся такие важные умения и навыки как умение критически мыслить, исправлять собственные и чужие ошибки, аргументировать собственную точку зрения и др.

Взаимное оценивание широко распространено в западном образовании, где такая практика эффективно дополняет обучение в традиционном формате. Технология взаимного оценивания в зарубежном образовании раскрывается в трудах Hernandez R., Nulty D., Baker K.M., Wride М и др. [7, 9, 6, 12].

Метод взаимного оценивания достаточно широко применяется в отечественной образовательной практике. Так, возможности взаимного оценивания раскрываются в работе Харлова А.Н. (математические дисциплины), Бакулева А.В. (иностранный язык), Арлашкиной О.В. (менеджмент), Королева Д.А. (программирование) и пр. Тем не менее, для отечественного образования метод взаимного оценивания остается некоторой инновацией, которая получает в настоящее время распространение в рамках электронного дистанционного обучения [1-5]. При этом взаимное оценивание имеет ряд дидактически важных преимуществ, которые обуславливают возможность использования этого метода в педагогической практике, среди которых снижение нагрузки на преподавателя, развитие самостоятельности и ответственности у обучающихся, более интересные формы взаимодействия во время проведения занятий и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.