Научная статья на тему 'Университет как транснациональная корпорация: социально-политические вызовы глобализации'

Университет как транснациональная корпорация: социально-политические вызовы глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / REGIONALIZATION / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / TRANSNATIONAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деменчук Павел Юрьевич

Рассматриваются проблема глобализации рынка образовательных услуг и порождаемые ей социально-политические изменения. Обосновывается тезис о трансформации национального университета в транснациональный. Представляется оценка роли технологий дистанционного обучения в этом процессе. Цель настоящей статьи раскрытие диалектического характера влияния глобализации высшего образования на общество и государство.The article examines globalization in the sector of education services and social and political changes caused by it. The author proves the thesis that the national university transforms into the transnational one and estimates the role of distance education technologies in this process. The objective of the article is to discover the dialectical character of globalization in sphere of higher education and its influence on society and government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет как транснациональная корпорация: социально-политические вызовы глобализации»

УДК 1:378+327

П.Ю. Деменчук,

Дальневосточный федеральный университет

Университет как транснациональная корпорация: социально-политические вызовы глобализации *

Общемировая тенденция к коммерциализации высшего образования приводит к радикальному изменению парадигмы университета. Институциональная форма, служившая обществу и государству как место поиска истины и приобщения новых поколений к высшей культуре эпохи, трансформируется в субъект рыночной экономики, имеющий своей целью извлечение финансовой прибыли. Это влечет за собой подчинение университета тем же экономическим законам, которым следует современный бизнес. С

этой точки зрения современный университет необходимо описывать в соответствии с понятиями рынка, а значит, в отношении него становится справедливым употребление таких понятий, как «потребитель», «заказчик», «прибыль» и др. Наиболее ярко этот подход иллюстрирует предпринимательская парадигма университета, развивающаяся параллельно с общим вектором коммерциализации образования.

Б. Кларк, один из сторонников этой парадигмы, указывает на необходимость интеграции

предпринимательской культуры в систему высшего образования как на один из главных принципов построения эффективного университета, в котором должна поддерживаться и развиваться идеология, транслирующая предпринимательские ценности и представления [2].

Эта тенденция становится все более заметной и в России, не только реализуясь в форме теоретических моделей отечественных методологов образования или отдельных инициатив, но и находя свое отражение в проекте федеральных университетов. Этот проект можно рассматривать как российскую интерпретацию предпринимательской парадигмы, с которой явно перекликается идеология новых федеральных университетов. В частности, «Программа развития Дальневосточного федерального университета на 2010-2019 годы» ставит своей задачей постепенное снижение доли финансирования за счет федерального бюджета вплоть до его полного прекращения в 2015 году [3]. На смену государственным дотациям должны будут прийти доходы от оказания образовательных и исследовательских услуг, а также бизнес-инвестиции. Эта программа включает также такие идеи, как коммерциализация исследований, оказание услуг бизнесу, экспансия на рынок образовательных услуг Азиатско-Тихо-

*Статья публикуется при финансовой поддержке Научного фонда Дальневосточного федерального университета. © Деменчук П.Ю., 2014

ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ ДЕМЕНЧУК

аспирант кафедры философии Дальневосточного федерального университета. Сфера научных интересов: социальная философия, философская антропология. Автор 15 публикаций

Рассматриваются проблема глобализации рынка образовательных услуг и порождаемые ей социально-политические изменения. Обосновывается тезис о трансформации национального университета в транснациональный. Представляется оценка роли технологий дистанционного обучения в этом процессе. Цель настоящей статьи - раскрытие диалектического характера влияния глобализации высшего образования на общество и государство.

Ключевые слова: университет, глобализация, регионализация, дистанционное обучение, транснациональный университет.

The article examines globalization in the sector of education services and social and political

changes caused by it. The author proves the thesis that the national university transforms

into the transnational one and estimates the role of distance education technologies in this

process. The objective of the article is to discover the dialectical character of globalization in

sphere of higher education and its influence on society and government.

Key words: university, globalization, regionalization, distance education, transnational

university.

океанского региона и др. Похожие цели можно обнаружить и в программах развития каждого федерального университета.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РЫНКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Современный университет становится коммерческим предприятием, ведущим борьбу за потребителя и участвующим в конкуренции на принципах рыночной экономики. Это вовлекает его в общемировые экономические процессы, в том числе и в процесс глобализации рынка и капитала. Можно утверждать, что сегодня глобализация высшего образования идет по пути, схожему с глобализацией финансовых институтов. Положение крупных и авторитетных университетов становится близким к статусу транснациональных корпораций. Эти университеты начинают активную экспансию на рынок образовательных услуг других стран и регионов с целью извлечения прибыли и завоевания своей доли рынка.

Как и в сфере финансовой глобализации, важным инструментом глобализации образования становятся онлайн-технологии.

На их основе развиваются различные формы и методики дистанционного обучения, которые можно разделить на две основные категории услуг:

- получение профессиональной специальности с официальным подтверждением квалификации в виде диплома;

- открытые онлайн-курсы по различным темам и предметам, окончание которых не дает официального профессионального статуса.

Как правило, первая услуга осуществляется на платной основе и может включать очные формы сдачи экзаменов. Вторая предоставляется бесплатно либо плата незначительна. Однако эти курсы привлекают внимание потенциальных клиентов к платным образовательным продуктам и способствуют продвижению бренда университета, принося тем самым прибыль.

В течение последних лет число обучающих курсов первой и второй категории неуклонно возрастает. Университеты стремятся завоевать свое место на быстрорастущем рынке дистанционного обучения.

Во-первых, этот формат привлекателен для сегодняшнего потребителя. Он стремится к максимуму свободы в распределении своего времени и выборе образовательных программ. Если ранее число возможных профессиональных траекторий ограничивалось перечнем образовательных программ местных университетов, то сегодня появилась возможность широкого выбора - к вашим услугам образовательные онлайн-курсы со всего мира. Помимо этого, стоит отметить, что университеты международного уровня способны предложить и более высокие стандарты образования.

Во-вторых, руководство университетов осознает высокую экономическую выгоду этого формата. Благодаря использованию технологий электронного обучения становится возможным сокращение расходов университета и нагрузки преподавательского состава. К примеру, видеолекции снимают необходимость многократного повторения лектором информации перед каждой аудиторией учащихся, а автоматизированное тестирование уменьша-еттрудозатраты на проверкуоста-точных знаний.

В-третьих, дистанционное образование является привлекательным и с позиции работодателей. При необходимости повышения профессионального уровня работника нет нужды в отрыве от текущей трудовой деятельности, в крайнем случае его обязанности могут быть лишь ограничены на время обучения. Другим фактором является возможность практического применения получаемых знаний до завершения полного цикла обучения, следовательно, вложенные работодателем финансовые средства начнут приносить доход без отсрочки.

Спектр преимуществ дистанционного обучения перед традиционным форматом обширен, его описанию посвящены многочис-

ленные научные и публицистические работы. Но стоит отметить, что основным преимуществом, к которому в конечном итоге можно свести все прочие, являются сохранение и более гибкое распоряжение ресурсами, в том числе временем.

Исходя из динамики роста сферы дистанционного обучения, развития и распространения новых технологий, можно утверждать, что именно онлайн-образование станет основным драйвером глобализации рынка образовательных услуг. В свою очередь, принципы организации дистанционной модели обучения окажут серьезное влияние на институциональный формат университета и его идеологию. На смену идее национального университета, доминировавшей с завершения проекта средневекового университета в конце XVIII - начале XIX века [4], приходит идея транснационального университета.

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Эта трансформация ставит ряд социальных и политических вызовов перед обществом и государством.

Прежде всего это возможная утрата политического контроля государства в сфере образования. Дистанционный формат обучения снимает с транснационального университета необходимость

следовать стандартам и нормам обучения, установленным другим государством. В этой ситуации инструмент официального признания или непризнания диплома не имеет значения, поскольку ценность образования все чаще определяется на основании личного мнения обучающегося и работодателя, а также самого имиджа университета.

Другим негативным фактором для государства является возможность неконтролируемого им политического и культурного влияния. Поскольку образование играет фундаментальную роль в формировании мировоззрения и общественного мнения, это становится вызовом национальной безопасности и политическому суверенитету. Как и в глобализации финансового капитала, преимущественную позицию здесь займут наиболее развитые государства, на территории которых расположены наиболее авторитетные и влиятельные университеты. Другие страны будут вынуждены либо вступить в открытую конкуренцию за образовательный рынок, либо попытаться ограничить влияние зарубежных образовательных институтов. Поскольку противодействие в формате запретительных и ограничительных мер не может иметь эффективного результата, разумной видится политика поддержания и развития отечественных университетов, лояльных государству, с целью выведения их на уровень международного класса, что будет способствовать созданию своих центров влияния на глобальном рынке образования.

Не менее важным является социальный аспект трансформации университета. С одной стороны, новый формат обучения может способствовать снижению неравенства возможностей в получении образования, главными источниками которого являются территориальные и социальные

факторы. Первые выражаются в ограничении на основании региональных и национальных границ, в рамках которых выбор абитуриента сужен до спектра ближайших учебных заведений региона проживания. Вторые ограничивают выбор программ обучения социальным статусом семьи, определяющим уровень возможных расходов на получение образования.

Процесс глобализации рынка образовательных услуг снижает уровень влияния обеих групп факторов. Дистанционные технологии ликвидируют значение границ, а применение новых менее ресурсоемких технологий и более высокий уровень конкуренции среди университетов способствуют снижению стоимости образования. Эта тенденция способна оказать значительный позитивный эффект на развитие человеческого капитала различных регионов и стран.

Однако, с другой стороны, развитие дистанционного обучения способно привести к увеличению неравенства в качестве образовательных программ и педагогическом кадровом потенциале регионов и государств. Крупные транснациональные университеты будут аккумулировать новые технологии и знания, привлекать высококвалифицированных педагогов и исследователей. Они также смогут обеспечить более высокий уровень прибыли за счет модернизации процесса обучения и расширения зоны своих услуг, тем самым сокращая финансовые возможности и спрос на программы региональных университетов.

Статус небольших региональных университетов неизбежно будет понижаться, делая их заложниками конкурентной гонки с более сильными игроками, что приведет к укрупнению образовательных институций, повышению доходов и статуса успешных международных университетов и снижению роли локальных обра-

зовательных учреждений, а также поставит под вопрос само существование национальных систем образования.

В этой ситуации небольшие региональные образовательные учреждения способны сохранить значение и эффективность, если они интегрированы в экономические и социальные процессы конкретного региона. Это противоположный вектор возможного развития - регионализация. Она всегда сопутствует глобализации, являясь проявлением необходимости сохранения институтов, обеспечивающих уникальные и специфические услуги, востребованные на отдельных территориях. Стратегия регионализации - это альтернативный вариант для университета, не имеющего ресурсов для конкурентной борьбы на международном уровне. Этими университетами может быть востребована концепция образовательного кластера, рассчитанного на удовлетворение потребностей местного бизнеса, выполнение заказов муниципальных властей и учреждений культуры.

Эти социальные изменения окажут серьезное влияние и на экономическое развитие территорий. Бизнес получит возможность более эффективно и гибко управлять образовательным капиталом сотрудников. Однако концентрация исследовательских и педагогических кадров понизится в ряде регионов, что может стать препятствием для развития инновационных продуктов и технологий. В свою очередь, территории, на которых будут расположены транснациональные университеты, станут более привлекательными для инновационных компаний. Стоит также отметить, что рынок образования становится одной из высокодоходных отраслей экономики, следовательно, регионы, экспортирующие образовательные услуги, будут получать дополнительные финансовые преимущества в развитии.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Сегодня мы наблюдаем первые стадии этого процесса, и для многих он еще не столь очевиден, особенно в России, ввиду низкой конкуренции на рынке образовательных услуг и слабой интеграции в международный рынок. Однако можно с уверенностью утверждать, что система образования повторит путь финансовой глобализации. В ближайшие годы социальные и политические изменения, порожденные глобализацией рынка образовательных услуг, будут оказывать все большее влияние на общество и государство. Решающую роль в этом процессе будут играть технологии дистанционного обучения, которые, с одной стороны, будут разрешать проблемы и противоречия существующей системы образования, а с другой -станут источником новых вызовов.

Социально-политические изменения, порождаемые формированием модели транснационального университета, имеют диалектический характер. Являясь благом для человека, открывающим ему новые возможности для формирования собственного капитала и дающим новый уровень свободы, глобализация образования оборачивается для государства опасностью, способной ограничить его влияние и потенциал развития. Сегодня необходимо всестороннее изучение и осмысление этих тенденций, поскольку они могут привести к абсолютному доминированию политического и научного влияния одних государств, неуклонно понижая научный и образовательный потенциал других. Глобализация рынка образовательных услуг, идущая по пути глобализации финансового капитала, становится одним из важнейших вызовов современному обществу и государству.

Стоит отметить, что существуют и альтернативные пути глобализации образования, в частности концепция открытой образовательной сети Ивана Иллича и проект «Дыра в стене» (The Но1е in the Wall) Сугаты Митры [1, 5]. Оба этих проекта направлены не на университет, а на систему образования в целом. Показательно, что они основаны на применении информационных технологий дистанционного обучения. Однако будущее образования они видят не в форме конкурирующих институций, предлагающих свои услуги в формате коммерческого продукта, а как некую глобальную и независимую образовательную сеть, доступ к которой открыт и общедоступен. Эта сеть призвана обеспечить инфраструктуру, необходимую для самообучения и коммуникации групп, объединяемых на основании научных интересов и образовательных целей. Этот сценарий глобализации требует отдельного исследования.

Литература

1. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М., 2006. 160 с.

2. Кларк Б. Поддержание изменений в университетах. М., 2011. 312 с.

3. Программа развития Дальневосточного федерального университета на 2010-2019 годы. Режим доступа: http://www.dvfu.ru/web/ ispolnitelnaa-direkcia-programmy-razvitia/programma-razvitia (дата обращения: 16. 05. 2014).

4. Collins R. A. Micro-macro Theory of Intellectual Creativity: the Case of German Idealist Philosophy // Sociological Theory. 1987. Vol. 5. No. 1. P. 47-69.

5. Mitra S. Beyond the Hole in the Wall: Discover the Power of Self-Organized Learning. TED Conferences. New York, 2012. 56 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.