Научная статья на тему 'Модернизация высшего образования региона в условиях экономической глобализации: проблемы и решения'

Модернизация высшего образования региона в условиях экономической глобализации: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА УНИВЕРСИТЕТА / EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE REGION / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА УНИВЕРСИТЕТА / TECHNOLOGY PLATFORM FOR AN UNIVERSITY / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА / ЭКОСИСТЕМНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT MECHANISM FOR THE FORMATION OF UNIVERSITY SUPPORT / ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ECOSYSTEM APPROACH / УСПЕШНАЯ (ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННАЯ) ЭКОСИСТЕМА / SUCCESSFUL (GOAL-ORIENTED) ECOSYSTEM / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL ECOSYSTEM OF AN UNIVERSITY / ECOSYSTEM CONCEPT OF AN ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агарков Сергей Анатольевич

Показано, что одним из ключевых факторов становления экономики и общества знаний является человеческий капитал, что определяет растущую роль высшего образования в социально-экономическом развитии. В этом контексте рассматривается методологический подход к формированию современной региональной сети высших учебных заведений на основе экосистемной концепции, комплексно учитывающей специфику региональной системы хозяйствования, где особое внимание уделяется перспективам развития высшего образования в Мурманской области и в Арктическом регионе в целом.It is shown that one of the key factors affecting the development of the economy and the knowledge society is human capital that determines the growing role of higher education in socio-economic development. In this context, a methodological approach to the formation of a modern regional network of higher educational institutions. on the basis of the ecosystem concept, fully tailored to the regional economic system, with particular emphasis on the perspectives of the development of higher education in the Murmansk region and in the Arctic region as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Агарков Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшего образования региона в условиях экономической глобализации: проблемы и решения»

DOI: 10.25586/RNU.HET.17.12.P.02 УДК 378.014.54(470.21)

С. А. Агарков,

Мурманский государственный технический университет

Модернизация высшего образования региона в условиях экономической глобализации: проблемы и решения

Мурманский государственный технический университет

Постановка проблемы

Научно-образовательный потенциал региона - это сложная, многокомпонентная развивающаяся система, представляющая собой совокупность средств и ресурсов образования и науки, призванная обеспечивать генерацию и трансфер новых знаний, технологий и инноваций, воспроизводство квалифицированных кадров. Ядром, если угодно, движущей силой развития этой системы выступают высшие учебные заведения, которые не только обеспечивают подготовку специалистов, но и являются ак-

тивными центрами науки, культуры и общественной жизни.

Научно-технологическая революция наших дней, становление общества и экономики знаний обусловили повышение роли вузов в социально-экономической жизни. Именно состояние высшего образования во многом определяет будущее отдельных стран и их регионов, как и будущее человечества в целом.

Степень соответствия количественного и качественного состава подготавливаемых специалистов потребностям региональной экономики определяется возможностями и уровнем использования

образовательного потенциала региона, где ключевую роль в формировании конкурентоспособного человеческого капитала играет система профессионального образования. Такое соответствие достигается посредством формирования отвечающего современным экономическим реалиям целепо-лагания развития системы образования, учитывающего отраслевую специфику экономики, стратегические цели и приоритеты долгосрочного развития региона, и целе-достижения - выработки практико-ориентированных управленческих подходов (инструментов, механизмов), позволяющих обеспечить последовательное воплощение плана в жизнь в условиях динамично меняющихся вызовов.

Статья посвящена актуальным проблемам повышения вклада высшего образования в социально-экономическое развитие региона.

Модернизация региональной системы профессионального образования: вызовы, цели и задачи

Региональные образовательные системы испытывают внешние вызовы, так как они одновременно участвуют в процессах глобализации и интернационализации, с одной стороны, и находятся в центре социальных и экономических реформ в стране и в регионе, с другой. Поскольку демографические процессы и динамичная международная интеграция

© Агарков С.А., 2017

ш. 'к

СЕРГЕИ АНАТОЛЬЕВИЧ АГАРКОВ

доктор экономических наук, доцент, ректор Мурманского государственного технического университета. Сфера научных интересов: особенности социально-экономического развития в Арктике, проблемы высшего образования в условиях становления общества и экономики знаний, разработка экосистемного подхода. Автор более 100 опубликованных научных работ

Показано, что одним из ключевых факторов становления экономики и общества знаний является человеческий капитал, что определяет растущую роль высшего образования в социально-экономическом развитии. В этом контексте рассматривается методологический подход к формированию современной региональной сети высших учебных заведений на основе экосистемной концепции, комплексно учитывающей специфику региональной системы хозяйствования, где особое внимание уделяется перспективам развития высшего образования в Мурманской области и в Арктическом регионе в целом.

Ключевые слова: научно-образовательный потенциал региона, технологическая платформа университета, научно-образовательная экосистема университета, организационно-управленческий механизм формирования опорного университета, экосистемный подход, экосистемная концепция организации, успешная (целеустремленная) экосистема.

It is shown that one of the key factors affecting the development of the economy and the knowledge society is human capital that determines the growing role of higher education in socio-economic development. In this context, a methodological approach to the formation of a modern regional network of higher educational institutions. on the basis of the ecosystem concept, fully tailored to the regional economic system, with particular emphasis on the perspectives of the development of higher education in the Murmansk region and in the Arctic region as a whole.

Key words: educational and scientific potential of the region, technology platform for an university, scientific-educational ecosystem of an university, organizational structure and operating mechanism and management tools for the formation of a flagship university, ecosystem approach, ecosystem concept of an organization, successful (goal-oriented) ecosystem.

в сфере образования продолжают сокращать образовательное пространство регионов, то они оказываются перед необходимостью адаптации к этим обстоятельствам, а также сопутствующим им глобальным проблемам. Поэтому объективно возрастает необходимость в реформировании высшего образования, его переводе на инновационный путь развития в соответствии с меняющимися запросами населения, задачами экономики и общества [5, 7, 9].

Перспективы развития системы образования в регионах состоят в создании современной образовательной инфраструктуры, поддержке «точек роста» и «центров превосходства», формировании территориальных инновационных кластеров, улучшении взаимодействия университетов, бизнеса и власти.

Повышение роли вузов в развитии регионов происходит благодаря последовательной политике развертывания центров превосходства в виде федеральных и опорных университетов, научно-образовательных кластеров, университетских центров инновационного, технологического и социального развития.

На решение этих задач направлен, в частности, приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций».

Драйвером реформирования высшей школы выступает государство, где в рамках национальной образовательной политики [5, 7, 9] осуществляется формирование дифференцированной сети вузов, являющихся опорными для региональных экономических систем. В содержательном отношении это проявляется через поддержку на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета программ развития опорных высших учебных заведений с целью усиления их лидирующих позиций и повышения вклада высшего образования в обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов Федерации.

Ключевым аспектом государственного целеполагания в деле создания опорных вузов является их конкурентоспособность, которая должна достигаться путем создания крупных научно-образовательных университетских комплексов, формируемых за счет объединения научно-образовательного потен-

циала регионов. Это предполагает формирование соответствующей научно-образовательной экосистемы, технологической платформы и организационно-функциональной структуры опорного вуза, которые должны учитывать производственно-отраслевую специфику экономической системы региона и перспективы ее трансформации в будущем.

При этом важно отметить, что программа создания и развития опорного вуза должна преследовать не только достижение максимально возможного синергетиче-ского эффекта от объединенного научно-образовательного потенциала региона, но и учитывать риски возможных социальных последствий, возникающих в условиях динамично меняющейся внешней среды, так как невыполнение отдельных задач программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит другие эффекты, связанные с общественно значимыми целями, такими как обеспечение доступности высшего образования и повышение его качества с учетом потребностей населения и современной экономики. Это особенно актуально для арктических регионов, таких как Мурманская область, где сложилась крайне сложная демографическая ситуация, которую усугубляет высокий отток населения и молодежи, в том числе для получения высшего образования за пределами региона (образовательная миграция).

По этим причинам программа создания и развития опорного вуза и социальные последствия ее реализации должны быть ясны и понятны профессиональному сообществу и обществу в целом. В противном случае в обществе может возникнуть неприятие и негативное отношение как к самой программе, так и к реализуемым подходам к развитию системы образования и отдельных ее элементов. Это приведет к тому, что результаты программы могут оказаться мало востребованными или

даже невостребованными, что будет иметь негативные последствия для трудового потенциала региональной экономики. В конечном счете под угрозой окажется достижение целей долгосрочного социально-экономического развития региона.

Учитывая изложенное, критически важно при формировании программы создания и развития опорного вуза обеспечивать конструктивное взаимодействие и координацию усилий всех заинтересованных участников работы по объединению научно-образовательных ресурсов региона в единую интегрированную инновационную научно-образовательную экосистему, что позволит обеспечить достижение максимально возможного си-нергетического эффекта и минимизировать риски возможных социальных последствий в процессе реформирования высшего образования в регионе.

Создание опорных вузов:

причина, цель, технология

Опорные вузы призваны способствовать концентрации интеллектуального потенциала и становлению научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов. Технология их создания предполагает объединение вузов, подведомственных не только Минобрнауки России, но и другим министерствам и ведомствам, что позволит готовить кадры по широкому спектру направлений и специальностей и осуществлять масштабные научные программы.

На наш взгляд, наиболее эффективной технологией развития опорных вузов экономических систем регионов, призванных комплексно обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, является экосистемный подход, который в своем методологическом и организационно-управленческом инструментарии опирается на принципы открытых систем. В рамках этого подхода перспективы высше-

го учебного заведения определяются уровнем его востребованности во внешней среде (сети клиентов, конкурентов, партнеров) с точки зрения качества и уникальности предоставляемых им услуг, технологий, а также их инновационности, которые должны быть подтверждены конкретными результатами и от которых зависит успех и конкурентоспособность вуза в настоящем и будущем. Вот почему экосистемный подход дает комплексное системное понимание того, какой должна быть научно-образовательная экосистема, технологическая платформа и организационно-функциональная структура опорного высшего учебного заведения, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к опорным вузам с точки зрения нынешнего состояния экономики региона и ее долгосрочных перспектив.

Научно-образовательная экосистема университета - это сложная, многокомпонентная интегриро-ванно развивающаяся открытая система, представляющая собой совокупность взаимодействующих в научно-образовательном процессе субъектов, объектов, связей; аккумулирующая материальные и нематериальные (материально-технические, технико-технологические, инновационные, интеллектуальные, финансовые и др.) ресурсы и человеческий капитал с целью генерации и трансфера новых знаний, технологий, инноваций, обеспечивающая эффективное функционирование (адаптацию, интенсификацию, оптимизацию), и от которой зависит успех образовательного учреждения, его устойчивость и конкурентоспособность во внешней среде.

Успешная (целеустремленная) экосистема всегда нацелена на практический результат. Поэтому ключевой показатель ее эффективности - способность поддерживать долгосрочную устойчивость и конкурентоспособность вуза во внешней среде. А современный университет вступает во взаимодействие

с внешними по отношению к вузу субъектами (отраслями промышленности, профессиональными объединениями, консультантами) прежде всего для того, чтобы сохранить и укрепить свое место на рынке труда и расширить круг заинтересованных в нем субъектов экономической деятельности.

Следует подчеркнуть, что экосис-темная концепция концентрируется на комплексных процессах взаимодействия организации с внешней средой (в сетях клиентов, конкурентов, партнеров), где в фокусе внимания - управление этими процессами путем формирования целей организации и определения путей их достижения в условиях динамично меняющейся конкурентной внешней среды. Это, в свою очередь, предполагает создание во внутренней и внешней по отношению к организации среде условий, повышающих ее долгосрочную конкурентоспособность в борьбе за превосходство и лидерство.

Экосистемный подход в рассматриваемом контексте обеспечения конкурентоспособности предусматривает формирование (реструктуризацию) адекватной внешним условиям и целям развития организационно-функциональной структуры и технологической платформы организации, разработку организационно-управленческого инструментария управления изменениями организации на основе внутреннего (научно-образовательного, финансово-экономического, инфраструктурного и пр.) и внешнего потенциала с точки зрения места организации в сети клиентов, конкурентов, партнеров, уровня технологий и инновационности, способности генерировать новые знания, качества, уникальности и востребованности предоставляемых образовательных услуг, устойчивости к динамично меняющимся вызовам.

Экосистемный подход также позволяет учитывать особенности и факторы внешней по отношению к организации среды, такие как структура

экономики и ее хозяйственная специфика, стратегические приоритеты развития базовых отраслей и прогнозные перспективы структурной трансформации экономики в целом. Так как именно внешняя среда формирует запросы на изменения: текущий и перспективный спрос на трудовые ресурсы, рабочую силу, научно-технологические разработки и услуги, что определяет образовательную стратегию подготовки специалистов в контексте жестких императивов основных тенденций развития экономики, потребностей рынка труда и ключевых работодателей.

Организационно-управленческий механизм управления изменениями вуза представляет собой системно упорядоченную совокупность нормативно-правового, административно-распорядительного, бюджетно-финансового, хозяйственно-экономического регулирования, осуществляемого разноуровневыми органами управления в рамках установленных полномочий, посредством которой формируется, поддерживается и развивается благоприятная внутренняя среда организации для обеспечения ее устойчивого конкурентоспособного развития и достижения целевых показателей (результатов) в условиях конкурентной динамично меняющейся внешней среды.

Технологическая платформа научно-образовательной экосистемы университета представляет собой сложнокомпонентную интегрированную в научно-образовательный процесс техноструктуру, включающую в себя совокупность вовлеченных в научно-образовательный оборот материальных и нематериальных ресурсов, объектов инфраструктуры и результатов деятельности, составляющих материально-техническую основу, обеспечивающую условия для реализации научно-образовательной деятельности с учетом профиля вуза.

Профиль вуза определяет систему взаимоотношений с предприятиями и индустриальными партнерами, совместно с которыми осуществля-

ется обучение студентов с использованием их базы и персонала. Подготовка таких специалистов происходит прежде всего в интересах самих предприятий, которые для вуза являются системными потребителями образовательных услуг и результатов научных исследований.

Технологическая платформа (техносфера) определяет профиль вуза с точки зрения приоритетов образовательной и научной деятельности, которые подтверждаются конкретными результатами и достижениями. Технологическая платформа университета является производной целенаправленной деятельности, в рамках которой формулируются научно-технические (технологические) приоритеты высшего учебного заведения и которая формируется под воздействием специализации вуза с целью наилучшего соответствия его научно-образовательной экосистемы стратегическим целям и задачам конкурентоспособного развития.

Формирование и развитие технологической платформы происходит под воздействием исторических традиций деятельности вуза, а также целевой стратегии его развития, определяемой текущим и перспективнымс спросом системных и потенциальных потребителей услуг образования высшего учебного заведения, что предполагает развитие его технологической платформы в фокусе тенденций экономики и рынка труда, формирующих запрос на квалифицированные кадры и научные исследования.

Для выбора стратегии развития вуза, являющегося системообразующим для экономики региона, критически важно, чтобы научно-образовательная экосистема, технологическая платформа и организационно-функциональная структура соответствовали требованиям экономики с точки зрения возможности кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей ключевых отраслей. И одной из стратегических задач опорного

высшего учебного заведения выступает эффективная научно-образовательная и производственная кооперация с заинтересованными партнерами-стейкхолдерами на основе эффективного взаимодействия в «треугольнике знаний»: образование - наука - инновации/бизнес.

Проблемы формирования

опорного вуза Арктического региона в условиях

неопределенности и рисков

В 2015 году стартовал проект по созданию и развитию опорного университета в Мурманской области. Проект предполагает оптимизацию сети государственных вузов путем объединения Мурманского государственного технического университета, Мурманского государственного гуманитарного университета и Кольского филиала Петрозаводского государственного университета в г. Апатиты. Целью объединения этих вузов служит повышение эффективности региональной системы высшего образования и выведение ее на качественно новый уровень, что не только кардинально изменит образовательный профиль Мурманской области, но и станет серьезным фактором, препятствующим продолжающемуся оттоку населения в другие регионы страны [11], будет способствовать снижению оттока на обучение в столичные вузы наиболее подготовленных выпускников школ - потенциальных специалистов, занятых в сфере освоения Арктической зоны Российской Федерации.

Достижение цели модернизации высшего образования в соответствии с задачами социально-экономического развития Мурманской области планировалось за счет реализации программы развития объединенного университета, создаваемого на базе Мурманского государственного гуманитарного университета и Мурманского государственного технического университета [11]. При этом, как показала практика, возник ряд высоковероятных рисков, связанных с негатив-

ными эффектами реализации этой программы.

Так, до настоящего времени остается нерешенным вопрос законодательного признания технического университета морской образовательной организацией после смены его учредителя (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2017 года № 647-р) и последующей реорганизации, что ставит под сомнение возможность продолжения подготовки плавательного состава членов экипажей судов в соответствии с международными и российским требованиями (в 2018 году у МГТУ заканчивается срок действия Соглашения о признании). Это может привести к массовому оттоку курсантов университетов, которых насчитывается более 1,6 тыс. человек, потери части высококвалифицированных педагогических кадров, снижению трудового потенциала рыбной отрасли региона, предприятия и организации которой будут испытывать дефицит специалистов и не смогут обеспечить себя квалифицированными кадрами, необходимыми для поддержания их устойчивого развития.

Игнорирование этих негативных факторов ослабит конкурентные позиции Мурманской области в национальном экономическом пространстве по уровню развития человеческого капитала, что приведет к снижению инвестиционной привлекательности региона, ухудшению инвестиционных возможностей при реализации комплексных проектов [8].

Следует признать, что в последние годы Мурманской областью утрачено имевшееся в недавнем прошлом заметное преимущество по уровню развития человеческого и образовательного потенциала в сравнении со среднероссийскими показателями, что является следствием потери экономических преимуществ проживания в Заполярье, снижением реальных доходов граждан (82 % к уровню 2013 г., или на 12 %) и оттока населения (433 тыс. человек, 183,5 тыс. чело-

век, 37,8 тыс. человек по отношению к уровню 1990, 2000, 2010 г. соответственно) [3, 4]. В Мурманской области сохраняется один из самых высоких показателей миграционного оттока населения в Северо-Западном федеральном округе, по которому область находится на 9-м месте среди всех регионов этого округа. При этом за пределы региона выезжает наиболее мобильное, то есть молодое и образованное, население.

Своего рода ответной реакцией на меры, связанные с оптимизацией региональной сети вузов и созданием опорного университета, осуществляемые в условиях нормативно-правовой неопределенности, межведомственной несогласованности, отсутствия четко проработанной программы действий, а также непросчитанных рисков и неблагоприятных социальных последствий, стало сокращение масштабов подготовки специалистов. Так, только за период с 2015 по 2016 годы Мурманская область потеряла более 4,3 тыс. человек, обучающихся по программам высшего образования, что составило 30,7 % к уровню

2015 года (2015 г. - 14114 человек,

2016 г. - 9782 человек) [2]. Это стало в буквальном смысле аномалией и крайне негативной тенденцией с точки зрения воспроизводства человеческого потенциала, а с учетом сложной демографической ситуации в Мурманской области - невосполнимой потерей интеллектуальных человеческих ресурсов.

В результате в Мурманской области охват населения высшим образованием (показатель, который учитывается в индексе развития человеческого потенциала) упал ниже показателя охвата населения средним профессиональным образованием, что является беспрецедентным с точки зрения современной экономики, тем более с учетом задачи перехода на инновационный путь развития.

В 2016 году Мурманская область оказалась на 71-м месте среди всех субъектов Российской Федерации

по охвату населения высшим образованием [12, 13], что является худшим результатом за всю историю региона. Прогноз на будущее также неутешительный - уже в текущем 2017 году область будет занимать 80-е место среди регионов России и последнее 9-е место в Северо-Западном федеральном округе.

Исходя из анализа статистических данных и тенденций социально-экономического развития региона, важно разработать и предложить такую модель модернизации высшего образования, которая сможет не только комплексно обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров с учетом отраслевой специфики экономики региона, минимизировать, если не исключить риски возможных негативных социальных последствий, но и обеспечить его конкурентоспособность высшей школы в национальном образовательном пространстве.

Возможным подходом решения этой сложной общественно значимой задачи может быть создание на инженерно-технологической платформе научно-образовательной экосистемы МГТУ университетского Центра инноваций и технологий в области морской хозяйственной деятельности Арктического макрорегиона, экономика которого имеет ярко выраженный морехозяйст-венный профиль.

Создание на базе университетского Центра пространства инноваций и технологий в сфере морской хозяйственной деятельности на Арктическом региональном направлении позволит:

- исключить или существенно снизить риски возможных отрицательных социальных последствий, связанных с законодательными аспектами организации морского образования;

- обеспечить системное исполнение поручения Президента России в части гарантий подготовки кадров для рыбохозяйственного комплекса, распоряжения Правительства Российской Федерации по открытию военной кафедры

в Мурманском государственном техническом университете для подготовки кадров в интересах Министерства обороны Российской Федерации по военно-учетным специальностям, родственным гражданским морским специальностям.

Мурманский государственный технический университет как центр инноваций и технологий

В настоящее время стратегия развития Мурманского государственного технического университета направлена на создание в рамках приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» университетского центра инновационного и технологического развития по подготовке высококвалифицированных специалистов и проведению научных исследований для морской хозяйственной деятельности на Арктическом региональном направлении.

В рамках данного подхода свою миссию МГТУ видит в повышении роли университета в инновационном научно-техническом развитии морехозяйственного комплекса Арктического макрорегиона, увеличении вклада университетского образования и науки в развитие кадрового потенциала морской деятельности на основе эффективного взаимодействия в «треугольнике знаний»: образование - наука - инновации/бизнес.

При этом базовым приоритетом вуза является подготовка инженерных кадров и научные исследования для отраслей арктической экономики, связанных с морской деятельностью, так как именно инженерный корпус является ядром кадрового потенциала инновационного развития Арктического макрорегиона, экономика которого имеет ярко выраженную морскую специфику.

Стратегия МГТУ базируется на системной оценке возможностей перспективного научно-технологического развития с учетом достигнутого уровня, имеющихся ресурсов, подтвержденных конкретными ре-

зультатами научных заделов и человеческого капитала с целью результативного содействия в решении задач перехода на инновационный путь развития экономики морехозяйственного комплекса Арктического макрорегиона.

Набор ключевых универсальных компетенций университета формируется в разрезе направлений научно-технологического развития профильных для вуза отраслей экономики с учетом прогноза развития науки, образования и кадрового обеспечения, в котором определены ключевые тренды наиболее востребованных компетенций высококвалифицированных кадров.

В рамках данного подхода целевая модель компетенций университета, которая позволит обеспечить вузу эффективное конкурентоспособное развитие в национальном образовательном пространстве, включает:

- формирование и развитие уникальной инновационной экосистемы университета, обеспечивающей технологическую и бизнес-инфраструктуру (отраслевых центров инжиниринга) компаниям, осуществляющим разработку и реализацию проектов по приоритетным направлениям научно-технологического лидерства в области морской хозяйственной деятельности в Арктике;

- вовлечение студентов, аспирантов и научно-педагогических работников в инновационную и предпринимательскую деятельность;

- увеличение доходов университета от коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (оказание наукоемких услуг, реализация объектов интеллектуальной собственности, пр.);

- участие в реализации проектов Национальной технологической инициативы по профильным для университета научно-техническим направлениям «Мари-нет» (Мап№^: е-Навигация (е-Ш^айоп), технологии освоения

ресурсов океана и инновационное судостроение;

- реализацию проектно-ориенти-рованных программ магистратуры и магистратуры по технологическому предпринимательству с вовлечением предприятий реального сектора экономики;

- развитие арктических прикладных компетенций экосистемного подхода подготовки инженерных кадров, технико-технологического предпринимательства, создание программ поддержки инновационного предпринимательства (стартап-акселераторов) с участием институтов развития и компаний, заинтересованных в разработке новых технико-технологических решений по направлениям научных заделов университета (проект создания лаборатории ихтиопатологии МГТЦ - «Русское море»).

Эффективное использование и наращивание уникальных преимуществ единственного в Арктической зоне России специализированного морского вуза позволит:

- обеспечить устойчивость и конкурентоспособность региональной системы высшего образования в национальном образовательном пространстве;

- повысить вклад высшего образования в модернизацию и развитие экономики региона, создание и развитие море-хозяйственных кластеров: море-хозяйственный сервисно-технологический (технологического обеспечения шельфовой добычи в Арктике), транспортно-логи-стический (Мурманский транспортный узел, Северный морской путь), рыбохозяйственный кластер [8];

- более гибко реагировать на запросы региона и теснее интегрировать свою деятельность с региональными индустриальными партнерами отраслей экономики, связанных с морской деятельностью;

- включаться в проектную деятельность содействия компа-

ниям в реализации проектов по направлениям научно-исследовательских разработок актуальных для развития региональных морехозяйствен-ных кластеров;

комплексно решать задачи кадрового обеспечения высококвалифицированными востребованным специалистами ак-ватерриториального комплекса Арктического макрорегиона;

повысить уровень применения регионального образовательного потенциала и привести его в полное соответствие со стратегическими направлениями комплексного развития региональной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция развития объединенного университета, создаваемого на базе ФГБОУ ВО «МАГУ» и ФГБОУ ВО «МГТУ». Режим доступа: http://www.mstu.edu.ru/info/docs/university/files/conception.pdf (дата обращения: 15.11.2017).

2. Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. Мурманская область.http://indicators.miccedu. ru/monitoring/_vpo/material..php?type=2&id=10105 (дата обращения: 15.11.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мурманская область. Статистический ежегодник. Мурманск: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, 2016. 239 с.

4. Мурманская область в цифрах. Мурманск: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, 2017. 132 с.

5. Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации № 295 от 15 апреля 2014 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. http://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 15.11.2017).

6. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2012. № 1. Ст. 216.

7. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2765-р от 29 декабря 2014 г. // Собр. законодательства Российской Федерации. 2015. № 2. Ст. 541.

8. О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года: Постановление Правительства Мурманской области № 768-ПП/20 от 25 декабря 2013 г. Режим доступа: www.docs.cntd.ru. (дата обращения: 15.11.2017).

9. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации № 497 от 23 мая 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.base.garant.ru (дата обращения: 15.11.2017)..

10. Программа развития Мурманского арктического государственного университета на период 2017-2021 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mshu.edu.ru/files/admin/programma-razvitiya-magu-2017-2021.pdf (дата обращения: 15.11.2017).

11. Проект программы развития объединенного университета, создаваемого на базе ФГБОУ ВО «МАГУ» и ФГБОУ ВО «МГТУ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mstu. edu. ш program_masu.pdf (дата обращения: 15.11.2017).

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2016. 1328 с.

13. Россия в цифрах. 2017. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2017. 513 с.

LITERATURA

1. Koncepciya razvitiya ob»edinennogo universiteta, sozdavaemogo na baze FGBOU VO «MAGU» i FGBOU VO «MGTU». Rezhim dostupa: http://www.mstu.edu.ru/info/docs/university/files/conception.pdf (data obrashcheniya: 15.11.2017).

2. Monitoring ehffektivnosti deyatel'nosti organizacij vysshego obrazovaniya. Murmanskaya oblast'.http://indicators.miccedu.ru/ monitoring/_vpo/material.php?type=2&id=10105 (data obrashcheniya: 15.11.2017).

3. Murmanskaya oblast'. Statisticheskij ezhegodnik. Murmansk: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Murmanskoj oblasti, 2016. 239 s.

4. Murmanskaya oblast' v cifrah. Murmansk: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Murmanskoj oblasti, 2017. 132 s.

5. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya na 2013-2020 gody»: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 295 ot 15 aprelya 2014 g. (s izmeneniyami i dopolneniyami) [EHlektronnyj resurs]. http:// base.garant.ru/70643472/ (data obrashcheniya: 15.11.2017).

6. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 2227-r ot 8 dekabrya 2011 g. // Sobr. zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012. № 1. St. 216.

7. Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 2227-r ot 8 dekabrya 2011 g. // Sobr. zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012. № 1. St. 216.

8. O Strategii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Murmanskoj oblasti do 2020 goda i na period do 2025 goda: Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoj oblasti № 768-PP/20 25 dekabrya 2013 g. Rezhim dostupa: www.docs.cntd.ru. (data obrashcheniya: 15.11.2017).

9. O Federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 497 ot 23 majya 2015 g. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.base.garant.ru (data obrashcheniya: 15.11.2017).

10. Programma razvitiya Murmanskogo arkticheskogo gosudarstvennogo universiteta na period 2017-2021 gg. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.mshu.edu.ru/files/admin/programma-razvitiya-magu-2017-2021.pdf (data obrashcheniya: 15.11.2017).

11. Proekt programmy razvitiya ob»edinennogo universiteta, sozdavaemogo na baze FGBOU VO «MAGU» i FGBOU VO «MGTU» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.mstu. edu. ru program_masu.pdf (data obrashcheniya: 15.11.2017).

12. Regiony Rossii. Social'no-ehkonomicheskie pokazateli. M.: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, 2016. 1328 s.

13. Rossiya v cifrah. 2017. M.: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki, 2017. 513 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.