Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития молочного скотоводства Ульяновской области с учетом типологизации административных районов'

Формирование стратегии развития молочного скотоводства Ульяновской области с учетом типологизации административных районов Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Долгова И.М., Александрова Н.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития молочного скотоводства Ульяновской области с учетом типологизации административных районов»

торгового оборудования для осуществления коммерческой деятельности оптовыми организациями на условиях долгосрочной аренды. Осуществление такого рода проектов невозможно без государственной поддержки. Интересен опыт создания и функционирования оптового продовольственного рынка в Краснодарском крае, где был реализован пилотный проект в форме государственно-частного партнерства строительства имущественного комплекса оптового продовольственного сельскохозяйственного рынка «Изумрудный город». ООО «Изумрудный город» - это многофункциональный центр для обслуживания граждан, имеющих крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, производящих круглогодично овощи.

В рамках реализации проекта создания РОЛЦ по второму варианту целесообразно между Администрацией г. Рязани и ООО «РОЛЦ» заключить инвестиционное соглашение, в рамках которого Администрация принимает на себя обязательства по оказанию Инвестору государственной поддержки в форме освобождения от уплаты налога на имущество организаций в соответствии с законом Рязанской области от 06 апреля 2009 года № 33-оз « О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области» [1]. Также Администрацией будет выделен в аренду земельный участок площадью 1,5 га сроком на 10 лет с подведенными инженерными коммуникациями. При этом арендная плата за пользование государственным имуществом будет снижена до 50% на срок пользования землей. На срок реализации проекта (4 года) ставка налога на прибыль будет снижена на 4,5% и составит 15,5%. Рассчитанная сумма капитальных затрат по проекту составит 138 млн. руб., а срок окупаемости - 8 лет.

Реализация проекта РОЛЦ в форме государственно-частного партнерства осложняется отсутствием в Рязанской области регионального закона «Об участии в государственно-

частном партнерстве». А государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Рязанской области осуществляется только по приоритетным направлениям. Строительство оптово-логистических центров торговли продовольствием по действующему законодательству не является приоритетным направлением [1]. В связи с этим автором рекомендовано внести изменения в закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области» в целях обеспечения продовольственной безопасности региона.

Таким образом, успешная реализация проекта создания РОЛЦ по одному из двух предложенных вариантов, будет способствовать совершенствованию механизма формирования регионального рыбного рынка, стабилизации цен на рыбную продукцию в регионе за счет закупки больших партий рыбы, насыщению рыбного рынка региона за счет роста потребления рыбы, а также развитию межрегиональных связей. Модель организации РОЛЦ может быть применима и в других регионах ЦФО.

Источники

1. Закон Рязанской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области» от 06.04.2009 г. №33-оз. Рязань, 2009.

2. Конкурентоспособность предприятий АПК как фактор реализации экономических интересов региона [Текст] / И.Г. Шашкова, И.Н. Гравши-на, С.И. Шашкова, Ф.А. Фомин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 5. - С. 41-43.

3. Рязанская область в цифрах, 2013 : статистический сборник [Текст] / Территор. орган Федер. Службы гос. стат. по Ряз. обл. - Рязань, 2014. -285 с.

4. Строим холодильный склад [Электронный ресурс] // Логистический портал: сайт. - иЯЬ: http//www.lobamv-logistm/ИbraIy/356/5 5379 (дата обращения: 01.06.2015).

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ С УЧЕТОМ ТИПОЛОГИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАЙОНОВ

Долгова И.М., к.э.н., доц., Александрова Н.Р., ассист. ФГБОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина»

Развитие агропромышленного комплекса обусловливает необходимость концентрации производства сельскохозяйственного сырья и его переработку в тех территориальных зонах, где имеются организационно-экономические и природно-климатические условия, обеспечи-

вающие наибольшую его эффективность.

В настоящий период отсутствует единая методика зонирования территории по уровню эффективности производства молока, поэтому существует необходимость разработки методических подходов к оценке уровня развития

отрасли методом кластерного анализа с использованием показателей, отражающих потенциальные факторы размещения их производства.

Основой предлагаемой методики зонирования территории по уровню производства молока выступает ранжирование объектов по двум критериям:

1. Значимости отрасли молочного скотоводства, отражающей степень специализации и концентрации производства;

2. Конкурентоспособности производства, характеризующей уровень эффективности данной отрасли.

Разграничение объектов на несколько

кластеров дает возможность определить приоритетные стратегические направления развития отрасли для каждого из них.

Ранжирование районов области по концентрации и специализации производства молока показало, что индекс значимости отрасли варьирует в пределах от 0,069 в Павловском районе до 3,161 в Чердаклинском районе, что в 45,8 раза выше.

Ранжирование районов области по уровню и эффективности производства молока показало, что индекс конкурентоспособности меняется в пределах от 0,777 в Старокулаткин-ском районе до 1,577 в Чердаклинском районе, что в 2,03 раза выше (рис. 1).

Рисунок 1 - Ранжирование административных районов Ульяновской области по конкурентоспособности производства молока

На основании полученных данных можно построить двухмерную матрицу значений интегральных показателей для каждого района. Определение границ секторов (кластеров) целесообразно производить экспертным мето-

дом на основе концентрации районов. В нашем случае всю совокупность районов по уровню развития производства молока целесообразно разделить на три группы согласно степени концентрации точек (табл. 1).

Таблица 1 - Типология административных районов Ульяновской области по уровню производства

молока в 2013 г.

Тип района Районы

Высокий уровень производства молока Чердаклинский, Мелекесский, Сурский

Средний уровень производства молока Ульяновский, Вешкаймский, Майнский, Сенгилеевский, Ку-зоватовский, Старомайнский, Радищевский, Цильнинский

Низкий уровень производства молока Барышский, Инзенский, Новоспасский, Старокулаткинский, Николаевский, Павловский, Карсунский

Результаты оценки развития отрасли мо- по представленным критериям свидетельству-

лочного скотоводства в Ульяновской области ет о том, что только 3 района области имеют

высокий уровень развития производства молока, 8 - средний уровень и 7 районов с низким уровнем, что свидетельствует о наличии проблем, связанных с эффективностью производства молока.

Анализ производства молока в административных районах (табл. 2) позволил выявить следующие территориальные различия:

1. Административные районы с высоким уровнем развития отрасли характеризуется значительной долей в производстве и реализации молока и высокой рентабельностью производства, обусловленной высокой продуктивностью коров, низкими прямыми затратами труда и высокой ценой реализации. На группу приходится наибольшая величина прибыли от реализации молока в расчете на 1 район -

Таким образом, наибольший интерес, с точки зрения развития молочного скотоводства в Ульяновской области, представляет группа с 3 административными районами. С учетом проведенного анализа для каждого типа районов определены стратегии развития.

В соответствии с программой развития молочного и мясного скотоводства в Ульяновской области в 2014-2018 гг. и в результате внедрения предложенных стратегий для каждой группы районов, разработан план-прогноз развития молочного скотоводства на ближайшую перспективу.

Результаты определения прогнозируемого совокупного потребления молока в Ульяновской области свидетельствуют о том, что для удовлетворения потребностей населения региона в данном продукте в 2020 г. потребу-

32894,3 тыс. руб.

2. Административные районы со средним уровнем развития отрасли характеризуются меньшей концентрацией производства относительно районов с высоким развитием отрасли. В среднем на 1 район приходится 7230,9 тыс. руб. прибыли от реализации молока. При этом эффективность отрасли в данной группе составляет в среднем 20,8 %.

3. Административные районы с низким уровнем развития отрасли отличаются низкой долей в производстве и реализации молока (менее 2,5%). При этом средний уровень рентабельности отрасли составляет в данной группе 16,9 %, что обусловлено низкой продуктивностью и низкой ценой реализации молока.

ется 392,4 тыс. т молока. С учетом сложившейся динамики изменения потребления населению региона будет не доставать 11,4 % молока, с учетом фактического производства -32,1 %. Такая тенденция в потреблении молока сохраниться до 2024 г., когда прогнозный уровень потребления будет соответствовать рациональной норме (320 кг).

Для решения проблемы обеспечения населения Ульяновской области молоком и молочными продуктами была проведена оптимизация структуры производства молока по зонам Ульяновской области. Модель оптимизации структуры производства сельскохозяйственной продукции позволила рассчитать оптимальное сочетание отраслей сельского хозяйства и определить оптимальный вариант размещения молочного скотоводства. Соглас-

Таблица 2 - Уровень производства молока в административных районах Ульяновской области в 2013 г.

Показатели Группы районов по уровню производства молока

низкий средний высокий

Число районов в группе 7 8 3

Средняя доля района группы в (в %) поголовье коров 2,3 5,4 13,7

валовом производстве молока 1,6 5 16,2

объеме реализации молока 1,6 4,5 17,7

в выручке от реализации молока 1,4 4,3 18,8

в прибыли от реализации молока 1,1 4,2 19,3

Средний индекс значимости отрасли 0,285 0,824 3,1

Продуктивность, ц 27,5 34,7 44,6

Производственная себестоимость 1 ц, руб. 1012,9 1129,5 1217,7

Затраты труда на 1 ц, чел.-ч 4,2 3,1 1,9

Полная себестоимость 1 ц, руб. 1074,3 1169 1291,7

Цена реализации 1 ц, руб. 1256,1 1412,4 1570,9

Прибыль в расчете на 1 ц, руб. 181,8 243,4 279,2

Средний размер прибыли на 1 район, тыс. руб. 1952 7230,9 32894,3

Уровень рентабельности производства, % 16,9 20,8 21,6

Средний индекс конкурентоспособности 1,005 1,068 1,226

но решению наибольшее поголовье коров в 2018 г. будет сосредоточено в Восточной зоне - 37 %, а наименьшее поголовье коров - в Южной зоне (15%). Наибольшая доля в производстве молока в 2018 г. будет в Восточной зоне - почти 41%, в Центральной зоне - 26 % и в Западной зоне - 23%.

Расчет экономической эффективности производства и размещения молочного скотоводства подтверждает необходимость пересмотра структуры производства и изменения размещения отрасли, что, в частности, позволит увеличить прибыль от реализации и уровень рентабельности (табл. 3).

Таблица 3 - Эффективность производства и реализации молока в сельскохозяйственных

предприятиях Ульяновской области

Показатели 2013 г. 2018 г. 2018 г. в % к 2013 г.

Среднегодовой удой молока, кг 3883 4402 113,4

Затраты труда на 1 ц, чел.-ч 2,7 2,2 81,5

Производственная себестоимость 1 ц, руб. 1173 1411 120,3

Полная себестоимость 1 ц, руб. 1223 1551 126,8

Цена реализации 1 ц, руб. 1479 2086 141,0

Прибыль от реализации в расчете на 1 гол., руб. 7841 19220 в 2,5 р.

Прибыль от реализации 1 ц, руб. 256 535 в 2,1 р.

Рентабельность производства, % 20,9 34,5 +13,6п.п.

Рентабельность продаж, % 17,3 25,6 +8,3 п.п.

Таким образом, оптимизация структуры производства молока по зонам Ульяновской области позволит увеличить к 2018 г. среднегодовой удой молока на 13%, прибыль от реализации в расчете на 1 гол. - в 2,5 раза, прибыль от реализации 1 ц молока - в 2 раза, а уровень рентабельности производства и рентабельности продаж - на 13,6 п.п. и 8,3 п.п. соответственно.

Таким образом, в развитии молочного скотоводства отмечается тенденция к устойчивому развитию и все необходимые для этого предпосылки.

Источники

1. Александрова Н.Р. Проблемы и пути развития сельского хозяйства радищевского района Ульяновской области // Материалы III Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современ-

ном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения» - Ульяновск: УГСХА, 2011. - Том I. - С. 42 - 49.

2. Долгова И.М. Основные тенденции развития отрасли животноводства в Ульяновской области // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». - Ульяновск: ГСХА им. П.А. Столыпина, 2012. - Том III. - С. 64 - 70.

3. Долгова И.М. Экономические отношения в сфере производства и переработки молока в Ульяновской области. - М.:ФГУП «ЭКС-ПЛОР», 2005. - 186 с.

4. Стукач В.Ф., Юдина Е.В. Устойчивое развитие молочного скотоводства в регионе: монография. - Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2012. - 200 с.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ АГРООРГАНИЗАЦИЙ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА МАКСИМАЛЬНЫЙ ВЫХОД ПРОДУКЦИИ С ЕДИНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА

ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ ЗАТРАТАХ

Гусманов У.Г., д.э.н., проф., Низомов С.С., асп., ФГБОУ ВО Башкирский государственный

аграрный университет

В современных условиях развитие аграрной экономики повышение экономической эффективности и конкурентоспособности производство зерна является важнейшей составляющей успешного функционирования сельскохозяйственных организаций [1, 2]. Клю-

чевым фактором, определяющим позитивное развитие зернового хозяйства, является формирование оптимальной отраслевой структуры непосредственно на уровне агроорганизаций.

Рассматриваемые изменения структуры товарной продукции соответствуют природно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.