Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований'

Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
864
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА / ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / THE STRATEGIC MANAGEMENT / BALANCE SCORECARD / STRATEGIC MAP / ACTIVITY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закиров Ильнур Дильфатович, Тажитдинов Илшат Азаматович, Казаков Владимир Владимирович

Рассматривается методология разработки стратегии развития муниципального образования с использованием сбалансированной системы показателей (Balance Scorecard BSC) и процессно-ориентированного подхода. Такой подход позволяет не только соединить стратегические цели с тактическими задачами и показателями деятельности, но и измерить эффективность по всем уровням организации процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the methodology of municipal formations development strategies on the basis of the Balance Scorecard (BSC) and the activity-based approach. This method allows to combine strategic aims with tactical problems and the figures of activity and to measure the effectiveness of all levels of process organization

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований»

И.Д. Закиров, И.А. Тажитдинов, В.В. Казаков

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Рассматривается методология разработки стратегии развития муниципального образования с использованием сбалансированной системы показателей (Balance Scorecard - BSC) и процессно-ориентированного подхода. Такой подход позволяет не только соединить стратегические цели с тактическими задачами и показателями деятельности, но и измерить эффективность по всем уровням организации процесса.

Ключевые слова: стратегическое управление; сбалансированная система показателей; стратегическая карта; процессноориентированный подход.

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования (МО) - выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии уровня развития МО и о системе мер и ресурсов, используемых муниципальными органами власти для приближения этого будущего.

Сам процесс формирования и реализации стратегии достаточно сложный, поэтому необходим инструментарий, позволяющий наилучшим образом довести информацию о социально-экономическом положении и самой стратегии развития МО до населения, муниципальных служащих и местного бизнес-сообщества и оценить эффективность результатов деятельности по всем уровням управления. Такой инструментарий, применительно к МО, может быть разработан на основе двух популярных в настоящее время концепциях -сбалансированной системы показателей и процессноориентированного подхода [1-3].

Предлагаемая технология разработки стратегии социально-экономического развития МО включает взаимосвязанное выполнение следующих этапов, представленных на рис. 1.

Начальным этапом является определение информационной базы для разработки стратегии - проведение стратегического анализа МО и территории, на котором расположено МО. Такой подход обусловлен предметом ведения МО, поскольку органы МСУ могут распоряжаться только законодательно закрепленными в качестве муниципальной собственности ресурсами. В то же время необходимо учитывать также территориальные ресурсы государственных органов власти (федеральных и региональных), направленных на развитие экономики МО: повышение заработной платы и занятости населения, расходы на выполнение социальных услуг и повышение качества жизни населения и др.

Результатом стратегического анализа, в рамках единой концепции социально-экономического развития региона, является определение миссии МО и стратегического выбора МО (совокупностью приоритетных видов деятельности МО), формирующих видение его будущего с позиций согласования интересов МО и субъекта федерации. Цель разработки миссии заключается в руководстве, контроле и мотивации социально-экономического развития МО как единого целого и в то же время как составной части региональной и российской экономик к реализации поставленных и согласованных целей. Формулирование миссии МО является одной из центральных моментов разработки его стратегии. Миссия характеризует основное назначение МО, цели его сущест-

вования для жителей, для окружающего мира в историческом плане. В то же время миссия - это визитная карточка МО, рекламный проспект, призванный сообщить наиболее важные особенности его существования и развития.

На третьем этапе реализуется инструмент отображения ССП - стратегическая карта, связывающая в единое целое стратегические цели, ключевые показатели результативности и их желаемые значения, а также стратегические инициативы, направленные на достижение поставленных целей [4, 5]. На данном этапе в иерархическом порядке происходит:

- формирование стратегических целей МО по аспектам: население, финансы, экономика, эффективность управления МО;

- определение ключевых факторов успеха как основных условий достижения сформированных стратегических целей по аспектам деятельности МО;

- выбор ключевых показателей результативности для измерения поставленных целей;

- установление целевых значений ключевых показателей на основе сопоставления внешних факторов развития и внутреннего потенциала МО;

- формирование стратегических инициатив (программ, проектов, отдельных мероприятий), направленных на достижение поставленных целей, определение необходимых ресурсов для реализации, их ранжирование и выбор на основе сравнительной оценки по критериям степени воздействия на достижение поставленных целей, денежных и временных затрат на осуществление инициативы; ожидаемой величины экономического и социального эффекта и риска (сложности) реализации.

Этапы реализации и мониторинга результатов необходимы для получения своевременной и адекватной информации о ходе и результатах реализации стратегии, на основании которой органами муниципальной власти могут быть приняты управленческие решения по корректировке стратегии, необходимые для достижения стратегических целей МО.

Рассмотрим некоторые особенности формирования третьего этапа - стратегической карты. Деятельность МО рассматривается обычно в трех аспектах - социальной, финансовой и экономической. Однако результаты деятельности во всех указанных выше направлениях (аспектах) существенно зависят от эффективности деятельности органов муниципальной власти.

Авторы предлагают выделить следующие аспекты деятельности МО, в рамках которых определяются стратегические цели развития и показатели их достижения (рис. 2).

Согласование

Интересы субъекта РФ

1-й этап. Стратегический анализ

Стратегический анализ МО

Стратегический анализ территории

тг

тг

3-й этап. Разработка стратегической карты МО

Обоснование структуры сбалансированной системы показателей МО

Население Финансы (бюджет МО) Экономика Эффективность управления МО

Формирование структуры стратегической карты в рамках ССП МО (цели, КФУ, система показателей)

Формирование стратегических инициатив (программ, проектов, мероприятий)

і Ї

4-й этап. Реализация стратегической карты МО

Реализация стратегических инициатив (целевых программ)

Мониторинг результатов реализации стратегии (оценка соц.-эк. состояния МО)

Рис. 1. Технология разработки стратегии развития МО на основе сбалансированной системы показателей

В стратегической карте также устанавливаются причинно-следственные связи между самими аспектами, стратегическими целями, ключевыми факторами успеха и показателями результативности.

Существенными проблемами внедрения методологии ССП на муниципальный уровень являются:

1) невозможность оценки степени влияния (вклада) выбранных программных направлений в каждой сфере на достижение стратегических (конечных) целей. Данная

оценка эффективности необходима для оптимизации ограниченных ресурсов и максимизации результата;

2) трудности из-за специфики МО как объекта управления в определении конечного и непосредственного результата (соответственно, определение показателей достижения стратегических и тактических целей) в ходе выполнения программных мероприятий. Это необходимо для эффективного мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития МО.

Рис. 2. Структура направлений деятельности МО

Выделенные проблемы могут быть решены с использованием процессно-ориентированного подхода с применение двух технологий - процессно-ориентированного анализа рентабельности (АВРА) и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Процессно-ориентированный анализ рентабельности разработан для коммерческих организаций и заключается в оценке степени влияния каждого бизнес-процесса на клиента [6]. Клиент является единицей анализа, при этом результаты сравниваются с затратами на осуществление данных бизнес-процессов - это и есть рентабельность клиента. Применение этого метода к МО позволило бы оценить степень влияния каждого процесса на конечный результат оказания услуги населению, независимо как от источников, так и от исполнителей. Трудности - отсутствие опыта применения в отношении к МО, а также не определены в целом бизнес-процессы оказания услуг населению и понятия «муниципальная услуга», «муниципальные процессы».

БОР - метод планирования и использования бюджетных ресурсов в целях оптимального достижения измеримых конечных общественно значимых результатов [7]. В рамках БОР решаются следующие задачи: повышение качества бюджетных услуг и обеспечение эффективности бюджетных расходов. При БОР бюджеты носят программный характер - средства привязаны к определенным программам и выделяются целой суммой. Поэтому проблемой является определение вклада процесса организации услуги в достижение результатов.

Таким образом, соединение социально-экономического и бюджетного планирования на принципах процессно-ориентированного подхода позволит создать модифицированную модель формирования стратегии развития и оценки эффективности деятельности МО. На основе такой модели можно оценить влияние направлений, осуществляемых в рамках бюджета (предмет ведения МО) и взаимоувязанных между собой программных мероприятий на достижение стратегических целей для конкретного субъекта - гражданин,

проживающий на территории МО, хозяйствующий субъект, муниципальный служащий (рис. 3).

Программные мероприятия (программы) в рамках модифицированной ССП МО включают в себя следующие элементы: государственные и муниципальные программы социально-экономического развития МО, программы развития хозяйствующих субъектов, внутренние программы по повышению квалификации муниципальных служащих.

Средства, необходимые для реализации программных мероприятий, включают в себя следующие элементы:

1) расходы местного бюджета в сфере услуг населению (образование, ЖКХ и т.д.);

2) расходы вышестоящих бюджетов на исполнение МО переданных государственных полномочий в сфере услуг населению;

3) средства, выделяемые на реализацию муниципальных программ социально-экономического развития МО;

4) средства, выделяемые на реализацию государственных программ социально-экономического развития МО;

5) средства хозяйствующих субъектов, выделяемых на реализацию собственных программ экономического развития;

6) средства хозяйствующих субъектов, направленных на софинансирование муниципальных программ социально-экономического развития МО;

7) средства, выделяемые на реализацию внутренних программ по повышению квалификации муниципальных служащих.

Если расходы бюджетов различных уровней распределяются непосредственно по всем направлениям предметов ведения, то средства государственных и муниципальных программ, а также средства софинансирования хозяйствующими субъектами муниципальных программ распределяются в зависимости от приоритетов развития, т.е. одного или нескольких наиболее важных (социально значимых) направлений.

Формирование Программ развития в рамках ССП МО

Аспект «Финансы»

Г осударственный уровень управления

Переданные государственные полномочия органам МСУ

Гос. (фед., регион.) программы соц.-экон. развития МО

Муниципальные уровень управления

Собственные полномочия

Мун. программы соц.-экон. развития МО

Аспект «Экономика»

Софинансирование Х.С. муниципальных программ

Программы развития Х.С.

Эффективность управления МО

Программы по повышению квалификации, тренинги и т.д.

* Ресурсы чч / \

/ \

/ %

/ Расходы вышестоящих 4 / бюджетов (субвенции) '

Средства, выделяемые на \ реализацию гос. программ 1

Расходы местного бюджета

Средства, выделяемые на реализацию муниципальных программ

Средства Х.С., выделяемые » на реализацию программ развития I

\ Средства, выделяемые * йа реализацию внутренних ' программ *

Непосредственный результат в соц. сфере

тг1

Аспект «Население»

Жилье

ЖКХ

Образование

Здравоохранение

Социальная защита

Благоустройство

Безопасность

Транспорт и связь

Культура и спорт

Непосредственный результат $ сфере экономика (хоз. субъекты)

Непосредственный результат в сфере управления муниципальным персоналом

Рис. 3. Модифицированная ССП МО с применением концепций АВРА и БОР

Тем не менее все эти элементы ресурсов трансформируются в продукт - социальные услуги, предназначенный для гражданина, проживающего на территории МО, и представляют собой затраты по каждому направлению и объем социальных услуг, полученных гражданином в рамках данного направления.

Таким образом, формирование и реализация стратегии социально-экономического развития МО в рамках ССП и построение на ее основе стратегических карт с использованием процессно-ориентированного подхода будет способствовать эффективному социально-экономическому развитию МО. Предложенная модель ССП МО позволяет:

1) представить общую картину развития МО и соединить стратегические цели с тактическими задачами и показателями деятельности;

2) оценить влияние направлений, осуществляемых в рамках бюджета и взаимоувязанных между собой программных мероприятий на достижение стратегических целей по каждому выделенному аспекту: «Население», «Экономика», «Финансы» и «Эффективность управления МО» и измерить эффективность по всем уровням организации процесса;

3) определить причинно-следственные связи между показателями и стратегическими целями и в конечном итоге оценить эффективность влияния мероприятий на стратегические цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Формирование стратегии развития муниципальных образований / Под ред. Д.А. Гайнанова Уфа: Гилем, 2007. 163 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Казаков В.В. Управление развитием муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления. Томск: Изд-во НТЛ, 2005.

216 с.

3. Казаков В.В. Современные подходы к управлению развитием муниципальных образований. Томск: Изд-во НТЛ, 2007. 214 с.

4. Рой Ж., Ольве Н.Г., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансиро-

ванной системы показателей. М.: Вильямс, 2003. 304 с.

5. Казаков В.В., Сотников А.С. Управление развитием региональных комплексов и их финансовое обеспечение. Томск: Изд-во НТЛ, 2006.

204 с.

6. Оценка эффективности бизнеса / Маршал В. Мейер; Пер. с англ. А.О. Корсунский. М.: Вершина, 2004. 272 с.

7. Управление региональными и муниципальными финансами: Учеб. пособие. СПб.: Леонтьевский центр, 2007. 492 с.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 4 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.