Научная статья на тему 'Формирование стратегии поведения в конфликтной ситуации под влиянием спортивной деятельности'

Формирование стратегии поведения в конфликтной ситуации под влиянием спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
438
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / CONFLICT / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / SPORT ACTIVITY / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ / CONFLICT SITUATIONS AND WAYS TO RESOLVE THEM / STRATEGY OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цзюньминь Ван

В статье раскрыты объективные и субъективные причины, возникновения межличностных конфликтов в спорте, приведен обзор факторов, влияющих на их возникновение, описаны стратегии поведения спортсменов в конфликтных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цзюньминь Ван

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING THE FORMATION OF STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS UNDER THE INFLUENCE OF SPORTS ACTIVITIES

The article deals with objective and subjective reasons of occurrence of interpersonal conflicts in sports, provides an overview of the factors influencing their emergence, describes the strategic behavior of athletes in conflict situations.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии поведения в конфликтной ситуации под влиянием спортивной деятельности»

УДК 159.9:796.01

Ван Цзюньминь,

Университет Наньтун. Китай, провинция Цзянсу,

e-mail: 476912707@QQ.com

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье раскрыты объективные и субъективные причины, возникновения межличностных конфликтов в спорте, приведен обзор факторов, влияющих на их возникновение, описаны стратегии поведения спортсменов в конфликтных ситуациях.

Ключевые слова: конфликт, спортивная деятельность, соревновательная деятельность стратегия поведения, конфликтные ситуации и пути их разрешения.

Wang Junmin,

Nantong university, China, Jiangsu Province,

e-mail: 476912707@QQ.com

LEADING THE FORMATION OF STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS UNDER THE INFLUENCE OF SPORTS ACTIVITIES

Abstract: the article deals with objective and subjective reasons of occurrence of interpersonal conflicts in sports, provides an overview of the factors influencing their emergence, describes the strategic behavior of athletes in conflict situations..

Keywords: sport activity, conflict, strategy of behavior, conflict situations and ways to resolve them.

Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. В силу своих личностных особенностей и опыта, каждый человек ведет себя определенным образом. Это замечание справедливо и в отношении спортивной деятельности. Стоит обратить внимание на тот факт, что спортивная деятельность трансформирует конфликт в некую социально одобряемую форму, со своими правилами, нормами и тем самым дает

возможность выхода естественных потребностей личности без ущерба для окружающих. Вместе с тем спорт несёт и противоречия, так способствуя физическому и психическому развитию человека, некоторые виды спорта требуют проявления агрессии, физического насилия над соперником - это единоборства, регби, американский футбол, и др.

Межличностные конфликты в спорте возникают в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести условия занятий спортом, рост физических и эмоциональных нагрузок в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, «жесткие» условия спортивной конкуренции. К субъективным факторам - индивидуальные потребности, личностные качества, особенности самосознания («Я») спортсменов в их восприятии и межличностном общении в совместной спортивной деятельности под руководством тренера команды.

Анализ литературных источников показал, что в предупреждении и разрешении конфликтов во взаимоотношениях спортсменов-мужчин с их тренером чаще всего используются стратегии «соперничество -сотрудничество». Для спортсменов-женщин характерна противоречивая стратегия «избегания», «компромисса», «сотрудничества» «приспособления». Иначе говоря, в конфликтных ситуациях в спортивной деятельности женщины склонны чаще выбирать более гибкую и скрытую позицию в межличностных конфликтах по сравнению с мужчинами. (Блинов В.А. [1], Воронин И.Ю. [2], Петров С. И. [3], Парамонова Г.А. [4], Сулейманов И.И. [5]).

Спортсмены и тренеры имеют собственный опыт конфликтного поведения и общения в спортивной деятельности, обусловленный их индивидуально-личностными особенностями, спецификой спортивного взаимодействия с партнерами и соперниками в условиях учебно -тренировочной и соревновательной деятельности. Выявление и доказательное объяснение этих особенностей позволит наметить пути

повышения уровня личностной компетентности тренеров и спортсменов в предупреждении и продуктивном решения конфликтных ситуаций в спортивной деятельности.

Отмечено, что чем выше уровень спортивного мастерства испытуемых, тем чаще в решениях конфликтов у них доминируют стратегии «компромисса» и «сотрудничества» и реже стратегия явного «соперничества». Выявлено влияние спортивной специализации поведение у участников конфликтов. У представителей лыжного спорта доминирует «компромисс» и «соперничество». Для тхэквондистов и борцов характерны высокие показатели стратегий «соперничества», «компромисса», низкие показатели по шкале «приспособление». Для пловцов более характерна стратегия «компромисса» и меньшая склонность к «соперничеству».

Полученные данные свидетельствуют, что стратегию «соперничество» чаще всего избирают те спортсмены, у которых наиболее выражены показатели «вербальной агрессии», «агрессивных действий», «принятия агрессии». Для спортсменов же склонных к «сотрудничеству», более характерны высокая «эмоциональная реактивность», «гиперкомпенсация», «личностная тревожность». В тоже время им не свойственна «жертвенность», они не склонны использовать «адаптивную защиту», менее обидчивы, стремятся избегать конфликтов, в конфликте предпочитают стратегию «компромисс».

Для спортсменов, предпочитающих стратегию «приспособления» в конфликтах, характерны показатели психической «выносливости» и «динамичности». В межличностном общении они менее эмоциональны, избегают споров с партнерами, соперниками, тренером. Такие спортсмены в конфликтных ситуациях чаще всего используют психозащитную стратегию «рационализации».

Анализ количественных показателей выявленных стратегий поведения в конфликте обнаружил положительную взаимосвязь «компромисса» и «избегания». Обнаружены также достоверные отрицательные парные корреляции показателей стратегий «соперничество - приспособление», «избегание - компромисс»; «сотрудничество - избегание», что требует дополнительной интерпретации.

Выявлен особый тип «спортивных конфликтов» из-за неудач в соревнованиях по критерию «кто виноват?» Такие конфликты чаще всего возникают в спортивно-игровых командах по причинам, обусловленным существенными различиями субъективного восприятия, переживания и личностной интерпретацией своих и действий соперников под влиянием соревновательного стресса. При этом общей тенденцией является «экстернальный эффект» снятия личностной ответственности за неудачи в игровых действиях, стремление спортсменов приписывать собственные ошибки и неудачи успешным действиям соперников.

Особую значимость для спортивной деятельности ассертивной стратегии поведения в предупреждении и разрешении межличностных конфликтов в команде. Уверенное т.е. ассертивное поведение, увеличивает возможности спортсмена в выборе способов, действий, приёмов рационального самоконтроля состояний в конфликтных ситуациях в спортивной деятельности. Спортсмены, использующие ассертивную стратегию поведения обладают более высоким уровнем самоуважения и адекватной самооценкой, редко вступают в пререкания с судьями и трене-ром, они более целеустремленны и дисциплинированны, являются хозяевами своего слова, а неудачи в соревнованиях воспринимают как побуждение к совершенствованию своего спортивного мастерства и достижению успеха в будущем.

Рационализация включает в себя «интеллектуализацию» и «сублимацию». Демонстрирующие эти стратегии испытуемые проявляют

целеустремленность, самостоятельность, ответственность, личностную зрелость, умеют распоряжаться своим личным временем и способностям преодолевать трудности спортивной жизни.

Благоприятное решение конфликта невозможно без психологической готовности человека переосмыслить и использовать более широкий спектр стратегий поведения. Так как, нельзя выделить универсальной стратегии, которая была бы максимально эффективной абсолютно во всех конфликтных ситуациях. Как указывал Сенека, «самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой».

Конфликт является частью общественной, профессиональной и личной жизни людей. В демократическом обществе, каждый человек имеет возможность отстаивать свои интересы и завершать возможные конфликты конструктивно, социально одобряемыми методами. Неумение конструктивно разрешать конфликты является причиной социальной напряженности в обществе, организации, команде, семье.

Спорт снимает ряд причин и мотивов возникновения конфликтов в обыденной жизни. Воспитывает быть ответственным за свои поступки через телесный контроль и самоконтроль эмоционального состояния (сотрудничество - 1 место и компромисс - 2 место в рейтинге стратегий поведения).

При этом вырабатывает привычку к определенному поведению (соц. желательное поведение), соблюдению правил и применению силы только в четко прописанных рамках (ассертивность).

Полученные данные позволили выявить особый тип «спортивных конфликтов» из за неудач в соревнованиях по критерию «кто виноват?» Такие конфликты чаще всего возникают в спортивно-игровых командах по причинам, обусловленным существенными различиями субъективного восприятия, переживания и личностной интерпретацией своих и действий соперников под влиянием соревновательного стресса. При этом

общей тенденцией является «экстернальный эффект» снятия личностной ответственности за неудачи в игровых действиях, стремление спортсменов приписывать собственные ошибки и неудачи успешным действиям соперников.

Выявлено, что «рационализация» включает в себя «интеллектуализацию» и «сублимацию». Демонстрирующие эти стратегии спортсмены проявляют целеустремленность, самостоятельность, ответственность, личностную зрелость, умеют распоряжаться своим личным временем и способностям преодолевать трудности спортивной жизни.

Для дальнейшего повышения профессионального мастерства можно рекомендовать программу социально-психологического тренинга для тренеров и спортсменов на тему: «Конструктивное поведение в конфликте: элементы обучения, коррекции и психотерапии».

Применение данной программы СПТ в системе психологической помощи спортсменам и тренерам в условиях учебно-тренировочных сборов (УТС) поможет тренеру предупреждать конфликтные ситуации в команде, связанные как со спортивной деятельностью, так и с ситуациями межличностного общения членов его команды вне спорта.

Список литературы

1. Анцупов А. Я. Системная концепция конфликтов // Мир психологии, 2005. - № 2. - С. 24-35.

2. Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2007. - 174 с.

3. Козырев Г. И. Основы конфликтологии. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 320

с.

4. Блинов В.А. Управление конфликтами в процессе подготовки футболистов-юношей 13-14 летнего возраста / Автореф. дисс. канд. пед. наук - Омск, 2001.- 19 с.

5.Воронин И.Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде / Автореф дисс.канд. пед. наук. - Белгород, 2000.

6.Петров, С. И. Конфликты в спорте и социально-психологический тренинг как средство их разрешения / Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 2004. - 216 с.

7. Парамонова Г.А. Проблемы конфликтного взаимодействия в спортивных командах // Научн. исслед. и разработки в спорте / Вестник аспирантуры и докторантуры.- Вып. 12 / СПб: СПбГАФК, 2003. -с.167-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.