Innovative development of regions
Клименков Г. В. Klimenkov G. V.
кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник Пермского филиала ФБГУН «Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук», г. Пермь, Российская Федерация
УДК 332.1 (470.5)
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УПРАВЛЯЮЩЕЙ СТРУКТУРЫ РЕГИОНА
Дается представление о формировании стратегии организации и функционирования управляющей структуры региона в соответствии с ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Основные проблемные ситуации в регионах страны говорят о неэффективности деятельности управляющих структур регионов. Указывается на необходимость концептуализации понятий: стратегия стратегическое управление, стратегическое планирование, целеполага-ние, учет, прогнозирование, программирование, политика, координация, организация, ответственность, стратегия, стратегический анализ и т.д. Перечислены основные информационно-логические процессы на макро-, мезоуровнях планирования и управления.
Предложен механизм построения системы адаптивного управления регионом.
Ключевые слова: управляющая структура региона, стратегическое планирование и управление, адаптивное управление.
FORMATION OF STRATEGY ORGANIZATION AND OPERATION OF THE MANAGEMENT STRUCTURE
OF THE REGION
To give an idea about the formation of a strategy the management structure of the organization and functioning of the region in accordance with the Federal Law «On the strategic planning in the Russian Federation». Law of the Russian Federation, state and municipal strategic management and defines the legal framework for the coordination of fiscal policy, strategic planning, strategic cooperation with the scientific community and other organizations of the federal bodies of state authority of the Russian Federation, local authorities and planning. The main problem of the situation in regions of the country talking about the ineffectiveness of the activities of regional management structures. The necessity of conceptualization of concepts: the strategy of strategic management, strategic planning, goal setting, accounting, forecasting, programming, policy, coordination, organization, responsibility, strategy, strategic analysis, etc. It lists basic information and logical processes at the macro planning and management meso levels.
The mechanism of the construction of the adaptive control system of the region.
Key words: control structure of the region, strategic planning and management, adaptive management.
Практическая реализация приоритетов разработки, утверждения требований и рекомендаций соответствующих стратегических планов, а также мониторинга и контроля их выполнения осуществляется управляющими структурами всех участников стратегического планирования в соответствии с ФЗ РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ [1].
Существует большое количество проблемных ситуаций в регионах страны, в Федеральных округах (ФО) наблюдаются следующие проблемы:
1) падение физических объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;
2) низкая инвестиционная активность;
3) усиление деструктивных демографических процессов (рост естественной убыли населения и миграционная убыль);
4) сокращение количества объектов социальной и инженерной инфраструктуры (сокращение детских дошкольных учреждений в районах области, числа мест в них, числа дневных образовательных учреждений, числа больничных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов);
5) снижение уровня и качества жизни населения;
6) экологические проблемы;
7) рост численности управленческого персонала администраций, отсутствие, снижение профессионализма, компетенции, коррупция и т.д.
Эти хронические проблемы свидетельствуют о неэффективности деятельности управляющих структур (УС) регионов.
При двухуровневой системе местного самоуправления на территории микрорегионов ФО расположены муниципальные образования: городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения. С передачей ответственности за развитие территории на локальный уровень произошло обострение всех социально-экономических проблем территорий.
Поскольку с передачей ответственности за социально-экономическое развитие территорий на местный уровень улучшения процесса функционирования управляющих структур не произошло, то формировать стратегию
Инновационное развитие регионов
необходимо в соответствии с ФЗ РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (Глава 1, Статья 1, Пункт 1) [1], который устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Принцип ответственности регулирует структуру власти в соответствии с Главой 3, Статьей 7, Пунктом 7 [1]. Он означает, что участники стратегического планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов стратегического планирования, осуществления мероприятий по достижению целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и за результативность и эффективность решения задач социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В основу формирования стратегии организации управляющей структуры должны быть положены концепты (смыслы) понятий стратегического управления с целью создания ее термино-системы и лингвистического обеспечения [4] процесса моделирования системы стратегического планирования.
В первую очередь, необходима концептуализация понятий: стратегия, стратегическое управление, стратегическое планирование, целеполагание, учет, прогнозирование, программирование, политика, координация, организация, ответственность, стратегия, стратегический анализ и т.д.
В программу формирования стратегии организации работоспособной управляющей структуры региона входят информационно-логические процессы:
Innovative development of regions
I. На макроуровне:
1. Разработка и корректировка основных направлений деятельности Правительства РФ. Разработка стратегических ориентиров и требований Федерального центра к развитию экономики в ФО;
2. Разработка аппаратами полномочных представителей Президента и Администрациями субъектов Федерации предложений по стратегическим национальным приоритетам развития экономики РФ и схемам территориального планирования;
3. Предварительная оценка и согласование предложений с Федеральными органами исполнительной власти госструктурами, бизнесом, муниципальными образованиями МО, населением;
4. Внесение корректировок по результатам согласования, формирование стратегических национальных приоритетов развития и схем территориального планирования;
5. Мониторинг состояния социально-экономического развития территорий и контроль УС, выявление аппаратами полномочных представителей Президента РФ и Администрациями субъектов Федерации проблем, связанных с реализацией стратегических национальных приоритетов социально-экономического развития в ФО и формирование сводного массива стратегических проблем на основе мониторинга и контроля функционирования управляющих структур;
6. Формирование блоков: целеполагание, учет, прогнозирование, анализ, управляющее воздействие — с целью постановок задач и создания условий для решения стратегических проблем. Формирование целевых нормативов, разработка государственных и муниципальных стандартов качества жизни стратегического плана развития территории ФО;
7. Разработка и утверждение Правительством РФ стратегий социально-экономического развития макрорегионов.
II. На мезоуровне:
1. Анализ стартовых условий развития социально-экономического потенциала муниципальных образований, внутренних закономерностей, внешних факторов, определяющих развитие МО, в том числе кадро-
вого и информационного составляющих потенциала;
2. Интегральная оценка социально-экономической ситуации в каждом муниципальном образовании в виде сети проблемных ситуаций (ПС);
3. Стратегическое целеполагание, в т.ч. повышение качества жизни населения;
4. Формирование политик: социальная (охрана здоровья населения, социальная защита, регулирование социально-демографических процессов, образования, занятости, транспортного обеспечения и прочее), экологическая, экономическая (структурная, инновационно-инвестиционная, партнерских отношений, поддержка предпринимательства, финансовая, международного сотрудничества);
5. Формирование необходимых и достаточных информационных потоков;
6. Формирование, корректировка управляющей структуры на базе новейших информационных технологий.
Формирование эффективной стратегии организации управляющей структуры осуществляется вместе с созданием и обеспечением эффективного функционирования многоярусного механизма адаптивного управления (МАУ) [2-8]. Сущность механизма состоит в организации целенаправленного взаимодействия Федеральных властных структур, совместно с другими участниками стратегического управления при формировании, корректировке и реализации стратегического плана для достижения намеченных результатов.
Назначение механизма адаптивного управления состоит в обеспечении работоспособности всей многоярусной управляющей структуры при переводе экономики РФ в качественно новое состояние, характеризуемое достижением принятых стратегических приоритетов и целей развития.
Состав многоярусного МАУ [5] как сложной концептуальной системы включает в себя концепции стратегического развития, функции лиц, принимающих решения (ЛПР), методологию управления стратегического, перспективного, тактического управления, модели связей и отношений участников стратегического управления и т.д.
Адаптивное управление означает, что формирование и последующее функционирование механизма управления должны осуществляться с учетом возможных изменений внешних и внутренних факторов среды [4], которые могут обуславливать внесение в его состав новых элементов и соответствующих корректировок его программы.
Программа формирования стратегии организации и функционирования управляющей структуры региона реализуется с помощью новейших информационных технологий на базе экспертной системы «Руководитель» [3].
Процессы реструктуризации современных промышленных предприятий связаны с внедрением различного рода инноваций и осуществлением инновационных проектов. Для управления процессом внедрения инновационных проектов предприятие ПСС должно иметь возможность точной оценки последствий этого в каждый момент в разрезе различных ситуационных задач [7].
Для внедрения инновационных стратегий на предприятии должны быть достаточно веские основания, которые могут быть определены на базе анализа узких мест. В качестве узких мест выделяются подразделения в каждой из функциональных подсистем предприятия по критерию снижения эффективности или превращения затрат на недопустимую величину. При этом предприятие должно ориентироваться на стабильную производственно-экономическую деятельность в стратегической перспективе, которая может определяться постоянным процессом оптимизации объемов выпускаемой продукции по каждому ее виду:
— нестационарность отдельных параметров систем и стохастичность ее поведения;
— уникальность и неопределенность поведения системы в конкретных условиях; наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;
— способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
— способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям;
— способность адаптироваться к изменяющимся условиям;
Инновационное развитие регионов
— способность и стремления к целепола-ганию, т.е. формированию целей внутри системы.
Процесс реструктуризации условно предлагается разделить на два этапа.
На первом этапе предприятие проводит анализ производственно-экономической деятельности, выделение и анализ узких мест, а также обоснование необходимости реструктуризации предприятия или какого-либо отдельно взятого подразделения.
На втором этапе проводится процесс реструктуризации.
Принципиальная схема изложенной последовательности этапов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Процесс реструктуризации
Вывод
Таким образом, предприятие имеет задачу о выборе и внедрении некоторой инновационной стратегии, что связано с достаточно
Innovative development of regions
сложным и многоуровневым процессом управления различного рода ресурсами.
Оценка, выбор и внедрение инновационных стратегий должны осуществляться с
помощью логико-лингвистического моделирования, разработка которого невозможна без упорядочения основных направлений и видов инновационных стратегий предприятия.
Список литературы
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
2. Клименков Г.В., Кукор Б.Л. Инновационное развитие оборонно-промышленного комплекса в рыночных условиях / РАН, УрО, Ин-т экономки; под общ. ред. Г.В. Клименкова. Пермь: ООО «Издательский дом «Ника», 2008. 162 с.
3. Кукор Б.Л., Пыткин А.Н., Клименков Г.В. Основы стратегического управления в региональной экономике (построение систем ситуационного управления на базе логико-лингвистического моделирования) // РАН, УрО, Ин-т экономки; под общ. ред. Б.Л. Кукора. Пермь: ООО «Издательский дом «Ника», 2009. 337 с.
4. Теория стратегического анализа и методология управления предприятием, отраслью в конкурентной среде / Г.В. Клименков, А.Н. Пыткин, Б.Л. Кукор, Ю.В. Мишарин, Е.А. Атаманова, В.Б. Главацкий, И.И. Дымковец, А.В. Белых, А.Н. Суханов, А.В. Зинченко, А.Г. Столбов, Е.С. Кузнецова, С.В. Москвин, Е.А. Малыгин, А.Т. Бабко, И.Ю. Иванова, С.Н. Зубарев, С.С. Одинцов, А.П. Филимонов, А.Ю. Кустов, А.А. Юрчик; под общ. ред. А.Н. Пыткина, Б.Л. Кукора. Пермь: ООО «Издательский дом «Ника», 2012. 300 с.
5. Кукор Б.Л., Клименков Г.В., Одинцов С.С., Мелешин К.Ю. Основы теории адаптивного управления промышленным комплексом региона / Под общ. ред. Б.Л. Кукора, Г.В. Клименкова. Пермь: ООО «Издательский дом «Ника», 2013. 104 с.
6. Концептуальные положения и методологические подходы совершенствования адаптивного управления промышленным комплексом региона в конкурентной среде / Б.Л. Кукор, А.Н. Пыткин, Г.В. Клименков, С.С. Одинцов, К.Ю. Мелешин, С.Н. Зубарев; под общ. ред. Б.Л. Кукора, Г.В. Клименкова.
Пермь: ООО «Издательство Института экономики УрО РАН», 2014. 240 с.
7. Организационно-методическая модель адаптивного управления промышленным комплексом региона в конкурентной среде / Б.Л. Кукор, Г.В. Клименков, С.Н. Зубарев, Н.А. Кузьмин, А.П. Филимонов; под ред. Б.Л. Кукора, Г.В. Клименкова. Екатеринбург-С.Петербург: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, 2015. 142 с.
8. Теоретическое основы формирования и функционирования соморазвивающихся экономических систем / Б.Л. Кукор, А.Н. Пыткин, Г.В. Клименков,Ю.В. Мишарин, Е.А. Атаманова, И.И. Дымковец, А.В. Зинченко, С.В. Москвин, А.Т. Бабко, И.Ю. Иванова, О.А. Барташева, Ю.В. Варламова, С.Н. Зубарев, Г.Ф. Фейгин, С.С. Одинцов, А.П. Филимонова, А.Ю. Кустов, В.А. Смольянинова; под общ. ред. А.Н. Пыткина, Б.Л. Кукора. Пермь: ООО «Издательский дом «Ника», 2011. 110 с.
References
1. Federal Law of June 28, 2014 № 172-FZ «On the Strategic Planning in the Russian Federation».
2. Klimenkov G.V., Kukor B.L. Innovative Development of the Military-Industrial Complex in Market Conditions / RAS, Ural Branch, Institute of economy; under the total. ed. G.V. Klimenkov. Perm: LLC «Publishing House «Nika», 2008. 162 p.
3. Kukor B.L., Pytkin A.N., Klimenkov G.V. Fundamentals of Strategic Management in the Regional Economy (Construction of Situational Management Systems on the Basis of Logical and Linguistic Modeling) // Russian Academy of Sciences, Ural Branch, Institute of Economy; under the total. Ed. B.L. Kukor. Perm: LLC «Publishing House «Nika», 2009. 337 p.
4. The Theory of Strategic Analysis and Methodology of Enterprise Management, the
Industry in the Competitive Environment / G.V. Klimenkov, A.N. Pytkin, B.L. Kukor, U.V. Misharin, E.A. Atamanova, V.B. Glavatsky, I.I. Dymkovets, A.V. White, A.N. Sukhanov, A.V. Zinchenko, A.G. Pillars, E.S. Kuznetsova, S.V. Moskvin, E.A. Malygin, A.T. Babko, I.Y. Ivanova, S.N. Zubarev, A.P. Odintsov, A.Y. Filimonov, A.A. Yurchik; under the total ed. A.N. Pytkin, B.L. Kukor. Perm: LLC «Publishing House «Nika», 2012. 300 p.
5. Kukor B.L., Klimenkov G.V., Odintsov S.N., Meleshin K.Y. Fundamentals of Adaptive Control Theory Industrial Complex in the Region / under total ed. B.L. Kukor, G.V. Klimenkov. Perm: LLC «Publishing House «Nika», 2013. 104 p.
6. Conceptual Positions and Methodological Approaches to Improving the Adaptive Control of The Industrial Complex of The Region in a Competitive Environment / B.L. Kukor, A.N. Pytkin, G.V. Klimenkov, S.S. Odintsov, K.Y. Meleshin, S.N. Zubarev; under total ed.
Инновационное развитие регионов
B.L. Cukor, G.V. Klimenkov. Perm: LLC «Publishing House «Nika», 2014. 240 p.
7. Organizational and Methodological Model Adaptive Control of Industrial Complex of the Region in a Competitive Environment / B.L. Kukor, G.V. Klimenkov, S.N. Zubarev, N.A. Kuzmin, A.P. Filimonov; ed. B.L. Kukor, G.V. Klimenkov. Yekaterinburg-St.Petersburg: Federal State Institution of Science Institute of Economics of the Urals Branch of the Russian Academy of Sciences, 2015. 142 p.
8. The Theoretical Bases of Formation and Functioning of Economic Self-Developing Systems / B.L. Kukor, A.N. Pytkin, G.V. Klimenkov, J.V. Misharin, E.A. Atamanova, I.I. Dymkovets, A.I. Zinchenko, S.V. Moskvin, A.T. Babko, I.Y. Ivanova, O.A. Bartasheva, U.V. Varlamov, S.N. Zubarev, G.F. Feigin, S.S. Odintsov, A.P. Filimonov, A.Y. Scrubs, V.A. Smolyaninova; under the total ed. A.N. Pytkin, B.L. Kukor. Perm: LLC «Publishing House «Nika», 2011. 110 p.