DOI 10.15593/2224-9354/2018.2.13 УДК 658.842:004.78
Г.В. Клименков
ПРОГРАММА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ -ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Показана необходимость смены социально-политического и социально-экономического устройства общества на основе народовластия. В стране наблюдается системный кризис, о котором сигнализируют деиндустриализация и автономная рецессия, а правительство не признает: оно проводит политику сохранения компрадорской системы и, следовательно, сохранения системного кризиса России (рецессия - бюджетный кризис - внутриполитический кризис - кризис федеративного устройства). Приведен анализ работы экспертных групп - лидеров, в настоящее время работающих над будущим развития России (мы насчитали 12 таких экспертных групп от олигархически-компрадорских до казачьей и вузовско-академической). Все предлагаемые и сегодняшняя система общественно-политического и общественно-экономического устройства общества противоречат закону вертикальной интеграции усилий общества. Работа всех групп, за исключением казачьей и вузовско-академической, направлена только на выжимание прибыли из промежуточного, а не из конечного продукта. Нужно, чтобы она была направлена на устойчивое развитие России (баланс составляющих развития: социального, экономического, институционального и экологического), должен быть отдан приоритет в решении проблем не «олигархам», а народу (народовластие, власть первична, экономика вторична). Предложено реализовывать не программу «Цифровая экономика», а программу «Умное управление, умное правительство», основанную на использовании систем адаптивного управления, систем ситуационного управления на базе логико-лингвистических моделей. Эти системы управления разработаны командами Пермского филиала ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» и ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет». Системы управления реализуют в себе функции управления и свойства экспертных систем, свойства прогнозирования, быстрого распознавания и предложения разрешения проблемных ситуаций, предупреждения рисков, выявления «альянсов» и скрытой мотивации, паразитических схем и структур. Для каждой территории (нижний уровень) система управления наполняется с учетом деятельности региональной, окружной и федеральной власти (верхний уровень управления).
Ключевые слова: система социально-политического и социально-экономического устройства общества, народовластие, стратегическое планирование, цифровая экономика, система адаптивного управления на базе логико-лингвистического моделирования.
Прошедший 1-3 июня 2017 года С.-Петербургский экономический форум рассматривал развитие так называемой цифровой экономики, а 28 июля 2017 года Д.А. Медведев уже утвердил Программу цифровой экономики на уровне Правительства РФ [1].
С этой Программой В.В. Путин шел на выборы Президента РФ. Она является вариантом только программы информатизации («цифровизации»), т.е. по внедрению НИТ в работу государственной службы, предприятий и не более того, а необходима Программа «Умное управление, умное правительство».
© Клименков Г.В., 2018
Клименков Геннадий Владимирович - канд. техн. наук, доцент кафедры «Экономика и управление народным хозяйством», ст. научный сотрудник ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» (Пермский филиал), e-mail: [email protected].
Посмотрите, какое у нас «Управление»..., какое у нас «Правительство»..., какова у нас «Власть». Внедрение Программы цифровой экономики не решит поставленных перед страной задач, прежде всего связанных с движением (развитием) систем общественно-политического и общественно-экономического устройства общества - в направлении народовластия.
Правительство РФ дезориентировано: в 2015 году Д. Медведев главным считал «риск ускорения» [2], а в 2016 году - «риск свыкания со стагнацией» [3].
Работа экспертных групп над будущим России. Проанализируем работу экспертных групп - лидеров, в настоящее время работающих над будущим развития России [4]. Мы насчитали таких экспертных групп 12 (от олигархически-компрадорских до казачьей [5] и вузовско-академической [6]):
1. «Открытая Россия» (М. Ходорковский).
2. ЦСР - Центр стратегических разработок (А. Кудрин, Е. Гурвич, В. Мау, Е. Ясин, Я. Кузьминов, В. Дворкович, Д. Медведев).
3. МЭР РФ - Министерство экономического развития (М. Орешкин).
4. Аналитический центр при Правительстве РФ (К. Носков, Л. Григорьев).
5. МЭФ и ТПП РФ - Московский экономический форум и Торгово-промышленная палата (К. Бабкин, Р. Гринберг).
6. ВЭО и НИИР - Вольное экономическое общество и Питерский институт нового индустриального развития (С. Бодрунов).
7. «Столыпинский клуб» (Б. Титов, С. Глазьев, А. Клепач, Я. Миркин).
8. СФ РФ - Совет Федерации РФ (С. Калашников, Н. Рыжков).
9. ИНП РАН - Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН (В. Ивантер, Б. Порфирьев, А. Широв и др.).
10. Экономическое сообщество журнала «Экономист» (В. Дасковский, В. Киселев, А. Селезнев, Б. Плышевский, А. Амосов, Л. Стрижкова, А. Адамеску и др.).
11. Научная команда казаков [5] (ПКО - Прикамский казачий округ, атаман ПКО - казачий полковник Н. М. Трухин) - переход на социально-экономический строй - за народовластие (без «революций», «без шума, без крови, без пыли ...», все в соответствии с ФЗ № 131 в «пилотном» режиме -выполнение реформы народовластия). Затем на базе народовластия переход к новой социально-экономической системе устройства общества.
12. Команда Пермского филиала ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» и ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» - по построению работы не «цифровой экономики» [1], а «умного управления» [6], систем адаптивного управления регионами и Россией, построением систем ситуационного управления на базе логико-лингвистических моделей. Эти системы управления реализуют в себе функции управления и свойства экспертных систем, свойства прогнозирования, быстрого распознавания и предложения разрешения проблемных ситуаций, предупреждения рисков, выявления «альянсов» и скрытой мотивации, паразитических схем и структур.
Все их можно поделить на 3 группы [4, 7]:
1) группа А. Кудрина,
2) группа Б. Титова с академиком РАН С. Глазьевым,
3) научная группа казачества (ПКО - Прикамский казачий округ, атаман ПКО - казачий полковник Н.М. Трухин) и команда Института экономики УрО РАН и Санкт-Петербургского государственного экономического университета с внедрением не «цифровой экономики», а «умного управления».
Специфика научного подхода следующая:
1. Необходимость совершенствования (развития) общественно-политического и общественно-экономического устройства общества. Отвечаем на вопрос: работаем на интересы исключительно олигархов или на удовлетворение и интересов народа? Сейчас стоит главный вопрос - вопрос о власти! АВТОРИТАРНАЯ система власти или НАРОДОВЛАСТИЕ? [5].
2. Неоиндустриальная парадигма современного развития. Закон вертикальной интеграции как закон экономической системы исторически высшего типа. Отношение к системному кризису - это отношение к деиндустриализации, импорту инфляции, максимизации компрадорской ренты.
3. Следование точно определенным системным принципам.
Все предлагаемые и сегодняшняя система общественно-политического и общественно-экономического устройства общества противоречат закону вертикальной интеграции усилий общества. Работа всех групп, за исключением № 11 и 12, направлена только на выжимание прибыли из промежуточного, а не из конечного продукта. Нужно, чтобы система была направлена на устойчивое развитие России, т.е. баланс составляющих развития: социального, экономического, институционального и экологического (группы № 11 и 12).
Для примера мы приводим список системных принципов неоиндустриальной парадигмы (мы собрали их воедино - всего примерно 28 принципов) [4]:
• императив перехода России на магистраль новой индустриализации -наукоемкой и технотронной;
• формирование экономической системы исторически высшего типа, полностью адекватной закону вертикальной интеграции;
• новая целевая функция системы: максимизация добавленной стоимости (зарплата, бюджет государства, прибыль частного капитала), а не только прибыли;
• новая форма организации воспроизводства: в форме многоотраслевых цепочек добавленной стоимости;
• признание стратегическим конкурентным преимуществом не дешевой рабочей силы, а дорогостоящей и высококвалифицированной;
• планирование нового типа: не индикативное, а инклюзивное, или консенсус-планирование;
• государство нового типа: не безответственное, а социально ответственное;
• государство не как ночной сторож олигархически-компрадорской собственности, а государство качества - качества жизни людей, качества окружающей среды, качества продуктов питания, качества науки и образования, качества здравоохранения;
• создание своих цепочек добавленной стоимости и ТНК, а не встраивание в чужие;
• конкуренция с иностранным капиталом не на внутреннем рынке России, а на внешнем рынке (не на своей, а на чужой территории) и т.п.
В итоге, как указывалось ранее, Правительство РФ дезориентировано, состояние системного кризиса, о котором сигнализируют деиндустриализация и автономная рецессия, правительство не признает: оно проводит политику сохранения компрадорской системы и, следовательно, сохранения системного кризиса России (идет рецессия - бюджетный кризис - внутриполитический кризис - кризис федеративного устройства, что дальше?).
Выводы отечественной политической и экономической науки:
• необходимо развивать систему социально-политического устройства общества по направлению - к народовластию, внедрение не «цифровой экономики», а «умного управления» (власть - первична, экономика - вторична!);
• новая индустриализация России возможна и неотложна, но она осуществима не иначе как на основе планово-регулируемой экономической системы, адекватной требованиям закона вертикальной интеграции, в интересах народа [4];
• это система исторически высшего типа, она выше не только олигархически-компрадорской, не только «горбачевской», «брежневской» и «хрущевской» -она выше «сталинской» (это уже не система общественно-экономического устройства, а система общественно-политического устройства общества).
Планирование и управление. Никто не отменял планирование и управление - это предусмотрено Градостроительным кодексом РФ [8], Рекомендациями Министерства регионального развития РФ (Приказ № 14 от 27 февраля 2007 года «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» - далее Приказ № 14) [9].
Каждый регион, каждый округ и РФ должны иметь полный комплект документов государственного планирования и управления устойчивым развитием [10, 11]:
1) стратегию (на 25-30 лет);
2) стратегический план (на 10-15 лет, с целевыми комплексными программами по основным приоритетным направлениям развития);
3) программу устойчивого развития (с планом мероприятий и сметой расходов на 3 года, с экспресс-анализом затрат на 5 и 8 лет);
4) схему территориального устойчивого планирования;
5) генеральный план устойчивого развития.
Последнее время ведется активная дискуссия по поводу необходимости еще одного документа - идеологии.
Итак, необходимо шесть государственных документов [8-12]. Все перечисленные выше документы составляются для региона, округа, РФ, для всех сфер и отраслей, перманентно разрабатывается и продляется их действие, обеспечивая преемственность документов, в рамках которых осуществляется и инновационная деятельность, и индустриальное развитие территорий.
Еще за последние годы приняты многие указы и законы по развитию РФ (Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 была утверждена «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации» [13], правовой основой Стратегии является Конституция РФ [14] и Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [15] и др.). Несмотря на всю внешнюю формальность принятого документа, Стратегия во многом должна определять перспективу ближайших десятилетий [16, 17].
Сейчас регион не имеет ни одного обязательного комплекта документов планирования и управления, что является уже основанием для выражения недоверия правительству региона и роспуску местного парламента. Такое же положение и с федеральными документами. Все это характеризует уже кризис «власти» в целом [12].
Реализация Программы «Умное управление, умное правительство». Требуется Программа «Умное управление, умное правительство», основанная на использовании систем адаптивного управления, систем ситуационного управления на базе логико-лингвистических моделей. Эти системы управления разработаны командами Пермского филиала Института экономики УрО РАН и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом [6]. Они реализуют в себе функции управления и свойства экспертных систем, свойства прогнозирования, быстрого распознавания и предложения разрешения проблемных ситуаций, предупреждения рисков, выявления «альянсов» и скрытой мотивации, паразитических схем и структур. Для каждой территории (нижний уровень) наполняется система с учетом деятельности региональной, окружной и федеральной власти (верхний уровень управления).
Общие выводы:
1. Внедрение Программы цифровой экономики не решит поставленных перед страной задач, прежде всего связанных с развитием систем общественно-политического и общественно-экономического устройства общества в направлении народовластия.
2. Системный кризис, о котором сигнализируют деиндустриализация и автономная рецессия, правительство не признает: оно проводит политику сохранения компрадорской системы и, следовательно, сохранения системного кризиса России (рецессия - бюджетный кризис - внутриполитический кризис -кризис федеративного устройства, а что будет дальше. ?).
3. Необходимо развивать систему общественно-политического устройства общества к народовластию, внедрение не программы «Цифровая эконо-
мика», а программы «Умное управление, умное правительство». Новая индустриализация России возможна и неотложна, но она осуществима не иначе как на основе планово-регулируемой экономической системы, адекватной требованиям закона вертикальной интеграции, в интересах народа.
4. Существующая общественно-политическая система устройства власти в российском обществе представляется крайне несправедливой во всех отношениях и антинародной [5]. Такая система не должна более существовать. Для получения «прибыли» «компрадорам», «олигархам», «элите», «иллюминатам» все время будет чего-то не хватать (и у нас в стране, и в мире). Они будут требовать введения «теории трансгуманизма», манипулирования сознанием (СМИ, изобретения и вбрасывания «новых религий» и т.п.), сокращения численности живущих и работающих, производства биороботов, производства «властелинов мира», ведения войн (включая «гибридных», био, генных, климатических и т.п.), несоблюдения баланса составляющих развития (социального, экономического, институционального, экологического) и т.п. Должен быть приоритет в решении проблем не «олигархам», а Народу!!!
5. Если мы хотим выжить как Россия, как общность русских народов разных национальностей, исторически проживающих на единой земле Россия, то существующая система устройства власти должна уступить место более прогрессивной, наиболее справедливой общественно-политической системе устройства власти в обществе, которое называется НАРОДОВЛАСТИЕ! [5].
Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием ФАНО России для ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» на 2018 год.
Список литературы
1. Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]: программа: утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р. -URL: https://government.consultant.ru/documents/3719616 (дата обращения: 10.08.2017).
2. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы [Электронный ресурс] // Рос. газета. - 2015. - 23 сент. - URL: https://rg.ru/ 2015/09/23/statiya-site.html (дата обращения: 10.08.2017).
3. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. - С. 5-30.
4. Губанов С. С. Эра «цифровой экономики» // Anna News: [сайт]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=oLjCLLDdFHs (дата обращения: 10.08.2017).
5. Народовластие - социально-политическое устройство общества // За народовластие: [сайт]. - URL: https://cloud.mail.ru/public/15Pg/7pkaGXKGt (дата обращения: 10.08.2017).
6. Кукор Б.Л., Клименков Г.В. Адаптивное управление промышленным комплексом региона: теория, методология, практика / под общ. ред. Б.Л. Ку-кора; Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург; СПб., 2017. - 306 с.
7. Губанов С.С. Кризис политического доверия Кремлю. Ч. 3 // Anna News: [сайт]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=vQ0iFslecOI (дата обращения: 10.08.2017).
8. Градостроительный кодекс РФ [Электронный ресурс]: утв. Гос. думой 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017). - URL: http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 31.12.2017).
9. Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: рекомендации М-ва регион. развития РФ (приказ № 14 от 27 февр. 2007 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/document/902343834 (дата обращения: 10.08.2017).
10. Модернизация социально-экономического развития муниципальных образований: в 2 т. / под общ. ред. А.И. Татаркина. - М.: Экономика, 2006. -Т. 1. - 445 с.; Т. 2. - 481 с.
11. Научные, методические и информационные материалы по разработке и реализации Стратегии, Стратегического плана и Программы устойчивого развития муниципального образования / под ред. Г.В. Клименкова; Перм. фил. Ин-та экономики УрО РАН. - Пермь: Ника, 2008. - 322 с.
12. Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста / под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина, М.В. Федорова; Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2012. - Т. 1. - 1312 с.
13. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 1 дек. 2016 г. № 642. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 10.08.2017).
14. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята 12.12.1993 (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; 05.02.2014 № 2-ФКЗ; 24.07.2014 № 11-ФКЗ). - URL: http://constitution.kremlin.ru/ (дата обращения: 10.08.2017).
15. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630 (дата обращения: 10.08.2017).
16. Клименков Г.В. Действующие ограничения системного и проектного управления, экономического развития российской экономики // Стратегическое и проектное управление: сб. науч. ст. / под ред. В.Г. Прудского; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2016. - Вып. VIII. - С. 135-138.
17. Клименков Г.В. Стратегия научно-технологического развития - задачи российской науки, науки Пермского края // Индустриальная цивилизация: прошлое или будущее России: материалы III Перм. конгр. ученых-экономистов: в 2 т. / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2017. - Т. 1. - С. 54-58.
References
1. Tsifrovaia ekonomika Rossiiskoi Federatsii: programma [The program "Digital economy of the Russian Federation]. Approved by the Decree of the Gov-
ernment of Russian Federation of 28 July 2017 no. 1632-r, avalable at: https://government.consultant.ru/documents/3719616 (accessed 10 August 2017).
2. Medvedev D.A. Novaia real'nost': Rossiia i global'nye vyzovy [A new reality. Russia and global challenges]. Rossiiskaia gazeta, 23 September 2015, available at: https://rg.ru/2015/09/23/statiya-site.html (accessed 10 August 2017).
3. Medvedev D.A. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii: obretenie novoi dinamiki [Social and economic development of Russia: finding new dynamics]. Voprosy ekonomiki, 2016, no. 10, pp. 5-30.
4. Gubanov S.S. Era «tsifrovoi ekonomiki» [Digital economy era], available at: https://www.youtube.com/watch?v=oLjCLLDdFHs (accessed 10 August 2017).
5. Narodovlastie - sotsial'no-politicheskoe ustroistvo obshchestva [Democracy as social and political structure of society], available at: https://cloud.mail.ru/ public/15Pg/7pkaGXKGt (accessed 10 August 2017).
6. Kukor B.L., Klimenkov G.V. Adaptivnoe upravlenie promyshlennym kompleksom regiona: teoriia, metodologiia, praktika [Adaptive management of regional industrial complex: theory, methodology, practice]. Ed. B.L. Kukor. Ekaterinbur, Saint Petersburg, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences (Ural branch), 2017, 306 p.
7. Gubanov S.S. Krizis politicheskogo doveriia Kremliu [Crisis of political trust towards the Kremlin. Part 3], available at: https://www.youtube.com/ watch?v=vQ0iFslec0I (accessed 10 August 2017).
8. Gradostroitel'nyi kodeks RF [Town-planning code of the Russian Federation of December 29, 2004 no. 190-FZ], available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_51040/ (accessed 31 December 2017).
9. 0b utverzhdenii trebovanii k strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia sub"ekta Rossiiskoi Federatsii (prikaz № 14 ot 27 fevr. 2007 g.) [Order on approval of requirements for socio-economic development strategy of the Russian Federation's subject. Approved by Ministry of Regional Development of the Russian Federation of 27 February, 2007 no. 14], available at: http://docs.cntd.ru/ document/902343834 (accessed 10 August 2017).
10. Modernizatsiia sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia munitsipal'nykh obrazovanii [Modernization of socio-economic development of municipalities]. Ed. A.I. Tatarkin. Moscow, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences (Ural branch), Economics, 2006, vol. 1, 445 p., vol. 2, 481 p.
11. Nauchnye, metodicheskie i informatsionnye materialy po razrabotke i realizatsii Strategii, Strategicheskogo plana i Programmy ustoichivogo razvitiia munitsipal'nogo obrazovaniia [Scientific, methodological and informational materials on the development and implementation of Strategy, Strategic plan and Program of municipality's sustainable development]. Ed. G.V. Klimenkov. Perm, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences (Ural branch), Izdatel'skii dom Nika, 2008, 322 p.
12. Ekonomicheskaia bezopasnost' Rossii: uroki krizisa i perspektivy rosta [Russia's economic security: lessons from the crisis and growth prospects]. Ed. V.A. Chereshnev et al., Ekaterinburg, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences (Ural branch), 2012, vol. 1, 1312 p.
13. Strategiia nauchno-tekhnologicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii [Scientific and technological development strategy of the Russian Federation. The President's Decree of December 1, 2016, no. 642], avalable at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (accessed 10 August 2017).
14. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii [Constitution of the Russian Federation], available at: http://constitution.kremlin.ru/ (accessed 10 August 2017).
15. O strategicheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii [On strategic planning in the Russian Federation. The law of June 28, 2014 no. 172-FZ], available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630 (accessed 10 August 2017).
16. Klimenkov G.V. Deistvuiushchie ogranicheniia sistemnogo i proektnogo upravleniia, ekonomicheskogo razvitiia rossiiskoi ekonomiki [Current limitations of system and project management, economic development of the Russian economy]. Strategicheskoe i proektnoe upravlenie. Perm, Perm State National Research University, 2016, iss. 8, pp. 135-138.
17. Klimenkov G.V. Strategiia nauchno-tekhnologicheskogo razvitiia -zadachi rossiiskoi nauki, nauki Permskogo kraia [Strategy of scientific and technological development as a task of Russian science, science of Perm kray]. Industrial'naia tsivilizatsiia: proshloe ili budushchee Rossii? Materialy III kongressa uchenykh-ekonomistov. Perm, Perm State National Research University, 2017, vol. 1, pp. 54-58.
Оригинальность 80 %
Получено 06.02.2018 Принято 12.03.2018 Опубликовано 29.06.2018
G.V. Klimenkov
THE DIGITAL ECONOMY PROGRAM -WAYS OF REALIZATION
The necessity of changing the socio-political and socio-economic society structure on the basis of democracy is shown. A systemic crisis is coming, which is shown by de-industrialization and autonomous recession. The government, however, prefers to carry out a policy of preserving a comprador system and, therefore, keeping up the systemic crisis of Russia (recession and budget crisis - political crisis - crisis of the federal structure). The work of the expert groups - leaders currently working on future Russia development (12 expert groups from the oligarchic-comprador to Cossack and academic) has been analyzed. The systems proposed and the current system of socio-political and socioeconomic structure of the society as a whole contradict the law of vertical integration of social efforts. All groups except Cossack and academic are aimed only at gaining profits from intermediate but not final
product. It is essential that the system be aimed at sustainable development of Russia (keeping balance of development components: social, economic, institutional and environmental). The priority in solving problems must be given not to "oligarchs" but to people (power is primary, economy is secondary). The implementation of "Smart Administration, Smart Government" program instead of "Digital economy" program is proposed. It is based on the use of adaptive control systems of situational management on the basis of logical-linguistic models. These control systems have been developed by teams of Perm branch of Institute of Economics at the Russian Academy of Sciences and Saint Petersburg State University of Economics. The control system combine control functions and properties of expert systems, prediction properties, rapid detection and proposal of solutions to problematic situations, risk prevention, identification of "alliances" and hidden motivations, parasitic schemes and structures. The system is filled with data for each area (lower level) with reference to the activities of regional, district and federal authorities (upper management level).
Keywords: system of socio-political and socio-economic structure of society, democracy, strategic planning, digital economy, adaptive management on the basis of logical-linguistic simulation.
Gennady V. Klimenkov - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Institute of Economics, Ural branch of RAS (Perm branch), e-mail: [email protected].
Received 06.02.2018 Accepted 12.03.2018 Published 29.06.2018