Клименков Г. В. Klimenkov G. V.
кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, Пермский филиал ФГБУН «Института экономики Уральского отделения
Российской академии наук», г. Пермь, Российская Федерация
УДК 332.1 (470.5)
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Кукор Б. Л. К^ог В. L.
доктор экономических наук, профессор, директор Научно-образовательного центра ФГБОУ ВО «Санкт Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ И СИСТЕМЫ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ЛОГИКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ
МОДЕЛЕЙ
В статье рассматривается построение экспертных систем и систем ситуационного управления с применением логико-лингвистического моделирования. Традиционный аппарат исследования процесса управления, использующий только методы количественного анализа, недостаточно эффективен, т.к. не рассматривает реальную управляющую структуру корпораций, альянсов и региона с многочисленными связями и мотивациями в деятельности субъектов и объектов деятельности. Метод ситуационного управления дает возможность правильно определить объем и степень детализации, а также избежать нехватки важной информации или наличия лишних сведений. В ходе многолетней проектной и научной деятельности на основе логико-лингвистических моделей («искусственный интеллект») нами были разработаны и доведены до уровня инструмента «Экспертные системы ситуационного управления» как программые средства, разработаны системы адаптивного управления предприятиями, экспертные системы.
Внедрение разработанных систем (т.н. «систем искусственного интеллекта») и отдельных модулей также позволяет разместить их в Интернете и сделать доступными для широкого круга пользователей по решению различных задач (научно-методических, методических, учебно-методических, учебных, информационных, инновационного сопровождения и др.), в том числе и по сопровождению развития территорий, в качестве эффективного и практи-ко-ориентированного варианта самообразования, самообучения граждан, специалистов, повышения квалификации и т.п., позволяет создать условия для снятия «ареола элитности» для экономических и юридических знаний как у нас в стране, так и за рубежом.
Ключевые слова: система ситуационного управления, логико-лингвистическое моделирование, система адаптивного управления, экспертные системы, система стратегического управления.
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
EXPERT SYSTEMS AND SITUATIONAL MANAGEMENT ON THE BASIS OF LOGICAL-LINGUISTIC MODELS
The article discusses the construction of expert systems and systems of situational management with the use of logical-linguistic modeling. Traditional tools of research management process that uses only the methods of quantitative analysis are not effective enough, because it does not consider actual control structure of corporations, and alliances in the region with numerous connections and motivations in the activity of subjects and objects of activities. A method of situational control allows to define the scope and level of detail, and to avoid the lack of important information or the additional information. During many years of project and research activities on the basis of logical-linguistic models («artificial intelligence») we have developed and brought to the level of the tool «Expert systems situational control» as program funds developed system of adaptive management companies, expert systems.
Implementation of the developed systems (the so-called «artificial intelligence systems») of individual modules and also allows to place them online and to make it accessible to a wide range of users for various things (scientific-methodical, methodical, educational, information, innovation support, etc.), including to support the development of areas in an effective and practice-oriented variant of self-education, self-learning citizens, professionals, training, etc. allows to create the conditions for removing the «halo elite» for economic and legal knowledge as we have in the country and abroad.
Key words: situational management, logical-linguistic modeling, adaptive control, expert systems, strategic management system.
Нарастающая сложность проблем региональной экономики обуславливает объективную необходимость разработки инструментария стратегического управления, с помощью которого эти проблемы можно будет эффективно решать.
Генерирование знаний характеризуется общей тенденцией к интеграции наук путем взаимного проникновения и рождения новых знаний, связанных с формализацией гуманитарных наук и семантической организацией знаний, путем создания инструментальных средств. Инструментальные средства позволяют устранить три основных препятствия к формализации чувственной информации, необходимой для разрешения проблемных ситуаций:
1. Все части стратегических проблем можно описать на естественном языке;
2. Все известные свойства объектов можно описать с помощью информативных признаков, измеряемых традиционными методами;
3. Логический вывод объектов решения задач, содержащих большое количество переменных.
Представление процесса управления развитием региональной социально-экономи-
ческой системой обычными средствами сопряжено с упрощением исследуемой системы, с существенным ограничением данных о ней [1].
Развиваемый нами системный анализ с применением логико-лингвистического моделирования позволяет определить и отобразить в модели неупрощаемую сложность системы, которая заключается в следующем: управляющее воздействие (мероприятие, проект), правильные в одной ситуации, не обязательно правильные в другой; зависимость от реальных условий (контекста) означает, что существует очень мало общих не связанных с конкретными условиям закономерностей, правил, на основе которых можно организовать действие; каждая ситуация должна моделироваться заново; нельзя абстрагироваться от неустранимых сложностей (конкретное лицо, принимающее решение, явная и скрытая мотивация и др.).
Традиционный аппарат исследования процесса управления, использующий только методы количественного анализа, не достаточно эффективен [1]. Он не рассматривает реальную управляющую структуру корпораций, альянсов и региона с многочисленными
связями и мотивациями в деятельности субъектов и объектов деятельности; упрощает экономическое пространство за счет изменения (искажения) реальных взаимосвязей внутри самого объекта и его с внешней средой; фиксирует качество экономических отношений при полном абстрагировании от неэкономических параметров системы и т.п.
Поэтому, несмотря на развитый инструментарий, большинство существующих средств разработки автоматизированных систем поддержки принятия решений управляющих систем в социально-экономических системах практически не имеют необходимых и достаточных знаний для распознавания и разрешения проблемных ситуаций. Эти знания в системе как раз и составляют некую предметную область, которая формализуется в виде модели предметной области. В связи с этим представляется необходимым разработать методологию построения модели предметной области и затем расширить функции входящей в средства разработки систем контроля и поддержки принятия решений системы приобретения знаний, поручив ей дополнительно поддержку процессов системного анализа и построения модели предметной области.
Для решения этой задачи нами на базе теории ситуационного управления с применением логико-лингвистического моделирования разработаны основы стратегического управления — технологии, включающие в себя специальные методики системного анализа области функционирования и задач управления, а также систему приобретения знаний в контексте развивающих и развивающихся отношений и систем, построения рефлексивно-деятельностной развивающей среды, управления адаптирующейся многоуровневой интеллектуальной системой, каковыми являются социально-экономические системы, сложные системы [2]. Многие аспекты перечисленных работ доведены до уровня инструментария, эффективно применяемого при проектировании и сопровождении устойчивого развития территориально-производственных сообществ, сфер,
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
отраслей, альянсов (в настоящее время на более чем 27 территориях РФ).
Перспективным направлением в разработке инструментальных средств является методика системного анализа задач принятия решений, разработанная на основе теории и методов ситуационного управления. Методика позволяет осуществлять анализ по определенному алгоритму структур действий, отражающих процессы в рассматриваемой предметной области и функции создаваемой системы поддержки принятия решений. Каждое действие, связанное с процессом принятия решений, описывается через имя, объект, над которым оно совершается, субъект, который его выполняет, и компоненты — другие объекты, которые в нем участвуют.
В результате такого анализа формируется определенное понятийное пространство соответствующей предметной области, содержащее пространство объектов, пространство действий и пространство решений. Пространство объектов, представляющее собой описание объектов, их свойств и взаимоотношений, порождает общее пространство ситуаций предметной области и пространство проблемных ситуаций, т.е. ситуаций, требующих принятия каких-либо решений. Пространство действий отражает содержание процессов, происходящих в предметной области, а пространство решений описывает принимаемые решения.
Данная методология представляет собой определенную схему рассуждений, которая позволяет направить процессы анализа задачи и приобретения знаний так, чтобы наиболее рациональным образом выделить и организовать необходимые знания. Она дает возможность правильно определить объем и степень детализации, а также избежать нехватки важной информации или наличия лишних сведений. Такой подход обеспечивает целостность и обоснованность приобретаемых знаний, существенно повышая качественный уровень проводимого системного анализа.
В ходе многолетней проектной и научной деятельности на основе логико-лингвистиче-
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
ских моделей («искусственный интеллект») нами были разработаны и доведены до уровня инструмента «Экспертные системы ситуационного управления» (ЭССУ) как про-граммые средства (таблица 1) [2].
Системы достаточно широко апробировались как для решения практических задач, так и для обучения. Так, ЭССУ и тренажер «Руководитель» широко применялись для построения моделей ряда муниципальных образований, для разработки стратегических планов развития регионов, в частности Санкт-Петербурга, ХМАО-Югра, отдельных муниципальных образований, предприятий. На базе тренажера «Руководитель» уже более 5 лет ведется обучение и повышение квалификации работников муниципальных образований (МО), регионов России. На основе ЭССУ «Малый Решатель проблем» и системы приобретения знаний «Помощник эксперта» разработан ряд прикладных моделей и систем управления. Создан банк моделей проблемных ситуаций муниципальных образований, региона, страны, который постоянно пополняется. Все системы полезны как непосредственно для поддержки принятия решений, так и для обучения навыкам системного, проблемного мышления.
Эти системы обеспечивают руководителя следующей помощью.
• Комплексный анализ текущих и прогнозных ситуаций в данном МО, регионе и выявление проблемных ситуаций. Основой для такого выявления является система ключевых параметров (критериев), которые должны быть сбалансированы с нормативными или целевыми установками, вырабатываемыми на этапе стратегического планиро-
вания. Например, такие, как уровень доходов и расходов; потребность и наличие и т.п.
• Выработка вариантов решения, их оценка и выдача рекомендаций по вариантам принятия решений.
• Объяснение рекомендуемых решений, на основе Базы знаний системы.
• Учет ответственности за принятие решений, их качество и исполнение.
• Возможность проследить руководителю, каким образом то или иное решение изменит всю ситуацию в регионе (социальную, экономическую, экологическую, производственную и т.п.). Это режим моделирования (имитации) решений. Общая цель — сбалансированное по всем параметрам развитие территории с учетом возможных влияний.
• Оказание помощи при разработке стратегических планов развития вверенной территории в режиме моделирования сценариев типа «Что будет, если...».
• Оказание разнообразных услуг по подготовке решений, по ответственности, по исполнению и т.д.
Основой всех представляемых разработок являются следующие концептуальные положения.
• Все МО, регионы имеют общие целевую, организационную, функциональную структуры и руководствуются единой системой правовых и нормативных установлений.
• Любое МО, любой регион характеризуются инвариантной, т.е. единообразной, системой проблемных ситуаций и причинно-следственных связей между ними. Так, удалось выявить около 200 типовых проблемных ситуаций, которые возникают в любом МО, регионе.
• То же можно сказать об отдельных предприятиях малого и среднего бизнеса,
Программное средство Функциональное назначение
Система приобретения знаний «Помощник эксперта» Построение концептуальной модели предметной области и описания ситуационного пространства
Инструментальная ЭССУ «Малый решатель проблем» Формирование продукционных баз знаний прикладных ЭССУ и обеспечение их функционирования
Проблемно-ориентированная ЭССУ и тренажер «Руководитель» Разработка ситуационных тренажеров-имитаторов, предназначенных для обучения руководителей принятию управленческих решений и оказания им информационной поддержки
Таблица 1. Программые средства и их функциональное назначение
корпорациях. Здесь выделено более 60 типовых проблемных ситуаций, разрешение которых регламентируется единой системой законов гражданского и уголовного права.
• Общими для всех МО, регионов являются системы параметров описания процессов управления и функционирования.
Ниже приводится краткое описание разработанных программых средств.
Проблемно-ориентированная ЭССУ и тренажер «Руководитель»
Структурная и функциональная общность позволила разработать единые структуру и состав модели МО, региона, страны и процессов управления, которые индивидуализируются в процессе непосредственного наполнения конкретной информацией.
ЭССУ «Руководитель» предназначена для глав администрации регионов различного масштаба, помогает руководителю проверить все предложенные варианты решения имеющихся проблем и оценить последствия от внедрения инвестиционных проектов, предложений, бизнес-идей и других управляющих решений.
Тренажер «Руководитель» может применяться для решения следующих задач:
• разработки стратегического плана развития региона;
• распознавания диспропорций в экономическом и социальном развитии региона;
• выработки мер по устранению проблемных ситуаций;
• разработки структуры управления региональным хозяйством;
• оценки мероприятий по структурной перестройке экономики региона и проведению инновационной политики.
Типовая модель предметной области управления муниципальными образованиями представлена в виде совокупности ориентированных графов, в которую входят:
• модель объекта управления, включающая в себя следующие элементы: население, производство, рынок факторов производства (труда, земли, капитала), бюджет, внешний рынок, финансовый рынок, рынок товаров народного потребления, природа;
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
• модель субъекта управления, которая описывает иерархическую организацию распределенного субъекта управления МО, региона, страны и закрепляет за каждым должностным лицом, входящим в субъект управления, множество проблемных ситуаций, за разрешение которых оно ответственно;
• дерево целей субъекта управления описывает иерархическую структуру целей и закрепляет за каждой целью ответственного за ее достижение;
• дерево целей объекта управления в виде иерархии целей описывает равновесную модель социально-экономического развития МО, региона, страны;
• ресурсные комплексы «финансы», «основные фонды», «материалы», «трудовые ресурсы» описывают жизненный цикл используемых ресурсов.
• дискретная ситуационная сеть проблемных ситуаций, содержащая описание типовых проблемных ситуаций и причинно-следственных связей между ними. За каждой проблемной ситуацией может быть разработана база знаний для ее разрешения.
Ниже (рисунки 1-6) показаны основные видеоформы ЭССУ «Руководитель», демонстрирующие фрагменты модели предметной области МО, региона, страны и иллюстрирующие отдельные этапы работы с системой.
Выделенные на рисунке 5 вершины описываются следующим образом: № 27 — снижение доходов населения; № 41 — снижение качества жизни населения; № 44 — снижение социально-культурного развития населения; № 58 — ухудшение общей экологической ситуации; № 85 — недостаточное финансирование отраслей ЖКХ; № 114 — неудовлетворительное состояние материально-технической базы образовательных учреждений; № 117 — изношенность зданий и сооружений больничного фонда; № 143 -удорожание продукции за счет привозного сырья; № 152 — слабое и экономически неэффективное использование природного потенциала.
На рисунке 6 показан один из шагов моделирования процесса разрешения проблемной ситуации № 27.
Economy and management ín branches and fíelds of actmty
Рисунок 1. Граф «Дерево целей объекта» (узлы графа — цели объекта, дуги — отношения «быть подцелью»)
о.
s H
в
в; <7 и 48
Рисунок 2. Модель субъекта управления
TV) JM.L.lllllff
Гм* Вч) IW« '
Рисунок 3. Дискретная ситуационная сеть (ДСС) проблемных ситуаций МО
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Монополимшя рьик
Низкая процентная с
Отрмцатеяьньй ест«
п---— -------
„__________
Низкий сбрлэомге,
Снкж№*1б численно
Недостаточность в/
Низкий бюджет обр
Увеличение мигр-зц
Отеуствне процесс!
Уве/ичение числе«
Увеличение безрзб
Снижение докодг
I Рост днференцизци
1 Низмя собираем»:
Рисунок 4. Список вершин ДСС МО (фрагмент)
Рисунок 5. Проблемы, выделенные в ходе диагностики МО в процессе разработки стратегического плана
Рисунок 6. Моделирование разрешения проблемной ситуации
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
Окно содержит три списка: в первом отображаются различные переменные учета, прогноза и целеполагания; во втором — равновесные переменные, характеризующие качество принимаемых решений; в третьем перечислены допустимые управляющие воздействия, из которых должно формироваться управленческое решение на каждом шаге моделирования.
В таблице 2 отражено изменение некоторых ключевых показателей в процессе моделирования разрешения проблемной ситуации № 27.
ЭССУ «Малый решатель проблем» и «Система приобретения знаний «Помощник эксперта»
«Малый решатель проблем» («Решатель») и «Помощник эксперта» представляют собой инструментальные программные оболочки, предназначенные для разработки прикладных экспертных систем поддержки принятия решений. Они могут использоваться для обучения при проведении лабораторных практикумов, курсового и дипломного проектирования по таким дисциплинам, как: «Интеллектуальные информационные технологии», «Системы искусственного интеллекта», «Теория и системы принятия решений», «Инженерия знаний» и др.
Работа с «Решателем» и «Помощником эксперта» способствует выработке навыков системного мышления и принятия решений. На основе этих систем разработана технология обучения указанным навыкам.
В совокупности системы решают следующие задачи: поддержка процесса сбора экспертных знаний в области управления МО, региона, страны и их формализация в виде понятийно-объектной модели МО, региона, страны и продукционной базы знаний; формирование модели ситуационного пространства решений при управлении МО, регионом, страной; формирование базы данных для описания текущих и целевых ситуаций; выявление проблемных ситуаций, требующих принятия решений; формирование вариантов разрешения проблемных ситуаций и выработка рекомендаций по управлению МО, регионом, страной; обоснование рекомендуемых решений.
Ниже показаны некоторые видеоформы, представляющие фрагменты этих систем (рисунки 7-13). В качестве примера рассмотрена задача управления кадровым потенциалом МО, регионом, страной. На базе этих систем разработан банк прототипов моделей проблемных ситуаций МО, региона, страны, содержащий около 100 моделей.
Таблица 2. Показатели моделирования разрешения проблемной ситуации
Показатель Ед. изм. Годы
2001 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Объем производства в районе (МО) млрд руб. 1,375 1,895 1,903 2,020 2,026 2,118 2,123
Доход, произведенный на территории МО млн руб. 254,43 326,20 353,80 355,30 378,90 378,90 396,47
Уровень дохода на душу населения руб. 1036 1511 1652 1780 1804 1940 2070
Средняя заработная плата в МО руб. 1800 2206 2340 2485 2646 3030 3740
Объем поступления в бюджет МО тыс. руб. 67483 76960 78750 81250 81850 84000 84800
Объем инвестиций в экономику МО, в том числе: млн руб. 395,3 60,5 421,0 500,4 200,2 200,0
Муниципальный 59,8 60,5 20,0
Краевой (областной) - 200,1 50,1
Федеральный 38,8 121,0 150,1
Привлеченные инвестиции 296,9 80,0 300,3 200,0
Качество жизни населения усл. ед. 100,0 149,0 152,3 154,9 156,4 170,6 180,0
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
^Редактор отношений. Отношение принадлежит объекту Рекомендация -Jgjxj
Имя| Выработана Г зависит от свойст Все отношения
Выработана
Объект, о которым во)можно отношение: |Район Новый, Значение по умолчанию: г истина ложь Г неи»вестн1 Дана НаходитслВ РекомендацияПо РекомендзцияСУчетомПрогно*зПо
Условия, определяющие отношение Отношения объекта
Выработана Район
Выработана Рынок труда Дана Субъектуправлениня
Отношение готово Вернуться
Рисунок 7. «Помощник эксперта». Главное окно программы с загруженной понятийно-объектной моделью управления кадрами в сфере бытового обслуживания
^Редактор отношений. Отношение принадлежит объекту Рекомендация 1 - jQjx]
Имя[ Выработана Г »висит от сяойс1 Все отношения
Выработана
Объект, с которым во 1 можно отношение: |Район Новый Значение по умолчанию: с истина ложь Г неи»вестн< Дана НаходитслВ РекомендацияПо Рекоменд а цияСУч ето мПр огн ota По
Условия, определяющие отношение Отношения объекта
Выработана Район
Выработана Рынок труда Дана Субъект управлениия
Отношение готово Вернуться
Рисунок 8. «Помощник Эксперта». Редактор «Понятия-объекта» — описание объекта «Прачечная»
^Редактор понятия-объекта □ х Объект Добавить Действия Подклассы Имя! Прачечная ;уперклас<|Предприятие 6 -1 Добавить подкласс \ Объём П Свойства Отношения
вид услуги возможный объем оказываемых услуг максимальное число рабочих мест обеспеченность рабочими местами
1 обеспеченность специалистами
объем вакансий посещаемость потребность в рабочих местах потребность в специалистах рабочая неделя рабочее время среднее время ока«ния одной услуги стоимость одной услуги уровень квалифицированных специалистов число рабочих мест 1 число специалистов
Новое свойство Показать схему Новое отношение
Следующий объект Сохранить объект Вернуться к редактору ПОМ
Рисунок 9. «Помощник эксперта». Редактор «Понятия-свойство»
Economy and management in branches and fields of activity
Рисунок 11. Редактор правил системы «Решатель». Условие активации правила, рассчитывающего потребность района в парикмахерских услугах
Рисунок 11. Редактор правил системы «Решатель». Условие активации правила, рассчитывающего потребность района в парикмахерских услугах
Анализ си-п/аиии
Опишите проблемную ситуацию, задав значения фактов:
Пнпикмллрпгкла пмйпниГгпплнр» ппнмо пкллпнис п л нон игпиги:=0.7.,1
Плникмлхрпйкдя илипнл I ииглл опсинллиггпп: 3
Парикмахерская района?.рабочая неделя:=7 Парикмахерская района?,рабочее времо:=5
Парикмахерская района?.среднее время оказания одной услуги: ' 1.5 Парикмахерская района2.число специалист ов:=2 Прачечная района1.рабочая неделя:=6
Прачечная рано на 1.рабочее время:=Э
_
Ввели те значение Факта;
пшш I3
J
" jzi
Задать лннирнир
Сбросить значение
Опишите целевую ситуацию:
РпКПМГ||У1ППЛ||ЫРЛ||||<|№р
т^ппрнна) tnio
Отношение: введите значение факта:
р Jj |true
Задать значение
J
Сбросить значение
Проанализировать ситуацию
Помои!!!
Закрыть
Рисунок 12. Модуль анализа проблемных ситуаций системы «Решатель»
_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Р Порпмос слог»
ПРОВЕДЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАЛ, ЧТО
Обеспеченность района] ларпх. услугами равна щимеряо 153 проц. Обеспеченность риЛони! услугами хнм. чистки раина примерно О проц. Обеспеченность района! услугами по ремонту обуви ровна примерно О проц. Обеспеченность района! услугами по стирке белья равна примерно 6 проц. Обеспеченность района2 парик, услугами ран на примерно 17 проц. Обеспеченность раЯона2 услугами хнм, чистки равна примерно 24 проц Обеспеченность рпйонв2 услугами по стирке бель и раина примерно О проц. Обеспеченность раЙона2 услугами по ремонту1 обуви равна примерно О проц.
Требуется подготовить 36 спец. по услугам етнркн белья для района! Требуется подготовить 26 спец. по услугам ремонта обуви для района 1
Для района! дополнительной подготовки специалистов по парикмахерским услугам не требуется.
Требуется подготовить 13 спец. по услугам хнм. чистки для района!
Требуется подготовить 35 спец. по услугам ремонт обуви дня района2
Требуется подготовить 15 спец. по услугам хнм. чистки лля района?
Требуется подготовить 55 спец. по услугам стирки белья для района?
Требуется подготовить 1 спсц. по парик, услугам для района?
По результатам прогноза общая ътсленность специалистов по парик, услугам ожидается равной 20 чел. По данным прогноза дополнительной подготовки специалистов по парпк. услугам в настоящий момент не П>ебустся
По результатам прогноза общая численность специалистов по ремонту обуви ожидается равной Ы чел С учетом данных прогноза требуется подготовить 49 спец. по ремонту обувн
По результатам прогноза общая чнсл«шость специалистов по услугам стирки белая ожидается равной 15 чел. С учетом данных прогноза требуется подготовить 7? спец. по услугам стирки белья
По результатам прогноза общая численность специалистов по услугам ХИМ. чистки ожидается равной 15 чел.
Сомрани I ь ы Фай дс |
Закрыть |
Рисунок 13. Результаты анализа проблемной ситуации «дефицит кадров в сфере бытового
обслуживания» в системе «Решатель»
Предлагаемый инструментарий может быть легко использован под решение проблем, связанных с финансовым кризисом, через наполнение модулей под другие конкретные задачи: «Президент страны», «Советник Президента», «Глава правительства (вице-премьер)», «Министр», «Губернатор», «Проект-менеджер», «Нормативно-правовое сопровождение», «Целевая программа (развитие образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, предпринимательства, промышленности, ОПК [3] и др.)», «Человеческий потенциал» [4], «Продовольственный рынок» [5], «Коррупция», «Инфляция», «Финансовый рынок», «Вхождение РФ в ВТО», «Внешнеэкономическая деятельность», «Международное сотрудничество», «Инновационное развитие», «Безопасность (экономическая, энергетическая, продовольственная и др.)», «Торговля», «Руководитель корпорации», «Директор завода», «Начальник цеха», «Главный инженер завода», «Главный механик», «Оптимизация работы предприятия» [6-9], «Предприниматель», «Кризис-менеджмент предприятия» и др.
Вывод
Внедрение разработанных систем (т.н. «систем искусственного интеллекта») и
отдельных модулей также позволяет разместить их в Интернете (при соответствующем сопровождении специалистами по обновлению и защите информации) и сделать доступными для широкого круга пользователей по решению различных задач (научно-методических, методических, учебно-методических, учебных, информационных, инновационного сопровождения и др.), в том числе и по сопровождению развития территорий, в качестве эффективного и практико-ориенти-рованного варианта самообразования, самообучения граждан, специалистов, повышения квалификации и т.п., позволяет создать условия для снятия «ареола элитности» для экономических и юридических знаний как у нас в стране, так и за рубежом. Инструментарий также может быть использован для подготовки и анализа текстов, речей, проектов документов на необходимость и достаточность включенной информации (по целевому принципу, акцентам, эмоциональной составляющей, по учету интересов и т.п.), на анализ нормативных документов и многое другое. Позволяет продвинуть (развить) как теорию, так и практику традиционных и инновационных направлений науки и практики в различных областях знаний, их интеграции, по развитию экономики знаний как направления науки.
- 17
Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. № 1 (19), 2017
Economy and management in branches and fields of actmty
Список литературы
1. Андрианов Д.Л. Инновационные решения пермской ИТ-компании «Прогноз» // Вестник Пермского научного центра. 2009. № 3. С. 49-55.
2. Кукор Б.Л., Пыткин А.Н., Клименков Г.В. Основы стратегического управления в региональной экономике (построение систем ситуационного управления на базе логико-лингвистического моделирования) / Под общ. ред. Б.Л. Кукора; РАН, УрО, Пермский ф-л ин-та экономики. Пермь: ООО «Издательский дом «Ника»», 2009. 337 с.
3. Клименков Г.В., Кукор Б.Л. Инновационное развития оборонно-промышленного комплекса в рыночных условиях / Под общ. ред. Г.В. Клименкова; РАН, УрО, Пермский ф-л ин-та экономки. Пермь: ООО «Издательский дом «Ника»», 2008. 162 с.
4. Основы формирования региональной политики развития человеческого потенциала региона / Колл. авт., отв. ред. д.э.н., проф. Шеломенцев А.Г.; под общ. ред. А.И. Татаркина; Институт экономики Урал. отд-ния Рос. акад. наук. Екатеринбург: ООО «Издательство ИЭ УрО РАН», 2012. 214 с.
5. Продовольственный рынок регионов России в системе глобальных рисков / Под общ. ред. академика РАН А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 2012. 338 с.
6. Клименков Г.В., Пыткин А.Н. Структурная модернизация промышленности / Под общ. ред. Г.В. Клименкова; Пермский филиал Института экономики УрО РАН. Пермь: ООО «Издательский дом «Ника», 2013. 240 с.
7. Кукор Б.Л., Клименков Г.В., Одинцов С.С., Мелешин К.Ю. Основы теории адаптивного управления промышленным комплексом региона / Под общ. ред. Б.Л. Кукора и Г.В. Клименкова. Пермь: ООО «Издательство Института экономики УрО РАН», 2013. 107 с.
8. Кукор Б.Л., Пыткин А.Н., Клименков Г.В., Одинцов С.С., Мелешин К.Ю. Концептуальные положения и методологические подходы совершенствования адап-
тивного управления промышленным комплексом региона в конкурентной среде / Под общ. ред. Б.Л. Кукора, Г.В. Клименкова; Пермский филиал Института экономики УрО РАН. Пермь: ООО «Издательский дом «Ника», 2014. 210 с.
9. Кукор Б.Л., Клименков Г.В., Зубарев С.Н., Кузьмин Н.А., Филимонов А.П. Организационно-методическая модель адаптивного управления промышленным комплексом региона в конкурентной среде / Под общ. ред. Б.Л. Кукора, Г.В. Клименкова. Екатеринбург-С.Петербург: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, 2015. 142 с.
References
1. Andrianov D.L. Innovative Solutions Perm IT Company Prognoz // Bulletin of the Perm Scientific Center. 2009. No. 3. P. 49-55.
2. Kukor B.L., Pytkin A.N., Klimenkov G.V. Fundamentals of Strategic Management in the Regional Economy (Creation of Systems of Situational Management on the Basis of Logical-Linguistic Simulation) / Under the General Editorship of B.L. Kukor; RAS, Ural branch, Perm Affiliate of Institute of Economics. Perm: LLC «Publishing House «Nika»», 2009. 337 p.
3. Klimenkov G.V., Kukor B.L. Innovative Development of the Military-Industrial Complex in Market Conditions / Under the General Editorship of G.V. Klimenkov; RAS, Ural Branch, Perm Affiliate of Institute of Economics. Perm: LLC «Publishing House «Nika»», 2008. 162 p.
4. Foundations of the Regional Policy of Development of Human Potential of the Region / Group of Authors, resp. ed. Doctor of Economics, Professor A.G. Shelomentsev, Under the General Editorship of A.I. Tatarkin; RAS, Ural branch, Perm Affiliate of Institute of Economics. Ekaterinburg: OOO «Izdatel'stvo IE Uro RAN», 2012. 214 p.
5. Food Market of Regions of Russia in the Global Risks / Under the General Editorship of
Academician of RAS A.I. Tatarkin. Ekaterinburg: Uro RAN, 2012. 338 p.
6. Klimenkov G.V., Pytkin A.N. Structural Modernization of the Industry / Perm Branch of Institute of Economics UB RAS; ed. by G.V. Klimenkov. Perm: LLC «Publishing House «Nika»», 2013. 240 p.
7. Kukor B.L., Klimenkov G.V, Odintsov S.S., Maleshin K.Y. Fundamentals of Adaptive Control Theory Industrial Complex of the Region / Under the General Editorship of B.L. Kukor and G.V. Klimenkov. Perm: LLC «Publishing House of Institute of Economics UB RAS», 2013. 107 p.
8. Kukor B.L., Pytkin A.N., Klimenkov G.V., Odintsov S.S., Meleshin K.Y. Conceptual Principles and Methodological Approaches to
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
Improve Adaptive Management of Industrial Complex of the Region in a Competitive Environment / Ed. by B.L. Kukor, G.V. Klimenkova; Perm Branch of Institute of Economics UB RAS. Perm: LLC «Publishing House «Nika»», 2014. 210 p.
9. Kukor B.L., Klimenkov G.V, Zubarev S.N., Kuzmin N.A., Filimonov A.P. Organizational and Methodological Model of Adaptive Management of Industrial Complex of the Region in a Competitive Environment / Under the General Editorship of B.L. Kukor, G.V. Klimenkova. Ekaterinburg-St. Petersburg: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2015. 142 p.