Междунар. науч.-практ. конференции. Ч. 1. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. -С. 72-82.
6. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.: Издательство Юрайт, 2010.
7. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632 -р, утратившим силу в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 г. № 195 -р.
8. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203).
УДК 007.51, 338.2
Кукор Борис Леонидович1,
профессор, д-р экон. наук, профессор.
Яковлева Елена Анатольевна , профессор, д-р экон. наук, доцент.
Клименков Геннадий Владимирович ,
доцент, канд. техн. наук
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ, ПРИНИМАЮЩИХ РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ: ЛИНГВО-КОМБИНАТОРНЫЙ ПОДХОД
1 2
' Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный
экономический университет.
3
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук.
12 3
[email protected], [email protected], [email protected]
Аннотация. Статья посвящена необходимости исследования адаптивного познавательного потенциала стратегического управленческого мышления как отдельного руководителя акторов информационно-телекоммуникационной сети, так и адаптивный потенциал управляющей структуры региона. В статье указывается на лингво-комбинаторный аспект проблемно-ориентированной системы стратегического планирования региона. Раскрывается проблема необходимости поддержки действий региональных властей, в качестве решения которой определена разработка методологической базы стратегического планирования (в том числе для промышленной политики) как метода реализации стратегий. Предлагается наиболее целесообразный подход к разработке и реализации региональной промышленной политики, направленный на балансировку интересов развития территориальных образований и интересов промышленного сектора, который находит свое отражение в семантической модели
социально-экономической системы, решение проблем в которой осуществляется посредством логического следования на основе импликативных высказываний.
Ключевые слова: механизм адаптивного стратегического управления, социально-экономическая система, проблемная ситуация, экспертные системы, когнитивный подход, информационное обеспечение, альтернативные сетевые графики, семантическая модель, дискретно ситуационная сеть.
Boris L. Kukor1,
Professor, Dr. Doctor of Economic Sciences, associate professor.
Elena A. Yakovleva ,
Professor, Dr. Doctor of Economic Sciences, associate professor,
Gennady V. Klimenkov , Associate Professor Ph.D. of science
INFORMATION SUPPORT OF THE PERSONS MAKING DECISIONS IN THE PROCESS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE REGIONAL ECONOMY:
LINGUISTIC-COMBINATORIAL APROACH
1 2
, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg State University of Economics
3
Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
12 3
[email protected], [email protected], [email protected]
Abstract. The article is devoted to the need to study the adaptive cognitive potential of strategic management thinking as a separate leader of the actors of the information and telecommunications network, and the adaptive potential of the management structure of the region. The article points out the linguistic-combinatorial aspect of the problem-oriented system of regional strategic planning. It reveals the problem of the need to support the actions of regional authorities, which as a solution defines the development of a methodological basis for strategic planning (including for industrial policy) as a method for implementing strategies. The most appropriate approach to the development and implementation of regional industrial policy is proposed, aimed at balancing the interests of the development of territorial entities and the interests of the industrial sector, which is reflected in the semantic model of the socio-economic system, the solution of problems in which is carried out through logical following on the basis of implicative statements.
Keywords: mechanism of adaptive strategic management, socio-economic system, problem situation, expert systems, cognitive approach, information support, alternative network diagrams, semantic model, discretely situational network.
Представление процесса управления развитием региональной социально-экономической системой обычными средствами сопряжено с упрощением исследуемой системы с общественно-политической точки зрения, с существенным ограничением данных о ней [1] как о фундаментальной научной проблеме развития политических институтов управления, результативности их работы. Традиционный аппарат исследования процесса управления, использующий только методы количественного
анализа не достаточно эффективен [1-3]. Он не рассматривает реальную управляющую структуру в общественно политическом ракурсе как совокупность корпораций, альянсов и региона, РФ с многочисленными связями и мотивациями в деятельности субъектов и объектов деятельности в сфере общественно-политической жизни, при формировании политики управления в технологическом и производственном развитии страны; упрощает экономическое пространство за счет изменения (искажения) реальных взаимосвязей внутри самого объекта и его с внешней средой, с институтами государства и гражданского общества, отраслями промышленности, образования и культуры; фиксирует качество экономических отношений при полном абстрагировании от неэкономических, общественно-политических параметров системы и т.п.
Поэтому, несмотря на развитый инструментарий, большинство существующих средств разработки автоматизированных систем поддержки принятия решений управляющих систем в социально-экономических системах общественно-политической сферы практически не имеют необходимых и достаточных знаний для распознавания и разрешения проблемных ситуаций для формирования стратегических приоритетов и точек экономического роста, политических стратегий прорыва в технологическом и производственном развитии страны. Эти знания в системе как раз и составляет некую предметную область, которая формализуется в виде модели предметной области с использование новых коммуникативных технологий, которые значительно расширяют возможности и границы принятия планомерных стратегических и операционных решений в общественно-политической и экономической сфере. В связи с этим представляется необходимым разрабатывать методологию построения модели предметной области в общественно-политической сфере и затем расширить социально-экономико-институционально-экологические (управленческие) функции входящей в средства разработки систем контроля и поддержки принятия решений системы приобретения знаний, поручив ей дополнительно поддержку процессов системного анализа и построения модели предметной области [2-3].
Современные темпы развития научно-технического прогресса требует создания механизма информационного обеспечения лиц, принимающих решения на основе когнитивных технологий, ситуационного подхода и адаптивного управления, позволяющего фактически мгновенно реагировать на изменяющиеся условия. Создание такого механизма обусловлено, с одной стороны, новыми специфическими научными организационными, социально-экономическими и техническими задачами создаваемой системы управления региона, а с другой - развитием различных направлений современной науки и техники, мощными техническими средствами в виде интеллектуальных информационных систем.
Разработка механизма информационного обеспечения лиц принимающих решения в системе стратегического управления региональной экономикой предусматривает решение следующих основанных научно-технических задач:
1. Целеполагание, установление базовых требований к эффективности государственного регулирования экономики, контроля, планирования, координации, организации и их обеспечение: учета прогноза анализа мотивации и т.д. Создание когнитивной модели процессов стратегического целеполагания предполагает разработку методологии средств моделирования, обеспечивающих динамическое воспроизведение в реальном масштабе времени и определенных пространственных данных требуемой ситуации (события) предметной области, включая объект и субъект (управляющей структуры) управления.
2. Задача разработки терминосистем стратегического управления экономикой, касающейся стратегического управления природопользованием и экологизацией экономики.
3. Разработка механизмом взаимопонимания и взаимодействия между акторами и при разработке стратегических планов и решения его задач, т.к. требуется учитывать большое число факторов разнообразной природы, являющихся предметов разных областей знаний.
4. Повышение качества работоспособности управляющей структуры, обеспечение гармоничности пространственно-временных отношений элементов предметной области управления, синхронности их выполнения на базе ситуационного логико-лингвистического и когнитивно-лингвистического моделирования.
5. Формирование задания по созданию межорганизационной сети региональных центров стратегического управления, что позволит эффективно использовать современные облачные технологии, которые позволят значительно сократить затраты на компьютерную технику, её обслуживание и одновременно увеличить возможности обработки за счет использования вычислительной мощности суперкомпьютера технологического центра.
Ядром такого инструментария должна являться логико-лингвистические модели (ЛЛМ) объекта и субъекта управления, которая давала бы возможность в долгосрочной, среднесрочной перспективе оценивать управляющую система (УС) региона, критические, эколого-экономические социальные реалии (построение дискретно-ситуационной сети) и возможности смены сложившегося техногенного типа развития на устойчивый эколого-сбалансированный тип. В стратегическом плане РФ должна реализовываться концепция экологизации экономического развития. Для этого требуется существенные изменения приоритетов и условий всей экономики и комплексов секторов. Необхо-
дим пересмотр направлений структурной и инвестиционной политики, научно-технического прогресса, соответствующих рыночных регуляторов для таких изменений. Нужно программировать и регулировать общественное производство не от природных ресурсов, не от того, сколько их можно добыть и использовать, а наоборот, от потребителя к ресурсам.
Необходимо для каждой группы ресурсов сформировать свою природно-сырьевую продуктовую вертикаль (цепочку), соединяющую природные факторы производства с конечной продукцией. Движение природного вещества и продуктов его обработки в данных вертикалях осуществляются с помощью интегрированной цепочки всех видов деятельности, принадлежащих к различным сферам, но объединенных технологически процессом производства и реализации конечной продукции.
Диагностика модели объекта и субъекта возможна при наличии способа представления знаний в системе коммуникаций экономики РФ, состоящей из лиц, принимающих решения (ЛПР), связанные различными отношениями и системой коммуникаций.
Для коммуникаций характерно два типа представления информации: линейный и фенестрационный (от лат. fenestra - «окно»). Линейный тип характеризуется тем, что знаки следуют один за другим. В фенест-рационном типе представления информации знаки должны быть представлены так, чтобы их смысловое восприятие было бы, по возможности, одновременным, единым. Ситуации, в которых осуществляются управляющие воздействия в процессе коммуникации, определяются наборами пространственных и временных констант - хронотопами. Хронотопы управляющей структуры СЭС отличаются тем, что цели и интересы, коммуникации синхронного взаимодействия ЛПР, которые должны быть (но на практике не всегда) доминирующей установкой - достигать цели функционирования на определенных этапах.
Концептуальной основой ЛЛМ управляющего процесса должен быть информационно-логический процесс формирования стратегии и ее реализации, адекватный сложности воспроизводственного процесса, в котором природопользование, производство, распределение, потребление образуют органическое единство. Наличие адекватной модели стратегического целеполагания превращает стратегическое планирование в процесс научного исследования возможных путей развития.
При логико-лингвистическом моделировании событий, различая слово, как элемент языкового сознания для фиксации представления и слово, как научный термин, следует иметь ввиду активное сближение обоих уровней на современном этапе развития такой междисциплинарной науки, как стратегическое управление. Данный фактор является важнейшим компонентом общего процесса формирования научного
мышления руководителей, специалистов разработчиков систем управления экономикой предприятий и регионов. В этой связи серьезно возрастает необходимость тщательного анализа терминологии в процессе создания новых систем научных понятий (концептосфер) стратегического управления. Чрезмерное использование в профессиональном управленческом языке терминов путем «калькирования» (например с английского языка), может оказать отрицательное воздействие на мышление управленца, способствуя порождению размытых бессмысленных штампов, вместо системы научных понятий. Для решения этой задачи нами на базе теории ситуационного управления с применением логико-лингвистического моделирования разработаны основы стратегического управления - технологии, включающие в себя специальные методики системного анализа области функционирования и задач управления, а также систему приобретения знаний в контексте развивающих и развивающихся отношений и систем, построения рефлексивно-деятельностной развивающей среды, управления адаптирующейся многоуровневой интеллектуальной системой, каковыми являются социально-экономические системы, сложные системы общественно-политического значения [4].
Особую важность в этом контексте имеют исследования и совершенствование научных коммуникаций, организация взаимодействия между субъектами стратегического управления, научными организациями и государственными институтами на основе развитого интерфейса, фундаментом которого должен стать широкий обмен знаниями и расширенный доступ к научно-технической и статистической информации, а также информации аналитических агентств и организаций, ее распространение, организация доступа, повышение эффективности адресного информационного обслуживания с использованием режимов избирательного распространения информации, дифференцированного и инициативного обслуживания потребителей научно-технической информации.
На основе изложенных положений можно конкретизировать механизм информационного обеспечения лиц, принимающих решения в процессе стратегического управления региональной экономикой, который должен содержать:
1. Разработку концепции и модели реализации проекта «Информационное обеспечение лиц, принимающих решения». Когнитивно-лингвистический анализ ключевых понятий и положений, базовых понятий и отношений предметной области, лингвистический анализ терминологической системы стратегического управления, фреймовое моделирование системы стратегического управления, включая особенности вербализации и ситуативной актуализации фоновых знаний, необходи-
мых для выработки управляющих воздействий управляющей структурой социально-экономической системы (СЭС).
3. Разработку модели представления понятийного пространства СЭС, позволяющая получить его программную реализацию. Разработка методики стратегического анализа СЭС различного масштаба, позволяющая алгоритмизировать и автоматизировать процесс приобретения знаний ЛПР. Разработка логико-лингвистическая модели задач принятия решений трех классов.
4. Выбор объекта экспериментальных исследований, построение моделей предметной области: дискретной ситуационной сети (объекта и управляющей структуры), системы целей объекта и субъекта, альтернативных сетевых графов объекта и субъекта, ресурсных комплексов.
5. Разработку методов общей диагностики СЭС (эмпирическая и теоретическая дискретной ситуационной сети (ДСС)). Разработку общей схемы исследования, которая включает диагностику функционирования управляющей структуры в виде фенестрационной схемы дискретной ситуационной сети (ДСС).
6. Построение модели проблемных ситуаций в соответствии с необходимостью принятия плановых, координационных и организационных решений.
7. Разработку методического обеспечения мониторинга и контроля формирования реализаций документов стратегического планирования профессиональной диагностики компетенции, деловых и личностных качеств руководящих кадров.
8. Разработку методического обеспечения мониторинга и контроля формирования и реализация документов стратегического планирования, этапов стратегического планирования, бюджетного процесса функционирования системы органов, обладающих бюджетными полномочиями.
9. Построение модели механизма адаптивного управления (далее МАУ), который представляет собой научно-теоретическую категорию, что позволяет о ней говорить с определенной долей абстракции. Уяснение объемов смыслового содержания данного понятия происходит на основании системного анализа свойств многих социально-экономических явлений на всех ярусах экономики. Деятельность управляющей структуры экономики в направлении реализации функций контроля, интегрированного планирования, координации и организации, ведущим к оптимизации значений целевых нормативов и минимизации отклонений своего состояния от требований внешней среды, есть способность активизации этой теоретической конструкции МАУ.
10. Методы оценки прогнозов дестабилизирующих факторов, а также инновационного материала, необходимые для выработки управленческих воздействий.
Итак, механизм информационного обеспечения как элемент механизма адаптивного управления основывается на речемыслительной деятельности лиц принимающих решения в управляющей структуре социально-экономических систем. Для адаптации социально-экономической системы необходимыми условиями выступают интеллект, ответственность и компетентность лиц принимающих решение в управляющей системе. Адаптация обеспечивает снижение рисков возникновения угроз проблемных ситуаций.
Статья опубликована в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН на 2019-2021 г.
Список литературы
1. Андрианов Д.Л. Инновационные решения пермской ИТ-компании «Прогноз» / Вестник Пермского научного центра №3, 2009, с. 49-55. http://www.permsc.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=73&Ite<br>mid= 81&1ап§=ги.
2. Кукор Б.Л., Пыткин А.Н., Клименков Г.В. Основы стратегического управления в региональной экономике (построение систем ситуационного управления на базе логико-лингвистического моделирования) / РАН, УрО, Пермский ф-л ин-та экономки; под общ. ред. Б.Л. Кукора. - ООО «Издательский дом «Ника»: Пермь, 2009. -337 с. (Монография) https://c1oud.mai1.ru/pub1ic/M8ai/kGRdwTmtN.
3. Клименков Г.В., Кукор Б.Л. Инновационное развития оборонно-промышленного комплекса в рыночных условиях / РАН, УрО, Пермский ф-л ин-та экономки; под общ. ред. Г.В. Клименкова. - ООО «Издательский дом «Ника»: Пермь, 2008. - 162 с. (Монография) https://c1oud.mai1.ru/pub1ic/6rKq/zPn9h6DrP.
4. Клименков Г.В., Кукор Б.Л., Пыткин А.Н. Экспертные системы и системы ситуационного управления на базе логико-лингвистических моделей. / Вестник ПНЦ, Пермь, №2, 2010 - с. 26-38 http://www.permsc.ru/index.php?option=com_content&view=artic1e&id=73&Ite<br>mid= 81&1ang=ru.
Арефьев Игорь Борисович,
д-р техн. наук, профессор
ЛОГИКО-РЕФЛЕКСИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ И ПОДДЕРЖКИ РЕШЕНИЙ ПО
УПРАВЛЕНИЮ
Польша, Щецин, Морской университет [email protected]
Аннотация. Современное состояние организации процедур и процессов управления сложными системо-техническими комплексами вступает в противоречие с психо-физическими возможностями ЛПР на всех уровнях принятия решений. Разрешение такого противоречия автор видит в концепции логико-рефлексивного моделирования ППР. Анализу этого процесса посвящена настоящая работа.
Ключевые слова: логика, рефлексия, система, управление, решение