Научная статья на тему 'Формирование стратегии инноватизации социально-экономического развития региональной экономики'

Формирование стратегии инноватизации социально-экономического развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИННОВАТИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасенко Сергей Сергеевич

В статье предложена авторская концепция инноватизации регионального социально-экономического развития как стратегического направления развития региональной экономики, раскрыты принципиальные отличия стратегии инноватизации регионального развития от стратегии модернизации. Раскрыто содержание, преимущества, особенности, модели и типы, а также методические подходы к разработке стратегии инноватизации социально-экономического развития региона в условиях становления инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии инноватизации социально-экономического развития региональной экономики»

Тарасенко Сергей Сергеевич,

аспирант

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье предложена авторская концепция инноватизации регионального социально-экономического развития как стратегического направления развития региональной экономики, раскрыты принципиальные отличия стратегии инноватизации регионального развития от стратегии модернизации. Раскрыто содержание, преимущества, особенности, модели и типы, а также методические подходы к разработке стратегии инноватизации социально-экономического развития региона в условиях становления инновационной экономики.

Ключевые слова: стратегия, инноватизация, модернизация, региональная экономика, социально-экономическое развитие

In the article the author's concept of innovatization regional socio-economic development as a strategic direction for the development of the regional economy, revealed fundamental differences innovatization strategy of regional development of the modernization strategy. Discloses the content, the benefits, features, models and types, as well as methodological approaches to the development of a strategy innovatization socio-economic development of the region during the emergence of an innovative economy.

Keywords: strategy, innovatization, modernization, regional economy, socioeconomic development

Повышение эффективности социально-экономического развития регионов Российской Федерации в условиях перехода к инновационной экономике неразрывно связан с поиском и обоснованием новых, нестандартных стратегий, основанных на активизации инновационной деятельности, внедрении новейших достижений науки и техники в экономику региона.

Поступательный процесс социально-экономического прогресса в регионах Российской Федерации требует осуществления широкомасштабных количественных и качественных преобразований в технической и технологической базах, организационных, экономических, социальных и иных процессов, приведение их в соответствие с объективными закономерностями развития постиндустриального способа производства и потребления. В решение этой задачи важным инструментом должны служить региональные стратегии инноватизации.

Инноватизация регионального социально-экономического развития - это пр оцесс динамичного усовершенствования модели региональной экономики на осно ве перманентного внедрения новейших достижений научно-технического прогрес са, постоянного осуществления разработки и внедрения прогрессивных базовых т ехнологий, техники и продуктов на качественно новой основе.

Отличительной особенностью процессов инноватизации от модернизации с остоит в том, что в основе первого лежит разработка и внедрение принципиально новых, ранее не имевших аналогов и не получивших широкого распространения п рогрессивных базовых технологий, техники и продуктов. В то время как процесс модернизации предполагает лишь обновление и усовершенствование уже существ ующих технологий, техники, продуктов на основе частичного внедрения более пр огрессивных инновационных элементов

Целью инноватизации регионального социально-экономического развития я вляется разработка и реализация стратегии активизации и повышения эффективно сти создания и внедрения инновационных решений на ведущих направлениях рег ионального социально-экономического развития, в организациях и на предприяти ях, выпускающих высокотехнологичную продукцию народнохозяйственного знач ения с учетом особенностей и специфики природно-климатических условий, мест а и роли региона в территориальном разделении труда, социально-экономических, хозяйственно-отраслевых, национально-культурных и иных факторов.

Различие в условиях и факторах регионов страны предопределяет различные модели и типы инноватизации социально-экономического развития.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта позволяет выделить три основных типа инноватизации регионального социально-экономического развития.

Первый тип инноватизации социально-экономического развития региона -высокоинтенсивный тип. К этому типу относятся регионы, характеризующиеся высоким уровнем инноватизации регионального развития. Здесь, как правило, отмечаются высокие темпы роста и уровни объема ВРП при широком использовании инновационных решений во всех отраслях и сферах региональной экономики, соответствующих последним достижениям НТП. Такие регионы как правило располагают достаточным числом учреждений науки и образования, образовательным и квалификационным уровнем работников, а также имеют предприятия высокотехнологичных отраслей народного хозяйства.

Второй тип инноватизации социально-экономического развития - среднеинтенсивный тип. В регионах, относящихся к этому типу инноватизации региональное развитие и, в частности, рост показателя ВРП происходит при частичном или выборочном использовании достижений научно-технического прогресса в региональном производстве. Здесь сочетаются как интенсивные, так и экстенсивные направления развития региональной экономики. В таких регионах происходят дискретные прорывы в решении проблемы активизации инновационной деятельности в соответствии с периодически возникающими потребностями в повышении технологического уровня материально-технической базы и повышения уровня квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

Третий тип инноватизации социально-экономического развития -низкоинтенсивный тип. Такие регионы характеризуются увеличением объема ВРП за счет реализации инерционных сценариев в развитии материальнотехнической и производственной базы региональной экономики при низком уровне использования достижений научно-технического прогресса в региональном производстве, при неизменном технологическом уровне материальнотехнической базы с применением уже широко распространенных видов техники, технологий, уровнем квалификации работников и т.п.

В основу выделения подобных типов инноватизации социальноэкономического развития в различных регионах страны должны быть положены признаки специализации регионов, особенностей целей инноватизации региональной экономики, стратегические приоритета развития экономики региона и др.

Стержнем социально-экономической политики регионального развития на этапе становления инновационной экономики должна служить стратегия иннова-тизации. Такая стратегия должна служить эффективным инструментом разработки и реализации региональной инноватизационной политики в условиях постиндустриальной экономики.

Целью такой стратегии является формирование объективных социальноэкономических, организационных, информационных, правовых, финансовых и иных предпосылок, условий и факторов для повышения эффективности и активизации инновационной деятельности во всех отраслях и на всех иерархических уровнях региональной экономики.

В основу разработки региональной стратегии инноватизации социальноэкономического развития должны быть положены следующие методические подходы:

а) опережающий подход, основанный на предвидении (предвосхищении) тенденций в процессе разработки стратегии инноватизации регионального социально-экономического развития, суть которого состоит в том, что основные ее направления и параметры должны превосходить сложившийся уровень основных характеристик социально-экономического развития региона;

б) оптимальное сочетание целевого, системного и ситуационного подходов в процессе разработки и реализации стратегии инноватизации региональной экономики в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективах;

в) поэтапный подход, предполагающий логическую увязку последовательно взаимосвязанных стадий процесса разработки и реализации стратегий инновати-зации региональной экономики;

г) динамический подход, предполагающий обеспечение непрерывности и последовательности процесса инноватизации региональной экономики;

д) консенсусный подход к обоснованию стратегии инноватизации регионального социально-экономического развития, предполагающего баланс потребностей и интересов, как региональных властей, разработчиков инновационных продуктов, так и их потребителей в регионе;

е) инновационно-научно-образовательный подход, предусматривающий взаимную количественную и качественную увязку потребности в кадрах соответствующей квалификации, с материально-технической базой организаций и учреждений, как разрабатывающих инновационные решения, так и осуществляющих их внедрение;

ж) бюджетно-коммерческий подход к решению проблемы финансирования, разработки и реализации стратегии инноватизации регионального социальноэкономического развития на основе оптимального сочетания механизмов привлечения, как бюджетных средств (федеральных, региональных, муниципальных), так и финансовых и иных ресурсов частных инвесторов;

з) маркетинговый подход к разработке и реализации стратегии инноватиза-ции регионального социально-экономического развития, предполагающего поиск баланса интересов, как разработчиков, так и потребителей инновационных разработок;

и) кибернетический (управленческий) подход, предполагающий создание адекватных сложившимся в регионе предпосылкам, условиям и факторам форм организации и управления процессом инноватизаци регионального социальноэкономического развития и др.

Изучение процессов развития интеграции в инновационной деятельности региональных экономик свидетельствует о том, что наиболее эффективной формой в современных условиях является региональный инновационный кластерный комплекс. Деятельность такого комплекса основана на использовании совместного ресурсного потенциала и прежде всего, информационно-инновационного потенциала регионов

Региональный инновационный кластерный комплекс представляет собой интегрированное формирование совокупности специализированных внутрирегио-

нальных инновационных систем, кластеров, предприятий, организаций, других субъектов инновационно-производственной деятельности в целях концентрации инновационно-информационных, научно-технических, инновационно-

технологических, инновационно-организационных и иных ресурсов в целях повышения эффективности активизации инновационной деятельности в регионе на основе концентрации функции управления разработкой, адаптацией, производством, внедрением и реализацией инновационных продуктов и услуг. При этом очевидно, что деятельность подобных региональных инновационных кластерных комплексов служит, прежде всего, обеспечению устойчивого и эффективного развития региональных экономик.

Такие региональные инновационные кластерные комплексы развиваются и приобретают все большее значение как инструмент повышения эффективности развития региональных инновационных, инвестиционных и технологических процессов на основе объединения предприятий различных отраслей региональной экономики. Главная их цель состоит в объективной потребности участия предприятий и организаций региона в ускорении внедрения различных инноваций.

Основными функциями региональных инновационных кластерных комплексов являются:

- разработка, адаптация, производство и реализация инновационных продуктов и услуг, как в регионе, так и за его пределами;

- формирование научно-производственного ядра регионального инновационного развития;

- регулярное осуществление постоянной координации деятельности взаимодействующих в деятельности регионального инновационного кластерного комплекса;

- обеспечение устойчивого и динамичного развития региональных инновационных процессов на основе эффективных организационных, экономических, технологических, финансовых и иных связей, способствующих и удовлетворяющих достижению их совместных интересов;

- повышение эффективности управления инновационной, инвестиционной, технологической, технической, финансово-экономической, организационной, экологической, информационной и иных видов деятельности;

- обеспечение деятельности предприятий и организаций, входящих в региональные инновационные кластерные комплексы на основе взаимоувязанного долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозирования, программирования и планирования инновационного социально-экономического развития региона;

- организация эффективной коммерческой деятельности по продвижению на региональный, межрегиональный и международный рынки производимых инновационных товаров, продуктов и услуг, отвечающих высоким требованиям развития в условиях ВТО;

- обеспечение процесса опережения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с прогнозируемыми организационными, экономическими, социальными, научно-техническими, экологическими изменениями в краткосрочной, среднесрочной, долгосрочной перспективе регионального социально-экономического развития.

Принципиальным отличием региональных инновационных кластерных комплексов от других форм организации региональной и внутрирегиональной инновационной деятельности является:

во-первых, их межотраслевой характер, как по объединяющимся в эти системы предприятиям, организациям, так и по производимым видам продуктов и услуг;

во-вторых, региональные инновационные кластерные комплексы, в отличие, от традиционно сложившихся кластеров, как совокупности предприятий преимущественной одной либо смежных отраслей, объединившихся в целях решения общих проблем, имеют сетевую форму организации в организационной структуре деятельности которых значительная роль принадлежит региональным и местным властям.

Региональные инновационные кластерные комплексы характеризуются рядом новых отличительных организационных признаков:

- во-первых, они создаются в рамках не только технологической сферы одной отрасли, но и приобретают межотраслевой, межхозяйственный (а в ряде случаев и межрегиональный) характер с целью разработки, организации производства и реализации качественно новых видов продуктов и услуг;

- во-вторых, региональные инновационные кластерные комплексы обладают внутренней единой системой управления, обеспечивающей единство процесса разработки, апробации, производства и реализации инновационных решений, обеспечивающих эффективный прорыв, как в технологиях и организациях производства, так и в создании и продвижении на рынок высокотехнологичных и высокоэффективных видов продукции;

- в-третьих, участники региональных инновационных кластерных комплексов продолжают оставаться юридически самостоятельными и независимыми организациями;

- в-четвертых, региональные инновационные кластерные комплексы обладают принципиально новыми свойствами, и характеризуются единой общей информационной, научно-технической, организационной, производственной и маркетинговой инфраструктурой.

Основу формирования региональных инновационных кластерных комплексов составляют, наряду с традиционными инновационными интересами организаций и предприятий, их интересы в развитии вертикальной и горизонтальной интеграции в вопросах организационной, технической, технологической, финансовой, инвестиционной и иных видов интеграции на основе единых подходов в масштабах региональной социально-экономической политики.

Важным методическим вопросом решения проблемы активизации процесса инно ватизации региональной экономики является подготовка научно обоснованных ре комендаций по организации разработки и реализации региональной политики и с тратегии инноватизации социально-экономического развития региона. Изучение о пыта показало, что такая работа должна осуществляться пошагово в следующей

последовательности:

Предложен концептуальный подход и логическая схема пошаговой организ ации разработки и реализации региональной политики и стратегии инноватизаци и социально-экономического развития применительно к конкретному региону:

Шаг 1. Анализ сложившегося уровня и тенденций развития процесса иннова тизации в регионе, выявление проблем активизации инновационной деятельности, а также системы факторов сдерживающих формирование региональной инноваци онной экономики.

Шаг 2. Обоснование (уточнение) целей социально экономического развития региона на прогнозируемый период;

Шаг 3. Обоснование модели достижения целей стратегии инноватизации рег ионального социально экономического развития (высокоинтенсивная ,среднеинте нсивная, низкоинтенсивная)

Шаг 4. Разработка, обоснование и выбор альтернативных направлений дост ижения цели регионального социально-экономического развития на основе иннов атизации экономики региона.

Шаг 5.Обоснование, оценка и отбор системы мероприятий (работ) инновати зации развития экономики региона.

Шаг 6. Разработка и реализация поэтапной схемы практической реализации стратегии инноватизации регионального социально-экономического развития.

Пошаговая реализация поставленных задач по формированию стратегии ин новатизации регионального социально-экономического развития требует поэтапн ой их реализации.

I ЭТАП. Цель этапа: Прекратить нарастание кризисных явлений, негативно влияющих на процессы инноватизации региональной экономики; разработать проект по созданию региональных инновационных кластерных комплексов.

Содержание этапа: остановить деградацию и стабилизировать базовые отношения в сфере инновационно-научных, инновационно-производственных и инновационно-образовательных отношений; восстановить управляемость процессами инноватизации развития региона; разработать и начать реализацию программы

восстановления и цивилизованного развития научно-производственной и научнообразовательной инфраструктуры; сформировать основы механизмов активизации инновационного развития предприятий и организаций региона; создать инновационную инфраструктуру и осуществить институционализацию инновационного предпринимательства в регионе.

II ЭТАП. Цель этапа: сформировать региональные инновационные кластерные комплексы; завершить создание механизма и инфраструктуры реализации стратегии инноватизации экономики региона; активизировать отбор, оценку перспективных инновационных проектов.

Содержание этапа: активизировать процессе формирования в регионе инновационных кластеров и инновационных систем; осуществить масштабное развитие и структурную перестройку региональной экономики в соответствии со стратегическими приоритетами инноватизации социально-экономического развития регионов; обеспечить расширение масштабов и активизацию научных и прикладных исследований по приоритетным направлениям НТП, внедрение достижений научно-технического прогресса на предприятиях и в организациях региона; разработать мероприятия по формированию эффективной системы подготовки, переподготовке и квалификации кадров адекватных требованиям инновационной экономики; осуществить системную интеграцию предприятий, организаций, органов государственного, регионального, муниципального управления в разработке и реализации инновационных проектов создания высокотехнологичной и наукоемкой продукции; развитие региональных центров подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для работы в условиях инновационной экономики.

III ЭТАП. Цель этапа: осуществить реализацию основных направлений стратегии инноватизации в пилотных инновационных проектах на основе активизации регионального инновационного кластерного комплекса.

Содержание этапа: завершить технико-технологическое переоснащение предприятий, работающих на устаревшем оборудовании и технологиях; распространить проекты высокотехнологичного производства (глубокой переработки

различного вида ресурсов, интенсивное развитие отраслей экономики, занимающихся производством высокотехнологичных продуктов и услуг и т.п.); завершить создание механизма и инфраструктуры реализации стратегии инноватизации экономики региона; обеспечить расширение масштабов и активизацию научных и прикладных исследований по приоритетным направлениям НТП (пилотные инновационные проекты), внедрение достижений научно-технического прогресса на предприятиях и в организациях региона.

Оценку эффективности модели регионального социально-экономического развития, в основу которого положена стратегия инноватизации (инновационно-модернизационный сценарий) необходимо проводить на основе сравнения основных показателей, характеризующих эффект от его внедрения с эффектом, который может быть получен в результате реализации существующей в регионе модели социально-экономического развития (экстенсивно-инерционный сценарий).

Список использованной литературы

1. Семидоцкий В.А., Ешугова, Р.Н. Шамара Ю.А. Обоснование мер государственной регулятивной политики в сфере инновационно-модернизационного развития Южного федерального округа //Экономические науки 2012. 4(89) (http://ecsocman.hse.ru/data/2012/11/15)

2. Тарасенко С.С. Социально-экономическая политика формирования и развития региональных кластерных систем // Управление экономическими системами^!, 2013.

3. Тычинский А. В. "Адаптивные методы управления НИОКР как конкурентным фактором в условиях глобальной конкуренции". - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002

4. Яшин С.Н., Мурашова Н.А. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности регионов// ИнВестРегион № 3/ 2010.-С. 3-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.