Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Экономика
УДК 330.117
Кластеризация инвестиционных структур как форма инноватизации экономических систем
Нурмухаметов Р.Р.
Аспирант кафедры экономической теории Университета управления «ТИСБИ» (Казань)
В статье рассматривается вопросы кластеризации инвестиционных структур как форма инноватизации экономических систем; современное состояние данных процессов в российской экономике, их эффективность, факторы её обеспечения и основные направления в условиях глобализации.
Ключевые слова: кластеризация, инвестиционные структуры, инноватизация, экономические системы.
Инноватизация представляет собой процесс, за счёт которого осуществляются накопление, сохранение, использование и развитие инновационных возможностей хозяйствующих субъектов экономических систем. Инноватизация осуществляется в различных организационно-экономических формах [1]. В современных условиях наиболее продуктивной формой инноватизации являются кластеры.
Кластер - это сконцентрированные на определённой территории взаимосвязанные компании: поставщики комплектующих, оборудования и специальных услуг; инфраструктура; научно-исследовательские институты; ВУЗы и иные организации, которые взаимодополняют друг друга и усиливают конкурентоспособные преимущества отдельно взятых компаний и в целом кластера. Иными словами кластер является концентрацией бизнеса, научнообразовательных и промышленно-производственных организаций.
Кластерная модель устройства инновационного взаимодействия между реальным и финансовым секторами экономики представляет собой симбиоз таких политик, как промышленная, инновационная, технологическая, денежно-кредитная и политика развития регионов. Потенциал кластера как устойчивого партнёрства взаимосвязанных субъектов хозяйствования, как правило, выше простой суммы потенциалов обособленных элементов. Данное приращение складывается в результате совмещения конкуренции и кооперации, сотрудничества и продуктивного применения возможностей партнёров. В первую очередь, кластер выступает инновацион-
ной формой организации общества, позволяющей выжить в ситуации суровой мировой конкуренции. В обстоятельствах глобализации государственные границы не всегда действуют как экономические регуляторы. Следовательно, существует необходимость в новых формах организации бизнеса, а также его взаимодействия с государственными органами власти и обществом.
Кластер, в отличие от большинства конструкций государственно-частного партнёрства, является таким механизмом, в котором бизнес, а не государство, выступает в качестве инициатора, демонстрируя необходимость участия государства и последующей организации совершенствования кластера. Вместе с тем правительствам регионов, которые работают с частным сектором, следует скорее расширять и усиливать действующие кластеры, нежели стараться формировать новые.
Важная особенность кластера заключается в следующем: отдельный участник, стремясь к своей цели, увеличивает эффективность и собственной деятельности, и деятельности партнёра или конкурента (рис. 1).
Политика в области кластеров в Правительстве Российской Федерации считается одной из одиннадцати основополагающих инвестиционных инициатив и рассматривается как инструмент диверсификации экономики России. Положение о кластеризации отражено в «Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» [2]. Стандартная модель организации кластера представлена на рисунке 2.
69
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Экономика
Рис. 1. Интересы и взаимодействие потенциальных участников кластера
Эта модель в полной мере даёт характеристику кластеру, который построен в соответствии с принципом «жемчужины». Ядро кластера - определяющие фирмы, имеющие узкую специализацию и расположенные географически вблизи друг от друга. Фирмы, являющиеся поставщиками сырья, провайдеры услуг, торговые организации, фирмы, осуществляющие техническое обслуживание - это поддерживающие фирмы. На сетевых связях с прикладными и научно-исследовательскими институтами, с центрами, в которых осуществляется профессиональное обучение и поддержка предпринимательства, с финансовым сектором выстраивается мягкая инфраструктура кластера. К твёрдой инфраструктуре кластера относятся транспортная, коммунальная и инженерная инфраструктура, производственные сооружения.
Кластеризация выступает процессом образования кластеров для того, чтобы повысить конкурентоспособность регионов, и, как правило, экономические субъекты концентрируют деятельность в географических границах территории, на которой создана в наибольшей степени благоприятная обстановка [3, с. 85]. Впрочем, сегодня географическая сопредельность по отношению друг к другу партнёров по исследованиям, потребителей и поставщиков не является опреде-70
ляющим в связи с прогрессом информационных технологий и современных методов взаимодействия субъектов экономической деятельности. Широкую популярность обрели «виртуальные» кластеры. Они географически не привязаны к определённому региону и созданы за счёт возникновения инновационных сетей.
Региональный кластер является очагом привлечения инвестиций из таких источников, как внутренние инвестиции собственников и организаций, денежные средства населения, финансовые инструменты инвесторов, средства государственных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредиты.
В связи с тем, что информационные, финансовые, научные и другие виды ресурсов ограничены, роль государственных органов власти как координаторов осложняется. Вследствие этого необходимо разработать механизм запуска и содействия процедур самоорганизации финансово-экономических структур. Данные процедуры основаны на координировании интересов всех уровней и ограниченном использовании ресурсов, которые привлечены из внешних источников.
Рис. 2. Стандартная модель организации кластера
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Экономика
На региональном уровне (мезоуровне) установление инновационных процессов совершается за счёт системы самоорганизующихся кластеров, финансирующихся из средств частных инвесторов. Совершенствование подобных кластеров выполняется институтом частных предпринимателей, а не государственным финансированием.
Необходимо заметить, венчурные фонды играют существенную роль в инновационной структуре. Важное место в венчурном финансировании имеют венчурные ярмарки. Цель этих мероприятий заключается в ускорении притока инвестиций в инновационные сектора экономики, а также в оказании помощи российским разработчикам занять собственную нишу в международном рынке венчурного капитала.
В нашей стране венчурные инвесторы вынуждены инвестировать значительные средства, выполнять большое количество функций, которые заключаются в постановке и развитии бизнес-процессов в инвестируемые организации [4, с. 91].
Основа венчурного бизнеса заключается в том, чтобы осуществить финансирование организаций, не имеющих стабильного финансирования, а в обмен получить возможность участия в капитале организации (иначе говоря, происходит обмен финансирования на акции). После определённого прогресса организации венчурный инвестор продаёт акции. Вместе с тем, как правило, цена продажи значительно выше, по сравнению с инвестированными средствами.
Важным источником инноваций являются венчурные компании. Для Российской Федерации венчурное инвестирование выступает новым сектором бизнеса. Принципы и свойства отрасли слабо отработаны в российских условиях бизнеса. В то же время прослеживается значительный интерес к формированию венчурного инвестирования в России со стороны институтов западных стран.
Инвесторы стран Запада - основные венчурные инвесторы в нашей стране. Венчурная индустрия развивается невысоки-
ми темпами. Венчурные фонды России, состоящие только из российского капитала, пребывают в фазе зарождения.
Опыт зарубежных стран демонстрирует несколько успешных проектов, в которых создавались и реализовывались высокотехнологические кластеры малых бизнес-субъектов и венчурного капитала.
Израиль - яркий пример достижения высоких
результатов в развитии этих двух корреляционных секторов и целеустремлённой государственной политики. Разберём развитие венчурного капитала и стартап-компаний в Израиле, представленное в таблице 1.
В качестве залога успеха Израиля выделяется эффективная государственная поддержка. Более 1000 проектов и более 500 организаций финансируется за год. Наряду с этим осуществляется финансирование 20-50 % исследований [5, с. 32].
Также происходит реализация программы Magneton. Данная программа направлена на поддержку предприятий промышленности и университетов, которые разрабатывают технологии на ранней стадии. Необходимо особо отметить программу, предполагающую создание технологических инкубаторов, запущенную в 1991 г. В качестве финансовой поддержки выступает грант (до 85 % от общего бюджета проекта), возвращаемый при условии успешного осуществления проекта. Оставшуюся часть проекта чаще всего финансируют бизнес-ангелы. Фирме нужно создать продукцию во время нахождения в инкубаторе, разработать бизнес-план по её выходу на рынок и привлечению в дальнейшем венчурного финансирования [6, с. 3].
Вместе с тем, в компаниях-резидентах происходит распределение собственности следующим образом: учредителям достаётся не менее 50 %, ведущим сотрудникам - не менее 10 %, инвесторам (бизнес-ангелам) - 15-20 %, инкубаторам - не более 20 %.
Необходимо заметить, что большинство стран, которые реализуют политику технологического развития, не достигают долговременного постоянного результата. Это связано с тем, что, не сформировав должных условий для появления большого количества стартапов, они раньше времени стараются перейти к этапу осуществления политики развития. Россия относится к этой группе государств. В нашей стране на сегодняшний день прослеживается
Таблица 1
Развитие высокотехнологичного кластера в Израиле [5, с. 31]
Период 1969-1976 1977-1984 1985-1992 1993-2000 2001-2006
Создано стартапов (поддержанные VC) 56 (1) 80 (9) 80 (95) 2264 (748) 2232 (301)
VC (PE) привлеченный капитал 0 (0) 0 (0) 85 (170) 7480 (9495) 3931 (7164)
IPOs стартапов 1 (0) 13 (0) 19 (3) 133 (65) 40 (13)
M&As стартапов (поддержанные VC) 0 (0) 0 (0) 2 (0) 91 (37) 81 (56)
Год 1976 1984 1992 2000 2006
R&D центры иностранных ТНК 5 10 18 50+ 100+
Патенты (% ИКТ) 115 (22 %) 193 (22 %) 355 (25 %) 969 (43 %) 1527 (54 %)
ИКТ экспорт MS NA 900 2,66 11 12,35
% продаж (NA) 51 % 0,63 % 88 % 89 %
71
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Экономика
недостаток венчурных инвестиции и высокотехнологических проектов.
На сегодняшний день в экономике выделяют четыре ключевых вида кластеров: технологические, промышленные, инновационные и инновационно-инвестиционные. Инновационно-инвестиционный кластер представляет собой интегрированную информационно-технологическую производственную систему, создаваемую с целью производства инновационных технологий и продукции, взаимосвязанную с потоками инвестиций и сочетаемыми ими финансовыми, материальными, социальными и другими ресурсами. Данная система в рамках существующих промышленных организаций, научных и инвестиционных организаций формирует в совокупности целостную инновационно-инвестиционную систему. В инновационно-инвестиционных кластерах происходит устойчивое взаимодействие и сотрудничество основных групп
Внешняя среда кластера
ft III
Внутренняя среда кластера
□□□
опта
□ □□
□ □□ ппп
пт □□а
Инвестиционная компания
л
Промышленная организация 1
Научная организация
л
Промышленная организация 2
инновационно-инвестиционных кластеров
участников (рис. 3).
В такой ситуации кластеры являются такими организационными образованиями, выступающими интеграторами для вышеперечисленных участников, каждый из которых имеет собственные функции и задачи в рамках кластера. В конструкции инновационно-инвестиционных кластеров имеется инвестиционная компания или банк в качестве постоянного участника в отличие от вышеперечисленных других трёх видов кластеров (рис. 4). Подобная комбинация позволяет существенно повысить резервный экономический потенциал, финансово-экономическую устойчивость кластера, а также гарантировать необходимые инве-72
Рис. 4. Конструкция инновационноинвестиционного кластера
стиционные ресурсы для ключевых этапов инновационно-инвестиционной деятельности. За счёт такой инвестиционной протекции кластер становится автономным и не зависит от источников финансирования из внешней среды. Это является очень значительным фактором в обстоятельствах дефицита в экономике инвестиционных ресурсов.
Вслед за этим необходимо разобрать основополагающие функции участников инновационно-инвестиционного кластера. В качестве основных можно выделить следующие функции инвестиционной компании:
- инновационное инвестирование среднесрочного и долгосрочного характера;
- экономическое управление проектами инновационно-инвестиционной направленности;
- учреждение кластерной стратегии развития;
- при необходимости, привлечение вспомогательных инвестиционных ресурсов;
- финансовая и консультационная экономическая поддержка должной технологической оснащённости и технического усовершенствования промышленных организаций, которые входят в кластер;
- осуществление инвестиций в прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) научных организаций кластера;
- при осуществлении инновационно-инвестиционных проектов тесное взаимодействие с научными и промышленными организациями кластера;
- экспертиза и оценка социальной и экономической результативности ииновационно-инвестицион-ных проектов кластера и др.
В качестве основополагающих функций промышленных организаций можно выделить следующие:
- производственная функция, которая предусматривает реализацию технологических и технических мероприятий, связанных с подготовкой производства и выпуском продукции инновационного типа;
- комплексная информатизация и автоматизация управляющей и производственной систем про-
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Экономика
мышленной организации для того, чтобы её уровень технологического и технического развития соответствовал уровню создаваемых инновационно-инвестиционных проектов;
- при осуществлении инновационно-инвестиционных проектов взаимодействие с инвестиционными и научными организациями;
- реализация необходимых действий по увеличению качества производимой инновационной продукции с целью роста конкурентоспособности кластера на инновационном рынке;
- образование, расширение и рост продуктивности производственных и логистических цепочек, возникающих между промышленными организациями, которые входят в кластер;
- повышение эффективности сетевых моделей взаимодействия между входящими в кластер промышленными организациями и привлечение в кластер эффективных и высокорентабельных организаций из внешней среды и др.
В качестве основных функций научных организаций можно выделить следующие:
- выполнение поисковых научно-исследовательских работ (НИР) в научных областях междисциплинарного и мононаучного характера;
- в рамках осуществляемых проектов проведение НИОКР прикладного типа;
- осуществление требуемых экспериментов;
- формирование для инвестиционных компаний отчётов о научно-технической деятельности;
- подготовка базы данных инновационных разработок и исследований, включающую реализованные проекты и высокоперспективные идеи, которые в настоящее время не могут быть претворены в связи с их несоответствием сегодняшнему уровню научно-технического прогресса (НТП);
- тесное взаимодействие с промышленными и инвестиционными организациями;
- научное сотрудничество в чётких исследовательских направлениях с иными научными организациями, включая иностранные структуры;
- проведение целенаправленного распространения в научной системе инновационных идей для того, чтобы сформировать определённую совокупность последователей этого кластера.
Вышеперечисленные функции, присущие участникам кластера, образуют важные стороны их деятельности в совместном осуществлении инновационно-инвестиционных проектов. Некоторые функции реализуются ими автономно, некоторые - в сотрудничестве с прочими участниками. Важная особенность заключается в том, что кластер имеет единую стратегию развития, которая устраивает всех участников. Такие кластеры представляют собой долгосрочные организационные структуры. Поэтому подобная слаженность предоставляет им возможность осуществить синхронизацию собственных действий
в обстоятельствах энергичной инновационно-инвестиционной деятельности, сократив вероятность внутренних конфликтов до минимума.
Привлечение инвестиционных средств для осуществления проекта значительно упрощается за счёт постоянного участия инвестиционных структур в деятельности кластера. В других ситуациях поиск инвесторов, переговоры с ними должны проводить организаторы и разработчики инновационно-инвестиционного проекта. Подобный процесс в некоторых случаях может длиться годами. Инвесторы не всякий раз готовы сотрудничать по поводу проектов с большой долей наукоёмкости, инноваций, которая практически не имеет аналогов на рынке.
Организация инновационно-инвестиционных кластеров предоставляет возможность решить важные экономические и социальные задачи государственного и регионального масштаба:
- образование целостной объединённой организационной структуры и должной инфраструктуры для того, чтобы обеспечить реализацию всех этапов жизненного цикла инновационно-инвестиционных проектов;
- улучшение инвестиционного климата региона, в пределах которого функционирует кластер;
- увеличение конкурентоспособности промышленных организаций кластера;
- рост уровня инновационных возможностей региона;
- потенциал для последующего объединения инновационно-инвестиционных кластеров в рамках формирующихся значительных сетевых структур;
- увеличение финансово-экономической стабильности промышленных и научных организаций, входящих в кластер, в связи с обеспечением постоянной инвестиционной поддержки;
- повышение величины воспроизводства инновационной продукции в масштабах страны и региона;
- возможность технологической и технической модернизации организаций, входящих в кластер;
- обеспечение местных жителей рабочими местами в организациях кластера и т.д.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время инновационно-инвестиционные кластеры представляют собой прогрессивные организационные структуры инновационной направленности. Инновационно-инвестиционные кластеры имеют мощную инвестиционную поддержку и существенный научный потенциал, поэтому им характерна высокая степень надёжности и стабильности в обстоятельствах, при которых периодически возникают системные финансово-экономические кризисы. Подобные кризисы - неотъемлемая часть современного процесса глобализации. В результате воздействия кризисных явлений осуществляются значительные процессы, связанные с экономической и организационной интеграцией, которая ведёт к формированию
73
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Экономика
организационных структур принципиально нового характера. В первую очередь к этим структурам относятся кластеры. Подобные организационные структуры располагают большими возможностями для развития в инновационной экономике. Поэтому их необходимо рассматривать как следующую ступень в организационной эволюции экономики.
В этой связи можно выделить следующие направления развития инвестиций в кластеры:
- необходимо восстановить в пределах стратегических прогнозов научно-прогнозное обоснование Комплексной программы НТП, а также её социальных и экономических фактов на 25-30 лет; нужно восстановить инвестиционную Генеральную схему совершенствования и расположения производительных сил на 15-20 лет, за счёт чего произойдёт привлечение инвестиций, соразмеренный прогресс науки, труда, инноваций;
- преимущество в финансировании нужно отдавать прикладным и фундаментальным наукам, их следует финансировать ежегодно в размере не менее 4-5 % ВВП; используя налоговую и амортизационную политику, стимулировать НИОКР;
- следует осуществлять стимулирование развития венчурного предпринимательства, включая организацию государственно-частных венчурных фондов в регионах, создание некоммерческих венчурных объединений для консалтингового и юридического сопровождения венчурных предпринимателей.
Литература:
1. Гусарова В.Ю., Посталюк М.П. Инвестиционное обеспечение инноватизации структур экономического развития в России // Вестник «ТИСБИ». -2014. - № 1.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» // СЗ РФ. - 24.11.2008. - № 47. - Ст. 5489.
3. Алексеева М.Б., Богачев В.Ф., Бойко И В. Методология реализации кластерного подхода при формировании инновационной экономики России // Инновации. - 2007. - № 11 (109). - С. 84-87.
4. Камалов А.М. Венчурное финансирование индустрии нанотехнологий в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. -2009. - № 9 (147). - С. 89-95.
5. Родионов И.И., Павловский С.В. История развития высокотехнологичного кластера и венчурного капитала в Израиле - уроки для России // TheAngellnvestor - 2009. - № 3 (15). - C. 31-34.
6. Бабкин П.Ю., Суркова Т.В., Еремеева М.А. К вопросу о способах инвестирования промышленных кластеров в РФ // Наукознание. - 2011.
- Вып. 1. - № 1 (3). - С. 3-6.
7. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2010. -592 с.
8. Посталюк М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизм реализации. - Казань: Изд-во КГУ, 2006. - 420 с.
9. Валеева Ю.С. Практическое применение инноваций в совершенствовании услуги предприятия розничной торговли // Научное обозрение.
- 2014. - № 9-1. - С. 220-222.
10. Воронина А.С. Пыхтеев Ю.Н. Инновационный потенциал - основа долгосрочного роста российской экономики // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3 (51). - С. 25-30.
11. Жалбэ С.В. Критические факторы инноватиза-ции российской экономики // Научное обозрение. - 2014. - № 12. - ч. 3. - С. 877-880.
12. Насретдинов, И.Т. Теоретические аспекты инновационной экономики кооперативного сектора // Научное обозрение. - 2014. - № 9-1. - С. 167-170.
13. Нурмухаметов Р.Р. Противоречия развития инвестиционных структур экономических систем // Вестник экономики, права и социологии. - 2014.
- № 3. - С. 54-60.
14. Нурмухаметов Р.Р. Тенденции инноватизации инвестиционных структур экономических систем // Проблемы современной экономики. -2014. - № 4 (52).- С. 91-95.
15. Родионов И.И., Павловский С.В. История развития высокотехнологичного кластера и венчурного капитала в Израиле - уроки для России // TheAngellnvestor - 2009. - № 3 (15). - C. 31-34.
16. Царегородцев Е.И. Проблемы развития инновационной деятельности в несырьевом регионе // Вестник ТИСБИ. - 2014. - № 2 (58). - С. 83-93.
Clustering of Investment Structures as a Form of Innovatization of Economic Systems
R.R. Nurmukhametov University of Management «TISBI»
The paper dwells upon the clustering of investment structures as a form of innovatization of economic systems, modern state of these processes in Russian economy, their efficiency, factors of its provision and main directions in the context of globalization.
Key words: clustering, investment structures, innovatization, economic systems.
74