Наибольшее значение этой величины наблюдается для навигационной ситуации класса 33, а наименьшее - класса 10. В режиме интерполяции (класс 1) наибольшее значение максимума модуля невязки составляет 2.76 мили в 2032 рассмотренных модельных ситуациях.
Номер класса
Рис.2. Распределение максимума невязки по классам
Предлагаемый в данной статье вариант использования нейронной сети для прогноза скорости дрейфа судна представляет собой пример «силового» подхода в применении нейронных сетей в задачах моделирования динамики судна. Такой подход оправдан тем, что нейронная сеть, обученная для конкретного судна, может использоваться и для других судов, имеющих близкие инерционно-массовые характеристики. Геометрия обводов корпуса указанных судов, их другие характеристики могут существенно отличаться от таковых для судна, модель движения которого идентифицировалась при помощи нейронной сети. При этом существенное значение имеет точность вычисления сил, действующих на корпус этих других судов.
Литература:
1. Дерябин В.В. Модель движения судна в горизонтальной плоскости // Транспортное дело России. 2013. № 6. С. 60-67.
2. Дерябин В.В. Модель счисления пути судна в условиях воздействия внешних факторов // Эксплуатация морского транспорта. -2011. - № 1(63) - с. 33 -39.
3. Дерябин В.В. Применение нейронной сети в модели счисления пути судна// Эксплуатация морского транспорта. - 2011. - № 3(65) - с. 20 -27.
4. Каллан Роберт. Основные концепции нейронных сетей.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. - 288 с.
5. Хайкин Саймон. Нейронные сети: полный курс. : Пер. с англ.- М.: Издательский дом "Вильямс", 2006. - 1104 с.
6. Levenberg, K., "A Method for the Solution of Certain Problems in Least Squares," Quart. Appl. Math. Vol. 2, pp 164-168, 1944.
7. Marquardt, D., "An Algorithm for Least-Squares Estimation of Nonlinear Parameters," SIAM J. Appl. Math. Vol. 11, pp 431-441, 1963.
8. Sivert Hana and Sarah Lansing Design of a Heading Autopilot for an Oil Tanker // ECE147C/ME106 Project # 2, UCSB, June 6, 2007, 10 p.
9. Thor I. Fossen. Guidance and control of ocean vehicles. John Wiley & Sons, Ltd, 1999. - 480 p.
УДК 332.14
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Завалько Н.А., д.э.н, доцент, Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, тел.: +7(916) 098-69-75, e-mail: [email protected] Кожина В.О., к.э.н., Международный институт экономики и права, тел.: +7(967) 216-17-17, e-mail: vero_ko @mail.ru
Одной из наиболее актуальных проблем на современном 'этапе развития остается проблема активизации инновационной деятельности на региональном уровне. Повышение эффективности социально-экономического развития регионов тесно связано с внедрением новейшей техники и технологий, самых последних достижений науки в экономику региона. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка стратегии инноватизации социально-экономического развития региональной экономики.
Ключевые слова: стратегия, инноватизация, региональная экономика, социально-экономическое развитие.
FEATURES OF THE INNOVATIZATION STRATEGY OF REGIONAL ECONOMIC
DEVELOPMENT
Zavalko N., Doctor of Economics, associate professor, Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow Kozhina V., Ph.D., International Institute of Economics and Law
One of the most pressing problems in the present stage of development remains the problem of innovative activities at the regional level. Improving the efficiency ofsocio-economic development of regions is closely linkedwith the implementation ofthe latesttechniques and technologies,the latestscientific achievements inthe region's economy. In connection with this particular important is the development strategy innovatization socioeconomic development of the regional economy.
Keywords: strategy, innovatization, regional economy, socio-economic development
Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации в настоящее время является переход экономики на путь инновационного развития. Инноватизация экономического развития,
по мнению ряда экономистов,позволит сделать государство сильнее и повысить благосостояние граждан, позволит уйти от сырьевой зависимости.
Переход к инновационному развитию экономики Российской Федерации в целом невозможен без формирования и развития региональных экономик.Одной из наиболее актуальных проблем при этом остается проблема активизации инновационной деятельности на уровне региона. Повышение эффективности социально-экономического развития регионов неразрывно связано с внедрением новейшей техники и технологий, самых последних достижений науки в экономику региона.В связи с этим особую актуальность приобретает разработка стратегии инноватизации социально-экономического развития региональной экономики.[1]
Разработка и реализация стратегии инноватизации социально-экономического развития региональной экономики имеет свои особенности, которые определяются,в первую очередь, спецификой региональных экономик по сравнению с особенностями экономики сраны в целом или отраслевыми экономиками.
Как известно, региональная экономика представляет собой территориально-хозяйственную систему части территории страны. Региональная экономика в границах территориальных образований - субъекта Федерации характеризуется рядом специфических особенностей.
Во-первых, региональная экономика представляет собой сложную социально-экономическую систему, состоящую из многообразия различных отраслей народного хозяйства, тесно взаимосвязанных между собой.
Во-вторых, именно на ее уровне реализуется региональная социально-экономическая политика как составная часть федеральной социально-экономической политики государства.
В-третьих, задачей региональной экономики как неотъемлемой составной части экономики страны в целом является осуществление взаимоотношений региона, как с федеральным центром, так и с экономиками муниципальных образований. При этом региональная экономика призвана обеспечивать системность и комплексность регионального социально-экономического развития как целостной территориально-хозяйственной системы.
В-четвертых, региональная социально-экономическая политика призвана предусматривать стратегии регионального социально-экономического развития, адекватные особенностям условий развития региональной экономики.
Большое влияние на формирование стратегий инноватизации регионального социально-экономического развития оказывает сложившаяся и намечаемая на перспективу инфраструктура функционирования региональной экономики, наличие инвестиций, системы ценообразования и кредитования, формы организации, планирования и управления производством.
К важнейшим особенностям и предпосылкам формирования региональных стратегий инноватизации следует отнести организационно-правовые условия, а также экономическую политику государства. Немалое влияние оказывают и природные факторы. Характер влияния природных и экономических факторов, определяющих формирование и реализацию стратегии инноватиза-ции регионального развития, изменяется под воздействием научно-технического прогресса.
Научно-технический прогресс, процессы инноватизации проявляются в создании принципиально новых средств и предметов труда, осуществлении компьютеризации, автоматизации производства; внедрении интенсивных и индустриальных технологий, прогрессивных форм организации труда и производства и т.д.
Ускорение научно-технического прогресса играет первостепенную роль в совершенствовании стратегий инноватизации регионального социально-экономического развития. Он оказывает существенное влияние на рациональное использование ресурсного потенциала, сохранение и воспроизводство окружающей природной среды, рост эффективности региональной экономики.
Научно-технический прогресс влияет на изменение стратегий инноватизации развития региональной экономики, через изменение технологической основы, технологической базы, трансформирующегося способа производства и потребления. В настоящее время научно-технический прогресс создает благоприятные предпосылки для изменения содержания стратегий инноватизации социально-экономического развития в результате решения целого ряда социально-экономических проблем.
Таким образом, научно-технический прогресс оказывает существенное влияние на формирование всех составляющих элементов стратегии инноватизации развития региональной экономики, относящихся, как к производительным силам, так и ко
всей системе социально-экономических отношений.Вместе с тем, научно-технический прогресс, переход экономики на рыночные принципы хозяйствования порождают целый ряд новых проблем: технико-технологических, экологических, коррупционных, расслоения регионального общества по доходам населения и др.
Следует отметить, что сложившиеся стратегии инноватизации в регионах - это следствие их сложного взаимодействия между собой в определенном соотношении всех вышеперечисленных факторов.
К принципиальным особенностям формирования стратегии инноватизации регионального социально-экономического развития следует отнести и те специфические особенности целей и задач, которые стоят перед различными региональными экономиками.
На различных уровнях экономической системы общества существуют свои особенности и задачи стратегии инноватизации социально-экономического развития.
На федеральном (национальном) уровне основной задачей является обеспечение процессов инновационного развития приоритетных и ведущих отраслей и сфер деятельности народного хозяйства страны, организаций и предприятий федерального значения, обеспечивающих прорывные направления развития научно-технического прогресса.
На региональном уровне (область, край, республика) - разработка и реализация стратегии активизации и повышения эффективности создания и внедрения инновационных решений на ведущих направлениях регионального социально-экономического развития, в организациях и на предприятиях, выпускающих высокотехнологичную продукцию народнохозяйственного значения, предприятиях обеспечивающих развитие и функционирование ведущих региональных сфер деятельности, отраслей, предприятий и организаций с учетом особенностей и специфики природно-климатических условий, места и роли региона в территориальном разделении труда, социально-экономических, хозяйственно-отраслевых, национально-культурных и иных факторов.[2]
Задачей стратегии инноватизации социально-экономического развития на муниципальном уровнеявляется создание благоприятных предпосылок, условий и факторов для осуществления процессов внедрения инновационных решений и процессов в организациях и предприятиях, специализирующихся на производстве товаров и услуг повседневного спроса (предприятия и организации местной промышленности, сферы обслуживания, торговли, транспорта, медицины, образования и т.д.).
На уровне хозяйствующего субъекта (предприятия, организации) - организация инновационной деятельности на предприятии, обеспечивающей активизацию процессов поиска, создания, адаптации, внедрение, обновления инновационных технологических, технических, организационных, социальных, экологических, информационных и других решений, обеспечивающих повышение эффективности его развития в условиях инновационной экономики.[4]
Важное значение при разработке стратегии инноватизации имеет правильное отнесение региона к соответствующему типу модели инноватизации регионального социально-экономического развития. В настоящее время определены три основных типа инноватизации регионального социально-экономического развития, характеризующихся уровнем интенсификации исследуемых процессов.
Первый тип инноватизации социально-экономического развития региона - высокоинтенсивный тип. К этому типу относятся регионы, характеризующиеся высоким уровнем инноватизации регионального развития. Здесь, как правило, отмечаются высокие темпы роста и уровни объема валового регионального продукта при широком использовании инновационных решений во всех отраслях и сферах региональной экономики, соответствующих последним достижениям научно-технического прогресса. Такие регионы, как правило, располагают достаточным числом учреждений науки и образования, высоким образовательным и квалификационным уровнем работников, а также имеют предприятия высокотехнологичных отраслей народного хозяйства.
Второй тип инноватизации социально-экономического развития - среднеинтенсивный тип. В регионах, относящихся к этому типу инноватизации региональное развитие и, в частности, рост показателя валового регионального продукта происходит при частичном или выборочном использовании достижений научно-технического прогресса в системе регионального производства. Здесь сочетаются, как интенсивные, так и экстенсивные направления развития региональной экономики. В таких регионах происходят дискретные прорывы в решении проблемы активизации инновационной деятель-
8 ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №5 2014 |
ности и инновационных процессов в соответствии с периодически возникающими потребностями в повышении технологического уровня материально-технической базы и повышении уровня квалификации и профессиональной переподготовки кадров.
Третий тип инноватизации социально-экономического развития-низкоинтенсивный тип. Такие регионы характеризуются увеличением объема валового регионального продукта за счет реализации инерционных (а в ряде случаев - экстенсивных) сценариев в развитии материально-технической и производственной базы региональной экономики при низком уровне использования достижений научно-технического прогресса в региональном производстве, при неизменном технологическом уровне материально-технической базы с применением уже широко распространенных, а в ряде случаев и весьма устаревших, видов техники, технологий, уровней квалификации работников и т.п.[3]
Вышеизложенные закономерности и принципы формирования стратегий инноватизации социально-экономического развития региональных экономик должны обеспечить эффективное решение
задач обоснования моделей и инструментов разработки и реализации стратегий инноватизации в условиях становления постиндустриальной экономики.
Литература:
1. Осадчук Л.М. Механизмы и инструменты устойчивого развития региональных экономических систем (кластеров и хозяйственных комплексов): монография. - Краснодар: Изд. Дом - Юг, 2011. - 190 с.
2. Рагулина, Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики [Текст] / Ю.В. Рагулина // Научное обозрение. - 2011. - №5. - С. 486-491.
3. Тарасенко С.С. Формирование стратегии инновации социально-экономического развития региональной экономики// Управление экономическими системами.№ 52 УЭкС 4,2013
4. Яшин С.Н., Мурашова Н.А. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности регионов// ИнВестРегион № 3/ 2010.
ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Семенова А.Н., к.э.н., доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), е-mail: [email protected]
Деятельность контрольно-счетных органов основана на принципе гласности, они должны регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Проведенный нами анализ сложившейся практики информирования общественности показал, что не все контрольно-счетные органы организовали взаимодействие со средствами массовой информации на системной и плановой основе. Исследование проводилось путем проведения анкетирования двадцати пяти контрольно-счетных органов в Приволжском федеральном округе.
В статье рассмотрены направления развития взаимодействия контрольно-счетных органов со средствами массовой информации в регионах. Рекомендовано осуществлять медиапланирование, иметь в контрольно-счетных органах медиа-карты, особое внимание уделять продвижению интернет-сайтов и оперативно обновлять в них информацию, разработать инструменты реализации информационной политики в форме определенной концепции. Реализация указанных направлений обеспечит объективное освещение деятельности органов государственного финансового контроля в средствах массовой информации.
Ключевые слова: контрольно-счетные органы, средства массовой информации, финансовый контроль.
INFORMATION ON THE ACTIVITIES OF CONTROL AND AUDIT BODIES IN THE
MEDIA
Semenova A., Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting, analysis and audit of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), е-mail:[email protected]
Activity control and audit bodies based on the principle of transparency, they should regularly provide information on its activities to the media.
Our analysis of the existing practice of informing the public has shown that not all control and accounting bodies to organize interaction with the media in a systematic and planned manner. The study was conducted through a questionnaire survey of twenty five control and audit bodies in the Volga Federal District.
The article describes the direction of the interaction control and audit bodies with the media in the regions. Recommended media planning exercise, keep in control and audit bodies media card, pay special attention to the promotion of Internet sites and promptly update the information in them, to develop tools for the implementation of information policy in the form of a specific concept. Implementation of these areas will provide objective coverage of the activities ofpublic financial control in the media.
Keywords: control and audit bodies, the media, financial control.
Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации являются органами внешнего государственного финансового контроля и в соответствии с требованиями федерального законодательства ведут информационную деятельность, направленную, в частности, на доведение до общественности результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. [1]Контрольно-счетные органы в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности должны размещать на своих официальных сайтах в сети Интернет и публиковать в своих официальных изданиях и других средствах массовой информации информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных при их проведении нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах. [2]
Реализация информационной политики осуществляется через взаимодействие органов государственного финансового контроля со средствами массовой информации, поэтому необходимо установление конструктивного взаимодействия и сотрудничества между
органами государственного финансового контроля и средствами массовой информации. Это является важнейшим фактором, определяющим имидж органов государственного финансового контроля в регионах.Известно, что эффективная реализация принципов гласности и открытости в современном российском обществе достигается именно через средства массовой информации.
Нами проведено исследование сложившейся практики доведения до общественности информации о деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации. С этой целью было проведено анкетирование контрольно-счетных органов в Приволжском федеральном округе. Анкета содержит вопросы, раскрывающие уровень организации взаимодействия контрольно-счетных органов с такими средствами массовой информации широкого профиля как радио, телевидение, печать и интернет. В анкетировании приняли участие 25 контрольно-счетных органов. Как показал анализ результатов анкетирования, планирование деятельности по взаимодействию со средствами массовой информации осущест-