УДК 338.2
Повышение эффективности инноватизации на базе сравнительного анализа показателей развития регионов Increase productivity based innovatization benchmarking development
of region
Шевченко Ольга Юрьевна доцент кафедры экономики и менеджмента
ФГБОУ ВО «ОмГТУ» shevchenko_@bk. ru Olga Shevchenko
Associate Professor, Department of Economies and Management
FGBOU IN "OmSTU"
Аннотация: Ускорение процесса инноватизации региона в условиях экономического спада является чрезвычайно актуальным. В работе на базе результатов SWOT-анализа определены особенности социально-экономического состояния Новосибирской и Омской областей, оказывающие существенное влияние на их инноватизацию, проведен сравнительный анализ показателей, характеризующих специфику инновационного процесса в регионах: изучена динамика затрат на инноватизацию; динамика численности студентов и числа вузов; динамика численности аспирантов, докторантов и числа организаций, осуществляющих их подготовку; динамика численности работников, задействованных в процессе научных исследований и разработок, численности непосредственно исследователей и числа НИИ; динамика результатов инновационного процесса в виде количества используемых и разработанных в регионе передовых технологий, поданных патентных заявок на изобретения и разработки и полученных патентов; динамика таких экономических показателей, как ВРП, объем инновационных товаров, работ, услуг, удельный вес инновационных товаров, работ, услуг
в общем объеме отгрузки и инновационная активность организаций. По результатам анализа определен уровень инновационного развития регионов и разработаны предложения по повышению эффективности инноватизации Омской области, касающиеся обновления и активизации использования существующей материально-технической и интеллектуальной базы, а также уже созданных в регионе элементов инновационной инфраструктуры, предотвращения оттока из региона квалифицированных специалистов и повышения престижности работы в сфере научных исследований и разработок, повышения инвестиционной привлекательности региона, дальнейшего с развития инновационной инфраструктуры, и, самое главное, превращение руководства области и Омска, существенным образом определяющих все стороны развития региона и города, в высокопрофессиональные команды, нацеленные на достижение поставленных целей.
Abstract: The acceleration of the process innovatization region in the economic downturn is extremely important. In work on the basis of the results of the SWOT-analysis identified features of the socio-economic condition of the Novosibirsk and Omsk regions that have a significant impact on their innovatization, a comparative analysis of parameters describing the specifics of the innovation process in the regions: the dynamics studied at innovatization costs; dynamics of the number of students and the number of higher education institutions; dynamics of the number of graduate students, doctoral students and the number of organizations engaged in training; dynamics of the number of employees involved in the process of research and development, the number of researchers and the number of direct Research Institute; Dynamics of the results of the innovation process in the form of the number of used and developed in the advanced technology area, filed patent applications for inventions and developments, including patents; the dynamics of economic indicators such as gross regional product, the volume of innovative products, works and services,
the share of innovative products, works and services in the total volume of shipment and innovative assetness organizations. The analysis determined the level of innovative development of regions and proposals to improve the efficiency innovatization Omsk region on updating and enhancing the use of existing material-technical and intellectual base, and has created innovative infrastructure elements of the region, preventing the outflow from the region qualified specialists and increase the prestige of work in the field of research and development, improve the investment attractiveness of the region and the improvement and development of innovation infrastructure, and most importantly, the transformation of the regional authorities and Omsk, essentially defining all aspects of development of the region and the city, in a highly professional team, aimed at achieving the set goals.
Ключевые слова: динамика показателей инноватизации, сравнительный анализ инновационного развития регионов, уровень инновационного развития.
Keywords: dynamics innovatization indicators, comparative analysis of the innovation development of the regions, the level of innovation development.
Правительство РФ в качестве стратегической цели преобразования экономики определило ее переход на качественно новый инновационный уровень развития. На начальных этапах разработки теории в этой сфере речь шла об инноватизации экономики страны в целом, и лишь спустя несколько лет стало понятно, что основой движения страны в этом направлении является инноватизация регионов [1]. Инноватизация, с одной стороны, предполагает расширение сферы использования новейших достижений в сфере науки, техники и технологий и активизацию коммерциализации научных разработок, а с другой - рациональное сочетание природных особенностей и имеющегося промышленного, научно-технического и интеллектуального потенциала региона. Поэтому
актуальным является определение «слабых» и «сильных» мест в инновационном развитии Омской области на основании сравнения с достигшей большего в этом направлении Новосибирской областью и разработка предложений по повышению эффективности процесса инноватизации в регионе.
Научная новизна заключается в определении уникальных параметров инновационного процесса в регионах, вытекающих из особенностей их социально-экономического развития. При написании работы использовались абстрактно-логический и монографический методы исследования. Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть учтены при организации и корректировке инновационного процесса в Омской области.
За точку отсчета в работе выбрана Новосибирская область, так как, во-первых, она находится в очень близких с Омской областью природных условиях, во-вторых, в начале перехода к рыночной экономике уровень развития регионов очень близок и, в-третьих, вклад обеих областей в социально-экономическое положение России на начало исследования (2005 год) почти равнозначный: валовой региональный продукт - 1,4%, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силам работ и услуг - 3,7%, производство продукции сельского хозяйства в Новосибирской области 2,1%, в Омской - 2,4%, ввод в действие жилья в Новосибирской области 1,6%, в Омской - 1,7%, площадь территории 1% и 0,9 %, соответственно [2] .
Оценить сильные и слабые стороны регионов можно на основании данных SWOT-анализа их социально-экономического положения, имеющегося в инвестиционной стратегии обеих областей [3,4]. Сравнивая сильные стороны Новосибирской и Омской областей, отметим одинаковое выгодное географическое положение на основных транспортных путях, развитый научно-образовательный комплекс. Надо сказать, что в
Новосибирской области, в отличие от Омской, промышленность и экономика в целом находятся на более высоком уровне развития, созданы технологические кластеры, завязанные на наукоемкие технологии, создан мультимодальный транспортный узел, многое сделано для развития малого бизнеса вообще, и его значительного участия в инновационной деятельности, в частности, в значительной степени сформирована инновационная инфраструктура, создан благоприятный инвестиционный климат.
Слабость социально-экономического положения обоих регионов связана со значительным износом основных фондов в промышленности и в инфраструктуре, с низкой производительностью труда и высокой затратностью продукции в связи с ее значительной материалоемкостью, с энергоемкостью и высокими тарифами естественных монополий, а также со старением квалифицированных, особенно инженерных кадров. При этом в Омской области кроме трудностей в сфере развития и обеспечения АПК, в сфере обеспечения экологической безопасности, в создании коммунальной и транспортной инфраструктуры, имеют место существенные демографические проблемы. Они связаны с повсеместной недостаточностью рабочих мест и невысокими зарплатами (что является обратной стороной обозначенного в качестве «плюса» области невысокой стоимости рабочей силы), что приводит к значительному оттоку населения из города в деревню и из Омска в другие регионы, в том числе в Новосибирск. Еще одной существенной проблемой Омской области является высокий уровень бюрократизации, что препятствует развитию бизнеса вообще и малого, в частности, и, соответственно, инноватизации области, а также существенно снижает ее инвестиционную привлекательность.
Таковы особенности социально-экономического положения регионов, существенным образом влияющие на активность инновационного
процесса. На основании имеющихся в свободном доступе статистических данных [2] сравним показатели, характеризующие развитие инновационных систем Новосибирской и Омской областей, начав изучение с анализа динамики затрат на инноватизацию (таблица 1).
Таблица 1
Данные для анализа затрат на инноватизацию (млн. руб.)
Показатели 2005 г. 2015 г. Темп роста, %
1.Общая сумма внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки, в т.ч. по видам работ
Новосибирская область 5283,9 20108,7 3,8 раз
Омская область 2027,9 5622,8 2,8 раз
1.1. Внутренние текущие затраты на фундаментальные исследования
Новосибирская область 3005,5 10422,7 3,5 раза
Омская область 82,9 484,1 5,8 раза
1.2. Внутренние текущие затраты на прикладные исследования
Новосибирская область 931,8 3276,2 3,5 раза
Омская область 126,1 513,8 4 раза
1.3. Внутренние текущие затраты на разработки
Новосибирская область 1346,5 5153,3 3,8 раза
Омская область 1749,4 4513,5 2,6 раза
2. Затраты на приобретение оборудования для проведения научных исследований и разработок
Новосибирская область 248,4 348,5 1,4 раза
Омская область 67,0 132,3 1,9 раза
3. Затраты на технологические инновации
Новосибирская область 1046,5 5069,3 4,8 раза
Омская область 875,0 34446,8 39,3раза
4. Общая сумма затрат на инноватизацию
Новосибирская область 6578,8 25526,5 3,9 раза
Омская область 2969,9 40201,9 13,5 раза
Анализ данных отражает рост затрат в абсолютных суммах в обоих регионах в разы, а также то, что общая сумма вложений в Омской области в 1,5 раза больше, чем в Новосибирской. Темпы роста затрат выше, чем в соседнем регионе, особенно это касается затрат на технологические инновации, они увеличились в 39 раз, т.е. именно этому направлению инноватизации в Омской области уделялось наибольшее внимание в связи с наличием отраслевых научно-исследовательских центров и ориентацией вузовской науки на прикладные аспекты фундаментальных разработок.
Если рассматривать динамику элементов общей суммы внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки, то здесь кроме того, что опять же в обоих регионах суммы затрат выросли в разы, существенным является то, что, во-первых, в Новосибирской области затраты на исследования и разработки больше, чем в Омской области, и на конец анализируемого периода это превышение увеличивается, во-вторых, в Новосибирской области удельный вес затрат на разработки составляет 25% всех вложений, удельный вес затрат на фундаментальные исследования (в регионе находится Сибирское отделение академии наук РФ) составляет более 50%, и с 16,3 до 17,6% возрастают затраты на прикладные исследования за счет соответствующего сокращения затрат на фундаментальные исследования. В Омской области удельный вес затрат на фундаментальные исследования возрастает с 4,0 до 8,6%, прикладных - с
6,2 до 9,1%, а основной объем средств был вложен в разработки в 2005 году - 86%, в 2015 году - 80,3% всех затрат.
Далее рассмотрим кадровый ресурс, являющийся важным элементом в обеспечении инновационного процесса. Здесь необходимо проанализировать динамику численности студентов, аспирантов, докторантов, числа учреждений, осуществляющих их подготовку, а также динамику численности исследователей и числа НИИ, поскольку именно в НИИ и в вузах осуществляется подавляющий объем научных исследований и разработок. Самым многочисленным составным элементом кадрового потенциала инновации являются студенты (таблица 2).
Таблица 2
Данные для анализа динамики численности студентов и готовящих их
учреждений
Показатели 2005г. 2015г. Темп роста, %
1. Число образовательных организаций высшего образования
Новосибирская область 25 22 88,0
Омская область 20 15 75,0
2.Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. чел
Новосибирская область 171,2 110,3 64,3
Омская область 99,9 88,7 88,7
3.Число студентов на 10 тыс. чел. населения региона, чел.
Новосибирская область 640 390 60,9
Омская область 490 440 89,7
В данной сфере происходит сокращение всех показателей в обоих регионах, что является результатом, с одной стороны, демографического спада и, во-вторых, политики Министерства образования, направленной в анализируемый период времени на уменьшение количества вузов. Сокращение числа вузов в первом регионе составило 12%, а во втором регионе 25%. Важным моментом здесь является то, что при значительной разнице в численности населения в регионах разница в количестве вузов несущественная. Сокращение численности студентов в Новосибирской области (на 35,7%) более значительно, чем в Омской области (на 11,3%). Относительный показатель, характеризующий число студентов, приходящихся на 10 тысяч человек населения региона, в Новосибирской области уменьшается с 640 до 390 человек (на 38,1%), в Омской области -с 490 до 440 человек (на 10,3%). Такое положение в значительной мере связано с тем, что в Новосибирске проживает большое количество людей, приезжающих на заработки, поскольку там больше возможностей по трудоустройству и уровень зарплаты выше, в то время как их семьи остаются по постоянному месту жительства.
Далее проанализируем динамику численности аспирантов и докторантов, а также динамику числа учреждений, осуществляющих их подготовку (таблица 3).
Таблица3
Данные для анализа динамики численности аспирантов, докторантов и организаций, осуществляющих их подготовку
Показатели 2005г. 2015г. Темп роста, %
1. Число организаций, ведущих подготовку аспирантов
Новосибирская область 66 71 107,5
Омская область 15 15 100,0
2. Численность аспирантов, чел.
Новосибирская область 3681 2901 78,8
Омская область 1730 1326 76,6
3. Выпуск аспирантов с защитой диссертации, чел.
Новосибирская область 183 84 45,9
Омская область 144 31 21,5
4. Число организаций, ведущих подготовку докторантов
Новосибирская область 20 19 90,0
Омская область 8 8 100,0
5. Численность докторантов, чел.
Новосибирская область 103 51 49,5
Омская область 49 15 30,6
6. Выпуск докторантов с защитой диссертации, чел.
Новосибирская область 10 2 20,0
Омская область 8 1 10,0
7. Число аспирантов и докторантов на 10 тыс. чел. занятых в экономике региона, чел.
Новосибирская область 30 20 66,6
Омская область 10 10 100,0
Число организаций, ведущих подготовку аспирантов и докторантов, изменилось незначительно, но, в отличие от ситуации с вузами, в 2005 году в Омской области их было в 4,4 раза, а в 2015 году - в 4,7 раза меньше, чем в Новосибирской области (здесь сказывается наличие в регионе Сибирского отделения академии наук РФ). Сокращение
численности аспирантов в обоих регионах составило более 25%. Сокращение численности докторантов в Новосибирской области составило 51%, а в Омской области - 70%. Еще больше сократилась численность аспирантов и докторантов, защитивших диссертации: аспирантов в Новосибирской области - на 54%, в Омской - на 78%, докторантов в Новосибирской области - на 80%, в Омской - на 90%. Относительный показатель, отражающий число аспирантов и докторантов на 10 тысяч человек, занятых в экономике региона, (мы считаем оправданным использование в данном случае именно этого соотношения) в Новосибирской области сокращается с 30 до 20, а в Омской области остается неизменным и составляет 10 человек. Такие цифры говорят о недостаточности усилий государства в целом и регионов, в частности, в плане закрепления высококвалифицированных кадров, работающих в сфере вузовской науки, т.к. наблюдается значительное падение заинтересованности в получении научных степеней.
Теперь проанализируем динамику численности исследователей и организаций, осуществляющих научные исследования и разработки (таблица 4).
Таблица 4
Данные для анализа динамики численности НИИ и исследователей
Показатели 2005г. 2015г. Темп роста, %
1. Число организаций, осуществляющих научные исследования и разработки
Новосибирская область 119 122 102,5
Омская область 43 46 106,9
2.Численность работников, выполнявших исследования и разработки, чел.
Новосибирская область 24791 21621 87,2
Омская область 9367 4714 50,3
3. Численность исследователей, чел.
Новосибирская область 12182 10165 83,4
Омская область 3658 1980 54,1
4. Число работников, выполнявших исследования и разработки, на 10 тыс. чел., занятых в экономике региона, чел.
Новосибирская область 190 160 84,2
Омская область 90 40 44,4
В связи с реализацией программных документов по инноватизации экономики число организаций, осуществляющих научные разработки, в обоих регионах за анализируемый период выросло, но незначительно. Но общая численность работников, занятых исследованиями и разработками, сократилась в Новосибирской области на 13%, в Омской - на 50%. Численность исследователей в Новосибирской области сократилась на 17%, в Омской - на 44%. При этом относительный показатель, отражающий число исследователей на 10 тысяч человек, занятых в экономике, в Новосибирской области сокращается со 190 до 160 (на 15,8%), а в Омской области - с 90 до 40 человек (на 55,6%). Это также свидетельствует о снижении привлекательности научной деятельности.
Далее проанализируем данные, отражающие результаты научных исследований и разработок (таблица 5).
Таблица 5
Данные для анализа научных разработок
Показатели 2005г. 2015г. Темп
роста, %
1. Используемые передовые производственные технологии
Новосибирская область 1408 2878 2 раза
Омская область 2295 3035 132,2
2. Разработанные передовые производственные технологии
Новосибирская область 21 23 109,5
Омская область 6 8 133,3
3. Подано патентных заявок на изобретения и полезные модели
Новосибирская область 727 800 110,0
Омская область 394 363 92,1
4. Отношение числа полученных патентов к числу поданных заявок
Новосибирская область 89,4 91,0 -
Омская область 78,1 95,8 -
Количество используемых передовых технологий и разработанных в соответствующем году новых передовых технологий выросло в обоих регионах, причем темпы роста числа новых технологий и число используемых передовых технологий в Омской области выше, чем в Новосибирской. Число поданных патентных заявок в Новосибирской области выросло на 10%, а в Омской - сократилось на 8%. Процент удовлетворения поданных патентных заявок в обоих регионах вырос, и в Омской области в 2015 году он выше на 4,8%. Поэтому можно сказать, что определенная отдача от вложения средств в инноватизацию регионов есть.
В заключении рассмотрим результирующие показатели, характеризующие инноватизацию регионов (таблица 6).
Таблица 6
Данные для анализа инноватизации регионов
Показатели 2005г. 2015г. Темп роста, %
1. Валовой региональный продукт, млрд. руб.
Новосибирская область 235 381,8 957 643,9 2,8 раза
Омская область 220686,1 645 000,0 2,9 раза
2. Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн. руб.
Новосибирская область 3465,2 42427,1 12 раз
Омская область 1914,7 30652,0 16 раз
3. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, %
Новосибирская область 1,3 10,0 -
Омская область 1,9 4,2 -
4. Инновационная активность организаций, %
Новосибирская область 5,3 9,3 -
Омская область 7,8 6,4 -
Валовой региональный продукт в Новосибирской и Омской областях вырос почти в 3 раза. Объем инновационных товаров, работ, услуг в Новосибирской области вырос в 12 раз и составил 42427,1 млн. руб., в Омской области вырос в 16 раза и составил 30652,0 млн. руб., при этом надо отметить значительное влияние на стоимостные показатели инфляционных процессов. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в их общем объеме в Новосибирской области возрос на 8,7% до 10%, а в Омской области - на 2,3% до 4,2%. Одним из важнейших моментов в
этой сфере является то, что инновационная активность организаций в первом регионе возрастает с 5,3 до 9,3%, а во втором - сокращается с 7,8 до 6,4%. По Омской области это говорит о падении заинтересованности предприятий во внедрении различного рода инноваций в производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в связи с более трудно преодолеваемыми, чем в соседнем регионе проявлениями кризиса.
Подводя итог, можно сказать, что в Омской области за анализируемый период в активизацию инновационного процесса было вложено средств больше, чем в соседнем регионе. Наличие в Новосибирской области Сибирского отделения академии наук РФ приводит к значительным суммам вложений в фундаментальные исследования. В Омской области наибольший объем затрат приходится на технологические инновации. В обоих регионах, во-первых, имеет место сокращение числа вузов и студентов (при этом надо отметить большее сокращение численности студентов в Новосибирской области), что связано с продолжающимся демографическим спадом и курсом Министерства образования и науки на общее сокращение вузов в стране, во-вторых, несмотря на разницу в численности проживающего в регионах населения почти на миллион, разница в числе вузов между ними незначительная. Число учреждений, осуществляющих подготовку аспирантов, докторантов и непосредственно занимающихся научными исследованиями и разработками в связи с курсом Правительства на инноватизацию в обоих регионах растет, но численность работников, занятых научными исследованиями и разработками, исследователей аспирантов, докторантов, в том числе защитивших диссертации, сокращается, в некоторых случаях значительно. Это отражает недостаточность усилий государства по повышению престижности и привлекательности в моральном и материальном смысле работы в сфере научных исследований и приводит к «старению» квалифицированных, особенно инженерных кадров. В Омске
ситуация усугубляется еще и тем, что ухудшающееся социально-экономическое положение, низкий уровень зарплат и проблемы с трудоустройством приводят к нарастанию миграции трудоспособного населения и квалифицированных кадров в другие регионы. Абсолютные показатели, характеризующие результаты инноватизации в обоих регионах (не очищенные от влияния инфляции), отражают динамичное развитие, но относительные показатели - удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгрузки и инновационная активность предприятий в Новосибирской области выше в силу большей развитости инновационных процессов. В то время как в экономике Омской области сильнее проявляются застойные явления, и наблюдается некоторое сворачивание инновационного процесса.
Проведенный анализ позволяет сказать, что Новосибирская область входит в число регионов с высоким, а Омская - в число регионов со средним уровнем инноватизации [5].
Исходя из вышесказанного можно определить следующие меры по повышению эффективности инновационного процесса в Омской области.
1. Необходимо активней обновлять и с большей отдачей использовать имеющуюся материально-техническую базу, потенциал переживших перестройку отраслевых научно-исследовательских учреждений, а также возможности недавно созданных в рамках формирования инновационной инфраструктуры Бизнес-инкубаторов, ресурсных центров и, особенно, технопарков, и добиваться большей результативности вложений в более успешно осуществляемые технологические инновации, уделяя внимание также и иным их видам.
2. Использовать все возможности для предотвращения выезда в другие регионы квалифицированных специалистов и выпускников вузов, повышая престижность и материальную заинтересованность работы в
сфере научных исследований и разработок, как в вузах, так и в научно-исследовательских организациях.
3. Используя передовой опыт Новосибирской области и других, достигших в этом направлении серьезных результатов регионов, предпринять все возможные меры по снижению уровня бюрократизации, улучшению инвестиционного климата в регионе, по улучшению правовой, финансовой, информационной поддержки субъектов, осуществляющих различные виды инноваций, по продолжению формирования инновационной инфраструктуры.
4. Уделять большое внимание уровню профессионализма работников органов власти, их нацеленности на достижение поставленных целей.
Мы считаем, что предлагаемые нами меры позволят активизировать в Омской области инновационные процессы, что выведет экономику региона на новый уровень развития, обеспечит преобразование территориальных кластеров в инновационные и улучшит социально-экономическое положение области.
Литература
1. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. С. В. Мальцевой. - М. : Издательство Юрайт, 2014.- 527 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Статистический сборник [Электронный ресурс] / Росстат. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicatio ns/catalog/doc_1138623506156. (дата обращения 25.02.2017)
3. Об утверждении Инвестиционной стратегии Новосибирской области до 2030 года. Постановление Правительства Новосибирской области от 25.12.2014 (в ред. от 14.10.2016) - [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.econom.nso.ru/page/186. (дата обращения 25.02.2017)
4. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года. Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 -
[Электронный документ]. Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ ru/ government/News/2014/04/22. (дата обращения 25.02.2017) 5. Тарасенко С.С., Степанов А.А., Золотарева А.Ф. Стратегия и модели инноватизации региональной экономики / С.С. Тарасенко и др. - М.: 11 формат, 2013. - 207 с.
Literature
1. Innovation Management / ed. SV Maltseva. - Moscow: Izdatelstvo Yurayt, 2014. 527 p.
2. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2016: Statistical Yearbook [Statistical collection. Rosstat]. Available at: URL: http://www. gks.ru/wps / connect/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_ 138623506786. (Accessed February 25, 2017).
3. On approval of the Novosibirsk Region till 2030 Investment Strategy. Resolution of the Government of the Novosibirsk region 12.25.2014 (as amended on 14.10.2016.) - [Electronic document]. Available at: URL: http:// www. econom.nso.ru/page/186. (Accessed February 25, 2017).
4. On the Strategy of socio-economic development of the Omsk region until 2025. Decree of the Governor of the Omsk region from 6.24.2013 № 93 -[Electronic document]. Available at: URL: http://www.omskportal.ru/ ru / government / News / 2014/04/22. (Accessed February 25, 2017).
5. Tarasenko S.S., Stepanov A.A., Zolotarev A.F., Strategy and Regional Economy model innovatization., Moscow: 11 format, 2013. 207 p.