ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
Ахмедов Т.М.
Директор института социальных исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан, д.э.н.
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ
В период формирования государственной независимости, внедрения рыночных механизмов хозяйствования, трансформации и диверсификации экономики, создания демократических институтов и гражданского общества важнейшее место отводилось социальным преобразованиям. Международный опыт и практика свидетельствуют, что именно социальная нестабильность в обществе является источником угроз и рисков национальной безопасности страны.
Вследствие этого одним из основных принципов национальной модели реформ в Узбекистане было проведение сильной социальной политики. Выступая сквозным приоритетом на всех этапах реформирования социально-экономической системы, сильная социальная политика, в свою очередь, базировалась на основных принципах национальной модели реформ: как приоритет экономики над политикой, главным реформатором выступает государство, законодательно-правовое обеспечение, последовательное и поэтапное осуществление преобразований.
Пройденный путь независимости и реальная практика убедительно доказали жизненность и эффективность осуществления социальной политики под непосредственным руководством государства. Данный подход в отношении социальной составляющей общественного развития сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Нельзя отдавать на откуп рыночным инструментам регулирование социального развития и благосостояния населения. Государство остается главным
гарантом обеспечения достойного уровня и качества жизни граждан страны.
Осознавая особую опасность реформирования социальной составляющей путем шоковой терапии, в Узбекистане приоритет был отдан последовательному реформированию и развитию социальной сферы. При этом каждому этапу соответствовала своя концепция и программа социальных преобразований с использованием различных инструментов и подходов государственного регулирования.
Поэтапность форм в социальной политике в кратчайший период дала реальные и ощутимые результаты в обеспечении социальной стабильности и повышении благосостояния населения.
Формирование законодательно-
правовых основ, прежде всего, было направлено на обеспечение надежных конституционных и юридических прав личности, социальных гарантий и равного доступа населения к услугам, к числу которых относятся принятие законодательных актов о занятости, об образовании, о здравоохранении, о государственном пенсионном обеспечении, о молодежной политике, о социальной защите инвалидов и другие.
Стратегия и тактика социальной политики в целом была направлена на решение главной цели реформирования и трансформации общества, построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с социально -ориентированной рыночной экономикой.
Стратегические приоритеты реализуемой социальной политики были направ-
ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / 13"^
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
лены на решение конкретной цели - создание достойных человека условий жизни и деятельности.
Исходя из данной цели, определялись приоритеты социального развития и повышения уровня жизни населения:
• отказ от революционных преобразований и выбор эволюционного поэтапного перехода к рыночной экономике, с минимизацией негативных последствий и социальных рисков и угроз на уровень и качество жизни населения;
• реформирование социальной сферы и обеспечение социального благополучия людей осуществляет государство, беря всю ответственность на себя;
• обеспечение последовательного повышения доходов, заработной платы, пенсий и пособий путем модернизации экономики и устойчивого ее роста;
• осуществление целенаправленной бюджетно-налоговой политики, недопущение необоснованного роста потребительских цен;
• удовлетворение основных потребностей населения в продуктах питания, непродовольственных товарах и услугах за счет структурных и институциональных реформ и устойчивого развития аграрного сектора, обеспечение продовольственной безопасности страны и организации отечественного производства важнейших видов потребительских товаров;
• разгосударствление и приватизация сферы услуг, прежде всего объектов бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, развитие частного сектора в сфере обслуживания населения;
• обеспечение доступа населения, в первую очередь, к сфере образования и здравоохранения, через реализацию целевых государственных программ подготовки кадров, реформирования и модернизации медицинского обслуживания, укрепления их материально технической базы и кадрового потенциала;
• формирование эффективной системы социальных гарантий и социальной защиты малообеспеченных слоев населения путем соблюдения принципа соци-
альной справедливости и адресности социальной поддержки;
• обеспечение социальной стабильности, недопущение неоправданно высокого уровня социального расслоения общества, принятие комплекса мер по снижению негативного влияния внешних социальных рисков и угроз;
• укрепление и повышение роли семьи, как важнейшего фактора воспитания подрастающего поколения, источника духовно-культурных ценностей, стимулирование и поддержка материнства и детства, и в целом благополучия общества;
• проведение активной политики по обеспечению занятости за счет структурных преобразований и диверсификации экономики, создания режима наибольшего благоприятствования для развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышения социальной активности населения и мотивации к труду.
Разработанная и реализованная стратегия социальной политики за годы независимости была достаточно продуманной и обоснованной и учитывала специфику переходного периода, что позволило упреждать возможные риски и угрозы социальной стабильности, менталитета и нравственных ценностей населения страны. Данная стратегия по существу отвергла различные рекомендации со стороны отдельных международных организаций и экспертов о необходимости скорейшей и быстрой либерализации, в частности отпуск цен на продукты питания, массовая приватизация объектов социальной инфраструктуры, запуск рыночных механизмов хозяйствования взамен госрегулирования в социальной сфере, предвещая ухудшение и рост социальной напряженности в обществе.
Конкретные механизмы социальной политики, отличающие Узбекистан от других стран с переходной экономикой, в настоящее время признаны международным сообществом как действенные и эффективные подходы в обеспечении социальной стабильности и прогресса. К ним относятся:
• формирование простого и эффективного механизма социальной помощи
ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
наиболее нуждающейся части населения через махаллю. Уникальный механизм адресной социальной защиты малообеспеченных слоев через махалли осуществлялся на демократической основе, соблюдая принципы социальной справедливости, адресности и гласности, основываясь на решениях самого населения;
• социальная направленность государственного бюджета. Наиболее характерным здесь является то, что Узбекистан, несмотря на экономические трудности и ограниченность ресурсов на начальном этапе реформ, смог мобилизовать достаточные финансовые активы на реализацию Национальной программы подготовки кадров. По уровню расходов бюджета на образование Узбекистан входит в число передовых стран мира. В целом динамика и тенденция расходов бюджета на социальные цели за годы независимости имели устойчивый рост;
• обеспечение устойчивого и стабильного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, достижение зерновой независимости. Несмотря на критику отдельных международных экспертов и организаций, Узбекистан, в качестве локомотива структурных преобразований, выбрал аграрный сектор путем диверсификации его структуры в сторону повышения продовольственных культур. Данная дальновидная политика доказала на практике свою эффективность: Узбекистан достиг цели по обеспечению продовольственной безопасности - почти по всем важнейшим видам продуктов питания отечественное производство в настоящее время удовлетворят спрос населения;
• формирование мотивации к труду, чувства хозяина земли и независимости, рост занятости и доходов, увеличение производства продовольственных культур способствовали расширению личных приусадебных и садово-дачных участков. Дополнительное выделение орошаемых земель под личные приусадебные участки дало возможность существенно укрепить потенциал дехканских хозяйств, на долю которых в настоящее время приходится в среднем порядка 70% производства про-
дуктов питания (мясо, молоко, картофель, овощи и фрукты);
• постепенная и поэтапная либерализация потребительских цен и их постоянный мониторинг дали возможность не допустить необоснованного роста инфляции, снижения реальных доходов, заработной платы, пенсий и в целом способствовали поддержанию социальной стабильности. Принятие действенных антиинфляционных мер, рациональное использование административных рычагов позволили устойчиво удержать уровень потребительских цен в заданных параметрах и минимизировать его влияние на уровень жизни населения, особенно малообеспеченных слоев (пенсионеры, инвалиды, многодетные женщины и др.);
• недопущение высокого уровня социального расслоения общества, прежде всего в дифференциации доходов населения, комплекс мер по адресной социальной защите населения, налоговое регулирование заработной платы и имущественных активов предотвратили возможность резкой дифференциации населения по уровню доходов, потребления и имущественного потенциала. Узбекистан, по общепринятому в мировой практике коэффициенту Джини (расслоения населения по доходам), среди стран СНГ занимает наиболее оптимальный уровень (0,360), соответствующий рекомендациям международных организаций (ООН, Всемирный банк), МВФ;
• заблаговременное повышение заработной платы, пенсий и пособий с учетом социально-экономической ситуации. Характерными являются последовательные и устойчивые темпы роста доходов и заработной платы за последние годы (2007-2010 гг.), по которым Узбекистан опережал почти все страны СНГ и многие зарубежные страны, и это - несмотря на мировой финансово-экономический кризис;
• реализация Национальной программы подготовки кадров. Завершен первым среди стран СНГ переход на двенадцатилетнее обязательное средне-специальное профессиональное образование. Построены современные и ком-
ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА
фортабельные, отвечающие международным стандартам учебные заведения - академические лицеи и профессиональные колледжи, что выгодно отличает образовательную систему Узбекистана от других стран мира, в частности, на территории СНГ;
• расширение доступа к учреждениям здравоохранения. Характерно, что Узбекистан за короткий период времени смог полностью реформировать и создать впервые среди стран СНГ новую систему медицинского обслуживания, в том числе на селе, путем строительства сельских врачебных пунктов, оснащенных современным оборудованием и медицинской аппаратурой, обслуживаемых высококвалифицированными врачами. В области охраны материнства и детства достигнут реальный прогресс, что подтверждают многие международные организации (ЮНИСЕФ, Фонд народонаселения ООН и Всемирная организация здравоохранения). Реализуемая программа по охране материнства и детства в Узбекистане рекомендована ЮНИСЕФ как успешная региональная модель для широкого внедрения другими странами;
• воспитание здорового поколения. Созданный Фонд детского спорта, председателем попечительского совета которого является Президент страны, не имеет аналога в других странах и является эффективным механизмом устойчивого развития детского спорта и укрепления здоровья детей. Отличительная особенность поставленных целей и задач - ориентация на международные стандарты, широкое привлечение девушек к регулярному занятию спортом, достижение уровня развитых стран;
• обеспечение устойчивого развития производственной и социальной инфраструктуры, в первую очередь, в сельской местности. Реализована целевая программа обеспечения сельских жителей питьевой водой и природным газом. По обеспеченности населения экологически чистым топливом - природным газом - Узбекистан опережает многие развитые страны мира. Сельское жилищное строительство по типовым проектам, от-
вечающим современным стандартам отличает сельскую местность Узбекистана своим масштабом и целевыми ориентирами на будущее. За годы независимости создана и устойчиво развивается единая сеть транспортной и энергической инфраструктуры, существенно расширившая доступ к ним населения всех регионов страны;
• широкомасштабная модернизация и реконструкция архитектурного облика городов и районных центров, туристических центров мирового значения (Самарканд, Бухара, Хива, Термез, Шахрисабз) дали сильный толчок по созданию благоприятных условий для отдыха и туризма, как внутреннего, так и международного;
• - обеспечение потребности населения в товарах длительного пользования, в частности, легковыми автомобилями собственного производства. Почти 90% имеющихся у населения легковых автомобилей произведены в Узбекистане и имеют международный стандарт качества. Существенный рост покупки легковых автомобилей населением является достаточно значимым реальным результатом и убедительным доказательством последовательного повышения благосостояния населения страны;
• реализация комплекса мер по повышению занятости и созданию новых рабочих мест. Широкое внедрение различных форм и методов вовлечения незанятого населения в трудовую деятельность, развитие нестандартных форм занятости прежде всего с учетом национальных особенностей - надомничества, выращивания крупного рогатого скота, развития личных подсобных хозяйств и семейного предпринимательства, создали объективные предпосылки для формирования продуктивной занятости и недопущения массовых форм безработицы.
Перечисленные конкретные механизмы социальной политики обеспечили социальную стабильность в республике и надежные основы для социально-экономического развития на будущее.