Научная статья на тему 'Инфляционное таргетирование в системе индикаторов денежно-кредитной политики'

Инфляционное таргетирование в системе индикаторов денежно-кредитной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфляцияни таргетлаш / монетар сиёсат / марказий банк / inflation targeting / monetary policy / central bank

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джурабаев Ж. Ш.

Мақола, асосан, бугунги кунда иқтисодий ривожланган ва ривожланаётган давлатлар марказий банклари орасида кенг қўлланилаётган монетар сиёсат тартибига бағишланган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLATION TARGETING IN SYSTEM OF INDICATORS OF MONETARY POLICY

The article is mainly devoted to inflation targeting, monetary policy regime, which has become widely known among the central banks of both developed and developing economies today.

Текст научной работы на тему «Инфляционное таргетирование в системе индикаторов денежно-кредитной политики»

Джурабаев Ж.Ш.

младший научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан,

ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ИНДИКАТОРОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ДЖУРАБАЕВ Ж.Ш. ПУЛ-КРЕДИТ СИЁСАТИ КУРСАТКИЧЛАРИ ТИЗИМИДА

ИНФЛЯЦИЯНИ ТАРГЕТЛАШ

Мак,ола, асосан, бугунги кунда иктисодий ривожланган ва ривожланаётган давлатлар мар-казий банклари орасида кенг кулланилаётган монетар сиёсат тартибига баFишланган. Таянч иборалар: инфляцияни таргетлаш, монетар сиёсат, марказий банк.

ДЖУРАБАЕВ Ж.Ш. ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ

ИНДИКАТОРОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Статья посвящена инфляционному таргетированию, режиму монетарной политики, которая на сегодняшний день получила широкую известность среди центральных банков стран, как с развитой, так и с развивающейся экономикой.

Ключевые слова: инфляционное таргетирование, монетарная политика, центральный банк.

DJURABAEV J.SH. INFLATION TARGETING IN SYSTEM OF INDICATORS OF MONETARY POLICY

The article is mainly devoted to inflation targeting, monetary policy regime, which has become widely known among the central banks of both developed and developing economies today.

Keywords: inflation targeting, monetary policy, central bank.

Проблема поддержания стабильности цен (покупательной способности населения), уровня безработицы и определенного темпа экономического роста, независимо от уровня развитости экономики, в современной экономике является приоритетной задачей монетарной политики правительств большинства стран.

г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ 9 \

v ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА J

С развитием мировой экономики, углублением глобализации и прогрессом экономической мысли, также развивались различные режимы монетарной политики (денежно-кредитной политики). В мировой практике в различные периоды деятельности имели место тенденции осуществления тех или иных режимов монетарной политики, которые по их взглядам должны были позволить

добиться желаемого результата и поставленной цели.

В последнее время в основе выбора центральным банком того или иного режима монетарной политики лежит выбор номинального якоря^номинального значения), кото-

1Часто номинальным якорем для центральных банков служат ставка инфляции, обменный курс или предложение денег (см. Mishkin S.Frederic "The Economics of Money, Banking and Financial Markets, 9th. Edition, 2010).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 3

г f 10 ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ \

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

рый является основной целью и задачей центрального банка. Например, данной задачей1 центрального банка может быть стабилизация внутренних цен.

На сегодняшний день режимы монетарной политики центральных банков, в зависимости от используемого ими номинального якоря, условно можно разделить на тар-гетирующие: валютный курс, денежный агрегат, краткосрочные процентные ставки, номинальный ВВП и инфляцию.

Таргетирование валютного курса

Данный режим монетарной политики берет начало со времен золотого стандарта, когда стоимость местной денежной единицы привязывалась к золоту. На сегодняшний день страны, использующие режим таргети-рования валютного (обменного) курса, стоимость своей местной денежной единицы привязывают к валюте страны с крупной экономикой и низкой инфляцией. Например, к доллару США. Альтернативно можно применить режим «crawlingtarget или peg», когда стоимость валюты снижается постепенно по незначительной ставке.

Данный режим более применим для небольших экономик, где фиксируя или тар-гетируя курс национальной валюты можно ограниченно влиять на внутреннюю инфляцию.

Основным недостатком данного режима является ограниченная возможность в решении проблемы с низкой инфляцией, в поддержании ценовой стабильности на долгосрочную перспективу и использования центральным банком других инструментов монетарной политики.

Таргетирование денежного агрегата

При таргетировании денежного агрегата номинальным якорем, в зависимости от политики центрального банка, являются денежные агрегаты, как узкие М1,так и более широкие - М2 и/или М3. При этом центральный банк, применяющий данный режим исполь-

1Необходимо обратить внимание на тот факт, что сегодня в странах с развитыми экономиками существует тенденция сужения задач поставленных перед их центральными банками.

зует взаимосвязь между инфляцией и денежной массой.

Данный режим монетарной политики был популярен в 1970-х годах в таких странах как Германия, Канада, Великобритания, Япония и США. Особенность заключается в том, что центральные банки этих стран, применяя режим таргетирования денежного агрегата, не преследовали цели применения строгих правил и ограничений для достижения результатов.

Положительной стороной таргетирования денежных агрегатов является то, что информация о достижении центральным банком таргетируемых целей распространяется быстро. Результат имеет значение для политиков и определяет дальнейшие инфляционные ожидания. При достижении целей снижает и наоборот, при не достижении увеличивает темпы инфляции

Отсутствие стабильного спроса на деньги делает данный режим уязвимым. Также при наличии высокой инфляции и низкой эффективности финансовых рынков, связь между денежной массой и инфляцией теряет стабильность, что делает политику центрального банка уязвимой.

Таргетирование краткосрочной процентной ставки

Целью использования данного режима является влияние спроса на деньги и на рыночные процентные ставки через трансмиссионный канал.

Таргетируя краткосрочные процентные ставки центральный банк передает определенные импульсы денежной массе в экономике и инфляции. Таргетирование краткосрочной процентной ставки чаще всего практикуется со стороны ЕЦБ и ФСР.

Данный режим не являетсяпостоянным и оперативным, т.к. влияние результатов на инфляцию происходит с большим отставанием.

Таргетирование номинального ВВП

Данный режим является наиболее близким и наиболее приемлемой альтернативой инфляционному таргетированию. Он имеет достаточно сторонников, среди которых есть

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 3

г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ 11 1

v ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА J

достаточно знаменитые экономисты, как Тэй-лор и Мэнкью.

Суть данного режима заключается в том, что за целевой ориентир берется номинальный ВВП, т.е. номинальная стоимость всех товаров и услуг в экономике за год.

Номинальный ВВП, в конечном счете, имеет определенные связи с ценами и может помочь стабилизировать выходные флуктуации1, бизнес-цикл. Также в краткосрочном периоде допускается рост инфляции.

Механизм функционирования режима таков: чем выше задаются темпы роста реального ВВП, тем выше и темпы инфляции. Это позволяет быстрее достичь целей. По мере приближения к цели, публике посылается соответствующий сигнал о намерении ужесточения ЦБ монетарной политики и повышении ставок. Таргет2 по инфляции автоматически снижается.

Но сложность прогнозирования всех элементов реального ВВП, не своевременное получение и публикация информации о формировании номинального ВВП, их неэффективность для краткосрочных периодов и т.д. являются недостатками данного режима. На сегодняшний день таргетирование ВВП не имеет практических примеров, но имеются некоторые намерения перехода Банком Англии на режим таргетирования номинального ВВП.

На фоне указанных выше режимов и наличия положительных результатов в нескольких странах (в странах с развитой и переходной экономикой, где был принят режим инфляционного таргетирования) - инфляционное таргетирование стало актуальным и востребованным.

В экономической литературе под термином инфляционное таргетирование3 (InflationTargeting) понимается оптимальный режим денежно-кредитной политики, суть которого заключается в следующем. Центральный банк намечает целевые уровни ин-

1 Переменные (ред.)

2 Целевые установки (ред.)

3Таргет (target) в переводе с английского означает:

цель, мишень. Targeting -определениецелевыхориен-тирови/илипараметров.

фляции, публично объявляет о них и, используя процентный канал (трансмиссионный) и/ или другие монетарные инструменты, пытается привести реальную инфляцию к целевым показателям. Разница же между прогнозом и целью показывает и определяет задачи денежно-кредитной политики.

Другими словами, инфляционное таргетирование представляет собой режим денежно-кредитной политики, при котором для стабильного роста экономики определяется необходимый уровень инфляции. Данный прогнозируемый или целевой уровень является для центрального банка таргетом, т.е. своего рода мишенью, определенной целью, которую банк должен достичь. При этом центральный банк для достижения данной цели свободен в использовании имеющихся инструментов денежно-кредитной политики.

Мировой опыт показывает, что для выбора и перехода центральным банком на режим инфляционного таргетирования требуется наличие определенных условий, ряда общих элементов и характеристик. Фредерик Мишкин (FredericS.Mishkin)4 указывает на пять элементов, которые должны быть при использовании режима инфляционного таргетирования:

Публичное объявление среднесрочных целевых значений инфляции;

Основным институциональным обязательством является ценовая стабильность; долгосрочной задачей монетарной политики является достижение целей по инфляции;

Информационно-инклюзивная стратегия, где для принятия решений по монетарной политике используются не только монетарные агрегаты, но и много других значений;

Обеспечение транспарентности стратегии монетарной политики через связь с общественностью и рынком касательно планов и целей монетарной политики;

Увеличение ответственности центрального банка для достижения его задач по инфляции.

Многие современные экономисты, проводившие исследования режима инфляцион-

4Mishkin S. Frederic "The Economics of Money, Banking and Financial Markets, 9th.Edition, 2010.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 3

г 1 12 ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ \

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

ного таргетирования также делают акцент на несколько общих характеристик данного режима, которые очень близки и схожи с характеристиками Мишкина, это:

1. Стабильность цен, как главная цель денежно-кредитной политики;

2. Публичное объявление количественных значений таргетируемой инфляции;

3. Денежно-кредитная политика основана на широком массиве информации, включая прогноз инфляции;

4. Максимально возможная прозрачность денежно-кредитной политики центрального банка;

5. Обеспечение подотчетности центрального банка перед обществом.

Как уже упоминалось, с переходом на режим инфляционного таргетирования монетарные власти должны будут отказаться от осуществления контроля над другими показателями, кроме инфляции. Инфляционные ожидания являются основной целью монетарной политики. И успех проводимой политики в основном достигается в странах с переходной экономикой, при наличии доверия к монетарным властям, их высокой независимости и при наличии развитой финансовой и банковской системы в стране.

Известный английский экономист Марвин Кинг1 также отмечал, что «система инфляционного таргетирования объединяет два отдельных элемента: 1) точный среднесрочный численный таргет инфляции, и 2) реакцию на экономические шоки в краткосрочной перспективе.

Отсюда следует, что одной из основных характеристик и составляющих режима инфляционного таргетирования является определение цели, т.е. необходимость в определении числового значения инфляции. Определение и установление данного значения является самым ответственным и довольно не простым решением в инфляционном тар-гетировании, т.к. оно напрямую затрагивает интересы населения и имеет корреляционную связь с макроэкономикой и экономическим ростом.

1 С 1 июля 2003г. по 1 июля 2013 года занимал пост руководителя Банка Англии.

После того как определяется числовое значение инфляции, монетарные власти, тар-гетирующие инфляцию, объявляют об этом публично. Более того, информация о числовом значении таргетируемой инфляции сопровождается разъяснениями и принятыми решениями о том:

- как данное значение было установлено;

- какими путями (монетарная политика) будет достигнута намеченная цель при нынешних экономических условиях;

- возможные причины отклонения от цели.

На практике подобные объявления повышают транспарентность центрального банка и уменьшают недоверие к его монетарной политике. Вместе с этим они способствуют развитию частного сектора и предпринимательства, т.к. наличие информации об ожидаемой процентной ставке по банковским кредитам и инфляции повышает надежность бизнес планирования.

Естественно, уровень инфляции является значимым фактором и индикатором макроэкономической политики, а о негативных последствиях влияния инфляции на экономику, стабильность цен и на благосостояние населения людям известно уже с давних пор. С другой стороны имеется немало теорий и взглядов, согласно которым инфляция не всегда является злом и не всегда отрицательно сказывается на экономическом росте страны. Исследования показывают, что она иногда способствует росту и даже необходима для экономики. По мнению некоторых экономистов, определенный уровень инфляции (немного выше2 нулевого порога) может носить в экономике, скорее всего в налогово-бюджетной сфере, компенсационный и практический характер.

Мировая практика показывает, что иметь небольшую инфляцию намного лучше, чем иметь дело с дефляцией. Так как издержки дефляции, как показывает опыт, всегда намного выше и более негативны для экономики по сравнению с издержками инфляции. Более того, при наличии незначительной инфляции в стране монетарные власти и прави-

2 В зависимости от развитости экономики страны - в развитых странах 1-3%, а в развивающихся еще выше.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 3

г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ 13 ^

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

тельства имеют возможность регулирования монетарной политики, и осуществления своих антикризисных мер1, как имело место во время последнего мирового кризиса.

Поэтому центральные банки и правительства, использующие инфляционное таргети-рование за прогнозируемый целевой уровень инфляции берут более или менее положительный уровень инфляции, т.е. прогнозный ориентир берут немного выше нулевого порога, который возможно будет способствовать монетарным властям избежать риск дефляции и меньше будет ощутим населением.

Вместе с этим объявление центральным банком прогнозных показателей по инфляции и индексу цен придает прозрачность осуществляемой монетарными властями политике. Основным моментом в выборе индекса цен является его восприятие со стороны населения. Выбранный индекс (потребительских цен или другой индекс) должен быть всем известен и при этом население должно иметь возможность его расчета или анализа.

Достигаемый результат во временном периоде также должен быть установлен. И на практике монетарные власти стараются ограничиваться во временном периоде - сроком достижения цели в течение не более 4-х лет, точнее - от одного до четырех лет. Установление же более длительных периодов на практике часто не находит поддержку у населения. Кроме того, установление прогнозов на более долгие временные периоды всегда имеют большую погрешность.

Конечно, при установлении целевого ориентира с достижением результатов в течение длительного периода (более одного года) придает центральному банку максималь-

1 Например, во время мирового финансового кризиса правительства и монетарные власти многих стран имели возможность избежать риск дефляции из-за наличия инфляции в этих странах. Кроме этого незначительная инфляция дает большую эластичность снижения заработной платы и более того, очень привлекательна со стороны населения, кто имеет долги по кредитам, т.к. с их точки зрения стоимость их долгов с каждым годом снижается и возрастает вероятность погашения. С другой стороны согласно Акерлофу процент инфляции, близкий к нулю, может увеличить долгосрочный уровень безработицы.

ную гибкость в осуществлении политики, но с другой стороны, более долгий период не приветствуется в силу меньшей его прозрачности для населения.

Во многих случаях независимость центральных банков юридически закреплена на законодательном уровне. Но независимо от этого, наличие в юридических документах нескольких задач у центрального банка могут повлечь за собой конфликт интересов. Поэтому необходимо установление центральным банкам единой и приоритетной задачи - поддержание ценовой стабильности в экономике.

При этом вариант отклонения от целевого ориентира в силу экономических шоков или непредвиденных ситуаций, когда центральный банк имеет возможность объяснить причины, не может быть отклонен или подвержен риску потери общественного доверия.

Для того чтобы режим инфляционного таргетирования, включая монетарные власти, пользовался общественным доверием и политической поддержкой, необходимо наличие положительных результатов и успехов в достижении целевого ориентира.

Эмпирические исследования инфляционного таргетирования показали, что в странах, независимо от того насколько развита экономика страны, после введения инфляционного таргетирования инфляционные ожидания имели тенденцию к снижению, уменьшению волатильности и, самое важное, доказали свою эффективность во время мирового финансового кризиса2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первой страной перешедшей на режим инфляционного таргетирования в 1990 году является Новая Зеландия. Вслед за ней перешли Канада в 1991 году, США в 1992 году, Швеция и Финляндия в 1993 году, Австралия и Испания в 1994 году. На сегодняшний день около 28 стран используют режим инфля-ционноготаргетирования. Россия с 1 января 2015 года также планирует осуществлять режим инфляционного таргетирования.

2 См. Джилл Хэммонд. Практика инфляционного тар-гетирования-2012. Центр исследований деятельности центральных банков. Банк Англии. Руководство №29.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 3

г f 14 ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ \

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

Рис.1. График уровня инфляции в Новой Зеландии с 1978 г. по 2013 г.1

4-

J—

м

«к

н-

f

/ i

11

Ч- -1-

ггт

-1 —

1-

F-

С Л

Рис.2. График уровня роста ВВП в Новой Зеландии с 1978 г. по 2012 г.2

1 Источник: Reserve Bank of New Zeland, www.rbnz.govt.nz

2 Источник: Reserve Bank of New Zeland, www.rbnz.govt.nz

г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ 15 \

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

л

t

\ о

го -

m

0J

X

ш

о

Q

1 м

Рис.3. График уровня безработицы в Новой Зеландии с 1978 г. по 2013 г1.

s *

Е

i г

:—

н i с

< 0

0

-1 J

1 г 1т —j

л у/ / н ■■I

Wr -У- L

Рис.4. График уровня инфляции ВВП в Канаде с 1978 г. по 2012 г.2

1 Источник: Reserve Bank of New Zeland, www.rbnz.govt.nz

2 Источник: Сайт Центрального банка Канады, www.bankofcanada.ca

ИКТИСОДИЙ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЁТ/ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

>

/ *

/

1 > л

1 1 щ / \

ш > - 4 i г / 1

\ г г 4 \ 4 I г=

- 1 L : : 4 \ 1 / г 1 / \ { \

\ / к

_ ч 1 л -

н и ч 1 1

V л

У /

и □ /

Т== 1

гтг —

1

41 ----

- -4- с А + 1

Рис.5.График уровня роста ВВП в Канаде с 1978 г. по 2012 г.

Источник: Сайты Центрального банка Канады, www.bankofcanada.ca и органа по статистике Канады,

www23.stat can.gc.ca.

ш -к

.У-

#

1

Ф

ГОД

Рис.6. График уровня безработицы в Канаде с 1978 г. по 2012 г.1

1 Источник: Сайты Центрального банка Канады, www.bankofcanada.ca и органа по статистике Канады, www.23. stat can.gc.ca.

г ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ 17 ^

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

Ниже рассмотрены две страны - Новая Зеландия и Канада, которые одними из первых начали осуществлять режим инфляционного таргетирования.

Новая Зеландия

В 1989 году парламентом был принят новый Акт о Резервном банке Новой Зеландии (Центральный банк Новой Зеландии), который вступил в силу 1 февраля 1990 года. Согласно новому документу Центральный банк Новой Зеландии становился самым независимым Центральным банком среди развитых стран, на кого возлагалась ответственность за обеспечение ценовой стабильности. В соответствии с новым законом министр финансов и глава Центрального банка должны обсуждать и публично объявлять цель, (числовое значение) инфляции и время его достижения. Установленная министром финансов и руководителем Центрального банка цель, которую монетарная политика центрального банка должна достичь, закрепляется документально отдельным соглашением.

Новый закон также предусматривает освобождение от должности руководителя Центрального банка при не достижении намеченной цели.

Так первое соглашение, между министром финансов и руководителем Центрального банка по установлению цели было подписано 2 марта 1990 года. Данное соглашение предусматривало достижение цели по инфляции на уровне 3-5% в год, но более поздние соглашения предусматривали снижение уровня до 0-2% к концу 1996 года, и еще позже цель была изменена и установлена на уровне 1-3 % в 2002 году. В результате строгой монетарной политики к концу 1992 года инфляция были снижена с более 5% до уровня ниже 2%, но за счет глубокой рецессии и высокого роста безработицы. На графиках (рис.1.2,3) можно увидеть уровень инфляции, экономического роста, а также уровень безработицы в Новой Зеландии до и после перехода на режим инфляционного тар-гетирования.

Как видно из рисунка 1 уровень инфляции после 1990 года в среднем составлял 2,5% годовых, тогда как в среднем в 1970-х годах он составлял около 12% и 11% в 1980-х годах.

Темп роста ВВП также по сравнению с предыдущими годами, за исключением 2008 года1, показывает стабильный рост. Даже в периоды мирового финансового кризиса средний рост ВВП был положительным, а с 2012 года этот показатель был выше 2,5% годовых.

Но уровень безработицы, как уже было отмечено выше, в первые годы инфляционного таргетирования составлял более 10%. Позже, с изменением таргетируемого уровня инфляции до 1-3%, уровень безработицы снизился до отметки 6-6,5%.

По состоянию на 1января 2014 года уровень инфляции в Новой Зеландии составлял 1,6%, а уровень безработицы - 6%.

Канада

26 февраля 1991 года министр финансов и руководитель Банка Канады совместно объявили об установлении целей по инфляции, для ее снижения и достижения ценовой стабильности в Канаде. Целью было - постепенное снижение инфляции до 3% к концу 1992 года, до 2,5% к середине 1994 года и до 2 % к концу 1995 года. Дальнейшие намерения включали в себя также снижение инфляции до тех пор, пока не будет достигнута ценовая стабильность в Канаде. В конце 1993 года, когда сменилось руководство Центрального банка, был выпушен релиз с информацией об изменении даты достижения установленной цели - 2%-го уровня инфляции, с декабря 1995 года на декабрь 1998 года.

С переходом на инфляционное таргетиро-вание, инфляция в Канаде с более 5% в 1991 году упала до 0% в 1995 году, и в последующие годы составляла около 2% (рис.4). График уровня роста ВВП страны представлен на рисунке 5.Также как и в случае с Новой Зеландией безработица с 1991 года по 1995 год составляла более 10%, но позже она снизилась соответственно (рис.6).

Результаты перехода, в том числе в вышеуказанных странах, показали насколько эффективен режим инфляционного таргетирования в снижении волатильности2 и стабилизации потребительских цен, которые оказы-

1 Как известно на этот период времени приходится начало мирового финансового кризиса.

2 Нестабильности (ред.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 3

г 18 ИКТИСОДИИ НАЗАРИЯ ВА МАКРОИКТИСОДИЕТ/ \

V ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МАКРОЭКОНОМИКА

вают соответственно прямой эффект на благосостояние населения.

Но, несмотря на это, имеются некоторые критики инфляционного таргетирования, которые в основном указывают на ее 4 следующих недостатка:

- обратные сигналы поступают с запозданием;

- чрезмерная жесткость в осуществлении монетарной политики;

- наличие потенциальной вероятности увеличения отклонений от цели;

-низкий темп экономического роста и в создании рабочих мест.

Считаем, что изучение опыта монетарной политики зарубежных стран, в т.ч. режима инфляционного таргетирования, будет также полезно и для Узбекистана.

Литература:

1. Джилл Хэммонд. Практика инфляционного таргетирования-2012. Центр исследований деятельности центральных банков. Банк Англии. Руководство № 29.

2. Корищенко К.Н. Инфляционное таргетирование в странах с переходной экономикой: условия введения и особенности реализации // Экономические науки. - Москва, 2004. - №7. -С. 5-18.

3. Frederic S. Mishkin, The economics of Money, Banking &Financial Markets/ 9-изда-ние, 2010.

4. База данных Всемирного банка, http://data.worldbank.org

5. Сайт Центрального банка Новой Зеландии, www.rbnz.govt.nz

6. Сайт Центрального банка Канады, www.bankofcanada.ca

7. Сайт органа по статистике Канады, www.23.statcan.gc.ca

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.