Научная статья на тему 'Формирование стратегического видения трансформации системы школьного образования: аспекты изменения содержания компетенций учителя'

Формирование стратегического видения трансформации системы школьного образования: аспекты изменения содержания компетенций учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / школа будущего / педагогическая парадигма / психолого-педагогический портрет / компетенции / teacher / school of the future / pedagogical paradigm / psychological and pedagogical image of a teacher / competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодрова Полина Евгеньевна

В статье рассмотрена актуальность проблемы подготовки учителей к деятельности в школе будущего. В работе рассматриваются положения об изменениях в сфере образовательной политики и педагогической деятельности; педагогические условия, в которых учитель новой эпохи будет осуществлять свою профессиональную деятельность. Профессиональные и личностные качества учителя будущего, определенные в работе, вносят вклад в теоретико-методологические основы его подготовки. Цель работы – обозначить возможные векторы развития образовательной сферы, определить роль учителя в школе третьего тысячелетия, а также выделить профессиональные компетенции и личностные качества, необходимые учителю школы будущего для успешного построения педагогического процесса. В работе использован сравнительно-сопоставительный анализ, методы прогнозирования векторов развития образовательной среды и роли учителя в ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бодрова Полина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A STRATEGIC VISION FOR THE TRANSFORMATION OF THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM: ASPECTS OF CHANGING THE CONTENT OF TEACHER COMPETENCIES

The article considers the relevance of the problem of preparing teachers for the school of the future. The article considers the provisions on changes within the field of education and pedagogical activity; pedagogical conditions in which a teacher of a new era will carry out his professional activities. The professional and personal qualities of the teacher of the future that were discussed in this work contribute to the theoretical and methodological foundations of teacher training. The objective of the work is to identify possible vectors of development of the educational sphere, to determine the role of the teacher in the school of the third millennium as well as to highlight the professional competencies and personal qualities necessary for the teacher of the school of the future for the successful construction of the pedagogical process. The work uses comparative analysis, methods of forecasting vectors of the development of the educational environment and the role of the teacher in this environment.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегического видения трансформации системы школьного образования: аспекты изменения содержания компетенций учителя»

Формирование стратегического видения трансформации системы школьного образования: аспекты изменения содержания компетенций учителя

Бодрова Полина Евгеньевна,

педагог дополнительного образования, кафедра русского языка № 5, Институт русского языка, Российский университет дружбы народов E-mail: bodrova-pe@rudn.ru

В статье рассмотрена актуальность проблемы подготовки учителей к деятельности в школе будущего. В работе рассматриваются положения об изменениях в сфере образовательной политики и педагогической деятельности; педагогические условия, в которых учитель новой эпохи будет осуществлять свою профессиональную деятельность. Профессиональные и личностные качества учителя будущего, определенные в работе, вносят вклад в теоретико-методологические основы его подготовки.

Цель работы - обозначить возможные векторы развития образовательной сферы, определить роль учителя в школе третьего тысячелетия, а также выделить профессиональные компетенции и личностные качества, необходимые учителю школы будущего для успешного построения педагогического процесса. В работе использован сравнительно-сопоставительный анализ, методы прогнозирования векторов развития образовательной среды и роли учителя в ней.

Ключевые слова: учитель, школа будущего, педагогическая парадигма, психолого-педагогический портрет, компетенции.

о с

CJ

см см

Образование, обучение и воспитание в педагогическом процессе выходят на новый уровень. Уже сейчас необходимо обозначить векторы развития образовательной среды и подготовиться к переосмыслению роли учителя. Педагогу уже на данный момент нужно предвидеть развитие образования и педагогической деятельности, а также принимать во внимание то, как изменится к этому времени подрастающее поколение. Учителя третьего тысячелетия - это педагоги-наставники нового поколения, роль которых заключается в формировании новых компетенций у учеников, это сильная счастливая личность со сформированным надежным духовно-нравственным стержнем.

Проблема исследования заключается в том, что учителю школы будущего будет необходимо осознать и принять тот факт, что наступает новая эпоха в сфере образования, происходит смена педагогических парадигм. В связи с этим как учителю, так и ученикам придётся столкнуться с некими противоречиями между традиционной политикой образовательной среды и новым витком развития образования в будущем.

Становление педагогического образования тесно связано непосредственно с развитием общеобразовательных школ и других образовательных учреждений, поэтому в данной части работы мы будем опираться именно на этот аспект. Путь от зарождения педагогического образования в России до его признания самостоятельной отраслью является долгим и тернистым. Педагогическое образование в России развивалось на протяжении веков и продолжает развиваться до сих пор. Необходимо отметить, что вплоть до начала 1920-х годов в России не существовала организованная профессиональная подготовка преподавателей.

С 1920 года начинается второй этап развития педагогического образования в России - Этап нормализации и развития, в основе которого лежит модель партийно-государственной (или советской) педагогики. Из-за нехватки и острой потребности в организованном педагогическом образовании для специалистов в ВУЗах и техникумах появляются педагогические отделения и факультеты, набирают популярность разнообразные курсы переподготовки преподавателей и курсы повышения квалификации. Примерно в это же время вводится обязательная регулярная аттестация для педагогов. [1, с. 307-311].

Говоря о педагогическом образовании сегодняшнего дня, нельзя не учесть тот факт, что оно

продолжает меняться и развиваться. Данный этап модернизации педагогического образования можно назвать этапом цифровизации, при котором сохраняется гуманистическая парадигма, но также появляется ноосферно-экологическая направленность системы образования.

Цель педагогического образования на данном этапе развития - подготовить будущих педагогов к постоянно меняющимся реалиям жизни, научить их адаптироваться к любой ситуации, создать условия для их постоянного совершенствования интеллектуального, эмоционально-эстетического и духовно-нравственного начал, а также для постоянного поиска новых возможностей для саморазвития детей, привить любовь к профессии, потому что миссия современного педагога - это подготовить молодёжь к самостоятельной достойной жизни в будущем, воспитать такое общество, которое способно постигать новые горизонты.

Основная задача педагогической деятельности состоит в построении педагогического процесса таким образом, чтобы предвидеть аспекты образования будущего и картину будущего в целом, так как наука развивается крайне стремительно, обогащая абсолютно все сферы жизни, и это, как правило, разнится с фактическим уровнем развития учеников, которые к такому темпу совсем не готовы. Согласно положениям Михаила Ивановича Мухина, миссия учителя - подготовка учеников к жизни в третьем тысячелетии, к новым формам деятельности и мышления, без которых жизнь в будущем не представляется возможной [См.: 2, 3, 4].

Учитель должен решать задачи, которые направленные на развитие каждого ученика, его рост, как личностный и профессиональный. Здесь уже вступает в силу такой необходимый аспект педагогического процесса, как индивидуальный подход. Педагог, активизируя личностную направленность, должен найти «ключ» к каждому ученику, чтобы подтолкнуть и направить его на путь самореализации. Учитель, будучи ключевым субъектом педагогического процесса, должен стоить процесс образования на основе взаимодействия и соучастия, направляя ученика к профессиональному, личностному и творческому самоопределению, раскрывая в нём индивидуальность [9, с. 94-96].

Мировые тенденции в сфере образовании требуют построения особой образовательной экосистемы третьего тысячелетия, цель которой заключается в построении тесных взаимоотношений между процессом развития сферы образования (процессом развития человеческих способностей) и экономической сферы. Сфера образования, от которой в принципе зависит каждая из сфер общества, должна реализовывать непрерывный процесс модернизации и, более того, должна носить опережающий характер. Развитие науки, в целом, и смена ценностных и культурных ориентаций на данный момент сильно опережает развитие образовательного процесса в образовательных учреждениях и общий уровень подготовки обуча-

ющихся. Таким образом, можно подчеркнуть, что существует заметный пробел, который крайне необходимо восполнить [5].

Учитель, обладающий определенными личностными качествами и профессиональными компетенциями, владеющий актуальными образовательными технологиями, является ключевым элементом в образовательной системе будущего [6, С. 305-306].

Актуальной для современного учителя остается проблема недостаточного владения цифровыми технологиями. Данная проблема появилась с развитием использования персональных компьютеров, однако, как отмечалось ранее, темпы развития слишком высоки. То, что казалось новым вчера - сегодня уже обыденное дело. За последние 5 лет информационные технологии захватили сферу образования. Многие учителя не были к этому готовы по разным причинам, будь то личные соображения и принципы или разрыв поколений. По мере повсеместного введения цифровой обучающей среды в образовательных организациях владение цифровыми навыками оборачивается для педагога профессиональным дефицитом, требующим незамедлительного восполнения.

Весомым ресурсом, который способствует обеспечению профессионального роста учителя, являются профессиональные сообщества, создание которых требует современного подхода для становления учителя будущего, учитывая глубокие изменения профессионального портрета учителя настоящего. Также все больше делается акцент на актуальность центров непрерывного повышения квалификации педагогов, которые готовят учителей к меняющимся условиям [7]. Например, все более значимыми для школьной программы являются игровая, проектная и исследовательская деятельность. Игровая деятельность нацелена на закрепление или изучение теории с помощью интерактивных материалов. Проектная деятельность является очень перспективной формой обучения, так как её итог - это конкретный практический результат, который поможет ученику получить определенный практический опыт выполнения того или иного задания. С помощью проектной и исследовательской деятельности развивается критическое и абстрактно-логическое мышление, ученик развивает самостоятельность, учится видеть проблему и искать разные способы её решения.

Но не стоит забывать, что учитель - это не робот с определенным набором профессиональных компетенций, это, прежде всего, человек. Учитель будущего - это творческая, изобретательная, добрая, внимательная, требовательная, искренняя, ответственная за себя и за своих учеников личность, достигшая профессионального и личностного самоопределения. Это личность с высокой гражданской ответственностью и социальной активностью, которая заботится о всестороннем и гармоничном развитии обучающегося и умеет находить нестандартные решения проблем [3, с. 17-21].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см см

Очевидно, что 21 век выдвигает новые условия существования и целый спектр сложных проблем, в связи с этим будущему нужен учитель новой формации. Уже на данном этапе развития образования учитель не может ограничиваться только лишь ролью проводника к знаниям [6, с. 309].

По словам Надежды Егоровны Щурковой, на данном этапе развития происходит выработка новой концептуальной, профессиональной позиции, что представляет не только практико-методический, но и творческий интерес. Стремительно меняющийся мир требует иного профессионализма от педагога. В этой новой модели профессиональной готовности к работе с детьми центральным является умение общаться с детьми, инициировать их духовную энергию, стимулировать максимальное выражение его «я», «здесь и теперь» - в этой жизни, в данный момент творческой деятельности [8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессионализм учителя не повысить только посредством цифровизации и компьютеризации, непрерывного повышения квалификации, внедрения разных видов деятельности в процесс обучения и воспитания. Теперь уже необходимо пересмотреть отечественную систему педагогического образования. На передний план выходит приобретение инновационной компетенции, о которой ранее не упоминали, которая, расширяя горизонты возможностей педагога, состоит из целого спектра разнообразных компетенций, помимо профессиональной. Школе будущего нужен учитель новой формации.

Среди наиболее важных профессиональных компетенций учителя третьего тысячелетия будут такие, как: Понимание особенностей детской психики (то есть, учителю школы будущего необходимо иметь знания по детской и социальной психологии и уметь внедрять эти знания в практику, чтобы построить педагогический процесс таким образом, чтобы было комфортно как учителю, так и ученикам); сотворчество и сопереживание за результаты учебной деятельности, партнерская солидарность, которые лежат в основе принципа сотрудничества; забота о всестороннем и гармоничном развитии подрастающей личности, творческая изобретательность, высокая гражданская ответственность и социальная активность, умение общаться в виртуальном пространстве, креативность, артистизм. . Важно отметить, что многие и вышеперечисленных компетенций подразумевают собой понимание детской психологии. В будущем будет востребован именно «учитель-человековед».

Учитель и ученики образуют единое творческое полу, в котором педагогу необходимы следующие личностные качества: любовь и уважение, чуткость и доброта, неподдельная человечность, разумная требовательность, искренность, способность увидеть и понять мир подрастающей личности, а также уважение достоинства ученика и бережное отношение к его неповторимой природе.

Как говорил Лев Толстой, «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»

Учитывая изменения, которые происходят в мире, предполагаем, что умения и навыки педагога будут также трансформироваться. На первый план выйдут: умение критически мыслить (мыслить гибко, проектно), находить нестандартные решения насущных проблем, умение дифференцировать способы мышления, работать в медийном пространстве, навыки проведения проектной деятельности. Также в школе будущего приоритетным форматом работы станет командно-проектный. Проектная деятельность развивает коммуникативные, исследовательские навыки, развивает у учеников навыки мыслить критически.

Как говорил известный российский ученый Василий Осипович Ключевский: «Педагогам слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». Принимая это во внимание, можно утверждать, что в школе будущего деятельность учителя будет направлена на построение учебной работы таким образом, что ребенок будет учиться самостоятельно добывать знания: ставить перед собой цель, определять задачи и своим путём находить пути их решения. Главным на уроке в школе будущего будут размышления, поиски и сомнения обучающихся. Обобщая, приобретаемые детьми знания, умения и навыки будут направлены не на выстраивание образа жизни «как системы знаний и способов деятельности», как это происходит сейчас, а для самостоятельного творения образа мира, развития творческого начала и генерирования новых идей.

Уже сейчас происходит переориентация образа школы из места получения знаний в место развития самореализующейся личности с надежным духовно-нравственным стержнем. Согласно результатам исследования, в школе будущего ученик из пассивного исполнителя станет центральной фигурой, он - субъект деятельности, творец своего «Я».

Однако не стоит недооценивать роль учителя при этом, учитель должен помочь детям найти себя, самореализоваться, стать эмоционально-эстетически, интеллектуально и нравственно развитой личностью. Для того, чтобы воплотить это в жизнь, учителям необходимо стремиться к развитию и совершенствованию их интеллектуального, эмоционально-эстетического и духовного стержней, что определит их профессиональные, социально-этические и культуросообразные устремления.

Одним из важнейших принципов гуманной педагогики в будущем станет принцип сотрудничества, что совпадает с мнением респондентов. Его суть заключается в построении отношений между миром ученика и миром учителя, которые, порой, могут не совпадать, на основе равноправного сотрудничества. Таким образом, учителю школы бу-

дущего предстоит нелегкая задача - организовать учебный процесс таким образом, чтобы помочь детям раскрыть свою индивидуальность, понять, в чём его одаренность, развить весь спектр способностей, достичь всеобъемлющей самореализации.

Однако педагогам также не стоит забывать о построении здоровьесберегающей среде обучения. Более 10 опрошенных отметили важность формирования здорового образа жизни. Принимая во внимание ответы респондентов, был составлен список дисциплин, которые могут добавиться в школе будущего, среди них: Этика, Логика, Риторика, Чистописание, Программирование, Основы цифровой и финансовой грамотности. Как может быть замечено, перечень вышеперечисленных дисциплин можно разделить на 2 группы. Программирование и Основы цифровой и финансовой грамотности обусловлены развитием цифро-визации. Этика, Логика, Риторика, Чистописание помогут сохранить в человеке человека, гражданина, одаренную личность, которая несет ответственность за мир будущего. К примеру, Этика, Логика и Риторика необходимы школе будущего для того, чтобы не потерять себя в мире модернизации и цифровизации, развивая интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу личности, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствуя креативные способности, воображение. Чистописание также имеет крайнюю степень важности для школы будущего, так как в эпоху цифро-визации ученики привыкли печатать всю информацию на электронных носителях с автоматическим исправлением ошибок. За искусственным интеллектом будущее, однако не стоит забывать, что человек - двигатель процесса и нельзя терять то, что нам дано и что мы имеет, наоборот, необходимо развивать наши умения и навыки. Именно поэтому так важны здоровьесберегающие технологии в построении педагогического процесса, которые предстоит применять именно учителю будущего.

Таким образом, можно подвести итог и подчеркнуть, что учитель будущего - это, прежде всего, счастливая личность с надежным сформированным духовно-нравственным стержнем, которая хорошо разбирается в детской психологии, это личность, которая принимает и уважает неповторимость детской души, которая может заинтересовать ученика и пустить его в мир самоисследования и самореализации лишь выстраивая и контролируя этот процесс.

В будущем учитель не сможет быть лишь транслятором знаний, его роль заметно увеличится. Ключевая задача учителя новой формации - готовить взрослеющее поколение к жизни в третьем тысячелетии, дифференцируя способы мышления, используя при этом разнообразные подходы и методы, внедряя новые формы, технологии и средства в учебный процесс.

Учитель школы будущего - это педагог, умеющий видеть в каждом ученике его индивидуаль-

ность, одарённость; это личность, берущая на себя ответственность за будущее детей; личность, способная предвидеть, каким будет образование в будущем и как можно подготовить к этому подрастающее поколение.

Вышеупомянутая информация, представленная выше, формирует психолого-педагогический портрет учителя школы будущего. Цель учителя современности - развить способности ученика до предела, а цель учителя будущего - видеть этот предел, видеть индивидуальность в каждом и помочь взрослеющей личности достичь этих высот самостоятельно.

Помимо наиболее значимых качеств учителя третьего тысячелетия, были также определены векторы развития школы будущего. Все вышеупомянутое может послужить теоретико-методологической базой для подготовки учителей к их деятельности в школе третьего тысячелетия, в основе которой стоит «учитель-психолог», который сможет обеспечить её опережающее развитие.

Литература

1. Калинникова Н.Г. Педагогическое образование в России: уроки истории // Вопросы образования. 2005. № 4. С. 304-318

2. Мухин М.И. Образование XXI столетия: особенности развития // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 22-44.

3. Мухин М.И. Учитель школы будущего // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 10-23.

4. Мухин М.И., Соколова Н.Л., Мишаткина М.В. Учитель школы XXI века: к вопросу об организационных и теоретико-методологических основах подготовки Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (ЕЕ1А -2017) / Под ред. С.В. Ивановой - С.432-440

5. Нагорнова А.Ю. Инновации в современной системе образования: подходы и решения: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 494 с.

6. Черкесов Б.А., Лобода О.Б. Учитель XXI века: какой он? // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2. С. 305-310

7. Широких О.Б. Ценностные ориентации будущих педагогов - необходимое условие модернизации образования. Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России: Доклады и тезисы выступлений участников Форума педагогических вузов России 21-22 ноября 2011 года / Сост.: Б.Н. Бессонов, В.М. Кондратьев, М.Н. Русецкая, М.И. Яске-вич. - М.: МГПУ, 2012. - С. 119-128

8. Щуркова Н.Е., Мухин М.И. Педагог нового воспитания. М.: АРКТИ, 2014. -264 с.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

9. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Методические материалы для школьного педагога. [Интернет-ресурс] // Образовательный портал «Слово». М., 2009 URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/47824.php (дата обращения: 02.12.2023).

10. Shin, H. Estimating future teacher supply: An analysis of personal and school-based predictors of teacher career patterns / H. Shin, 2014. - 13 p.

11. Villegas-Reimers, E. Teacher professional development: an international review of the literature / Eleonora Villegas-Reimers // UNESCO: International Institute for Educational Planning. 2003. -197 p.

12. Vitvitskaya l. Organization of interaction between teachers and students / Modern studies of social problems. - 2012. - № 10 (18) - pp. 93-96.

FORMATION OF A STRATEGIC VISION FOR THE TRANSFORMATION OF THE SCHOOL EDUCATION SYSTEM: ASPECTS OF CHANGING THE CONTENT OF TEACHER COMPETENCIES

Bodrova P.E.

Peoples' Friendship University of Russia

The article considers the relevance of the problem of preparing teachers for the school of the future. The article considers the provisions on changes within the field of education and pedagogical activity; pedagogical conditions in which a teacher of a new era will carry out his professional activities. The professional and personal qualities of the teacher of the future that were discussed in this work contribute to the theoretical and methodological foundations of teacher training.

The objective of the work is to identify possible vectors of development of the educational sphere, to determine the role of the teacher in the school of the third millennium as well as to highlight the professional competencies and personal qualities necessary for the teacher of the school of the future for the successful construction of the pedagogical process.

The work uses comparative analysis, methods of forecasting vectors of the development of the educational environment and the role of the teacher in this environment.

Keywords: teacher, school of the future, pedagogical paradigm,

psychological and pedagogical image of a teacher, competencies.

References

1. Kalinnikova N.G. Pedagogical education in Russia: History lessons // Education issues. 2005. No. 4. pp. 304-318

2. Mukhin M.I. Education of the XXI century: features of development // Prospects of science and education. 2020. No. 5 (47). pp. 22-44.

3. Mukhin M.I. Teacher of the school of the future // Prospects of science and education. 2021. No. 1 (49). pp. 10-23.

4. Mukhin M.I., Sokolova N.L., Mishatkina M.V. Teacher of the XXI century: on the issue of organizational and theoretical and methodological foundations of preparation Collection of scientific papers of the international scientific and practical conference "Educational space in the information era" (EEIA -2017) / Edited by S.V. Ivanova - pp. 432-440

5. Nagornova A. Yu. Innovations in the modern education system: approaches and solutions: a collective monograph / ed. by A.Y. Nagornova. Ulyanovsk: Zebra, 2016. - 494 p.

6. Cherkesov B.A., Loboda O.B. Teacher of the 21st century: what is he like? // The successes of modern natural science. 2015. No. 1-2. pp. 305-310

7. Shirokikh O.B. Future teachers value orientations - a necessary condition for the modernization of education. A new teacher for a new school: theory, experience and prospects of modernization of teacher education in Russia: Reports and abstracts of the participants of the Forum of Pedagogical Universities of Russia on November 21-22, 2011 / B.N. Bessonov, V.M. Kondratiev, M.N. Rusetskaya, M.I. Yaskevich. - M.: MGPU, 2012. - pp.119128

8. Shchurkova N.E., Mukhin M.I. Teacher of new educational era. M.: ARKTI, 2014. -264 p.

9. Shchurkova N.E. Collection of motley cases. Methodological materials for a school teacher. [Internet resource] // Educational portal "Word". Moscow, 2009 URL: https://www.portal-slovo.ru/ pedagogy/47824.php (accessed 02.12.2023).

10. Shin, H. Estimating future teacher supply: An analysis of personal and school-based predictors of teacher career patterns / H. Shin, 2014. - 13 p.

11. Villegas-Reimers, E. Teacher professional development: an international review of the literature / Eleonora Villegas-Reimers // UNESCO: International Institute for Educational Planning. 2003. - 197 p.

12. Vitvitskaya l. Organization of interaction between teachers and students / Modern studies of social problems. - 2012. - № 10 (18) - pp. 93-96.

о с

u

см

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.