Научная статья на тему 'Формирование средствами массовой информации образа сотрудника органов внутренних дел в контексте национальной безопасности'

Формирование средствами массовой информации образа сотрудника органов внутренних дел в контексте национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
средства массовой информации / формирование образа / сотрудники / органы внутренних дел / национальная безопасность / МВД России / mass media / image formation / employees / internal affairs bodies / national security / the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильянова О.И.

В статье раскрываются особенности формирования «медийного образа» сотрудника органов внутренних дел с учетом совершенствования информационной политики Российской Федерации. Подчеркивается важность налаживания эффективного взаимодействия государственных структур, таких как ОВД, со средствами массовой информации. Автор акцентирует особое внимание на имеющиеся особенности взаимодействия органов внутренних дел и масс-медиа с учётом обеспечения национальной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming the image of the employee of the internal affairs in the context of national security by the mass media

The article reveals the features of the formation of the “media image” of an employee of the internal affairs bodies, taking into account the improvement of the information policy of the Russian Federation. The importance of establishing effective interaction between state structures, such as the Department of Internal Affairs, with the media is emphasized. The author focuses special attention on the existing features of the interaction between the internal affairs bodies and the mass media, taking into account the provision of the national security of the state.

Текст научной работы на тему «Формирование средствами массовой информации образа сотрудника органов внутренних дел в контексте национальной безопасности»

Ильянова О.И.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД России.

Формирование средствами массовой информации образа сотрудника органов внутренних дел в контексте национальной безопасности*

Аннотация. В статье раскрываются особенности формирования «медийного образа» сотрудника органов внутренних дел с учетом совершенствования информационной политики Российской Федерации. Подчеркивается важность налаживания эффективного взаимодействия государственных структур, таких как ОВД, со средствами массовой информации. Автор акцентирует особое внимание на имеющиеся особенности взаимодействия органов внутренних дел и масс-медиа с учётом обеспечения национальной безопасности государства.

Ключевые слова: средства массовой информации, формирование образа, сотрудники, органы внутренних дел, национальная безопасность, МВД России.

Ilyanova O.I.

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Public Administration, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Forming the image of the employee of the internal affairs in the context of national security by the mass media

Abstract. The article reveals the features of the formation of the "media image" of an employee of the internal affairs bodies, taking into account the improvement of the information policy of the Russian Federation. The importance of establishing effective interaction between state structures, such as the Department of Internal Affairs, with the media is emphasized. The author focuses special attention on the existing features of the interaction between the internal affairs bodies and the mass media, taking into account the provision of the national security of the state.

Key words: mass media, image formation, employees, internal affairs bodies, national security, the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Одним из глобальных вопросов современности является проблема обеспечения национальной безопасности государства. Е.А. Жигалова целью обес-

печения национальной безопасности видит создание обстановки, которая способна противостоять внутренним и внешним угрозам [1]. Внешние уг-

* © Ильянова О.И., 2023.

Формирование средствами массовой информации образа сотрудника органов внутренних дел в контексте национальной безопасности

розы представляют собой воздействия внутри общества, в том числе против личности. В обеспечение безопасности граждан особое место занимает деятельность сотрудников органов внутренних дел, так как их основной задачей выступает нейтрализация внутренних угроз обеспечения национальной безопасности.

При этом деятельность органов внутренних дел не может находиться в вакууме, быть не связанной с жизнью общества в целом. С одной стороны правоохранительные органы влияют на выстраивание безопасной среды в обществе, с другой - работа сотрудников органов внутренних дел непосредственно влияет на доверие общества к правоохранительной системе [5; 6]. Одним из важнейших способ воздействия на общество являются средства массовой информации. Положительный медийный образ сотрудника внутренних дел выступает важнейшим фактором для выстраивания диалога между правоохранительными органами и гражданами, а в целом влияет на выстраивание эффективной системы национальной безопасности государства.

следует отметить, что доверительное отношение к сотрудникам органов внутренних дел в идеале должно формироваться благодаря реальной эффективной работы полиции. однако, как показывают исследования огромное значение играет медийный образ сформированный средствами массовой информации. Как отмечают В. В. Зудаева, Н. В. Бруева в средствах массовой информации можно выделить три типа репортажей о работе органов внутренних дел: положительные, негативные и нейтрального характера [2]. В целом любой тип информации может быть как достоверной, так и нет, при этом степень положительности окраса

может зависеть от контекста и других факторов.

О важности формирования положительного имиджа сотрудников органов внутренних дел ни раз говорили ученые, практики и государственные деятели. И как отмечают исследователи «важен не сам факт огромного внимания к образу сотрудников органов внутренних дел, а положительные примеры даже из советских времен деятельности тогда ещё сотрудников милиции» [2].

В рамках рассматриваемой темы представляется интересным ежегодная оценка деятельности полиции в Российской Федерации по данным ФГКУ «ВНИИ МВД России», представленным на официальном сайте Министертсва внутренних дел Российской федерации [3]. Согласно сведениям, результаты социологических опросов в период 2017 - 2021 гг. свидетельствуют о стабилизации в 2021 г. значений показателей оценки гражданами Российской федерации деятельности полиции на уровне предыдущего 2020 г. при сохранении их позитивного тренда. Если в 2017 году уровень доверия к работе сотрудников органов внутренних дел составлял 38,3%, то к 2021 г. он вырос до 45,4 %. Интересным является то обстоятельство, что динамику ощущения защищенности гражданами растет с большой прогрессией. В 2017 г. 38 % чувствовали себя защищенными - почти столько же процентов опрощенных, что и испытывали доверие к сотрудникам органов внутренних дел. В 2021 г. данный показатель достиг значения 52,1 %, что, по сути, говорит о повышения уровня реальной эффективности органов правопорядка, однакб данное значение не коррелирует с цифрами 2021 года по уровню доверия к сотрудникам полиции (см. рис 1).

Представленные цифры свидетель-

ствуют о том, что на имидж сотрудника органов внутренних дел влияет не только реальная деятельность, но и создаваемый образ. исследуя взаимосвязи медийного образа полицейского через средства массовой информации В.Е. нестерова приходит к выводу, что данная деятельность заключает в себе три основные функции: информационную, коммуникативную и идеологическую. Под информационной автор понимает представление в сМи достоверной информации о процессах, происходящих в обществе; коммуникативная функция выражается в обсуждении в сМи общественных процессах; идеологическая функция направлена на формирование общественного мнения о деятельности сотрудников органов внутренних дел [4]. При этом какая функция будет выражена в большей степени зависит от того, кто этот материал предоставляет. Так, часто можно заметить, что в сМи создаются образы сотрудника внутренних дел, которые часто не соответствуют действительности. При этом, СМИ, аудитория которых поддерживают оппозиционную точку зрения часто формируют негативный

образ сотрудника внутренних дел, так как это первая ступень к формированию образа государственной власти в целом. В этой связи у общественности формируется образ-стереотип сотрудника полиции, который как правило носит негативный окрас. В подобной коннотации можно обосновать цифры социологических опросов, проводимых фГКУ «Внии МВД России», не смотря на увеличение эффективности деятельности органов внутренних дел негативный стереотипный образ полицейского замедляет повышения уровня доверия российских граждан.

Таким образом, работа по формированию положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел представляется важнейшим направлением совместной деятельности средств массовой информации и правоохранительных органов. однако, данная взаимодействие должно строится не только на освещение текущих значимых событий, в сМи могут публиковаться исторические очерки о работе полиции, воспоминания ветеранов и другая информация, которая была бы интересна широкой общественности.

60

50 40

30 20

10

2017 2018 2019 2020

Защищенность Доверие

Рис. 1. Динамика показателей оценки работы полиции России.

2021

Данная работа позволит сформировать не только положительный имидж сотрудника органов внутренних дел, но и станет вкладом в обеспечение информационной и национальной безопасности государства.

References

[1] Zhigalova E.A. Formation of professional readiness of future police officers in ensuring national security // Collection of selected articles based on the materials of scientific conferences of the State Research Institute "National Development": collection of selected articles, St. Petersburg, July 28-31, 2021. - St. Petersburg: CHNOU DPO "Humanitarian National Research Institute "National Development", 2021. P. 193-197.

[2] Zudaeva V.V., Brueva N.V. The role of the media

in creating the image of an internal affairs officer // Scientific digest of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 2 (5). P. 108-114.

[3] Public opinion / Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. // URL: https://мвд.рф/ publicopinion?ysclid=l2ukjmwv6s (04.28.2023)

[4] Nesterova V.E. Formation of the image of an em-

ployee of internal affairs bodies by the media // Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law. 2021. № 1 (54). P. 42-48.

[5] Shagbanova Kh.S. On the question of the sources and methods of forming the patriotic consciousness of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation // Education and Law.

2022. № 1. P. 201-205.

[6] Shagbanova Kh.S. Formation of professional tolerance among law enforcement officers against the backdrop of the prevention of xenophobia in society // Education and Law.

2023. № 3. P. 189-195.

Список литературы

[1] Жигалова Е.А. Формирование профессиональ-

ной готовности будущих сотрудников ОВД в обеспечении национальной безопасности // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразви-тие»: сборник избранных статей, Санкт-Петербург, 28-31 июля 2021 года. - СПб.: ЧНОУ ДПо «Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие», 2021. С. 193-197.

[2] Зудаева В.В., Бруева Н.В. Роль СМИ в создании имиджа сотрудника органов внутренних дел // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2020. № 2 (5). С. 108-114.

[3] Общественное мнение / Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. // URL: https://мвд.рф/ publicopinion?ysclid=l2ukjmwv6s (Дата обращения: 28.04. 2023 г.)

[4] Нестерова В.Е. Формирование имиджа сотрудника органов внутренних дел средствами массовой информации // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2021. № 1 (54). С. 42-48.

[5] Шагбанова Х.С. К вопросу об источниках и методике формирования патриотического сознания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Образование и право. 2022. № 1. С. 201-205.

[6] Шагбанова Х.с. Формирование профессиональной толерантности сотрудников правоохранительных органов на фоне профилактики ксенофобии в обществе // Образование и право. 2023. № 3. С. 189-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.