Закон и право. 2021. № 11. С. 209-211. Law and legislation. 2021;(11):209 — 211.
Научная статья УДК 351.74/.76
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-209-211 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200
Медийный образ сотрудника полиции как результат деятельности СМИ
Александра Владимировна Карпова
Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России,
Ростовская область, Волгодонск, Россия, [email protected]
Аннотация. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Такое обеспечение осуществляется за счет факторов, одним из которых является положительный образ полиции, в том числе его медийная составляющая. Роль СМИ значительна в формировании представлений общества о деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: полиция, уровень доверия, медийный образ, имидж.
Для цитирования: Карпова A.B. Медийный образ сотрудника полиции как результат деятельности СМИ // Закон и право. 2021. № 11. С. 209—211. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-209-211
Original article
Media image of a police officer as a result of media activities
Alexandra V. Karpova
Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia, Rostov Region, Volgodonsk, Russia, [email protected]
Abstract. The police, in carrying out their activities, strives to ensure public confidence in themselves and the support of citizens. Such provision is carried out due to factors, one of which is a positive image of the police, including its media component. The role of the media is significant in shaping society's perceptions of the activities of the internal affairs bodies.
Keywords: police, level of trust, media image, image.
For citation: Karpova A.V. Media image of a police officer as a result of media activities // Law and legislation. 2021;(11):209—211 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-209-211
Говременное общество уже давно характеризуется как общество информационное, '^^«/любая сфера жизнедеятельности, включая и работу полиции, находится под пристальным вниманием средств массовой информации. Этот период развития общества подразумевает существенное влияние средств массовой информации на мировоззрение простых граждан. СМИ
© Карпова А.В. М., 2021. ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
не только информируют население и власть о происходящих событиях в стране или в мире, но и во многом формируют общественное мнение, утверждая в нем определенные приоритеты и стереотипы.
В настоящее время в России осознается необходимость создания полноценного положительного образа защитника правопорядка. Так как современное общество принято считать «информационным обществом», то революционно-
му воздействию средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в настоящее время принадлежит немалая роль.
Например, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), для россиян основными источниками получения информации остаются: телевидение — 52%, Интернет — 18%, социальные сети — 14% [2].
Именно поэтому любая сфера общественной организации, включая и работу полиции, находится под пристальным вниманием средств массовой информации.
В результате влияния СМИ в сознании граждан, независимо от их личных впечатлений от непосредственных контактов с полицией, сотрудники ОВД наделяются дополнительными свойствами.
Например, сельский участковый в советское время обязательно ассоциировался с образом мудрого Федора Ивановича Анискина из произведений В. Липатова, а современные работники полиции ассоциируются с неоднозначными персонажами телесериалов «Улицы разбитых фонарей», «Глухарь».
В реальных характеристиках большинства сотрудников органов внутренних дел указанные образы не всегда имеют прочные основания.
Например, реальные участковые — это, как правило, не пожилые и умудренные жизненным опытом люди, как «киношный» Анискин, а, наоборот, достаточно молодые сотрудники, которые только набираются профессионального опыта. Однако медийные модели обладают социальной значимостью для людей, воспринявших определенный медиаобраз и переносящих его свойства на реальных сотрудников правопорядка.
В современном обществе государство все реже выступает как аппарат насилия и принуждения, все чаще — как институт общества, пользующийся авторитетом и доверием [3, с. 17].
Применительно к органам внутренних дел источником их дееспособности становится не столько право сотрудников ОВД применять к нарушителям физическую силу, спецсредства и оружие, сколько авторитет сотрудников, высокая репутация в глазах населения.
Таким образом, имидж сотрудников ОВД, сформированный под влиянием медиаобраза, становится одним из главных ресурсов правоохранительной деятельности [3, с. 17].
Низкое качество этого ресурса ведет к тому, что граждане не будут доверять полицейским и будут отказываться сотрудничать с ОВД.
В разное время и в разном социальном контексте органы внутренних дел имеют разный имидж. Он бывает как положительным (советский стереотип «дядя Степа — милиционер»), так и отрицательным (постсоветский образ «оборотня в погонах»).
Положительным является такой образ сотрудника ОВД, который соответствует нормативным ожиданиям граждан, создавая у них чувство защищенности от криминальных угроз и стимулируя их к сотрудничеству с полицией. Соответственно, отрицательным является образ, противоречащий нормативным ожиданиям, разрушающий чувство защищенности и «отпугивающий» от сотрудничества.
Возможен и более сложный образ сотрудника органов, сочетающий положительные и отрицательные черты.
Например, в советском телесериале «Место встречи изменить нельзя» (экранизация романа «Эра милосердия» братьев Вайнеров) начальник отдела МУРа по борьбе с бандитизмом Глеб Жеглов, ставший одним из образов-стереотипов советского милиционера, показан одновременно и смелым, и жестоким, и умелым руководителем, и способным на нарушение закона «ради пользы дела».
В современном телесериале «Глухарь» сотрудники полиции тоже показаны «плохими хорошими людьми», которые защищают справедливость, допуская нарушения правовых норм.
Различают также текущий имидж О ВД, складывающийся на основе реальной ситуации, и идеальный (желаемый) имидж, содержащий те характеристики и черты, которые считаются предпочтительными, желательными для сотрудника органов внутренних дел.
Идеальный имидж ОВД — это представление граждан о том, какими сотрудники органов должны быть в современных условиях.
Между реальными сотрудниками ОВД и их медийным образом существуют системные взаимосвязи. Важно не только создать подходящий виртуальный образ сотрудников органов внутренних дел, потратив на это значительное количество сил и средств, но и соответствовать этому уровню, все время его оправдывая, укрепляя и подпитывая.
Например, ряд общественных скандалов (дело майора Евсюкова в 2009 г. и криминаль-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021
ные инциденты с участием сотрудников органов внутренних дел в ряде субъектов Российской Федерации в 2010 — 2012 гг. [1], дело «полковника-миллиардера» Захарченко) способствовали возникновению негативного стереотипа — будто бы органы внутренних дел склонны к насилию, коррупции и сами опасны для граждан.
Таким образом, добиться нивелирования этого стереотипа, чтобы в общественном сознании утвердилось мнение, что сотрудники органов внутренних дел являются все же в первую очередь защитниками граждан, до сих пор очень не просто.
Опыт показывает, что сформировать позитивный имидж сотрудника правопорядка гораздо сложнее, чем его потерять.
Следует подчеркнуть, сотрудники ОВД вынуждены одновременно «подтягиваться» к положительным медиаобразам и бороться с предубеждением граждан, сформированным отрицательными медиаобразами.
В противном случает может возникнуть порочный круг: граждане будут считать, что полиция не может сдержать преступность, и будут отказывать ей в доверии, а отсутствие поддержки граждан снизит качество работы ОВД и действительно приведет к росту преступности.
Но эта цепочка причин и следствий может начать работать в обратном направлении: убежденность граждан в результативности работы полиции повысит доверие к ней, обеспечит общественную поддержку работе полиции и тем
самым поможет сделать эту работу действительно результативной, снижающей уровень преступности.
Список источников
1. Громкие преступления, совершенные сотрудниками МВД в 2009 — 2012 гг. // https:// ria.ru/20120427/628437721.html (Дата обращения: 25.07.2021)
2. Интернет против телевидения: битва продолжается // https://wciom.ru/index.php?id=236& uid=116190 (Дата обращения: 25.07.2021)
3. Формирование «медийного образа» сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: Учеб. пособие / Под ред. А.Л. Сит-ковского. М.: Академия управления МВД России, 2019. 72 с.
References
1. High-profile crimes committed by the Ministry of Internal Affairs in 2009 - 2012. // https://ria.ru/ 20120427/628437721.html - (Accessed: 07/25/2021)
2. Internet vs. Television: the battle continues // https: //wciom.ru/index.php?id=236&uid= 116190 (Accessed: 07/25/2021)
3. Formation of a «media image» of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation: Textbook / Edited by A.L. Sitkovsky. M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 72 p.
Информация об авторе
Карпова А.В. — кандидат политических наук
Information about the author
Karpova A.V. — candidate of political sciences
Статья поступила в редакцию 06.08.2021; одобрена после рецензирования 08.09.2021; принята к публикации 14.10.2021.
The article was submitted 06.08.2021; approved after reviewing 08.09.2021; accepted for publication 14.10.2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021