Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
способности / мужчина / женщина / различия / сфера / наука / abilities / man / woman / differences / sphere / science

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедтагирова М.А.

В представленной статье говорится о способностях и их исследованиях. Понятие о способностях. О психометрическом исследовании половых различий в познавательных способностях. Факторах, влияющие на формирование способностей у мужчин и женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ABILITIES IN MEN AND WOMEN

This article describes abilities and their research. The concept of ability. On the psychometric study of gender differences in cognitive abilities. Factors that affect the formation of abilities in men and women .

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН»

УДК 159.9

Магомедтагирова М.А.

студент

5 курс, факультет психологии Дагестанский Государственный университет, филиал г. Кизляр

Научный руководитель: Шарбузова Х.А., к.п.н.

доцент Россия, г. Кизляр

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Аннотация: В представленной статье говорится о способностях и их исследованиях. Понятие о способностях. О психометрическом исследовании половых различий в познавательных способностях. Факторах, влияющие на формирование способностей у мужчин и женщин.

Ключевые слова: способности, мужчина, женщина, различия, сфера, наука.

Magomedtagirova M.A.

student

5th year, the faculty ofpsychology Dagestan State University, a branch of Kizlyar Scientific supervisor: Sharbuzova H.A., C.Ph.S.

associate professor Russia, Kizlyar

FORMATION OF ABILITIES IN MEN AND WOMEN

Annotation: This article describes abilities and their research. The concept of ability. On the psychometric study of gender differences in cognitive abilities. Factors that affect the formation of abilities in men and women .

Key words: abilities, man, woman, differences, sphere, science.

Первичное деление человечества на мужчин и женщин и доминирующая роль мужчин в современном обществе привели к тому, что научная психология — это преимущественно психология мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Для всех очевидно преобладание мужчин, оно прослеживается во все культурно-исторические эпохи, особенно в таких сферах, как наука, искусство, политика.

Попытки объяснения различий между мужчинами и женщинами в уровне социальных и профессиональных достижений сводятся к двум схемам: 1) биологические (генетические) различия между мужчинами и женщинами считаются главной причиной; или же 2) социальные условия благоприятны для доминирования мужчин, система воспитания и распределения ролей дает больше шансов для развития способностей

мужчин. Если принять последнее объяснение, вновь возникает вопрос: а откуда берутся условия, благоприятствующие развитию способностей у мужчин?

Генетики полагают, что мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины — консервативных. Соответственно величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значений признаков, кроме «эволюционно прогрессивных». Средние значения большинства признаков у мужчин выше, чем у женщин.

Печально, что в ход и, главное, в интерпретацию исследований вмешиваются людские страсти.

С чем связано очевидное преобладание мужчин в сфере науки и техники, особенно среди научной и технической элиты: с тем ли, что женщины (в силу своих психофизиологических особенностей) менее талантливы, или же причины следует искать в культурных традициях и нормах, которые предписывают женщинам определенные модели поведения? Этот вопрос лежит в основе сравнительных исследований познавательных способностей мужчин и женщин, которые могут быть подразделены на три основных направления: психометрические исследования половых различий в познавательных способностях; возможные биологические детерминанты этих различий; описание социально-психологических механизмов, связанных с усвоением половых ролей и влияющих на дифференциацию познавательных способностей женщин и мужчин.

Проведение подобных исследований и особенно их интерпретация, так же как и изучение, например, расовых различий, могут иметь серьезные социальные последствия и сопряжены с этическими проблемами. Именно с этим связана актуальность изучения способностей мужчин и женщин. Поэтому в работах по этой теме трудно отделить определенные установки и оценочные суждения от строго установленных фактов. Исследователи -женщины склонны упрекать своих коллег-мужчин в том, что они нередко интерпретируют данные о половых различиях в соответствии со своими собственными стереотипами и, таким образом, не только повторяют популярные мифы, но и придают им научную респектабельность.

Все это, равно как и чрезвычайная сложность самой проблемы, заставляет с большой осторожностью подходить к тем данным и выводам, которые содержатся в литературе.

Объектом исследования являются способности. Предметом исследования являются различия способностей мужчин и женщин. Гипотеза - существуют в отдельных видах способностей.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне

удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально -психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

Использованные источники:

1. Абрамянбекова В. В. Психология развивающейся личности. М.: Просвещение. 1987.

2. Анциферова Л. И. Психическое формирование и развитие личности. М.: Наука. 1981.

3. Бодолева А. А. Психология межличностного познания. М.: Знание. 1987.

4. Бритько В. В. Женщина руководитель. М.: Формула. 1993.

5. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Просвещение. 1973.

6. Волошина Н. Д. Женщина и материнство. М.: Наука. 1985.

7. Воронин Н. П. Способности и деятельность. Ярославль: Сфера. 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.