Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ'

ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
492
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
структура психики личности / ощущение / восприятие / мышление / память / внимание / воображение / эмоции / чувства / воля / темперамент / характер / способности / задатки / социальные установки / мотивы / потребности / мотивация / статус / позиция / роль / structure of the personality psyche / sensation / perception / thinking / memory / attention / imagination / emotions / feelings / will / temperament / character / abilities / inclinations / social attitudes / motives / needs / motivation / status / position / role

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яструбенко О.А., Халилова А.А., Шарбузова Х.А.

В данной статье мы рассмотрим что такое личность в психологии управления, а также её особенности и свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY IN MANAGEMENT PSYCHOLOGY

In this article, we will look at what a person is in management psychology, as well as its features and properties.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 005.32

Яструбенко О.А. студент

психологический факультет ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Кизляре Халилова А.А. старший преподаватель

ДГУ в г. Кизляре Шарбузова Х.А., к. п. н.

доцент

ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: В данной статье мы рассмотрим что такое личность в психологии управления, а также её особенности и свойства.

Ключевые слова: структура психики личности, ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение, эмоции, чувства, воля, темперамент, характер, способности, задатки, социальные установки, мотивы, потребности, мотивация, статус, позиция, роль.

Yastrubenko O.A.

student

psychology department the branch

"Dagestan State University" in Kizlyar

Khalilova A.A. senior lecturer the DSU in the town of Kizlyar Sharbasova H.A., PhD associate professor

PERSONALITY IN MANAGEMENT PSYCHOLOGY

Annotation: In this article, we will look at what a person is in management psychology, as well as its features and properties.

Key words: structure of the personality psyche, sensation, perception, thinking, memory, attention, imagination, emotions, feelings, will, temperament, character, abilities, inclinations, social attitudes, motives, needs, motivation, status, position, role.

Проблема личности является одной из важнейших в психологии. На современном этапе актуализируется она в сфере управления. Связано это с ростом роли и значения человеческого фактора, закономерностей человеческого поведения, а соответственно и мотивации управленческой

деятельности.

В начале своего развития Психология управления была сосредоточена на планировании, экономике, организационной и технической области управления. В 70 - е годы 20-го века. С осознанием роли организации и участников управленческой деятельности началось активное изучение основных характеристик групп, человеческого фактора, поведения личности. В Центре исследований проблем управления находился человек, его личные качества, его способности, его свойства. Новое видение системы управления, новый подход к управленческой деятельности стали основываться на признании приоритета личности по отношению к производству, прибыли, интересам организации. Этот подход является важным элементом современной культуры управления, важным влиянием на сознание, действия, мысли, желания и ожидания человека. Вот почему без психологических знаний о личности в управленческой деятельности не обойтись

В процессе понимания психологической наукой сущности человека, особенностей его развития, самореализации, взаимодействия с внешней средой формировались теории, отличающиеся друг от друга методологическими подходами, инструментами исследования и, соответственно, выводами. Наиболее известными и широко используемыми психологическими теориями в области управления являются: психоанализ, кондуктизм (школа поведения), гуманистическая психология, когнитивная психология.

Руководство людьми предполагает знание индивидуальных психологических свойств личности.

Психология рассматривает индивидуально-психологические свойства в контексте структуры психики личности, компонентами которой являются:

познавательная (интеллектуальная) сфера; эмоциональная сфера; волевая сфера; психические состояния; психические свойства.

Первым, исходным шагом раскрытия психологических особенностей субъекта профессиональной деятельности является рассмотрение закономерностей познавательных процессов в ней. Познавательные психические процессы направлены на прием, переработку и хранение информации, познания внешней среды, ориентирование в нем, поэтому их роль в жизни человека в целом и в любой профессиональной деятельности чрезвычайно важна. Это процессы ощущения, восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения.

Человек, зная окружающий мир, относится определенным образом к узнаваемым объектам и явлениям, с восхищением, гневом, радостью, печалью. Это возможно в основном через эмоциональные процессы. Но мы

хотим окружить себя объектами и людьми, которых мы любим, к которым мы эмоционально привязаны. Мы не просто реагируем на определенные стимулы из окружающей среды, мы знаем их через ощущения и восприятие, сосредотачиваясь на значении этих стимулов и чувствуя себя удовлетворенными или неудовлетворенными, что способствует другим действиям.

Принятие и реализация любых решений или сдерживания себя от конкретных действий требуют соответствующих волевых усилий человека, актуализации его воли.

Поведение и деятельность человека в любой период времени зависит от его психического состояния. Психическое состояние-это эффект (следствие) психической деятельности и ее субстанции. Психическая деятельность происходит на горизонте," тело " психического состояния, которое влияет на него. Психические состояния влияют на ход психических процессов, и повторение часто, приобретая сопротивление, может стать достоянием индивида. В психологии существуют типы психических состояний: стресс, настроение, привязанность, страх, гнев, стыд, разочарование, радость, гнев и т.д.

Важную роль в управленческой деятельности играют знания и учета психологических свойств личности. Психические свойства - стали, устойчивые душевные качества субъекта, обладающих закрепленность и повторяемость в структуре личности: темперамент, характер, способности, установки.

Поэтому знание особенностей проявления различных темпераментов необходимо при выборе профессии, при наборе производственных коллективов, в управлении организацией, в управлении группой работников. Люди с сильной нервной системой могут выполнять ответственную, сложную и напряженную работу, готовы к экстренным действиям, сохраняют выносливость и самообладание. Люди со слабым типом нервной системы-маловитривальные.

Каждому человеку, за исключением динамической стороны действий, проявляющихся в темпераменте, присущи существенные характеристики, влияющие на его деятельность и поведение. Такие психологические личности называются чертами характера. Совокупность этих стабильных черт - характер личности. Характер формируется в процессе социализации человека, в условиях его включения в различные социальные сообщества.

Важной особенностью личности является ее способность: особые свойства человека, его интеллект, проявляются в образовательной, профессиональной, прежде всего научной и иной деятельности и являются необходимым условием его успеха.

Естественной основой формирования навыков являются задатки: анатомические и врожденные физиологические особенности нервной системы, мозга, органов чувств и движения. Задатки являются необходимым, но не достаточным условием для развития навыков

Выделяют следующие виды способностей:

- Природные, которые формируются на базе врожденных задатков при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

- Специфические, формируются и обеспечивают развитие в социальной среде, среди них выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в любых видах деятельности. О наличии общих способностей судят прежде всего по уровню развития умственных качеств - гибкости, критичности, самостоятельности, широты мышления и т. п.

Специфические различия в таланте проявляются прежде всего в ориентации интересов в той или иной области человеческой деятельности, которая проявляется в особых способностях, помогающих достичь высоких результатов в той или иной области деятельности (математической, технической, художественной, спортивной и т. Эти возможности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет свою структуру, в которой различаются основные и вспомогательные свойства.

Можно различать способности и по уровню их развития. Высокий уровень развития называют талантом, сверхвысокий - гениальностью.

Эффективность управления в значительной степени зависит от общей управленческой способности. О наличии этой способности свидетельствует умение лидера решать нестандартные задачи и задачи, умение мыслить масштабно. Эффективность работы с людьми напрямую зависит от управленческих навыков лидера. Одним из центральных в психологии есть понятие «установка» - готовность человека к определенной активности, направленной на удовлетворение конкретной проблемы или их совокупности. По разным ее видов психологию управления интересует прежде социальная установка, поскольку в значительной степени она касается позиции, отношений личности в организации, регулирует социальное поведение, ценностные ориентации личности.

Ориентация диктует человеку социально приемлемое поведение.

В психологии управления установка используется для изучения:

1) отношения человека как члена группы к объекту, механизмов сдается мне 2) стабильность и одиночество социального поведения человека при принятии распространенность решения, но я не поведения персонала при определенных обстоятельствах и т..

Существенной характеристикой личности является ее поведение в группе, умение контактировать и взаимодействовать с другими людьми, соблюдать групповых норм и правил. Психология пользуется понятиями, которые определяют место и особенности поведения личности в группе и в более широких социальных объединениях. Важнейшими среди них являются статус, позиция и роль.

Статус (лат. status - состояние, положение) - положение индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе, его права,

обязанности и привилегии.

В различных группах один человек может иметь разный статус. Поскольку индивид находится во взаимосвязях различного уровня, выделяют экономический, правовой, профессиональный, политический, личностный и другие статусы личности. Более обобщенным является психологический и социальный статусы. Различают также задан и достигнут, формальный и неформальный, субъективный и объективный статусы.

Всего статус выступает как единство объективного и субъективного, личностного, как показатель признания значимости личности группой или обществом. В статусе проявляют себя групповые нормы и ценности. Главными составляющими статуса является авторитет и престиж личности.

Позиция характеризует личность как субъект общественных отношений, совокупность ее отношение к жизни в разных ее проявлениях.

Позиция (лат. positio - положение) - взгляды, представления, установки личности относительно условий ее жизнедеятельности.

В толковании этого понятия сложились следующие подходы:

социологический - объясняет позицию как нечто внешнее к личности, ее место в системе отношений, условия, в которых человек действует как личность;

психологический - рассматривает позицию как внутренний компонент структуры личности.

Функционирование понятие "роль" связано со взглядами на личность не только как на объект, но и как на субъект отношений в обществе.

Роль (франц. role - перечень) - определенная социальная, психологическая характеристика личности, способ поведения в зависимости от ее статуса и позиции в группе, обществе, в системе межличностных, общественных отношений.

Количество ролей, их диапазон определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которых вовлечена личность. Но ни одна роль не исчерпывает личности полностью, человек на протяжении своей жизни выполняет множество ролей. Постоянное выполнение одной или нескольких ролей способствует их закреплению.

В социологии, психологии выделяют следующие виды ролей: социальные (профессиональные, социально-демографические и др.), межличностные, активные (выполняемые в конкретный момент), латентные (в конкретной ситуации не обнаруживаются), организованные и стихийные.

Использованные источники:

1. Психология управления учебное пособие.

2. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40627/1/978-5-7996-1777-6_2016.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.