Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязей способностей общего и социального интеллекта у мужчин и женщин'

Особенности взаимосвязей способностей общего и социального интеллекта у мужчин и женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
721
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GENERAL LEVEL / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL INTELLIGENCE / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / INTELLECTUAL ABILITIES / ОТЛИЧИЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН / DIFFERENCES BETWEEN MEN AND WOMEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харченко С.В.

В статье обобщены представления об отличиях в интеллектуальных способностях лиц мужского и женского пола на разных этапах онтогенеза. Особое внимание уделено способностям, которые входят в состав социального интеллекта, у лиц мужского и женского пола, а так же особенностям их взаимосвязи. В работе представлены результаты сравнительного эмпирического исследования характера взаимосвязей способностей общего и социального интеллекта у мужчин и женщин в возрасте ранней взрослости. Исследование проводилось при помощи тестов интеллекта Дж. Векслера и социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливан. Показано, что в обеих группах исследования общий уровень академического и социального интеллекта были связаны статистически достоверной положительной взаимосвязью. В обеих группах положительно и статистически достоверно с общим уровнем социального интеллекта были взаимосвязаны результаты выполнения субтестов, которые определяют запас относительно простых сведений и знаний, долговременную память, способность к суждению, понимания смысла выражений, общественных норм и способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. Показано, что наиболее тесно со способностями общего интеллекта у мужчин и женщин была связана способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях. Выявлено, что способности социального интеллекта менее тесно связаны с общеинтелектуальными способностями в женской группе, чем в мужской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харченко С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of interconnection of abilities of general and social intellect in men and women

The article summarizes the notions of differences in the intellectual abilities of males and females at different stages of ontogeny. Particular attention is paid to the peculiarities of the social intellect men and women and also the nature of their interrelationship. The paper presents the results of a comparative empirical study of the nature of the interrelationships between the abilities of general and social intelligence in men and women at the age of early adulthood. The study was carried out using of the test of intelligence of D. Wechsler and methods of research of social intelligence of J. Guilford and M. Salivann. It was shown that in both study groups the overall level of academic and social intelligence were related by a statistically significant positive relationship. In both groups, the results of subtests, which determine the stock of relatively simple information and knowledge, long-term memory, the ability to judge, the understanding of the meaning of expressions, social norms and the ability to organize fragments into a logical whole, to understand the situation and anticipate events. It is shown that the ability to understand the logic of the development of interaction situations, the values of people's behavior in these situations, was associated most closely with the abilities of the general intellect in men and women. It is revealed that the abilities of social intelligence are less closely related to the overall intellectual abilities in the female group than in the male group.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязей способностей общего и социального интеллекта у мужчин и женщин»

Психологические науки

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ ОБЩЕГО И СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

С.В. Харченко, Харьковский национальный университет внутренних дел (Харьков, Украина), e-mail: svekharchenko@yandex.ua.

Аннотация. В статье обобщены представления об отличиях в интеллектуальных способностях лиц мужского и женского пола на разных этапах онтогенеза. Особое внимание уделено способностям, которые входят в состав социального интеллекта, у лиц мужского и женского пола, а так же особенностям их взаимосвязи. В работе представлены результаты сравнительного эмпирического исследования характера взаимосвязей способностей общего и социального интеллекта у мужчин и женщин в возрасте ранней взрослости. Исследование проводилось при помощи тестов интеллекта Дж. Векслера и социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливан. Показано, что в обеих группах исследования общий уровень академического и социального интеллекта были связаны статистически достоверной положительной взаимосвязью. В обеих группах положительно и статистически достоверно с общим уровнем социального интеллекта были взаимосвязаны результаты выполнения субтестов, которые определяют запас относительно простых сведений и знаний, долговременную память, способность к суждению, понимания смысла выражений, общественных норм и способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. Показано, что наиболее тесно со способностями общего интеллекта у мужчин и женщин была связана способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях. Выявлено, что способности социального интеллекта менее тесно связаны с

общеинтелектуальными способностями в женской группе, чем в мужской.

Ключевые слова: социальный интеллект, академический интеллект, интеллектуальные способности, отличия мужчин и женщин.

FEATURES OF INTERCONNECTION OF ABILITIES OF GENERAL AND SOCIAL INTELLECT IN MEN AND

WOMEN

S.V. Kharchenko, Kharkov National University of Internal Affairs (Kharkov, Ukraine), e-mail: svekharchenko@yandex.ua.

Abstract. The article summarizes the notions of differences in the intellectual abilities of males and females at different stages of ontogeny. Particular attention is paid to the peculiarities of the social intellect men and women and also the nature of their interrelationship. The paper presents the results of a comparative empirical study of the nature of the interrelationships between the abilities of general and social intelligence in men and women at the age of early adulthood. The study was carried out using of the test of intelligence of D. Wechsler and methods of research of social intelligence of J. Guilford and M. Salivann. It was shown that in both study groups the overall level of academic and social intelligence were related by a statistically significant positive relationship. In both groups, the results of subtests, which determine the stock of relatively simple information and knowledge, long-term memory, the ability to judge, the understanding of the meaning of expressions, social norms and the ability to organize fragments into a logical whole, to understand the situation and anticipate events. It is shown that the ability to understand the logic of the development of interaction situations, the values of people's behavior in these situations, was associated most closely with the abilities of the general intellect in men and women. It is revealed that the abilities of social intelligence are less closely related to the overall intellectual abilities in the female group than in the male group.

Keywords: general level, social intelligence, intellectual abilities, differences between men and women.

Исследования, проведенные в последние десятилетия, изменили многие представления о способностях мужчин и женщин. До недавнего времени считалось установленным, что различия мужчин и женщин в пространственном воображении, математических способностях и речи существуют на протяжении всего онтогенеза и мало зависят от факторов среды и воспитания, однако в ряде работ получены иные данные.

Актуальность проблемы взаимосвязи способностей общего и социального интеллекта обусловлена ее значимостью для успешной реализации личностью профессиональной деятельности, а также противоречивыми данными о месте способностей социального интеллекта в структуре познавательной деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций. В психологии часто предметом исследования выступали особенности формирования интеллектуальных способностей у мальчиков и девочек. Известно, что девочки на ранних этапах развития (до 7 лет) обычно опережают мальчиков в интеллектуальном созревании. Речь девочек богаче, они раньше овладевают навыками чтения [2, 3]. Большая успешность выполнения задач на пространственное мышление отмечается у мальчиков, у них специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций есть уже в 6 лет [3].

Данные о различиях в интеллектуальной сфере детей разного пола существенно зависели от содержания заданий. Исследования, проведенные Недвецкой Т.М., показали, что у мальчиков в старшем дошкольном возрасте общий интеллект преобладает над проявлением социального интеллекта, тогда как у девочек развитие социального интеллекта опережает становление общих интеллектуальных способностей. По данным автора, мальчики и девочки достоверно различаются по уровням способностей понимать изменение значений сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей ситуации, понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях [5]. Ученой показано, что мальчики старшего дошкольного возраста более успешно справляются с заданиями на понимание сюжета, логики развития истории, определение последствий поведения персонажей в заданной

ситуации и прогнозирование дальнейшего хода событий, чем девочки; девочки же лучше мальчиков справляются с заданиями на интерпретацию невербальной экспрессии в поведении, распознании различных смыслов, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения [5].

Исследования особенностей отдельных познавательных процессов взрослых мужчин и женщин показали, что в возрасте от 22 до 33 лет существенных различий между мужчинами и женщинами в концентрации и устойчивости внимания не обнаружено, по скорости восприятия деталей и переключения внимания женщины показывают большую эффективность, чем мужчины, у них выше избирательность, устойчивость, объем внимания [2, 3]. При этом мужчины за счет более широкого, чем у женщин распределения внимания, в незнакомой обстановке (новая местность, новый маршрут движения) держатся увереннее, лучше ориентируются. Но при этом женщины известную местность знают лучше, чем мужчины [2].

Исследования В.Ф. Коновалова и Я. И. Петрова показали, что в возрасте 18-26 лет память лучше у мужчин. Однако преимущество мужчин или женщин в кратковременной памяти зависит от заучиваемого материала: мужчины лучше запоминают цифры, в запоминании слов различия не обнаружены; при воспроизведении через длительный срок явное преимущество женщин [2].

Женщины лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений, лучше запоминают локализацию предметов в пространстве, их взаиморасположение, как правило, превосходят мужчин в тестах на быстроту перечисления объектов одной категории, в скорости арифметических операций [3].

Исследования Д.В. Рукавишникова показали, что у мужчин наблюдается более высокий уровень прогностической компетентности при оценке возможных житейских событий по сравнению с женщинами, так же как и достоверно более высокий уровень способности прогнозировать и упреждать перемещение в пространстве. По данным А. И. Канатова, показатели практического мышления выше у мужчин по сравнению с женщинами во всех возрастных группах, кроме старшей.

М. М. Гарифуллиной и Э. Р. Пээтс выявлено, что у мужчин образное мышление имеет более высокий уровень развития, чем у женщин. В. П. Багрунов отмечает, что мужчины лучше женщин решают новые интеллектуальные и сенсомоторные задачи, однако при тренировке и стереотипизации происходит нивелировка этих различий. При этом интеллектуальная и сенсомоторная активность женщин больше поддается изменениям при обучении и тренировке, вследствие чего в деятельности, требующей развития стереотипных профессиональных навыков, лучших результатов достигают женщины.

В исследовании, которое провел В. А. Аверин, выяснилось, что общий интеллект мужчин имеет четко выраженную структуру, и в ней доминирует невербальный компонент, в то время как женский интеллект слабо интегрирован. Основные характеристики логического мышления (обобщенность, понятливость, богатство словарного запаса) у женщин оказались взаимозависимыми (т.е. между ними имеются тесные корреляции), в то время как у мужчин наблюдается некоторая автономность разных систем вербального интеллекта. Аналогичная тенденция, хотя и менее выраженная, наблюдается в структуре невербального интеллекта, которая у женщин проявляется как автономная система. У мужчин эти же связи слабее, и характер их более сложен [2].

Большинство исследователей считают, что различия в способностях мужчин и женщин связаны не с общим уровнем интеллекта, а с развитием готовых и специальных умственных способностей (факторов 2-го и 3-го уровней). Как правило, к 20-30 годам средние показатели интеллекта мужчин и женщин не отличаются, но разброс значений - у мужчин больше, чем у женщин, но Э. Монтегю полагал, что коэффициент интеллектуальности в среднем у женщин выше, чем у мужчин, и они лучше сохраняют его в старости [3].

Данные нашего исследования мужчин и женщин в возрасте ранней взрослости показали отсутствие достоверных различий по уровню общего интеллекта между мужчинами и женщинами, однако, у мужчин чаще диагностировался высокий уровень интеллекта [6]. Среди мужчин достоверно большее, чем среди обследованных женщин, лиц с зрительно-моторной координацией, объемом кратковременной памяти

выше среднего уровня. По уровню развития речи, арифметических способностей, пространственному мышлению, объему числовой кратковременной памяти обследованные мужчины и женщины достоверно не различались. Уровень структурированности интеллекта у мужчин и женщин был сходный.

Андриановым Д.М. не было выявлено значимых различий в развитии социального интеллекта юношей и девушек, студентов филологического и инженерного факультетов [1]. Результаты нашего исследование показали, что наиболее часто в юношеском возрасте и возрасте ранней взрослости у мужчин и женщин диагностируется средний уровень социального интеллекта, они одинаково успешно распознают социальные сигналы, включая выражение лица, изменение интонации, осанку, мимику и жесты. Однако, среди женщин чаще, чем среди мужчин, встречаются лица с социальным интеллектом выше среднего [7].

Учеными также изучался характер взаимосвязи социального и общего интеллекта в разные возрастные периоды. Данные Недвецкой Т.М. свидетельствуют, что в старшем дошкольном возрасте у мальчиков социальный и общий интеллект имеют более тесную связь [5]. У девочек, напротив, способности, диагностируемые тестами на общий и социальный интеллект, более дифференцированы. В роботе Мамедовой Ю.Э., Быченковой А.А. показано отсутствие статистически значимой взаимосвязи между уровнем социального и общего интеллекта (общий интеллект измерялась при помощи методики «Культурно свободный тест интеллект» Кеттелла) и большинства способностей, которые входят в его состав, в подростковом возрасте, а у взрослых (в возрасте ранней и средней взрослости) эти связи многочисленные и достоверные [4, с. 100 - 101]. Андрианов Д.М. отмечает достоверную взаимосвязь показателей общего интеллекта (измерялся при помощи теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра) и социального интеллекта у студентов филологического и инженерного факультетов, при этом, связь между общими интеллектуальными способностями и социальным интеллектом у юношей несколько более тесная, чем у девушек [1]. Однако, в ряде других исследований, проведенных на студенческой выборке (О. Г. Холодкова, И. Г. Якунина, 2016; Е. В. Гриб, 2013), не выявлено

корреляционной связи между показателем социального интеллекта и общим интеллектом.

В нашем исследовании также выявлено наличие корреляционных взаимосвязей между способностями социального интеллекта и общеинтеллектуальных способностей (общий интеллект измерялась при помощи методики Дж. Векслера) у лиц в юношеском возрасте и возрасте ранней взрослости [8, 9].

Таким образом, взаимосвязь способностей социального и общего интеллекта нуждается в уточнении, возможным фактором, который определяет несоответствия в литературных данных, приведенных разными авторами, может быть возраст, физиологическое состояние, темпы созревания, пол.

Целью проведенного исследования было уточнить характер взаимосвязи способностей академического и социального интеллекта у мужчин и женщин в возрасте ранней взрослости.

В исследовании приняли участие 54 человека (равное количество женщин и мужчин), в возрасте от 23 до 26 лет, все с базовым высшим юридическим образованием. У участников исследования был диагностирован средний уровнем интеллекта и выше. Эмпирическая часть исследования проводилась при помощи тестов уровня интеллекта Дж. Векслера и социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена (методика состоит из 4 субтестов: 1 субтест - «История с завершением», 2 субтест - «Группы экспрессий», 3 субтест - «Вербальная экспрессия», 4 субтест - «История с дополнением»).

Особенности взаимосвязей академического и социального интеллекта в мужской и женской группах исследования представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Особенности взаимосвязи академического и социального интеллекта в мужской выборке, ^

Методика Векслера Методика Гилфорда

1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест Общий уровень

Общая осведомлённость -0,28 -0,06 0,29 0,56** 0,33

Общая 0,02 0,46* -0,16 0,48** 0,41*

понятливость

Арифметический -0,06 -0,13 0,17 0,41* 0,24

Сходства 0,22 0,25 0,30 0,20 0,40*

Цифровые ряды 0,20 0,35 -0,23 0,08 0,26

Словарный 0,22 0,16 -0,05 0,35 0,34

Шифровка цифр 0,15 0,18 0,05 -0,39* -0,10

Недостающие -0,22 -0,17 -0,03 -0,04 0,00

детали

Кубики Косса -0,09 0,22 0,34 0,32 0,37

-0,14 0,24 0,45* 0,30 0,38*

Последователь

ность картинок

Составление -0,19 0,07 0,41* 0,18 0,21

фигур

Вербальный 0,15 0,33 0,07 0,55* 0,54*

интеллект

Невербальный -0,16 0,24 0,49** 0,11 0,26

интеллект

Общий уровень 0,01 0,37 0,31 0,42 0,51**

интеллекта

Условные обозначения: * - р = 0,05; ** -р = 0,01.

Таблица 2.

Особенности взаимосвязи академического и социального

Методика Векслера Методика Гилфорд

1 субтест 2 субтест 3 субтест 4 субтест Общий уровень

Общая осведомлённост ь -0,15 0,39* 0,41* 0,47* 0,57**

Общая понятливость 0,19 -0,13 0,16 0,51** 0,42*

Арифметический -0,11 -0,03 0,15 0,12 0,09

Сходства 0,23 0,30 -0,09 0,13 0,26

Цифровые ряды 0,43* -0,16 0,19 0,11 0,24

Словарный 0,08 0,10 0,26 0,08 0,28

Шифровка цифр -0,11 0,22 -0,09 0,38* 0,29

Недостающие 0,16 -0,15 0,09 0,31 0,28

детали

Кубики Косса 0,11 -0,63** 0,15 -0,01 -0,14

0,29 0,35 -0,04 0,47* 0,53**

Последователь

ность картинок

Составление 0,00 -0,09 0,11 -0,11 0,00

фигур

Вербальный 0,22 0,08 0,24 0,30 0,43*

интеллект

Невербальный 0,18 -0,11 0,10 0,39* 0,34

интеллект

Общий уровень 0,21 0,00 0,20 0,37 0,43*

интеллекта

Условные обозначения: * - р = 0,05; ** -р = 0,01.

В исследовании было установлено, что в мужской и в женской группах, общий уровень академического, вербального интеллекта и социального интеллекта были связаны статистически достоверной положительной взаимосвязью (р < 0,05). Взаимосвязь между общим уровнем социального интеллекта и невербального интеллекта была положительной в обеих группах, но не достигла уровня статистической значимости.

Анализ взаимосвязей отдельный интеллектуальных способностей показал, что интеллектуальные способности академического и социального интеллекта у мужчин и женщин взаимосвязаны сходно. Как у мужчин, так и у женщин положительно с общим уровнем социального интеллекта были взаимосвязаны результаты выполнения субтестов, которые определяют запас относительно простых сведений и знаний, долговременную память (Субтест «Общая осведомлённость»), способность к суждению, понимания смысла выражений, общественных норм (Субтест «Общая понятливость»), способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению, анализу связей (Субтест «Сходства»), объем оперативной

памяти и внимания (Субтест «Цифровые ряды»), способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий (Субтест «Последовательность картинок») (см. табл. 1 и 2).

В проведенном исследовании было выявлена определенная специфика во взаимосвязи интеллектуальных способностей общего и социального интеллекта у мужчин и женщин. Так, у женщин несколько более тесная взаимосвязь, чем у мужчин, уровня социального интеллекта с результатами выполнения субтестов «Общая осведомленность», «Недостающие детали» и «Последовательность картинок», которые диагностируют запас простых сведений и знаний, долговременную память, наблюдательность, способностью отличить существенные детали, способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. У мужчин с общим уровнем социального интеллекта более тесной корреляционной связью, чем у женщин, были связаны результаты выполнения субтестов «Арифметический», «Кубики Коса» и «Составление фигур», которые выявляют степень концентрации внимания, лёгкость оперирования числовым материалом сенсомоторная координация, способность синтеза целого из частей, визуально-моторную интеграцию (см. табл. 1 и 2). Следует отметить, что в женской выборке способности социального интеллекта и степень концентрации внимания, лёгкость оперирования числовым материалом, понимание и умение определить содержание слов, визуально-моторная интеграция (субтесты «Арифметический» и «Составление фигур») не связаны (табл. 2).

У мужчин положительную взаимосвязь со способностями социального интеллекта имеет способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению, анализу связей («Субтест Сходства»). Слабые взаимосвязи были выявлены со способностями социального интеллекта наблюдательности, способности отличить существенные детали (Субтест «Недостающие детали») (табл. 1).

В целом, способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их

ситуации (субтест «Вербальная экспрессия») и способность предвидеть дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предвидеть события, опираясь на понимание чувств, мыслей, намерений участников коммуникации, строить стратегии собственного поведения для достижения поставленной цели, ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знании нормо-ролевых моделей, правил, которые регулируют поведение людей (субтест «История с завершением») оказалась наименее связаны с общеинтелектуальными способностями. При этом способности социального интеллекта менее тесно связаны с общеинтелектуальными способностями в женской группе, чем в мужской.

Наиболее тесно со способностями общего интеллекта в обеих группах была связана такая способность социального интеллекта как способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях (субтест «Истории с дополнением»). Эта способность была статистически достоверно взаимосвязана с запасом относительно простых сведений и знаний, долговременной памятью (Субтест «Общая осведомлённость»), с полнотой понимания смысла выражений, способностью к суждению, пониманию общественных норм (Субтест «Общая понятливость») (р = 0,01) и способностью к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий (Субтест «Последовательность картинок») (р < 0,05).

Выводы:

Общий уровень академического, невербального и вербального интеллекта и социального интеллекта были тесно положительно взаимосвязаны в обеих группах. Способности социального интеллекта менее тесно связаны с общеинтелектуальными способностями в женской группе, чем в мужской

Установлено, что ряд интеллектуальных способностей академического и социального интеллекта у мужчин и женщин взаимосвязаны сходно. Наиболее тесно со способностями общего интеллекта у мужчин и женщин была связана способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в

этих ситуациях. Со способностями социального интеллекта наиболее выражены взаимосвязи с запасом простых сведений и знаний, долговременной памятью, полнотой понимания смысла выражений, способностью к суждению, пониманию общественных норм.

Литература:

1. Адрианов Д.М. Особенности общего и социального интеллекта студентов разных специальностей // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. 2009. № 1. С. 66-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб, 2000.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. СПб, 2002.

4. Мамедова Ю.Э., Быченкова А.А. Особенности взаимосвязи общего и социального интеллекта на разных возрастных этапах // Новый университет. 2013. №10(31). С. 98-102.

5. Недвецкая Т.М. Различия социального интеллекта у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Весц БДПУ. Серыя 1. 2012. №2. С. 40-44.

6. Харченко С.В. Интеллектуальные и творческие способности мужчин и женщин // Практична психолопя та соцальна робота. 2006. №8. С. 75-80.

7. Харченко С.В. Особенности общения мужчин и женщин // Практична психолопя та соцальна робота. 2007. №4. С. 24-32.

8. Харченко С.В. Характер взаимосвязи академического, социального и эмоционального интеллекта у субъектов профессий «человек - человек» // Вюник Харювського Нацюнального уыверситету iменi В.Н. КаразЫа. Серiя Психолопя. 2008. № 793, Вип. 39. С. 425-429.

9. Харченко С.В. Особливост взаемозв'язку загального та со^апьного штелекту у майбутых правоохорон^в // Матерiали науково-практично! конференци «Психолопчн та педагопчн проблеми професмно! освiти та патрютичного виховання персоналу системи МВС Украши» (Харгав, 8 квтя 2016 року). Харьков, 2016. С. 67-69.

References:

1. Adrianov D.M. Osobennosti obshhego i social'nogo intellekta studentov raznyh special'nostej // Vestnik RUDN. Serija Psihologija i pedagogika. 2009. № 1. S. 66-70.

2. Druzhinin V. N. Psihologija obshhih sposobnostej. SPb, 2000.

3. Il'in E.P. Differencial'naja psihofiziologija muzhchin i zhenshhin. SPb, 2002.

4. Mamedova Ju.Je., Bychenkova A.A. Osobennosti vzaimosvjazi obshhego i social'nogo intellekta na raznyh vozrastnyh jetapah // Novyj universitet. 2013. №10(31). S. 98-102.

5. Nedveckaja T.M. Razlichija social'nogo intellekta u mal'chikov i devochek starshego doshkol'nogo vozrasta // Vesci BDPU. Seryja 1. 2012. №2. S. 40-44.

6. Harchenko S.V. Intellektual'nye i tvorcheskie sposobnosti muzhchin i zhenshhin // Praktichna psihologija ta social'na robota. 2006. №8. S. 75-80.

7. Harchenko S.V. Osobennosti obshhenija muzhchin i zhenshhin // Praktichna psihologija ta social'na robota. 2007. №4. S. 24-32.

8. Harchenko S.V. Harakter vzaimosvjazi akademicheskogo, social'nogo i jemocional'nogo intellekta u sub#ektov professij «chelovek -chelovek» // Visnik Harkivs'kogo Nacional'nogo universitetu imeni V.N. Karazina. Serija Psihologija. 2008. № 793, Vip. 39. S. 425-429.

9. Harchenko S.V. Osoblivosti vzaemozv'jazku zagal'nogo ta social'nogo intelektu u majbutnih pravoohoronciv // Materiali naukovo-praktichnoi konferencii «Psihologichni ta pedagogichni problemi profesijnoi osviti ta patriotichnogo vihovannja personalu sistemi MVS Ukraini» (Harkiv, 8

kvitnja 2016 roku). Har'kov, 2016. S. 67-69.

— • —

Сведения об авторе

Светлана Вячеславовна Харченко, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии, Харьковский национальный университет внутренних дел (Харьков, Украина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.