Научная статья на тему 'Формирование способностей к проектированию, исследованию, стратегированию старшеклассников в условиях цифровизации образовательного пространства (на примере СУНЦ МГУ)'

Формирование способностей к проектированию, исследованию, стратегированию старшеклассников в условиях цифровизации образовательного пространства (на примере СУНЦ МГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУНЦ МГУ / образовательное пространство / цифровизация образования / техники мышления / исследование / проектирование / стратегирование / AESC MSU / educational space / digitalization of education / thinking techniques / research / design / strategizing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Глебовна

Рассмотрены подходы к предпрофильному обучению старшеклассников в Специализированном учебно‑научном центре — Школе А.Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ) в условиях цифровизации образования и погружения учащихся и преподавателей в мир электронной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of High School Students' Abilities to Design, Research and Strategize in the Conditions of Digitalization of the Educational Space (AESC MSU Case Study)

The article considers approaches to the pre-profile training of high school students at the Advanced Educational Scientific Center (faculty) — Kolmogorov’s boarding school (AESC MSU) in the context of digitalization of education and immersion of students and teachers in the world of electronic culture.

Текст научной работы на тему «Формирование способностей к проектированию, исследованию, стратегированию старшеклассников в условиях цифровизации образовательного пространства (на примере СУНЦ МГУ)»

Сергеева Марина Глебовна

Формирование способностей к проектированию, исследованию, стратегированию старшеклассников в условиях цифровизации образовательного пространства (на примере СУНЦ МГУ)

Formation of High School Students' Abilities to Design, Research and Strategize in the Conditions of Digitalization of the Educational Space (AESC MSU Case Study)

Аннотация. Рассмотрены подходы к предпрофильному обучению старшеклассников в Специализированном учебно-научном центре — Школе А. Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ) в условиях цифровизации образования и погружения учащихся и преподавателей в мир электронной культуры.

Ключевые слова: СУНЦ МГУ образовательное пространство, цифровизация образования, техники мышления, исследование, проектирование, стратегирование

Abstract. The article considers approaches to the pre-profile training of high school students at the Advanced Educational Scientific Center (faculty) — Kolmogorov's boarding school (AESC MSU) in the context of digitalization of education and immersion of students and teachers in the world of electronic culture.

Keywords: AESC MSU, educational space, digitalization of education, thinking techniques, research, design, strategizing

Образовательное пространство не может быть унифицированным, оно всегда создается определенным сообществом людей в определенном месте, имеет свое историческое прошлое и свое будущее. Рассказывая об опыте своего образовательного учреждения или перенимая опыт других учреждений, следует прояснять эти аспекты, поэтому первая часть статьи связана с описанием СУНЦ и нашего понимания современного этапа развития цивилизации. Также цифровизация образования, как относительно новая область, имеет много направлений и определений. Поэтому вторая часть статьи посвящена определению в нашем понимании цифровизации образования.

Сергеева

Марина Глебовна,

доктор химических наук, заведующая кафедрой биологии Специального учебно-научного центра -Школа А. Н. Колмогорова МГУ им. М. В. Ломоносова, г. Москва

e-mail: mg.sergeeva@ gmail.com

Marina

Sergeeva,

Doctor of Chemistry, Head of the Biology Department, Advanced Educational Scientific Center (faculty) -Kolmogorov Boarding School of Moscow State University, Moscow

Современные проблемы образования

Специализированный учебно-научный центр МГУ (СУНЦ) и его особенности

Сейчас много говорят об индивидуальных траекториях образования для учеников, упуская из виду, что любая образовательная организация также должна иметь собственную индивидуальную траекторию, наиболее подходящую по ее истории, окружению и планируемому будущему для учащихся.

Профильное обучение в школе реализует идею личностной ориентации образования и более эффективную подготовку выпускников школы к поступлению в вузы [Викторов, Теремов, 2018]. Поскольку возможность поступления в вузы определяется предметным знанием, то школы сосредоточены на подготовке выпускников/абитуриентов, а не подготовке к обучению в университете и формированию тех навыков, которые необходимы для высокотехнологичных профессий. Заботу о формировании, например, навыка «учить учиться» можно декларировать, однако трудно реализовать на практике, пока критериями успешности школы является сумма баллов ЕГЭ или другие количественные показатели различных конкурсов предметных знаний. На этот пробел неоднократно указывалось в выступлениях на конференциях, посвященных исследовательским работам школьников [Леонтович, 2006, с. 16], но решения пока нет.

Вручая аттестат, обычная школа прощается со своими учащимися. Этот разрыв в «образовательной цепочке» в какой-то степени преодолевается в «школах при университетах». Среди таких школ особое место занимает СУНЦ МГУ имени М. В. Ломоносова в силу статуса самого университета, имеющего возможность разрабатывать образовательные программы, включать в образовательный процесс новые знания, полученные в лабораториях. Отмечу, что речь идет о знаниях и методах, которые меняют наши представления об окружающем мире или сразу входят в предметный мир, окружающий нас.

За счет привилегированного положения СУНЦ как образовательного центра МГУ есть возможность принимать (или не принимать) различные образовательные инновации, которые часто в школу «спускаются» в обязательном порядке. Это касается и возможности включения действительно современных знаний по профильным предметам, и использования различных педагогических технологий.

Надо отметить, что в настоящее время делаются попытки преодоления разрыва между школами и «работодателями» как в рамках дополнительного образования, так и открытия «классов под эгидой корпорации». Примером может быть созданная в 2005 году система «Роснефть-классов», которая включает 117 подшефных классов в регионах, где расположены предприятия компании. В СУНЦ существует такой класс с 2019 года, имеет естественно-научный профиль (включает углубленную

Сергеева Марина Глебовна

подготовку по математике, физике, химии, биологии и географии). Такой профиль подходит для тех 10-классников, кто не определился в выборе будущего (все нравится и все удается) и кто имеет склонности к системному мышлению. Поступают из этого класса ребята на самые разные факультеты МГУ: геологический, физический, биологический, почвоведение, химический, фундаментальной медицины. Самое главное, что наши шефы (предприятие ООО «РН-Эксплорейшн», которое осуществляет геологоразведочные работы в России и за рубежом) приходят в школу и рассказывают о своей работе. Это не просто отдельные визиты, а полноценное длительное общение с ребятами, дающее возможность неформального диалога, но на предметной основе знаний о профессиях, связанных с деятельностью предприятия.

У многих школ при университетах есть возможность приглашать с лекциями известных людей, ученых и преподавателей. Однако отдельные «приходы» выдающихся выпускников, ученых с лекциями или представителей вузов не дают такого эффекта соприкосновения с профессией, как кружки (или другие формы совместной деятельности), которые ведут молодые представители предприятия-шефа. Это одна из причин, почему цепочка «школа-вуз-предприятие», необходимость которой осознанна давно [Королев и др., 2018], редко бывает эффективной. Не встреча, а именно совместная деятельность представителей предприятия и школы мотивирует учащихся к выбору профессии.

Еще одно преимущество школ при университетах — возможность общения учащихся со студентами и аспирантами. Так уж устроен человек, что если преподаватель имеет возраст сопоставимый с возрастом родителей учащегося, то он не воспринимается как непосредственный пример для подражания. Это что-то далекое, говорящее «прописные истины», устаревшее, и, в большинстве случаев, никак со своей жизнью не соотносимое. Даже любимый преподаватель не соотносим со своей жизнью в голове у школьника. А вот студент, старше ученика всего на 3-5 лет, очень даже авторитетен. Его слова и действия воспринимаются по-другому — как ориентиры для собственного действия.

Другая особенность СУНЦ, важная в контексте профильного обучения, заключается в наличии исторического опыта развития школы. Специализированные интернаты при университетах, в том числе и МГУ имени М. В. Ломоносова (Школа А. Н. Колмогорова) были основаны в 1963 году (в 2023 году интернаты отмечают свое 60-летие). В начале 90-х годов СУНЦ вошел в структуру МГУ и получил статус факультета [Сергеева, 2013]. Хотя традиции не всегда легко уживаются с инновациями, но в тоже время они являются опорой в трудные времена непредсказуемых перемен.

Для понимания особенностей наших учащихся следует отметить, что учатся в интернате 10-е и 11-е классы

Современные проблемы образования

(в ближайшие годы планируются и 9-е классы). Прием проходит на конкурсной основе по знанию профильных предметов, поэтому попадают ребята со всей страны: от Дальнего Востока до Калининграда. В СУНЦ университетская система организации преподавания и требований к уровню подготовки. Существует негласная оценка, что для учебы на первом курсе университета надо знать соответствующий предмет примерно на 75 баллов ЕГЭ (для поступления нужно больше баллов, но это уже конкурс). Поэтому к «знаниевой» части в интернате повышенные требования. В 2022 году средний балл наших 115 выпускников по математике был 83,21, по русскому — 83,5. Как у подразделения МГУ, школьникам преподают профессора, доценты, ассистенты, многие из которых читают лекции и ведут семинары студентов и на других факультетах, а также работают в научных лабораториях.

В СУНЦ традиционно сохранилась система кураторства профильных факультетов, что обеспечивает тесную взаимосвязь между соискателем и работодателем как представителем следующего этапа жизни, где при получении высшего образования от бывших школьников требуется эффективное обучение. Важно еще раз отметить, что эффективность обучения в высшей школе зависит не только от уровня начальных предметных знаний, но и от уровня академических компетенций. Поэтому фокус на этих компетенциях должен быть в нацеленных на поступление своих учащихся в университеты школах: лицеев, предуниверсариев, СУНЦах. В СУНЦ «как на ладони» все недостатки подготовки наших выпускников как студентов высшей школы (об этом нам говорят их преподаватели на факультетах, поскольку мы «работаем рядом»). В основном эти замечания не к уровню знаний, а к тому, что называют «умением учиться» в широком понимании: от умения писать конспекты и сдавать экзамены, до отсутствия задолженностей и участия в студенческих конкурсах. Интересно, что, хотя в наши дни создано довольно много предуниверсариев, стратегические задачи обучения в них все равно формируются на уровне школы (фактически это успешная подготовка абитуриентов). По крайней мере, такое заключение можно сделать из анализа официальных сайтов школ — мало внимания уделяется развитию навыков собственно академических компетенций.

Если студент не обладает академическими компетенциями, то его карьера тормозится при обучении в высшей школе. При одинаковых «мозгах» такой студент тратит больше времени на учебу, а значит, не успевает развить другие направления — навыки работы в лаборатории, компании, участие в различных студенческих конкурсах и подобное. У многих школьников вообще сформирована только мотивация на поступление в вуз, они теряются после осуществления этой мечты в построении дальнейших жизненных планов.

Сергеева Марина Глебовна

Учебная нагрузка в разных университетах и специальностях неодинаковая. Иногда возможно сочетать учебу и работу уже на старших курсах, однако по ряду специальностей объем знаний, требуемых будущему «знаниевому» специалисту, настолько велик, что по 3-4 пары 6 дней в неделю не оставляют широких возможностей для формирования дополнительных «умений». Работа в высокотехнологичных областях требует углубленной подготовки, да и скорость изменения технологий, работы на стыках разных предметных знаний предъявляет особые требования.

Тут следует отметить еще одно условие будущего успеха в профессии, которое иногда выпадает из рассмотрения профильной подготовки в старшей школе. Речь идет о расширении общих знаний о мире, на необходимость которого неоднократно указывали в контексте воспитания человека вообще [Сергеева, 2015а; Обухов, 2019; УК и НГ, 2020]. Для современного знаниевого специалиста очень важно находиться в широкой онтологии бытия. Расширение мировоззрений личности и его представлении о мире — это важная задача, которая должна решаться уже на уровне школы. Нельзя сводить, к примеру, физико-математический профиль обучения только к математике, физике и русскому. Максимальная широта знаний, экскурсии в музеи, поездки по стране и миру — все это крайне важно, что хорошо понимал еще академик А. Н. Колмогоров. Так, с тех давних времен в СУНЦ преподают историю древнего мира, историю кино, много внимания уделяется посещению театров и музеев. Это, собственно, возвращает нас к задаче формирования образовательного пространства, которое является особым для каждого учебного заведения.

Кардинальное изменение пространства бытия человека

Зафиксируем позицию, с которой рассматриваем окружающий мир и перспективы развития образовательного пространства для такой организации, как СУНЦ. Не будем неолуддистами и признаем, что мир изменился безвозвратно с появлением компьютеров и далее интернета, поэтому имеет смысл обсуждать только уже существующую реальность. Мир изменился радикально во всех аспектах: рабочие места и перспективы их развития, требования к сосуществованию людей в сообществах, личная жизнь (повседневные практики общения, чтения, письма, покупки, сам образ жизни в мире вещей), формы образования [УК и НГ, 2020; Строков, 2020; Слободчиков и др., 2004]. Дети этого нового мира растут в среде, отличающейся от среды формирования их родителей. Это уже произошло.

Стремительное изменение мира накладывается на возрастные особенности отдельных людей, а также на особенности

Современные проблемы образования

восприятия мира, формируемые профессиональными сообществами. Перефразируя стихи Евгения Евтушенко, можно сказать, что каждый человек — это отдельный мир, в котором своя реальность. Уникальность персональной реальности складывается из индивидуального мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироотношения. Поэтому для группы людей их общая реальность уже слегка упрощена, искажена. Подобно моделям в науке: сложная система всегда упрощается для использования под требуемую задачу исследования. Это надо помнить по нескольким причинам. Во-первых, понимать, что имеете дело с отражением видения мира группой людей (пусть даже достаточно многочисленной). Во-вторых, чтобы при работе с разными моделями удерживать в сознании, что это отражение единого мира, то есть пытаться отделять модель от той вымышленной реальности, которую создают узкопрофессиональные сообщества. В таких сообществах, да и в любом сообществе людей, создаются «свои» реальности, они всегда немного «вымышлены», немного упрощены.

Особенности развития человека таковы, что он в процессе познания создает свои представления о мире, на эти представления накладывает представления ближайшего социума, принимает эти представления и далее выстраивает деятельность, исходя из этих сформировавшихся представлений о мире. И чаще всего, после принятия представлений ближайшего социума, все другие ценности и представления, все другие реальности считаются далее человеком ошибочными. Его не готовят к работе с новой информацией, к перестройке своих представлений об окружающей действительности. Проблема в том, что мы плохо умеем работать за границами привычных слов, понятий, системы взаимоотношений, которые составляют нашу повседневную жизнь и деятельность профессионального сообщества. «Отгораживание» от нового, даже агрессия по отношению к нему — это наше биологическое наследство от предков. В современном мире необходимо преодоление этих поведенческих паттернов, иначе на фоне стрессов развивается у «особи» депрессия и другие психологические нарушения. Этому надо учить.

Следует сделать еще одно важное замечание. В последнее время все чаще представления о гуманизме как системе взглядов, где высшей ценностью является жизнь человека, начали искажаться. В рассуждениях место человека подменяют этносом, национальностью, расой или чем-то другим (о самой проблеме можно прочитать в сборнике [Гуревич, 2014]). Появляются некие общекультурные, общечеловеческие ценности (выдвигаемые отдельными сообществами, но претендующие на всеобщность), которые заменяют отдельного человека, его жизнь и его человеческое достоинство. Не буду разбирать здесь, насколько опасна подмена конкретного индивида идеей его родовой принадлежности, поскольку история развития цивилизации уже

Сергеева Марина Глебовна

демонстрировала нам ужасающие последствия таких подмен. Идея не должна заменять человека.

Хочется также отметить, что при «растворении» человека в более корневой общности (культура, раса, нация) [Гуревич, 2014] возникает противоречие между требованиям к будущим рабочим местам мира высоких технологий (тут от человека важно его самосознание внутри осознанного и принятого сообщества) и современных теорий деперсонализации гуманизма, попыток подчинить его интересам отдельных групп (где от человека важно принятие внешних идей и послушание). «Персонализированный» гуманизм особенно важен при работе с подростками, которые рано проявили свои способности и в силу этого часто уязвимы психологически. Для них важно создание особого мира ровесников и взрослых, которые имеют схожие представления о реальности (пусть даже, как уже упомянуто выше, любые представления профессионального сообщества всегда работают с моделью мира, т. е. упрощенной реальностью).

Поскольку перед преподавателями СУНЦ стоит задача подготовки специалистов для науки и высокотехнологичных производств, важны:

1. индивидуализация подхода к каждому учащемуся, которая проявляется в побуждении у него потребности к самореализации;

2. приобщение его к профессиональному сообществу;

3. формирование когнитивных навыков (техники мышления, работы с информацией, памятью, временем и др.), а также перезагрузка представлений о необходимых знаниях и работы с ними.

О подходах к выработке академических компетенций

Усложнение современной жизни очевидно. Раньше взрослому работающему человеку не требовалось осуществлять столько разнообразных действий, сколько он делает в наши дни, поэтому необходимо использование знаний более широкого круга областей, чем ранее. Кроме того, давление технологических инноваций приводит к росту объема знаний, которыми должен владеть современный выпускник школы, если он планирует в дальнейшем стать специалистом в высокотехнологичных областях деятельности.

Передаваемые в школе знания можно разделить на три части:

1. те, что нужны человеку для «формирования мозгов» — например, учить наизусть стихи или английские тексты, решать алгоритмические задачи математики, играть в развивающие игры [Обухов и др. 2020а, 2020б, 2020в, 2021а, 2021б,2022а, 2022б];

Современные проблемы образования

2. углубленные знания, которые он должен получить по профилю того, что выбирает для обучения в высшей школе;

3. те, что нужны для жизни вообще, чтобы «устойчиво» жить, иметь возможность меняться и адаптироваться к изменениям.

Каждая из этих трех частей должна иметь свои дидактики, свои формы занятий.

Третий блок знаний должен даваться, скорее, на уровне знакомства, общих представлений и источников, дающих возможность углубиться при необходимости. Например, финансовая или компьютерная грамотность, мировая художественная культура, психология, социальный инжиниринг и множество других направлений, которые расширяют онтологию. Возможно, сюда можно отнести и специальные формы передачи информации, связанные с развитием общих компетенций [УК и НГ, 2020]. Это важно не только для дальнейшей жизни выпускника как человека в общем, но и как специалиста, поскольку существующие и вновь возникающие профессии предъявляют высокие требования к наличию широкого мира онтологии (как представления о бытии). К сожалению, при хорошей проработанности преподавания предметного знания довольно мало работ по формирующему и «онтологическому» знанию.

Поскольку в СУНЦ МГУ обучаются подростки 15-17 лет и всего два года, у нас не такое широкое поле возможностей влиять на формирование их мировоззрения, а также как-то активно отрабатывать навыки академических компетенций. Поэтому у нас для биологического и естественно-научного классов введен курс «Методология научного исследования» (годовой, 2 ч. в неделю). Курс состоит из двух семестровых частей, которые условно можно назвать «Академические компетенции» и «Частная методология». Частная методология включает специфические методы молекулярной и полевой биологии. Академические компетенции носят общий характер, информация подается по третьему типу: с ребятами обсуждают направления, в которых им надо будет работать над собой.

Мы считаем основной своей задачей сориентировать их на размышления о том, какими они выйдут на рынок труда через 10 лет. Формирование взгляда на себя через понятие о человеческом капитале и «самокапитализации» дает возможность не только задуматься о будущем себя в обществе, но и задуматься о реализации своего потенциала в качестве полезных членов общества (важность осмысления и сопоставления понятий «мой потенциал» и «польза обществу» для развития подростка).

Мы обсуждаем с учащимися (и это важная часть обучения), что они должны заглянуть в себя, «поговорить с собой» и понять, где хотят и будут работать. Например, в стартапах одна система взаимоотношений и требований к работе, способности к самоорганизации, а в крупных компаниях другая. Как

Сергеева Марина Глебовна

ни странно, дети впервые начинают задумываться именно на этих занятиях. Розовое облако будущего превращается в четкие ориентиры. И важно, что подросток делает эту работу самостоятельно, преподаватель только указывает на необходимость осмысления своего будущего и знакомит с некоторыми приемами осуществления выбора.

Многие выпускники выбирают направление обучения в вузе на основании того, какой предмет им нравится, совершенно не представляя никаких деталей и вариантов развития дальнейшей карьеры. Не представляя карьеры и требований к профессии, они не работают над собой. Хотя уже в начале ХХ века Фрэнк Парсонс писал, что идеальный выбор профессии основан на соответствии личностных качеств (способностей, возможностей, ресурсов, свойств личности) с факторами, относящимися к работе (заработная плата, охрана окружающей среды и т. д.) для получения наилучших условий профессионального успеха.

Все это мы обсуждаем и на эту тему начинаем размышлять. И тут важно учиться мыслить. Это довольно сложный процесс, который не приходит к человеку сам по себе. В большинстве случаев, без специального обучения человек находится в плену нарративных сообщений от окружающих и собственных наблюдений (тот самый жизненный опыт). По счастью, в наше время уже разработано много техник мышления и способов обучения им [Слободчиков и др., 2004; Леонтович, 2001; Алексеев, 2002; Сергеева, 2015а]. Мы выделяем три техники мышления, необходимые современному человеку, работающему в области применения знаний в естественных науках: исследование, проектирование, стратегирование. Напомню, что исследование начинается с прояснения настоящего, проектирование с прояснения желаемого будущего, а стратегирования с прояснения ценностей.

Это выбранные нами техники мышления, подходящие для нашей школы с ее целями. Отмечу, что, стремясь к единству, люди часто забывают о многообразии, а отстаивая многообразие, забывают о единстве устройства мира. Крайности мешают гармонии. Именно поэтому образование нужно выстраивать не только с точки зрения единого надзора за распределением бюджетных средств (отсюда стремление ввести единые программы, единые учебники, единые часы), но и с точки зрения школы, ее местоположения, с учетом тех родителей и детей, которые в этой школе учатся. Где-то район проживания с такой преобладающей профессиональной направленностью родителей, что детей там не привлекают академические знания, а в каких-то районах дети нацелены только на получение высшего образования. У этих школ должны быть разные системы преподавания и воспитания, у первых, может быть, нужно больше развивать креативность и интерес к новому, а вторым делать предуниверсарии с их «накачкой знаний». В предуниверсариях больше времени уходит на освоение предметного знания по объективным причинам.

Современные проблемы образования

Цифровизация в образовательном пространстве СУНЦ

Если начинать разговор о цифровизации образовательного пространства, то можно выделить несколько направлений. Первое — чисто техническое наполнение образовательного пространства методами и инструментами, связанными с цифрови-зацией (см., например, [Теремов и др., 2018; Обухов, Томилина, 2021]). Второе — это само пространство «электронной культуры», анализ его влияния на психологию ребенка, изменение сознания и общее мировоззрение [Обухов, Томилина, 2021; Баева, 2018; Тульчинский, 2018; Дубровский, 2003; Слепухин, Стариченко, 2014]. Третье — собственно пространство школы, которое включает учеников, преподавателей, родителей, место и время процессов, протекающих в пространстве [Уваров, 2022].

Изучением проблем постиндустриального общества, появлением информационных технологий и изменением социума начали заниматься американские социологи Даниел Белл и Элвин Тоффлер еще в 70-х годах XX века. С тех пор появилось много исследований этических и антропологических проблем информационного пространства [Баева, 2018; Тульчинский, 2018; Дубровский, 2003]. Чтобы сфокусировать предмет обсуждения, дадим определение рассматриваемому явлению.

Электронная культура — сфера деятельности человека и ее результаты, связанные с созданием цифровых объектов и феноменов, симуляций объектов «живой» культуры, виртуальных пространств, процессов и явлений, созданных с помощью информационных технологий [Баева, 2018]. Можно также выделить отдельные сферы электронной культуры.

Кибер-культура — система взаимодействия между людьми, опосредованная компьютерными сетями. Сюда относятся исследования культурной практики пользователей информационными компьютерными технологиями (ИКТ).

Интернет-культура (онлайн-культура) — социальные явления и процессы, связанные с Интернетом, и область их изучения. Исследования кибер-культуры начинаются с 90-х гг. XX века, немного позже появляются исследования в области интернет-культуры. С деталями можно ознакомиться в работах [Обухов, Томилина, 2021; Баева, 2018; Тульчинский, 2018; Дубровский, 2003]. Понятно, что цифровизация активно внедряется в сферу образования [Строков, 2020; Теремов и др., 2018; Обухов, Томилина, 2021; Слепухин, Стариченко, 2014].

В электронную культуру входят следующие основные элементы:

• информационные системы (программы и др.);

• информационные базы данных (Big Data);

• виртуальные миры, дополненная реальность;

Сергеева Марина Глебовна

• социальные медиа (электронные массмедиа, социальные сети, Интернет, видеохостинги, форумы, блоги, игровые порталы, мессенджеры, справочные системы, открытые энциклопедии и др.);

• Интернет людей (персональные профили, сайты организаций, сообществ, существующих с целями презентации и коммуникации);

• Интернет вещей и окружающего пространства (умный дом, умный город и прочее, находящееся в онлайн соединении с пользователем);

• электронное образование (дистанционное обучение, он-лайн-курсы и др.);

• электронные формы искусства (фото, видео, графика, голограммы, 3D-моделирование и др.), включая музеи и галереи;

• кибер-нано-инфо-биосистемы (новые технологии, включающие знания о живых системах, физико-химических свойств объектов и информационных технологиях);

• электронный бизнес (биржевые системы, производство ИТ-продукции, электронные услуги, криптовалюты и др.);

• электронное государство (электронное правительство, системы голосования, национальной информационной безопасности);

• другое (новые объекты и процессы, возникающие на основе применения информационных технологий).

Даже краткое рассмотрение этого перечня указывает, что мы уже живем в цифровом пространстве, в мире электронной культуры. Наш жизненный уклад изменился: экономика, занятость, коммуникации, образование, личная жизнь (вплоть до практик общения, чтения, письма), изменилась природа наррати-вов, определяющих осмысление и смыслообразование [Сергеева, 2015б; Тульчинский, 2018; Дубровский, 2003]. Цифровые технологии — это не только инструмент, это среда существования.

Как во многих школах, у нас взаимодействие преподавателей с детьми происходит через беседы в социальной сети. Часть преподавателей используют эти беседы для прикрепления материалов к занятиям. Другие предпочитают прикреплять презентации или дополнительные материалы к электронному журналу, кто-то разместил авторские курсы на специализированном сайте. Важно, чтобы преподавателю было удобно, чтобы взаимодействие с детьми с использованием разных цифровых технологий органично вплеталось в его и учащихся жизненное пространство. В контакты преподавателей со школьниками не допускаются родители. Родители имеют доступ к электронному журналу и контактам с классным руководителем. Учеба — это зона ответственности преподавателей и учащихся. Чего на данный момент нам не хватает, так это административного учета часов и распределения обязанностей, поскольку нагрузка преподавателя до сих

Современные проблемы образования

пор определяется количеством аудиторных часов — как учитывать работу в «виртуальном мире», не всегда понятно.

В заключение приведу пример одного из занятий, которое связано с освоением облачных сервисов. Облачные сервисы считаются важными элементами современной деятельности, поэтому должны быть включены в работу школы [Слепухин, Стариченко, 2014]. И ученые в своей работе ими постоянно пользуются (личный опыт и наблюдения автора). Стратегирование, как известно [Сергеева, 2015б], основано на прояснении своих ценностей. Мы побуждаем их задуматься об этом через анализ списка ценностей, составленных Милтоном Рокичем [Сергеева, 2015в]. Ребята по их личному выбору объединяются в команды по 4-5 человек. При выполнении задания учащемуся надо выбрать пять ценностей, составить из них рейтинг и присвоить вес (баллы), затем объединить с ценностями/баллами других участников команды и вывесить в общем облаке (это экселевская таблица с общим доступом). Решается задание на уроке, поэтому кто-то переписывается между собой в своих чатах, кто-то собирается в группы в классе (таких мало, современные подростки уже привыкли общаться через чаты). Затем команда принимает новую роль: надо распределить другие команды на какую-нибудь деятельность, полезную для своей вымышленной компании. Для выполнения задания надо проанализировать ценности другой команды, придумать для них подходящий вид деятельности и обосновать свой выбор. Поскольку время ограничено, ребятам приходится быстро распределять действия между собой и проявлять креативность. Обычно это уже делается при непосредственном общении внутри команды.

Подведем итоги. Проживает человек свою собственную уникальную жизнь или становится только винтиком социальной машины, зависит только от человеческого окружения ребенка в период социализации, никак не от техники — будь то телеги, машины или компьютеры. Также и цифровизация окружающего мира как способ бытия может быть освоена ребенком не через научение, а через погружение в мир, в котором живет школа и учителя. В этом состоит особенность современного образовательного пространства. Это просто окружающий мир, в котором живут и который осваивают дети и взрослые совместно и равноправно. WR

Литература:

Алексеев, 2002 — Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности, 2002. № 2. С. 85-102.

Баева, 2018 — Баева Л. В. Развитие системы электронной культуры и дифференциация современного социогуманитарного знания // Философские науки, 2018. № 6. С. 83-99.

Викторов, Теремов, 2018 — Викторов В. П., Теремов А. В. Профильное обучение биологии в школе: теория и практика реализации // Наука и Школа, 2018. № 2. С. 14-20.

Гуревич, 2014 — ГуревичП. С. Парадоксы современного гуманизма // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. — М.: Ленанд, 2014. С. 127-146.

Дубровский, 2003 — Дубровский Д. И. Новая реальность: человек и компьютер // Полигнозис, 2003. № 3. C. 20-32.

Сергеева Марина Глебовна

Королев и др., 2018 — Королев А. С., Стефаненко М. В., Трифонова Н. В. Инновационность и традиционность программы «школа-вуз-предприятие» // Инновации, 2018. № 8 (238). C. 95-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Леонтович, 2001 — ЛеоитовичА. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательские работы школьников, 2001. № 7. С. 12-17.

Леонтович, 2006 — Леонтович А. В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки / Под ред. А. С. Обухова. — М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. С. 112.

Обухов и др., 2020а — Обухов А. С., Кондратьева Н. Л., КомароваН. М. Игры на развитие исследовательских способностей: наблюдательность // Исследователь/Researcher, 2020. № 2. С. 118-128.

Обухов и др., 2020б — Обухов А. С., Комарова Н. М, Кондратьева Н. Л. Игры на развитие исследовательских способностей: умение видеть проблемы // Исследователь/Researcher, 2020. № 3. С. 260-266.

Обухов и др., 2020в — Обухов А. С., Комарова Н. М., Кондратьева Н. Л. Развитие исследовательских способностей в игре: умение продуцировать гипотезы // Исследователь/Researcher, 2020. № 4. С. 276-285.

Обухов и др., 2021а — Обухов А. С., Комарова Н. М., Кондратьева Н. Л. Развитие исследовательских способностей в игре: умение задавать вопросы // Исследователь/Researcher, 2021. № 1-2. С. 195-207.

Обухов и др., 2021б — Обухов А. С., Комарова Н. М., Кондратьева Н. Л. Развитие исследовательских способностей в игре: умение дать определение понятию // Исследователь/Researcher, 2021. № 3-4. С. 241-250.

Обухов и др., 2022а — Обухов А. С., Комарова Н. М., Кондратьева Н. Л. Развитие исследовательских способностей в игре: умения дифференцировать, классифицировать, типологизировать // Исследователь/Researcher, 2022. № 1-2. С. 192-201.

Обухов и др., 2022б — Обухов А. С., Комарова Н. М., Кондратьева Н. Л. Развитие исследовательских способностей в игре: экспериментирование // Исследователь/Researcher, 2022. № 3-4. С. 316-325.

Обухов, 2019 — Обухов А. С. Современные исследования проблемы мотивации и саморегуляции человека в ситуации неопределенности и изменчивости мира // Исследователь/Researcher, 2019. № 1-2. С. 10-21.

Обухов, Томилина, 2021 — Обухов А. С., Томилина М. В. Сегментирование рынка EdTech при растущем спросе на цифровые технологии в образовании // Проблемы современного образования, 2021. № 4. С. 79-91.

Сергеева, 2013 — Сергеева М.Г. Обращаясь к прошлому, стремиться к будущему // Потенциал. Химия, Биология, Медицина, 2013. № 8 (32). С. 2-6.

Сергеева, 2015а — Сергеева М. Г. Как меняется образование в мире цифровых технологий // Потенциал. Химия, Биология, Медицина, 2015. № 7 (52) С. 2-10.

Сергеева, 2015б — Сергеева М. Г. Стратегирование, или Решающее значение имеют ценности // Потенциал. Химия, Биология, Медицина, 2015. № 11 (56). С. 2-7.

Сергеева, 2015в — Сергеева М. Г. Что такое ценность // Потенциал. Химия, Биология, Медицина, 2015. № 12 (57). С. 2-5.

Слепухин, Стариченко, 2014 — Слепухин А. В., Стариченко Б. Е. Моделирование компонентов информационной образовательной среды на основе облачных сервисов // Педагогическое образование в России, 2014. № 8. С. 128-138.

Слободчиков и др., 2004 — Слободчиков В. И., Павлов И. С., Швецов В. В. и др. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Под ред. И. С. Павлова. — М.: Колледж предпринимательства, 2004. С. 183.

Строков, 2020 — Строков А. А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета, 2020. Т. 8. № 2. С. 15-20.

Теремов и др., 2018 — Теремов А. В., Галушин В. М., Теплов Д. Л. Проблемы использования электронных средств обучения биологии // Преподаватель XXI век, 2018. № 1. С. 168-179.

Тульчинский, 2018 — Тульчинский Г. Л. Цифровизация и социально-культурный инжиниринг // Философские науки, 2018. № 6. С. 100-108.

Уваров, 2022 — Уваров А. Ю. Цифровое обновление образования: на пути к «идеальной школе» // Информатика и образование, 2022. Т. 37. № 2. С. 5-13.

УК и НГ, 2020 — Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. C. 472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.