Научная статья на тему 'Анализ подходов стран Юго-Восточной Азии в работе с ода ренными детьми на примере Международной конференции исследовательских работ в Таиланде'

Анализ подходов стран Юго-Восточной Азии в работе с ода ренными детьми на примере Международной конференции исследовательских работ в Таиланде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN / GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Глебовна

В статье проанализированы подходы школ для одаренных старшеклассников, которые они используют при проведении исследовательских работ и других форм организации вовлечения учащихся в исследования. Учащиеся школ Юго-Восточной Азии представили работы на Международной научной ярмарке KVIS (29 января 2 февраля 2018, Таиланд), а преподаватели провели сателлитный семинар. Проведено сравнение этих подходов с существующими в отечественной практике и/или планируемыми к развитию на химико-биологическом отделении СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Глебовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the approaches of the countries of South-East Asia in working with gifted children on the example of the International Conference of Research Works in Thailand

Analysis of the approaches of the countries of SouthEast Asia in working with gifted children on the example of the International Conference of Research Works in Thailand Annotation. The article analyzes the approaches of schools for gifted high school students, which they use when conducting research and other forms of organizing the involvement of students in research. Students from Southeast Asian schools presented their work at the KVIS International Science Fair (January 29 February 2, 2018, Thailand), and teachers held a satellite workshop. A comparison of these approaches with those existing in the domestic practice and / or planned for development at the chemical and biological department of the AESC of Lomonosov Moscow State University.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов стран Юго-Восточной Азии в работе с ода ренными детьми на примере Международной конференции исследовательских работ в Таиланде»

Модели исследовательского обучения: международный опыт

Анализ подходов стран Юго-Восточной Азии в работе с одаренными детьми на примере Международной конференции исследовательских работ в Таиланде

Analysis of the approaches of the countries of South-East Asia in working with gifted children on the example of the International Conference of Research Works in Thailand

Аннотация. В статье проанализированы подходы школ для одаренных старшеклассников, которые они используют при проведении исследовательских работ и других форм организации вовлечения учащихся в исследования. Учащиеся школ Юго-Восточной Азии представили работы на Международной научной ярмарке KVIS (29 января - 2 февраля 2018, Таиланд), а преподаватели провели сателлитный семинар. Проведено сравнение этих подходов с существующими в отечественной практике и/или планируемыми к развитию на химико-биологическом отделении СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова.

Ключевые слова: образовательная среда, исследовательская деятельность школьников, одаренные дети.

Annotation. Analysis of the approaches of the countries of SouthEast Asia in working with gifted children on the example of the International Conference of Research Works in Thailand Annotation. The article analyzes the approaches of schools for gifted high school students, which they use when conducting research and other forms of organizing the involvement of students in research. Students from Southeast Asian schools presented their work at the KVIS International Science Fair (January 29 - February 2, 2018, Thailand), and teachers held a satellite workshop. A comparison of these approaches with those existing in the domestic practice and / or planned for development at the chemical and biological department of the AESC of Lomonosov Moscow State University. Key words: educational environment, research activities of schoolchildren, gifted children.

Сергеева

Марина Глебовна,

доктор химических наук, заведующая кафедрой биологии СУНЦ «Школа А.Н. Колмогорова» МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, e-mail:

mg.sergeeva@gmail.com

Marina G.

Sergeeva,

Doctor of Chemical Sciences, Head of the Department of Biology, AESC A.N. KolmogorovSchoolof Lomonosov Moscow State University, Moscow

Сергеева Марина Глебовна

Время, которое мы проживаем сейчас, чрезвычайно занимательно происходящими значительными изменениями в цивилизации. Меняется жизнь миллиардов людей на планете, что вызвано глобальными трансформациями производственного уклада, т.е. промышленной революцией. Из истории мы знаем несколько таких революций и последующих изменений. Перечислю, чтобы читатель имел возможность сопоставить масштаб и сопровождающие исторические события: 1) в конце XVIII - начале XIX века произошел переход от ручного труда к машинному (первая промышленная революция); 2) в начале XX века появились конвейеры и соответствующая индустриализация (вторая промышленная революция); 3) в конце XX века в производство массово внедрялись информационно-коммуникационные технологии (третья промышленная революция). Каждые трансформации производства меняли характер рабочих мест, порождали массовое зарождение одних профессий и исчезновение других. Более того, ученые обсуждают последствия уже четвертой промышленной революции, т.е. ситуации с рынком труда, когда всю алгоритмизируемую работу будут выполнять роботы. Какой вывод из этого следует? Хотя в силу объективных причин социальные институты, к которым относится образование, не успевают за такими быстрыми изменениями, но перестраиваться необходимо.

Это понимают не только в России, но и во всем мире. Поэтому сейчас время появления новых образовательных технологий. Не всегда это что-то «доселе невиданное». Иногда предлагается использование старых, не подошедших в свое время, но интересных к применению на новом уровне и в новых условиях. Поэтому важны подробности и примеры использования. Отсюда появилось использование «кейсов», т.е. описание и анализ конкретных ситуаций. В данной статье проводится анализ выступления преподавателей на сателлитном семинаре Международной научной ярмарки KVIS (29 января - 2 февраля 2018, Таиланд).

Одна из таких технологий - обучение через исследование (в широком смысле понимания «исследования»). Фокус данной статьи на анализе подходов к проведению исследовательских работ в школах для одаренных детей, учащиеся которых представили работы на Международной научной ярмарке KVIS, сравнение этих подходов с существующими и планируемыми к развитию на химико-биологическом отделении СУНЦ «Школа А.Н. Колмогорова» МГУ имени М.В. Ломоносова.

Международная ярмарка ^^

Несколько сведений формального характера. KVIS (Kamnoetvidya Science Academy School) создана в 2015 году и включает университет и школу-интернат для старшеклассников. Тесно связана с государственной нефтегазовой компанией Таиланда РТТ (PTT Public Company Limited),

Модели исследовательского обучения: международный опыт

1

Сергеева М.Г. Симпозиум, семинар, коллоквиум, конференции -способы организации научных дискуссий // Потенциал. Химия, Биология, Медицина. 2014. № 6. С. 2-7.

Рис. 1. Вручение золотой медали за лучшее устное выступление по секции биохимия учащейся биологического класса СУНЦ МГУ Дарье Ногиной. Золото в устном выступлении и бронза за стендовое выступление и общая сумма баллов позволила Дарье получить Гран-при выставки.

которая не только финансирует школу, но и предоставляет человеческий ресурс. Как любая школа, которая стремится быть в лидерах в своей стране, КVIS проводит состязания между учащимися, выполняющими исследовательские и проектные работы.Тут следует уточнить, что конференция как форма коммуникации ученых-исследователей не подразумевает оценки и каких-либо рейтингов учащихся1. Экспертиза проходит только на стадии принятия заявок на участие в конференции. Эти заявки обычно оформляются в виде тезисов. Мероприятия, на которых происходят соревнования участников с исследовательскими работами, обычно называются конкурсами, выставками, состязаниями.

Исследовательские работы на ярмарке представляли около 250 учащихся школ для одаренных детей из Австралии, Китая (материкового и Гонконга), Индонезии, Японии, Филиппин, Малайзии, Южной Кореи, Нидерландов, более 20 школ из самого Таиланда, также участвовало 5 школ из России, в том числе СУНЦ МГУ.

Работы были распределены по секциям: 1) физическая механика и роботы; 2) математика и информатика; 3) биология и окружающая среда; 4) биохимия; 5) химия; 6) физика материалов и наука о материалах.

В первый день комиссии оценивали умения участников на постерной сессии, во второй день - устные доклады. В третий проходил семинар преподавателей (в это время у детей были ознакомительные экскурсии). Четвертый день - награждение участников и заключительный концерт. Учащиеся регистрировались заранее и посылали свои тезисы. Были присланы рекомендации к оформлению стендов и представлению докладов. На постерной и устной сессии работали комиссии экспертов в каждой предметной области. Они состояли из преподавателей школы и представителей аффилированного со школой университета. Критерии оценки постерной сессии приведены в таблице 1. Критерии оценки устных выступлений приведены в таблице 2. В руках у эксперта был лист оценки для каждого учащегося, на котором он отмечал соответствующий раздел, а потом листы собирали и подсчитывали баллы.

По каждой секции давали золотую, серебряную и бронзовую премии. Кроме того, были золотые, серебряные и бронзовые медали по совокупности выступлений на постерной секции и устных докладах (суммировались данные по всем секциям). Два лучших участника (набравших наибольшую сумму баллов) получили Гран-при. С радостью отмечу, что учащаяся СУНЦ МГУ Дарья Ногина получила Гран-при за презентацию своей работы по исследованию осцилляций кальция в тромбоцитах рыб (Рис. 1).

Большинство школ, представленных на ярмарке, относятся к школам-интернатам для одаренных детей. В этом их сходство с СУНЦ МГУ. Формальное отличие в том, что такие

Сергеева Марина Глебовна

школы начали повсеместно открываться именно в XXI веке, в то время как российские школы имеют более полувековой опыт преподавания (с вытекающей отсюда проблемой соотнесения сложившихся традиций с вносимыми инновациями).

Семинар преподавателей дал возможность получить представление о работе разных стран. Отмечу высокий уровень организации конференции. Фотографии непрерывно вывешивались на сайте конференции для доступа всех участников конференции; все презентации преподавателей были в общем доступе для участников семинара. Кроме того, во всё время проведения ярмарки для преподавателей было выделено отдельное помещение, где всегда можно было попить «чай с печеньками» и обсудить любые вопросы. Выступления в виде 20-минутных докладов и краткое обсуждение, а также доступ к презентациям позволили провести анализ в данной статье.

Страны Юго-Восточной Азии успешно проводят модернизацию образования и уверенно занимают верхние строчки международных образовательных рейтингов среди школьников в наши дни. Поэтому на семинаре преподавателей остановимся подробнее. Часть приводимых рисунков взято из докладов авторов, поэтому я привожу их без перевода, поскольку все комментарии даю в тексте статьи. Кроме того, некоторые термины не имеют точного перевода или другое содержание в нашем понятийном аппарате.

Центр Юных Ученых - Индонезия (CYS)

Центр юных ученых (ЦЮУ) из Индонезии представляли Силка Абьядати (S. Abyadati) и Моника Рахарти (M. Raharti). Характерно, что в начале и конце презентации были указаны координаты Центра в интернет-пространстве. Website: www. cys.or.id, Facebook group: Peneliti Belia Indonesia, Instagram: @center_for_young_scientists. Центр в сферу своих интересов включает, кроме Индонезии, Сингапур, Малайзию, Бруней, восточный Тимор, т.е. близлежащие страны. Цель Центра: стать к 2030 году: 1) платформой для объединения примерно 30 000 ученых и преподавателей, осуществляющих миссию по проведению исследовательских работ учащихся начальной и средней школы; 2) площадкой для повышения квалификации учителей и наставничества; 3) центром, создающим и распространяющим ценности, свойственные исследовательскому сообществу - ценности честности, справедливости и творчества.

Эта цель определяет задачи, решаемые ЦЮУ:

- мониторинг и сбор данных по темам исследований учащихся начальной и средней школы;

- создание этики и международных стандартов студенческих исследовательских проектов;

- создание ассоциации преподавателей и научных наставников (включенное в сетевое сообщество ЦЮУ);

Модели исследовательского обучения: международный опыт

Рис. 2. Деятельность Центра юных ученых Индонезии (CYS) и его взаимодействие с другими социальными институтами.

- разработка школьного стандарта исследовательских и проектных работ, включая техническое консультирование в рамках учебного процесса (по запросам);

- разработка и проведение системы конкурсов.

Отметим сходство задач ЦЮУ с задачами, которые стоят перед движением педагогов-новаторов «Исследователь» (www.oodi.ru).

ЦЮУ позиционирует себя как сетевая площадка, объединяющая бывших учащихся (победителей международных интеллектуальных соревнований), учителей (Рис. 2). Взаимодействует со школами, правительством и университетами. Выпускает журнал для молодых ученых. Опять же, отечественное движение «Исследователь» объединяется вокруг журнала «Ис-следователь/Researcher», который помещает методологические и методические материалы для учителей, проводящих исследования со школьниками и использующие технологию исследования в пространстве урока. Химико-биологическое отделение СУНЦ с 2011 года выпускает журнал «Потенциал. Химия, Биология. Медицина», которое освещает новые достижения науки, решения олимпиадных задач, размещает исследовательские работы школьников. Можно сказать, что Россия не уступает Индонезии на организационном уровне в данной области.

Большое значение ЦЮУ Индонезии придает значение международным контактам и установлению сетевых взаимодействий. Была представлена карта мира, куда ездили делегации школьников собранные и тренированные ЦЮУ. Это важно, поскольку на уровне обычной школы сложно подготовить учащегося для международных соревнований. Действительно, на такие соревнования от России успешно выступают представители

Сергеева Марина Глебовна I isf

2-3 школ страны. У отделения MILSET-Vostok также есть подобная возможность подготовки учащихся к международным конкурсам (https://milset.org/milset/web/milset-vostok). Однако поскольку в России нет централизованного финансирования участия школьников в международных выставках и ярмарках и участие решается в отдельных случаях родителями, спонсорами, школами, то нет и устойчивой системы подготовки к таким состязаниям.

Вернемся к ЦЮУ Индонезии. Работа со школьниками в Центре осуществляется по следующим направлениям: 1) организация конференций разного уровня, от региональных до международных, где школьники представляют свои исследовательские работы и проекты; 2) подготовка сборной Индонезии к международным соревнованиям по проектам, в подготовку входят тимбилдинги для участников, обучение презентационной технике; дизайн плакатов; еженедельные «отчеты обратной связи»; 3) вывоз команды на международные конференции.

Впечатляет перечень мероприятий: Asia Pacific Conference of Young Scientist (APCYS); International Conference of Young Scientist (ICYS); International RMC Young Scientists Conference & Exhibition (i-RYSCE); Water is Life International Engineering Invention Innovation Exhibition (i-ENVEX); International Student Science Fair (ISSF); Thailand International Science Fair (TISF); Beihang International Science Fair (BHISF). Специально привожу названия без перевода, поскольку представители тех школ, которые возили своих школьников, знают названия этих мероприятий именно в английском варианте написания, а другим-так будет легче искать в интернете информацию о них. Не все эти мероприятия имеют соревновательный характер. Воспитание командного духа и навыки коммуникации лучше развиваются на конференциях, не носящих явно выраженного индивидуального соревнования. Подготовка к конференциям или состязательным мероприятиям по представлению исследований, участие в этих мероприятиях рассматриваются как особая обучающая технология. В рамках нее уделяется внимание созданию команды, а также анкетированию и написанию отчетов обратной связи. Такие отчеты заставляют участников рефлексировать по поводу своего обучения и участия в работе группы.

По сетевому принципу организована и Ассоциация учителей (AGPPI) ЦЮУ. Это ассоциация учителей-наставников, помогающая учителю улучшить свои навыки в обучении студентов проведению исследований. Проводятся семинары, позволяющие учителям повышать квалификацию. Например, проведение трехдневного семинара по методологии школьного исследования, ориентированного на учителей с разным уровнем подготовки в данной области. Также проводятся обучающие семинары, связанные с новейшими достижениями науки и обучению этим достижениям в школе.

Модели исследовательского обучения: международный опыт

В качестве примера был приведен семинар для учителей «Активное обучение в области оптики и фотоники (ALOP)». Отмечу, что уровень, на котором происходит взаимодействие (соответственно и осознание себя участниками проекта)- это «Весь Мир». Действительно, «Активное обучение в области оптики и фотоники» (ALOP) - это программа ЮНЕСКО, проводимая совместно с Международным центром теоретической физики (ICTP) и Международным обществом оптики и фотоники (SPIE) для развивающихся стран. В докладе было отмечено, что выбор эффектных задач важен для успешности обучения. В данном случае, оптика является основой многих современных достижений в области высоких технологий и улучшение образования в области оптики и фотоники приведет к созданию жизнеспособной и хорошо образованной рабочей силы для развивающихся отраслей в развивающихся странах. Обращает на себя внимание нацеленность обучения школьников на будущую работу в инновационных областях экономики. Кроме того, сам семинар проводится с использованием метода активного обучения, и предполагается, что учителя будут использовать этот метод в дальнейшей работе с учащимися. Активное обучение в данном случае - это «стратегия обучения, в которой учащиеся выстраивают своё знание о законах физики путем прямого наблюдения за физическим миром». Последовательность работы: прогнозирование, наблюдение, обсуждение, синтез (Prediction, Observation, Discussion, Synthesize). Эти этапы отдельно выделяются, и учащийся должен осознавать, в какой момент он делает прогноз, в какой момент занимается синтезом. В нашей практике, хотя мы и проводим похожие практикумы, они не направлены на фиксирование учащимся особенностей своего мышления на разных этапах работы.

Ещё важно отметить то, что часто упускается в повседневной работе наших школ (по крайней мере, при работе СУНЦ МГУ): это выстраивание непрерывной обратной связи через анкетирование. Любая анкета имеет в первую очередь обучающий характер, создавая у учащегося рефлексию события, в котором он участвовал. При любом мероприятии ЦЮУ (это и преподавателями других школ отмечалось) обязателен опрос участников о результате каждого семинара и других мероприятий ЦЮУ. Такой опрос проводит отдельное подразделение ЦЮУ. Таким образом также осуществляется самоконтроль организации.

Научные проекты школы Mahidol Wittayanusorn School (MWITS), Таиланд

Доклад с таким названием представляла Биулала Файе (Bualuang Faiyue). Школа Махидола - это знаменитая школа Таиланда, учащиеся которой известны на международном

Сергеева Марина Глебовна I

уровне в первую очередь победами в математических соревнованиях. Научный проект является обязательным в этой школе и имеет два кредита (в школе используется кредитная система обучения). Проекты выполняются в предметных областях: биология, химия, информатика, математика, физика.

Цикл исследовательской работы имеет следующую последовательность и длительность. Один месяц отводится на поиск тем. В это время студентам читаются специальные лекции, их возят в различные лаборатории, с которыми у школы заключены договоры о сотрудничестве. Темы предлагаются 1) преподавателями; 2) учеными из лабораторий сотрудничества; 3) являются продолжениями работ студентов за прошлые годы. В это же время происходит распределение учителей по руководству проектами. Преподаватели университетов приглашаются консультантами проектов. В это же время выбравшие тему учащиеся уже могут изучать литературу и планировать некоторые эксперименты. Два следующих месяца приходятся на каникулы для учащихся, которые в это время проводят предварительные эксперименты и самостоятельно получают знания в предполагаемой области исследования. Они могут проводить предварительные эксперименты в школе или лабораториях университета. Четвертый месяц отводится на отправку проектных предложений и их защиту (примерно соответствует нашему написанию литературного обзора, методик работы, построение целей и задач работы). Шесть следующих месяцев учащийся выполняет свое исследование, при этом каждый месяц он сдает отчет о ходе работы. Одиннадцатый месяц - защита работы. Защиты проводятся перед классом и комиссией (внутришкольная конференция) или только перед комиссией. Затем лучшие работы участвуют на конференции Таиланда, а далее посылаются на международные конференции. Вот прямо совсем как у нас, на химико-биологическом отделении СУНЦ МГУ! Думаю, похожая схема и в других школах России.

Второй аспект, на котором остановился представитель школы в своем докладе - это роль международных связей для обучения одаренных детей. Это совместные визиты и обучение со школами Сингапура по отдельным предметам, а также совместные исследовательские школы. Отмечались как совместные визиты по программам обмена, так и поездки на международные проекты.

На первый взгляд, тут сложно найти для нас что-то новое, поскольку ведущие школы России ездят в школы других стран для совместного обучения (преимущественно в англоязычные страны) ещё с советских времен. Обратить внимание следует на новые тенденции. Действительно, визит в другую школу в традиционном формате (присоединение к обучению) обычно имеет ценность с точки зрения общения, знакомства с культурой страны и освоения языка, а образовательная ценность

Модели исследовательского обучения: международный опыт

2

Леонтович А.В. Международная исследовательская школа: концепция и модель // Народное образование. 2014. № 2. С. 106-110; Обухов А.С. Принципы построения программы деятельности Международной исследовательской школы и их реализация // Исследователь/ Researcher. 2009. №3-4. С. 298-307.

Рис. 3. Эмблема Международной исследовательской школы (IRS). IRS - это яркий пример перспективных в современном мире образовательных технологий.

(получение конкретных знаний) низка, в первую очередь из-за несовпадения календарных программ обучения. На смену традиционным приходят программы нового типа. Приведу примеры. Школа молекулярной и теоретической биологии (https:// molbioschool.org/ru/), которая проводится в Барселоне при поддержке Zimin Foundation: в течение двух недель ребята группами работают в различных исследовательских лабораториях, выполняя проект-исследование. Похожий пример был приведен в докладе представителя школы Махидола, однако без деталей, поэтому сложно сопоставить.

Замечательным примером из этой области новых технологий является Международная исследовательская школа (IRS), которая задумывалась и апробироваласьпедагогами ДНТТМ и школой № 1553 имени В.И. Вернадского2, в настоящее время проводится на территории России организацией MILSET-Vostok и Движением «Исследователь» (Рис. 3). Особенно приятно, что это отечественная разработка. Ребята из разных стран собираются для выполнения исследовательских проектов в разных областях, от истории до робототехники. Активно вовлечены в работу психологи образования, осуществляется исследовательское взаимодействие с окружающим миром. Заканчивается школа конференцией, где группы представляют реализованные исследовательские экспресс-проекты. Рекомендую познакомиться с разработками по этой школе, поскольку её можно делать и при сочетании представителей разных русскоязычных школ.

Подобную практику взаимодействия между учащимися можно организовать и между двумя школами из разных стран. В СУНЦ МГУ разрабатывается технологическая платформа «Work together», направленная на объединение представителей разных школ для проведения исследовательской деятельности в самом широком понимании этого слова. В 2018 году ребята биокласса СУНЦ МГУ посещали школу KVIS в рамках реализации проекта «Work together». Задача деятельности была не только в проведении совместных групповых исследований окружающей природной среды, но и в создании сетевого продукта, направленного на просвещение других людей. В рамках проекта была сделана экологическая тропа по мангровым зарослям с описанием встречающейся живности на английском, русском и тайском языках. Ответный визит связан с изучением нашей зимы, связанной с ней культурой и особенностями поведения животного и растительного мира. Предполагается использовать такие формы как ТЮБ (турнир юных биологов) и Хакатон для школьников. Следует отметить, что даже на стадии разработки платформы (когда не всё отработано и бывают сбои), эффективность такой совместной исследовательской деятельности значительно выше, чем простое присоединение к урокам.

Сергеева Марина Глебовна Международная школа Буди Мулиа Дуа, Индонезия

Доклад от Международной школы Буди Мулиа Дуа (Индонезия) сделала Картика Пуджи Пангестина на тему «Сочетание социального и интеллектуально-логического в обучении Науке в школе Буди Мулиа Дуа». Примечательно, что, как и в выступлении ЦЮУ, в первую очередь докладчиком были названы базовые принципы, на которых строится не только обучение, но и вся жизнь учреждения. Таких формулировок нет в явной форме в СУНЦ, да и вообще не свойственно российским образовательным учреждениям. Хотя в работах отечественных ученых неоднократно отмечалось, что принципы (ценности) определяют развитие стратегий и должны лежать в основе построения деятельности учреждения3.

Университет выделяет восемь базовых принципов (цитирую, как они были сформулированы в докладе):

1 - каждый студент уникален (каждый имеет свой путь);

2 - важны достижения каждого студента и всего университета;

3 - ценности жизни (обучение базируется на признании ценности жизни во всех её проявлениях);

4 - честность (честность в мыслях и действиях);

5 - деятельность (обучение базируется на деятельности и развитии);

6 - толерантность (уважение и толерантность к разнообразию);

7 - практика (религия, искусство и спорт как практика);

8 - позитивная дисциплина (Positive Discipline, я затрудняюсь точно перевести, но из контекста следовало, что это осознаваемая учащимся дисциплина, не за счет принуждения и наказания).

Предметное пространство разделяют на две группы, в которых выделяют отдельные предметы. Некоторые из них не характерны для нашего предметного разделения. Первая группа - это науки о жизни: математика, физика, химия, биология, принципы науки, общая наука. (Рис. 4). Вторая - это науки

Павлов И.С. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды. 2-е изд., доп. и пере-раб. М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2008.213 с

Рис. 4. Разделение предметных областей для обучения и исследовательской деятельности учащихся.

General Science

Модели исследовательского обучения: международный опыт

об обществе. К этой группе относятся следующие предметы: социология, география, экономика, история, социальные исследования. Удивительно, что не было литературы и филологии.

Были обозначены следующие методы обучения науке: 1) анализ тем и доклады в классе; 2) проведение первичных и вторичных исследований; 3) эксперимент как часть обучения; 4) научные экскурсии и исторические экспедиции.

Анализ тем и доклад в классе подразумевает самостоятельную индивидуальную или групповую работу по заданной теме. В классе представляется анализ, студенты задают вопросы и активно обсуждают тему. Учитель выступает как посредник этой дискуссии. В этой технике скрыты какие-то не явные лично для меня технологии. Действительно, в различных зарубежных классах я видела активные дискуссии студентов, однако в отечественных классах всё сводится к тому, что один делает доклад, а другие занимаются своими делами. Могут и слушать, но дискуссий обычно не получается. Даже «групповые задания с элементами конкуренции» не приводят к активному обсуждению. Под такими заданиями я имею в виду деятельность, когда двум группам дается задание подготовить презентации, они оцениваются другими участниками класса и набравшим большее количество баллов выставляется оценка «5», а меньшее - «4». Само оценивание приводит к активности в классе, но предметной дискуссии не получается. Возможно, у студентов западных колледжей (по возрасту аналогичных нашим старшеклассникам) больше опыт в такого рода работе на предыдущих этапах школьного обучения.

Осознанное разделение на первичные и вторичные исследования было для меня несколько необычным. В нашей практике экспериментальных наук мы обычно пользуемся первичными исследованиями для обучения школьников. В школе Буди Мулиа Дуа оба вида исследований используются для сбора студентами знаний.

Пример первичного исследования. Формулируется вопрос: «Различается ли память у мужчин и женщин?» Каждый студент готовит большой материал по современным представлениям о памяти человека, а также 10 вопросов анкеты. Затем он должен опросить 10 человек (5 мужчин и 5 женщин одного возраста). Опрашиваемые заполняют опросник и студенты анализируют результат. Докладывают в классе.

Пример вторичного исследования. Вопрос: «Как вы можете уменьшить дефицит воды в такой-то стране?». Студенты ищут данные (это могут быть данные статистики или публикации) о дефиците воды в какой-нибудь конкретной стране), анализируют данные и предлагают решения, пишут отчет, основанный на этом анализе. Аналогичное разделение проходит и в группе социальных наук.

Положительно, что учащиеся пишут много аналитических отчетов. Это очень полезный навык для будущего «знаниевого»

Сергеева Марина Глебовна

специалиста. Но преподаватель должен проверять большое количество текстов и давать на них развернутые рецензии. Этому специально преподавателей не учат и этому сложно научиться самостоятельно. Безусловно, эта технология различения и работы с первичными и вторичными данными является перспективной. Лично мне хотелось бы почитать отечественные разработки в этой области: обучение аналитической работе по опубликованным данным. Обычно наши дети (зачастую и студенты) похожие задания сводят к компилятивным рефератам, при написании которых решается задача обойти программу «Антиплагиат».

Способность учащихся систематизировать и оценивать данные, находить основные факты и доказательства, анализировать разные точки зрения, приходить к собственным умозаключениям - это важно в современной жизни, что декларируется многими. Но «дьявол скрыт в деталях». Я являюсь действующим ученым, т.е. провожу эксперименты, пишу статьи и получаю гранты на научные исследования, анализирую данные, нахожу доказательства и прочее. Моя непосредственная профессия связана с таким анализом, который декларируется. Но я не знаю, как этому эффективно обучать. К нам в лабораторию приходят студенты, работают рядом и через несколько лет некоторые из них действительно могут так думать и анализировать. Но как этому научить быстро, да ещё при этом проводить оценивание учащихся, остается для меня загадкой. К сожалению, мои попытки разузнать у представителей школы Буди Мулиа Дуа не увенчались успехом из-за языковых проблем общения.

В докладе представителей школы Буди Мулиа Дуа было специально отмечено, что многие социальные проекты направлены на вовлечение студентов в жизнь общества. Включая предпринимательство, социальные проекты, волонтерство. Это важно для формирования навыков социального взаимодействия. Это то, что хотелось бы заимствовать. Учащиеся СУНЦ МГУ порой напоминают выращенных в «Башнях из слоновой кости». Им свойственен индивидуализм и неумение существовать в социуме (не имею в виду приспособляемость, а именно активную социальную позицию). Для наших классических школ тут видится важная проблема - кто эти образовательные технологии будет делать. В должностных обязанностях учителей или классных руководителей такой активности нет. Это должно быть какое-то дополнительное финансирование и, в реальности, другие люди. Не из-за загруженности учителей (хотя и это важно), а из-за того, что организация такого взаимодействия и отслеживание образовательного результата требует другой позиции и несколько другого образования, нежели чем дается педагогам-предметникам.

Была в докладе и приятная для меня как представителя российского образования информация. Как значительное достижение докладчик отмечал экскурсии на природу и исследовательскую историческую экспедицию, которую они

Модели исследовательского обучения: международный опыт

4

Глаголев С.М. История естественнонаучного образования в России. Часть 1. Биология // Потенциал. Химия, Биология, Медицина. 2013. №8. С. 26-33.

5

Сергеева М.Г. История возникновения исследовательской деятельности учащихся как образовательной технологии // Потенциал. Химия, Биология, Медицина. 2015. №8. С. 2-7; Обухов А.С. Путешествие как исследование мира // Потенциал. Химия, Биология, Медицина. 2013. №1. С. 32-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организуют в историческое и природное место своей страны (Маджапахит, империя XIII-XVI веков на острове Ява). На фоне сохранившихся памятников изучаются историческая хронология, география, государственная система, социальные взаимодействия, экономика. Следующие виды активности: посещение исторического и археологического центра, семинар о работе ЮНЕСКО в области сохранения памятников культуры, визиты в государственные структуры (исторические и современные). Подчеркивалась необходимость внутренней взаимосвязи учащегося со всем миром и своей историей.

В России много выдающихся примеров аналогичных выездов школ на природу и исторические места. Я не говорю о многочисленных летних полевых практиках, которые были начаты ещё в первой половине XX века4, а ныне проводятся почти в каждой школе с биологическим профилем. Еще в 1990-е годы была создана технология многопрофильных экспедиций ДНТТМ и лицея №1553 имени В.И. Вернадского (тогда Школы № 1333 «Донская гимназия»), о которых неоднократно мы писали в журнале «Потенциал. Химия, Биология, Медицина»5. Эти подходы активно используются различными школами страны.

ДНК-лаборатория, Филиппины

Доклад от Филиппин делал Карлос Крис С. Апурилло из вышей школы науки (Philippine Science High School), которая представляет собой систему из 16 отделений. Последние 20 лет по всему миру организуют лаборатории для работы школьников. Они могут носить развлекательно-ознакомительный характер (большинство Экспериментариумов и интерактивных музеев науки). Но в крупных городах существуют и как база для проведения практикумов и исследовательских работ школьниками из профильных школ (можно провести аналогию с «Кван-ториумами»). Такое вынесение лаборатории из пространства школы связано только с дороговизной современных приборов, но и со сложностью их эксплуатации, требующей специально обученного персонала. Кроме того, для современного образования характерно максимальное усложнение образовательного пространства, его расширения за школьные рамки за счет музеев, экспедиций, лабораторий, экспериментариумов. Не концентрация в одном месте, а именно как сеть взаимосвязанных учреждений, у каждого из которых есть своя деятельность, а в сеть они объединены в рамках какого-то определенного проекта, который для каждого учреждения является только частью.

На семинаре был представлен доклад о работе лаборатории, где учащиеся могут попробовать методы современной биологии. (Рис. 5). Для тех, кто работает в профильных школах, связанных с углубленным изучением современной биологии, перечислю методы и задачи практикумов этой лаборатории

Сергеева Марина Глебовна

для учащихся: трансформация бактерий, выделение белка GFP (флуоресцентный белок, который используется как конструкт для визуализации), детекция ГМО, изучение ДНК человека, амплификация, исследование SNPs, исследование митохондри-альной ДНК, методы рестрикции, молекулярные методы изучения морских организмов, растений, филогенетика и систематика (бактерии, грибы) и другие. Ребята приходят классами из разных школ или работают в кружках.

В лаборатории можно проводить практикум, выполнять проект, а также сделать популяризацию. Вот популяризация -интересное начинание, отражающее современные тенденции развития науки (и требования со стороны общества к носителю профессии «ученый»). Учащийся не только осваивает методы и получает новое знание, но и ориентируется на производство продукта, нужного другим людям. Примером приводили видеофильм на Ютубе, который сделал учащийся для популяризации метода определения снипов и который победил в конкурсе научно-популярных проектов такого рода. Конечно, такую работу можно осуществлять только как часть планомерной работы, направленной на социализацию учащихся. Тут важно отметить, что мы упускаем это направление работы, особенно важное для будущих ученых. В нашем веке умение убедить в значимости своей работы, рассказать «на пальцах», понятно всем, является важной составляющей работы ученых.

Рис. 5. Лаборатория биологии для школьников (Филиппины)

Квинслендская академия науки, математики и технологий, Австралия

Доклад Кирстен Хогг (K. Hogg) из Квинслендской академии науки, математики и технологий для одаренных детей Австралии назывался «Мотивация старшеклассников с высокими STEM достижениями с помощью мероприятий, расширяющих взаимодействие с университетами». Усиление мотивации учащихся осуществляется через выполнение индивидуальных исследований в университетах, государственных и коммерческих исследовательских лабораториях. Ребята сами выбирают интересную им тему, за ними закрепляется от школы учитель-ментор, который помогает осуществлять контакт со «взрослыми исследователями» и мониторит процесс выполнения работы. Приведены были примеры областей, в которых выполняются работы: использование средств и данных института трансляционной медицины; проекты в спорте и биомеханике; проекты с использованием студенческого физического лабораторного оборудования или использование средств измерений в центральном аналитическом исследовательском центре Кливленда; использование аэродинамических труб в Высшей школе машиностроения и горного дела (это название вуза); обработка астрономических планетарных необработанных данных и изображений планет;

Модели исследовательского обучения: международный опыт

6 Beis S. M, Mc Coach D. B. The underachievement of gifted students: what do we know and where do we go? // Gifted Child Quarterly. 2000. 44 (3). P. 152-170.

7 Борзенко В.И, Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Сост. и ред. А.С. Обухов. М.: Народное образование, 2001. С. 80-87; Калачихина О. Д. Создание личностно-ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2007. № 1. С. 85-92;

Сергеева М. Г.Образова-тельная среда СУНЦ МГУ как этап формирования кадров для профессий, основанных на знаниях // Сборник материалов Психология творчества и одаренности : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20-21 апреля 2018 г. : сборник статей. М.: МПГУ, 2018. С. 370-375;

Астахова А.А., Дегтярева А.П. Колясников О.В., Менделеева Е.А., Морозова Н.И., Сергеева М.Г., Сигеев А.С. Организация исследовательской деятельности учащихся химико-биологического отделения СУНЦ МГУ // Наука и школа. 2017. № 4. С. 135-144.

обработка спектральных данных и изображений звезд (астроном-любитель); использование оборудования и материалов формы CSIRO (эта государственная исследовательская организация, в чем-то аналог нашей Академии наук). Интересно отметить, что за каждым перечисляемым направлением в докладе стояла организация, где ребенок выполняет исследование, и фамилия курирующего от этой организации представителя. В нашей системе почему-то часто забывают, что у победы ребенка несколько родителей - и представитель школы, и представитель той организации, где работа выполняется. И наличие нескольких руководителей не умаляет личных достижений ребенка.

В докладе было уделено внимание вопросу мотивации старшеклассников, которые уже как бы переросли интерес к «только знаниям» и мотивация их требует организации другого вида образовательного пространства6. Интересно отметить, что исследование как стержень, вокруг которого строится пространство школы, и как основа мотивации школьников уже хорошо разобрано в отечественной практике и применяется в наших шко-лах7. Имеются примеры выстраивания связи «школа - университет - фирмы», однако отсутствует система, позволяющая всем участникам этой триады ощущать выгоду от взаимодействия.

Интересные сообщения из других стран

Невозможно проанализировать все доклады в рамках одной статьи и сложно выделить более или менее интересные сообщения, поскольку у каждого читателя свой интерес. Для меня интересное сообщение было представлено Алексом Кинг-Чин (Alex King-Chin YIM) из Колледжа (Ellen Yeung College) Гонконга. Была представлена программа (https://kahoot.it), которая не просто позволяет проводить тестирование, но и фиксирует время выполнения теста. Важно не просто ответить правильно, но и быстрее всех. Было отмечено, что, хотя оценка выставляется за правильность ответа, лучшим преподаватель дает бонус (например, конфетку). Появления элементов соревнования активирует работу учащихся и их мотивацию на изучение материала. Обычный тест по проверке текущих знаний превращается в игру. Это мы вполне можем использовать в текущем обучении, поскольку используем такого рода тесты в своей работе.

Нильс Хессельберт (N. Hesselberth), представитель лицея из Тилбурга (Нидерланды), сделал фокус на совсем других проблемах. Но именно эти проблемы типичны для большинства школ Европы. Как мотивировать к учебе детей, у которых всё есть и ничего не хочется. У детей из благополучных семей благополучных стран нет ощущения, что от собственных усилий зависит твое будущее. И это будущее варьируется от нищеты до богатства. Именно такой пример видят перед глазами дети стран Юго-Восточной Азии. Мне показалось, что, хотя наш

Сергеева Марина Глебовна

интерес к европейским подходам к образованию определяется нашей принадлежностью к европейской культуре, тем не менее, задачи, решаемые школами Юго-Восточной Азии, больше подходят для анализа школам, работающим с интеллектуально одаренными детьми. Дети таких школ уже имеют мотивацию к получению знаний, проблема стоит в поиске образовательных технологий, позволяющих развивать в них те элементы softskills, которые нужны для овладения современными профессиями, связанными с получением естественнонаучных и математических знаний. Ещё раз хочу подчеркнуть, что у каждой школы существует свой контингент учащихся и невозможно использовать одни и те же подходы и методики для всех школ. Если вернуться к ребятам из Голландии, то хотелось отметить, что они так и держались обособленной группой, при том, что представители всех других стран (в том числе и большинство российских ребят) активно общались между собой, задавали вопросы у стендов, участвовали в совместных конкурсах.

Представитель музея из Японии (Yasushi KUSUOKA Lake Biwa Museum, Japan) рассказал о проекте, по которому они вместе с учителями создали иллюстрированный определитель планктона. Продемонстрирован успешный пример кооперации учителей и специалистов из музея. История важна для тех, кто занимается работой с учителями. Для меня важнее ещё раз отметить, что можно организовать исследование окружающего мира не только с целью получения личного знания или защиты проекта, а с целью создания продукта, полезного для других людей. Это в перспективе должно быть внедрено в нашу практику обучения. Одна из тенденций современного обучения «интеллектуально одаренных детей» - нацеленность на их личный успех. Не только в олимпиадах, но и в проектно-исследовательской деятельности. Индивидуализму способствует и образ жизни современных детей в виртуальном мире. В то время как деятельность современных ученых - это работа в небольших группах и кооперация с другими группами. При этом академическая наука тесно переплетается с выходом на практическое применение (примером может служить трансляционная медицина). Если навыки совместной интеллектуальной деятельности и нацеленность на «работу с обществом» не привить на школьном этапе, когда дети максимально чувствительны к социализации, то потом это уже очень сложно развивать и исправлять в высшей школе.

Вместо заключения

Стремительные изменения жизни предъявляют новые требования к образованию не только в вопросах качества обучения будущих рабочих кадров, но и к подготовке человека к проживанию собственной жизни на качественном уровне. Мы не всегда успеваем зафиксировать эти изменения. Недавно

Модели исследовательского обучения: международный опыт

8

Баржанова М. В., Доценко К. П. Лучшие мировые образовательные практики на основе передового опыта стран Юго-Восточной Азии: чудо или эффективные технологии // Наука и школа. 2017. №3.С. 1-11.

перебирала фотографии путешествий и случайно рядом попали две фотографии. На одной из них стоят мои друзья в Венеции и разглядывают карту города, пытаются сориентироваться. Это 2013 год. На другой фотографии, сделанной в Сантьяго в 2018 году, ребята только что по информационной интерактивной тумбе, расположенной на улице, нашли описание маршрута, сравнивают его с маршрутом, показанным навигатором телефона, и при этом делают сэлфи. Сэлфи отправляют друзьям в Москву. Разница в 5 лет, а технологии, которые мы используем в повседневной жизни уже принципиально другие. Это означает, что с каким бы пиететом мы не относились к достижениям отечественного образования в прошлом веке, ни формы, ни содержание не подходят к веку нынешнему. Наши ученики будут жить и работать в других условиях.

В последнее время технологии образования школ Юго-Восточной Азии привлекают все большее внимание8. В первую очередь потому, что учащиеся школ стран этого региона демонстрируют высокие образовательные показатели. Среди этих технологий: трансляция знаний в больших классах, технологии «перевернутого» обучения, групповые и командные формы взаимодействия.

Подводя итог, хочу отметить ценность сочетания ярмарок-конференций, где выступают учащиеся и демонстрируют «образовательные результаты», и сателлитных семинаров для преподавателей. Сама ярмарка была как мастер-класс. На семинаре и сопровождающей его дискуссии представители школ разных стран обсуждали используемые педагогические технологии. Кратко перечислю, что удалось «подслушать в кулуарах», т.е. что интересовало педагогов не на публичном выступлении, а в обсуждении в узком кругу чаепитий. Это были разговоры о различных задачах для развивающего обучения, особенностях проведения исследовательских работ с учителем (на базе школы) и с ученым (на базе исследовательского центра), технологии обучения «вне класса» (экспедиции по изучению природы, исторические экспедиции, естественнонаучные музеи); дистанционное обучение в пространстве урока. Обсуждали, какие компетенции вырабатывают в разных формах обучения, какие компетенции необходимы для успешного продолжения обучения.

Если сравнивать наши технологии и представленные на ярмарке, то в подходах к олимпиадной подготовке и проведению исследовательских работ мы держимся в русле основных практик (или даже впереди). Некоторое отставание, по крайней мере для нашей школы, хочу отметить в области групповых работ и взаимодействия с социумом. Ещё раз напомню, что меня в первую очередь интересуют технологии, подходящие для профильных школ, где в любом действии нужен ещё и высокий результат в области знаний. Есть над чем думать и в какую сторону совершенствоваться. щ

Сергеева Марина Глебовна

Таблица 1.

Критерии выставления баллов за постерные выступления

Номер выступающего_

Категория 4 (отлично) 3 (хорошо) 2 (обычно) 1 (требует улучшения) Балл

Презентация Дает всю информацию в сжатое время*, показывает много работы, хорошо организована Дает всю информацию в приемлемое время, адекватное количество работы, но есть некоторые ошибки в организации стенда Не смог представить всю информацию за время, хаотично представлена на стенде Не смог представить всю информацию, работа хаотична или без интереса рассказал

Содержание Информация очень хорошо организована на стенде, с деталями и легко проверяется** Информация хорошо организована и легко проверяется Информация организована, но не легко проверяется Информация не организована и сложно проверяется

Рисунки Все схемы и рисунки понятные и имеют отношение к работе Большая часть рисунков понятна и имеет отношение к работе Только некоторые рисунки понятны и имеют отношение к работе Не показано ясных рисунков, отражающих суть и ход работы

Элементы постера Все требуемые элементы присутствуют, ясно видны, организованы и размещены Большинство элементов присутствуют, ясно видны, организованы и размещены Большинство элементов есть, но не всегда ясны и организованы Пропущена большая часть требуемых элементов

Макет Макет имеет креативный дизайн, хорошо расположен, аккуратен, и содержание легко понять Макет имеет хороший дизайн и расположение, легко читается Макет нуждается в улучшении дизайна, планировки или аккуратности Макет нуждается в значительном улучшении дизайна, планировки или аккуратности

Комментарий

* На доклад работы у стенда для проверяющей комиссии отведено определенное время ** Имеется в виду, что можно по стенду получить всю информацию, не нужно отдельно выступление автора

Подпись рецензирующего лица (эксперта)

Модели исследовательского обучения: международный опыт

Таблица 2. Критерии выставления баллов за устные выступления Номер выступающего

Категория 4 (отлично) 3 (хорошо) 2 (обычно) 1 (требует улучшения) Балл

Презентация Демонстрирует значительный энтузиазм по излагаемой теме Показывает некоторый энтузиазм по теме Показывает незначительные или смешанные чувства по теме Показывает отсутствие интереса к представленной теме

Доклад (произнесение речи) Говорит красиво: интонации эффективно используются для поддержания интереса аудитории, подчеркивает ключевые моменты Говорит с изменением интонаций и модуляций Говорит без модуляций, выделения ключевых точек, почти без изменения интонаций Говорит монотонно и невыразительно

Содержание доклада Имеется: четкая цель и задачи; к задачам проведен эксперимент, есть статистика, и полученные факты не вызывают сомнений, выводы соответствуют полученным фактам Имеется: достаточно ясная цель и задачи; есть неплохие факты и статистика; большинство выводов следуют из эксперимента Имеются попытки определить цели и задачи; факты слабоваты; имеются некоторые выводы, подтверждаемые доказательствами Слабо или вообще не пытались определить цели и задачи; примеры и факты слабы или отсутствуют; выводы слабо соответствуют работе

Структура доклада Информация представлена логично и интересно Последовательность логична Аудитория испытывает трудности, поскольку студент перепрыгивает между кусками доклада Аудитория не понимает презентацию, потому что нет последовательности информации

Ответы на вопросы Демонстрирует глубокие знания, отвечая на все вопросы с помощью объяснений и углубления Справился с ответами на все вопросы, но не совсем точно Отвечает только на основные вопросы, деталей, связанных с исследованием не знает Не имеет информации и не может отвечать на вопросы по этой теме, но что-то отвечает

Комментарий

Подпись рецензирующего лица (эксперта)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.