Научная статья на тему 'Принцип индивидуализации обучения в школе: основные тренды московской практики'

Принцип индивидуализации обучения в школе: основные тренды московской практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ПОКОЛЕНИЕ "Z" / МЕХАНИЗМЫ ОТБОРА УЧАЩИХСЯ / ПРЕДУНИВЕРСАРИЙ / ШКОЛА ПРИ ВУЗЕ / ТРЕНДЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золина М.А.

В статье изучены и проанализированы тренды московской практики построения процесса обучения на основе принципа индивидуализации в школе с выделением основных критериев отбора учащимися средних образовательных учреждений. Описаны этапы развития идей индивидуализации и дифференциации обучения в России и зарубежных странах. Выделены тенденции времени, на вызовы которого вынуждено реагировать современное образование, в том числе учет смены поколений на поколение «Z», имеющее свои особенности и запросы по отношению к своему образованию. В статье рассмотрена практика внедрения принципа индивидуализации в образовательных учреждениях г.Москва, предполагающих отбор учащихся. Автором выделены критерии подбора подходящего заведения учащимися: миссия и цели, направленность и профили классов, в которые осуществляется набор, механизмы отбора, принцип построения индивидуального учебного плана и наличие педагогического сопровождения проектирования ИУП, условия поступления и обучения (оплата, проживание, возможность обучения иногородних). Автором были выделены характеристики для сравнения учебных заведений, проводящих отбор учащихся и строящих образовательный процесс на основе принципа индивидуализации, в соответствии с запросами и критериями, определяющими выбор учащихся при поступлении в 10 класс. А также по перечисленным критериям выбранные образовательные учреждения подвергнуты сравнительному анализу, автором предложены наиболее удачные, на его взгляд, варианты критериев по каждому пункту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип индивидуализации обучения в школе: основные тренды московской практики»

Принцип индивидуализации обучения в школе: основные тренды московской практики

Золина Мария Алексеевна

аспирант, кафедра образовательных технологий, МГУ имени М.В.Ломоносова, Факультет педагогического образования

В статье изучены и проанализированы тренды московской практики построения процесса обучения на основе принципа индивидуализации в школе с выделением основных критериев отбора учащимися средних образовательных учреждений. Описаны этапы развития идей индивидуализации и дифференциации обучения в России и зарубежных странах. Выделены тенденции времени, на вызовы которого вынуждено реагировать современное образование, в том числе учет смены поколений на поколение <^», имеющее свои особенности и запросы по отношению к своему образованию. В статье рассмотрена практика внедрения принципа индивидуализации в образовательных учреждениях г.Москва, предполагающих отбор учащихся. Автором выделены критерии подбора подходящего заведения учащимися: миссия и цели, направленность и профили классов, в которые осуществляется набор, механизмы отбора, принцип построения индивидуального учебного плана и наличие педагогического сопровождения проектирования ИУП, условия поступления и обучения (оплата, проживание, возможность обучения иногородних). Автором были выделены характеристики для сравнения учебных заведений, проводящих отбор учащихся и строящих образовательный процесс на основе принципа индивидуализации, в соответствии с запросами и критериями, определяющими выбор учащихся при поступлении в 10 класс. А также по перечисленным критериям выбранные образовательные учреждения подвергнуты сравнительному анализу, автором предложены наиболее удачные, на его взгляд, варианты критериев по каждому пункту.

Ключевые слова: Индивидуализация, индивидуальный учебный план, поколение <^», механизмы отбора учащихся, пре-дуниверсарий, школа при ВУЗе, тренды в образовании

Целью данной статьи является изучение и анализ трендов московской практики построения процесса обучения на основе принципа индивидуализации и сравнение таких средних образовательных учреждений по основным критериям отбора учащимися в соответствии с их образовательными запросами.

Общеизвестно, что образование является важной сферой как в жизни государства, так и в жизни каждого отдельного человека. Запрос на образование (включая его цели, содержание, ступени и длительность обучения) может исходить от государства, но в последнее время вновь наблюдаются тенденции развития индивидуализации, когда образовательный запрос формирует каждый отдельный гражданин, проектируя свой индивидуальный образовательный маршрут.

Под индивидуальным образовательным маршрутом мы понимаем путь по достижению собственных целей в области своего образования, отраженных в индивидуальной образовательной программе, содержащей индивидуальный учебный план с набором предметов, удовлетворяющим образовательные потребности конкретного человека. Индивидуализация в образовании не является новой идеей и прошла определенные периоды становления, а возвращение к этой идее является подтверждением ее актуальности. Так, например, Н.В.Гердо выделяет пять этапов развития идей индивидуализации и дифференциации обучения в России и зарубежных странах [2, с.31]:

1. XVII в. - конец XIX в.: индивидуализацию понимали как способность учителя учитывать особенности детей и, принимая их во внимание, строить образовательный процесс. Наверное, сейчас мы бы назвали это термином "индивидуальный подход" в понимании Т.В.Ковалевой, когда учитель ставит перед собой и учащимися цели и обозначает конечный результат, а затем, учитывая особенности конкретных детей находит пути достижения обозначенных целей и результатов. Гердо Н.В. среди прочих особенностей периода выделяет распространенность формы семейного обучения, а также опору на интерес учащихся;

2. начало XX века - конец 20-х гг. XX в.: данный период характеризуют, как период активного применения идей индивидуализации и дифференциации обучения вследствие накопления знаний в области педагогики и психологии, в том числе об индивидуальных особенностях учащихся. В это время опору составляли способности учащихся, проектный метод и увеличение роли самостоятельной работы;

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл

А

ы О

го А

X

т

о

с ^

00

о сч

05 О!

3. 30-50-е гг. ХХ в.: полный отказ от идей индивидуализации и дифференциации обучения, т.к. в этот период сформировался единые учебный план и программы в России, некоторая вариативность была возможна за рамками основной программы посредством кружков, что обусловило отсутствие исследований в рассматриваемой области. За рубежом интерес к индивидуализации обучения значительно уменьшился, однако отказа от идеи дифференциации не произошло;

4. конец 50-х гг. ХХ в. - начало 90-х гг. ХХ в.: активизация накопления в большей степени теоретических разработок в области индивидуализации обучения (развитие практики происходило в меньшей степени, особенно в нашей стране). Среди прочего, главными причинами использования принципов индивидуализации Гердо Н.В. выделяет повышение успеваемости до заданного уровня и продолжения обучения, а также влияние развития информатики на процесс обучения;

5. начало 90-х гг. ХХ в. - настоящее время: основной идеей индивидуализации выделяют необходимость обеспечения профессионального и личностного самоопределения учащихся, что повлекло за собой ряд изменений: переход от унитарности к вариативности в обучении, содействие в удовлетворении образовательных запросов учащихся на фоне гуманизации и демократизации образования, трансформация основной функции учителя от передачи знаний к сопровождению образовательного процесса.

Думается, помимо того, что индивидуализация позволяет учесть особенности конкретного учащегося и выстроить учебный процесс в соответствии с ними, необходимость применения принципов индивидуализации подтверждается еще тем, что позволяет путем собственного выбора (от постановки целей до их реализации конкретными действиями) и проектирования собственного образования достигать осмысленности в процессе самоопределения, осознания необходимости процесса самообразования в условиях непрерывного образования и вызовах современности, вынуждающих постоянно адаптироваться к переменам. В наше время мало иметь профессию, важно видеть перспективы и иметь образование в широком смысле этого слова. В связи с этим мы наблюдаем тенденции смещения акцентов в образовании от получения академических знаний к овладению оптимальным набором надпрофессиональных навыков помимо самих знаний. Так, например, Агентство стратегических инициатив создало "Атлас новых профессий", где выделен набор надпрофессиональных навыков, которыми понадобится овладеть при освоении новых профессий [1]. Среди них, например, системное и экологическое мышление, управление проектами, мульти-язычность и мультикультурность, межотраслевая коммуникация, работа в условиях неопределенности и другие. Безусловно, авторы атласа не утверждают, что человек должен овладеть всеми перечисленными навыками на высоком уровне, но некий набор из перечисленных будет необходим

для реализации профессиональной деятельности по определенным направлениям.

Еще одним доводом в пользу индивидуализации образования можно отнести то, что уже сейчас из школы выпускаются дети, которых относят к новому поколению - "поколению Z", что означает необходимость выстраивать учебный процесс с учетом особенностей этого поколения, чего и позволяет достигнуть вариативность в обучении, особенно на первых порах изучения характерных черт и выявления закономерностей. Поколение, именуемое "поколением Z", по мнению А.В.Сапа, формируют запрос на структурированный учебный процесс, четко поставленные цели и обозначенные требования, эффективное использование времени, "концентрированные" знания, актуальность и практикоориентированность, "обратную связь" от преподавателей, преобладание визуальной информации [4, с.25-26].

Подробнее мы рассмотрим практику внедрения принципа индивидуализации в московских образовательных учреждениях (хотя, безусловно, не отрицаем наличие примеров подобных образовательных организаций за пределами столичного региона). Важно отметить, что рассматриваемые образовательные учреждения, реализующие индивидуализацию образовательного процесса, предполагают отбор детей, т.к. индивидуализация предполагает наличие интереса у учащегося к собственному образованию, а значит и обоснование выбора конкретного учебного заведения. Очень важно, чтобы видение принципов построения образовательного процесса ребенка и миссия образовательного учреждения совпадали, так как от этого зависит полнота и качество реализации индивидуальной образовательной программы ребенка. Осознавая важность и необходимость рассмотрения всех сторон среднего образовательного учреждения при выборе, мы выделяем следующие критерии подбора подходящего заведения учащимися: миссия и цели, направленность и профили классов, в которые осуществляется набор, механизмы отбора, принцип построения индивидуального учебного плана и наличие педагогического сопровождения проектирования ИУП, условия поступления и обучения (оплата, проживание, возможность обучения иногородних). Выбранные нами и рассматриваемые далее примеры практической реализации принципа индивидуализации мы будем рассматривать по выделенным критериям, анализируя и сравнивая их между собой.

Выбранные нами для изучения примеры школьных учебных заведений условно можно поделить на два типа в зависимости от того, учебное заведение находится при ВУЗе или нет:

1. Учебные заведения в структуре ВУЗа: лицеи НИУ ВШЭ и НИЯУ МИФИ, предуниверсарии МПГУ, РГГУ, МГЛУ и ПМГМУ им. И.М. Сеченова, Университетская гимназию и Специализированный учебно-научный центр МГУ имени М.В.Ломоносова, гимназия при МИИТе;

2. Самостоятельные учебные заведения (не в структуре ВУЗа): ЧОУ "Хорошевская школа", ОАНО "Новая школа", ОАНО "Школа Летово".

Оба типа школьных учебных заведения имеют конкретные миссию и цели, которые собственно говоря и являются основными критериями осуществления их профессиональной деятельности.

Основной целью работы группы школ при ВУЗах со школьниками среди прочих можно выделить «выращивание» собственных будущих студентов, обладающих заданными ВУЗом знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной дальнейшей учебы, а также привитие культуры ведения исследовательской деятельности, что повышает уровень интереса школьников к научной деятельности и качество проводимых ими работ.

На вопрос, зачем ВУЗу, который не нуждается, на первый взгляд, в абитуриентах (конкурс и академические успехи абитуриентов достаточно высоки), ответ НИУ ВШЭ звучит так: «Основная задача лицея, поставленная перед ним университетом, состоит в том, чтобы лицей готовил абитуриентов определенного типа, обладающих двумя принципиальными особенностями: высоким уровнем учебной самостоятельности и высоким уровнем ответственности. Необходимо, чтобы они сами могли учиться и обладали компетенциями для самостоятельного учебного действия. Исходя из этого и формируются основные принципы лицея и его особенности» [3]. А главной целью предуни-версария МПГУ университет считает формирование системы представлений учащегося о самом себе (так называемая "Я-концепция) и проектирование индивидуальной образовательной траектории в рамках развивающего обучения [9]. Университетская гимназия МГУ имени М.В. Ломоносова была создана, по словам ректора, В.А. Садовни-чего, для организации многопрофильной образовательной среды, в которой станет возможным максимальное раскрытие потенциала одаренных детей как в обучении, так и в реализации практически значимых проектов [5].

Что касается самостоятельных школ (не входящих в структуру ВУЗов), то общей чертой видимой школами миссий можно обозначить получение удовольствия от обучения в школе, а также в миссии задаются ценностные характеристики, как, например, в краткой формулировке миссии "Хорошевской школы": "Ежедневно и кропотливо сохранять в человеке человеческое". В свою очередь "Новую школу" и "Летово" объединяет цель создание условия для раскрытия и последующего развития способностей ребенка, а также научить делать осознанный выбор и быть самостоятельным.

Одним из основополагающих критериев выбора школьником и его родителями того или иного учебного заведения является его профиль подготовки.

По профилям подготовки нами предлагается деление на «широкопрофильные» и «узкопрофильные» (в случае ВУЗовских школ это зависит от специфики самого ВУЗа):

1) "широкопрофильные": лицей НИУ ВШЭ, предуниверсарий МПГУ, Университетская гимна-

зия МГУ имени М.В.Ломоносова, "Летово". В лицее НИУ ВШЭ помимо уже привычных математических и гуманитарных классов ведется подготовка по направлениям "Востоковедение", "Дизайн" и "Психология". "Летово" и Университетская гимназия МГУ обучают по направлениям как естественнонаучного, так и гуманитарного цикла.

2) «узкопрофильные» - лицей НИЯУ МИФИ, гимназию при МИИТе, предуниверсарии РГГУ, МГЛУ и ПМГМУ им. И.М. Сеченова, Специализированный учебно-научный центр МГУ имени М.В.Ломоносова, "Хорошевская школа". Профильную подготовку по гуманитарным дисциплинам осуществляют предуниверсарии РГГУ (гуманитарный класс) и МГЛУ (филологический), по естественнонаучным - все остальные.

"Новую школу" трудно куда-либо отнести, интересным моментом является то, что школа не задает профили подготовки, а будет их формировать исходя из запросов поступивших ребят, то есть будет действовать в соответствии со своей целью по раскрытию способностей и "выращиванию детей", умеющих делать собственный выбор (первый набор с старшую школу осуществлялся летом текущего года).

На наш взгляд, преимущество широкопрофильных школ в том, что при необходимости есть возможность перейти из одного класса в другой, сменив профиль подготовки. В таком случае не возникает ситуации, что нужно либо доучиваться по профилю подготовки в школе, который уже данному учащемуся не подходит, либо переживать сложности при смене учебного заведения. Оба варианта развития ситуации подразумевают значительное увеличение учебной нагрузки, так как в случае первого пути придется добирать необходимые занятия сверх выстроенного учебного плана, в случае второго - сдавать академическую разницу.

Отдельным пунктом хотелось бы отметить особенности подготовки в школах при ВУЗах. Педагогический состав таких учебных заведений преимущественно состоит из преподавателей ВУЗа, что позволяет не только передавать культуру и ценности ВУЗа, но и организовывать преемственность, что означает знакомство с преподавателем ВУЗа еще в школе с последующим возможным выбором его в качестве научного руководителя, так как учащийся уже будет иметь опыт совместной работы. Есть возможность организации узкоспециализированных курсов по выбору, соответствующих и удовлетворяющих образовательным запросам учащихся, а также использования инфраструктуры ВУЗов, включая лаборатории с необходимым оборудованием.

Важным моментом для осуществления сравнительного анализа различных типов школ являются механизмы и типы отбора учащихся при их поступлении в школу.

В силу того, что индивидуальные учебные планы в максимально возможной мере применяются, как правило, в старшей школе, то мы будем здесь рассматривать механизмы и типы отбора, поступающих в 10 класс.

о О го -о т

т

т х х О т

П

т

Д А

х т о т; О

т О

сл

А

ы О

го А

X

^

т

о

с ^

00

о сч

О!

Рассмотрев правила поступления в выбранных нами учебных заведениях, мы условно разделим их на три группы по количеству этапов поступления.

В первую группу мы включаем школы, при поступлении в которые не требуется сдавать дополнительные экзамены: принимаются результаты ГИА-9, проводится собеседование по предмету выбранного профиля, за индивидуальные достижения (например, дипломы олимпиад) дают дополнительные баллы. Такими школами являются школы при ВУЗах: лицей при НИЯУ МИФИ, гимназия при МИИТе, предуниверсарий РГГУ. Нужно сказать, что лицей при НИЯУ МИФИ предлагает на выбор абитуриенту либо собеседование по профильному предмету, либо защиту индивидуального проекта.

Во вторую группу нами включены школы, которые помимо результатов ОГЭ проводят собственные тестирования: лицей НИУ ВШЭ, преду-ниверсарии ПМГМУ им. И.М.Сеченова и МГЛУ. Интересным моментом является то, что в лицей НИУ ВШЭ абитуриенты имеют право подавать заявку на 2 направления, что в некоторой степени увеличивает шансы поступления и конкурс на каждое из направлений. Также в этом учебном заведении вместе с заявкой необходимо прислать мотивационное эссе, которое не оценивается, а значит целью этого эссе является исключительно знакомство с абитуриентами.

Используемые первой и второй группой учебных заведений механизмы и типы отбора учащихся выявляют исключительно академические знания и никаким образом не проверяют соответствие целей учащихся и школы, что на наш взгляд является важным, ведь это может проявиться в процессе обучения и повлечь за собой нежелательные последствия, о которых писалось ранее в отношении узкопрофильных школ (здесь из зависимости выбивается лицей НИУ ВШЭ, позволяющий переходы между направлениями подготовки).

К третьей группе относятся все остальные рассматриваемые учебные заведения, в которых отбор проводится в два и более различных этапов, среди которых: заявка, мотивационное эссе, портфолио, письменные экзамены, летние школы, устные собеседования детей-претендентов с педагогами по выбранному профилю, индивидуальные собеседования с поступающим и его родителями, психологическая диагностика.

Первым этапом, как правило является заявка, к которой предлагают приложить мотивационное эссе (УГ МГУ, Новая школа) или портфолио с указанием академических и внеакадемических успехов (Летово, предуниверсарий МПГУ, Новая школа). Причем, в некоторых случаях эссе или портфолио могут сократить количество вступительных испытаний. Например, в школе "Летово" проводится дополнительный к основному набор по сокращенной программе (анкета и собеседование с учителем по выбранному профилю) для детей, являющихся призерами или победителями указанного списка олимпиад (ВсОШ, МОШ, Ломоно-

сов, Покори Воробьевы горы и другие). Данный этап позволяет оценить контингент поступающих.

Второй этап - экзамены в письменной (преду-ниверсарий МПГУ, СУНЦ и Университетская гимназия МГУ, Летово, Хорошевская школа), а также комбинированной (письменной и устной) (Новая школа и Хорошевская школа) формах. Данный этап позволяет оценить уровень академических знаний. Вариант комбинированной формы проверки, на наш взгляд, дает более полную картину способностей излагать собственные мысли устно и письменно, выражать и отстаивать собственную точку зрения.

Третий этап - устное собеседование абитуриента с педагогом по выбранному профилю (пре-дуниверсарий МПГУ, Летово по сокращенной программе для призеров и победителей олимпиад), летние школы (СУНЦ и УГ МГУ), образовательное знакомство в форме однодневного погружения в занятия (Хорошевская школа). Все указанные формы позволяют проследить за ребенком и посмотреть на него в учебе, оценить уровень обучаемости и заинтересованности в учебе на деле.

Четвертый этап присутствует у трех школ (Летово, Новая школа, Хорошевская школа) и является индивидуальным собеседованием с абитуриентом и его родителями, на котором определяется сонаправленность ожиданий и целей, которые ставит перед собой ребенок и данное образовательное учреждение, а также понять, позволяют ли родители ребенку осуществлять самостоятельный выбор, что является неотъемлемой частью для построения учебного процесса на принципе индивидуализации. Причем, Новая и Хорошевская школы оставляют за собой право не принять в школу ребенка, родители которого не разделяют принципы школ, не позволяют ребенку осуществлять свой выбор, решая все за него, т.к. в этом случае будет затруднен процесс реализации миссии школ. Таким способом, на наш взгляд, школы сразу избавляют себя от возможных конфликтов школа-семья и берут заведомо хороший "материал" для полноценной работы.

Важным инструментом индивидуализации обучения в современной школе является индивидуальный учебный план.

Индивидуальный учебный план (ИУП) - это документ, отражающий набор предметов, которые являются выбором конкретного ребенка в соответствии с его образовательными потребностями и возможностями образовательной организации.

Схема построения индивидуального учебного плана примерно одинаковая: основная (базовая) и вариативная части. В основную часть входят предметы с количеством часов, которые регламентированы государственным стандартом, и должны быть освоены всеми школьниками нашей страны без исключения. Вариативная часть - это та часть учебного плана, которая обеспечивает реализацию принципа индивидуализации. Как правило, она может в себя включать выбор профильных предметов в соответствии с выбранным направлением подготовки, второго иностранного

языка (УГ МГУ, гимназия при МИИТе, Хорошевская школа) элективных курсов (модулей), проектов (индивидуальных и коллективных) (УГ МГУ, предуниверсарии МПГУ и МГЛУ, гимназия при МИИТе, Новая школа), а также кружков. Помимо этого, лицей НИУ ВШЭ включил в ИУП каждого лицеиста так называемый "факультетский день", а Новая школа - профессиональные пробы и стажировки в формате экскурсий на предприятия и в организации, программы стажировок по выбранному направлению подготовки.

Важной составляющей обучения по ИУП являются условия обучения (оплата, проживание, возможность поступления для иногородних). В первую очередь хотелось бы отметить возможность поступления в перечисленные учебные заведения для иногородних. К сожалению, такая возможность есть не во всех учебных заведениях, а только в тех, которые подразумевают наличие общежития и возможность проживания. Среди таких Летово, Университетская гимназия и СУНЦ МГУ, причем еще важно отметить, что обучение в Летово платное (но с возможностью частичной или полной оплаты обучения из средств стипендиального фонда школы по решению образовательной организации, касающейся конкретного учащегося в зависимости от финансового положения семьи), в СУНЦ МГУ оплачивается проживание, а в Университетской гимназии МГУ - бесплатный полный пансион (обучение, проживание, питание).

Остальные рассматриваемые примеры образовательных организаций предназначены исключительно для московских школьников, причем платными среди них являются Хорошевская и Новая школы, но с возможностью оплаты обучения за счет средств эндаументов школ (фондов-основателей).

Рассматриваемые примеры доказывают, что для мотивированных, целеустремленных и способных школьников есть широкие возможности, причем не только для столичных жителей, но и для всех граждан нашей страны практически с любым финансовым положением семьи.

При изучении примеров образовательных учреждений города Москвы, реализующих обучение на основе принципа индивидуализации, нами были выделены характеристики для сравнения таких учебных заведений в соответствии с запросами и критериями, определяющими выбор учащихся при поступлении в 10 класс. Такими ключевыми характеристиками оказались миссия и цели образовательного учреждения, профили подготовки, механизмы отбора учащихся, принципы построения индивидуального учебного плана, условия обучения, под которыми мы пониманием возможность поступления для иногородних и проживания в кампусе образовательного учреждения, а также оплату (бюджетная или договорная основа). На основе проведенного сравнительного анализа нами сделаны следующие выводы:

1) цели и видение принципов построения процесса обучения в образовательном учрежде-

нии, которые должны совпадать с образовательными целями, запросами и ожиданиями поступающего ребенка во избежание проблемных ситуаций;

2) наиболее привлекательными для учащихся и их родителей являются широкопрофильные школы, так как при возникновении ситуации переориентации учащегося на обучение по другому профилю подготовки не возникает необходимости смены учебного заведения, либо обучения на текущем направлении с добором учебных занятий сверх основной нагрузки, причем оба варианта приводят к значительному увеличению нагрузки, что крайне нежелательно в старших классах;

3) механизмы отбора достаточно разные: от приема по результатам ГИА-9 с портфолио достижений, до четырех этапов, включающих не только устные и письменные испытания, но и дополнительные собеседования с последующим участием в летней школе. На наш взгляд, недостаточно одних письменных испытаний для понимания, готов ли ребёнок учиться в рамках самостоятельного проектирования индивидуального образовательного маршрута. В данных обстоятельствах важно выявить, совпадают ли цели ребёнка с целями образовательной организации, готов ли он строить свой индивидуализированный образовательный маршрут (под готовностью мы понимаем скорее не умение это делать, а желание и осознание такой необходимости), готовы ли родители давать ребёнку возможность собственного выбора. Для этого, по нашему мнению, оптимальным набором вступительных испытаний являются письменные для определения уровня академических знаний, устные (экзамен или собеседование) по профильному предмету для оценки уровня мотивации и понимания предмета, а также непосредственное наблюдение за тем, как школьник-кандидат себя ведёт в процессе обучения для оценки обучаемости поступающего (формат однодневного погружения в учебный процесс или летние школы);

4) индивидуальный учебный план состоит из двух частей: основной и вариативной, причем последняя в себя включает выбор профильных предметов, второго иностранного языка в некоторых учебных заведениях, элективных курсов (модулей), проектов (индивидуальных и коллективных) а также кружков. На наш взгляд, такая схема позволяет удовлетворить образовательные запросы учащихся при грамотном проектировании ИУП и выборе форм прохождения учебной программы;

5) нами были выделены образовательные учреждения, возможность поступления в которые есть не только у москвичей, но и у иногородних, с проживанием в кампусе (СУНЦ и Университетская гимназия МГУ, школа «Летово», что помимо прочего позволяет учащимся познакомиться с культурой различных регионов и народов, населяющих нашу страну, воспитывая чувство уважения и прививая поликультультурность;

6) Таким образом, можно подвести некоторый общий итог представленного исследования и

о о

го -о т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о с

00

0 сч

<0

01

констатировать тот факт, что московская практика школьного образования имеет несколько векторов развития применительно к вопросам индивидуализации обучения. Следует подчеркнуть, что лидерами данного процесса являются ведущие учебные заведения Москвы. Это и известные вузы столицы, при которых созданы структуры школьного образования, и совершенно самостоятельные школы, осуществляющие образовательный процесс независимо от вузов. Сложившийся опыт свидетельствует о том, что вопросы индивидуализации обучения в условиях современной действительности, когда господствует ситуация социальной неопределенности и турбулентности [б, с.40], становятся чрезвычайно актуальными и требует со стороны экспертного сообщества особого внимания. Однако необходимо отметить, что индивидуальные учебные планы не являются тотально распространенной практикой в среде школьного образования даже в Москве, и сегодня могут быть отнесены, в определенной степени, к разряду инноваций в данной области.

Литература

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]: альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. — Элек-трон.дан. — Режим доступа: http://atlas100.ru/catalog, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

2. Гердо Н. В. История и тенденции развития идей дифференциации и индивидуализации обучения// Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2012. №1 (73). Ч. 1. С.30-33.

3. Лицей НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://school.hse.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

4. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС// Инновационные проекты и программы в образовании, 2014, выпуск 2. С.24-30

5. Университетская гимназия МГУ имени М.В.Ломоносова [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон.дан. — Режим доступа: https://school.msu.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

6. Хангельдиева И.Г. Основные вызовы современным образовательным практикам./Ученый Совет. Издательский дом панорама. Наука и практика № 1. - 2018. - с. 37-43

7. Гимназия при МИИТ [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон.дан. — Режим доступа: http://mgups.mskobr.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

8. Лицей НИЯУ МИФИ [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон.дан. — Режим доступа: https://www.1511.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

9. ОАНО "Новая школа" [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон.дан. — Режим доступа: http://n.school, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.ОАНО "Школа Летово" [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Элек-

трон.дан. — Режим доступа: https://letovo.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

10. Предуниверсарий МГЛУ [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон.дан. — Режим доступа: https://linguanet.ru/postupayushchim/shkolnikam/pre duniversitariy/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

11. Предуниверсарий МГМУ имени И.М. Сеченова [Электронный ресурс] : официальный сайт.

— Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.sechenov.ru/admissions/priemnaya-komissiya/preduniversariy/index.php, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

12. Предуниверсарий МПГУ [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон.дан. — Режим доступа: http://mpgu.su/obrazovanie/strukturnyie-podrazdeleniya/litsey-gumanitarnyih-tehnologiy-mpgu/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

13. Предуниверсарий РГГУ [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон.дан. — Режим доступа: https://www.rsuh.ru/preuniversity/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

14. СУНЦ МГУ имени М.В.Ломоносова [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон.дан. — Режим доступа: http://internat.msu.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

15. ЧОУ "Хорошевская школа" [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Электрон.дан. — Режим доступа: https://horoshkola.ru/, свободный.

— Загл. с экрана. — Яз. рус.

The principle of individualization of schooling: the main

trends of practice in Moscow Zolina M.A.

Lomonosov Moscow State University

The article examines and analyzes the trends of the Moscow practice of building the learning process based on the principle of individualization at school, highlighting the main criteria for students to choose secondary educational institutions. The stages of the development of the ideas of individualization and differentiation of education in Russia and foreign countries are described. The tendencies of time are highlighted, to the challenges of which modern education is forced to respond, including taking into account the change of generations to the generation "Z", which has its own characteristics and needs in relation to its education. The article discusses the practice of introducing the principle of individualization in educational institutions of Moscow, involving the selection of students. The author highlighted the criteria for the selection of a suitable institution for students: the mission and goals, the orientation and profiles of classes in which recruitment is carried out, selection mechanisms, the principle of building an individual curriculum and the availability of pedagogical support for designing IEP, the conditions of admission and education (payment, accommodation, the possibility of learning from other cities) . The author singled out characteristics for comparing educational institutions that conduct student selection and build an educational process based on the principle of individualization, in accordance with the requests and criteria that determine the choice of students for entering the 10th grade. And also, according to the listed criteria, the selected educational institutions were subjected to comparative analysis, the author proposed the most successful, in his view, options for the criteria for each item. Key words: Individualization, individual curriculum, generation "Z", student selection mechanisms, pre-universarial, school at the university, trends in education

References

1. Atlas of new professions [Electronic resource]: an almanac of

promising industries and professions for the next 15-20 years.

- Electron. - Access mode: http://atlas100.ru/catalog, free. -Title from the screen. - Yaz. rus

2. Gerdo N.V. History and trends in the development of ideas of

differentiation and individualization of education. Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovlev. 2012. №1 (73). Part 1. P.30-33.

3. Lyceum HSE [Electronic resource]: official site. - Electron. Dan. -

Access mode: https://school.hse.ru/, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

4. Sapa A.V. Generation Z - generation of the GEF era // Innovative projects and programs in education, 2014, issue 2. P.24-30

5. University High School of Moscow State University named after

MV Lomonosov [Electronic resource]: official site. - Electron. -Access mode: https://school.msu.ru/, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

6. Hangeldiev I.G. The main challenges to modern educational practices. / Scientific Council. Publishing house panorama. Science and practice number 1. - 2018. - p. 37-43

7. Gymnasium at MIIT [Electronic resource]: official site. - Electron.

- Access mode: http://mgups.mskobr.ru/, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

8. Lyceum NRNU MEPhI [Electronic resource]: official site. -Electron. - Access mode: https://www.1511.ru/, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

9. OANO "New School" [Electronic resource]: official site. -Electron. - Access mode: http://n.school, free. - Title from the screen. - Yaz. Rus.OANO "School Letovo" [Electronic resource]: official site. - Electron. - Access mode: https://letovo.ru/, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

10. Pre-University MSLU [Electronic resource]: official site. -Electron. - Access mode: https://linguanet.ru/postupayushchim/shkolnikam/preduniversit ariy/, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

11. Prediversionary MSMU named after I.M. Sechenov [Electronic resource]: official site. - Electron. Dan. - Access mode: https://www.sechenov.ru/admissions/priemnaya-komissiya/preduniversariy/index.php, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

12. Prediversionary MPGU [Electronic resource]: official site. -Electron. - Access mode: http://mpgu.su/obrazovanie/strukturnyie-podrazdeleniya/litsey-gumanitarnyih-tehnologiy-mpgu/, free. - Title from the screen. -Yaz. rus

13. Pre-university of the RSUH [Electronic resource]: official site. -Electron. - Access mode: https://www.rsuh.ru/preuniversity/, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

14. SUNTs MSU named after MV Lomonosov [Electronic resource]: official site. - Electron. - Access mode: http://internat.msu.ru/, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

15. Private educational institution "Khoroshevskaya school" [Electronic resource]: official site. - Electron. - Access mode: https://horoshkola.ru/, free. - Title from the screen. - Yaz. rus

o

o

00

-o

m

m

m

X

X

o

m

n

m

A

O

s

-C

m

o

T;

O

m

o

01

-o

A

u

O

00

A

X

s

m

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.