Научная статья на тему 'Общение с К. Г. Скрябиным - встреча с ученым и личностью'

Общение с К. Г. Скрябиным - встреча с ученым и личностью Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.Г. СКРЯБИН / К.И. СКРЯБИН / Г.К. СКРЯБИН / АКАДЕМИК / УЧЕНЫЙ / БИОЛОГИЯ / СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК / K.G. SCRIABIN / K.I. SCRIABIN / G.K. SCRIABIN / ACADEMICIAN / SCIENTIST / BIOLOGY / HAPPY PERSON

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеева Марина Глебовна

В статье рассказывается о личности выдающегося ученого, безвременно ушедшего от нас Константина Георгиевича Скрябина, который достойно продолжил династию академиков Скрябиных. Отмечается его вклад в науку и усилия, которые он приложил для вовлечения в исследовательскую деятельность молодежи. Раскрываются его взгляды на жизнь и научное творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATING WITH K.G. SCRIABIN -MEETING WITH THE GREAT SCIENTIST AND PERSONALITY

The article tells about the personality of an outstanding scientist who prematurely left us Konstantin Georgievich Scriabin, who worthily continued the dynasty of academicians Scriabin. His contribution to science and the efforts he made to engage young people in research are noted. His views on life and scientific work are revealed.

Текст научной работы на тему «Общение с К. Г. Скрябиным - встреча с ученым и личностью»

Сергеева Марина Глебовна

Общение

с К.Г. Скрябиным - встреча с Ученым и Личностью

Communicating with K.G. Scriabin -meeting with the great Scientist and Personality

Аннотация. В статье рассказывается о личности выдающегося ученого, безвременно ушедшего от нас - Константина Георгиевича Скрябина, который достойно продолжил династию академиков Скрябиных. Отмечается его вклад в науку и усилия, которые он приложил для вовлечения в исследовательскую деятельность молодежи. Раскрываются его взгляды на жизнь и научное творчество. Ключевые слова: К.Г. Скрябин, К.И. Скрябин, Г.К. Скрябин, академик, ученый, биология, счастливый человек

Abstract. The article tells about the personality of an outstanding scientist who prematurely left us - Konstantin Georgievich Scriabin, who worthily continued the dynasty of academicians Scriabin. His contribution to science and the efforts he made to engage young people in research are noted. His views on life and scientific work are revealed.

Keywords: K.G. Scriabin, K.I. Scriabin, G.K. Scriabin, academician, scientist, biology, happy person

Сергеева

Марина Глебовна,

доктор химических наук, профессор, заведующая кафедрой биологии Специального учебно-научного центра (СУНЦ) «Школа А.Н. Колмогорова» МГУ имени М.В. Ломоносова, главный редактор журнала «Потенциал. Химия, Биология, Медицина», член редколлегии журнала «Исследователь/ Researcher», г. Москва e-mail: mg.sergeeva@ gmail.com

С первого дня основания журнала «Исследователь/ Researcher» в редакционный совет входил академик РАН и РАСХН, доктор биологических наук Константин Георгиевич Скрябин. 5 ноября 2019 года Константин Георгиевич ушел из жизни. Мне посчастливилось быть с ним знакомой лично, поэтому хочется поделиться с читателями воспоминаниями об этом замечательном человеке и теми уроками, которые мне удалось извлечь из общения с ним.

Фамилия Скрябин в ХХ веке была очень известна не только среди ученых, но и самой широкой общественности СССР. Это уникальная для российской истории (может быть, и для всего мира) семья, в которой реализовалось три поколения выдающихся ученых. Все они были академиками, специалистами в разных направлениях биологии, основателями институтов.

Marina

Sergeeva,

Doctor of Chemistry, Professor, Head of the Department of Biology at the Special Education and Research Center (SSC) "School of A.N. Kolmogorov", Lomonosov Moscow State University, Editor-inChief of the "Potential. Chemistry, Biology, Medicine " journal, member of the editorial board of the journal" Researcher", Moscow

К.Г. Скрябин (фото из Википедии)

К.Г. Скрябин (фото из архива О.А. Евтушенко)

Есть такая пословица, что «на детях гениев природа отдыхает». Дело тут не в наследственности, а в трудностях воспитания. Яркий талантливый человек как бы «выжигает» все вокруг своей личностью, своим талантом. Рядом с ним психологически сложно находиться растущим детям, им трудно искать свой путь и формироваться как самостоятельным личностям. А вот внуки уже находятся чуть подальше от «солнца», поэтому им чаще удается реализоваться. Так обычно происходит. Уникальность семьи Скрябиных в том, что им удалось эту пословицу опровергнуть. Тут скрыта какая-то семейная тайна воспитания детей, выбора спутников жизни, какие-то семейные традиции или что-то другое, пока не выявленное психологами образования. Мне кажется, что такой «поколенческий семейный успех» объясняется, в первую очередь, тем, что в основу деятельности был положен принцип «служение людям как главная ценность жизни». Этот принцип был сформирован в среде российской интеллигенции XIX века. И дал стране трех академиков семьи Скрябиных.

Первым из этих академиков был Константин Иванович Скрябин, который родился в 1878 году в семье инженера-путейца, закончил реальное училище, затем ветеринарный институт в Дерпте (г. Тарту). В 1905 году он уезжает ветеринарным врачом в Среднюю Азию (г. Чимкент, г. Тараз). Там он начинает работы по изучению гельминтофауны с целью разработки методов борьбы с внутренними паразитами человека и сельскохозяйственных животных. Константин Иванович был классическим зоологом. В период 1911-1912 гг. он проходил научную стажировку в Санкт-Петербурге при Центральной ветеринарной лаборатории, а затем более двух лет стажировался в лабораториях европейских паразитологов «с целью научного совершенствования в области гельминтологии». В 38 лет (в 1916 г.) он защитил диссертацию. Именно Константин Иванович ввел в научный оборот понятия, известные нам со школы: дополнительные и резервуарные хозяева, транзитный паразитизм, симбиопаразитизм, биогельминтозы и геогельминтозы. Кроме способностей к научной деятельности, Константин Иванович обладал даром организатора. Под его руководством по всей территории СССР были созданы лаборатории, кафедры и институты, посвященные изучению гельминтозов и борьбе с ними. Самый знаменитый университет России, готовящий специалистов-ветеринаров, называется «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА имени К.И. Скрябина». Памятники К.И. Скрябину стоят по всей Средней Азии, а в Киргизии это даже один из самых больших памятников столицы Бишкек (ранее г. Фрунзе). К.И. Скрябин стоял у истоков создания академии наук Киргизии, долгие годы возглавлял ее. В его доме в г. Фрунзе гостили академики А.Н. Бах, А.А. Борисяк, В.А. Энгельгардт. Научные разработки К.И. Скрябина спасли жизни тысяч людей.

Сергеева Марина Глебовна

Пришли другие времена. Нельзя сказать, что возникли новые проблемы: скорее развитие науки позволило ставить задачи решения старых проблем, стоящих перед человечеством. Вспоминая о своих отце и деде, Константин Георгиевич любил говорить, что научная революция милосердна к своим детям, но безжалостна к тем, кто отстает или покоится на былых заслугах. Может быть, именно поэтому Георгий Константинович Скрябин, который родился 4 сентября в 1917 году в Петрограде, стал не зоологом-паразитологом, как его прославленный отец, а специалистом в области общей и технической микробиологии и биохимии микроорганизмов. Наука развивалась, и логика развития биологической науки, ее передний край, востребованный обществом, а не только учеными, лежал в области микробиологии. Георгий Константинович закончил Казанский ветеринарный институт, служил в Красной Армии, затем начал работать в Институте микробиологии АН СССР в отделе выдающегося советского микробиолога Н.А. Красильникова. Ездил на стажировку в США, где работал в лаборатории Нобелевского лауреата С.Я. Ваксмана (того самого, который открыл стрептомицин и заложил основы химиотерапии туберкулеза, за что получил Нобелевскую премию в 1952 году). Как ученый Георгий Константинович описал новые антибиотики (вирусин, виопа-рин и др.), разработал основы биоинженерии микробного получения стероидов (преднизолона и других). Как организатор Георгий Константинович являлся одним из инициаторов создания научного центра в г. Пущино. Георгий Константинович возглавлял Институт биохимии и физиологии микроорганизмов АН СССР в г. Пущино с момента его создания в 1968 г. по 1988 год. Институт в настоящее время носит его имя.

29 апреля 1948 года в семье ученого Георгия Константиновича родился сын, которого назвали Константином. Он стал одним из пионеров в области геномных исследований в СССР и России. Это тоже была биология, только совсем другие ее разделы. Опять же потому, что возникли новые задачи перед обществом.

Константин Георгиевич в одном из интервью на телеканале «Культура» (программа «Цитаты из жизни») сказал, что в какой-то момент в школе он колебался в выборе пути: Искусство или Наука. Именно с большой буквы, ибо его пиетет перед этими областями человеческого духа был огромным. «Я точно знал, что хочу заниматься творчеством, у меня был выбор заниматься историей искусств или заняться наукой. Творчеством хочется заниматься, созидая. Я понимал, что бог не дал мне некоего творческого созидательного момента в живописи или скульптуре».

Итак, еще учась в школе, он решил, что для занятий искусством у него нет нужного дара для творчества, а быть критиком-аналитиком в этой области ему не хотелось. Наука манила не меньше Искусства. В выборе направлений в области науки сомнений не было — только биология. Как он сам отмечал, в семье

Константин Иванович Скрябин(1878-1972)

Георгий Константинович Скрябин (1917-1989)

Академик А.А. Баев (1903-1994)

Ар

Академик В.А. Энгельгардт (1894-1984)

не было давления «стань биологом», но сложно было увлечься чем-то другим, когда в круг семейного общения были вовлечены такие люди, как Александр Александрович Баев, Владимир Александрович Энгельгардт. Это великие русские биологи XX века. Но и это тоже примета развития биологии в ХХ веке.

Константин Георгиевич закончил Биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Защитил докторскую диссертацию в 34 года. В 50 лет был избран академиком Российской академии сельскохозяйственных наук, а в 60 лет — в академики Российской академии наук. Создал институт РАН — Центр «Биоинженерия», участвовал в создании (2007) и возглавил кафедру биотехнологии на Биологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Был членом Совета при Президенте РФ по науке и образованию, лауреатом Государственной премии, ассоциированным членом Европейской молекулярно-биологи-ческой Организации (EMBO). Имел звание «профессор» по специальности молекулярная биология. В сферу его научной деятельности входили структурная, функциональная и эволюционная геномика, генетическая инженерия, системная биология, в том числе расшифровка структур геномов, моделирование процессов развития, создание нановакцин и других биологически активных наноструктур для применения в медицине. Он был одним из основных в СССР организаторов работ по расшифровке геномов живых организмов (1970-1980 гг.). Первым в мире определил последовательности ДНК, кодирующие все рибосомные РНК дрожжей Saccharomyces cerevisiae. Организовал работы по характеристике генетических особенностей жителей России для составления генетических карт населения страны. Такие карты позволяют устанавливать взаимосвязи между генами и предрасположенностью к различным заболеваниям. Эти исследования дают возможность составлять индивидуальный «генетический паспорт» человека. Его статьи на конец 2019 года имели более 3000 ссылок по данным международного статистического центра Web of Science. Научные достижения значительны, но мне хотелось бы остановиться на характеристике Константина Георгиевича как человека, поскольку, на мой взгляд, масштабность деяний человека определяется силой его личности.

Константин Георгиевич выбрал область молекулярной биологии и стал генетиком. И в этом выборе опять оказался на острие проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития человечества. Он занимался молекулярной генетикой, созданием ГМО. Ему много приходилось бороться с невежеством. И тут хочется отметить его замечательную черту. Это толерантность к глупости и невежеству. Многие ученые, особенно те, кто работает в областях, «перекликающихся» с темами, волнующими общество и журналистов, раздражаются и даже свирепеют, когда слышат безграмотное и эмоциональное изложение

Сергеева Марина Глебовна

проблемы «неспециалистами». Поэтому ученые стараются избегать такого общения. Чаще всего это приводит к печальным последствиям для ученых. Например, когда в начале 1990-х теория «новой хронологии» А.Т. Фоменко привлекла широкий интерес общественности, многие профессиональные историки даже не желали обсуждать эту тему под предлогом того, что «это не научная теория, а коммерческий проект, пусть математики зарабатывают, как хотят, тут даже обсуждать нечего, это вне науки». Пока не стало понятно, что идея настолько захватила массы, а общий уровень образования у «принимающих решения» представителей власти настолько упал, что появилась опасность пересмотра учебников истории еще и по этому поводу. Только тогда ученые-историки начали выступать перед общественностью. Многие специалисты предпочитают скорее жить в «башне из слоновой кости», чем разъяснять профанам суть своей работы и пропагандировать знания своей области среди непрофессионалов. Такой снобизм свойственен не только ученым, но и людям других профессий, основанных на знаниях. И, конечно, такой подход и такое отношение не подходит для современности, когда доступ к различной информации есть у всех слоев населения, да и деятельность представителей разных профессий постоянно пересекается. На границе незнания в какой-то момент находится каждый. Будучи профессионалом в одной области, ты можешь быть неофитом в другой. Поэтому следует быть терпимым к незнанию, т. е. невежеству. Невежество может быть воинственным и агрессивным. Это определяется биологической природой человека. Неизвестность у многих вызывает чувства отторжения или агрессии. Только у немногих — любознательность и желание познать. Толерантность — признак не только ума и воспитания, но и умения размышлять, обдумывать новую информацию, приспосабливать ее для решения своих стратегических задач.

Такое длинное отступление я позволила себе потому, что толерантность к невежеству и глупости — это редкое качество у профессионалов. А у Константина Георгиевича его присутствие заслуживало особого отношения. Он работал в таких «животрепещущих» областях современной науки, как создание генномо-дифицированных продуктов и редактирование генома. В 1990-е годы, да и позже, «борьба с ГМО» проходила волнами. Вдруг газеты, различные правительственные организации, президиум академии наук и сам институт начинали забрасывать письмами «против ГМО». Иногда эти письма были почти под копирку написаны и обычно связаны с каким-нибудь законопроектом или выделением государственной поддержки химической промышленности. Такая борьба была характерна не только для нашей страны, но и для других стран. Пересекались экономические интересы разных областей промышленности, разных компаний, политические — в борьбе разных стран, а также общая неинформированность общества и опасение наступления новых

Академик К.Г. Скрябин в передаче «Очевидное -невероятное» С.П. Капицы

Мечта в 20 лет. Будущий институт К.Г. Скрябина (нарисовано его другом, архитектором Е.В. Ассом)

Центр «Биоинженерия» -воплощенная мечта

технологий. Константин Георгиевич видел проблему во всем ее многообразии и в свойственной ему спокойной манере говорил, что если народ пока не готов, то... Институт десятилетиями работал над созданием ГМ-сортов картофеля. Но эти сорта не разрешили к использованию. Значит, говорил Константин Георгиевич, еще не готовы. Нужно больше заниматься просветительской работой. Разъяснять, что ГМ-продукты в наши дни более безопасны, чем многие другие продукты на наших прилавках, поскольку проходят гораздо больший контроль качества.

Чему еще лично мне удалось у него научиться, так это ценить время. Однажды я спросила его, какое он может дать объяснение тому, что по статистике 75% нобелевских ученых «вышли» из лабораторий Нобелевских лауреатов. То есть в биографии подавляющего большинства этих ученых было время, обычно в начале их научной карьеры, когда они работали под руководством выдающихся ученых. Я предложила на рассмотрение варианты, что в успешные научные лаборатории исходно более высокий конкурс желающих молодых ученых, а также круг социальных связей, образующихся при работе в такой лаборатории, исходно продвигает по «научному социальному лифту». Константин Георгиевич не отрицал влияния такой «социализации», считал, что много различных компонентов приводят к успеху такого уровня, как получение Нобелевской премии. Но он считал, что главный компонент успеха молодого ученого заключается в том, что он начинает решать крупные по масштабу задачи. При этом Константин Георгиевич несколько раз подчеркивал, что главный ресурс человека — не социальные связи, ум или образование (хотя они, безусловно, важны), а время и масштаб задач, которые он решает. Действительно, одинаковое время ученый тратит в своих экспериментах на решение мелких задач и крупных проблем, поэтому и результат разный.

Сам Константин Георгиевич ставил перед собой масштабные задачи, умел мечтать. По его просьбе его друг, Евгений Асс, нарисовал образ института, который Костя сделает в будущем. Им было в это время по 20 лет. Мечта заставляла работать и стремиться к вершинам. Не каждый в 20 лет мечтает о великих открытиях и достижениях! Да и достигают вершин немногие. Смотрящий только под ноги не видит звезды.

А вот фотография реально созданного в 1991 году К.Г. Скрябиным Института РАН — Центр «Биоинженерия», который входит теперь в состав федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» Российской Академии Наук.

Константин Георгиевич много занимался просветительской работой среди молодежи. С самого начала существования нашего журнала он входил в редакционную коллегию, много сделал для концептуального развития исследовательской деятельности молодежи. Многократно выступал на открытиях и на научном лектории Всероссийских юношеских Чтений

Сергеева Марина Глебовна

имени В.И. Вернадского с программными лекциями. В 2003 году это была лекция на тему «Трансгенные растения: мифы и реалии», в 2006 году — тема «Изменение парадигмы биологии XXI века», а в 2012 году — тема «Конвергенция естественных и гуманитарных наук». В 2010 году выступал на Международной исследовательской школе в Звенигороде с лекцией на тему «Человеческий геном: познай себя». К этим выступлениям он относился с большой ответственностью, скрупулезно обдумывал тему лекции и тщательно готовился. Надо отметить, что публичные выступления всегда были для Константина Георгиевича испытанием, вызовом самому себе. До 20 лет он заикался, да и потом характеризовал себя как стеснительного человека. «Перед каждой лекцией, которую я читаю, у меня бывает абсолютно мокрая белая спина». И ему удавалось удержать внимание пестрой аудитории (школьники, их учителя, научные руководители, все из разных областей исследований, из разных регионов страны). В аудитории Чтений имени В.И. Вернадского бывало более 800 человек, но больше часа с особым вниманием слушающих о новых горизонтах науки. Для кого-то именно эти лекции стали определяющими в выборе жизненного пути.

Поражало его умение мыслить масштабно, стратегически и в то же время конкретно. В 2004 году он создал проект «Кадры для биоинженерии», основная идея которого была в повышении качества обучения студентов региональных ВУЗов без создания новых образовательных структур и учреждений. Первоначально студентов отбирали по эссе, летом они приезжали на месяц в Центр для чтения лекций и работы в лабораториях. Сейчас такая форма кажется привычной, а тогда подобных школ на базе Академии Наук практически не было. Я в то время (2006-2012 гг.) была вовлечена в международный проект Нью-йоркского политехнического университета по созданию дистанционного обучения по магистерской программе по биоинформатике. Тогда у нас в России практически не было этому аналогов, поэтому я всем с восторгом рассказывала, как замечательно учиться и учить дистанционно. Случайно в начале 2009 года разговорились на эту тему с Константином Георгиевичем, он загорелся идеей присоединить дистанционные курсы к отбору на его образовательный проект. Не успела я оглянуться, как уже была вовлечена в перевод своего курса на русский, его адаптацию к программам по молекулярной биологии и биохимии в России. А Дмитрий Викторович Чистяков, аспирант на тот момент К.Г. Скрябина, реализовал все в виртуальной обучающей среде Moodle, и в том же году сотни студентов со всей России (и даже русскоговорящего зарубежья) бесплатно проходили курс по молекулярной биологии, азартно придумывали задачи и общались на форуме. За несколько лет студенты отшлифовали курс и придумали много интересных заданий. От этой истории лично у меня остались яркие воспоминания: я была ошеломлена организаторскими способностями

К.Г. Скрябин в 2010 г. Лекция на Международной исследовательской школе (фото А.С. Обухова)

i jO- Rfis,

ч %

I

Future is you4

Лучших студентов дистанционных курсов приглашали на очную школу в Москву

К.Г. Скрябина, низким уровнем преподавания современной молекулярной биологии во многих региональных вузах, тягой студентов нашей страны к полноценному образованию. К сожалению, проект не нашел финансовой поддержки у Министерства образования и науки, несколько лет продержался на энтузиазме молодых ученых и прекратил свое существование. Но за то время, что он существовал, многие ребята получили качественное обучение, побывали в Москве, многие поступили в магистратуру и аспирантуру университетов Москвы, работали в Центре. Это был новый подход к интеграции процессов обучения и научного исследования. Думаю, что проект не только помог конкретным людям в их судьбе, но и явился прообразом дистанционных образовательных проектов последних лет.

Один из важных признаков благородства человека — умение быть благодарным. Константин Георгиевич всегда в рассказах о своей жизни обращался к своим учителям и тому влиянию, которое они на него оказали. В его кабинете весели их портреты. Кроме отца и деда это были портреты В.А. Энгельгардта, А.А. Баева. С Владимиром Александровичем Энгельгардтом, основателем молекулярной биологии в России, они часто пересекались в академическом кругу общения отца. «Я часто видел его, приходя в гости к отцу — видел эту легенду. Трудно было не попасть под обаяние этих людей. Разговоры об их творчестве, об их работе, конечно, это повлияло», — так Константин Георгиевич вспоминал о своем выборе жизненного пути.

Академик Александр Александрович Баев был непосредственным учителем К.Г. «Человек с фантастической судьбой, он вернулся в науку после 50 лет, он 17 лет был в сталинских лагерях, и после этого он становится провидцем, который придумал в России программу геном человека», — говорил Константин Георгиевич. Также много благодарных слов было сказано в адрес Уолтера Гилберта и Алана Максама, с которыми ему удалось пообщаться во время стажировки в США.

Уолтер Гилберт получил Нобелевскую премию по химии в 1980 году за разработку метода секвенирования ДНК. Секве-нирование — это определение последовательности биополимеров (белков и нуклеиновых кислот). Метод секвенирования ДНК среди ученых носит название Максама-Гилберта. «И мы с ним (Аланом Максамом) работали в одной комнате. Это опять судьба, счастье, провидение. Я не знаю. Мне очень повезло, что полгода, даже немного больше, я работал плечо к плечу с этими людьми. Школа Гарвардского университета и возможность проработать с этими людьми — удивительные обстоятельства». «Русская интеллигентская школа А.Н. Белозерского, А.А. Баева плюс жесткая конкурентная школа Гарвардского университета— то, что сформировало меня как исследователя в дальнейшем».

Как отмечал Константин Георгиевич в своих рассказах о деде и об отце, главным в их деятельности было служение

Общение с К.Г. Скрябиным - встреча с Ученым и Личностью_

Сергеева Марина Глебовна

человеку. Это же было важным и для него самого. Но эта идея служения в классических традициях русских интеллигентов неразрывно была связана с чувством собственного достоинства и необходимостью свободы выбора. «Я сделал фантастически правильный выбор», — говорил Константин Георгиевич. «Генетическая биоинженерия, генетическая биотехнология — это и есть наука XXI века». В беседах о будущем генетической инженерии он говорил: «Я как человек, гражданин, ученый сделал свой выбор. Это единственный способ помочь России и вообще человечеству». Вот три личностные позиции, которые формировали эту личность и определяли его действия.

Что еще характеризует Константина Георгиевича как личность? Вот несколько его ответов на вопросы журналистов. «Ваш любимый афоризм?» — «Поспешай медленно». «Главное качество мужчины — это порядочность». «Что больше всего в жизни беспокоит?» — «Судьба моих детей». «Человек может быть счастлив только если он занимается любимым делом». Найти свое дело и состояться в нем — это очень непросто, поэтому людей счастливых немного, говорил Константин Георгиевич. «Несмотря на все сложности, я считаю себя очень счастливым человеком. Отец считал себя очень счастливым человеком, и дед считал себя очень счастливым человеком, потому что они и все мы занимаемся делом, которое поглощает на 200%. Вы просыпаетесь и думаете о своем деле. Засыпаете и думаете о нем. И, конечно, очень важно окружение, ваши те друзья, что рядом с вами, те соратники, коллеги, которые с вами вместе работают и живут. Очень важны семья, дети, отцы, матери. Я думаю, это определяет счастье в жизни». Этой цитатой мне хотелось бы закончить рассказ о Константине Георгиевиче Скрябине. Люди уходят, но мы продолжаем их помнить, продолжаем учиться у них. щ

Основные работы К.Г. Скрябина в системе «Истина»:

• https://istina.msu.ru/profile/Skryabin_KG/

Публикации К.Г. Скрябина в изданиях журнала «Исследователь/Researcher»

(до 2009 года — «Исследовательская работа школьников»):

• Скрябин К.Г. Растения XXI века // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. С. 7-21.

• Скрябин К.Г. Карьерная траектория: школа — вуз — научный центр и практика ее реализации в Центре «Биоинженерия» РАН // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», 2009. С. 149-152. (Библиотека журнала «Исследователь/Researcher»).

Публикация о К.Г. Скрябине как члене редакционного совета журнала

«Исследователь/Researcher»:

• Скрябин Константин Георгиевич // Исследователь/Researcher. 2009. № 2. С. 24-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.