Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ / ЕДИНОБОРСТВА / ДЕТЕРМИНАНТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Статинов Н.М.

В статье рассматривается проблема развития спортивной мотивации у борцов на начальном этапе обучения, значение ее формирования как для соревновательной, так и тренировочной деятельности. Представлены факторы, обуславливающие низкую результативность и сохранность контингента учащихся в единоборствах на этапе начальной подготовки, их взаимосвязь с мотивацией в спорте, возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Статинов Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 371.7

Статинов Н.М.

магистрант

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития спортивной мотивации у борцов на начальном этапе обучения, значение ее формирования как для соревновательной, так и тренировочной деятельности. Представлены факторы, обуславливающие низкую результативность и сохранность контингента учащихся в единоборствах на этапе начальной подготовки, их взаимосвязь с мотивацией в спорте, возможные пути их решения.

Ключевые слова: спортивная мотивация, тренировочный процесс, начальный этап подготовки, единоборства, детерминанта.

Понятие мотивации у человека включает все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, идеалы и т. п. В широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения человека вообще. С. Л. Рубинштейн писал: «Мотивация - это через психику реализующаяся детерминация. Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [4].

Мотивация является функциональным органом психологической организации личности, ее индивидуальным субъективным проявлением. Ее сила, направленность всегда обусловлена характером объекта и отношением субъекта к нему.

Изучая мотивацию спортивной деятельности, Р. А. Пилоян дает следующее определение: «Мотивация - особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» [3].

Изучение системы формирования спортивной мотивации представляет собой актуальную проблему тренировочного процесса и обусловлена необходимостью исследования мотивов борцов разной спортивной квалификации в процессе физической подготовки.

Спортивная деятельность с ее интенсивной тренировочной работой и состояние нервно-психического напряжения на соревнованиях, окрашенного эмоциональными переживаниями спортсмена, является хорошим полигоном, где мотивация проявляется очень ярко и результаты спортсмена, в первую очередь, зависят от его мотивов [4].

Содержание тренировочного процесса необходимо строить с учетом мотивов занятий, характерных для юных борцов. Мотивация - это сложный, социальный, психологический процесс, имеющий вполне конкретную основу. Формирующим и направляющим началом любой активности выступает мотив, являющийся побудителем к действию, поступку, деятельности [2].

Исследования в области борцовских видов единоборств свидетельствуют о том, что в первые два года обучения до 70% занимающихся уходят из детско-юношеского спорта. Это обусловлено несколькими факторами: во-первых, тренеры не уделяют должного внимания сохранению контингента занимающихся; во-вторых, педагоги игнорируют на первых этапах подготовки юных единоборцев процесс активно действенного отношения к занятиям спортом - мотивацию [1].

Мотивация спортивной деятельности связана с потребностями, ценностями и является функциональным органом психологической организации

личности, ее индивидуальным субъективным проявлением. Ее сила, направленность, устойчивость обусловлена характером объекта, где выступает единоборство (дзюдо, самбо, спортивная борьба) и отношением спортсмена к нему [4]. Процесс формирования мотивации занимает продолжительное время, следовательно, его целесообразно начинать сразу с первых месяцев тренировочных занятий. Особое внимание на начальном этапе предлагается уделять развитию внутренней мотивации, промежуточному целеполаганию.

Несомненно, что от человека слабомативированного нельзя ожидать большой отдачи в любом деле. Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивный результат, не меньшее значение имеет и то, что, не зная особенностей мотивации конкретного борца, практически нельзя успешно готовить его к достижению высоких результатов [3].

Для разработки диагностических методик определения уровня мотивации необходимо иметь представление о главных мотивационных детерминантах соревновательно-тренировочной деятельности. К детерминантам, как известно, относятся привлекательность успеха или избегание неудачи, личностный стандарт или уровень притязаний, тип усилий или способностей. Согласно теории «ожидаемой ценности» Х. Хекхаузена, показателем детерминантной психологической силы, которая толкает субъекта к цели, является привлекательность цели.

При исследовании мотивации у юных борцов целесообразно различать относительно консервативные личностные структуры, которые формируются начиная с раннего детства и развиваются. Они также зависят от динамически изменяющихся характеристик, которые теснейшим образом связаны с процессом актуализации мотивов [2].

В развитии мотивов ведущую роль играет мораль. Нельзя сводить мотивы спортивной деятельности к борьбе за лидерство и к стремлению повысить собственный престиж в определённой группе. Тренерам лучше всего

мотивировать спортсменов, опираясь на чувство собственного достоинства, здравый смысл и потребность в самосовершенствовании.

Управление формированием мотивации человека - это сложнейшая психолого-педагогическая проблема. Как считает Д.Б. Кретти, тренеру необходимо знать, что именно «заводит» конкретного спортсмена в определённый момент. Рациональный подход к мотивации спортсмена будет более эффективен, чем использование какого-то упрощенного и примитивного приёма. Тренер, применяющий одну и ту же стратегию мотивации ко всем спортсменам, допускает грубую ошибку.

Личностно-характерологические особенности детей и подростков, занимающихся спортом, определяют характер их поведения в спортивной деятельности. Педагог должен учитывать, что личность каждого ребенка и подростка, занимающегося борьбой, имеет различное сочетание психических особенностей, создающих индивидуальность. Решение проблем спортивной мотивации послужит толчком к раскрытию потенциала спортсмена [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Близневский, А.А. Управление спортивной мотивацией юных дзюдоистов: монография / А. А. Близневский, А. П. Шумилин. Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск: СФУ.-2015. - 90 с. Кулик, Н.Г. Формирование спортивной мотивации у юных спортсменов на этапе начальной подготовки / Н.Г.Кулик, Л.Г. Уляева, О.И. Исламова // Детский тренер. - 2008. - № 4. - 24-29. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. -М.: Физкультура и спорт, 1984г. - 112 с.

Уколов, А. В. Об аспектах развития динамики мотивации спортивной деятельности борцов «самбо» разной квалификации / А. В. Уколов, А. Ю. Сидоренко. // Молодой ученый. - 2010. -№ 9 (20). - с. 315-317.

Шестаков, В.Б. Личностно-характерологические особенности юных спортсменов и их учет в учебно-тренировочном процессе / В.Б. Шестаков // Детский тренер. - 2008. - № 3. - 63-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.