УДК 371.7
Статинов Н.М.
магистрант
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ЮНЫХ БОРЦОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития спортивной мотивации у борцов на начальном этапе обучения, значение ее формирования как для соревновательной, так и тренировочной деятельности. Представлены факторы, обуславливающие низкую результативность и сохранность контингента учащихся в единоборствах на этапе начальной подготовки, их взаимосвязь с мотивацией в спорте, возможные пути их решения.
Ключевые слова: спортивная мотивация, тренировочный процесс, начальный этап подготовки, единоборства, детерминанта.
Понятие мотивации у человека включает все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, идеалы и т. п. В широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения человека вообще. С. Л. Рубинштейн писал: «Мотивация - это через психику реализующаяся детерминация. Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [4].
Мотивация является функциональным органом психологической организации личности, ее индивидуальным субъективным проявлением. Ее сила, направленность всегда обусловлена характером объекта и отношением субъекта к нему.
Изучая мотивацию спортивной деятельности, Р. А. Пилоян дает следующее определение: «Мотивация - особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» [3].
Изучение системы формирования спортивной мотивации представляет собой актуальную проблему тренировочного процесса и обусловлена необходимостью исследования мотивов борцов разной спортивной квалификации в процессе физической подготовки.
Спортивная деятельность с ее интенсивной тренировочной работой и состояние нервно-психического напряжения на соревнованиях, окрашенного эмоциональными переживаниями спортсмена, является хорошим полигоном, где мотивация проявляется очень ярко и результаты спортсмена, в первую очередь, зависят от его мотивов [4].
Содержание тренировочного процесса необходимо строить с учетом мотивов занятий, характерных для юных борцов. Мотивация - это сложный, социальный, психологический процесс, имеющий вполне конкретную основу. Формирующим и направляющим началом любой активности выступает мотив, являющийся побудителем к действию, поступку, деятельности [2].
Исследования в области борцовских видов единоборств свидетельствуют о том, что в первые два года обучения до 70% занимающихся уходят из детско-юношеского спорта. Это обусловлено несколькими факторами: во-первых, тренеры не уделяют должного внимания сохранению контингента занимающихся; во-вторых, педагоги игнорируют на первых этапах подготовки юных единоборцев процесс активно действенного отношения к занятиям спортом - мотивацию [1].
Мотивация спортивной деятельности связана с потребностями, ценностями и является функциональным органом психологической организации
личности, ее индивидуальным субъективным проявлением. Ее сила, направленность, устойчивость обусловлена характером объекта, где выступает единоборство (дзюдо, самбо, спортивная борьба) и отношением спортсмена к нему [4]. Процесс формирования мотивации занимает продолжительное время, следовательно, его целесообразно начинать сразу с первых месяцев тренировочных занятий. Особое внимание на начальном этапе предлагается уделять развитию внутренней мотивации, промежуточному целеполаганию.
Несомненно, что от человека слабомативированного нельзя ожидать большой отдачи в любом деле. Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивный результат, не меньшее значение имеет и то, что, не зная особенностей мотивации конкретного борца, практически нельзя успешно готовить его к достижению высоких результатов [3].
Для разработки диагностических методик определения уровня мотивации необходимо иметь представление о главных мотивационных детерминантах соревновательно-тренировочной деятельности. К детерминантам, как известно, относятся привлекательность успеха или избегание неудачи, личностный стандарт или уровень притязаний, тип усилий или способностей. Согласно теории «ожидаемой ценности» Х. Хекхаузена, показателем детерминантной психологической силы, которая толкает субъекта к цели, является привлекательность цели.
При исследовании мотивации у юных борцов целесообразно различать относительно консервативные личностные структуры, которые формируются начиная с раннего детства и развиваются. Они также зависят от динамически изменяющихся характеристик, которые теснейшим образом связаны с процессом актуализации мотивов [2].
В развитии мотивов ведущую роль играет мораль. Нельзя сводить мотивы спортивной деятельности к борьбе за лидерство и к стремлению повысить собственный престиж в определённой группе. Тренерам лучше всего
мотивировать спортсменов, опираясь на чувство собственного достоинства, здравый смысл и потребность в самосовершенствовании.
Управление формированием мотивации человека - это сложнейшая психолого-педагогическая проблема. Как считает Д.Б. Кретти, тренеру необходимо знать, что именно «заводит» конкретного спортсмена в определённый момент. Рациональный подход к мотивации спортсмена будет более эффективен, чем использование какого-то упрощенного и примитивного приёма. Тренер, применяющий одну и ту же стратегию мотивации ко всем спортсменам, допускает грубую ошибку.
Личностно-характерологические особенности детей и подростков, занимающихся спортом, определяют характер их поведения в спортивной деятельности. Педагог должен учитывать, что личность каждого ребенка и подростка, занимающегося борьбой, имеет различное сочетание психических особенностей, создающих индивидуальность. Решение проблем спортивной мотивации послужит толчком к раскрытию потенциала спортсмена [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Близневский, А.А. Управление спортивной мотивацией юных дзюдоистов: монография / А. А. Близневский, А. П. Шумилин. Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск: СФУ.-2015. - 90 с. Кулик, Н.Г. Формирование спортивной мотивации у юных спортсменов на этапе начальной подготовки / Н.Г.Кулик, Л.Г. Уляева, О.И. Исламова // Детский тренер. - 2008. - № 4. - 24-29. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. -М.: Физкультура и спорт, 1984г. - 112 с.
Уколов, А. В. Об аспектах развития динамики мотивации спортивной деятельности борцов «самбо» разной квалификации / А. В. Уколов, А. Ю. Сидоренко. // Молодой ученый. - 2010. -№ 9 (20). - с. 315-317.
Шестаков, В.Б. Личностно-характерологические особенности юных спортсменов и их учет в учебно-тренировочном процессе / В.Б. Шестаков // Детский тренер. - 2008. - № 3. - 63-68.