Научная статья на тему 'Использование игрового метода при обучении техническим действиям в группах начальной подготовки по греко-римской борьбе'

Использование игрового метода при обучении техническим действиям в группах начальной подготовки по греко-римской борьбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сытник А. А.

В статье в контексте необходимости обучения техническим действиям детей в группах начальной подготовки по греко-римской борьбе рассмотрена возможность использования игрового метода. Раскрыта сущность технической подготовки в греко-римской борьбе. Представлены основные группы игр-заданий, используемых в тренировочном процессе юных борцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сытник А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игрового метода при обучении техническим действиям в группах начальной подготовки по греко-римской борьбе»

В заключении необходимо отметить, что проведенные предварительные исследования по изучению показателей физического здоровья, физического развития, физической подготовленности, координационных способностей у неслышащих и здоровых детей позволили нам разработать коррекционно-развивающую программу на основе игровой и соревновательной деятельности, специализированных учебно-тренировочных модулях.

Список литературы:

1. Аксёнова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1998. -№ 1. - С. 6-8.

2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Диагностика индивидуального здоровья. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с.

3. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 269 с.

4. Астафьев Н.В., Михалев В.И. Физическое состояние умственно отсталых школьников: учебное пособие. - Омск, 1996. - 160 с.

5. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. - М.: Советский спорт, 1991. - 61 с.

6. Байкина Н.Г., Сермеев Б.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих: учебное издательство. - Советский спорт, 1991. - 64 с.

7. Баранов В.М. В мире оздоровительной физической культуры. - К.: Здоровье, 1991. - 136 с.

8. Безруких М.Н., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты). - М.: АКАДЕМИЯ, 2000. - 416 с.

9. Бертынь Г.П., Соловьёва И.А, Модель специального коррекционного образовательного учреждения для глухих // Дефектология. - 1993. - № 6. - 14 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

© Сытник А.А.*

Специализированная детско-юношеская спортивная школа

олимпийского резерва № 13 по греко-римской борьбе, г. Мурманск

В статье в контексте необходимости обучения техническим действиям детей в группах начальной подготовки по греко-римской борьбе

* Тренер-преподаватель по греко-римской борьбе.

рассмотрена возможность использования игрового метода. Раскрыта сущность технической подготовки в греко-римской борьбе. Представлены основные группы игр-заданий, используемых в тренировочном процессе юных борцов.

Основная цель и содержание деятельности специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по греко-римской борьбе делают очевидной необходимость обратить особое внимание к проблеме поиска путей совершенствования подготовки спортсменов уже на начальном этапе. Одной из сторон подготовки борцов является техническая подготовка, под которой понимается степень освоения спортсменом системы движений, составляющей особенности греко-римской борьбы как вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Техника борьбы - это определенная система действий, направленная на достижение победы, совокупность разрешенных правилами соревнований приемов нападения, защиты и контрприемов в стойке и партере.

Как показывает анализ спортивных состязаний, борцы, слабо владеющие техникой, часто применяют невыгодные, нерациональные приемы, рассчитанные главным образом на преодоление сопротивления своего противника. Такие приемы дают результат лишь в том случае, когда атакующий имеет преимущество в силе. И, наоборот, борец, владеющий высокой техникой борьбы, часто побеждает даже физически более сильного противника. Для этого он использует такие действия, которые при правильном сочетании их между собой, правильном направлении и приложении внутренних и внешних сил образуют структуру приемов, защит и контрприемов, обеспечивающих выигрыш в силе, либо выигрыш во времени. Что обусловливает необходимость освоения основных приемов борьбы уже на начальном этапе подготовки детей 10-12 лет.

Под приемом борьбы понимается отдельное законченное действие спортсмена, направленное на изменение положения атакуемого по отношению к ковру.

Основой техники греко-римской борьбы является совокупность рациональных, разрешенных правилами действий-приемов, используемых спортсменами для достижения победы. Прием борьбы представляет собой единое (целостное) действие, состоящее из отдельных простых (элементарных) движений, соединенных между собой в пространстве и времени. В зависимости от сложности технического действия и способа сочетания движений во времени прием может быть разделен на различное количество фаз. Количество же элементарных движений в структуре приемов тоже не всегда остается постоянным, иногда некоторые из них могут быть заменены на другие, а иногда могут отсутствовать [1, с. 314].

Под структурой приемов в борьбе понимается одновременное или последовательное выполнение во времени отдельных элементарных движений

как одного сложного действия. При этом под структурой приема следует понимать не только построение приема из элементарных движений по их форме, но и сочетание их по биологическим связям (одновременность или последовательность сокращения мышечных групп с определенной силой и скоростью).

Практическое знакомство с базовой техникой греко-римской борьбы и изучение отдельных приемов развивают и совершенствуют волевые качества, помогают преодолевать неуверенность и чувство страха, которые возникают при контакте с соперником, умения преодолевать сопротивление соперника, добиваться над ним преимущества, вселяет уверенность в своих силах [2, с. 15]. Вместе с тем следует отметить, что процесс освоения техники спортивной борьбы у детей часто бывает затруднительным из-за отсутствия специального борцовского мата, тренировочных манекенов и другого оборудования.

Анализ научно-методической литературы и образовательной практики показал, что основными средствами технической подготовки юных борцов являются специальные упражнения, игры, а также простейшие формы ведения единоборства. Причем именно игры служат серьезной основой для формирования общей готовности детей 10-12 лет к освоению в дальнейшем приемов и простейших элементов греко-римской борьбы и вместе с тем помогают предупредить утомление и потерю интереса к занятиям.

Учитывая уровень развития произвольного внимания у детей 10-12 лет и мотивацию к двигательной активности, в условиях ранней специализации при усвоении умений и навыков ведения единоборства предпочтительна игровая форма подачи учебного материала, который содержит тактические элементы поединка и строится на базе определенного комплекса технических действий [3, с. 167].

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются:

1. обеспечение всестороннего, комплексного развития физических качеств и совершенствования двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии. В случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2. наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3. широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формирова-

нию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4. соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5. присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к занятиям.

Наряду с положительными методическими особенностями, игровой метод имеет и недостаток - его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

На начальных этапах обучения техническим действиям возникает необходимость твердо усвоить следующие операции: быстро и надежно осуществлять захват, быстро перемещаться, предотвращать достижение захвата соперником или своевременно освобождаться от него, выводить из равновесия, сковывать его действия и быстрым маневрированием завоевывать предпочтительную позицию для достижения преимущества (в дальнейшем - возможной атаки); вынуждать отступать соперника теснением по ковру в захвате; готовиться к необычному началу поединка, который может прерываться и возобновляться по ходу схватки несколько раз (возможно, в худших условиях для одного из борющихся и т.п.).

Для освоения перечисленных выше технических действий греко-римской борьбы в тренировочном процессе детей 10-12 лет используются следующие группы игр-заданий:

1. Касания - проигрываются всевозможные варианты маневрирования на минимальном участке площади и траектории входов в атакующие захваты.

2. «Блокирующие захваты» - проигрываются освобождения от блокирующих захватов и упоров, являющихся одной из основных помех для проведения приёма.

3. «Атакующие захваты» - проигрываются все основные виды взаимоисключающих захватов, формируются умения навязать желаемый захват и предупредить выполнение определенного захвата со стороны соперника. Эти игры сопровождаются значительными мышечными напряжениям, что позволяет использовать их в качестве средства скоростно-силовой подготовки.

4. «Теснение» - эти игры воспитывают чувство «площади ковра» и в сочетании с другими играми составляют основу специальной силовой подготовки.

5. «Дебюты» - эти игры воспитывают смелость, решительность, умение ориентироваться в сложных ситуациях, т.е. формируют мышление борца при выборе способов действия в случаях необычного начала поединка (когда схватка прерывается и возобновляется).

Анализ спортивной практики показал, что молодые борцы вольного и классического стиля, в подготовке которых доминируют игровые формы борьбы, имеют более высокий уровень физического развития и основных двигательных способностей.

Надо также иметь в виду, что определенные игры, проводимые по формуле борьбы, подготавливают к самозащите, а также являются вспомогательными средствами спортивной тренировки. Эти средства на начальных этапах подготовки играют немаловажную роль в определении задатков детей и подростков к тем или иным видам спортивной деятельности [4, с. 18].

Таким образом, необходимо отметить, что игровая форма занятий имеет очевидное преимущество перед другими и ее можно свести к трем сферам жизнедеятельности человека - биологической, нравственной и прикладной.

Игры борца имеют широкой диапазон двигательных действий, составляющих элементы действий борца из различных ее разделов. Творческое использование игрового метода позволяет охватить процесс начального, постепенного овладения школой борьбы, начиная с её элементов и заканчивая поединком со всеми его особенностями, присущими реальной схватке. Образованная на этой основе программа освоения промежуточных операций с помощью игр позволяет быстрее и эффективнее формировать навыки ведения единоборства. Являясь благоприятным фоном освоения приемов, она развивает качества, необходимые борцу, содействует выявлению способных подростков, делает учебный процесс более плодотворным и эмоциональным. Игровые комплексы позволяют обходиться минимальным оборудованием мест занятий и не предъявляют жестких требований к спортивной специализации.

Игры и игровые комплексы построены из элементов простейших видов единоборств. Несмотря на кажущуюся простоту, каждая игра имеет строго определенную целевую установку, которая помогает формировать умения и навыки ведения спортивной борьбы. Сумма знаний, умений и навыков, которая приобретается вместе с усвоением игровых комплексов, позволяет занимающемуся по-новому осмыслить значимость приёмов, возможность их реализации. Одно из главных достоинств игры состоит в том, что в них на фоне всесторонней физической подготовки формируются первые представления о способах достижения преимущества над соперником.

Список литературы:

1. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 475 с.

2. Греко-римская борьба [Текст]: Учебник / Под общ. ред. А.Г. Семенова, М.В. Прохоровой. - М.: Олимпия пресс; Терра-Спорт, 2005. - 256 с.

3. Туманян Г.С. Спортивная борьба: Теория, методика, организация тренировки [Текст]: Учебное пособие: в 4-х кн. / Г.С. Туманян. - М.: Советский спорт, 1997. - 125 с.

4. Подливаев Б.А. Пути совершенствования учебно-тренировочного процесса по спортивной борьбе [Текст] / Б.А. Подливаев, Н.И. Сусоколов: Метод.пособие. - М.: ФОН, 2001. - 39 с.

5. Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности [Текст] / Р.А. Пи-лоян. - М.: ФИС, 2005. - 104 с.

6. Пилоян Р.А. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев [Текст]: учеб. пособие / Р.А. Пилоян, А.Д. Суханов. - Малаховка: [б.и.], 2007. - 99 с.

7. Миндиашвили Д.Г. Учебник тренера по борьбе [Текст] / Д.Г. Миндиа-швили, А.И. Завьялов - Красноярск: Изд. КПГУ 2006. - 213 с.

8. Белов В.С. Строки из истории греко-римской борьбы [Текст] / В.С. Белов. - Новосибирск; Заринск, 2004. - 70 с.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ IX-XI КЛАССОВ НА ОТКРЫТОЙ СПОРТИВНОЙ ПЛОЩАДКЕ

© Черногоров Д.Н.*, Никитин С.Е.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва

Сегодня на территориях многие средних общеобразовательных школ имеются современные стадионы оборудованными спортивными площадками, которые и необходимо использовать школьникам, если нет возможности заниматься в специализированной секции.

Очень часто можно столкнуться с ситуацией, когда школьникам не имеется возможности заниматься силовыми упражнениями в специализированном спортивном зале и самое главное под наблюдением тренера-преподавателя [3]. Сегодня на территориях многие средних общеобразовательных школ имеются современные стадионы оборудованными спортивными площадками (гимнастические городки), которые и необходимо использовать,

* Ассистент кафедры Тяжелой атлетики и гимнастики.

* Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.