Научная статья на тему 'Формирование современных систем управления городским пассажирским транспортом на принципах логистики'

Формирование современных систем управления городским пассажирским транспортом на принципах логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА / URBAN TRANSPORT SYSTEM / ПОДСИСТЕМЫ / SUBSYSTEM / ЛОГИСТИКА / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гузенко А.В., Вальчук Е.С.

В данной статье рассмотрены вопросы формирования эффективной системы управления городским пассажирским транспортом на основе применения интеллектуальных транспортных систем. Проанализирован зарубежный опыт, соотнесены интересы различных подсистем и обеспечивающие информационные и технические средства управления и регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the issues of forming an effective system of management of urban passenger transport through the use of intelligent transport systems. Analyzed international experience, correlated the interests of the various subsystems and provides information and technical means of control and regulation.

Текст научной работы на тему «Формирование современных систем управления городским пассажирским транспортом на принципах логистики»

А. В. Гузенко, Е. С. Вальчук

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ

ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ НА ПРИНЦИПАХ ЛОГИСТИКИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы формирования эффективной системы управления городским пассажирским транспортом на основе применения интеллектуальных транспортных систем. Проанализирован зарубежный опыт, соотнесены интересы различных подсистем и обеспечивающие информационные и технические средства управления и регулирования.

Ключевые слова

Система городского пассажирского транспорта, подсистемы, логистика.

A. V. Guzenko, E. S. Valchuk

THE FORMATION OF MODERN MANAGEMENT OF URBAN PASSENGER TRANSPORT ON THE PRINCIPLES OF LOGISTICS

Annotation

This article examines the issues of forming an effective system of management of urban passenger transport through the use of intelligent transport systems. Analyzed international experience, correlated the interests of the various subsystems and provides information and technical means of control and regulation.

Keywords

Urban transport system, subsystem, logistics.

Транспортная система является одной из основных градообразующих систем: трудно переоценить значение эффективно функционирующих транспортных потоков, позволяющих перемещение значительных объёмов грузов на всевозможные расстояния и пассажиров к местам поглощения пассажиропотоков. Транспортная система имеет несколько векторов функционирования, среди которых, помимо экономического, особое значение имеет вектор социальный, отвечающий необходимости доставки пассажиров к местам приложения труда и отдыха. Вместе с тем эффективно работающая система пассажирского сообщения является залогом работы экономических подсистем города. Такое взаимовлияние делает необходимым развитие транспортной со-

ставляющей города, которая в свою очередь обеспечивает экономическую его привлекательность и дает дальнейший толчок для его развития. Понимание этой системной взаимосвязи позволит формировать эффективные стратегические планы развития.

Соблюдение логистических принципов при формировании стратегии развития, на наш взгляд, представляется перспективным направлением. Возможность применения методологии логистики подтвердила свою эффективность во многих отраслях и сферах деятельности. Вместе с тем существует огромный потенциал применения логистических принципов, умноженных на современные технологические возможности для формирования современных и безопасных систем городского пассажирского

транспорта. Рассмотрим основные преимущества применения логистики в данной сфере.

Прежде всего, необходим системный подход, понимание, что городской пассажирский транспорт — часть более крупной системы города, обеспечивающий как социальную, так и экономическую его стабильность. При правильном понимании данного вектора возможно формирование эффективных показателей на выходе системы: снижение времени перемещений, повышение экономических показателей работы транспортных компаний, снижение общесистемных потерь. При этом на настоящий момент одним из перспективных направлений в работе городских систем пассажирского транспорта считается возможность использования интеллектуальных транспортных систем (ИТС). ИТС представляют собой интеллектуальные инновационные системы, которые синтезируют возможности моделей транспортных систем и транспортных потоков для повышения эффективности взаимодействия участников дорожного движения, а также обеспечения их информативности и безопасности.

Применение этапов системного анализа для формирования эффективных систем управления предполагает проведение декомпозиции системы: понимание основных подсистем, определяющих стороны её работы. Необходимо понимать, что ключевыми здесь будут участники дорожного движения (пассажиры, водители автобусов большой вместимости, пешеходы — те же пассажиры, покинувшие транспортные средства, водители личного автотранспорта, органы государственного регулирования, правоохранительные органы, отвечающие за безопасность дорожного движения, и др.). Перечисленные нами подсистемы — неполный список, возможный при детальном делении системы на составляющие, но, на наш взгляд, отражающие самые основные и

важные стороны, имеющие как многочисленные подцели, иногда вступающие в противоречие друг с другом, так и одну глобальную цель — формирование эффективно работающей системы городского транспорта.

После проведения декомпозиции и выделения основных заинтересованных сторон, определяющих необходимые для системы направления развития, возможно провести синтез дублирующей ИТС, позволяющей учитывать разнонаправ-ленность целей, но вместе с тем определять единое направление развития. Примером таких решений может служить разработка различных систем, позволяющих оптимизировать функционирование каждого из субъектов.

Примером могут служить следующие интеллектуальные решения для пассажиров и пешеходов.

1. Информационные системы для общественного транспорта, включая электронные табло на остановках. Данные системы положительно себя зарекомендовали во многих зарубежных транспортных системах. Яркими примерами могут быть решения в Сеуле (Южная Корея) и Болонье (Италия). На экранах электронных табло можно увидеть следующую информацию: расписание автобуса каждого маршрута, информацию о перемещении общественного транспорта, пробках и ДТП на маршрутах. Для осуществления функционирования подобной системы на каждой остановке размещен специальный терминал, принимающий в режиме реального времени информацию со специальных устройств, размещенных на подвижном составе. Каждый автобус оборудован модемом и GPS-приемником, что позволяет передавать информацию на терминал. Таким образом, пассажиры могут рационально подходить к планированию своих перемещений.

2. Электронные карты оплаты услуг. Такие единые карты широко рас-

пространены в Гонконге (называются Octopus) и Сеуле (называются T-Money). При этом существует не только очевидное удобство для пассажиров (в перечисленных городах это не только карта для оплаты проезда, но и возможность произвести платежи за парковку, билеты в кино, мелкие покупки с супермаркетах), но и присутствует эффект, позволяющий выделить структуру пассажиропотока по категориям, возможности формирования гибких тарифов и тарифных зон для проезда (зоны, ограничения по времени), делая транспортную среду более гибкой, интегрируя различные виды транспорта [2].

При этом для российских реалий использование такого рода карт позволит не только определить общее количество воспользовавшихся услугами пассажиров, но и дифференцировать общий пул пассажиров по транспортным компаниям. На наш взгляд, это дает возможность для развития качественной составляющей транспортных систем и позволяет говорить о перспективе дифференциации маршрутов именно по качественной составляющей. Дополнительно, получаемые данные могут аккумулироваться в едином центре и могут быть использованы органами муниципального регулирования для определения количества выпадающих доходов транспортных предприятий, количества пассажиров, воспользовавшихся услугами той или иной компании. Доходная составляющая компаний станет прозрачной. В таком случае можно более справедливо вести диалог между регулирующими подсистемами и транспортными компаниями по вопросам финансовых взаимоотношений и выполнения последними условий муниципальных контрактов на перевозки.

3. Автоматизация работы светофоров. Примером применения является Сингапур, где в зонах пешеходных переходов пешеходы, нажав специальную кнопку включают зеленый свет. Вместе

с тем, если пешеход имеет особенности, и на переход улицы будет затрачено больше стандартно положенного времени, то необходимо приложить выданную смарт-карту, что увеличивает время горения светофора. Современные решения в области применения автоматизации работающих в городе светофоров позволяют создавать «зеленую волну» для приближающихся автобусов (необходима установка специального датчика, а также принимающего терминала на светофоре), что позволяет продлевать горение зеленого света. Это дает возможность проезжать городскому пассажирскому транспорту общественного пользования с наименьшими потерями на светофорах. Автоматическое управление светофорами широко применяется в Гонконге и Лос-Анджелесе. Благодаря тому что система управления светофорами на поворотах стала пропускать первым общественный транспорт, скорость автобусов увеличилась на одну четвертую (что является значительным результатом). Также интересны примеры, позволяющие автоматически считывать интенсивность транспортных потоков на перекрестках и продлевать зеленый свет на наиболее загруженных направлениях. При отсутствии перпендикулярного потока на светофоре, при отсутствии необходимости пропуска машин, смены сигналов светофора не происходит. На часто загруженных участках дороги, где скапливается большое количество машин (обычно это перекрестки и развязки), под асфальтом проведены сенсорные провода. Эти провода благодаря их чувствительности примерно определяют число машин, находящихся на данном участке дороги.

4. Электронные карты дорог со статистикой пробок. Для водителей реализовано достаточно большое количество специальных программ: навигаторы с возможностью просмотра информации о загруженности на дорогах, автомо-

бильные сводки по радиостанциям по текущей ситуации на дорогах, различные транспортные сайты и планировщики поездок с учетом текущей дорожной ситуации. Рассмотрим наиболее интересные проекты: жители крупных городов России привыкли к краткому обзору текущей дорожной ситуации на некоторых радиостанциях. Однако в Сингапуре и Сеуле пошли дальше: там существует специальный канал, по которому идет передача информации не только о загруженности дорог, но и дорожно-транспортных происшествиях, что повышает уровень общего информирования участников дорожного движения. Положительным моментом здесь однозначно считается возможность формирования индивидуальных маршрутов с учетом загруженности улично-дорожной сети.

Глобальный системный эффект здесь не такой значительный, но в целом достигается более равномерная нагрузка на дорожную сеть личным транспортом. Со стороны социального вектора функционирования системы городского пассажирского транспорта появляется возможность снижения времени перемещения трудовых ресурсов. В конечном итоге сокращение времени перемещения в деловых и трудовых поездках системы позволит получить значительный экономический эффект. Он будет достигнут за счет приведения времени нахождения в пути близкого к нормативным, снизив тем самым показатель транспортной усталости трудовых ресурсов. Этот момент остается обычно неохваченным со стороны государственного регулирования, но активно прописан в теории управления городскими пассажирскими перевозками, и в развитых странах является зоной особого контроля. Понимание связи между экономическим вектором городской системы и социальным вектором пассажирской системы транспорта стал предметом активного внимания, и имеется ряд положительных результатов.

В настоящее время активно используются водителями различные производные программы, которые помогают в маршрутизации с учетом дорожной ситуации. Инновационные технологии в области информирования водителей предполагают возможности использования светящихся знаков, мониторов, электронных табло. Вместе с тем в Европе идут активные разработки в части применения специальных материалов на дорожном покрытии, проявляющихся при определенных температурах. В частности, на электронное табло над дорогой может содержать информацию о температуре воздуха. Тогда как применение специальных покрытий на дорожном полотне при определенных температурах проявляет знак, тем самым информируя об опасности при движении. В частности, нулевая температура воздуха еще не означает возможность образования наледи на дороге, при оживленном движении на дорожном полотне. Вместе с тем близкая к нулевой температура дорожного полотна создает опасность при движении.

Для органов государственного регулирования создаются возможности для сбора информации о движении маршрутных транспортных средств, активном или не очень использовании тех или иных маршрутов конечными потребителями транспортных услуг, величине пассажиропотока и пассажирооборота по направлениям. При этом предусмотрены программные продукты и технические средства, позволяющие контролировать безопасность дорожного движения. Активно используются элементы таких систем и в России, фиксируя скорости движения транспортных средств, соблюдение правил парковки и многое другое. Использование технических средств позволяет повысить общую культуру вождения вместе с повышением уровня безопасности дорожного движения. Городской пассажирский транспорт двигается в общем потоке,

поэтому технические возможности регулирования вопросов безопасности движения также важны. В зарубежных системах наблюдение за дорожным движением позволяет выявлять произошедшие дорожно-транспортные происшествия, организовывать прибытие оперативных служб для эвакуации поврежденных транспортных средств.

5. В ограниченных пространствах тоннелей активно используются датчики загрязнения воздуха и дыма. Дорожные происшествия и непредвиденные аварии в тоннелях могут быть очень опасны, в связи с чем властями стран

Таким образом, современные информационные технологии в области управления функционирования системы городского пассажирского транспорта позволяют значительно охватить со-

Европы и США уделяется внимание датчикам, реагирующим на загрязнения воздуха. Они позволяют не усугублять ситуацию в полузамкнутом пространстве и не создавать помех движению.

Рассмотренные возможности для каждой из подсистем представлены на рисунке 1. Формирование комплексной системы управления позволяет максимально полно охватить все стороны функционирования системы городского пассажирского транспорта, с одной стороны, с другой стороны, каждый из рассмотренных модулей самостоятелен и является частью интегрированной системы.

ставляющие транспортного процесса, уделив внимание социальной направленности, экологичности и экономической составляющей.

Органы государственного регулирования Возможности: - слежение за безопасностью дорожного движения; - регулирование движения с учетом загруженности; - регулирование количества подвижного состава и соблюдения условий муниципальных контрактов; - регулирование уровня доходности деятельности транспортных предприятий; - слежение за качеством дорожного полотна

Автотранспортные предприятия - формирование базы данных по пассажиропотокам; - слежение и маршрутизация подвижного состава

Водители - изменение маршрутов с учетом дорожной ситуации; - возможность пользования платными дорогами; - получение информации о погодных и сопутствующих условиях; - доступность парковки

Пассажиры - планирование поездок с учетом доступности и частоты движения маршрутов; - безналичная оплата проезда; - возможность учета социальной особенности пассажиров; - сокращение времени в пути

Рисунок 1 — Возможности использования ИТС для различных подсистем ГПТ

Библиографический список

1. Гузенко, А. В. Системный подход к управлению городским пассажирским транспортом // Транспорт - 2015 : труды междунар. науч.-практ. конф. / Рост. гос. ун-т. путей сообщения. — Ростов н/Д, 2014. — Ч. 4. Технические науки. — С. 299-302.

2. Гузенко, А. В. Интеграция современных систем управления финансовыми потоками в интеллектуальные транспортные системы городов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2014. — № 2 (46). — С. 56-62.

3. Гузенко, А. В. Формирование единого информационного пространства в системе городского пассажирского транспорта // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2014. — №3 (47). — С. 15-20.

Bibliographic list

1. Guzenko, A. V. Systematic approach to managing Urban passenger transport // Transport - 2015 : articles of International scientific and practical conference / RTSU. — Rostov-on-Don, 2014. — P. 4. Technical science. — P. 229-302.

2. Guzenko, A. V. Integration of modern systems of management of financial flows in intelligent transport systems of cities // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2014. — № 2 (46). — P. 56-62.

3. Guzenko, A. V. Establishing a common information space on the urban passenger transport // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2014. — № 3 (47). — P. 15-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.