Научная статья на тему 'Формирование современного цивилизованного предпринимательства как одна из функций государственного регулирования'

Формирование современного цивилизованного предпринимательства как одна из функций государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухортова Анастасия Сергеевна

Основой при формировании цивилизованного предпринимательства является создание государством режима наибольшего благоприятствования для использования потенциала подлинных предпринимателей. Определены пути их государственного эффективного формирования и устойчивого развития: обеспечение экономической свободы предпринимательства; создание четких, равных «правил игры» во всем экономическом пространстве России; формирование экономического механизма стимулирования предпринимательства с соответствующей налоговой, кредитной, страховой, амортизационной системами регулирования; создание эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей. Отмечено, что в период становления современного цивилизованного предпринимательства уровень его государственного регулирования должен быть высоким. В период зрелости подлинного предпринимательства степень государственного регулирования снижается, качество регулирования повышается. Государство и предпринимательские структуры выступают как сотрудничающие партнеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мухортова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MODERN CIVILIZED ENTREPRENEURSHIP AS ONE OF THE FUNCTIONS OF GOVERNMENT REGULATION

The basis of the civilized entrepreneurship formation is the creation by the government of the most favourable regime for the application of the true businessmen's potential. There have been defined the ways of their national effective formation and stable development: the ensuring of entrepreneurs' economic freedom; the creation of proper and equal «game rules» in the whole Russian economic territory; the formation of the economic mechanism of stimulating business enterprise according to appropriate taxation, credit, insurance and depreciation systems of regulation; the creation of the effective system of education, training, refreshing and upgrading the businessmen's educational level. There have been mentioned that in the period of establishing modern civilized entrepreneurship the level of its regulation by the government must be high. In the period of mature entrepreneurship the degree of government regulation decreases, but the quality of regulation increases. The state and the business organizations are co-operating partners.

Текст научной работы на тему «Формирование современного цивилизованного предпринимательства как одна из функций государственного регулирования»

ББК 65.9 (2) 09

А. С. Мухортова Кафедра экономики бизнеса и финансов

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗОВАННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Формирование и устойчивое развитие современного предпринимательства осуществляется посредством его государственного регулирования.

Государство и его службы в период становления свободного предпринимательства должны выполнять следующие основные функции.

Первая функция - формирование субъектов современного предпринимательства, и прежде всего цивилизованных предпринимателей, способных к инновационной, рисковой деятельности и реализующих свои возможности во всех сферах экономики. Социальные условия для формирования предпринимателей в каждой отрасли, комплексе, регионе имеют свою специфику. В то же время социальным условиям присущи общие для современной России характерные черты. С этих позиций проведем анализ «социального лица» современного российского предпринимателя [1].

Для этого целесообразно произвести классификацию предпринимателей по способностям и возможностям заниматься цивилизованным предпринимательством. На основе данного критерия с известной долей условности можно выделить следующие типы.

Первый - «статичные предприниматели», способность которых позволяет традиционными статичными методами получать обычную прибыль в том или другом размере в зависимости от сложившейся конъюнктуры на рынке и его сегментах; экономической, правовой, организационной среды, создаваемой государством для производства, коммерческой деятельности и т. д.

Второй тип - это «подлинные предприниматели», пытающиеся реализовать свои способности даже в современных антипредприниматель-ских условиях и действовать в сфере инновационного воспроизводства на рисковой основе.

Третий тип - «случайный бизнесмен». Существование представителей этого типа в предпринимательстве обусловлено сложившимися в России политическими, социальными и другими условиями: возможностью «нажиться» за счет участия в приватизации, близости к номенклатуре; отсутствием всяких моральных принципов; невозможностью заняться прежним родом деятельности вследствие разорения предприятий, учреждений культуры, образования, сокращения армии и т. д. Этот вид деятельности нельзя назвать предпринимательством.

Для «статичного предпринимателя» должна быть создана благоприятная среда и селективная поддержка в зависимости от значимости сферы, в которой он выполняет необходимые для общества функции.

«Случайный бизнесмен», очевидно, сам будет в основном вытеснен из сферы предпринимательства при создании условий для конкуренции как подлинной экономической состязательности. При этом криминальный бизнес необходимо искоренять, а лица, занимающиеся им, должны быть изолированы от участия во всех видах предпринимательской деятельности.

Самое главное при формировании цивилизованного предпринимательства - создание государством режима наибольшего благоприятствования для использования потенциала подлинных предпринимателей.

Уровень образования предпринимателей в целом выше среднего уровня трудоспособного населения страны и примерно соответствует уровню высшего управленческого звена государственных предприятий. Уровень образования предпринимателей более крупных фирм примерно на 20 % выше, чем уровень образования предпринимателей малых предприятий.

При государственном регулировании процесса формирования цивилизованных предпринимателей целесообразно не только учитывать их сложившийся потенциал, но и создавать условия для использования потенциала тех, кто еще не занимается предпринимательством, но имеет для этого необходимые способности [2].

Государство эффективно сможет выполнить функцию формирования подлинных предпринимателей путем:

- обеспечения экономической свободы предпринимательства;

- создания четких, равных «правил игры» во всем экономическом пространстве России;

- формирования экономического механизма стимулирования предпринимательства с соответствующей налоговой, кредитной, страховой, амортизационной системами регулирования;

- создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей.

Вторая функция государственного регулирования - это формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет:

- непрерывного обновления технологии на базе высших достижений науки и техники;

- внедрения инновационного менеджмента и маркетинга;

- полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей;

- хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики;

- регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов.

Следует отметить, что эффективность государственного регулирования не может быть обеспечена без реализации принципа обоснованного, гибкого, дифференцированного подхода к регулированию поддержки

предпринимательства. Дифференциацию в подходе целесообразно ставить в зависимость от формы собственности предпринимательских структур, эффективности их хозяйствования, сферы предпринимательской деятельности. Одни формы и методы государственного регулирования применимы к предприятиям государственной собственности, другие - к предприятиям частной собственности. Предпринимательство в аграрной сфере, вследствие его особой рискованности, зависимости от колебания природно-климатических условий, длительного цикла воспроизводства, низкого уровня развития производительных сил, давления монопольных структур производителей средств производства для села и предприятий III сферы АПК (хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции), значимости этой сферы для жизнеобеспечения населения страны, особенно нуждается в государственной поддержке. В то же время предпринимательство в посреднической деятельности, особенно если эта деятельность проявляется в гипертрофированной форме, требует такого государственного регулирования, которое направлено на ликвидацию и недопущение различных посредников, паразитирующих на предпринимательстве в сфере производства и перераспределяющих доходы покупателей в целях своего обогащения за их счет.

При формировании цивилизованного предпринимательства важно реализовать один из важнейших принципов государственного регулирования - мотивационную направленность формирования и развития предпринимательства [3]. Механизм государственного регулирования и поддержки призван обеспечивать:

- инновационную, рисковую деятельность всех предпринимательских структур;

- ускоренное формирование эффективных предпринимательских структур в «точках роста» общероссийской и региональной экономики;

- формирование современного предпринимательства, прежде всего в сфере производства;

- формирование и ускорение развития подлинного предпринимательства в приоритетных функциональных комплексах народного хозяйства России: АПК, ТЭК, наукоемкого машиностроения, конверсионного сектора ВПК, производственной, социальной и рыночной инфраструктуры;

- эффективную структурную перестройку народнохозяйственного комплекса и обеспечение оптимальной специализации производства с ориентацией на производство продукции, обладающей конкурентными преимуществами на мировом, российском, региональном и местном рынках;

- научное обеспечение современного предпринимательства;

- поддержку современного цивилизованного предпринимательства государства на уровне федерации, регионов, предпринимательских структур, спонсоров;

- инновационное направление инвестиционного процесса во всех формах и структурах предпринимательства.

В период становления современного цивилизованного предпринимательства уровень его государственного регулирования должен быть высоким. Без государственного регулирования подлинного предпринима-

тельства не сформировать, что и подтверждает современная практика. Иначе формируется псевдопредпринимательство на криминальной коррупционной основе, которое не способно обеспечить ни устойчивого экономического роста, ни конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках. Такое «предпринимательство» способствует лишь разбазариванию ресурсов, их паразитическому использованию, наносит ущерб эффективному использованию золотого фонда страны - способностей к инновационной рисковой деятельности подлинных предпринимателей. В период зрелости подлинного предпринимательства степень государственного регулирования снижается, качество регулирования повышается. Государство и предпринимательские структуры выступают как сотрудничающие партнеры. Один круг проблем и высокий уровень государственного регулирования обеспечиваются в условиях глубокого экономического кризиса. Другой круг проблем и высокий уровень экономической свободы предпринимательства достигаются в условиях экономического подъема и динамического устойчивого развития экономики.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Предпринимательство: Учеб. для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 475 с.

3. Бусыгин А. В. Предпринимательство: Учеб. - М.: Дело, 2000. - 639 с.

Получено 22.09.04

THE FORMATION OF MODERN CIVILIZED ENTREPRENEURSHIP AS ONE OF THE FUNCTIONS OF GOVERNMENT REGULATION

A. S. Muhortova

The basis of the civilized entrepreneurship formation is the creation by the government of the most favourable regime for the application of the true businessmen’s potential. There have been defined the ways of their national effective formation and stable development: the ensuring of entrepreneurs’ economic freedom; the creation of proper and equal «game rules» in the whole Russian economic territory; the formation of the economic mechanism of stimulating business enterprise according to appropriate taxation, credit, insurance and depreciation systems of regulation; the creation of the effective system of education, training, refreshing and upgrading the businessmen’s educational level. There have been mentioned that in the period of establishing modern civilized entrepreneurship the level of its regulation by the government must be high. In the period of mature entrepreneurship the degree of government regulation decreases, but the quality of regulation increases. The state and the business organizations are co-operating partners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.