Научная статья на тему 'Социальные аспекты государственного регулирования предпринимательства на современном этапе'

Социальные аспекты государственного регулирования предпринимательства на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вакуленко Р.Я., Логинова И.В.

Международный опыт показывает, что нигде современное предпринимательство не может развиваться, а тем более формироваться без государственного регулирования и поддержки. В странах с развитым современным предпринимательством давно считается правомерным тот факт, что государственное регулирование в тех или иных формах и масштабах является одним из серьезных инструментов социальной рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные аспекты государственного регулирования предпринимательства на современном этапе»

Вакуленко Р.Я.

канд. экон. наук, доцент Логинова И.В.

канд. экон. наук, доцент

Орловский государственный технический университет

Регулируемый простор

социальные аспекты государственного регулирования предпринимательства на современном этапе

Международный опыт показывает, что нигде современное предпринимательство не может развиваться, а тем более формироваться без государственного регулирования и поддержки. В странах с развитым современным предпринимательством давно считается правомерным тот факт, что государственное регулирование в тех или иных формах и масштабах является одним из серьезных инструментов социальной рыночной экономики.

Социально-рыночные отношения являются сложной социально- и организационно-экономической системой. Главным принципом их организации является сочетание принципа свободы предпринимательства с принципом социального выравнивания. Свобода предпринимательства требует простора для производителя и потребителя, продавца и покупателя, для формирования спроса и предложений, экономической состязательности, одинаковых «правил игры» для всех субъектов предпринимательской деятельности.

Социальное выравнивание обусловливает общественно-значимую ориентацию свободного предпринимательства, обеспечивающую социальную защиту всех слоев населения: предпринимателей, менеджеров, наемных работников, продавцов и покупателей, а также наиболее социально уязвимых слоев населения — пенсионеров, молодежи, инвалидов, безработных и т. д.

Воплощение данного принципа в жизнь требует использования соответствующих методов и средств разрешения противоречий, свойственных рыночному механизму самоорганизации экономики, в том числе и свободному предпринимательству. Главные из этих противоречий заключаются в следующем. Рыночная экономика наиболее эффективно проявляет свои созидательные функции в условиях свободной конкуренции как формы экономической состязательности и в свободном предпринимательстве. Однако этому противоречит то, что каждый предприниматель стремится обеспечить себе устойчивое монопольное положение на рынке или в отдельных его сегментах. Этого положения достигают, в основном, крупные предприниматели. Конкуренция, предпринимательский тип хозяйствования ведут к превращению одних мелких предпринимателей в крупных, получающих высокий предпринимательский доход, и к банкротству других. При банкротстве предпринимательских структур их работники пополняют армию безработных, таким образом, происходит усиление дифференциации общества.

Объективно предпринимательство создает материальную основу для обеспечения общего благосостояния, но предприниматели не заинтересованы в производстве общественных товаров и услуг. Рыночный организационно-хозяйственный механизм сам по себе не способен разрешить эти и другие противоречия. Это возможно осуществить только посредством соответствующих функций государственного регулирования.

Государство выступает гарантом создания условий для конкуренции как подлинной экономической состязательности, социальной направленности рыночных отношений, в том числе и предпринимательства в народном хозяйстве в целом, в регионах,

предпринимательских структурах всех организационно-правовых форм в интересах всего общества.

Государство создает систему экономических механизмов, предотвращающих гипертрофированное развитие монополизма, деструктивное поведение монопольных структур, направляющих монополизм в русло «мирного сосуществования» с конкуренцией, в такой их синтез, который обеспечивает повышение устойчивости экономического развития и устойчивого благосостояния всех членов общества. Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

В период становления свободного предпринимательства в России государство выполняет такую основную функцию, как формирование субъектов современного предпринимательства и, прежде всего, цивилизованных предпринимателей — людей, способных к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики и реализующих эти возможности либо в каждой отрасли, либо регионе или предпринимательской структуре.

На данном этапе экономической реформы формирование подлинных предпринимателей можно осуществить, учитывая социальную базу и условия России в целом и каждом регионе в отдельности. Социальные условия для формирования предпринимательской среды в каждой отрасли, комплексе отраслей или регионе имеют свою специфику. В то же время этим условиям присущи и общие характерные черты. Предпринимательство — это специфическая область деятельности, которая ведется на инновационной рисковой основе. Его главной целью является не просто извлечение прибыли, а сверхприбыли — предпринимательского дохода, который может быть получен только в результате использования инновационных, рисковых способностей предпринимателя.

Проанализируем социальное лицо современного российского предпринимателя, воспользовавшись аналитическими материалами общероссийского объединения «Круглый стол бизнеса в России» и академического центра «Российские исследования». Состав и качественные характеристики современного российского предпринимателя формировались на четырех этапах становления бизнеса. На первом этапе (1987-1988 гг.), характеризовавшемся «волной возрождения бизнеса», в кооперативы объединились представители, главным образом, спекулятивного мелкого бизнеса, сферой деятельности которых, в основном, стала мелкооптовая и розничная торговля. До выхода закона о кооперации они спекулировали товарами, в том числе и привозимыми из-за границы. Под видом кооперативов открывались мелкие частные торговые фирмы. Четверть таких бизнесменов была связана с уголовным миром, а 22,5 % из них привлекались к уголовной ответственности. Накопленный же опыт ведения такого бизнеса в сфере торговли мог или даже еще сможет пригодиться при формировании подлинного предпринимательства в перспективе, но в целом эти бизнесмены не могут создать базу для формирования цивилизованного предпринимательства.

На втором этапе формирования бизнеса (1989-1990 гг.) в частный бизнес влились управленцы, инженерно-технические и научные работники государственных производственных предприятий, из них 46 % составляли сотрудники промышленных предприятий и отраслевых НИИ, 15% — работники министерств и ведомств, остальные — работники других учреждений, в том числе аппарата КПСС и ВЛКСМ. Эта разная по качеству группа бизнесменов в перспективе могла дать больше (по сравнению с первой волной) современных предпринимателей, особенно из состава управленцев, ИТР и научных работников. Однако нельзя было считать и эту группу опорной базой формирования цивилизованных предпринимателей.

На третьем этапе (1991-1992 гг.) армию бизнесменов пополнили руководители приватизированных предприятий различных сфер и отраслей и, прежде всего, транспорта и строительства. Сумев «прихватизировать» за минимальную плату или бесплатно государственную собственность, они смогли пустить в хозяйственный оборот деньги, накопленные от деятельности в теневой экономике. И эти бизнесмены также лишь частично могли «переродиться» в подлинных предпринимателей. На четвертом этапе, начавшемся в 1992 году и продолжающемся в настоящее время, бизнесменами стали те, кто сумел использовать результаты массовой «шоковой» приватизации. Наряду с процессом формирования слоев крупных и средних бизнесменов идет процесс формирования малого бизнеса. Как и прежде, это бизнесмены разного качества. Определенная часть из них при создании соответствующих условий могут стать подлинными предпринимателями в различных сферах экономики.

Учитывая сферу деятельности и качество современного российского бизнеса, его состав, менталитет, уровень профессионализма, условия формирования и т.д., процесс создания критической массы предпринимателей будет весьма продолжительным. Создавая условия для трансформации современных бизнесменов в подлинных предпринимателей, целесообразно провести классификацию и анализ их способностей и возможностей заниматься цивилизованным современным предпринимательством. На основе этого критерия можно выделить следующие типы современных бизнесменов. Первый тип — статичный бизнесмен. Он занимается лишь простым бизнесом, позволяющим нединамичными методами получать обычную прибыль в размере, зависящем от сложившейся конъюнктуры на рынке или его сегментах, экономической, правовой, организационной среды, создаваемой государством.

Второй тип — случайный бизнесмен. Представители этого типа «пришли» в бизнес случайно, в результате сложившихся политических, социальных и других условий. Этому способствовали и возможность «нажиться» за счет участия в приватизации, и близость к номенклатуре, и отсутствие всяких моральных принципов, и трудности условий жизни, и невозможность заняться прежним родом деятельности - вследствие разорения предприятий, учреждений культуры, образования, сокращения армии и т.д.п. Третий тип — это зарождающийся подлинный предприниматель, пытающийся реализовать свои способности даже в современных антипредпринимательских условиях, способный работать в сфере инновационного воспроизводства на рисковой основе. Для статичного бизнеса должна быть создана благоприятная среда и селективная поддержка в зависимости от значимости сферы, в которой бизнесмен выполняет необходимые для общества функции. При этом как можно быстрее необходимо освободиться от криминального бизнеса. Случайный бизнесмен, очевидно, в основном, будет вытеснен из сферы бизнеса при создании соответствующих условий для конкуренции. Поэтому самая главная функция государственного регулирования на современном этапе — создание режима наибольшего благоприятствования для максимального использования потенциала зарождающихся подлинных предпринимателей.

Окончание следует

& рыночная экономика наиболее эффективно проявляет свои созидательные функции в условиях свободной конкуренции

& государство создает систему экономических механизмов, предотвращающих гипертрофированное, развитие монополизма

& предпринимательство — это специфическая область деятельности, которая ведется на инновационной рисковой основе

& процесс создания критической массы предпринимателей будет весьма продолжительным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.