ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ
С. И. ОТЕВ
В статье проводится ретроспективный анализ теоретических воззрений на сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности. Раскрываются основные цели и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности в современных условиях, проводится анализ государственного регулирования предпринимательства с позиции теории общественных и частных интересов.
Ключевые слова: теория предпринимательства, государственное регулирование предпринимательской деятельности, функции предпринимательских структур.
В качестве одного из основополагающих стратегических детерминант непрерывного экономического развития и достижения адекватного уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России в целом, в каждом ее регионе, во всех сферах и отраслях воспроизводства, на каждом предприятии и в их объединениях.
Внутренним механизмом рыночного хозяйствования является конкуренция. Чтобы быть конкурентоспособными при современных производительных силах, необходимо поставить на устойчивую основу их воспроизводство. Такой основой является непрерывное совершенствование производительных сил и производительных отношений на базе инновационного воспроизводства.
Для того чтобы быть равным партнером в мировом хозяйстве и на мировом рынке, нужно сформировать предпринимательский тип воспроизводства в стране и ее регионах. Сам процесс создания и воспроизводства предпринимательского типа невозможно формировать в отрыве от мирового хозяйства. Так как современный уровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах производства. Нужно обосновано выбрать свою нишу в мировом рынке, используя свое преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное время Россия в целом, ее регионы в частности [1].
Россия, ее регионы располагают такими основными факторами, как богатые природные ресурсы. Но этого далеко не достаточно, чтобы быть конкурентоспособными на мировом и на-
циональных рынках. Во-первых, для того чтобы национальные издержки производства были ниже мировых, необходимо рациональное природопользование. Для этого весь цикл производства (от добычи до получения конечного продукта) нужно организовать на новых, передовых технологиях и соответствующей им технической основе. Во-вторых, необходимо задействовать имеющийся интеллектуальный потенциал (ученых, предпринимателей, специалистов высшей квалификации) для создания и эффективного использования инноваций. Все это требует особой производительной силы - предпринимателей и ее реализации в предпринимательской деятельности [3].
Однако для того, чтобы предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который явится одним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса России и ее регионов на путь устойчивого экономического развития, входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношений в мировое хозяйство, нужно правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства. На этом прочном научном фундаменте целесообразно формировать современное цивилизованное предпринимательство.
Теория предпринимательства развивалась в нескольких направлениях. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником этого направления можно считать французского экономиста Р. Кан-тильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвидением и способностям к риску, а также способный к реализации их с целью получения до-
полнительного дохода [7]. Он может заниматься предпринимательской деятельностью на любой стадии воспроизводства: в процесс производства, обмена, потребления. В процессе обмена, например, используя расхождение между спросом и предложением, предприниматель, покупая товары по более низкой цене и продавая по более высокой, рискуя при этом, может получить более высокий доход по сравнению с тем, кто не рискует.
Данной точки зрения придерживались И. Тю-нен и Ф. Найт. Первый связывал предпринимателя и предпринимательство с непредвиденным риском. Используя в своем деле риск, беря на себя полную ответственность за него, предприниматель получает непредсказуемый доход. Ф. Найт, развивая данную концепцию И. Тюнена, связывал непредсказуемый риск с чрезвычайной неопределенностью, которую нельзя спрогнозировать, вычислить [4]. Предприниматель, обладая способностью использовать такие чрезвычайные обстоятельства, прогнозируя лучше и оперативнее других, получает более высокие доходы по сравнению с обычным бизнесменом.
Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать с взглядами Ж. Б. Сэя и А. Маршалла. Эти известные экономисты считали, что функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства (капитала, земли и труда) и получать предпринимательский доход [2].
Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й. Шумпетера. Это третье направление в создании теории предпринимательства является наиболее основательным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития. Он поставил себе задачу - разработать теоретическую модель процесса экономического развития во времени и найти ответ на вопрос: «Как экономическая система производит ту силу, которая беспрестанно ее развивает?» Проведя анализ существующих экономических теорий, он пришел к выводу, что они применимы исключительно к стационарному процессу воспроизводства и потому являются статичными. Статичные теории, которые мы сегодня изучаем по переводимым зарубежным учебникам, раскрывают условия рыночного равновесия и способы его восстановления под влиянием внешних обстоятельств (природы и общества), а не под воздействием внутренних источников экономического развития. При стационарном процессе воспроизводства, согласно концепции Й. Шумпетера, нет
места предпринимательской прибыли, т. е. нет места предпринимательскому доходу как дополнительной прибыли.
По Шумпетеру, экономическая система само-развивается только тогда, когда в ней осуществляется не просто рациональные комбинации факторов производства, как это следует из концепции предпринимательства Ж. Б. Сэя, а непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства. Новые комбинации заключаются в изготовлении неизвестного потребителям блага или создании нового качества известного блага, внедрении новых способов воспроизводства (инноваций в процессе производства или коммерческом использовании товаров), освоении новых рынков или новых сегментов рынка, получении новых источников сырья, внедрении новых методов организации труда и т. д. Хозяйственные субъекты, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процессе воспроизводства, Шумпетер определил как предпринимателей. При этом он подчеркивал, что право собственности не является существенным признаком предпринимательства. Понятие «предприниматель» определяется его функцией и способностями тех индивидуумов, которые действительно ее осуществляют при любой общественной формации. Субъекты хозяйствования, перестающие осуществлять новые комбинации, перестают быть предпринимателями [6].
Предпринимательскую функцию могут выполнять люди, обладающие особыми способностями к инновационной деятельности. Это особый тип хозяйствующих субъектов. Труд предпринимателя - качественно новый труд по сравнению с обычным хозяйствующим субъектом. Это труд инноватора.
По Й. Шумпетеру, экономический процесс предпринимательства заключается в процессе получения не просто обычной прибыли, а сверхприбыли - предпринимательской прибыли в результате осуществления новых комбинаций при воспроизводстве. Это направление в развитии теории предпринимательства по существу игнорируется статичными экономическими теориями, господствующими в наше время.
Краткий анализ истории экономической мысли в разработке основных направлений теории предпринимательства, которые отражают историю развития реального предпринимательства в мире, позволяет сделать следующий вывод: хотя цельной теории современного предпринимательства еще не создано, но имеется солидный теоретический задел, чтобы раскрыть экономическую сущность и содержание предпринимательства.
М. Портер, проанализировав большое количество наиболее конкурентоспособных отраслей, предпринимательских структур девяти наиболее развитых стран мира, обобщив результаты исследования группы из 24 ученых этих стран, аналитический материал различных школ бизнеса и экономики, министерств, банков, других организаций, частных лиц (бизнесменов, экспертов, менеджеров и т. д.), сделал наиболее обоснованные выводы об источниках устойчивого конкурентного преимущества стран, отраслей, предпринимательских структур [2].
Приведем важнейшие выводы из данных исследований. Самая важная причина сохранения конкурентного преимущества предпринимательских структур - непрерывная модернизация производства и других видов предпринимательской деятельности. Чтобы сохранять преимущества, необходимо расширять набор их источников, непрерывно их совершенствовать, переходить к преимуществам более высокого порядка, которыми являются стратегические инновации: технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы организации труда, производства, маркетингового обслуживания и т. д.
Развитие предпринимательской деятельности во всех отраслях экономики неразрывно связано с государственным регулированием субъектов хозяйственных отношений. Это обусловлено прежде всего тем, что бизнес и государство могут сосуществовать только дополняя друг друга.
Так, по мнению И. М. Минчакова, государственное регулирование предпринимательства является важнейшим инструментом создания комфортных условий для успешной деятельности предпринимательских структур, обеспечения высоких темпов экономического роста и повышения уровня социально-экономического развития страны. Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда, а также получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как меха-
низм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране [5].
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
- разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающего правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;
- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль над соблюдением правил конкуренции;
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-
инвестиционной политики и научно-технической политики;
- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.
Интересным с методологической точки зрения является анализ государственного регулирования с позиции теории общественных и частных интересов. Анализ эволюции экономики показывает не-идентичность интересов государства и бизнеса. Это связано с отсутствием ориентации отдельных хозяйствующих субъектов на общественную эффективность. В такой ситуации участие государства в процессе производства становится неизбежным и колеблется от полного огосударствления до государственного регулирования. Таким образом, с точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов общества - экономический рост и полную занятость. В области пересечения интересов государства и бизнеса, а также при активном взаимодействие указанных субъектов может осуществляться эффективное государственное регулирование предпринимательства. Направления государственного регулирования предпринимательства определяются целью, сформулированной в рамках социально-экономической стратегии развития страны, итог которой заключается в обеспечении устойчивого экономического роста. Целью государственного регулирования предпринимательства в странах с рыночной экономикой является создание условий для стабильного функционирования предпринимательской среды.
Существуют два основных теоретических направления: теория общественных интересов и теория частных интересов, которые являются универ-
сальными и могут быть применены к государственному регулированию предпринимательства:
Теория общественных интересов в рамках государственного регулирования предпринимательства рассматривается в границах концепции «фиаско рынка» и способности «государства» сгладить несовершенства рыночного регулирования.
Теория частных интересов рассматривается в границах концепции «фиаско правительства», что трактуется как повышение уровня нестабильности в предпринимательской среде из-за бюррократези-рованности и коррумпированности органов власти.
Заметим, что в условиях глобализации мирового экономического пространства требуется интеграция теории общественных и частных интересов, а соответственно и оптимальное сочетание способов государственного регулирования и рыночного саморегулирования в сфере предпринимательства.
Литература
1. Абриянов Г. В. Предпринимательство: от теории к практике. М., 2009.
2. Агапова И. И. История экономической мысли. М., 2009.
3. Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М., 2007.
4. История экономических учений / под ред. А. Г. Худокормова. М., 2002
5. Минчаков И. М. Основные задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Вестник Тамбовского университета. Тамбов, 2010. Вып. 1 (81).
6. Топсахалова Ф. М.-Г., Топсахалов Р. А. Экономическая сущность и принципы государственного регулирования предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2007. № 11.
7. Ядгаров Я. С. История экономических учений. М., 2002.
* * *
STATE REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY: EVOLUTION OF THEORETICAL VIEWS
S. I. Otev
In article the retrospective analysis of theoretical views on essence of state regulation of business activity is carried out. Main objectives and problems of state regulation of business activity in modern conditions are revealed, the analysis of state regulation of business from a position of the theory of public and private interests is carried out.
Key words: business theory, state regulation of business activity, function of enterprise structures.