ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ БИЗНЕС-СОЗНАНИЯ В РОССИИ В XXI ВЕКЕ
I В.Э. Полетаев
Аннотация. Статья посвящена государственной политике современной России по развитию инновационного бизнеса, активизации участия частного предпринимательства в разработке и внедрении в производство новых технологий. Автор анализирует опыт становления российского бизнеса и формирование политики государственного регулирования частного сектора, характеризует перспективы участия отечественного бизнеса в модернизации экономики страны в XXI веке, изложенные в программах стратегического развития России и выступлениях Президента Д.А. Медведева.
Ключевые слова: экономика, бизнес, государственное управление, инновации.
Summary. The article deals with state policy of modern Russia aimed at development of innovative business, activation of business undertaking in creating and introduction advanced industrial processes. The authoranalyses the experience ofbusiness's establishment and formation of market regulation in Russia, defines the perspectives ofinvolving business quarters in the economic modernization, stated in government strategic plan for expansion and official statements of Russian President D.A. Medvedev.
Keywords: economy, business, governance, innovation's, President D.A. Medvedev.
252
[¡^ сентября 2009 г. в ходе встречи X к} в Кремле с участниками Валдайского клуба Президент Российской Федерации Д.А. Медведев заявил о необходимости кардинальных структурных преобразований российской экономики, направленных на преодоление зависимости от сырьевого сектора. Он связал эту проблему с другой не менее важной задачей — с повышением роли частного предпринимательства в диверсификации экономики, развитии реального конкурентноспособного производства, объем которого должен быть, по крайней мере, соизмерим с сырьевым сектором. Д.А. Медведев призвал деловое сообщество страны выработать новое бизнес-мышление,
которое определило бы рост инвестиций в инновационное, высокотехнологичное производство. «Мы должны поменять бизнес-парадигму», — заявил Президент [1].
Таким образом, преодоление системных проблем социально-экономического развития России рассматривается не только в контексте текущих финансовых и производственных решений: на первый план выдвигается формирование принципиально новых подходов к их осуществлению, развитие творческого, инновационного потенциала, который составляет основу цивилизованного рыночного мышления XXI века.
Задача диверсификации экономики и модернизации всей хозяйствен-
ВЕК
ной и социальной инфраструктуры стала стержнем стратегических программ развития страны до 2020 г. Одним из важнейших факторов их реализации является деятельность отечественного частного бизнеса, составляющего структурную и социальную основу рыночной экономики.
Характер и степень воздействия частного предпринимательства на мо-дернизационный процесс определяется не только уровнем деловой активности бизнес-сообщества и объемом финансово-экономических ресурсов, которые находятся в его распоряжении, но и направленностью инвестиций, а также рядом неэкономических аспектов, в том числе, общественной позицией частного бизнеса, его социальной ответственностью, корпоративной этикой, которые в значительной степени определяются исторической спецификой развития современного российского предпринимательства.
Предпринимательский слой и связанные с ним профессиональные группы, обеспечивающие функционирование рынка, сформировались в России за короткий исторический период в достаточно сложных и противоречивых условиях реформ 1990-х г. На начальном этапе становления российского рынка еще не были созданы эффективные финансовые рычаги, которые обеспечили бы более активное внедрение частного бизнеса в промышленное производство, обновление основных фондов и развитие технологий за счет частных инвестиций. Отсутствовал опыт взаимодействия между органами государственного управления и предпринимательскими структурами на местах. Формальное провозглашение приоритета интере-
сов предпринимательства в государственной политике не создало атмосферы взаимного доверия между бизнесом и властью; предпринимательство существовало во многом, не благодаря, а вопреки установкам государства и общества [2].
В результате отсутствия продуманной стратегии экономического развития, несовершенства правовой и правоохранительной сферы в 1990-е гг. в России сложились условия для формирования олигархических групп, получавших сверхприбыли за счет эксплуатации сырьевых ресурсов страны. При этом малый и средний российский бизнес был поставлен перед дилеммой: уходить «в тень» или начинать заведомо бесперспективную борьбу с административными барьерами и налоговыми органами. Так, на 1 января 1994 г. в стране существовало 44 вида налогов на производителя, из них 16 федеральных, 5 областных и 23 местных. «Как можно работать в таких условиях?» — задавались вопросом многие предприниматели [3, 186].
Неуверенность в будущем, отсутствие гарантий защиты частного бизнеса со стороны государства негативно сказывались на менталитете и деловой культуре молодого российского предпринимательства. Бизнес всех уровней был ориентирован на быстрое получение прибыли, достигавшееся, прежде всего, за счет спекулятивных операций, перепродажи импортных товаров.
К концу 1990-х гг. по мере закрепления позитивных тенденций социально-экономического развития страны и повышения жизненных стандартов населения, все большее распространение получает цивилизованное рыночное мышление и бизнес-поведе-
253
ние, характерное для предпринимательства развитых стран Европы и США [4]. Об этом свидетельствует рост социальной ответственности отечественного бизнеса, прежде всего, крупных компаний, расширение объемов и форм их участия в региональных социальных программах, развитие систем социального партнерства.
Многогранная структура человеческого фактора в бизнесе накладывает отпечаток на все воспроизводственные процессы. При этом «экономический человек» современного зрелого индустриального хозяйства значительно отличается от «экономического человека» предшествующих фаз промышленного развития по образованию, квалификации, характеру бизнес-поведения и т.д. Очевидно, что развитие социальной ответственности бизнеса в развитых странах стало неотъемлемой частью деловой и личностной культуры, а также необходимым условием коммерческого успеха.
Цивилизованный бизнес не всегда ориентирован только на сиюминут-254 ную выгоду. Во многих случаях предпринимательские структуры не только не получают прибыль, но и сознательно идут на определенные потери в текущей операции, чтобы получить прибыль в будущем. При этом мотивом может быть приобретение позитивного имиджа, который позволит в дальнейшем отвоевать лучшее место в определенной рыночной сфере, окупив понесенные затраты [5, 12]. В свою очередь, зрелое гражданское общество «в интересах самозащиты стремится отторгнуть бизнес, не отвечающий его интересам. Государство, служащее обществу, принимает законы, ставящие заслон на пути антиоб-
щественных проявлений бизнеса. В современном гражданском обществе изменился и сам предприниматель: сегодня он в значительно большей степени, чем когда-либо ранее, чувствует социальную ответственность за свои действия» [6, 84].
Распространение данных тенденций в российском деловом сообществе является значимым фактором экономического роста и самих компаний и общего роста уровня жизни населения, развития потребительской культуры, социального комфорта и гармонии. Стабильный прогресс современного российского общества может быть обеспечен при условии присутствия в сфере бизнеса и предпринимательства преобразующего звена, имеющего характер движущей силы общественно-экономического развития, и совершенствованием системы «человек—общество—государство» [5, 3].
Элита российского делового сообщества в 2000-е гг. продемонстрировала свою солидарность с нормами деловой этики, принятыми в развитых странах мира. В ноябре 2004 г. XIV съездом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) была принята «Социальная хартия российского бизнеса», в которой ведущие представители делового сообщества Российской Федерации определили свою социальную миссию как «достижение устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека» [7, 214—245].
Частный бизнес является средой, способствующей вовлечению людей в социальное творчество, причем именно творческий подход предпринимателя к своему делу нередко определяет его успех. «Бизнес — это творчество, ежедневный прорыв вперед, игра ума, — говорили участники одной из московских конференций, посвященных феномену российского предпринимательства. — Нужно начинать с малого, если пойдет малое, справишься и с большим... Работа настоящему бизнесмену должна доставлять удовольствие и приносить деньги» [8, 50]. По формулировке Ассоциации менеджеров, «бизнес, как акт предпринимательства, начинается с того, что бизнесмен оказывается в состоянии выполнить следующие задачи: увидеть поле деятельности там, где другие его не видят; создать команду единомышленников; начать действовать там, где другие в нерешительности отступают» [9, 23].
Одним из положительных последствий кризиса 1998 г. стало возникновение у промышленных компаний интереса к обновлению технологий, которое в этот период происходило, главным образом, за счет зарубежных инвестиций из-за недостаточного внимания государства к инновационному процессу и сохранявшегося недоверия бизнеса к власти [10, 111].
В новом веке отечественный крупный бизнес играет все более заметную, но все же недостаточную роль в сфере технологических инноваций. По данным Госкомстата в период 2001—2005 гг. промышленно активными являлось около 10% российских промышленных предприятий [11, 154]. Наибольший интерес российские компании проявляли к закупке
иностранных технологий и оборудования, при этом уровень инвестиционной активности в России был существенно ниже не только по сравнению с ведущими державами, но и развивающимися странами — Бразилией, Индией и Китаем. Хотя до настоящего времени эта картина не претерпела кардинальных изменений, крупный бизнес стал вкладывать больше средств в научно-исследовательскую сферу, включая создание собственных инновационных подразделений и институтов. По этому пути пошли, в частности, компании «Русский алюминий», «Силовые машины», «Норильский никель». Наблюдался и рост финансирования частным бизнесом научно-исследовательских программ, осуществлявшихся в государственных НИИ и вузах. Расходы на НИОКР четырех компаний («Газпром», «АВТОВАЗ», «Северсталь» и «ГМК «Норильский никель» в 2004 г. составили более 4 млрд. рублей, что превышало бюджетные ассигнования на поддержку вузовской науки [10, 113].
Что касается малого и среднего бизнеса, то его участие в инновацион- ¿33 ном процессе за период 1998-2004 гг. не только не возросло, но и снизилось и по абсолютным и по относительным показателям. Общая численность малых предприятий отрасли «Наука и научное обслуживание» в 1998 г. составляла 38,8 тысяч, а в 2004 г.— только 20,7 тысяч, ее доля в общем числе малых предприятий сократилась соответственно с 4,5% до 2,5% [10, 136].
В настоящее время политика инноваций становится важнейшим направлением развития отечественного бизнеса, необходимым элементом позитивной социально-экономической трансформации российского обще-
ства. Эффективное развитие наукоемкого высокотехнологичного бизнеса в современной России невозможно без системной реализации продуманной государственной политики в области науки и образования, которая обеспечила бы возможность формирования инновационной экономики и предпринимательства [12, 87].
Следует отметить, что формирование основ инновационной экономики до настоящего времени носило фрагментарный характер и происходило преимущественно по отраслевому принципу. Для становления инновационной экономики необходимо изменить структуру финансирования частного инновационного производства, повысить степень участия в нем государства. «Создание компании даже в самых благоприятных обстоятельствах требует от организаторов большой решимости. Государство должно поощрять смелость и целеустремленность. И некоторые государства это делают», — говорится в ежегодном докладе Всемирного банка за 2005 г. [13, 23]. Государство должно от-25и слеживать наиболее успешные технологические проекты частных компаний и оказывать им поддержку, причем выбор таких проектов следует проводить и на федеральном и на региональном уровнях [14, 144].
Распоряжением правительства России от 17 ноября 2008 г. № 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. («Программа 2020»), в которую был включен особый раздел (№ 5) «Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития». В его содержание вошло важнейшее принципиальное по-
ложение, определяющее роль и место каждого из этих компонентов в процессе социально-экономической модернизации страны. «Концепция» определяла, что «именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью». Очевидно, что успех программ социально-экономической модернизации зависит от совокупной деятельности всех слоев и профессиональных групп российского общества, среди которых именно частное предпринимательство может стать главной движущей силой и экономического роста и развития институтов социального рыночного государства.
Российскому предпринимательству в условиях системной модернизации экономики отведена важная роль, которая определяется, в том числе его сущностной способностью идти в авангарде общества, стремлением к развитию, нацеленному на получение и приращение прибыли. «Капитал — вещь объективная, течет туда, где больше прибыли и меньше сопротивление. Предприниматель — тот, кто видит и понимает этот процесс, кто умеет наилучшим образом обслужить капитал, то есть социальная группа, обладающая капиталистическим мироощущением и такими психологическими чертами как упорство, целеустремленность, предпринимательская способность идти на рынке впереди других, стремление и расширению дела» [8, 50].
Основными компонентами, которые могут определить выдвижение российского частного бизнеса в лидеры общественного прогресса, являются:
1) широкое участие предпринимательства в создании инновационной экономики;
2) развитие социальной мотивации коммерческой деятельности и рост социальной ответственности бизнеса;
3) формирование эффективных механизмов взаимодействия частных, государственных и общественных институтов в экономической и социально-культурной сферах.
О том, что тенденция участия российского бизнеса в процессе социально-экономической модернизации и становления гражданского общества в 2000-е гг. приобрела более заметные масштабы, свидетельствует, в частности, регулярно проводящийся «Конгресс национального бизнеса». В 2005 г. под лозунгом «Новый бизнес России — наш шанс в условиях сырьевой экономики» состоялся первый форум, который сразу же зарекомендовал себя как площадка для эффективной коммуникации и дискуссий между представителями российских элит — государственной, предпринимательской, гражданской. Конгресс дал предпринимателям, представителям власти и гражданских организаций возможность обсуждения путей реализации «Стратегии 2020», выявления проблем, сдерживающих развитие бизнеса в стране, поиска совместных путей их решения. Каждый конгресс посвящался какой-либо актуальной проблеме развития российской экономики и предпринимательства: «Экономика суверенной демократии: как России расти быстрее» (2006), «Новый бизнес новой России» (2007), «Пора предпринимать!» (2008).
«Конгресс национального бизнеса — уникальное событие для российского бизнес-сообщества. Здесь идет
открытый обмен мнениями не только с коллегами, но и с представителями федеральной власти всех уровней, а также с лидерами общественных движений и российского гражданского общества», — утверждал корреспондент «Российской газеты» по случаю проведения IV Конгресса в июле 2008 г. [15].
Современный российский бизнес, демонстрируя свою заинтересованность в процессе экономической модернизации страны, выдвигает собственные требования к государству, подталкивая его к созданию более благоприятных условий для предпринимательской деятельности по тем направлениям, которые заявлены в качестве приоритетных в государственных стратегических программах экономического развития. Так, около 70 бизнесменов-руководителей компаний среднего и малого бизнеса, представляющих Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», подписали совместное обращение «Надо спасать российское производство», которое 4 июля 2008 г. было направлено первому вице-премьеру Игорю Шувалову и ¿3/ министру экономического развития Эльвире Набиуллиной [16].
Установление гражданского консенсуса в системе «бизнес — власть» путем введения эффективных рычагов экономического и правового регулирования российского рынка, создания благоприятного климата для развития всех форм и уровней предпринимательства, способно преодолеть такие системные проблемы развития отечественной экономики, как монополизм, коррупция и теневой бизнес [17].
Многие российские академические и отраслевые НИИ работают по заказам иностранных фирм, получая фи-
нансирование не только от партнеров, но и от конкурентов отечественного бизнеса. Очевидно, что одним из направлений экономической политики должно стать поощрение инвестиций со стороны российского предпринимателя в научно-исследовательские и опытно-конструкторские программы. Перспективным направлением, безусловно, являются и совместные российско-иностранные деловые проекты, связанные с российскими научными структурами [18, 145]. Активизация частных инвестиций в производство и развитие технологий предусматривает необходимость развития программ поощрения путем налоговых и кредитных льгот, государственного страхования рисков, в том числе поощрения венчурных компаний [19, 9].
Важнейшее значение в контексте формирования новой бизнес-парадигмы имеет и состояние государственного сектора экономики, уровень эффективности его управления, участие государственных предприятий в свободной рыночной конкуренции, в системах частно-государственного парт-
258 нерства [20, 15].
Инновационная способность общества и государства заключается в накопленном интеллектуальном и образовательном потенциале, в том числе в сфере бизнеса и государственного управления, а также процессах его реализации, выражающихся в динамике производства, во внедрении научно-технических идей и разработок, высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Становление в России инновационной, социально ориентированной экономики предполагает преобладание кадров государственно мыслящих законодателей, управленцев, предпринимателей, ученых и т.п.
[21, 7]. Эта мысль последовательно проводится в выступлениях и статьях Президента РФ Дмитрия Медведева.
В статье «Россия, вперед!» Президент Медведев пообещал, что законодатели примут все решения «для комплексной поддержки духа новаторства во всех сферах общественной жизни, создания рынка идей, изобретений, открытий, новых технологий». В рамках решения амбициозных стратегических задач экономической модернизации, государственные и частные компании получат всемерную поддержку во всех начинаниях по созданию спроса на продукты инновационной деятельности. Значительное внимание будет уделяться и вопросу формирования у молодого поколения россиян представлений о приоритетном значении образования, науки и инноваций в общественном развитии и социальной реализации личности. «Мы будем объяснять нашей молодежи, что важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, которых нет у других, интеллектуальное превосходство, умение создавать вещи, нужные людям... Изобретатель, новатор, ученый, учитель, предприниматель, внедряющий новые технологии, станут самыми уважаемыми людьми в обществе, получат от него все необходимое для плодотворной деятельности», — заявил Д.А. Медведев [1].
Исключительно важное значение имеет тот факт, что современные антикризисные решения правительства России также базируются на идее инновационного развития, которое должно стать не только ключом к преодолению кризисных явлений, но и к качественному переходу в постиндустриальную стадию [22, 33-34]. Разумеется, данная задача, учитывая россий-
скую специфику, очень сложна. Разорвать заколдованный круг технологической отсталости, нерационального использования ресурсов, социальной инертности населения и т.п. возможно лишь при заинтересованном участии наиболее мобильных и восприимчивых к инновациям социально-профессиональных групп, прежде всего, предпринимательского класса.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.kremlin.ru/news/5413
2. Бизнес и власть: Материалы круглого стола Аналитического Совета Фонда «Единство во имя России» 13 апреля 2004 г. / Под ред. А. Вла-диславлева, В. Никонова, А. Салми-на. - М., 2004.
3. Антипов П.Н. Факторы, определяющие развитие приватизированных предприятий / / Предпринимательство и власть: Проблемы взаимодействия: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. М., 1994.
4. Bruyn S.T. A Civil Economy. Transforming the Market in the Twenty First Century. — Ann Arbor, 2000.
5. Некрасов В.Н., Згонник Л.В. и др. Роль государства в формировании конку-рентноспособного предпринимательства. — Ростов-н/д, 2001.
6. Игнатьева С.В. Государство и предпринимательство в России. — СПб., 1996.
7. Социальная хартия российского бизнеса // Бизнес и общество: выгодное партнерство / Под общ. ред. А.А. Нещадина. — М.; СПб., 2006.
8. Калита О., Лазарева О. История формирования новых предпринимателей // Российское предпринимательство: истоки, традиции и современность: Материалы Третьей московской конференции. — М., 1998.
9. Бизнес и общественное развитие России: проблемы и перспективы. Национальный доклад / Под общ. ред. С.Е. Литовченко. — М., 2006.
10. Дежина И.Г., Киселева В.В. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России. — М., 2008.
11. Наука России в цифрах — 2005: Статистический сборник. — М., 2005.
12. Абдулов А.Н., Кулькина А.М. Партнерство науки и власти. Поиск стратегической перспективы // Науковед-ческие исследования. 2009: Сборник научных трудов ИНИОН РАН. — М., 2009.
13. Бизнес в 2005 году: Устранение препятствий на пути развития / Пер. с англ.; Всемирный банк. — М., 2005.
14. Бойко И. Технологические инновации и инновационная политика // Вопросы экономики. — 2003. — № 2.
15. Щедрин В. С осторожным оптимизмом предлагают смотреть в будущее участники Конгресса национального бизнеса России // Российская газета. Федеральный выпуск. — № 4700. — 4 июля 2008 г.
16. http://www.deloros-lo.ru
17. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Центр проблем анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН. — М., 2008.
18. Омельченко Е.В. Проблемы развития пгп деловых отношений между предпри- ^и® нимателями России и США (Можно
ли завоевать американский рынок?) // Предпринимательство в условиях развития рыночных отношений / Российская академия государственной службы. — М., 1997.
19. Государство в условиях смешанной экономики / Науч. ред. А.Г. Зель-днер, И.Ю. Ваславская. — М., 2001.
20. Государство и рыночные механизмы функционирования экономики в современных условиях. — М., 2004.
21. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. — 2009. — № 6.
22. Черновец В. Инновационное производство как антикризисный ресурс // Экономист. — 2009. — № 3. ■