Научная статья на тему 'Основные положения концептуальной модели цивилизованного предпринимательства в Республике Беларусь'

Основные положения концептуальной модели цивилизованного предпринимательства в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В БЕЛАРУСИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гориш И.В.

В статье рассматривается феномен цивилизованного предпринимательства, выделяются возможные пути формирования белорусской модели цивилизованного предпринимательства, приводится характеристика основных качеств и черт характера субъекта цивилизованной формы предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PROVISIONS OF CONCEPTUAL MODEL OF CIVILIZED ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Civilized entrepreneurship phenomenon is considered in the paper; possible ways of the Belarusian civilized entrepreneurship model formation are singled out; characteristic of basic qualities and features of subject character of the civilized form of entrepreneurship activity is given.

Текст научной работы на тему «Основные положения концептуальной модели цивилизованного предпринимательства в Республике Беларусь»

УДК 316.334.23

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

И. В. ГОРИШ

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. Стратегическая задача построения эффективной рыночной экономики в нашей стране делает актуальным создание адекватной цивилизованной модели предпринимательства, которая должна органично встраиваться в Программу инновационного развития Республики Беларусь. Под цивилизованным понимается предпринимательство, соответствующее идеалам справедливости и принципам разумности (в духе понимания цивилизации французскими просветителями XVIII века). Принципы разумности предполагают рациональность организации и механизмов осуществления бизнеса, соответствие прогрессивным мировым тенденциям, накопленному экономическому опыту. Справедливость трактуется как законность предпринимательской деятельности (осуществление в рамках действующего законодательства), честность по отношению к клиентам и партнерам. В контексте справедливости рассматривается также социальная ответственность хозяйствующего субъекта, предполагающая участие предпринимателя в решении социально значимых задач (насыщение рынка необходимыми товарами и услугами, создание рабочих мест, участие в реализации различных социальных проектов, спонсорская помощь и др.). Цивилизованное предпринимательство учитывает интересы всех участников хозяйственного оборота [1].

Понятие «цивилизованное предпринимательство» следует отличать от предпринимательства как культурно-цивилизационного феномена. Чтобы проанализировать предпринимательство как культурно-цивилизационный феномен, обратимся к двум концептуальным ненаглядным понятиям - культурный и цивилизационный срезы общества.

Основная часть. Культурный срез характеризуется такими чертами, как ориентация на творчество, уникальность и самобытность. Под творчеством здесь понимается способность субъекта преобразовывать предметы окружающей действительности в некие новые, абсолютно отличные от исходного материала формы; умение анализировать, синтезировать и экспериментировать с уже имеющейся реальностью. Одной из причин умирания культуры и перехода в состояние цивилизации является отсутствие перманентной необходимости в творчестве.

Основными характеристиками цивилизационного среза являются технологичность, функциональность, алгоритмичность, универсальность. Здесь общество предстает как некая целостная система отношений, которая эту целостность устойчиво воспроизводит в процессе своего функционирования и развития посредством присущих ей организационно-технологических механизмов обеспечения жизнедеятельности (экономических, политических и др.).

Феномен предпринимательства вписывается в цивилизацию, но одновременно содержит куль-туро-творческий компонент.

Предпринимательство встроено в рыночную экономику, но оно в большей степени культурный феномен, нежели сама рыночная экономика, которая представляет собой отработанный универсальный механизм, обладающий постоянным набором характеристик. Рыночная экономика может быть реализована в том или ином социокультурном пространстве с небольшими вариациями. На первый взгляд, предпринимательство также алгоритмично; накоплен богатый опыт осуществления предпринимательской деятельности, отработаны механизмы реализации предпринимательского потенциала. Но прежде всего предпринимательство - это инновационная творческая деятельность, и это отличает его от любой другой формы экономической активности. Творчество выступает как один из показателей культуры. Во-первых, в предпринимательстве есть дух творчества, несводимый ни к каким образцам. А во-вторых, даже допуская тот факт, что механизм осуществления предпринимательства абсолютно универсален, культурно-исторический субстрат, в который переносится модель, всегда будет иметь свои характерные особенности, детерминирующие специфику предпринимательской деятельности.

Предпринимательство как фактор инновационного развития страны может успешно осуществляться только на национально-культурной основе. Следовательно, предпринимательство имеет специфические проявления в культурно-цивилизационных условиях Республики Беларусь. Поэто-

му практика механического переноса на национальную почву форм предпринимательской деятельности, сложившихся в западных странах, приводит к дискредитации самой идеи предпринимательства и ее отторжению.

На наш взгляд, можно выделить 3 основных способа формирования белорусской модели цивилизованного предпринимательства:

1. Попытка внедрить имеющиеся в мировой практике схемы отношений предпринимательство - государство - общество в первоначальном (оригинальном) капиталистическом варианте.

2. Выработать свою особую, уникальную версию.

3. Опираясь на имеющийся опыт в сфере предпринимательской деятельности развитых западных государств, сформировать такую модель, которая бы основывалась на культурно-исторических особенностях белорусского народа.

Рассмотрим достоинства и недостатки каждого пути.

1. К плюсам первого способа можно отнести:

♦ внедрение проверенного практикой прогрессивного опыта;

♦ возможность выбора между имеющимися вариантами развития;

♦ возможность избежать совершенных другими обществами ошибок;

♦ соответствие требованиям процесса глобализации (через унификацию экономических сис-

Его недостатками, на наш взгляд, являются:

♦ игнорирование менталитета и культурно-исторические особенностей, и как следствие - искажение целей и задач, невозможность функционирования системы в заданных параметрах;

♦ провоцирование социальной напряженности.

2. Достоинством второго способа является несомненный учет культурно-исторических особенностей; минус же состоит в том, что не берется в расчет (или вообще отрицается) ценность сложившейся в мире практики осуществления предпринимательской деятельности. Результат -ошибки, требуется больше времени и материальных затрат для апробации и внедрения модели предпринимательства.

3. Плюсы третьего способа формирования белорусской модели цивилизованного предпринимательства заключаются в том, что, во-первых, сформированная модель предпринимательства является наиболее органичной для белорусской реальности, и, во-вторых, исключается отторжение и облегчается процесс внедрения модели в социально-экономическую практику. Вместе с тем нужно ясно представлять, что данная версия требует глубокого теоретического осмысления, проработки и анализа различных вариантов синтеза традиции и инновации.

Модель цивилизованного и социально ответственного предпринимательства должна не слепо копировать зарубежный опыт, а творчески его переосмыслить, адаптировать к национально-культурным особенностям страны, специфике восточнославянского менталитета, традициям и ценностям нашего народа.

Эта модель должна содержать определенные характеристики субъекта и объекта предпринимательства, самой предпринимательской деятельности и среды, в которой функционирует предпринимательство. Предпринимательская деятельность представляет собой специфическую инновационную деятельность, направленную на преобразование предметов, связей и отношений окружающего мира с определенной целью. Но не всякая инновационная деятельность будет предпринимательской. Например, инженерно-изобретательская, инженерно-проектная деятельность являются инновационными, но не предпринимательскими. Предпринимательская деятельность не является деятельностью предпринимателя-одиночки. Предприниматель вступает в разнообразные отношения со многими людьми: другими предпринимателями, производителями, потребителями, властными структурами, экономическими институтами и т.д. Предприниматель и его деятельность включены в сложную многоуровневую систему социально-экономических, политических и культурно-исторических отношений, образующих социальную среду, в которой только и может существовать предприниматель, осуществляющий свою деятельность.

Субъект предпринимательской деятельности должен обладать соответствующими качествами. Речь идет прежде всего о его профессиональной компетентности. Он должен обладать знаниями, умениями и навыками для осуществления инновационной деятельности, т.е. обладать инновационной компетентностью. Субъект предпринимательской деятельности должен обладать инновационной восприимчивостью, хорошо знать наличное положение дел, осознавать область инновационного поиска, уметь видеть элементы нового в относительно устоявшемся, прогнозировать возможные ситуации на рынке на основе анализа тенденций изменения спроса и предложения.

Профессиональная компетентность предпринимателя, помимо его инновационной компетентности, предполагает, что он должен обладать организаторскими способностями и навыками, а также соответствующими знаниями в этой области. Он должен уметь рационально и эффективно, с наименьшими издержками наладить производство товаров и услуг, оптимально организовать взаимодействие людских, материальных, финансовых ресурсов.

Кроме таких черт характера, как предприимчивость, инициативность, энергичность, организаторский талант, целеустремленность, предприниматель должен обладать и специфическими способностями и чертами характера. Это прежде всего способность к риску, причем риску не авантюрному, а осознанному, рационально просчитанному. С этим сопряжена и готовность нести полную личную ответственность по своим обязательствам. Умение рисковать и готовность нести персональную ответственность присущи не многим людям. Это та цена, которую готовы платить предприниматели за право распоряжаться своей жизнью.

Предприниматель тяготится опекой со стороны государства. Он не требует, чтобы ему помогали, так как это связывает его свободу. Он хочет, чтобы ему не мешали. Предприниматель - это человек, который одновременно является и субъектом целеполагания, и субъектом целереализа-ции. Не ему ставят цели, а он сам себе ставит цели и пытается их достичь. Предприниматель обладает способностью угадывать потребности и желания других людей, а затем четко их артикулировать и формулировать свои цели, реализация которых принесет пользу людям, а предпринимателю - материальное благополучие, независимость и моральное удовлетворение от успеха своей деятельности. Он реализует свои, а не чужие цели, что отличает его от наемного работника, который лишь частично реализует свои цели. И это главное, что привлекает настоящего предпринимателя как самостоятельного креативного субъекта, а не возможность обеспечить свое финансовое благополучие, хотя это тоже важно.

Рассматривая характеристики субъекта предпринимательской деятельности, необходимо отметить важность его ценностных ориентаций и мотивов. Цели, ценностные ориентации и мотивы предпринимателя не сводятся только к получению прибыли и обеспечению своего материального благополучия, но выходят за рамки экономической сферы. В социальной плоскости целями предпринимателя являются самоутверждение, самореализация, независимость. В высшей духовно-нравственной сфере его целями становятся доброделание, служение общему благу, что, в конечном итоге, приносит предпринимателю морально-психологическое удовлетворение, чувство значимости и полезности своей деятельности. Предпринимателей, чьи ценностные ориентации имеют целью служение общему благу, можно назвать цивилизованными, социально ответственными, патриотически настроенными.

В контексте ценностно-целевых и ценностно-мотивационных аспектов предпринимательской деятельности нужно рассматривать также юридические и моральные нормы, которые должен соблюдать предприниматель. Цивилизованный предприниматель несет не только юридическую, но и моральную, а также социальную ответственность. В своей деятельности предприниматель вступает в отношения с другими предпринимателями, наемными работниками, потребителями и т.д. При этом он должен соблюдать юридические и моральные нормы во взаимоотношениях с другими людьми. Предприниматели должны руководствоваться моральными требованиями: уважать власть, партнеров, наемных работников, вести честную конкуренцию, цивилизованно разрешать споры и конфликты, уважать чужую собственность, отвергать принцип щель оправдывает средства», относиться с доверием к партнерам по бизнесу. Доверие - один из главных этических принципов предпринимательства, на котором основан такой важнейший инструмент рыночной экономики, как кредит. С доверием связаны чувство долга, обязательность, ответственность за обещанное качество товаров и услуг, ответственность перед партнерами и собственными работниками. Для цивилизованного предпринимателя важной этической нормой является способность соотносить собственные интересы с интересами партнеров, готовность оценить свое поведение со стороны, умение поставить себя на место партнера. Этические нормы требуют от предпринимателя предоставлять правдивую информацию о своей деятельности в расчете получить подобную информацию от своих партнеров.

Поэтому для регуляции предпринимательской деятельности одних юридических норм недостаточно. Одно дело, когда свои правовые обязательства (уплата налогов, выполнение контрактов, долговых обязательств, обеспечение нормальных условий труда, меры экологической безопасности и др.) предприниматель исполняет из-за боязни штрафных санкций или уголовного наказания. Совсем другое дело, когда исполнение этих юридических обязательств базируется на моральных основаниях (честь, достоинство, совесть справедливость и т.п.), т.е. принимает форму нравствен-

ного императива, глубокого морального внутреннего убеждения.

Предпринимательская деятельность, субъектом которой выступает предприниматель, предстает как сопряжение разумной целеполагающей воли предпринимателя не только с объективными законами природной и социальной реальности, но и с потребностями и интересами различных людей. Она содержит объективную и субъективную стороны. К субъективной стороне можно отнести самого субъекта предпринимательства, его знания, умения, навыки, потребности, интересы, цели, ценностные ориентации и мотивы, а также программы, планы деятельности и соответствующие действия и операции. К объективной стороне относятся предмет и продукт деятельности, средства и та объективная среда, которая влияет на предпринимательство как творчески продуктивную инновационную деятельность.

Это необходимая для предпринимательской деятельности среда должна содержать в себе целый ряд взаимосвязанных организационно-институциональных элементов социально-экономического и политического плана. Цивилизованное предпринимательство нуждается в развитой рыночной инфраструктуре. Прежде всего, это наличие юридически защищенной частной собственности, равноправной с другими формами собственности, что вместе с демонополизацией создает необходимые условия для конкуренции. Необходимо четкое нормативно-правовое регулирование социально-экономических отношений, особенно налоговое законодательство, стимулирующее экономическую активность. Должны иметь место разнообразные финансово-экономические инструменты для успешного осуществления предпринимательской деятельности. Наконец предпринимательство нуждается в поддержке со стороны общества, т.е. не только внешней, но и внутренней легитимизации. Эта внутренняя легитимизация должна носить не только психологический, но и нравственный характер и опираться на духовно-мировоззренческие, куль-турно-исторические, религиозные традиции и ценности.

Заключение. В результате исслдеования мы пришли к следующим выводам:

1. Адаптация социально-экономических трансформаций к мировому культурно-цивилизационному процессу должна быть не механическим заимствованием моделей либерализма, а творческим переосмыслением мирового опыта.

2. Предпринимательство в Беларуси может и должно развиваться на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей. Сохранение в нашей национально-культурной самобытности является необходимым условием предотвращения негативных последствий глобализации для Республики Беларусь. В сочетании с государственной политикой в области предпринимательства и созданием организационной, финансовой, правовой инфраструктуры все это должно сформировать в обществе атмосферу поддержки предпринимательства.

3. Представленная идеальная модель предпринимательства фиксирует должное, а не наличное состояние. Реальное предпринимательство в нашей стране пока далеко от этой идеальной модели, которая, тем не менее, может служить эталоном, образцом, к которому нужно стремиться.

СПИСОК источников

1. Блог о бизнесе / Функции предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppblog.ru/osnovyi-predprinimatelstva/funktsii-predprinimatelstva/. - Дата доступа: 12.12.2009.

BASIC PROVISIONS OF CONCEPTUAL MODEL OF CIVILIZED ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF BELARUS

I. Y. HORYSH Summary

Civilized entrepreneurship phenomenon is considered in the paper; possible ways of the Belarusian civilized entrepreneurship model formation are singled out; characteristic of basic qualities and features of subject character of the civihzed form of entrepreneurship activity is given.

© Гориш И.В.

Поступила в редакциюЮ марта 2010г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.